ДВИЖЕНИЕ ПО СКАЛАМ
130. Гранитные скалы наиболее надежны для движения. Менее надежными будут различные известковые скалы и наименее надежными — скалы из сланцев слоистой структуры и из сильно разрушенных известняков.
131. При движении по скалам соблюдать следующие правила:
— перед тем как начинать движение, просмотреть данный скальный участок и наметить наиболее выгодное общее направление движения;
— при преодолении скального участка тщательно просматривать ближайшие отрезки маршрута, уточнять направление и намечать наиболее надежные места для опоры ногами и руками;
— двигаться по скалам на ногах; руками поддерживать равновесие и только иногда помогать руками перенести тяжесть тела;
— при движении сохранять три точки опоры: передвигая одну ногу, удерживать вес тела на другой ноге и обеих руках; при передвижении руки удерживать вес тела на обеих ногах и другой руке;
— на небольших скальных участках при отсутствии хороших выступов и трещин для передвижения пользоваться трением всего тела (плотно прилегая к скале), медленно переползая вверх или вниз;
— движение на трудных участках скал всегда производить при надежной страховке;
— прежде чем взяться за тот или иной выступ скалы, убедиться в его надежности, очистить от мелких камешков и только после этого переносить на него опору;
— передвигаться равномерно и неторопливо, без рывков.
Способы опор и захватов на скалах
132. При движении по крутому и даже отвесному скальному участку (вверх, вниз или вдоль него) использовать для опоры руками и ногами различные мелкие неровности скалы: углубления, выступы и расщелины.
Способ опоры применять в зависимости от размеров, формы, крепости, расположения и связи между собой неровностей на скальном участке.
133. Опора ногами (рис. 37). Ставить ступни ног на место для опоры горизонтально, наклонно или вертикально, но, как правило, на всю подошву.
Усилие при опоре ногой направлять, как правило, перпендикулярно к плоскости опоры. Степень усилия сообразовывать с крепостью опорного места, а при наклонной или вертикальной постановке ступни, кроме того, и с величиной сцепления (трения) между подошвой ботинка и поверхностью места, на которое она опирается.
Для увеличения или уменьшения сцепления, а также для сохранения устойчивости тела при движении по скалам и трещинам вверх, вниз и вдоль них в ряде случаев необходимо использовать не только вес тела и силу ног, но и силу рук и туловища (см. рис. 38—41).
134. Опора руками (одной или двумя кистями). В зависимости от формы и размеров места для опоры следует для увеличения устойчивости тела и надежности опоры ног упираться ладонями в небольшие выступы и неровности скального склона сверху, сбоку или снизу (рис. 38).
Преодоление различных форм скального рельефа
135. Движение по расщелинам производить различными способами, в зависимости от их размеров, направления и состояния. Для движения и удержания тела в нужном положении использовать различные выступы, углубления и трение отдельных частей тела о стенки расщелины (рис. 40).
В вертикальных расщелинах, вмещающих тело бойца в том или ином положении полностью, продвигаться силой одного трения, упираясь в стенки расщелины ногами, руками и спиной (рис. 41).
136. По террасам и карнизам (длинным выступам на скальных стенах) двигаться на ногах, придерживаясь руками за стену, или переползать, в зависимости от наклона террасы или карниза и наличия выступов над ними.
137. По скальным стенам без выступов, углублений и расщелин, которые можно было бы использовать для опоры ногами и руками, двигаться с помощью крючьев и веревки, как это было указано в ст. 102.
138. По большим наклонным плитам продвигаться на четвереньках или ползком.
139. По гребням двигаться в зависимости от их формы и ширины, на ногах, на четвереньках или сидя верхом. В целях лучшей маскировки целесообразнее двигаться по склону несколько ниже гребня.
140. Движение с обходом углов скал производить после внимательного осмотра стен скалы и выбора надежных и удобных мест для опоры ног и рук. В тех случаях, когда нельзя видеть таких мест, двигаться не торопясь, точно рассчитывая, какую сначала руку или ногу нужно вынести за угол скалы для подыскания удобного и надежного выступа или углубления. Нащупав такие места, осторожно поставить ногу, перенести тело за угол и продолжать движение.
Движение связкой по скальному маршруту
141. Движение по скальным маршрутам производить в связках по два, по три или по четыре бойца.
Двойка наиболее маневренна. Тройка — основной вид образования связки; при несколько меньшей подвижности она лучше обеспечивает безопасность и взаимную поддержку при движении. Четверками связываются бойцы при массовых переходах по подготовленному пути. При подъеме на скалы по три впереди идет наиболее опытный и подготовленный боец или командир, а более слабый из трех — сзади. Наоборот, при спуске самый опытный и подготовленный боец идет сзади, а самый слабый — в середине. Передний, кроме преодоления различных трудностей на пути, обязан выбирать наиболее правильное и удобное направление, а идущий сзади (верхний) обязан обеспечивать страховку первого и среднего бойцов.
142. Расстояние между бойцами при движении в связке по три держать от 3 до 5 м, в зависимости от характера рельефа, опасности пути на данном участке, наличия удобных мест для остановок и подготовленности бойцов.
В некоторых случаях расстояние между бойцами может быть увеличено, но с обязательной при этом промежуточной страховкой через скальный выступ или крючья.
143. При движении по скальным участкам в связке веревку держать по возможности на весу, предохранять ее от перетирания о скалы и от цепляний за них, могущих повлечь за собой сбрасывание камней и неожиданные срывы бойцов. Чтобы не вызвать несчастного случая при внезапном запутывании веревки, сзади идущие бойцы должны иметь некоторый запас ее, собранный кольцами в руке. Веревку распутывать во время движения; если это не удается, то сзади идущие бойцы подают сигнал о немедленной остановке бойцов, идущих впереди.
144. При недостатке естественных выступов для промежуточной страховки, самостраховки и для передвижения бойцов и различных грузов использовать скальные крючья.
145. Преодолевая скальные участки в связке по три, соблюдать следующий порядок движения:
— первому бойцу, подойдя к скальному участку, выбрать направление движения, а второму — обеспечить надежную страховку первого;
— первому бойцу начать движение, уточнять направление, проверять прочность опор и, достигнув удобного для остановки места, обеспечить страховку второму бойцу;
— второму бойцу начать движение со страховкой сверху (первого) и снизу (третьего); первому бойцу при этом указывать более удобные и надежные места для опор второго бойца, который, дойдя до первого, встает на страховку;
— первому бойцу пройти дальше и на удобном месте встать на страховку;
— третьему бойцу со страховкой первого и второго подойти ко второму бойцу и встать на страховку;
— второму бойцу со страховкой первого и третьего бойцов подойти к первому.
В дальнейшем двигаться в том же порядке, начинать движение во всех случаях по сигналу страхующих. При этом первый боец выдвигается вверх на 3—5 м. Если по характеру скального склона требуется выдвинуться на большее расстояние, то организовать промежуточную страховку на крючьях или через выступ.
Об оставшемся свободном запасе веревки страхующие предупреждают идущего впереди, называя длину остатка в метрах.
Полностью всю веревку не выдавать. У страхующего бойца всегда должен оставаться запас веревки для стравливания ее в случае падения страхуемого. Этот запас должен быть: при страховке сверху — не менее 1 м, при страховке сбоку — не менее 2 м и при страховке снизу — не менее 3 м.
146. Для преодоления трудных скальных участков снять часть снаряжения с первого или со всех бойцов связки. Подъем снятого снаряжения производить на веревке.
При движении избегать лишних разговоров, так как они, нарушая дыхание, ослабляют силы. При ощущении усталости выбрать удобное и безопасное место для отдыха и продолжать движение, только достаточно отдохнув.Во время передвижения бойцов в связке наиболее подготовленный из них должен ориентировать бойцов своей связки в отношении выбора наиболее удобных мест для опор, ни в коем случае не допуская при этом понукания и требований ускорения движения, если это не вызывается крайней необходимостью.
Если группа на своем пути встретит трудно проходимый или явно опасный участок, следует вернуться назад до такого места, откуда можно выбрать более легкое и безопасное направление для движения.
ДВИЖЕНИЕ ПО ЛЬДУ
147. При любом состоянии льда склоны до 20° преодолевать в горных ботинках, подбитых «триконями», и только в отдельных случаях на кошках (например, при опасности срыва, если данный ледовый склон находится над другим, более крутым). Склоны до 35—40° легко преодолеваются на кошках. Склоны до 50° требуют, кроме хорошего владения техникой хождения на кошках, умелого владения ледорубом для вырубки ступеней. Склоны круче 50° требуют исключительно высокой техники владения ледорубом и использования крючьев для движения и страховки.
Способы движения на кошках
148. При движении на кошках, независимо от крутизны склона, ногу на лед ставить на всю ступню, т. е. всеми зубьями кошки, затем перенести ногу вперед и несколько отвести ее в сторону, чтобы не задеть кошкой ноги. При движении по твердым ледовым склонам ставить ногу с некоторым ударом, чтобы зубья кошек глубже вошли в лед. Ледоруб на ледовых склонах использовать для самостраховки и создания дополнительной точки опоры (рис. 42).
149. Легкие склоны следует преодолевать «в лоб». Ступни ног ставить под углом друг к другу «елочкой». Угол «елочки» должен быть тем большим, чем круче склон. При этом ледоруб применять в качестве дополнительной точки опоры (рис. 43).
На средних по трудности склонах идти зигзагами, величина которых зависит от размеров склона. Ступни ног ставить: одну (стоящую ближе к склону) — носком по направлению движения, другую — носком вниз (рис. 44).
При движении поперек склона идти лицом по направлению движения, ставя ногу, как при подъеме зигзагом, а на крутых склонах идти боком к движению, ставя ноги носками вниз.
Туловище держать в вертикальном положении; ледоруб держать одной рукой за кирко-мотыжную часть, а другой — за древко, ближе к штырю, упираясь им в склон (рис. 45).
На трудных ледовых склонах подниматься «в лоб» боком по направлению движения, с постановкой ступней ног под углом 90°: ногу, находящуюся выше по склону, ставить перпендикулярно к нему, а другую — носком вниз. При этом штырь ледоруба использовать как дополнительную точку опоры (рис. 46). Указанный способ может быть использован при движении зигзагами, при движении поперек склона и для движения вверх по склону.
Второй способ для подъема «в лоб» на крутых склонах — подъем спиной к склону; при этом способе кошки поставить на все зубья, а ледоруб воткнуть штырем в склон и опереться на него; удерживаясь на одной ноге и ледорубе, перенести другую ногу вверх по склону и поставить ее на лед с ударом, после чего перевести вес тела на эту ногу и ледоруб, а другую ногу поднять и поставить рядом. Удерживаясь на обеих ногах, перенести ледоруб выше по склону и с усилием воткнуть его штырем в лед. В дальнейшем повторять те же движения (рис. 47).
150. Спуск по ледовому склону удобнее всего производить прямо вниз. Спускающемуся стать лицом от склона, ледоруб использовать как дополнительную опору; сначала переставить одну ногу и с ударом поставить ее на склон, затем такое же движение сделать другой ногой, после чего, удерживаясь на ногах, переставить ледоруб ниже по склону, вонзая его штырем в лед (рис. 48). Далее движения повторяются.
151. Страховку при передвижении по ледовым склонам на кошках производить способом «через плечо» в том случае, когда есть возможность вырубить удобные ступеньки для страхующего. При невозможности страховки «через плечо» и на опасных участках организовать ее через ледовые крючья.
На крутых ледовых склонах можно применять комбинацию этих видов страховки с обязательной самостраховкой каждого бойца.
При срыве использовать ледоруб, который держать обеими руками. Сорвавшийся боец должен быстро перевернуться на бок или на живот, вонзить в склон кирочную часть ледоруба и удерживать его в таком положении до полной остановки. При страховке сверху спуск по крутым ледовым склонам значительно проще и безопаснее подъема.
Способы вырубки ступеней
152. Для преодоления трудных ледовых склонов и на опасных участках необходимо вырубать ступени.
Ступени вырубает впереди идущий боец с обязательной страховкой другими бойцами. Он должен периодически сменяться. Ступени для движения группы вырубать по самому большому размеру ноги у бойцов группы, а расстояние между ними — по размеру шага самого низкорослого бойца.
153. Вырубать ступени на подъеме нужно так: стать устойчиво на склоне; повернуть ледоруб кирко-мотыжной частью вниз; подвести кольцо темляка к неподвижному кольцу на древке и взяться обеими руками за древко в нижней его части, используя темляк в качестве дополнительного упора (рис. 49, а); сделать ледорубом два-три удара в нижней части намечаемой ступени с целью подрубить лед; затем несколькими ударами ледоруба сверху срубить верхнюю его часть, после чего мотыжной частью ледоруба очистить вырубленную ступень от осколков льда.
Вырубать сначала верхнюю ступень, а затем нижнюю, чтобы не создавать себе лишней работы по расчистке нижней ступени от осколков льда. Ступень делать горизонтальной или с небольшим наклоном в сторону склона.
Обычно ступени вырубают по двум параллельным линиям при расстоянии между ними в вертикальном направлений 15—40 см.
154. Вырубку ступеней производить так: стать к склону левым боком. Вырубить две ступени — одну выше, другую ниже — на расстоянии 30—40 см по вертикали.
Поставить правую ногу на нижнюю ступень, а левую — на верхнюю.
Ледоруб держать двумя руками. Рука, обращенная к склону, находится ближе к штырю ледоруба. При ударах ледорубом корпус не наклонять, работать только руками (рис. 49, б)
155. Для поворота предварительно вырубить выше по склону три обычные ступени или одну большую ступень (углубленную площадку).
При трех ступенях (рис. 50) ногу, стоящую ниже по склону, поставить на первую ступень, как при обычном движении боком, затем другую ногу поставить носком на вторую ступень и, поворачиваясь кругом на этой ноге, перенести ногу с первой ступени на третью. Поставить ее в новом направлении на весь след и перенести на нее вес тела, после чего поставить ногу на вторую ступень в нормальное положение и начать вырубку ступеней в нужном направлении.
При одной большой ступени встать на нее обеими ногами, повернуться и начать вырубку ступеней в нужном направлении.
Во время поворота обеспечивать самостраховку ледорубом.
156. При вырубке ступеней в размягченном льду сначала счистить верхнюю его часть и затем вырубать ступени в твердом льду. При твердом, очень хрупком льду вырубать ступени осторожно, чтобы не расколоть слой льда и этим не сделать их ненадежными.
Для обратного спуска по тому же склону использовать ступени, вырубленные для подъема. На крутом склоне наиболее удобно вырубать ступени, стоя боком к склону; ледоруб держать одной рукой, находящейся дальше от склона. Ступени вырубать двойные на расстоянии около 30 см одну под другой. Стоять при этом одновременно на двух ступенях: нижестоящей ногой — на задней части двойной ступени, а другой ногой — на передней части соответствующей ступени.
При переступании вниз со ступени на ступень ставить стоящую выше ногу на нижнюю ступень впереди соответствующей ноги и немедленно переставлять другую ногу вниз на следующую ступень. Во время переступания упираться ледорубом в склон.
При спусках по очень крутым, но не длинным склонам для облегчения вырубки ступеней спустить одного бойца на веревке вниз. Этот боец вырубает ступени, двигаясь снизу вверх.
157. Страховку на крутых ледовых склонах производить, как правило, на крючьях.
Крюк забивает впереди идущий боец, а извлекает его замыкающий.
158. При движении поперек ледовых склонов ступени вырубать по двум параллельным направлениям и располагать их в шахматном порядке (рис. 51). Бойца, вырубающего ступени, страховать другим бойцам способом «через плечо» или через крюк, причем каждый страхующий должен быть на самостраховке.
159. При движении по ледовым гребням могут встретиться участки, на которых необходимо вырубать ступени. В этом случае одну из ступеней вырубать ниже гребня на склоне, а другую — на самом гребне (рис. 52).
По ледовому гребню передвигаться с обязательной страховкой на ледовых крючьях, забитых в склон несколько ниже гребня на той его стороне, на которой рубится ступень.
Подъем из трещин
160. Если при движении по леднику один из двух бойцов, идущих в связке блочным способом, сорвется в трещину, то оставшийся наверху боец должен надежно закрепиться и извлечь из трещины сорвавшегося в нее бойца.
Для этого выбирать веревку к себе, пока сорвавшийся не будет поднят до верхнего края трещины. После этого помочь ему выйти на поверхность ледника (подать руки, веревку).
