Влияние уровня высоты над уровнем моря и сезона на качество снега в горах



Влияние уровня высоты над уровнем моря и сезона на качество снега в горах

Материал нашел, перевел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: British Ski Year Book. Edited by Arnold Lunn. The Ski Club of Great Britain and The Alpine Ski Club. Sir Isaac Pitman and Sons, Ltd, London. volVIII, № 17, 1936. Под редакцией Арнольда Лунна. Лыжный клуб Великобритании и Альпийский лыжный клуб. Сэр Исаак Питман и сыновья, Лондон. Том 8, №17, 1936 г. 

Перевод с английского

Х. M. Луттман - Джонсон

Влияние уровня высоты над уровнем моря и сезона на качество снега  

Чем выше уровень над высотой моря, тем горячее становятся лучи солнца, но с увеличением высоты дни и ночи становятся холоднее. В теплые сезоны лучи солнца становятся все более сильными, и в то же самое время избирательными, так, что в мае даже северные склоны оказываются под воздействием солнца. В конце концов, ночных холодов недостаточно, чтобы закреплять снег, и он начинает таять и в итоге на нем невозможно кататься на лыжах. Проблема состоит в том,  чтобы выяснить, на какой высоте над уровнем моря начинает увеличиваться эффект солнечного воздействия, в теплые сезоны, существует баланс усиления холода ночью в зависимости от увеличения высоты над уровнем моря.

До того, как изобрели фуникулеры, было очень важно совершить восхождение на гору для спуска вниз, а не наоборот, для того, чтобы на вершине можно было бы позволить себе длительный отдых и насладиться открывающими с высоты видами. Но для этого имелась, конечно, и более веская причина, а именно: во время восхождения можно при ближайшем рассмотрении оценить качество снежного покрова, и таким образом выбрать самый лучший склон для лыжного спуска. При наличии фуникулера лучше сначала осуществить подъем на лыжах, если путь не очень долгий, для некоторых из нас, даже не терпеливых при задержке перед спуском, будет приятно насладиться отдыхом, честно заработанным после спуска.

Часто предполагается, что принцип, чем выше в горах, тем снег становится глубже и лучше, является правильным, но это не правило для всех сезонов.

Начиная с декабря до конца января лучше всего пологие спуски, речь идет о тех спусках, которые начинаются с высоты 2000 метров и спускаются до высоты 1000 или 750 метров. Причины этому таковы, что вследствие более интенсивного культивирования травы в этих более низких высотах находится гораздо меньше камней, и для того, чтобы покрыть такое однородное пространство требуется намного меньше снега, чем на каменистых склонах, и поскольку такие склоны лучше укрыты от ветра снег, более равномерно распределен по такому ландшафту. С другой стороны в регионах, расположенных на большей высоте над уровнем моря,  требуется больше снега,  чтобы покрыть скалы, и поскольку эти районы более подвержены действию сильных ветров, снег распределен очень неравномерно, скалы торчат из-под снега и кататься по такому ландшафту не очень приятно.  В конце концов, это вопрос личного комфорта.

Когда мы берем в расчет показатель высоты над уровнем моря, мы подразумеваем под этим понятием высоту верхней и нижней точки различных спусков, вопрос относительной высоты расположения отеля не столь важен, если имеется доступ к поезду и системе фуникулеров.

Многие лыжники могут воскликнуть, что всегда имеется опасность дождя, особенно в период Рождества, на высоте 1000 метров, и это действительно проблема,

Но Вы можете выбрать место для поселения, скажем, на высоте 1300 метров или выше, в то время как качественные спуски должны сходить до уровня 1000 метров, или ниже, и необходимо иметь возможность вернуться к гостинице рельсовым фуникулером или поездом.

В самом начале сезона дождь может иметь и положительный эффект, многие из нас рады небольшому дождю, таянию, или даже ветру, причем последний важен для покрытых деревьями областей, чтобы как следует утрамбовать снег, вокруг любых опасных объектов. Никогда нельзя чувствовать себя действительно в безопасности при быстром спуске без лыжни, пока не присутствует один или больше перечисленных факторов.

Именно плотно утрамбованный снег на низкой высоте дает преимущество в начале сезона, по сравнению с легким порошистым снегом, выдуваемым ветрами на высотах более 2000 метров.

С декабря практически до начала февраля  длится период зимних северных склонов,  лучшей высотой для спусков считается интервал от 2000 метров до 1000 метров и даже до 750 метров, хотя никто не будет возражать начать с 2600 метров, особенно,  если комфортная железная дорога поднимет лыжника на эту высоту.

Как только февраль подходит к концу, начинается весенний сезон и встает вопрос весеннего снежного покрытия, и тогда наступает черед южных склонов с высоты от 2000 метров вниз до 1250 метров и даже до 1000 метров; но хороший снежный покров можно крайне редко обнаружить ниже 1250 метров. К концу марта можно найти весенний снег на северных склонах на низких широтах, но 1250 метров является обычно самой низкой высотой над уровнем моря,  где можно найти постоянный снежный покров.

В марте 1936 года на южных склонах лежал прекрасный весенний снег на высоте от 2000 метров и до 1250 метров.

В более высоких широтах апрель считается идеальным месяцем для катания по весеннему снегу, поскольку солнце делает северные склоны более доступными для катания, в то время как на остальных северных склонах еще сохраняется хорошее зимнее снежное покрытие. Такое нечаянное возвращение зимы позволяет лыжнику еще раз наслаждаться порошковым снегом, и если он выдвигается рано утром, он может иногда спускаться и до 1000-метровой отметки, где его спуск «Христиания» сметает снег с влажной травы, раскрывая прекрасный ковер из крокусов.

Вследствие скорости, с которой, в это время года, солнце восходит в зенит, конец апреля очень отличается от конца марта, так, чтобы высота, необходимая для хорошего весеннего снежного покрытия, поднимается со скоростью, пропорциональной интенсивности солнечных лучей.

Наилучшие высоты лежат в диапазоне от 2500 метров,  и выше, до 1500 метров, в середине апреля; но к концу апреля картина меняется и невозможно уже постоянно кататься на лыжах ниже 1700 метров.

Апрель 1936 года  был плохим месяцем для лыжников, поскольку весенний снег был плохого качества, были сильные снегопады, снег перед ними растаял под воздействием солнца, и затем покрылся свежей порцией. При таких обстоятельствах можно было кататься только на зимнем снеге, который еще оставался на северных склонах.

После середины апреля нападал свежий снег, а зимний снег оставался на склонах непродолжительный период времени, и в такой ситуации опять встает вопрос высоты над уровнем моря, как определяющего.

Современные лыжные высотные трассы очень помогли весенним лыжникам, потому что, после довольно большого количества дождей в конце сезона они все еще остаются пригодными для катания, тогда как вне трасс снег стал рыхлым. Зимой, они также, удобны, поскольку на них не образуется снежный наст.

Все знают, как правильно выбрать время для лыжных спусков, лучше всего кататься на лыжах в период с 7 апреля до 7 мая.

На правах вашего наставника автор рекомендует Вам ближе к концу апреля совершать спуски с восточных склонов рано утром - с 7 до 8 утра,  с южных склонов с 8 до 9 утра, в то время,  как с юго-восточных склонов все еще хорошо спускаться и около 10 утра и даже позже, а с западных склонов -  вплоть до полудня.  Северные склоны хороши до часа дня.

Послеобеденное катание на лыжах, после того, как солнце прекратило греть, обычно неудовлетворительно и даже порой опасно. Многие из нас могут встать пораньше и провести на склонах до семи часов от рассвета до часу дня пополудни, в то время,  как многие другие,  к сожалению, не могут начинать кататься на лыжах, пока уже не миновало половина утра. Поговорка про раннюю птичку (кто рано встает, тому Бог подает) очень даже применима для тех, кто едет кататься на лыжах в период с 7 апреля по 7 мая.

В начале мая 1936, дни были приятными солнечными, теплыми с ясными ночами, с соответственно идеальными условиями весеннего снежного покрова на практически всех направлениях.

Автор уверен, что самым благоприятным периодом для катания на лыжах можно считать время с 7 апреля по 7 мая, поскольку в это время можно спускаться со склонов по всем направлениям от 2500 метров или выше и до 1500 метров или ниже.

Очень важен момент начала пробега, Вы должны иметь возможность остановиться в любом пункте спуска, даже при необходимости на 1800 метрах, и не спускаться пешком с большой высоты, неся на себе лыжи. Особенное дополнительное очарование появляется во время пребывания в горах в период после 1-го мая, заключающееся в передвижениях сурков, серн, самцов косуль,  зайцев и куропаток, причем у последних можно увидеть постепенное изменение оперения от зимнего белого вплоть до цвета вереска. Более крутые наклоны, соответственно более солнечные, очень красивы,  когда покрыты яркими дикими цветами; и это изобилие весенней жизни, не может не понравиться любителю природы.

Маленькие ручейки, освобожденные от зимнего сна и расцвеченные яркими желтыми цветами, добавляют свою нежную ноту в музыку рева лавин, повторно отзывающихся эхом. В окрестности таких высоких горных массивов, как Юнгфрау, водопад, состоящий из изящных волшебных каскадов, несущихся через тысячи футов, чтобы закончить свой бег внизу в больших, бурных, подобных волнам, массах белых облаков.

Что касается катания на лыжах, то снег столь легкий, что лыжи,  даже для начинающих неопытных лыжников, кажутся живыми существами, и нет никакого страха при катании по зимнему снегу.

Все препятствия, которые обнаруживаются, легко преодолеть на лыжах, которые повинуются малейшей прихоти лыжника.

В настоящее время, поскольку Пасхальная неделя прошла, можно найти много свободных мест в малочисленных гостиницах, расположенных на необходимых высотах. Они сейчас держат свои двери открытыми во время этого периода, но конечно понятно, что через несколько лет, они будут все переполнены заказами клиентов.

Радостное весеннее настроение может дать толчок к массовому притоку восторженных лыжников, которым просто не хватит места на склонах и в гостиницах, хотя пока это является довольно эгоистичной надеждой автора на светлое будущее лыжного туризма.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru