Транспортировка грузов



Транспортировка грузов

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Руководство для действий войск в горах. Управление боевой подготовки Красной Армии. Военное издательство Народного Комиссариата Обороны Союза ССР.  Москва, 1941 г.


ТРАНСПОРТИРОВКА ГРУЗОВ

ТРАНСПОРТИРОВКА   ВЬЮКОМ

193. Предметы снаряжения, когда они не требуются для работы, перевозить на вьюках.

Снаряжение комплектовать по расчету на одну связку, состоящую из трех   бойцов.

Мешки с комплектами укладывать во вьючные чемоданы или увязывать на подвесные вьючные рамы, распределяя на животном симметрично и равномерно с обеих сторон (по весу, размерам и расположению).

Для перевозки предметов снаряжения в высокогорных условиях животных отбирать наиболее сильных, выносливых и со спокойным характером. Вьючные седла пригонять особенно тщательно — отдельно по каждому животному.

При движении по ледникам к вьюкам брать запасные полоски войлока для пользования ими на крутых ледовых склонах в качестве подстилки-дорожки на льду. По этим войлочным дорожкам проводить животных  с вьюками.

194.  Скорость движения вьючных животных зависит от втянутости животных в работу, высоты над уровнем моря, величины подъема, спуска и состояния погоды.

На высотах свыше 3 000 м с крутыми подъемами и спусками скорость движения равняется в среднем 1—2 км/час.

195.  Движение совершать ровным, спокойным шагом. Строго соблюдать дистанции; нарушенные дистанции восстанавливать не рывками, а постепенно.

При задержке по каким-либо причинам одного животного обводить остальных мимо него, если это возможно, и двигаться дальше.

Не держать животных долгое время с вьюками на стоянках.

После  крутых   подъемов   дать   животным на ближайшем удобном  участке  отдых  в  течение 5—10 минут.

196.  Грузы   с   животных   снимать   только на привалах длительностью   свыше   20   минут.   На крутых подъемах и спусках следить за дыханием и физическим состоянием животных. Животные  на таких участках часто останавливаются сами; в таких случаях следует дать короткую остановку-передышку и только после нее продолжать движение дальше.  

197.  Через 20—30 минут после начала движения командир останавливает колонну и подает команду: «Осмотреть вьюки, подтянуть подпруги!»

Осмотр вьюка и пригонку седла производить на каждой остановке. Все неисправности и нарушения в положении вьюка устранять до начала движения. Одновременно с этим осмотреть ноги животных, состояние подков и шипов, удалить набившиеся в подковы камни и снег.

198.  Подъемы и спуски преодолевать спокойно. Вести животное в гору на длинном свободном поводу, под гору — на укороченном.

Перед продолжительными подъемами и спусками командир подает команду: «Подтянуть шлейку!» (заднюю — перед спуском, переднюю — перед подъемом).

199.  Вьюковожатый всегда идет впереди животного, не закрывая склона или обрыва от него. В движении не мешать животному спокойно осматривать путь и выбирать место для постановки ноги.

При остановках выбирать горизонтальные площадки, а при их отсутствии — ставить животное поперек направления движения головой к обрыву.

Дистанцию на крутых, тяжелых спусках и подъемах держать в зависимости от местных условий; на крутом опасном склоне нельзя двигаться вперед, если в промежутке между впереди идущим и следующим за ним нет места для остановки животного; не двигаться вперед, пока не освободится выше расположенная площадка для остановки животного.

200. На участках, где есть опасность срыва и падения животных, организовать их страховку. Для страховки использовать фуражный аркан иди другую прочную веревку.

Страховку производить: на спусках — концом аркана, который закрепить с обеих сторон за заднюю луку седла; на подъемах — концы аркана закрепить с обеих сторон за переднюю луку. При спуске страхующий сдерживает животное за петлю аркана сзади, при подъеме — спереди.

При прохождении по террасам с обрывистыми стенами делать из веревки барьеры со стороны обрыва, а веревку для страховки соединять карабином с подпругами седла на животном или за веревочную петлю, охватывающую тело животного спереди, у передних ног. На этой веревке проводится животное через опасный участок.

При падении животного страхующий удерживает его за веревку, а вьюковожатый — за поводья.

В случае падения животного, двигающегося по склону без страховки, вьюковожатый поводья не выпускает, а удерживает за них животное на склоне и помогает этим ему встать. На склоне, где животное после падения не может встать, а опасность скатывания его вниз имеется, вьюковожатый прижимает своим телом голову животного к склону. В это время к нему должны подбежать сопровождающие вьючную колонну бойцы и помочь поднять животное или освободить его от груза.

На участках, не проходимых для животных с грузом, груз снять и перенести носильщиками, а животное провести через этот участок со страховкой.

201. При встрече на пути движения горных рек вьюковожатые производят переправу через них животных в зависимости от скорости течения и глубины реки, характера берега и состояния дна.

Наиболее удобным местом для переправы является широкий участок реки с пологим руслом и твердым   ровным дном.

Наиболее удобным временем для переправы является раннее утро, позволяющее произвести переправу без угрозы внезапной и опасной для животных и людей прибыли воды в реке.

202. Переправа через реку вьючных животных может  производиться двумя  способами:

1)  переводом животных вслед за верховым и

2)  переводом животных вдоль каната.

Первый   способ применяется,   когда   нет особой опасности для животных быть   снесенными водой.

В этом случае с одного из животных снимается груз, а вьюковожатый садится верхом и проводит других животных с грузом через реку поодиночке в поводу. При этом вьюковожатый должен направлять животное, на котором он сидит, наискось по течению и быть несколько впереди переводимого им в поводу животного и выше его по течению. Он не должен позволять животному останавливаться в воде и обязан помогать ему двигаться в наиболее трудных и опасных местах переправы.

Второй   способ применяется при переправах через быстрые горные реки глубиной до брюха животного, а иногда и менее глубокие, но опасные по  тем или иным причинам для животных. В этом случае следует:

— назначить две группы бойцов-страховщиков: одну — для страховки бойца, переправляющегося через реку первым; другую — для страховки животного, на котором этот боец будет переправляться через реку;

—  расположить группу страховщиков животного несколько выше по течению от места переправы, а группу страховщиков бойца — выше первой группы;

—  снять груз с одного, наиболее надежного для переправы животного, которое будет переправляться первым, обвязать вокруг тела его, ближе к передним ногам, веревку, закрепив узел на боку, обращенном навстречу течению реки; свободный конец этой веревки взять группе страховщиков животного;

—  обвязать другой веревкой вокруг груди бойца, переправляющегося через реку первым, и, закрепив узел, передать свободный конец веревки группе страховщиков бойца.

Затем боец садится верхом на животное, переправляется на противоположный   берег   реки, вытягивает к  себе  один конец  переправочного каната вспомогательной   веревкой   и   укрепляет конец каната на берегу (за дерево, скалу и т. п.).

После этого следует натянуть туго канат с берега, где остановились вьючные животные, и закрепить конец.

Для переправы животного с грузом нужно соединить при помощи карабина подпругу седла или веревочную петлю, обвязанную вокруг тела животного (впереди седла), с переправочным канатом и привязать к узде-недоуздку вспомогательную веревку. Затем боец, находящийся на противоположном берегу, тянет за вспомогательную веревку и заставляет животное двигаться вперед через реку.

203. По прибытии колонны на место большого привала или ночлега командир выбирает площадку для размещения грузов и животных.

Груз с животных снять и уложить на разостланные брезенты вьючных седел. Подпруги седел ослабить и оставить животных под седлами в течение 15—20 минут, после чего снять седло, спину животного растереть суконкой или жгутом из сена и покрыть попоной. Седло уложить поверх груза и покрыть брезентом.

СПОСОБЫ   ПЕРЕНОСКИ   ГРУЗОВ

204. Транспортировка грузов на отдельных участках в высокогорных районах возможна только посредством переноски их людьми.

Для переноски грузов назначать команды носильщиков.                         

В команды носильщиков отбирать бойцов физически сильных, выносливых и хорошо знающих технику альпинизма.

Грузы предварительно сортировать по видам, весу и размерам.

Предметы, которые нельзя разобрать, переносить на специальных приспособлениях для одного, двух и более носильщиков.

205. Грузы сортировать ориентировочно из расчета средней нагрузки на одного носильщика:

от 0 до 3 500 м высоты над уровнем моря — 26—28 кг;  

от 3 500 до 4 500 м высоты над уровнем моря —22—24 кг;

от 4 500 до 5 500 м высоты над уровнем моря — 18—20 кг;

от 5 500 м и выше высоты над уровнем моря — 14 кг и меньше.

206.  Носильщики для переноски грузов используют в первую очередь рюкзаки.

Грузы укладываются в рюкзак так, чтобы:

—  давление распределялось на большую площадь тела носильщика;

—  центр тяжести груза был максимально приближен  к крестцу носильщика;

—  крепление было прочное  и устойчивое;

—  не было сильного оттягивания и качания груза.

207.  Станковый пулемет переносить на вьюках для станка и тела пулемета (рис. 67 и 68).

Плечевые лямки станка тщательно пригонять по росту бойца.

208.  Коробки с патронами переносить при помощи специальных плечевых лямок. Две коробки укрепить спереди и одну — сзади (рис. 69).

209.  Переноску грузов и раненых производить на простейших приспособлениях из лямок, веревки   или   рюкзака.

Ремень-лямку (рис. 70) делать из подручных материалов. Лямку надевать на плечи, подобно лямкам рюкзака.

Веревочное сиденье (рис. 71) делать из веревки, свернутой спиралью, с двумя петлями для надевания на плечи.

Перевернутый пустой рюкзак (рис.  72).

Для переноски на этих приспособлениях больного или раненого бойца следует посадить на петлю-сиденье на бедра, немного выше колен. Затем носильщик накладывает лямки себе на плечи,  становится  спиной  к  груди  больного  и осторожно поднимает его. Носильщик идет, опираясь на ледоруб, а другие бойцы обеспечивают носильщику тщательную страховку и поддержку со стороны.

 




210. Под грузы, которые не может перенести один носильщик, делать приспособления для двух и большего числа носильщиков.

Одним из простейших приспособлений для этой цели являются носилки. Носилки могут быть изготовлены из одного или двух длинных шестов и плащ-палаток или веревок. При отсутствии цельных длинных шестов можно изготовить носилки из альпенштоков и ледорубов, связываемых   вспомогательной  веревкой.

Ледорубы связывать внакладку кирко-мотыжными частями, а альпенштоки — внакладку верхней  своей  частью.  Чтобы  не  было провисания такого   шеста  на   месте  связи,   под  веревку заклиниваются с двух сторон скальные крючья.

211.  Носилки из одного шеста (см. рис. 81) — наиболее простое приспособление для переноски грузов и людей.

Для переноски груза привязать его к шесту веревками или ремнями и распределить вес равномерно по длине шеста, чтобы давление груза на   плечи   носильщиков   было   одинаковым.

Для переноски больных (раненых) следует предварительно больного завернуть в плащ-палатку, а затем привязать к шесту ремнями; голову, седалище и ноги подвязать широкими кусками ткани (полотенцами). На плечи носильщиков под шесты  подложить что-либо  мягкое.

212.  Носилки из плащ-палатки. Сложить плащ-палатку вдвое, прошнуровать по одному краю, пропустить по краям шесты и закрепить их веревкой.

Груз или человека для переноски укладывать вдоль средней линии носилок и укреплять веревкой.

213.  Носилки из веревок и палок (рис. 73). Взять два длинных шеста (палки), положить их параллельно на расстоянии около 0,5 м один от другого; несколько отступя от концов, положить на шесты по короткой палке; после этого скрепить веревкой одну из палок о шестами и оплести их веревкой, обкручивая один конец веревки вокруг одного шеста, второй конец — вокруг второго и, пропуская этот конец веревки через петли, делаемые первым концом веревки. У места скрепления палок с шестами сделать лямки, которые для облегчения переноски носилок надеваются на плечи носильщиков.

При переноске больных и раненых на этих носилках делать изголовье из палок, переплетаемых веревкой. На одном конце, на расстоянии 10 см от поперечной палки, укрепить вторую палку, в промежуток между ними вставить продольные перекладины, соединяемые вверху поперечной палкой. Все соединения перекладин связать веревкой и крепко затянуть узлами.

 



ПОДЪЕМЫ  И  СПУСКИ   ГРУЗОВ   НА  СНЕГУ, СКАЛАХ   И  ЛЬДУ

214. Зимой и летом наличие в высокогорных районах снегового покрова позволяет транспортировку грузов и больных производить следующими способами:

а)  волоком по снегу — груз упаковывается в плотную ткань и волоком тянется по снегу;

б)  на салазках из лыж (рис. 74) — положить четыре лыжи в ряд носовыми загибами на одном уровне и скрепить двумя палками длиной 60—70 см (можно использовать и разрезанные на части альпенштоки): одной — у носовых загибов, другой — у лыжных креплений; скрепление производить любой веревкой.

Для тяги сделать лямку из веревки и прикрепить ее петлей к передней   палке.   Свободные концы веревки перекрутить крест-накрест над носовой частью лыж и привязать к задней палке.

 215. Перевозку салазок с грузом или с больным производить 6 — 8 бойцами, разбитыми на 2 смены по 3 — 4 человека. Смена в 4 человека перевозит салазки в следующем порядке. На подъемах двое закрепляют салазки воткнутыми в склон ледорубами, альпенштоками или лыжными палками; двое поднимаются вверх на всю длину веревки, привязанной к салазкам, выбирают удобное место, закрепляются и по команде тянут салазки вверх за веревку. Двое оставшихся у салазок, продвигаясь вверх, помогают тащить салазки до тех пор, пока салазки не будут подтянуты на всю длину веревки. После этого салазки закрепляются, и дальнейший подъем их продолжается в том же порядке.

 


Рис. 74. Салазки из лыж

На спусках двое, привязав веревку к поперечной палке и закрепив ее на склоне на ледорубах, альпенштоках или лыжных палках, понемногу выпускают веревку, сдерживая скорость скольжения салазок вниз; двое других, спускаясь вместе  с  салазками   и  придерживая их, направляют, подтормаживают и предохраняют салазки от перевертывания. Спустив салазки на всю длину веревки, их закрепляют, и двое, остававшиеся наверху, спускаются вниз, подбирая веревку. После этого веревка закрепляется на склоне, и дальнейший спуск салазок производится в том же порядке.

Поперек склона двое, предварительно привязав по одной веревке к передней и задней палкам салазок, поднимаются вверх. Один боец проходит вперед, закрепляет свою веревку на склоне и начинает тянуть салазки; двое других, находящиеся ниже салазок, одновременно с этим подвигают их за лямку и за свободный конец веревки, прикрепленной к задней палке, вперед поперек склона. После того как салазки будут продвинуты на длину веревки заднего верхнего бойца, двое нижних бойцов закрепляются, а двое верхних проходят вперед. Дальнейшее продвижение салазок продолжается в том же порядке.

216.  Для спусков и подъема грузов на скальных участках отбирать хорошо тренированных и знающих скальную технику бойцов и иметь достаточное количество крючьев, карабинов и веревок.

217.  Спуск груза. На площадке, с которой спускают груз, вбить крюк и навесить карабин. Один боец спускается и намечает площадку для остановки. Выбрав площадку, он забивает два крюка: один — для самостраховки, другой — для производства дальнейшего спуска.

Для спуска груза или легко раненого бойцы, оставшиеся на верхней площадке, подготовляют его к спуску, устраивают люльку (сиденье) из вспомогательной  веревки.  При  спуске  раненого люлька устраивается из трех лямок: две — под колени и седалище и одна — под руки. На лямки подложить мягкие предметы снаряжения. Все три лямки выравниваются в натянутом положении и схватываются карабином. Один боец, спустившись на площадку и обеспечив самостраховку, возвращает обратно веревку, на которой он спустился, после чего веревка пропускается в карабин и на ней спускают груз или раненого бойца. При спуске раненого верхние бойцы организуют ему дополнительную страховку.

218.  Подъем груза совершается в обратном порядке. Боец поднимается на расположенную выше площадку, укрепляет крюк с карабином и в него пропускает веревку, а конец ее опускает обратно к грузу. Бойцы, оставшиеся внизу, привязывают груз и вытягивают его вверх. Легко раненого поднимают на сиденье-лямке, обеспечивая ему дополнительную страховку.

219.  Тяжело раненых спускать и поднимать увязанными на носилках. На поручни носилок привязывают петлей концы вспомогательной веревки, а за середину их навешивают карабины. В стену над площадкой вбивают 4 крюка с карабинами. Две веревки пропускают в карабины на крючьях, а концы веревок закрепляют за карабины на носилках. Две веревки укрепляют за карабины на крюке, и на них спускаются два бойца, сопровождающие носилки. Оставшиеся на площадке два бойца спускают носилки на веревках, пропущенных через карабины на крюке.

Сопровождающие спускаются способом Дюльфера со страховкой узлами Прусика. Носилки находятся примерно на уровне груди сопровождающих бойцов. Они оттягивают носилки от скал, не дают им волочиться и помогают обойти неровности скал (рис. 75). Для удобства спуска  сопровождающие  надевают  через  плечо и поручень носилок лямки из веревки, укрепляемые за шесты носилок.

Носилки могут спускать в исключительных случаях и два бойца. Тогда они выдают сами веревку, пропущенную через закрепленные наверху карабины по методу «подвижного блока», т. е. один конец укрепляют на носилках, другой держат сами и сопровождают носилки, обеспечивая самостраховку вспомогательной веревкой с узлами Прусика.

По окончании спуска один из бойцов влезает обратно вверх и снимает карабины и крючья.

 


220.  Переправа груза через желоба, овраги и т. п. Один боец пересекает желоб, натягивает и закрепляет сдвоенную альпийскую веревку (желательно с наклоном в 10— 20° в сторону движения). Веревку закреплять на крючьях с карабинами, вбитыми в грунт или трещины скал, с обеих сторон желоба, после чего увязать груз кусками вспомогательной веревки, привязав ее к карабину. Этим карабином подвесить груз на веревку, натянутую через желоб, к карабину привязать вспомогательную веревку, один конец которой должен быть на одной стороне желоба, а второй конец — на другой его стороне. При помощи этой веревки передвигать груз   по  натянутой через желоб веревке.

Переправив один тюк груза, открепить его от карабина, возвратить карабин обратно, прикрепить ко второму тюку груза и таким же порядком переправить этот и последующие тюки груза.

Легко раненых переправляют в сидячем положении на сиденье-люльке, тяжело раненых — на носилках. Носилки обвязать по краям петлями из вспомогательной веревки. Петли соединить карабином с переправочной веревкой. Вспомогательную веревку закрепить за оба карабина, чтобы один конец ее был на одной, а второй — на другой стороне желоба, и ею передвигать носилки  (рис. 76).

