Высокогорный опыт комдива В.Г.Клементьева. Часть 1
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: комдив В. Г. Клементьев. Боевые действия горных войск. Государственное Военное Издательство. Наркомата Обороны Союза ССР. Москва, 1940 г.
Труд написан автором, главным образом, на основе собственного боевого опыта, накопленного при командовании частями и соединениями РККА в горах Средней Азии и Закавказья, и на основе многолетней исследовательской работы в горах.
Автор рассматривает боевые действия горнострелковых войск в основном на высокогорной, сильно пересеченной местности.
Труд предназначен для начальствующего состава РККА, и в первую очередь - горных стрелковых частей.
Труд может представить интерес и для участников горных экспедиций и альпинистов.
Введение
Необозримые пространства исполинских гор опоясывают Советский Союз со стороны всей его южной границы, начиная с Кавказа и кончая Дальним Востоком. (При чтении «Введения» рекомендуется пользоваться «Атласом командира РККА», листы 26 и 27).
Исключительно велико значение этих горных районов для обороны Советского Союза; если же потребуется, то они явятся исходными плацдармами для наступления.
Большие горные пространства в приграничных с СССР районах говорят за то, что изучение особенностей действий войск в горах и вопросы боевой подготовки частей для действий в горных условиях приобретают особо важное значение.
Характер горного рельефа резко меняется на различных участках нашей границы. Разнообразны формы горной поверхности, немалые отличия имеют склоны и формы вершин, подошвы гор и пр.
Ландшафт каждого горного театра в значительной мере разнообразен. В подавляющем большинстве случаев горный театр представляет собой местность, сильно пересеченную хребтами и отрогами, с отдельными возвышающимися вершинами, всхолмленными плоскогорьями (плато), прорезанными продольными и поперечными долинами. По хребтам в верховьях долин и ущелий кое-где встречаются перевалы, расположенные нередко на высоте вечных снегов. Перевалы — это важнейшие пункты горного театра; их расположение определяет пути наступления и задачи обороны.
Рассмотрим кратко наши южные рубежи, начиная от Черного моря. Советско-турецкая граница пролегает в сложной высокогорной стране, образуемой хребтами и отрогами Малого Кавказа. Вся местность не только непосредственно вдоль границы, но и в глубине, как с нашей стороны, так и со стороны Турции, представляет высокогорный район. Многочисленные хребты идут и в меридиональном (западные и восточные поперечные горы Тавра), и в широтном направлениях (Аджарский, Шавшетский, Гюрджидаг, Агрыдаг, Алладаг и другие хребты).
Вся местность здесь пересечена узкими и местами почти недоступными скалистыми щелями, где текут горные реки (бассейн Чороха и др.).
Высокогорные пространства, образовавшиеся в результате вулканической деятельности, имеют сильные различия в климатическом и почвенном отношениях: от виноградников солнечной Грузии до полей, где невсегда вызревает даже ячмень (Ахалкалакское, Ардаганское, Карсское плоскогорья, Ольтинский горный район).
Характер гор и климат меняются в зависимости от высоты и направления хребтов. Хребты бывают то густолесистые, то заросшие непроходимым кустарником, то голые, скалистые.
Театр военных действий в пределах кавказско-турецкой границы — исключительно горный, причем хребты, проходящие в широтном направлении, имеют значение оборонительных линий, а хребты, идущие с северо-востока на юго-запад, являются преградами, разделяющими действия отдельных колонн.
Многие хребты и при современной технике местами трудно проходимы. Значение дорог в горах исключительно велико. Некоторые дороги, проложенные через перевалы еще в седой древности, не раз служили историческими путями движения народов.
До настоящего времени представляет большой интерес анализ театра военных действий в Закавказье, который дан Ф. Энгельсом в статье «Священная война», написанной в период Восточной войны 1853—56 гг.
«С военной точки зрения пограничные округа между Россией и Турцией делятся там (в Азии) на две резко очерченных операционных области. Горный хребет или, собственно, цепь гор связывает Кавказ с плоскогорьем центральной Армении и образует водораздел между реками, впадающими в Черное море, и водами, которые несет Аракс к Каспийскому морю или Евфрат в Персидский залив. Теперь этот хребет, который раньше отделял Армению от Понта, образует разграничительную линию между обеими областями, в которых должна разыграться война. Через эту цепь круто обрывающихся и почти голых скал проходит лишь очень немного дорог, из которых наиболее важны две, идущие от Трапезунда и Батума на Эрзерум. Для военных целей, следовательно, эти высоты должны считаться почти непроходимыми, и оба противника принуждены иметь с каждой стороны отдельные части войск, которые будут действовать более или менее независимо друг от друга...
Область внутри, с внутренней стороны гор, охватывает местность, в которой берут начало Евфрат, Аракс и Кура (Cyrus). Турецкая провинция Армения находится с одной стороны границы, русская провинция Грузия — с другой. И эта область также гориста и для армий, в общем, непроходима. Эрзерум с турецкой стороны, Тифлис — с русской являются двумя непосредственными операционными базами, от обладания которыми зависит обладание всей прилегающей областью. Поэтому взятие русскими штурмом Эрзерум решило азиатский поход 1829 г. То, что для одной стороны является операционной базой, для другой является прямой целью операции, и поэтому дороги, которые связывают Тифлис и Эрзерум, станут операционными линиями для обоих противников» (Маркс и Энгельс. Сочинения, том 9, стр. 553 - 554).
Армянское нагорье образовано сплетением в срединной части продольных и поперечных отрогов Тавра. Здесь берут начало Чорох, Кура, Аракс, Тигр и Евфрат, принадлежащие бассейнам разных морей.
Своеобразны и приграничные советско-иранские районы. Здесь горы значительно ниже и доступнее гор, находящихся на Западно-Кавказском театре.
Несколько сложнее в пределах этого театра горы Малого Кавказа. Кроме двух основных хребтов — Шахдага и Конгуро-Алангезского, они образуют очень сложную систему значительных и по высоте и по своей обширности второстепенных хребтов и отрогов, резко пересеченных долинами рек и низменностями.
Конгуро-Алангезекий хребет, протяжением до 200 км, в южной своей части мрачен и скалист, с узким и крутым гребнем. Такие препятствующие движению хребты, как Конгуро-Алангезский, отчасти Южно-Гокчинский, Южно-Карабахский и Мигри- Гюнейский (образующие вместе отдельный горный сильно пересеченный район), перемежаются с хребтами, вершины которых возвышаются конусообразно или даже куполообразно, а пространства между ними заполнены продуктами былых вулканических извержений, что сглаживает горный рельеф, тем более, что к долинам рек многие горы спускаются пологими холмистыми террасами. Сюда относятся: Акманганский хребет, Азнабюртский (боковой кряж Даралагезского хребта), Северный Карабахский, Кизилванк (отрог Южного Карабахского хребта и др.). Еще более доступной для движения формой обладают Талышские горы, представляющие собой систему продольных и параллельных хребтов, прорезанных реками и изобилующих горными котловинами.
Следует отметить, что пограничная с Ираном горная цепь имеет доступные склоны, пологие со стороны Ирана, так как здесь они упираются в высокое плоскогорье. Со стороны Ирана по этим склонам возможно даже движение колесного транспорта.
Юго-восточнее реки Сефид-руд Талышские горы сменяются горами Эльбруса. Эта цепь окаймляет южное побережье Каспийского моря. Средняя высота — от 3000 до 4000 м. Самая высокая вершина —Демавен —5670 м. Хребет скалист. Его склоны со стороны моря покрыты лесами, а внутрь страны — обнажены. К востоку хребет понижается, как бы распадаясь на ряд параллельных отрогов.
Вся северная граница Ирана, а также и все сопредельные с ним области СССР гористы, хотя характер гор подчас значительно меняется, и на некоторых, сравнительно небольших, участках горы прерываются долинами и степями.
Горы северо-восточной части Ирана дают так много отрогов, второстепенных хребтов, отдельных цепей, что вся местность оказывается сложнопересеченной и труднопроходимой, тем более, что и сами горы представляют местами обнаженные скалы. Однако из Ашхабада к Мешхеду имеется шоссе, а в горах, кроме того, пролегает немало вьючных троп, ведущих к широким и плодородным долинами рек Атрека, Кешеф-руда и др.
Невысокие и легкопроходимые кряжи западных отрогов Парапамиза связывают Иранское нагорье с одной из самых гористых стран мира — Афганистаном. Долина р. Гери-руд отделяет Иран от Афганистана. Затем, по мере удаления на восток, как в пределах Советского Союза, так и за рубежом, природа становится суровее и величественнее.
Три основные горные цепи Парапамиза заполняют западный Афганистан. Тир-Бенд-и-Туркестан идет до нашей границы, являясь одним из самых больших рубежей на северо-западе Афганистана, Сефид-Кух и Сиях-Кух идут по правому и левому берегу р. Гери-руд, как бы устанавливая связь с системой Гиндукуша, наиболее низкий хребет которого, Кух-и-Баба, более доступен и террасовидными уступами спускается к р. Гильменд.
Горы Парапамиза относительно невысоки, покрыты лесами, выше — альпийскими лугами, вершины — снегом. Они имеют довольно много перевалов, часть из которых доступна для колесного транспорта: Ардеван, Чешме-Себз, Хомбау и др.
Напротив, к востоку от Бамианского прохода природа гор становится постепенно все более суровой и недоступной вплоть до «Крыши мира» — границы Памира.
Пагманские горы около Кабула имеют еще террасовидные склоны. Далее на восток Гиндукуш идет то одним хребтом, то разветвляется на ряд параллельных цепей. Средняя высота хребта достигает 5800 м.
В большинстве своем горы представляют собой суровые скалы со скудной растительностью. Вершины покрыты вечным снегом. Снеговая линия колеблется на высоте от 4000 до 4900 м. Высота отдельных вершин превышает 7000 м. Даже перевалы через хребет большую часть года покрыты снегом и доступны лишь небольшое число месяцев в году. Перевал Иштирак— на высоте 5750 м, Кхартаца — 5334 м, Нуксан — 5181 м.
Особо следует отметить Барогильский перевал, идущий с севера в долину р. Ярхуна, бурной и глубокой. Барогильский перевал, на высоте 3657 м, доступен для движения круглый год, но для дальнейшего продвижения путников большим препятствием являются летние бурные разливы р. Ярхуна.
На протяжении приблизительно 650 км характер строения Гиндукуша разнообразен, но во всех своих частях он является серьезным препятствием для движения и действий войск. Нельзя, однако, сказать, чтобы он был непреодолимым рубежом. Натренированность войск, соответствующее материально-техническое обеспечение, тактика действий, учитывающая местные условия, — все это вместе взятое в случае необходимости обеспечит успех активной обороны наших границ.
Приграничные районы Советского Союза в этой области не менее сложны и гористы.
Дики, высоки и труднопроходимы хребты, идущие по правой стороне верхнего течения р. Аму-Дарьи. Они сливаются с горами Западного Памира, этой страны высочайших гор. Даже долины Памира расположены так высоко над уровнем моря (от 2000 до 3650 м), что представляют по существу высокогорную область.
Что же говорить о самих хребтах и вершинах, среди которых имеются самые высокие точки Советского Союза. Здесь находятся вершины: Пик Ленина — 7127 м, Пик Сталина — 7 495 м (фото 1), Пик Ворошилова — 6666 м (фото 2), Пик Реввоенсовета—6346 м (фото 3).
Хребты Памира — это мрачные безлесные скалистые горы, покрытые по гребню вечным снегом, с гигантскими ледниками, сползающими в долины. И в то же время подъем на них оказывается легче, чем на хребты Восточной Бухары, так как, несмотря на большую абсолютную высоту гор, относительная разница с высотою долины над уровнем моря (особенно в восточной части Памира) не так уж велика. Вся жизнь здесь сосредоточивается в узких долинах рек, текущих параллельно хребтам. Направление хребтов преимущественно широтное, и лишь Сарыкольский хребет по нашей границе с Китаем идет в меридиональном направлении. Средняя высота его около 5500 м. Он имеет ряд перевалов, часть из которых доступна круглый год (Ак-Байтал, Нейза-Таш).
Алайский хребет, лежащий севернее Памира, сливается с Тянь-Шанем, знаменитой цепью «Небесных гор», название которых говорит уже об их высоте. Высочайший хребет Тянь-Шаня — Хан-Тенгри — лежит на границе Киргизской и Казахской АССР и Китая. Его наивысшая точка — гора Хан-Тенгри— достигает почти 7000 м (6997 м, фото 4). Вечный снег покрывает вершины этого хребта и других, от него отходящих — Терский Ала-тау (фото 5), Сарыджас, Иныльчек и др. Огромные ледники сползают в долины. Дики и угрюмы склоны. А наряду с такими хребтами крайнее северо-западное ответвление его — хребет Кара-тау — легко доступен, невысок (не превышает 1500 — 1800 м), летом вершины его бесснежны. Однако юго-западные склоны его сохраняют скалистость, но наличие удобных перевалов (Турлан, Чилик, Джелан, Кулан и др.) делают его проходимым.
Напротив, самый северный хребет Тянь-Шаня — Джунгарский Ала-тау (проходящий по границе СССР и Китая) тянется непрерывным, покрытым вечным снегом хребтом, с вершиной Сарканд-тау, достигающей 4575 м, с крутыми обрывистыми склонами на юг и последовательными уступами на север и северо-запад; склоны его покрыты хвойным лесом — елью и арчой. Перевалы через хребет только вьючные, труднодоступные, открыты лишь 2—3 месяца в году.
Этот хребет заканчивается у Джунгарского прохода, служившего в древности путем движения народов с востока на запад.
Тянь-Шань и Джунгарский Ала-тау вместе с прилегающими отрогами образуют большую горную систему, запутанную и сложную, с площадью в десятки тысяч квадратных километров, с целой сетью хребтов преимущественно широтного направления, с большим количеством ледников, питающих многочисленные и бурные реки; климат же высокогорных долин, расположенных на высоте даже до 3 000 м над уровнем моря, позволяет заниматься земледелием. И в целом, несмотря на всю сложность рельефа, ни в коем случае нельзя назвать эту страну непроходимой, а наши пограничные рубежи — не доступными для военных действий.
Джунгарский проход с другой стороны ограничен хребтом Тарбагатай, что значит «Ворота народов». Действительно, этот хребет относительно невысок (в среднем — до 2000 м), летом снег на нем стаивает. Хребет богат перевалами и не является большим препятствием движению, в особенности в восточной своей части, между перевалами Баймурзинским и Бокай. Часть перевалов доступна даже для колесного движения.
Как и в горах Тянь-Шаня, южные склоны здесь более круты, скалисты, изрезаны обрывистыми ущельями. Северные склоны более пологи. Хребет почти безлесен; травяная растительность богаче в западной части, чем в восточной; хребет беден водой, в особенности на южных скатах. Между тем, на непосредственно продолжающемся за ним хребте Саур природа значительно меняется: узкие горные гряды каменисты, скаты покрыты лесом — лиственницей, осиной, березой, тополем, рябиной и дикой яблоней. Высшая точка хребта — гора Мус-тау (3800 м) — покрыта вечным снегом, как и часть самого хребта.
Фото 4. Вершина Хан-Тенри, выс. 6997 м (лагерь на высоте 4100 м)
Ниже идут прекрасные альпийские луга. Хребет Саур дает начало большому числу горных речек. Троп через хребет много, и некоторые пути могут быть использованы для колесного движения, например, через хребет Сайкан, через северные отроги Мус-тау к оз. Улюнгур — уже в пределах Китая.
Алтайские горы расположены на границе дружественной с нами МНР (Монгольской Народной Республики) (фото 6). Это горная страна, где тайга по мере подъема на горных складках переходит в альпийские луга и горные тундры. Наибольшей высотой отличаются Катунские и Чуйские горы, вершины которых (белки) покрыты вечным снегом, а главная вершина Белуха известна своей труднодоступностью при относительно небольшой высоте (4550 м).
Многочисленные реки, принадлежащие к разным системам (Оби, Иртыша и Кобдо), орошают склоны Алтая, переходящего на юге в горы Экдага (Монгольского Алтая).
Отходя от узла Табын — Богдо-ола, Монгольский Алтай пересекает всю юго-западную Монголию, отделяя ее от пустыни Гоби (Шамо). Влияние пустыни заметно сказывается уже на склонах Монгольского Алтая, на тех невысоких гривах, которые вдаются глубоко на юго-восток страны. Монгольский Алтай — высокий хребет, достигающий 3500 м над уровнем моря, с вершинами Мус-тау (4 200 м) и Кайтык.
В южной части горы менее высоки, чем в северной, а наличие перевалов, более или менее доступных во все времена года, облегчает путь через них.
Алтаин-Нуру (Монгольский Алтай) так же, как и хребет Сайлюгемский, Тонну-ола и Саянский, входит в одну общую систему Алтайских гор, и они все более или менее схожи по-своему характеру.
Что же касается хребтов Хан-Хухей, Болнай, Хангай и других проходящих в центральной части гористой Монголии, то они представляют собой самостоятельную горную систему, отличающуюся от Алтайских гор своеобразными особенностями. Это невысокие хребты с мягкими формами, с куполообразными вершинами и высоко расположенными озерками. Наибольшая вершина — Охтон-Тенгри достигает 4079 м и имеет небольшие ледники.
Хребты лесисты, но, как и вообще в Монголии, к югу постепенно лесистость уменьшается, уступая сначала лугам, а потом степно-пустынному пейзажу.
В этих горах берут начало притоки р. Селенги — Эддер и другие. Peкa Селенга отделяет эти горы от хребта Кэнтей, образующего со своими отрогами Кэнтейскую горную страну. Относящийся уже к системе Яблонового хребта Кэнтей воспроизводит его особенности. Верхняя часть хребта имеет сглаженный характер, лесиста, встречаются заболоченные места, склоны пологи и также лесисты, особенно в северной части. Кэнтей является водоразделом рек Селенги и Керулена; местами в верховьях Керулена он дик, труднопроходим и затрудняет сообщение между долинами этих рек. Далее на юго-восток, сглаживаясь все более и более, он превращается в горно-холмистые гряды. Горная страна Монголия, отгороженная на северо-западе и севере огромной Алтае-Саянской горной системой, по направлению на восток к озерам Буир-нор и Далай-нор постепенно становится приподнятой, всхолмленной равниной степно-пустынного характера. Впрочем, рельеф по мере продвижения далее на восток, на подступах к хребту Большой Хинган, начинает повышаться.
Большой Хинган является естественным рубежом между МНР и Маньчжурией и тянется в меридиональном направлении на огромном пространстве от Амура до Северного Китая. В ширину он занимает пространство до 400 км, так как от главного хребта в различных направлениях отходят горные кряжи. Со стороны МНР подъем на Б. Хинган не труден, тем более что и хребет невысок (наиболее высокие его вершины достигают 2 050 м). Юго-восточные склоны гораздо круче. В северной части хребта Б. Хинган оба склона его покрыты лесами, имеющими характер тайги, но постепенно они исчезают в направлении на юг и запад, и тогда хребет представляет безлесные сухие и опаленные беспощадным солнцем кручи, которые сменяются безлесными же увалами с отдельными группами сопок с иззубренными вершинами.
Кряжи и увалы пересечены короткими узкими или широкими и длинными долинами ручьев и речек. Местность оказывается сильно пересеченной, но достаточное количество путей, проходящих через горы, облегчает их преодоление.
От Большого Хингана, в узле Ильхури-Алин, отходит хребет, известный вначале под именем Ильхури-Алина и называющийся в дальнейшем протяжении Малым Хинганом. Характер его несколько иной. Он выше (до 3000 м), покрыт обширными лесами, отроги круче и скалистее. Отдельные отроги состоят из цепи сопок. Южнее Малый Хинган понижается и в долину р. Сунгари опускается пологими уступами.
Таким образом, район Большого Хингана и его отроги охватывают громадную область. Стратегическое значение района велико, так как он лежит на подступах к Приамурью.
Отдельно от общей системы гор идет кольцо вулканов, одевающее наше Приморье грядою сопок, до Сихотэ-Алинь — системы невысоких, очень лесистых складчатых гор, тянущихся вдоль Японского моря.
Климатические условия в горах
Климат горных театров резко отличается от климата равнин. В горах он зависит не столько от географической широты и долготы данного района, сколько от направления хребтов в отношении господствующих ветров, несущих влагу от морей. Начало зимы и лета зависит от высоты над уровнем океана. Случается, что сложное переплетение горных хребтов создает целый ряд микроклиматов на сравнительно небольших пространствах, например, в Закавказье. Склоны хребтов, обращенные к Черному морю, обладают влажным климатом, зима на высотах обильна снегом. Напротив, склоны, обращенные внутрь горного театра, безлесны, каменисты, зимы суровы и бесснежны, температура дня и ночи резко колеблется.
Очень яркий пример влияния расположения горных хребтов на климат и природу представляет Иран, где центральная часть страны обречена на вечную засуху и покрыта песками, так как горные кряжи, расположенные со всех сторон, отгородили ее от влияния всех морей.
Различны природа и климат склонов Эльбруса в зависимости от того, обращены ли они к морю или внутрь страны. Южное побережье Каспийского моря и северные склоны Эльбруса изобилуют осадками, что вместе с жарой и заболачиванием низин создает нездоровый климат (малярия). Склоны покрыты пышной растительностью. Гранатовые и фисташковые деревья растут целыми рощами. Нельзя того же сказать о южных склонах Эльбруса, сухих и бедных растительностью, которая по мере углубления в страну сохраняется главным образом, лишь по долинам рек.
Аналогичную картину представляют природа и климат МНР. Расположенная на широтах, соответствующих чудесным плодородным степям Северного Кавказа, МНР обладает резко континентальным климатом с большим суточным колебанием температуры, знойной жарой в течение засушливого лета и суровыми морозами зимой. Является ли решающей в этом вопросе большая удаленность от морей (2 000 км от Тихого океана и до 2 400 км от Индийского)? Не уменьшая значения удаленности той или иной территории от моря, нельзя не обратить внимания на расположение горных хребтов, опоясывающих МНР со всех сторон и преграждающих к ней доступ влажных ветров. На севере это гигантский пояс Алтае-Саянских гор, на востоке — кряжи Большого Хингана, на юге — Куэн-Лунь и другие хребты горной страны Тибет. Очень характерен в этом отношении хребет Алтаин-Нуру, природа склонов которого так резко различна. В то время как часть северного склона, более доступная влажным северным ветрам, лесиста и богата водой, зима здесь снежная, луга покрыты богатой растительностью, уже северо-восточный Кобдосский склон и особенно юго-западный отравлены дыханием пустыни: безлесны, каменисты, засушливы, с более выраженным колебанием суточной температуры, с бесснежной суровой зимой. Расстояние же от морей до склонов одинаково.
Различные климатические и метеорологические условия в горах — разреженность атмосферы в зависимости от высоты, сухость и влажность воздуха, меняющаяся температура, то высокая, то низкая, — как летом, так и зимой оказывают большое влияние на физическое состояние бойцов и характер действий горных частей.
Снаряжение, обмундирование и бытовые санитарно-гигиенические условия горных частей должны полностью соответствовать требованиям климатических горных условий.
Пути сообщения
Горные театры изобилуют множеством препятствий для движения: крутые склоны, вплоть до отвесных обрывов, ущелья, подверженные внезапным наводнениям, периодические обвалы, ледники с большими расщелинами и пр.
При этом путей сообщения в горах крайне недостаточно, а существующие требуют дооборудования и развития; часто требуется создание новых дорог и троп. Пути сообщения в горах, как правило, отличаются от равнинных малой пропускной способностью и недостаточной оборудованностью.
Основные путями в горах являются: колесные дороги, пролегающие большей частью по главным долинам, на плоскогорьях, а также через важнейшие перевалы, последние редко выше 2—2,5 км над уровнем моря; вьючные тропы — по второстепенным долинам и ущельям, с шириной полотна редко шире 1,5 м; дикие тропинки, вьющиеся по крутым склонам сложного горного хребта, обычно уже 1 м.
Тактическое значение горных путей велико, так как они являются основными артериями движения войск. Естественно, что горные дороги и тропы в пределах театра военных действий должны быть оборудованы с таким расчетом, чтобы обеспечить передвижение войск с их техническим оснащением, подвоз боепитания и перевозку всех видов предметов снабжения частей.
Особенности горных рек и потоков
Одним из серьезных препятствий для движения в горах являются горные потоки и реки. Большей частью они берут начало в ледниках, которые вместе с горными снегами и являются источником их питания. Это обусловливает своеобразный режим течения горных рек. Незначительный горный ручей к концу жаркого дня под влиянием обильного таяния снега может превратиться в грозный поток, уничтожающий все препятствия на своем пути. Внезапный подъем воды может так же быстро пойти на убыль, в зависимости от таяния снега. Горные реки, как правило, многоводнее в жаркое время года (апрель—август).
Течение горных рек отличается быстротой, зависящей от крутизны склона. Дно каменисто, берега, особенно на большой высоте, круты. Характер берегов меняется по мере понижения местности. Долины горных рек, в их среднем и нижнем течении, являются наиболее плодородной и населенной местностью. Однако русло горных рек не всегда постоянно. В горах во время паводка, уничтожая на своем пути одни препятствия и нагромождая другие (камни и поломанные деревья). Потоки иногда меняют свое русло, размывая тропинки и дороги, разрушая мосты и переправы. Еще большим злом является изменение русла в долинах горных рек, от чего страдают населенные районы.
Своеобразные изменения режима горных рек осложняют действия войск в горах. При движении войсковых частей необходимо всегда учитывать возможный уровень воды и силу течения не только в зависимости от времени года, но и от времени суток.
Горные районы Советского Союза служат прекрасным примером быстрого роста экономического благополучия и расцвета национальной по форме и социалистической по содержанию культуры всех народов, населяющих нашу родину. По сравнению с периодом до Октябрьской революции изменилось не только политическое, экономическое и социальное положение, разрушены старые уклады жизни,— изменился сам человек и даже изменился горный театр в пределах нашей социалистической родины. Конечно, трудности борьбы с суровой горной природой остаются, но Красная Армия будет иметь при действиях в горах крепкий тыл, сильную экономическую и техническую базу. Кроме того, население горных Советских республик окажет Красной Армии активное содействие в борьбе с войсками противника, если они попытаются напасть на наши границы.
Марш
Влияние горных условий на организацию марша
Преобладающий вид путей сообщений в высокогорных районах — тропы — проходит но крутым склонам, над обрывами, по карнизам или балконам с крутыми зигзагообразными поворотами, подъемами и спусками. Колесные пути хотя и оборудованы лучше троп, но все же состояние их резко отличается в худшую сторону от дорог на равнинах.
Чем горы выше и круче, тем длиннее дороги. Качество дорог в горах бывает различно — в зависимости от грунта, климатических и атмосферных условий.
На марше в горах как со стороны бойцов, так и вьючных животных требуется значительно больший расход физических сил; колонны растягиваются в глубину; преодоление препятствий требует иногда большой затраты времени, если заблаговременно препятствия не будут устранены или не будет облегчено их преодоление.
Слабое развитие сети дорог, в большинстве случаев идущих по ущельям и по склонам гор, многочисленные препятствия в виде отрогов, высот с крутыми скатами, рек и пр. в сильной степени влияют на пропускную способность путей по отдельным направлениям. Поэтому часто возникает необходимость расчленения-соединения и частей на ряд самостоятельно действующих колонн.
Полоса движения войскового соединения, расчлененного на несколько самостоятельных колонн, обыкновенно бывает шире, чем на равнинной местности, а при следовании по одному маршруту, ограниченному шириной горной долины, ущелья или хребта, будет уже, и длина колонны делается значительно больше.
По условиям горного рельефа марш войскового соединения в большинстве случаев лучше организовать из нескольких сильных, могущих самостоятельно действовать колонн. В этом случае при встрече с противником облегчается развертывание частей в боевой порядок, кроме того, благодаря рассредоточению частей на марше, легче преодолевать различные препятствия, создается большая гибкость марша, повышается маневренность, что позволяет легче направить удар по противнику в определенном направлении; рассредоточение марша облегчает также борьбу с авиацией противника.
Колонна, направляемая вдоль ущелья, обычно состоит из усиленного горнострелкового полка.
В тех сравнительно редких случаях, когда характер местности и качество путей не позволяют дивизии иметь на марше больше двух путей, нужно будет одну колонну иметь в составе двух полков. Такая группировка может быть вызвана и необходимостью иметь на определенном направлении большие силы в зависимости от обстановки.
Если характер местности и наличие путей позволяют, целесообразнее вести горно-стрелковый полк двумя колоннами.
Правильная группировка при организации марша часто имеет решающее значение, особенно в предвидении столкновения с противником. Командир, организующий марш, устанавливает число колонн в зависимости от имеющихся данных о противнике, от характера местности и наличия путей; он должен решить, на какое направление следует направить больше сил и средств, учитывая трудность поддержки между колоннами огневой, а иногда и тактической связи. Необходимо также предусмотреть всевозможные горные препятствия, могущие при встречном столкновении с противником повлиять на развертывание колонн в боевой порядок, и определить, что следует заблаговременно предпринять для успешного разрешения тактической задачи каждой колонной горнострелкового полка и оперативной задачи — горнострелковой дивизией.
В основном при организации марша в горах следует учитывать:
— поставленную задачу;
— удаление противника;
— обычные методы его действий;
— характер горного рельефа и наличие дорог (тропинок);
— степень физической подготовки и втянутость своих войск для действий в горах;
— обеспеченность войсковых частей нужными транспортными (вьючными и пр.) средствами;
— состояние погоды.
В случае, если местность позволяет, следует использовать колонные пути, предварительно их оборудовав.
Как бы сложен ни был горный рельеф, необходимо всегда стремиться к рассредоточенному движению войск как по фронту, так и в глубину.
Особенности планирования марша в горах
Для успешного проведения марша необходимо:
— выбрать кратчайшие и наиболее удобные дороги и тропинки, определить протяжение их, учесть крутизну подъемов и спусков, наметить меры по исправлению дорог (тропинок) и мостов, по устройству проходов через перевалы, где это потребуется, а также по устройству колесных путей;
— определить скорость движения, учитывая состояние тропинок (дорог): заграждены ли они валунами, имеются ли разрушения, произведенные противником или причиненные паводком; нет ли на некоторых участках угрозы обвалов из-за осыпающегося грунта склонов (песчаный, галька) под влиянием грунтовой воды или от обвалов снега и пр.; влияние на марш погоды или климатических условий; время суток, которое будет наиболее удобным для совершения марша; в какой степени противник может оказать сопротивление с целью срыва или уменьшения скорости марша действиями своей авиаций или наземными войсками;
— наметить необходимые меры маскировки;
— предусмотреть возможность заражения противником некоторых узких проходов на пути движения и наметить противохимические мероприятия;
— произвести расчет времени движения, учитывая состояние путей и возможные задержки при подъемах и спусках, переправах через горные реки или овраги, а также продолжительность большого привала (до какого времени);
— установить состав колонн и эшелонов, дистанции между эшелонами и время прохождения головными колоннами и эшелонами определенных пунктов местности;
— определить районы большого привала и ночлегов, если это допускает обстановка;
— наметить меры боевого обеспечения;
— установить порядок движения на крутых подъемах и спусках, при переправах через горные реки или дождевые потоки;
— установить систему связи колонн и эшелонов с разведкой и походным охранением.
Подготовка маршрута в горах должна быть очень тщательно выполнена; малейшая ошибка в выборе направлений путей, в расчетах, недоучет атмосферных условий или изменений температуры воздуха могут повлечь за собой сильное утомление войсковых частей, а в худшем случае — даже и невыполнение задачи в назначенный срок.
При малейшем сомнении в качестве или в направлении дорог (тропинок) следует использовать проводников из числа специально подготовленных военнослужащих или из местного населения.
Скорость движения
Из опыта альпийских походов и тактических учений в горах известно, что скорость движения войсковых колонн зависит от характера горных путей, от атмосферных условий и климата и от степени разреженности воздуха на высотах (атмосферного давления).
При движении общевойсковых колонн по узким извилистым дорогам и тропам с частыми подъемами и спусками, по горным склонам различной крутизны создается усиленная нагрузка на сердце и мускулатуру, что отражается на темпе движения бойцов и животных.
Следует отметить следующее важное обстоятельство. Темп походного движения по ровной дороге или тропе обыкновенно сохраняется равномерно как у бойцов, так и у вьючных животных. На подъемах же и спусках темпы движения людей и животных изменяются диаметрально противоположно.
У бойцов число шагов в минуту на подъемах уменьшается в соответствии с крутизной горного ската, а у вьючных животных наоборот — увеличивается; при спусках наблюдается обратное явление: скорость движения бойцов увеличивается, а вьючных животных — уменьшается.
Объясняется это, главным образом, тем, что на подъемах под тяжестью оттягивающего назад вьюка вьючное животное стремится увеличить цепкость ног, а поэтому быстрее перебирает ногами и ускоряет движение; чем круче подъем, тем быстрее вьючное животное старается взбираться вверх, иногда доходя периодически до рывков. Ускоренное движение на подъемах, конечно, увеличивает расход сил животного.
При спусках вьюк тянет животное вниз (вперед); боясь потерять цепкость ног на горном скате, вьючное животное начинает «тормозить» свое движение, откидываясь назад, — усилиями своих мускулов животное уменьшает скорость движения. И на спусках вьючное животное затрачивает сил не меньше, чем при подъемах. Особенно изматываются силы животных на спусках при плохой вьючке или от чрезмерно тяжелого (больше 100 кг) и громоздкого вьюка.
Расчет скорости движения в горах должен быть общий для бойцов и животных, так как марш горнострелковых частей и подразделений всегда подразумевается в полном боевом составе, с вьючными животными, на которых перевозятся станковые пулеметы, минометы, горные пушки, огнеприпасы, технические средства борьбы и средства материального обеспечения, необходимые во всякое время и при всяком положении частей.
Поэтому при подъемах и спусках люди должны приноравливаться к скорости движения вьючных животных.
Необходимо еще отметить, что на крутых подъемах вьючные животные при ускоренном темпе движения быстро и очень сильно устают. В целях сохранения работоспособности животных на продолжительное время требуется на подъемах делать частые остановки для передышки.
Скорость движения бойца в горах различна, в зависимости от характера местности и высоты над уровнем моря. Средний походный шаг на местности при подъемах с крутизной до 5-7°— 100 шагов в минуту является нормальным. При таком темпе сердце и органы дыхания не перенапрягаются и работают нормально. При увеличении скорости движения с той же крутизной пульс и дыхание соответственно учащаются, чем вызывается большая затрата энергии, а следовательно, и быстрее наступает утомление.
При подъемах с крутизной от 7 до 15° темп движения уменьшается до 75—80 шагов в минуту, при крутизне в 25° скорость будет 60—70 шагов в минуту, а при крутизне в 35-40° темп движения приходится уменьшать до 50 шагов в минуту.
При этих темпах движения пульс и дыхание бойцов, двигающихся в полном походном снаряжении, восстанавливаются на коротких периодических остановках и на малых привалах.
При спусках темп движения увеличивается на 15—20%. При этом следует учитывать, что скорость движения при спусках бывает различна в зависимости от крутизны горного склона и утомленности бойцов. В начале спуска расход сил кажется незначительным, но через некоторый промежуток времени начинает ощущаться напряжение в мускулатуре ног, и чем дальше, тем сильнее развивается усталость. Если бойцы не будут регулярно останавливаться для короткого отдыха, то длительный, особенно крутой спуск может вызвать сильное переутомление. После утомительного спуска новый подъем обыкновенно преодолевается с большим напряжением и значительно медленнее, чем предыдущий.
Таким образом, при изучении характера пути по карте следует учитывать не только топографические и метеорологические данные, но и подготовку, втянутость общевойсковых колонн для действий на пересеченной местности в горах.
Опыт проведения маршей в горах дает следующие отправные данные для составления расчета скорости движения.
За основу берется движение по горизонтальной плоскости со скоростью 4 км в час; в этот расчет вносится изменение скорости движения в зависимости от высоты над уровнем моря (разреженности воздуха), крутизны скатов и состояния грунта, а также от норм нагрузки бойца и животного.
Большое влияние на скорость движения оказывает высота над уровнем моря, так как с подъемом воздух все более и более разрежается. Скорость движения по горизонтальной плоскости на высотах до 2 000 м может вестись обычными темпами. До 2 000 м над уровнем моря движение бойцов можно рассчитывать исходя из 4 км в час.
Но на преодоление подъемов и спусков следует прибавлять дополнительное время из следующего расчета: если дорога идет на подъем, то на каждые 300 м подъема над уровнем моря необходимо добавлять по одному часу, на спуск несколько меньше: чтобы опуститься на 500 м (над уровнем моря), нужно прибавить один час к расчету на горизонтальное движение.
Скорость движения вьючных животных на спусках уменьшается; они за час спустятся только на 250—300 м в вертикальном измерении (т. е. над уровнем моря).
При подъемах на горные вершины, покрытые снегом и льдами, скорость движения постепенно уменьшается в соответствии с уменьшением атмосферного давления (разреженностью воздуха):
на высоте 2 000—3 000 м за один час можно подняться по вертикальному измерению лишь на 250 м,
на высоте 3 000—4 000 м над уровнем моря за час можно подняться на высоту до 200 м,
на высоте 4 000—4 500 м над уровнем моря за час можно подняться на высоту до 150 м,
на высоте 4 500—5 000 м над уровнем моря за час можно подняться на высоту до 100 м,
на высоте 5 000—5 600 м над уровнем моря за час можно подняться на высоту до 75 м.
Расчет движения для общевойсковых колонн составляется следующим образом. Сначала по карте составляется профиль пути (схема 3). Определяется горизонтальное расстояние между исходным и конечным пунктами маршрута; затем устанавливается величина подъемов и спусков (в вертикальном измерении) по отношению к исходному пункту местности. Эти данные являются отправными для расчетов времени. Расчет продолжительности маршрута можно вести или в целом на все расстояние марша или по участкам, имеющим различный характер пути.
Схема 3. Профиль пути для расчета времени на марш.
Покажем расчет на примере. Вычерчен профиль маршрута. Требуется определить продолжительность марша от пункта А до пункта 3. Колоннам предстоит, выступив из пункта А, сделать подъем на высоту БВ, спуск в ущелье ГД, вновь подняться на вершину горного отрога ЕЖ и спуститься к конечному пункту 3. Измерив горизонтальное расстояние между пунктами А и 3 по карте, получим 20 км. Высота подъема на участке АБ в вертикальном измерении равна 350 м, на участке ДЕ=450 м. Спуск ВГ=250 и Ж3=350 м. На преодоление подъема стрелковыми подразделениями в полном походном снаряжении с вьючным обозом (взводный, ротный, полковой) потребуется по одному часу на каждые 300 м вертикального измерения; на преодоление спусков — по одному часу на каждые 250 м. Таким образом, подъемы АБ (350 м) + ДЕ (450 м) составят вместе 800 м. Разделим 800 на 300, получим 2 ч. 40 м. движения на преодоление подъемов. Спуск ВГ (250 м) и ЖЗ (350 м) — всего 600 м. 600 : 250 = 2 ч. 20 м. движения. Горизонтальное расстояние 20 км : 4 = 5 час. Всего потребуется на марш 2 ч. 40 м. + 2 ч. 20 м. + 5 час. = 10 час. Сюда не входит время на большие привалы и на остановки, могущие произойти на крутых и обрывистых горных склонах, или на преодоление других препятствий.
Теперь составим, исходя из этого же рельефа и расстояний, расчет по отдельным участкам пути. На отрезке пути АБ для подъема общевойсковой колонны потребуется: 350 м:300 = 1ч. 10 м. + 2 час. на 8 км горизонтального расстояния между пунктами А и В (7 км + 1 км). Итого на движение по участку пути АВ требуется 3 ч. 10 м.
На участке пути ВД для спуска колонны (с В к Г) необходимо: 250 : 250 = 1 час плюс 50 мин. на 3,5 км горизонтального расстояния (2,5 км + 1 км). Всего для движения по этому участку нужно 1 ч. 50 м.
На участке пути ДЖ для подъема колонны нужно 450: 300= 1 ч. 30 м. плюс 1 ч. 5 м. на 4,5 км горизонтального расстояния (от Д до Ж). Всего, следовательно, преодоление этого участка потребует 2 ч. 35 м. времени.
На участке пути от Ж к 3 для спуска колонны нужно 350 :250 = 1 ч. 25 м. плюс 1 час на 4 км горизонтального расстояния, а всего 2 ч. 25 м.
Таким образом, на весь переход потребуется 10 час. (3 ч. 10 м. + 1 ч. 50 м. + 2ч. 35 м. + 2 ч. 25 м.), тоже без учета времени на привалы и вынужденные остановки и замедление движения при преодолении горных препятствий.
На местности выше 2000 м над уровнем моря норма скорости движения уменьшается в зависимости от высоты, как мы уже выше указали. Соответственно этому составляется и расчет времени, потребного для марша.
На путях, загроможденных камнями, щебнем и вообще всякого рода осыпями, скорость движения понижается. Дождь, снег, туман или ночная темнота также понижают скорость движения. По необорудованным же горным тропам и по сложнопересеченному рельефу движение войсковой части в составе колонны часто становится невозможным.
Предусмотреть по карте разного рода препятствия на пути движения колонны, конечно, невозможно. Но предварительная разведка пути может дать данные о тех коррективах, которые необходимо внести в расчеты на марш. Указанный выше расчет, составляемый по карте, является, таким образом, ориентировочным, дающим более или менее приближенную норму времени, необходимого на совершение марша.
В среднем можно считать, что скорость движения общевойсковых колонн в обычной для горных участков местности составит 2—3 км в час. На участках со сложнопересеченной местностью скорость движения уменьшается (распоряжениями командиров рот, эскадронов, батарей), а на несложной — увеличивается до равнинной нормы.
В основном регулировка скорости движения колонны осуществляется их командирами в соответствии с характером пути и условиями погоды. При этом нужно всегда иметь в виду степень натренированности войск к переходам в горах и их усталость.
Величина суточного перехода по дорогам, идущим вдоль долин между горами, а также по высокогорному плато с незначительными подъемами и спусками (не круче 8°), в нормальных условиях погоды будет составлять 20—25 км (6—8 час. движения).
По тропам и дорогам сложного горного рельефа с крутыми подъемами и спусками суточный переход не превышает 15 км (7—8 час. пути).
Увеличение суточного перехода до 10—12 час. в сутки может быть допущено лишь в исключительном случае, при соответствующей боевой обстановке. И в этом случае нельзя забывать, что чрезмерный расход сил временно ослабит бойцов и вьючных животных и затруднит их дальнейшую боевую деятельность.
Выступление с места ночлега следует назначать рано утром с таким расчетом, чтобы эшелоны могли прибыть к месту назначения до наступления темноты.
Порядок походного движения
Порядок марша в горах зависит от состава войскового соединения, наличия дорог (тропинок) и характера горного рельефа. Колонны обычно расчленяются на эшелоны с целью:
— уменьшения поражения от воздушного противника;
— уменьшения дергания и бесцельного стояния на месте целой колонны в случае падения вьючных животных, сваливания вьюков на подъемах и спусках, при преодолении различных препятствий и т. п.;
— увеличения маневроспособности в условиях пересеченного рельефа.
В зависимости от поставленной задачи и характера горного рельефа стрелковый полк горных войск организует марш в составе одной колонны, двигаясь в пределах одного ущелья (долины) или двух колонн с движением по двум смежным ущельям. Каждая колонна расчленяется на эшелоны, численный состав которых не меньше одной стрелковой роты (эскадрона) с приданной артиллерией.
При наличии дорог или тропинок по обоим берегам реки (оврага, ущелья) эшелон следует вести в расчлененном порядке, используя параллельные пути на внутренних склонах горных отрогов. Этим достигаются сокращение глубины колонны каждого эшелона и полная боевая готовность для отражения противника, появившегося на одном из флангов; при таком расчленении можно и легче развернуться в боевой порядок при фронтальном направлении атаки.
Дистанции между эшелонами устанавливаются от полутора до одного километра, в зависимости от характера пути. На легкопроходимых участках дистанции могут быть меньше; на труднопроходимых — больше, чтобы возможные задержки на подъемах или спусках впереди идущего эшелона не отражались на порядке движения следующего за ним эшелона.
Походный порядок зависит от ширины горной дороги или тропы. По горным тропам пехота и конница передвигаются в колонне по одному, артиллерия — по орудийно; на вьюках — в колонне по одному.
Длина походной колонны в горах бывает различна, в зависимости от принятого для движения порядка, от количества и качества путей. По вьючным тронам в колонне по одному понадобится в среднем по 1 м на человека и по 3 м на вьючное животное (на труднопроходимых участках и больше — до 5 м); дистанции между подразделениями колонн: 5 м между стрелковыми и пулеметными взводами, 25 м между стрелковыми ротами, 50 м между батареями на вьюках.
Исходя из расчета, глубина колонны горных частей будет в среднем составлять:
стрелкового взвода – около 50 м
стрелковой роты – около 250 м
пулеметной роты – около 350 м
горно-вьючной батареи – около 600 м
горнострелкового полка в одной колонне – около 5,5км
При расчленении полка на эшелоны глубина колонны увеличится в соответствии с величиной дистанции между эшелонами. При распределении частей колонны по эшелонам следует:
а) ближе к противнику вести тот род войск, который на данной местности сможет быстрее развернуться в боевом порядке и вступить в бой;
б) в предвидении столкновения с противником большую часть артиллерии (не считая той части ее, которая выделена в РО или в органы охранения) вести в головных эшелонах, а остальную — в последующих эшелонах, в зависимости от обстановки; место для каждой батареи указывается командиром эшелона; артиллерия обязательно должна прикрываться пехотными (кавалерийскими) подразделениями; для оказания помощи при проходе труднопроходимых участков необходимо придавать артиллерии до одного стрелкового взвода на батарею;
в) часть средств связи выделять в РО, ГО и органы охранения; остальные средства — в головные эшелоны, чтобы к моменту вступления в бой можно было быстро организовать связь;
г) ротные, батарейные и эскадронные хозяйственные вьюки (вьючные кухни с расходным запасом продовольствия, с патронами и пр.) иметь в составе хозяйственных отделений за своими подразделениями, так как растяжка колонн по узким горным путям не дает возможности регулярно подвозить предметы снабжения из полкового обоза;
д) полковой обоз вести отдельным эшелоном; на труднопроходимых участках — в расчлененном повзводно порядке и в таком расстоянии от своей части, чтобы на большом привале не нагнать впереди идущий эшелон;
е) для прикрытия и помощи при прохождении труднопроходимых мест обозу придавать до одного стрелкового взвода;
ж) на время движения санитарные средства распределять по эшелонам для оказания первой медицинской помощи;
з) для оказания ветеринарной помощи вьючным животным ветперсонал и ветсредства распределять по тем эшелонам, где имеется большее количество вьючных животных, учитывая возможность оказания помощи животным в других эшелонов;
и) технические части распределять по эшелонам в соответствии с задачей и характером местности.
Сбережение сил бойцов и вьючных животных на марше
Нигде так не ощущается необходимость сбережения сил бойцов и вьючных животных, как в горах, особенно на сложно-пересеченной местности. Чем сложнее горная обстановка, тем больше внимания должно быть проявлено к сбережению сил боевого состава части. Сбережение сил в горах достигается:
— выбором наиболее удобных путей для движения;
— соблюдением дисциплины марша (порядок движения, скорость в зависимости от крутизны подъема или спуска и от атмосферного давления);
— правильной пригонкой снаряжения;
— регулярным отдыхом: на привалах, минутных остановках и на ночлегах;
— регулярным питанием;
— хорошей организацией санитарно-гигиенического обслуживания.
Бойцы должны уметь ходить по подъемам и спускам. Командный и политический состав должен тщательно наблюдать за точным соблюдением правил движения.
Бойцы должны двигаться ровным, размеренным шагом: при подъемах и спусках шаг замедляется до 60—80 шагов в минуту.
При подъемах корпус следует подавать вперед, опираясь на ледоруб (облегченная киркомотыга), ногу ставить на всю ступню, перемещая затем тело вперед на полусогнутую в колене ногу.
При спусках, особенно на мягком сыпучем грунте, нога выносится вперед на каблук; при спуске наискось по склону горы ступня ставится ребром с целью получить большую устойчивость. Корпус должен иметь незначительный наклон вперед.
На крутых спусках для большей устойчивости применяется ледоруб как средство тормоза: одна рука охватывает лезвие, а другая — черенок в середине; конец с железным наконечником упирается в землю.
Особое внимание следует обращать на дыхание. Дышать свободно ртом и носом. Зимой, во избежание простуды, дышать только носом.
При подъемах по крутым горным скатам темп движения не должен перегружать сердца и органов дыхания. При явлениях чрезмерно учащенного дыхания и сердцебиения (дыхание больше 30 раз в минуту, а пульс больше 130) следует на полминуты или минуту останавливаться для восстановления дыхания.
Строго соблюдать питьевой режим. Во время движения воду можно пить только для освежения полости рта, не более одного-двух глотков.
Во избежание простуды холодную воду в разгоряченном состоянии можно пить только непосредственно перед началом движения.
Темп и порядок движения регулируются командиром, идущим в голове своей части (подразделения).
По команде «стой» каждый должен немедленно остановиться там, где его застала команда. Во время движения подтягиваться к переднему, обгонять или отставать — только с разрешения своего командира, и в исключительном случае с разрешения дежурного по роте (эскадрону, батарее).
За дисциплиной марша, кроме командиров подразделений (взводов и отделений), наблюдают и идущие за каждой ротой (эскадроном) дежурный и дневальный.
Темп движения вьючных животных зависит от состояния пути, погоды и времени суток. Животное должно двигаться ровным и медленным шагом. На крутых подъемах силы животных быстро ослабевают, особенно на высокогорной местности с разреженным воздухом. Признаком усталости животного служит учащенное дыхание; при сильном утомлении появляется дрожание мышц. В этом состоянии вьючное животное теряет нужную устойчивость и при небольшом даже скольжении копыта — падает. Нужно внимательно наблюдать за состоянием животных и при признаках усталости делать периодические короткие (на полминуты или минуту) остановки для отдыха, чтобы дать возможность животному перевести дыхание и несколько отдохнуть.
Остановки следует делать перед и после труднопроходимых или опасных участков; например, перед и после прохождения узкой тропы над обрывом, на крутых подъемах или спусках и пр.
Если протяжение труднопроходимого участка велико, следует вьючных животных проводить по одному; животных ведут специально назначенные красноармейцы.
Вообще в горах, как правило, при каждом вьючном животном должен быть вожатый, который следует рядом с животным у его головы со стороны обрыва, а на узкой тропинке — впереди, направляя животное по наиболее безопасному пути. На остановках вьючное животное (лошадь, мул) ставят поперек или наискось тропинок, головой к обрыву, чтобы животное не упало в обрыв при малейшем осаживании назад.
Частота привалов для отдыха зависит от профиля пути и величины перехода. Каждый эшелон назначает малые привалы самостоятельно.
На ровных или с незначительными подъемами дорогах малые 10-минутные привалы назначаются через каждые 50 мин. движения. При подъеме по крутым вьючным тропам следует делать 5-минутные остановки через каждые 20 мин. движения.
Иногда привалы следует назначать и вне зависимости от времени движения, например, после утомительных подъемов или перед серьезными препятствиями.
Если в составе эшелона следует горная артиллерия или вьючные лошади сильно нагружены, следует малый привал увеличивать до 10 мин., а с развьючкой — до 15 мин. Малые привалы не исключают необходимости делать полминутные или минутные остановки для восстановления дыхания людей и животных в моменты сильного напряжения (учащенное дыхание).
Для малых привалов выбираются площадки по возможности для каждого отделения, чтобы не свертывать колонну.
На малом привале красноармейцы, остановившись, немедленно снимают ранцы. Если по условиям боевой обстановки снимать ранцы нельзя, они садятся так, чтобы иметь возможность опереться на ранец, приподняв насколько возможно ноги вверх. Вьюковожатые осматривают вьюки и сбившиеся или ослабленные — поправляют.
Большие привалы назначаются при переходе больше шести часов на полтора-два часа. На сложном горном рельефе вместо одного продолжительного лучше делать два привала по часу-полутора часа каждый.
Место для большого привала выбирается отлогое, вблизи от источника с доброкачественной водой и по возможности укрытое от наблюдения воздушного противника.
Располагаться на привале следует в произвольном порядке в стороне от дороги (тропы), чтобы не мешать движению проходящих подразделений. На большом привале животные развьючиваются, и вьюки приводятся в порядок.
Красноармейцам выдается горячая пища или кипяток, приготовленные во время движения на вьючных кухнях.
Своевременное и регулярное питание бойцов и регулярное кормление и правильный уход за вьючными животными имеют в горах крупнейшее значение с точки зрения сбережения сил.
Порядок питания, часто практикуемый на равнинной местности (горячая пища рано утром, иногда до рассвета, через час-два по прибытии на ночлег, иногда поздно вечером), в горных условиях неприменим, так как недостаточно способствует восстановлению физических сил, расходуемых во время тяжелых переходов. Рано утром пища большинством бойцов не съедается или съедается без аппетита. По прибытии же на место ночлега у каждого бойца развивается сильный аппетит. Но тогда сильная усталость приводит к тому, что если не позже как через полчаса не будет выдана горячая пища, бойцы ложатся в ожидании обеда отдохнуть, засыпают и, разбуженные на обед (или ужин), поднимаются неохотно, едят плохо, и пища организмом усваивается хуже.
Питание на марше в горах должно производиться в следующем порядке:
— если выступление назначается после восхода солнца, завтрак следует выдавать перед выступлением;
— в случае выступления до рассвета завтрак (холодная закуска) съедается на первом малом привале (10 мин., а с выдачей кипятка—15 мин.);
— горячая пища (обед) выдается на одном из больших привалов;
— ужин (горячая пища и кипяток) выдается не позже получаса после прибытия на место ночлега.
Холодная закуска (завтрак) должна быть на руках у красноармейцев; вода кипятится, горячая пища приготовляется на ходу во вьючных кухнях распоряжением командира роты (батареи) с таким расчетом, чтобы к моменту остановки на большой привал или на ночлег пища была готова.
Во вьючной кухне вода закипает через 45 мин., для приготовления супа или борща требуется от 1 ч. 40 м. до 2 час, каши — около 1 ч. 20 м.
На ночлегах и на больших привалах следует кормить и поить вьючных животных. В то же время должен быть произведен тщательный осмотр состояния животных, снаряжения, вьюков и ковки.
Очень важно, чтобы войсковым частям на марше предоставлялся полный 8-часовой отдых в сутки.
Особенности организации марша ночью
Ночные переходы в горах очень утомительны и часто опасны, если не будут предприняты предупредительные меры. Тем не менее, во избежание наблюдения со стороны авиации противника, а также в жаркое время ночные марши будут совершаться часто.
Ночью происходят более частые, чем днем, задержки на подъемах и спусках, на узких извилистых тропах, над крутыми обрывами и при переходах через крутые овраги. Ночью особенно усложняется передвижение по тропам на участках, где осыпается щебень, и после дождя.
Задержки происходят чаще всего из-за вьючных животных — от падения их и от поведения в ночное время при повышенной впечатлительности, особенно при преодолении всяких препятствий.
В горах ночи темные, особенно в лесистых районах и в ненастную погоду.
Успех ночного марша зависит как от предварительной организационной подготовки, так и от натренированности всего личного состава и животных к ночным походам.
К мерам обеспечения ночных маршей относятся:
1. Предварительное, по возможности, тщательное изучение местности и вьючных тропинок (дорог) в отношении проходимости и организации обеспечения от внезапных нападений и засад противника.
2. Заблаговременное исправление путей, особенно тропинок над обрывами, на крутых подъемах и спусках; устройство переправ или подготовка к переходам горных рек вброд. Если время или обстановка не дают возможности полностью исправить пути, то исправляются только наиболее трудные участки, на основном пути в опасных местах устанавливаются специальные посты, задача которых содействовать проходящим частям путем указания наилучшего порядка передвижения через препятствия, освещения опасного пути, предоставления переправочных средств (веревок и т. д.).
3. На местах преодоления сложных препятствий руководителем вспомогательного поста назначается комендант из лиц среднего начсостава.
4. Заблаговременная подготовка всего личного состава и транспортных средств к особенностям данного ночного перехода.
Порядок движения внутри каждого эшелона должен исходить из сохранения боевой готовности для отражения противника и возможности оказания взаимной помощи при преодолении труднопроходимых участков.
При наступательном марше артиллерия следует ближе к хвосту колонны эшелона, а при отступательном — к голове, между стрелковыми ротами.
Скорость движения ночью уменьшается. Время каждого привала сокращается до минимума, только чтобы хватило времени отдохнуть и поправить снаряжение, но чтобы люди не засыпали.
Для освещения пути на труднопроходимых местах необходимо иметь фонари с приспособлением, позволяющим направлять луч света только в нужном направлении. В каждом стрелковом (пулеметном) взводе и у каждого орудия должно быть не менее одного фонаря и одного 25-метрового каната.
Пользоваться фонарями следует только при крайней необходимости и очень осторожно, чтобы противник не обнаружил по огням движение колонны.
Движение ночью должно совершаться с соблюдением абсолютной тишины, особенно вблизи противника.
Команды подаются условными знаками или вполголоса.
Чтобы не сбиться с намеченного направления, в голове каждого эшелона должен находиться проводник из надежных местных жителей или из лиц, производивших разведку пути. На поворотах дорог и тропинок устанавливаются указатели или маяки.
Особенности организации марша зимой
Зимой на походное движение в горах влияют:
— глубина снежного покрова в ущельях и по склонам хребтов;
— наличие ледников и обледенелых склонов;
— состояние погоды: ясно или снежная буря; в том и другом случае может быть мороз или тепло (влажно);
— крутизна склонов, покрытых снежным покровом, и наличие участка со снежными обвалами;
— наличие или отсутствие на пути жилых построек, лесного материала для оборудования ночлега.
Трудность движения зимой зависит иногда не столько от глубины, сколько от состояния снега. По твердому фирну (зернистый снег) или по замерзшей поверхности снега движение совершается без особых затруднений. Но по мягкому порошистому снегу, если глубина слоя превышает 50 см, можно передвигаться только с помощью горных лыж или снегоступов (ракет). По обледенелым снежным склонам или ледникам движение должно совершаться с прикрепленными к подошвам обуви «кошками» (когтями).
Вьючным животным по глубокому мягкому снегу двигаться чрезвычайно трудно. Наиболее трудные места пути должны расчищаться. По глубокому снежному покрову следует впереди (для протаптывания тропы) вести стрелковые взводы, а вьюки пулеметных взводов и взводов управления идут позади своих рот. Головные подразделения следует через каждые 15 мин. сменять, чтобы не переутомлять бойцов. Головная рота обязательно должна иметь лопаты и большие кирки для расчистки пути.
Дистанции между взводами увеличиваются.
Чтобы не задерживать войсковые части в пути, следует в отдельных случаях высылать вперед специальные команды для расчистки и для оборудования пути под руководством командиров саперных подразделений.
Для переходов по ледникам или по обледенелым снежным склонам требуются хорошая ковка с острыми шипами и осторожная проводка вьючных лошадей, чтобы не допустить на скользких местах падения. На опасных местах следует лед надрубать ледорубами и киркомотыгами и проводку каждой вьючной лошади производить при помощи веревки. Для содействия проводке вьючных животных на опасных или труднопроходимых участках распоряжением командира эшелона выделяется вспомогательный пост под руководством сапера или опытного командира взвода. Рабочая сила назначается из головного стрелкового подразделения той части, которой предстоит проводить вьючных лошадей. По окончании проводки выделенные рабочие присоединяются к хвосту своей колонны, а во время остановки выходят на свои места.
При движении колонны по склону горы или по крутому спуску, обмерзшему и покрытому обледенелым снегом, все красноармейцы должны пользоваться ледорубом. При спусках по крутому скату следует крепко одной рукой охватывать лезвие ледоруба, а другой брать за середину черенка и воткнуть железным наконечником в землю сзади себя. Ставить ледоруб или альпеншток на крутых спусках впереди себя не рекомендуется, так как в случае скольжения, потеряв точку опоры, человек может упасть. При падении товарища каждый должен помочь ему задержаться, быстро сделав устойчивую опору с помощью ледоруба.
Переход через высокогорные перевалы, покрытые вечными ледниками, организуется с учетом характера ледников и снежного покрова; особое внимание обращается на щели, крутизну подъема и спуска и состояние погоды.
Предварительно, перед самым переходом через перевал, следует сделать разведку пути. Начинать подъем на перевал нужно по возможности с раннего утра с пункта, находящегося как можно ближе к перевалу, ночуя, если надо, у его подножья бивуаком. В противном случае колонна после полудня может быть застигнута на перевале снежной бурей.
При переходах зимой в горах особенно надо опасаться лавин и трещин в ледниках.
С целью избежания опасности от лавин движение совершается преимущественно по гребням отрогов или по отлогим склонам горных отрогов, не подверженных падению снежных лавин, а в солнечные дни по местам, менее подверженным действию солнечных лучей.
Следует остерегаться снежных карнизов, образовавшихся в снежную бурю. При необходимости пройти через опасное место следует предварительно исправить тропу и натянуть вдоль нее веревку. Это дает возможность проходить быстрее и до известной степени гарантирует от падения в обрыв.
При прохождении по ледникам следует принимать меры против падения в ледниковые щели, особенно закрытые снежным покровом. Обнаруживаются закрытые щели прощупыванием альпенштоком или ледорубом.
В опасных местах движение совершается при помощи натянутой веревки, или же каждый из группы в 7—10 чел. привязывается за пояс одной и той же веревкой, чтобы на скользких местах не сорваться вниз всей группе (отделению); головные подразделения вырубают ледорубом (облегченной киркомотыгой с длинным черенком) ступень; при прохождении опасного участка каждый боец должен двигаться осторожно, чтобы сохранять устойчивость и способность при скольжении своевременно задержаться самому и задержать падающего товарища.
Вьючные животные проводятся на веревках при помощи специально выделенных вожатых.
Если открытые щели обойти нельзя, то используются разборные, перекидные, мостики, которые необходимо иметь на вьюках.
Боевая обстановка иногда может потребовать перехода даже во время снежной бури (метели).
В снежную метель нужно:
— надевать специальные очки для предохранения глаз от острых льдинок;
— лицо покрывать шарфом или платком, лучше вязаным;
— тепло одеваться; полы одежды должны быть подтянуты к поясу настолько, чтобы не мешали движению;
—чаще сменять головные подразделения, чтобы избежать их чрезмерного утомления;
— время малых привалов сокращать до минимума (закусить, привести в порядок снаряжение, оправиться);
— организовать помощь в случае обмораживания, потери сил, падения в обрывы, наполненные мягким снегом, и т. д.
В ясную погоду ослепительный блеск снежного покрова вызывает воспаление глаз. Для предохранения глаз следует надевать синие или дымчатые очки (консервы).
В походах зимой, особенно при низкой температуре, требуется усиленное и регулярное питание. Хорошим подкрепляющим средством в пути является холодная закуска с одной-двумя кружками горячего чая, приготовленного на ходу.
В зависимости от глубины снега и степени обледенения горных склонов скорость движения общевойсковой колонны уменьшается от 25 до 50% в сравнении с летним временем.
В целях сбережения сил бойцов зимой необходимо:
а) иметь на каждого бойца два комплекта фуфаек и носков или суконных портянок; один комплект надет на бойце в пути, он заменяется другим комплектом (сухим) на время ночного отдыха, так как сон в сыром теплом белье способствует простуде, а при большом морозе даже вызывает обмораживание;
б) по возможности облегчать снаряжение бойцов, передавая во время марша часть вещей на вьюки хозяйственного отделения роты;
в) выдавать усиленное питание (горячая пища или закуска с горячим чаем);
г) своевременно принимать санитарно-профилактические меры против обмораживания и простуды; развернуть вдоль маршрута временные санитарные пункты, обеспечив их соответствующимимедикаментами, отепленными палатками, запасом теплой одежды и эвакуационными средствами;
д) обеспечить весь людской состав теплой одеждой, а на ночлегах утепленными палатками, уделив особое внимание доставке дров и подвозу лесоматериала, если невозможно получить их;
е) снабжать (иметь с собой запас) индивидуальными грелками разведчиков и бойцов органов охранения;
ж) места больших привалов и ночлегов выбирать на местности, не подверженной снежным обвалам и оползням, по возможности в местах, закрытых от ветра.
Преодоление потоков и паводков в горах
Водные потоки и паводки иногда создают препятствия для марша.
В ненастную погоду, особенно после ливней и во время таяния снега, часто бывают паводки. Эти бурные потоки воды с камнями и грязью разрушают пути и вызывают обвалы. Ливни — частое явление в горах весной, осенью, а в некоторых районах летом. Ливни быстро образуют потоки с чрезвычайно быстрым течением и большой разрушительной силой.
Из-за обвалов и оползней в ущельях часто образуются запруды, которые временно задерживают потоки воды. Через некоторое время сильным напором огромных масс воды запруда прорывается, и водный поток стремительно, с большим шумом несется вниз, разрушая все на своем пути.
Иногда летние паводки происходят из-за быстрого таяния снега и ледников в течение нескольких жарких дней.
При марше в горах всегда нужно быть готовым к преодолению горных потоков. Дождевые потоки, не несущие с собой камней, переходятся вброд так же, как и горные реки. Место переправы вброд выбирается там, где поток шире и скорость течения наименьшая.
Чтобы предохранить людей от сноса водой, необходимо устраивать канатные перила через дождевой поток (реку) в двух местах: в том месте, где выбрана переправа вброд, и на 2—3 м ниже брода для перехватывания сбитых течением людей и вьючных животных. На месте переправы организуется вспомогательный пост для поддержания порядка и спасения сбитых течением.
Для устройства канатных перил один из наиболее крепких и натренированных бойцов переходит вброд дождевой поток (горную реку), привязанный к канату кругом туловища с целью предохранить его от сноса течением. Достигнув противоположного берега, боец привязывает конец каната за ближайшее дерево (кол, выступ скалы). Если есть под рукой лесной материал, то узкие потоки (реки) с крутыми берегами переходят с помощью перекидных мостиков.
Горные потоки, несущие большое количество песка, камня и древесины, для переправы опасны.
Подойдя к такому потоку, колонна вынуждена будет приостановить движение и, выбрав безопасное место, расположиться на отдых до того момента, когда вода спадет и можно будет безопасно переправиться. Как было уже отмечено, горные потоки быстро возникают, но и быстро спадают.
Каменные обвалы и оползни бывают преимущественно во время таяния снегов и после дождей. Обвалы часто создают большие препятствия для походного движения. С целью предосторожности все опасные, с точки зрения обвалов и оползней, участки пути должны быть заблаговременно изучены по географическим описаниям и путем опроса местных жителей. Кроме того, разведка уточняет эти места и устанавливает степень их опасности, а также выбирает обходные пути, если они существуют, или устанавливает перечень мероприятий, которые необходимо будет провести.