Продовольственное снабжение в горах
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: Шутников Ф., комбриг. Продовольственное снабжение войск в горах. «Тыл и снабжение Красной Армии» № 9, 1942 г.
Снабжение продовольствием и фуражом войск, действующих в горных районах, отличается рядом существенных особенностей. Они объясняются малой плотностью населения, разбросанностью населенных пунктов, неустойчивым климатом (резкий переход от высокой к минусовой температуре), весьма ограниченным наличием местных запасов зернофуража, сена и овощей, насыщенностью водоисточников минеральными солями, придающими горький или соленый привкус воде.
Это обязывает командование, штабы и работников интендантской службы тщательно изучать особенности горного района и только после этого приступать к составлению плана снабжения войск. Особое внимание нужно уделять изучению дорожной сети и пригодности ее для движения штатных транспортных средств, ибо только хорошее состояние дорожной сети обеспечивает наиболее рациональное использование транспорта для обеспечения войск всем необходимым.
При действиях войск в горах командование, штабы и работники интендантской службы могут встать перед альтернативой: либо подвозить обычные продукты и не быть застрахованными от всякого рода осложнений в снабжении, либо перевести войска на питание сухими овощами, консервами, сухарями, пищевыми концентратами, тем более что в войсках можно иметь увеличенные запасы этих продуктов. Второе, по нашему мнению, будет наиболее правильным.
Удельный вес продфуража в общем объеме грузов при снабжении в горах будет значительно большим, чем на равнинном театре боевых действий; к тому же иногда к продфуражным грузам придется еще добавлять топливо и воду, подвоз которых обременяет транспортные средства.
При невозможности заготовок объемистого фуража, свежих овощей, а в некоторых районах и мяса из местных средств план снабжения войск продфуражом разрабатывается исключительно из расчета подвоза из тыла. Но подвоз огнеприпасов, горючего и продфуража штатными транспортными средствами иногда будет не только затруднен, но из-за отсутствия дорог и невозможен. Это обстоятельство заставляет доставлять грузы и в первую очередь продфураж самолетами, сбрасыванием на парашютах, как это мы делали в Финляндии и англичане в Греции.
При этом особое значение приобретают такие продукты, как концентраты первых и вторых блюд, сухари, консервы и мясо специальной расфасовки для довольствия людей и комбикорм для животных. Преимущество этих продуктов состоит в том, что они дают возможность бойцу быстро приготовить горячую пишу в котелках, что они устойчивы в хранении при резкой перемене температуры.
Мы считаем полезным подробнее рассмотреть некоторые вопросы продфуражного снабжения в условиях горного театра войны.
Снабжение войск свежим печеным хлебом — задача очень сложная. Наши походные пекарни, включая и полевой автохлебозавод, в горных условиях не всегда могут быть приближены к войскам в такой степени, чтобы доставлять хлеб с минимальной затратой транспортных средств. Кроме того, надо учитывать, что для развертывания хлебопекарных средств нужна площадка, позволяющая замаскировать эти средства от воздушного противника.
Для нормальной работы по хлебопечению вблизи должны находиться вода и топливо. Достаточно сказать, что для суточной работы полевого автохлебозавода требуется 15 куб. м воды и примерно 10 куб. м дров. Неблагоприятные дорожные условия, отсутствие естественной маскировки, большая потребность в воде и топливе во многих случаях не позволяют широко использовать полевой автохлебозавод.
Для снабжения войск хлебом в горах могут быть, разумеется, использованы и другие средства, например разборные печи, перевозимые на вьючных животных. Один из французских авторов, Абади, в книжке «Война в горах» отмечает следующие легкие хлебопекарни из разборных печей, перевозимых на вьюках: а) разборную печь Женест-Гершера и Сомаско; сборка ее требует всего 10 минут, весит она 760 кг, вьючится на 6 мулах; взвод из 2 печей может дать при 10 выпечках в день 1600 дневных порций обыкновенного или 1400 порций сухарного хлеба (галет); б) несколько измененную печь тех же конструкторов и той же производительности, но весящую лишь 320 кг и требующую для перевозки всего 3 мулов; в) печь Годеля (восьмиугольную), которая требует для изготовки к действию около 5 часов и вьючится на 7 мулах; одна печь может дать при 10 выпечках в день 2000 дневных порций хлеба или 1680 дневных порций галет.