221.  Вытаскивание груза из трещины на носилках: на одном краю трещины вбить два крюка на расстоянии, равном ширине носилок или груза, и навесить на них по карабину; за карабины привязать по веревке-оттяжке такой длины, чтобы груз можно было подтянуть к противоположному краю трещины; концы этих веревок, находящиеся на краю трещины, пропускаются скользящей карабинной петлей (см. ст. 104) через карабины, после чего веревки закрепляются на кольце крюка.

 


На другом краю трещины, куда будет вытаскиваться груз, забить также два крюка и на них навесить по карабину; к кольцу каждого из этих крюков привязать по метровому куску вспомогательной веревки с узлом Прусика для удержания веревки, которая тянется из трещины. На небольшом расстоянии от этой петли завязать вторую полуметровую петлю с узлом Прусика, на свободном конце которой укрепить карабин.

Веревка, идущая из трещины к грузу, последовательно должна проходить через карабин веревки-оттяжки, через карабин на крюке и через карабин, соединенный вспомогательной веревкой узлом Прусика (ближайшим к трещине) с подъемной веревкой. На краю трещины вырубаются две ниши. Для втаскивания грузa два бойца становятся у карабинов и по команда одновременно заводят короткие скользящие петли вперед по направлению к трещине, затем подтягивают основные веревки, ослабленные узлы Прусика вторых веревок проводят вперед и опускают основные веревки, после чего ослабленные узлы Прусика (на коротких концах) снова водят вперед, и процесс повторяется. Когда карабины носилок упрутся в карабины оттяжек, еще двое бойцов открепляют веревки оттяжки с их крюков, допуская передвижение носилок - горизонтально к краю трещины. Затем, когда носилки подойдут к краю, вытаскивающие бойцы становятся в нише, вырубленной в краю трещины,  и,  взявшись руками за поручни, ставят носилки на край трещины. 


222. Если боец, упавший в трещину, получил серьезные  повреждения и  не  может быть поднят ни одним из указанных выше способов, нужно извлечь его из трещины на веревке, обвязанной вокруг его груди. В этом случае веревку удерживать наверху одним из следующих способов.

Первый способ. К забитому в скалу или в ледовый склон крюку присоединить два карабина. К первому из них привязать кусок вспомогательной веревки, а через второй пропустить веревку от поднимаемого бойца и присоединить к ней вспомогательную веревку узлом Прусика (рис. 78).


Для подъема сначала подтянуть наверх веревку, идущую от поднимаемого, закрепить крюк или удерживать ее через плечо (как  при страховке «через плечо»); передвинув узел Прусика вниз, снова подтянуть веревку наверх и т.  д.

Второй способ. Забить в скалу или в ледовый склон три крюка в виде треугольника, присоединить к каждому из них по карабину с веревкой от поднимаемого бойца и, подтягивая ее к себе, поднять бойца из трещины (рис. 79).


Третий способ. Вырубить на расстоянии, не меньшем 50 см от краев трещины, по одному ледовому столбику, диаметром 50-60 см, присоединить к веревке от поднимаемого бойца три карабина, и укрепить эту веревку при помощи вспомогательной веревки на ледовых столбиках (рис. 80). Для обеспечения безопасности подъема завязывать на веревке, идущей к столбику, на стороне бойца, находящегося наверху, два узла Прусика.

Подъем производить подтягиванием за веревку, периодически передвигая узлы Прусика в сторону трещины, способом, описанным в ст. 221.

223. Упавшего в трещину бойца, не могущего двигаться,   поднимать   в   лежачем    положении (рис. 81). Для этого спустить на веревках необходимое   число  бойцов   и   шест   длиной около 2  м.  Бойцы  должны  уложить  упавшего  в спальный мешок, прикрепить мешок к шесту, a к концам шеста привязать по веревке для подъема.

Получившего тяжелые повреждения бойца следует поднимать на носилках способом указанным в ст. 219.




Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru