Первое издание в 1920 году
перевод с английского
КАВКАЗ
ГАРОЛЬД РЕЙБЕРН (RAEBURN)
Общая топография и строение
Кавказ для альпиниста является более или менее непрерывной цепью высоких ледяных пиков, которая простирается на территории почти в 600 миль между Каспийским и Черным морем.
Географически водораздел этого горного хребта формирует границу между Европой и Азией.
С политической точки зрения, горы расположены в юго-восточном и северо-западном направлении, деля район Кавказа на два района: Северный Кавказ с главным городом Владикавказом; и Закавказье с городом Тифлисом в качестве столицы. Кавказ расположен приблизительно на той же широте, что и Пиренеи, но с более выраженным континентальным климатом, поэтому колебания температуры здесь намного шире, чем в Альпах.
В таком обширном регионе высокогорной страны должно, естественно, быть и широкое разнообразие погодных условий. Говоря в целом о вершинах центральной части горного массива, количество ледников здесь меньше, чем в Альпах в пропорции к подъемам на высоту, они расположены приблизительно на 2000 футов выше, чем в центральных Пеннинских горах (Pennines). Средний уровень, к которому спускаются ледники, здесь значительно выше. Поскольку в среднем склоны гор более крутые, и ледники соответственно также более круты. Как следствие этого, Кавказские ледники являются, как правило, более труднопроходимыми и изломанными, а ледопады более протяженными.
Преобладающий ветер теплый и очень влажный, дует с юго-запада, с практически субтропических берегов Черного моря; сжатого холодными вершинами, таким образом, излишняя влага в этом регионе осаждается в форме снега. Поэтому, несмотря на их северное направление, ледники европейской части склонов Кавказа несколько больше, чем у южных склонов.
Высота, на которой прекращают появляться деревья, почти одинакова с обеих сторон (7000-8000 футов). Особенность горной страны - обширные леса, которые покрывают верхние бассейны многих долин, особенно на южной стороне.
Во многих южных долинах эти леса представлены различными видами лиственных деревьев, таких как береза, бук, дуб, клен и каштан, что придает им разнообразие и очарование, которое не встретишь в более мрачных хвойных, преимущественно сосновых лесах севера. Некоторые северные долины лишены деревьев, и альпинисты сталкиваются с трудностями с древесиной и соответственно с топливом.
Вся горная система по ее условиям может быть разделена на три основные группы.
1. Вершины к югу и к востоку от линии Дарьялского ущелья (Dariel), более правильно называемого Крестовым перевалом, или Главным; в котором хотя и существует так же много высоких вершин, как и в швейцарском Оберланде (Oberland), все же ледники там не простираются на большие расстояния.
2. Большая центральная группа. Она наиболее важная и самая известная. Эта часть горного массива простирается от Казбека, расположенного сразу к западу от вышеупомянутого перевала к перевалу Клукхор (Klukhor), к западу от Эльбруса, на расстоянии приблизительно 130 миль.
На всем этом расстоянии есть только одна главная дорога, она идет через перевал Мамисона (Mamison Pass) (9280 футов), это самая высокогорная дорога в Европе. Все другие маршруты через этот перевал, кроме одного или двух проходов по траве, должны быть сделаны по ледникам, самый низкий из которых находится высоте около 10500 футов выше уровня моря.
3. К западу и к северу от перевала Клукхор находится запутанная группа из несколько более низких, покрытых ледниками вершин, некоторые из них все еще являются непокоренными.
Если мы обойдем вниманием древние традиции и рассказы Аравийцев, греков и евреев, альпинизм в регионе Кавказе имеет современную тенденцию к росту.
Рекорды и Литература
Аравийский Каф (Kaf), еврейский Арарат и великая гора, отмеченная Ахиллом, как тюрьма Прометея, все расположены в регионе Кавказа; остается загадкой, была ли Вавилонская Башня (Tower of Babel) построена где-то поблизости, но сама горная земля Кавказ, является, по сути, «Вавилонской Башней» современности.
Говорят, что сейчас в городе Баку жители разговаривают на ста различных языках и диалектах. Сам Кавказ дает приют огромному количеству многочисленных племен, говорящим на огромном количестве различных диалектов, сколько рек течет в этих краях.
Эти племена почти всегда были в состоянии неугасающей вражды между собой. Нехватка национального единства облегчила для России задачу поглощения этого региона. Нельзя забывать, что большая часть существующего Кавказа не была завоевана Россией. Номинальный суверенитет, которым владеют князья Грузии по отношению ко многим горным племенам только начал реализовываться, когда последний князь пришел к власти уже под защитой Российской Империи.
Это великое разнообразие народов, языков, религий и границ делает путешествие по Кавказу, как и более интересным, так и более трудным. Большинство проживающих там людей ничего не знают о русском языке, и поэтому альпинистам необходимо брать с собой переводчика, обладающего, по возможности, знанием как можно большего количества различных местных наречий.
Абстрагируясь от всего сказочного и невероятного, связанного с регионом Кавказа, самая ранняя попытка восхождения на Кавказе, кажется, была попыткой подняться на Эльбрус, предпринятой группой из четырех ученых, составляющих часть политико-географической экспедиции Генерала Эмануэля (Emanuel) в 1829 году.
Первым автором, который привлек внимание к Кавказу как области для горного исследования, был Преподобный Х. Б. Джордж, рассказ которого был опубликован в газете, прочитанной в Альпийском Клубе 2 мая 1865 года. Первой экспедицией на Кавказ стала экспедиция господ Фрешфилда, Мура и Такера (Freshfield, Moore and Tucker), с Франсуа Девуа (Francois Devouas), в 1868. Группа г. Грове (Grove) последовала за ними в 1874 году, и его книга, «Ледяной Кавказ», является теперь ценной альпинисткой классикой. В 80-х годах британские альпинисты со швейцарскими проводниками, покорили большинство самых высоких пиков. Г-н Кокин (Cockin) был наиболее успешным альпинистом: он и его проводники покорили три самые высокие вершины за один сезон. Господа Дент, Вули и Холдер (Dent, Woolley and Holder) также были очень успешны.
Мои восхождения в Альпах и Кавказе, описаны г-ном А. Ф. Маммери (Mummery), он также описывает и экспедицию 1888 года, когда мы покорили высокую вершину Дых-Тау (Dykh-Tau).
В 90-х в восхождениях участвовало много британских групп без сопровождения проводниками, но по различным причинам они не добились успеха.
С тех пор интерес британцев к Кавказскому региону снизился, несмотря на три вышедшие недавно блестяще иллюстрированных труда: «Исследование Кавказа» Фрешфилда и Селлы (Freshfield and Sella) в 1896; «По высокогорным регионам Кавказа» (Aus den Hochregionen des Kaukasus), г-на Мерцбахера (Merzbacher) в 1901, и «Путешествия и исследования на Кавказе» де Деши (de Dechy) в 1904. У господ Лонгстэффа и Роллестона (Longstaff and Rolleston) была, однако, очень успешная кампания без проводников в Сванетию в 1903.
Российский автор, Афанасьев, изданный на немецком языке в 1913, написал очень полезный небольшой труд, содержащий резюме его восхождений, это сделало его работу «100 вершин Кавказа» (100 Kaukasus Gipfel) очень популярной.
Как доказательство того, что Кавказ как новый центр альпинизма все еще очень далек от того, чтобы исчерпать себя, британские экспедиции в 1913 и 1914, преуспели в эффектных подъемах на десять новых вершин, ни одна из которого не была ниже 13500 футов по высоте.
Доступные маршруты (Routes of Access)
Самый легкий, самый дешевый и самый быстрый путь к центральной группе Кавказских вершин из Лондона - по суше с севера. Маршрут проходит через Берлин, Варшаву и Ростов-на-Дону. Далее на Бакинском поезде до Беслана, к Владикавказу, или российским экспрессом на курорт Минеральные воды к Пятигорску. Еще более интересная отправная точка для подъема в горы - Нальчик, к которому по железнодорожной ветке, открытой в июле 1912, можно доехать за два часа с пересадкой на станции Котляревская на главной дороге Ростов-Баку.
До южной стороны гор можно добраться на машине из Владикавказа или из Даркопа (Darkop) по главной трассе по перевалу Маммисон.
Другой превосходный способ достигнуть южную сторону гор с северной стороны - это использование автомобильного обслуживания (офис указан в приложении Гранд Отеля) из Владикавказа по ущелью Дарьял - правильно Крестовая Гора - перевал к Тифлису, и вокруг по железной дороге Тифлис - Батум. Проезды на машине непосредственно под огромной массой Казбека (16 546 футов), и его ледников займут несколько часов из Владикавказа. Старый маршрут по южной стороне горной гряды, который использовался большинством более ранних английских групп альпинистов, был из Вены в Одессу, а оттуда пароходом от двух до четырех дней, через Черное море с заходом в Севастополь — к Батуму. Короткая железнодорожная ветка соединяет Батум с Кутаис. Отсюда дорога по перевалу Маммисон приводит к Они (Oni) на Верхнем Рионе, и может быть использована для того, чтобы проехать части или все расстояние, в зависимости от того, какую долину или группу вершин Вы желаете посетить.
Для самой западной горной части, лежащей к западу от Эльбруса, порт Сухум Кале на Черном море будет вероятно самым удобным. Для экстремальных восточных регионов Кавказа лучшей отправной точкой можно считать Тифлис.
Способы путешествия
Обычный и самый лучший способ путешествия в горах – передвижение пешком. Все упомянутые города, доступные по железной дороге, находятся на расстоянии более чем однодневного похода от гор. К одному только Казбеку близко подходит автомобильная трасса.
В городах, которые мы выбрали для подхода к горам — Tифлис, Кутаис, Владикавказ, Пятигорск или Нальчик — необходимо использовать транспортные средства или лошадей, и повара-переводчика. Желательно ли Вам купить лошадей на целую поездку, зависит, от того, собираетесь ли Вы больше путешествовать и немного времени посвятить восхождению в горы, или Ваша цель – как можно больше времени провести при восхождении в горах. Покупка лошадей освобождает группу от бесконечной торговли, задержек в пути и раздражения, которые кажутся неотделимыми от необходимости аренды. С другой стороны, покупка влечет за собой необходимость найма, по крайней мере, одного человека для каждых двух лошадей, и это очень увеличивает расходы и интендантские проблемы.
Различные дороги через Кавказские долины, если они вообще существуют, хотя и были значительно улучшены в последние годы, не самого лучшего качества. Российская дорога в горах не является дорогой в обычном значении этого слова; это - просто часть земли, по которой Вы можете ехать, и она никаким образом не проложена, кроме того, что имеется колея от колес проезжающего там редкого транспорта. Дорога через перевал Маммисона - построенная дорога; но она местами чрезвычайно груба, а часто и вовсе прерывается оползнями, в результате падения дерева и схода лавин.
Самым удобным доступным транспортным средством является тройка или фаэтон, легкий, низкий, похожий на альпийскую повозку (char). Более грубая и более обычная «линейка» сделана как низко-посаженный прогулочный ирландский автомобиль на четырех колесах. У него хорошие рессоры, его легкая, свободный конструкция, позволяет амортизировать и приспособиться к выбоинам, валунам и стволам деревьев на более грубых частях дороги. Большинство этих транспортных средств страдает от слабости конструкции и их чрезвычайной старости. Желательно тщательно обследовать каждый экипаж перед началом поездки.
В более отдаленных районах, где такими роскошными способами путешествия нельзя баловаться, может часто достать «арбу». Это легкая двухколесная телега без амортизации. Ее часто тянет пара маленьких, но сильных волов, и хотя темп движения очень медленный, в одну арбу Вы можете поместить большое количество багажа.
Лошади — почти неизменно кобылы — некрупные легкие животные с очевидными примесями Арабской крови. Они послушны, без заметных недостатков, и удивительно стойки. Действительно, по своей стойкости они сильно превосходят среднего мула. Некоторые из «перевалов для лошадей» на южной стороне горной гряды большинство людей посчитало бы невозможными для лошадей и более пригодными для коз.
Седла здесь турецкие, то есть с высокой лукой (pommel) спереди и сзади. Некоторые путешественники рекомендовали взять английское седло. Немногие из наездников, однако, были бы в состоянии усидеть на английском седле, в то время как земная поверхность уходила то вверх, то вниз, открывая ущелья или ледники.
Центры
Как в Альпах, так и на Кавказе, можно совершить больше восхождений, если обосноваться в альпинистском центре, чем при путешествии от одного места до другого. При этом методе можно избежать необходимости транспортировки тяжелых палаток, больших запасов провианта, снаряжения и пр. Несколько легких палаток, чтобы в каждой из них разместить двух-трех человек - все, что необходимо в этом случае.
Хорошими центрами в различных районах являются следующие: на северной стороне это Урусбек, Чегем, Балкар, Безинги, Стирдигор и Жинаго; в долине Тсая, санаторий в собственности М. Сэнгиева в сосновом бору около Рекома (Rekom); гостиница в Сарамаге на Верхнем Ардоне; российские придорожные закусочные Калаки на севере и Тшантшахи на южной стороне перевала Маммисон; Геби на реке Западная Риони; Ушкул на истоках Ингура; Местия или Мулах на Мульхоре; и Бечо ниже гигантских ущелий Ушбы. К Геби и Тшантшахи на юге, и к большинству мест на европейской части гор, в настоящее время можно подъехать на машине.
Снаряжение
Альпинизм на Кавказе находится все еще в «исследовательской» стадии. В случае Казбека, да, можно сказать и Эльбруса, никаких хижин, проводников или организаций для того, чтобы подняться на вершины, не существует. Успех экспедиции поэтому в значительной степени зависит от предусмотрительности организаторов экспедиции. До начала подъема следует обеспечить все необходимое снаряжение и организовать работу группы.
Снаряжение для подъема должно быть аналогично тому, что берут с собой в Альпы; но поскольку что-либо потерянное не может быть заменено, все следует брать с собой, по крайней мере, в двойном количестве. На самом деле, желательно брать с собой три пары горных ботинок — третья пара может понадобиться для носильщиков, если их придется брать с собой на ледник. В любом случае несправедливо и небезопасно брать с собой сильно загруженных мужчин без подобающей обуви («gloved» feet) для крутого ледяного скользкого подъема и снега. Обязательно иметь с собой два ледоруба: один может быть легко сломаться, потеряться или его могут украсть. Следует брать любые самые легкие английские палатки. Восточные сумки с замком и ключом, являются самым удобным методом переноса запасной одежды. Среди запасной одежды следует иметь два или три полных комплекта сменного нижнего белья, конечно, полностью шерстяного, много запасных фланелевых воротников и изобилие чулок, и, конечно, внутренних носков (undersocks), поскольку они практически ничего не весят. «Кошки» - абсолютная потребность, хотя они громоздкие и раздражающие в походе. Желательно упаковать их в жестянку. Они имеют огромное значение для выравнивания возможностей опытных альпинистов и новичков в группе и сохраняют силы и энергию при вырубании ступенек во льду, и заменяют вырубленные ступени при действительно трудном подъеме по скалам или ледяным склонам на высоте.
С двумя парами новых — разношенных — современных горных ботинок альпинисту обычно не нужны запасные гвозди, железная наковальня и молоток для подбивки ботинок для горной кампании в течении двух месяцев.
Обычные запасы — принадлежности для готовки, посуда, тарелки или чашки, (кружки более предпочтительны), столовые приборы, печи типа примуса, свечи и т.д. — лучше всего купить в стране. Самая удобная упаковка - крепкие корзины. Они должны быть сделаны еще дома, и покрыты крепким водонепроницаемым материалом. Размер корзины 25 на 15 на 11 дюймов удобен для перевозок на лошади. Обязателен крепкий замок. Такие корзины могут также служить в качестве сидений в палатках и вне их.
Личное снаряжение должно включать скатывающиеся волосяные матрасы самого лучшего качества, размером 6 футов 6 дюймов на 2 фута 4 дюйма, пуховое стеганое одеяло или спальный мешок и маленькую подушку. Если у палатки имеется пол, то водонепроницаемый чехол для матраца не требуется. Чтобы избежать проблем и дополнительных расходов в поездке и на пограничной таможне лучше ввозить в страну как можно меньше продуктов. За исключением, возможно, джема. Для высокогорной работы джем очень важный продукт и небольшие однофунтовые банки, купленные в Лондоне, чрезвычайно удобны. Немного супов в порошке или брикетах также полезны для чрезвычайных ситуациях. Во всех главных городах, таких как Тифлис, Владикавказ, Пятигорск и Нальчик; также в Кутаиси и Они, а также по дороге на перевал Маммисон находятся превосходные магазины. В них можно купить практически все, доступное в Западной Европе. Много различных видов мясных консервов, фруктов и рыбы, но лучше ничего из них не покупать, разве что нескольких коробок сардин. В стране всегда доступны баранина, домашние птицы и яйца и они более безопасны и более приемлемы, чем консервированные продукты, которые лучше сохранить для чрезвычайных ситуаций и использовать в конце поездки. Наибольшая проблема Кавказского региона - снабжение хлебом. Вдали от городов снабжение хлебом неизменно очень плохое. Он сделан из кукурузы или пшеничной муки, смешанной с рожью, или из одной только ржи; никакие дрожжи или разрыхлитель не используются, и он не печется должным образом. Естественно, он является чрезвычайным испытанием для западного желудка. Если уж приходится есть его, следует его хорошо поджарить. Очень хороший хлеб можно купить в городах, и поэтому там следует закупить его, по возможности, как можно больше. Есть также превосходная форма хлеба, который можно приобрести в некоторых маленьких «духанах» или магазинах внутри страны. Его делают в виде твердых глазированных маленьких колец, нанизанных на веревку, и вывешивают как лук на крыше. Он хорошо хранится и на вкус весьма приемлемый и удобоваримый. Так же хороший способ всегда быть с хлебом - нанять повара-переводчика для сопровождения группы, который умел бы печь хлеб. Нужно только брать с собой муку и маленькую портативную духовку.
Организационные моменты
Переводчиков-курьеров можно найти в Тифлисе и Владикавказе. Им, как правило, не интересно присоединяться к группе альпинистов, или, фактически, покидать город вообще; ходьба для них, даже на несколько миль, неинтересна. На услуги проводников существуют справедливые тарифы — и для Казбека, и для Эльбруса. Несомненно, имеются и хорошие перспективные кадры для развития школы настоящих горных проводников, но их время еще не пришло. Партия альпинистов должна брать с собой собственных проводников, или, лучше, иметь одного из членов группы, который, обладая опытом восхождений в Альпах без сопровождения, мог бы стать квалифицированным проводником и лидером на высотных подъемах.
Основную проблему для лидера группы на Кавказе, не считая трудностей с хлебом и с лошадями, представляют собой носильщики. Горные племена - независимый и «гордый», очень легкораздражаемый народ. В общении с этими полуцивилизованными детьми природы требуется и большой такт, и огромное терпение. Люди не приучены, как швейцарцы, нести тяжелые грузы, и всегда готовы бросить свою работу и сбросить вниз тюки без какого-либо предупреждения.