При неосторожном движении в связке по три могут сорваться в трещину и два бойца. Если они при срыве не получили повреждений, то каждый из них поднимается из трещины по закрепленной наверху третьим бойцом веревке с помощью стремян из вспомогательной веревки; стремена укреплять на основной веревке узлом Прусика.
При невозможности применить этот способ сорвавшиеся бойцы поднимаются из трещины другими способами, указанными в ст. 95.
Движение связкой по ледовому маршруту
161. Движение по ледовым склонам производится в связках из двух и трех бойцов. Двойка наиболее приспособлена для быстрого передвижения на трудных ледовых участках. Тройка лучше обеспечивает безопасность и быстрее сможет оказать помощь бойцу, провалившемуся в трещину.
Движение связки из трех бойцов и страховку при подъеме зигзагом по ледовому склону на кошках производить так. Третий и второй в связке вырубают ступени на расстоянии 1 — 1,5 м друг от друга. В это время первый, страхуемый вторым и третьим, движется в косом направлении вверх до поворота, вырубает ступени и принимает удобное положение для страховки второго. После этого второй, страхуемый первым и третьим, подходит к первому, останавливается ниже его, вырубает ступени и становится для страховки третьего. Третий, страхуемый вторым и первым, проходит мимо второго, делает поворот и продолжает двигаться вверх до следующего поворота, где и становится на страховку. После этого двигается к третьему второй, а затем первый доходит до второго, делает поворот и продолжает движение выше (рис. 53).
При указанном способе движения страховка «через плечо» допускается на ледовых склонах до 35—40°. На более крутых склонах применять самостраховку через крюк, допуская выдачу веревки тем же способом до 12 м. На опасных и крутых участках вбивать промежуточные крючья.
162. Страховку через плечо и движение связки из трех человек по ступеням производить так же, как при движении на кошках зигзагом, с той лишь разницей, что после вырубки поворотных ступеней впереди идущий вырубает еще четыре ступени на одной линии (сбоку средней поворотной ступени), после чего впереди идущий проходит в сторону, вбивает крюк для самостраховки и становится для страховки второго. К нему подходит второй и становится на ступени перед ним. Потом третий, страхуемый вторым, делает поворот и продолжает вырубать ступени выше. На повороте третий делает то же самое, что делал первый, и т. д. (рис. 54).
На трудных и опасных участках впереди идущий вбивает промежуточные крючья.
ДВИЖЕНИЕ ПО ФИРНУ И СНЕГУ
163. В высокогорных районах выше снеговой линии снег на вершинах лежит даже летом, а склоны покрыты фирном (старым зернистым снегом) и льдом, образовавшимся из уплотнившегося и смерзшегося фирна.
164. При движении по снежным и фирновым склонам нужно вытаптывать ступени, строго соблюдать правило двух точек опоры (на две ноги или на одну ногу и ледоруб или альпеншток) и быть осторожным, внимательным и готовым в любой момент к самостраховке и страховке.
Способы движения по снегу
165. По крутым склонам, покрытым уплотненным снегом или твердым фирном, нужно передвигаться на кошках способами, применяемыми на ледовых склонах. По некрутому склону подниматься «в лоб», идти «елочкой», выбивая ступени внутренними ребрами подошвы, осторожно переставляя ноги и постепенно перенося на них свой вес. Ледоруб держать в положении изготовки для самостраховки.
При подъеме на склоны круче 35° ступени выбивать носком ботинка, опираясь на ледоруб, для чего с усилием воткнуть ледоруб глубоко в склон перед собой, держа его обеими руками за кирко-мотыжную часть; затем, удерживаясь на ледорубе и одной ноге, другой ногой выбить ступень в склоне, прочно установить эту ногу в выбитой ступеньке и перенести на нее вес тела. Так же выбивать ступень для следующей ноги, и, удерживаясь на этих ступенях, переставлять ледоруб выше по склону (рис. 55).
При движении поперек крутых склонов действовать так же, но шаги делать в сторону, выбивая ступени через одну (рис. 56).
При движении поперек некрутых склонов ступени выбивать боковой частью подошвы ботинка.
Ледоруб держать наизготовку для самостраховки (рис. 57).
При спуске ступени выбивать каблуком ботинка, а ледоруб использовать для опоры и страховки (рис. 58).
166. Страховку при прохождении по снежно-фирновым склонам применять через ледоруб.
На крутых снежных и фирновых склонах спуск производить лицом к склону. С каждым шагом вбивать глубоко в снег носки ботинок, держась при этом за ледоруб. Переставлять ледоруб на новое место через два шага, прочно утвердившись обеими ногами на вытоптанных в снегу ступенях.
167. На ровных снежных или фирновых склонах иногда можно спускаться скольжением на ногах. Скольжения по незнакомому склону, а также в сидячем или лежачем положении не допускать.
Движение связкой по снежному маршруту
168. По закрытому снегом леднику следует передвигаться в связке по три или по четыре, имея самого опытного бойца впереди.
В связке по три и по четыре всем, кроме первого бойца, а в связке по два «блочным способом» обоим бойцам завязывать небольшие петли на расстоянии 0,75 м от обвязки вокруг груди бойца. Через эту петлю пропустить древко ледоруба или альпенштока. В случае внезапного срыва идущего впереди или сзади быстро воткнуть ледоруб или альпеншток в фирн или снег и, удерживая на нем петлю, задержать сорвавшегося.
Веревку во время движения держать слегка натянутой, не касаясь ею снега, чтобы она не намокла. На закрытом снегом леднике переднему бойцу все время прощупывать перед собой снег ледорубом или альпенштоком для выявления границ трещин. Остальным бойцам постоянно находиться в готовности к его страховке (рис. 59).
Как только передний боец нащупает трещину, он должен сделать шаг назад и остановиться, а второй и третий бойцы, пройдя еще два-три шага вперед, должны организовать страховку. После этого переднему бойцу определить ширину трещины. Неширокие трещины переходить первому при страховке вторым и третьим, затем определить прощупыванием характер участка за трещиной и, выбрав безопасное место, организовать страховку для следующих. После этого третьему бойцу подойти ко второму и также организовать страховку. Второму переходить через трещину при двойной страховке с обоих ее берегов. Третьему переходить при страховке первым и вторым бойцами.
169. В том случае, если трещина широкая, найти для перехода наиболее узкое место или «мост» (место, где толстый слой снега или фирна перекрывает трещину).
Для прохождения «мостов» организовать надежную страховку на ледорубах или альпенштоках, а в случае тонкого слоя снега на льду (фирна). Очистить его и организовать страховку на ледовых крючьях. Снежный «мост» переходить, осторожно ступая ногами и при страховке веревкой. Малонадежные «мосты» переползать, широко разводя в стороны ноги и руки для увеличения площади опоры (рис. 60). После прохождения «моста» первый боец должен организовать страховку с другого берега.
Для прохождения подгорных трещин также нужно найти «мост». При преодолении подгорной трещины сверху спускаться одним из обычных способов для спуска по веревке. Но если нужно такую трещину преодолеть снизу, следует выбрать такое место, где ее верхний край имеет меньшее превышение над нижним и наиболее отлогий склон. Такие места преодолевать при помощи вырубания ступеней и использования крючьев.
Через подгорные трещины бывают также снежные или фирновые «мосты», идущие наклонно и соединяющие края. Проходить их так же, как и «мосты» через ледниковые трещины.
170. Места для остановок на закрытой части ледника прощупывать ледорубом, чтобы на выбранном для них участке не было трещин. При расположении в таких местах бойцам не выходить за пределы обследованного участка.
171. Передвижение по желобам. Двигаться по желобам можно только в том случае, когда нет другого, более безопасного пути.
При пересечении желобов наблюдать за верхней их частью и предупреждать идущих о падении лавины и камней. Необходимо установить четкие предупредительные сигналы и уточнить действия бойцов по этим сигналам.
Для перехода желобов следует выбирать наиболее узкие места, но учитывать, что они опасны тем, что скорость движения лавин и падающих камней в этих местах наибольшая. Те же меры предосторожности применять и при движении вдоль желобов. Ни в коем случае не делать остановок в желобах, если они опасны в отношении падения камней и лавин. Движение по желобам следует по возможности проводить рано утром.
172. Движение связки из трех человек по снежному склону со страховкой через ледоруб: при начале движения бойцы стоят на расстоянии 1,5—2 м друг от друга; третий и второй укрепляются для страховки; первый, страхуемый вторым и третьим, выходит вверх на выданную веревку, вверху отходит на 2 м влево и занимает положение для страховки; затем второй, страхуемый первым, по готовым ступеням подходит к первому и отходит на 1 м влево, после чего третий, страхуемый вторым и первым, доходит до них и продолжает вытаптывать ступени, поднимаясь вверх на выданную вторым веревку, вверху отходит вправо на 2 м и становится на страховку второго и т. д. (рис. 61).
Спуск в связке производить в порядке, обратном описанному для подъема прямо «в лоб».
173. Движение по гребням. Широкие гребни преодолевать так же, как соответствующие снежные или фирновые склоны. Передвижением по узким и острым гребням проверить, имеются ли снежные карнизы. Движение по бескарнизному гребню можно производить по любую его сторону или по самому гребню. Движение по средине некрутого гребня наиболее просто, но оно демаскирует.
Для движения вдоль гребня предварительно определить величину карниза, опасную границу его и выбрать направление движения по склону ниже опасной линии, по которой обычно отламывается карниз (рис. 62 и 63).
Подъема к гребню со стороны карниза на гребне не производить. В случае же необходимости такого подъема его следует производить в направлении какого-либо скального выступа, который может защитить от срывающихся карнизов. Подойдя к гребню, остановить всю группу в безопасном месте и организовать с надежной страховкой подъем на гребень одного из наиболее подготовленных бойцов. Этому бойцу подойти к гребню и прорубить узкий ход в карнизе наверх в такой части, где снежный навес наименьший; по этому ходу выйти на противоположный склон гребня и организовать оттуда надежную страховку для следующих за ним бойцов.
Если группа большая, а гребень особенно опасен нависшими карнизами, перейти этим способом на другую его сторону только нескольким бойцам и подрубить карниз (обвалить его). Остальным бойцам подразделения проходить гребень после обваливания карниза. При пересечении гребня с противоположной карнизу стороны следует, выйдя на гребень, обвалить часть карниза и по освобожденному месту спуститься на другую сторону.
ДВИЖЕНИЕ В ГОРАХ НА ЛЫЖАХ
174. Применение лыж зимой в горах увеличивает безопасность и скорость передвижения. Лыжи являются основным средством, с помощью которого войска могут преодолевать глубокие снега в горных долинах, проходить через горные перевалы и совершать с целью разведки восхождения на вершины.
175. Части, действующие в горных районах, должны хорошо овладеть следующими приемами горнолыжной техники:
— ходьба на равнине и преодоление отлогих подъемов;
— подъемы в гору;
— прямые спуски;
— торможение;
— повороты на месте и в движении.
Приемы выполнять по одному, группами и в связке по два (с натянутой между бойцами веревкой длиной 10—12 м).
176. Кроме владения приемами горнолыжной техники, бойцы должны иметь следующие навыки:
— совершать переходы на лыжах с преодолением горных перевалов с полной боевой выкладкой;
— скрытно передвигаться на лыжах с использованием в целях маскировки особенностей горного рельефа и прочих условий местности, например лесов, кустов, лавинных выносов и т. п.;
— выбирать и прокладывать наиболее удобные и безопасные пути на лыжах при подъеме на горный перевал и при спуске с него в долину;
— пользоваться альпийской веревкой, лавинным шнуром, ледорубом, альпенштоком и лопатой в зимних условиях в целях страховки и помощи движению во время подъема и спуска;
— транспортировать пострадавших, пользуясь специальными или самодельными носилками на лыжах.
177. Движение на лыжах в горах обычно производится в колонне по одному. Если возможно, прокладывать параллельные лыжни для сокращения глубины колонны.
Впереди колонны следует пускать наиболее опытную группу бойцов, в обязанность которых вменить выбор пути, предупреждение об опасности (лавины и т. п.) и об особо трудных для движения участках маршрута.
Колонну замыкать опытной группой лыжников-бойцов, на которых возлагать наблюдение за отстающими и помощь в случае повреждения инвентаря. Замыкающим идти по крайним лыжням и держать в поле своего зрения промежуток между ними; нести с собой инструменты и материалы для путевого ремонта инвентаря.
На длинных подъемах (например, на горный перевал) замыкающими ставить наиболее сильных лыжников, которые должны оказывать помощь отстающим, вплоть до облегчения их от нагрузки (рюкзака и др.).
178. При прохождении лавиноопасных мест снять лыжи и идти пешком. По лавиноопасному склону спускаться на лыжах прямо под уклон. Если склон слишком крут или длинен для прямого спуска на лыжах, производить спуск в том же направлении пешком, повернувшись лицом к склону.
Не допускать спусков по лавиноопасным склонам наискось к уклону и с поворотами. Такие движения могут вызвать падение лавины.
179. По закрытым снегом ледникам прокладывать путь там, где нет трещин, или по такой части ледника, где их меньше, направляя лыжи поперек возможных трещин. При наличии трещин на леднике применять страховку веревкой, двигаясь в связке по три и по четыре, причем средним бойцам присоединяться карабином к веревке, к которой привязаны только первый и последний бойцы.
При движении со страховкой веревкой на лыжах двух бойцов держать дистанцию между ними 10—13 м, связываясь блочным способом через карабины.
При связывании веревкой любым способом на расстоянии 0,75 м от первого и последнего бойцов завязывать небольшие петли узлом «проводника» для удобства держания веревки и регулирования ее натяжения при движении и поворотах.
180. По ледникам между трещинами спускаться с особой осторожностью, обязательно в связках блочным способом попарно (лучший лыжник сзади), тормозя и изменяя направление «плугом» на тихом ходу. Перед поворотом, если натяжение веревки ослабло, перебрасывать веревку через носки лыж, чтобы не наехать на нее.
Спуски по лавиноопасным склонам производить, не связываясь веревкой, с выпущенными лавинными шнурами, привязанными к поясу каждого бойца, и соблюдать при этом дистанции в 50—100 м.
В целях устранения на крутых подъемах «отдачи» назад применять отрезки вспомогательной веревки для обмотки лыж от носка до пятки (рис. 64).
На особо крутых снежных или обледенелых спусках и подъемах пользоваться веревками для помощи бойцам и для вытаскивания и спуска грузов.
В глубоком снегу надежная страховка может быть организована на лыжах, глубоко воткнутых в утоптанный снег. Для этой цели можно применять как одну лыжу, так и целые связки их, прикрепляя к ним веревки для подъема или спуска людей и грузов.
181. При выборе наиболее удобного пути для движения в горах на лыжах руководствоваться следующими правилами:
— на неглубоком и безопасном в отношении лавин снежном покрове двигаться на подъеме и спуске зигзагами, выдерживая крутизну пути в пределах, удобных для движения на лыжах, и умеренную скорость спуска;
— на рыхлом и глубоком снежном покрове двигаться по открытым (безлесным) склонам, по гребням и возвышенностям, где обычно бывает меньше снега;
— если на склонах твердый наст, то выбирать путь на лыжах, двигаясь главным образом по наветренным склонам; на отдельных участкax допустимо боковое скольжение; на крутых склонах, если наст не проваливается под ногами, удобнее подниматься и спускаться пешком;
— при наличии обледенелых склонов снять лыжи и двигаться без них, применяя на крутых местах кошки;
— при наличии весеннего подтаявшего снега, образующего на крутых склонах глубокие борозды, двигаться зигзагом с большой осторожностью, на тихом ходу и поворачивая лыжи после остановки на углах обычным способом «через ногу»;
— при непрочном насте спускаться зигзагом с полной остановкой на каждом углу для поворота «через ногу»;
— при глубоком снеге, сильно тормозящем движение, чаще сменять передних бойцов при подъеме; на спусках прокладывать параллельные лыжни и задерживать спуск задних бойцов, иначе они будут догонять и наезжать на передних;
— при мокром, свежевыпавшем снеге особенно внимательно следить за правильной смазкой лыж.
182. Основой тактики спусков в горах является умение лыжника спускаться с определенной скоростью, поддерживая ее в таких пределах, в которых он уверенно мог бы выполнять с полной боевой нагрузкой нужные приемы.
183. Для движения в горах пользоваться обычными армейскими лыжами обр. 1940г. (ростовки № 1, 2 и 3), а в некоторых случаях и снегоступами, передвигаясь на них согласно указаниям Наставления по лыжной подготовке Красной Армии.