Снабжение в горах
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: Снабжение в горах.
Ж-л «Техника и снабжение Красной армии», №132, 1923-1924 гг.
При горной войне неизбежен переход от армейского корпуса, как меньшей самостоятельной единицы, к значительно более мелким подразделениям, объединенным только единым оперативным руководством старшего начальника. Практика показала, что единственным правильным разрешением вопроса является формирование специальных войск — частей альпийских стрелков, состоящих из небольших отрядов всех родов войск, особым образом обученных и снабженных. Эти части почти не имеют обычного, колесного транспорта и в изобилии снабжены вьючным.
Детали организации снабжения в горах составляют военную тайну и различны в каждом отдельном случае. Как общее правило — ничтожность местных средств и базирование всего снабжения на подвозе из тыла.
Линии горных этапов значительно сложнее обычных.
Линия этапов состоит из двух частей — нижней, колесной, начинающейся от станции железной дороги и кончающейся главным этапом, и верхней, вьючной, начинающейся от главного этапа нижней.
На главном этапе открываются магазины и склады, постоянно пополняемые из тыла, которые ежедневно высылают войскам караваны мулов. Если удаление войск от главного этапа не особенно велико, они получают хлеб в печеном виде. При более значительном удалении, войскам высылаются специальные вьючные хлебопекарни и выпечка хлеба возлагается на части. В армии имеются хлебопекарни нескольких типов, разного веса и разной производительности. Наиболее тяжелая (Годалля) весит около 850 кг и требует 7 мулов для перевозки. На сборку необходимо пять часов. Полезная производительность — 1680 пайков в день. Другие типы несколько легче, переносятся 3—6 мулами, производительность около 1440 пайков.