Повар - очень важный член группы. Он поддерживает комфортную атмосферу существования в горах, и повезло той группе, которая наймет способного человека сразу же в том городе, откуда стартует. Со всех точек зрения необходимо, чтобы по крайней мере один член группы немного знал русский язык. Повар-переводчик, если Вами нанят только один человек, должен говорить, помимо русского языка, по крайней мере, на одном западноевропейском языке, и у него должно быть хорошее знание максимально возможного количества кавказских наречий.
Карты
Общую карту страны, известную как «5-верстовую», можно купить в Тифлисе или в основных Лондонских магазинах, торгующих картами. Она выполнена в масштабе 5 верст = 3,33 мили, или = 1 к 210 000, на дюйм. Эта карта, весьма точная, когда речь идет о равнинной части страны, в горах принесет мало пользы. Самая известная карта - та, которую выпустили г-да Фрешфилд и Селла в своем труде «Исследование Кавказа» (Эдвард Арнольд, Лондон, 1896). Это общая полезная карта в масштабе 5 верст, хотя масштаб является слишком маленьким, чтобы должным образом показать горы.
Герр Мерцбахер привел очень удобную карту в масштабе 5 верст = 3,33 мили = 1 в 140000 в своей весомой работе «По высокогорным регионам Кавказа» (Aus den Hochregionen des Kaukasus), (Лейпциг, 1901). Эту карту можно купить у издателей. Он пытается дать больше названий высот и деталей горной местности, чем Фрешфилд; но это, в некоторых случаях, привело к умножению ошибок. Были добавлены названия гор, местоположение которых исследователи не смогли найти, а в юго-восточной части центральной группы номенклатура вершин и данные по их высоте часто вводят в заблуждение. Безусловно, самая полезная карта, фактически обязательная для каждого альпиниста и горного исследователя, который не подготовлен сделать свою собственную карту, это российская одно-верстовая карта. Она выполнена в крупном масштабе (1/42000). Она передает с очень значительной точностью формы ледников и гор, так, как они видимы с положений, доступных для исследователей. Не все вершины имеют названия, кроме как основные — хотя наиболее важные ледники имеют названия. Печать названий и цифр - конечно же, на русском языке - часто сделана из рук вон плохо. Карты сделаны по системе штриховки (hachure). За исключением листа, изображающего Казбек, который имеется в свободной продаже во Владикавказе, их можно только получить через военные власти в Тифлисе.
Расходы
Расходы, конечно, очень зависят от стиля Вашей экспедиции. Если будет нанят курьер-переводчик, а в экспедицию включены швейцарские гиды, то расходы будут значительны. Несмотря на то, что в последние годы на Кавказе произошло некоторое общее повышение прожиточного минимума и стоимости труда,— примерно на 50-100 процентов — путешествие протяженностью в восемь-девять недель из Лондона и обратно может обойтись по умеренной цене в 100£ для каждого члена группы из четырех, пяти или шести человек. Ниже приводится перечень цен, основанных на опыте экспедиций, проведенных в 1904, 1911 и 1913 годы. Они, конечно, даны приблизительно. Вы увидите, что цены на продовольствие, как и за наем лошадей и носильщиков, практически не менялись по стоимости в эти годы.
|
1904.
|
1911.
|
1913.
|
Лошадь, в день
|
1 -3 руб.
|
1,5-2 руб.
|
3-4 руб.
|
Носильщик, в день
|
—
|
1 руб.
|
1,5-4 руб.
|
Овцы (маленькие)
|
4-6 руб.
|
—
|
3-5 руб.
|
Куры (маленькие)
|
20-40 коп.
|
—
|
35-50 коп.
|
Яйца (маленькие)
|
1-2 коп.
|
—
|
1,5-2 коп.
|
Хлеб (около 2 фунтов.)
|
8 коп.
|
—
|
10 коп.
|
Сыр
|
15 коп.
|
—
|
10-20 коп.
|
Вино (Кахетинское), литр
|
—
|
—
|
1 руб.
|
Пиво
|
—
|
—
|
15-20 коп.
|
Молочный поросенок (очень маленький)
|
2-3 руб.
|
—
|
2 руб.
|