Опыт последних войн свидетельствует, что транспортная авиация находит в горах самое широкое применение. В 1940 г. в тех случаях, когда возникали затруднения в подвозе продовольствия автотранспортом, английские и греческие самолеты сбрасывали греческим войскам хлеб и мясо в ящиках.
Если взять условное войсковое соединение численностью в 25000 человек, то его суточная потребность в хлебе при весе дачи 1 кг составит 25 т, а в сухарях и галетах — лишь 17,3 т. Такого рода груз в течение суток возможно перебросить на расстояние 200 и более километров всего 3—4 самолетами грузоподъемностью в 2,6—3 т. Если в горных районах самолетам трудно произвести посадку, они могут сбросить груз на парашютах.
Таким образом, в горах, в зависимости от оперативной и тыловой обстановки и рельефа местности, для снабжения войск хлебом могут использоваться полевые автохлебзаводы, печи местного населения, разборные печи, перевозимые на вьючных животных, и применяться различного рода транспортные средства для подвоза хлеба из тыла, включительно до транспортной авиации.
Снабжение мясом. Мясо наряду с хлебом является важнейшим продуктом питания. В литературе по вопросу о снабжении войск мясом в горах встречаются различные мнения. Одни предлагают снабжать войсковые части преимущественно свежим мясом, а к консервам прибегать лишь в исключительных случаях. Другие, напротив, ратуют за широкое снабжение войск консервами в качестве повседневного пайка.
По нашему мнению, такого рода крайности неприемлемы. В ряде горных районов у местного населения может оказаться большое количество скота. При этом скот может перегоняться из одних районов в другие. Скорость движения гуртов скота в горах довольно значительная, примерно 15—20 км в сутки.
При наличии скота целесообразнее, конечно, довольствовать войска свежим мясом, а консервы иметь в неприкосновенном запасе. При отсутствии же скота в районах военных действий придется заботиться о доставке его из глубокого тыла всеми видами транспортных средств, включая транспортную авиацию.
Нам кажется, что в нежаркое время года, при отсутствии или плохом состояния дорог и невозможности использовать автотранспортные средства, мясо в виде туш должно доставляться именно транспортной авиацией. Суточная потребность мяса для 20000 человек, считая по 250 г на человека, составит 5 т. Такое количество мяса может быть переброшено за 2—3 рейса одним самолетом грузоподъемностью в 2—3 т.
В то же время следует учитывать, что могут быть случаи, когда свежее мясо доставить войскам по ряду причин не удастся. Поэтому при планировании снабжения войск мясом необходимо обеспечивать войска увеличенными запасами консервов на базах и складах, а также у бойцов, в подразделениях и частях.
Снабжение овощами и фуражом. Снабжение войск фуражом и овощами в горах также представит немало затруднений. Потребность войск в зерновом и объемистом фураже весьма большая. Если взять то же условное соединение численностью в 25000 человек и принять, что в его составе будет 5000 лошадей, то потребность в фураже составит 50 т в сутки (считая в среднем 5 кг овса и 5 кг сена на лошадь в сутки).
Овощей, считая по 750 г на бойца в сутки, потребуется 20 т. Всего, таким образом, в сутки понадобится 70 т фуража и овощей. Если войсковые части будут находиться от станции снабжения на расстоянии до 150 км, то только под фураж и овощи придется ежедневно наряжать до 120 полуторатонных машин.
При отсутствии в войсковом тылу дорог для автотранспорта и гужевых обозов для транспортировки вьючным транспортом 70 т фуража и овощей на расстояние 20—25 км потребуется выделять ежесуточно 1300 муллов, или 1400 лошадей, или 2400 ишаков. Суточный переход этих вьючных животных равен примерно 20—25 км. При этом если мы возьмем 1400 лошадей, то только для их кормления понадобится в сутки 14 т фуража. Таким образом, 20% груза съедят животные, перевозящие этот груз.
Затруднения в подвозе фуража во время Эрзерумской операции в декабре 1915 г. и в январе 1916 г. вынудили командование наступавшего 4-го Кавказского корпуса вернуть в исходное положение большую часть конницы и артиллерии.
В мировую войну 1914—1918 гг. затруднения в подвозе фуража были столь велики, что снабжающим органам приходилось организовывать так называемые «скрипучие аробные колонны», применявшиеся в 1916 г. на Кавказском фронте. Арбы строились из грубого леса со сплошными, без спиц, колесами, имели грузоподъемность 30—40 пудов и запрягались быками. В пути быки кормились подложным кормом. По прибытии колонны в пункт назначения груз поступал в дивизионный продовольственный магазин, быки шли на мясо для войск, а арбы использовались на топливо, которое трудно было добыть в горных районах.
Как же быть со снабжением войск в горах фуражом и овощами? Лучший выход из положения — это применение пищевых концентратов и комбикорма. В одном вагоне можно перевезти, например, овощных концентратов столько же, сколько свежих овощей в 10 вагонах. Что касается комбикорма для лошадей, то он также удобен для перевозки. Транспортируется комбикорм в рогожных кулях или мешках по 50 кг. В вагон можно загрузить до 15 т комбикорма, а сена только 7 т. В трудные периоды боевых, операций (перерыв в снабжении, порча дорог) комбикорм и овощные концентраты значительно легче, чем свежие овощи и сено, доставить транспортной авиацией.
Водоснабжение. Многие горные районы являются почти безводными. Снабжение войск водой в таких районах вызовет немало затруднений. Горные ручьи и реки часто протекают по ущельям с труднодоступными, обрывистыми берегами. Ручьи, питающиеся атмосферными осадками, непостоянны: они многоводны в период таяния снегов и ливней и совершенно высыхают по окончании таяния снегов.
Потребление снега и снеговой воды, содержащих очень мало минеральных солей, не утоляет жажды и вредно отражается на здоровье. Снеговую воду рекомендуется пить только в кипяченом состоянии в виде чая или кофе с сахаром.
Следует иметь в виду, что при базировании в горах, если расчитывать только на местные колодцы войска могут попасть в крайне тяжелое положение. В горах Восточной Бухары в 1921—1922 гг. 8-й стрелковый полк придавал настолько большое значение водоснабжению, что высылал даже конную разведку специально для охраны колодцев, которые противник старался вывести из строя.
Снабжение водой войск, действующих в горах, даже при наличии известного числа родников и колодцев все же представляет большую сложность. Например, для того, чтобы напоить из одного или двух колодцев всех животных полка, которые, кстати сказать, могут попасть под обстрел противника, необходимо заранее произвести соответствующие расчеты. Прежде всего надо учесть, хватит ли имеющихся там запасов воды, позволит ли местность подвести животных к этим колодцам, сколько потребуется времени для водопоя и т.д.
Возьмем для примера то же условное соединение в 25000 человек и 5000 животных. В горных районах оно, как правило, будет тяготеть к какому-нибудь одному грунтовому дорожному направлению. По обыкновенной норме для такого соединения в сутки потребуется 625 т воды для людей (по уменьшенной норме — 375 т) и 150 т для лошадей (по уменьшенной норме — 100 т). Только для людей и животных потребуется по уменьшенной норме до 475 т в сутки, а если к этому прибавить еще потребность машин, то нужно будет подвозить до 500 т. При среднем расстоянии от месторасположения войск до источников воды в 70—80 км, с кругооборотом в 140—160 км, для этого ежедневно придется выделять свыше 400 тканевых цистерн, перевозимых на грузовых машинах, по 1200 л в каждой, или 250 металлических цистерн, вмещающих 2000 л воды.
В итало-абиссинскую войну для одной из колонн наряду с прочими грузами снабжения интендантство отправляло 600 бочек воды, приспособленных для переноски вьючными животными. При организации районов развертывания итальянских войск в Абиссинии учитывалась также необходимость снабжения людей и животных водой. В плане снабжения был предусмотрен суточный подвоз воды по 10 л на человека и по 20 л на животное (суточная потребность в Эритрее), хотя в действительности из-за больших трудностей в доставке воды часто выдавалось на человека всего по 2 л воды.
Можно сказать, что из всех видов тыловой службы в маловодных горных районах водоснабжение является особенно важным. Жажда — наихудший враг. Командование, штабы и службы для обеспечения войск водой в горах должны будут проводить ряд мероприятий. По нашему мнению, эти мероприятия сводятся к следующему: разведка источников воды с определением количества ее и качества; очистка воды от различного рода примесей и обеззараживание ее; определение в каждом отдельном случае необходимого количества транспортных средств и тары для доставки воды в подразделения, части и соединения; организация охраны и обороны имеющихся водоисточников в горах; определение в каждом отдельном случае норм потребления воды для людей, животных и для технических надобностей; определение необходимых средств для подъема воды, добывания воды из грунта, постройки колодцев; установление строгого учета воды и порядка пользования ею.