Нужно серьезно подумать над тем, как оснастить альпинизм техникой, как сделать его безаварийным.
Вопросу механизации альпинизма посвящена статья П. Игнатьева («Техника—молодежи» № 11 за 1938 г.).
Отмечая необходимость использования для альпинизма существующих конструкций, автор рекомендует, например, для спуска с вершины парашют. «Для этого нужно заранее открыть парашют (как на парашютной вышке). Ветер надует его, отнесет в сторону и спустит в долину».
К сожалению, далеко не все вершины похожи на парашютную вышку (с перилами), и нет никакой гарантии, что ветер не сорвет альпиниста с вершины до полного раскрытия парашюта. Нет также и гарантии, что парашют не зацепится за ближайшие скалы, не порвется, а тогда— неминуема авария. Кроме того, как указывает автор, необходим попутный ветер, иначе спуск может произойти в другую долину, далеко от лагеря. Определить же, выходя на восхождение, в какую сторону будет дуть ветер к началу спуска с вершины, крайне затруднительно. Так как парашют достаточно громоздок, то вряд ли найдутся любители, рискующие подниматься с ним на вершину, не зная, куда же их спустит ветер.
Далее автор рекомендует как средство восхождения на вершину парашют и лебедку. Имея у подножья горы лебедку и трос (очевидно, длиной в несколько тысяч метров) диаметром в 2-3 миллиметра и укоротив половину строп парашюта, можно, по мнению автора, заставить летать его, как змей. «На трос надеваются специальные ручки с роликами. Ролики сконструированы так, что могут передвигаться по тросу только в одном направлении». Пользуясь такими роликами, альпинист, по утверждению автора, может подняться на высоту 300-400 метров, причем, совершенно безопасно: при обрыве троса парашют благополучно спустит альпиниста на землю.
Простое разложение сил по правилу параллелограмма показывает, что натяжения троса могут значительно превзойти вес альпиниста. Это делает обрыв троса весьма вероятным.
Нет никаких основании также утверждать, что обрыв троса произойдет между лебедкой и альпинистом, а не между альпинистом и парашютом. Не говоря уже о неминуемой гибели альпиниста в последнем случае, следует отметить, что и первый случай нельзя назвать благоприятным. Спуск альпиниста на парашюте может произойти в области трудных скал или на ледопад, где альпинист даже при благополучном спуске (что весьма сомнительно, учитывая посадочную скорость) может и оказаться долгое время без помощи.
Далее автор рекомендует для трудных восхождений применять ракету, головная часть которой имеет вид якоря с намотанным на него тросом. По утверждению автора, «Якорь забрасывается на гору, оставляя за собой трос. При падении якоря острые концы его глубоко зарываются в грунт (??!). Проверив, надежно ли закрепился якорь, альпинисты натягивают трос и начинают подъем» (на пресловутых роликах, конструкция которых, очевидно, выработана автором).
Якорь с намотанным на него тросом весит, наверное, никак не менее 50 килограммов, что уже исключает его применение для трудных восхождений. Но предположим, что якорь «надежно» закрепился на вершине (что тоже крайне сомнительно, поскольку скальные вершины обычно сильно выветрены и камни крайне непрочны). Пусть два альпиниста проверят степень надежности, приложив все свои силы,— они вряд ли разовьют усилие более 200 килограммов. Туго натянутый трос закрепляется. Расчет опять-таки показывает, что усилие, действующее на трос, может во много раз превзойти вес альпиниста, может, следовательно, превзойти и те 200 килограммов, приложением которых определялась надежность закрепления троса.
Поэтому возможно, что камень, за который зацепился якорь, будет copван. Если даже закрепление якоря выдержит, то поставленный нами вопрос о прочности троса диаметром в 2-3 миллиметра остается открытым.
Таким образом, к сожалению, приходится констатировать недостаточную осведомленность автора не только в технике альпинизма, но и в области элементарной механики.
Применение рекомендуемой автором «механизации» вместо пользы, обещанной автором, может привести к авариям, совершенно недопустимым в советском альпинизме, и скомпрометировать хорошую в принципе идею о механизации альпинизма.