Материал нашел, перевел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: Geoffrey Winthrop Young. Mountain Craft. Methuen & Co Ltd. London, 1934. под ред. Дж.В.Янга. Искусство горовосхождений. Лондон, изд. Мэтьюэн и Ко, 1934 г.
Первое издание в 1920 году
перевод с английского
Вопрос восхождения с проводниками или без сопровождения является одной из очень важных тем для обсуждения. Но противоречие затянулось, не принимая во внимание изменение современных условий; и терминология «с сопровождением» и «без сопровождения» все еще используют со значением, которое теперь не имеет фактического смысла. Следовательно, обсуждение этого вопроса стало бесполезным для альпинистов, поскольку оно изначально основано на неких неправильных представлениях о процессе.
Широкая общественность, или та ее часть, которая осознала, что само понятие «альпинизм» может являться темой для сенсационных журнальных статей, лелеет одну навязчивую идею на предмет самого восхождения — что проводник является залогом успеха и предусмотрительности. Эта часть аудитории полагает, что проводник все знает и показывает путь и идет по единственно возможному «священному и безупречному» «маршруту», которым обладает каждая подлинная гора: пойти без него означает преднамеренно провалить все дело; что-то типа изгнания машиниста из паровоза, включение рычага машины и уход из нее курить в вагоне первого класса. Важность ошибки состоит в том, что из-за ее постоянства она доминирует над умами большого количества людей, которые ежегодно «берут вершины» из гостиниц. Для них альпинизм означает только традиционный маршрут традиционным способом; и традиция требует того, чтобы их собственный интеллект и персональные качества на день были бы забыты и отданы на управление паре случайных крестьян, лишенных воображения, которые им советуют приостановить осуществление их собственных куда более развитых способностей и работы их совсем по-другому работающих мозгов! Их амбиции похвальны, но они не являются альпинистами в истинном смысле этого слова, и они никогда, возможно, не станут ими. По аналогии с теми, кто пересекает канал на пароходе в качестве пассажиров и не становятся от этого моряками. Но они составляют значительную часть тех, кто идет в горы, и большое количество тех, кто сообщает общественности о своих восхождениях. Поэтому, они вносят большой «вклад» в подтверждение и увековечивание долговечной ошибки.
Великолепная школа иностранных скалолазов, которая широко распространилась в последние годы в регионах к северу, востоку и к югу от Альп, где вершины гораздо ниже, с некоторыми существенными исключениями, не имеет представления о том, что означает независимый альпинизм при восхождении на высокие пики. Они принимают действия и повествование туристов в больших Альпах за типичную картину «восхождения с проводниками», и очень справедливо осуждает это за очевидную нехватку многих из особенностей, которые составляют удовольствие или заслугу при одиночном восхождении без проводника. Поскольку они принимают популярную и ошибочную классификацию «восхождения с проводниками» и «без сопровождения», эти альпинисты помогают продолжению существования этого недоразумения. Наша одинаково блестящая школа британских скалолазов, признавая нелепость использования проводников на коротких подъемах в Шотландии или крае Озер в Уэльсе, часто одобряет такое отношение. Только медленным опытным путем, и в отдельных случаях, когда они сталкиваются с проблемами и фактическими условиями реального альпинизма в высоких Западных Альпах, они постигают величину традиционной ошибки. Поэтому есть некое оправдание Прессе и общественности.
Проводник из прошлого (The Guide of the Chronicles)
И все же отношения альпиниста-любителя и проводника представляются такими, какими они описываются в известной альпийской классике. Мы, альпинисты, так многим обязаны этим ранним исследователям гор и их вдохновенным отчетам, благодаря которым наши ноги сами нашли путь в горы, и которые остаются нашими наиболее уважаемыми компаньонами, что осуждать их в интересах правдивости и нашего современного альпийского ремесла – неблагодарное дело. Но многие из этих заслуженных и известных пионеров, или, по крайней мере, те из них, которые навеки запечатлены в литературе, не были альпинистами в техническом смысле, в котором мы понимаем это слово сегодня. Альпинизм, как искусство, сделал огромные успехи среди любителей и профессионалов по сравнению с их временами, в значительной степени благодаря силе их личного импульса. То, что было верно для их времени, больше не является непреложной истиной. В то же время, их сочинения останутся навсегда источником вдохновения каждого альпиниста, пока об альпинизме нельзя будет забыть как о страсти к зимним видам спорта и авиации. Горовосходителям прошлых лет, несомненно, везло с проводниками. Если им не всегда везло, мы не слышали об этом, или лишь в мимолетном сообщении. Любители в то время были немногочисленны, и самые инициативные, естественно, привлекали к себе внимание пока еще тоже неиспорченных горных крестьян и охотников. Они посчитали их своими компаньонами, умными храбрыми мужчинами, с хорошими манерами. Знание условий восхождения в горы было у таких людей с младенчества, крестьянин приучен к этому с детства. Практически до настоящего момента он был лучше развит физически, чем его работодатель, который был прежде всего исследователем или энтузиастом, идущим в горы.
Проводники, как они есть…
Условия изменились. У гидов больше нет возможности путешествия вверх-вниз по Альпам, чтобы обеспечить новый опыт. Только некоторых из них нанимают вне их родных долин; и когда это случается, они считаются в большинстве случаев местными экспертами, что уменьшают их потребность проявления умственных способностей, чтобы изучать что-то новое. Только в очень редких случаях среди их многократных работодателей они когда-либо получают возможность более длительного контакта с более активным или образованным интеллектуалом, тем, который мог бы воздействовать на их собственную оценку горных проблем. Организованные условия для туристской жизни в Альпах, отдельные апартаменты в гостинице и хижине, огромное количество людей различных национальностей и типов, с которыми им приходится работать и их собственные школы проводников, внушающие точные кодексы поведения, которые следует применять при работе с «господами» запрещают старую свободу общения. У лучших и наиболее востребованных из проводников их манеры на горе и в гостинице сильно различаются. Нет никакой столь абсолютной власти, как хозяин гостиницы в маленьком демократическом швейцарском сообществе во всем, что касается туристского движения.
Мнение среднего хозяина гостиницы относительно природы проводников туристов и относительно надлежащего поведения его, как хозяина гостиницы, по отношению к ним, мало чем отличаются от таковых от главного официанта в городском ресторане. Укоренилась традиция, что проводник - профессиональный слуга. Самый крепкий из демократов альпинизма должен вести себя в горах с учетом того, чтобы только спасти от дискомфорта его гида. Средний проводник группы, имеет дело каждое лето с различными вариантами неспособных любителей горного спорта, часто не говорящих на его языке, и приучен к пассивному восприятию обслуживания группы с целью помощи покорения обычных вершин. Он вырос в традиционной атмосфере отчужденности и учтивого игнорирования своих работодателей.
Утвердилось следующее коллективное мнение: самый независимый из проводников может знать способность своего работодателя по опыту, но редко идет наперекор принятым традициям. Есть и такие проводники, которые, не желают узнавать ничего нового, не хотят учиться при контакте с более образованными умами, или обучаться новым принципам при различных обстоятельствах в их профессии. С формализацией маршрута в деталях на каждый пик, стимул романтики и приключений для них перестал существовать, это проявилось сильнее, чем у любителей. Новое поколение находит свой единственный интерес в осенней охоте на серн, если вообще имеет интерес. Их альпинизм - только бизнес.
Есть некоторые редкие и известные исключения – буквально несколько человек, которые вели первых альпинистов в атмосфере приятного товарищества — но они почти во всех случаях в течение каждого сезона наняты ревнивым работодателям, а для общей массы альпинистов существует только общая масса проводников весьма ограниченного и профессионального склада ума. В продолжении ранней традиции некоторые великие любители старой школы все еще утверждают, что слово проводника должно быть законом во всех тактических и даже стратегических решениях. Это - удачливые мужчины, их знания и репутация дают им право командовать и для них следует сделать исключение. Если бы им так не повезло, то они должны были бы пересмотреть свой взгляд на вещи, или они сегодня увидели бы больше гостиниц, чем хижин, или больше пастбищ, чем вершин.
Любитель, каким он может быть (The Amateur as he may be)
Если в целом проводники не прогрессировали в плане их ответственности и симпатии к альпинистам, качествах, столь существенных для менеджмента, то любители весьма прогрессировали. Горное ремесло, знание законов природы, которые управляют льдом и горами стало точной наукой, и образованная интеллигенция, при правильном руководстве, в состоянии за один сезон получить большой объем знаний, деталей и принципов, на изучения которых потребовались десятилетия экспериментальной работы. Что касается просто технического навыка, а также физической подготовки, равновесия, работы ног, правильного использования ледоруба, веревки и глазомера, то это - явления, обычные для всех спортивных состязаний. Стало очевидным: каждое новое поколение альпинистов, кажется, наследует, почти как инстинкт и без видимого или сознательного обучения, большую приспособляемость, большую интуицию, на самом деле, те необходимые и улучшающиеся физические регуляторы, которые были с большим трудом приобретены предыдущим поколением. Таким образом, хороший любитель сегодня приносит обществу такую высокую квалификацию альпинизма, которую нельзя было предположить пятьдесят лет назад с учетом накопленных знаний.
Заявляя это, я не желаю даже на мгновение, чтобы обо мне подумали, как о человеке, недооценивающим дух или умения немногих великих ранних групп без сопровождения, которые в альпинистском обществе позже притеснялись со стороны профессиональных традиций групп с проводниками. Они должны были столкнуться с враждебной критикой, об интенсивности которой у нас есть теперь небольшое представление. При знании условий альпинизма тех дней их независимое действие, предпринятое преднамеренно на благо альпинизма в качестве исследования, говорило о решительной храбрости и готовности к ответственности, которая, оказалось, была также оправдана их отчетом о работе, которая заслужила наше искренне восхищение. Отношения любителя и проводника, вероятно, в любом случае следовали бы той же линии развития. Но эти пионеры сделали действительно больше, чем ожидали. Они сначала учили любителя тому, что было безопасно для него, если он хотел научиться их ремеслу.
Слово «проводник» теперь потеряло свой изначальный смысл – оно не означает врожденное превосходство во всех областях альпинизма. Так же и любитель теперь обладает наследованными возможностями, которые позволяют ему сделать себя таким же профессионалом, как проводник, и даже в нескольких важных квалификациях.
Смешанный тип альпиниста (The Composite Mountaineer)
Слово «Альпинист» больше не ограничивается значением «человек гор». Это означает достижение высшего мастерства в трудном ремесле, к которому одинаково стремятся и проводник, и любитель. Эта горная наука состоит из нескольких равноценных по важности разделов, в некоторых из которых любитель, в других проводник, начинают с нуля. Есть плохие профессионалы и обычные профессионалы, также как есть плохие любители и обычные любители. В конечном счете, в самых высоких восхождениях, если есть цель наивысшей сложности, она требует самой высокой степени эффективности всех участников; а так как человеческая выносливость ограничена и экономия сил важна для чрезвычайных ситуаций, идеальная комбинация для быстрого и безопасного продвижения экспедиций должна быть найдена в объединении качеств проводника и любителя, причем оба они должны быть высоко квалифицированы в своих вопросах.