Некоторые особенности работы войскового тыла в горах



Некоторые особенности работы войскового тыла в горах

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник:  Гастилович А., гвардии генерал-лейтенант. Некоторые особенности работы войскового тыла в горах. «Тыл и снабжение Советских Вооруженных Сил» №1-6, 1948 г. 

 

Опыт показал, что в горах подразделения и части армейского и войскового тыла должны располагать специальным оборудованием: тормозами или упорами для повозок, вьюками, волокушами, специальной посудой для приготовления и доставки горячей пищи, теплыми вещами, утепленными палатками и т.д. В этом — третья особенность устройства тыла в горах.

Наконец, широкое применение авиации как средства подвоза и эвакуации, несомненно, составляет также весьма важную особенность устройства тыла в горах. Однако в расчетах на подвоз и эвакуацию силами авиации следует учитывать аэродромные возможности, которые в горах крайне ограничены.

Остановимся на некоторых деталях организации и работы тыла в горных условиях. Вследствие трудности восстановления железных дорог армейская база в горных условиях часто отстает от войск. Дивизионные тылы обычно располагаются на стыке автомобильного и гужевого звеньев подвоза. Полковые тылы располагаются на стыке гужевого и вьючного звеньев подвоза.

Большое значение в автомобильном звене подвоза имеет тщательно продуманная служба регулирования. В Карпатах часто приходилось выставлять на особо ответственных и труднопроходимых участках, кроме постов регулирования от дорожных частей, офицерские посты регулирования от армейского управления в составе офицера и двух-трех бойцов-автоматчиков. Там, где это требовалось, в распоряжение начальника поста выделялись тракторы для буксировки застрявших машин. На длинных однопутных участках дорог создавалась диспетчерская служба по образцу железнодорожной (с телефонной связью). Чтобы служба регулирования была действенной, соблюдалось такое правило: войсковые и армейские тылы при передислоцировании не выходили на дорогу без разрешения высшего штаба, а, получив такое разрешение, передвигались в том порядке, как это было предусмотрено планом.

Организуя подвоз в горах, не следует применять конный транспорт на тех дорогах, где может пройти автомашина. Коня необходимо беречь для перевозок там, где автомобиль или трактор пройти не могут. Сохранение конского состава в горных условиях — кровное дело работников службы тыла. Особое внимание надо уделять ковке лошадей, так как в горах подковы изнашиваются гораздо быстрее, чем на равнине (10—12 дней вместо 35—40). Поэтому всегда нужно иметь запас подков, шипов и гвоздей.

На путях, подвоза в войсковом районе, особенно у подножий гор и на перевалах, надо создавать ветеринарные контрольные посты, которые выявляли бы истощенных и больных лошадей и ставили их на подкормку и лечение. Наряду с ветеринарными постами необходимо выдвигать также кузницы-летучки для ковки лошадей.

В горной местности в еще большей степени, чем подвоз, затрудняется эвакуация больных и раненых людей, особенно в войсковом звене. Поэтому в каждой дивизии необходимо иметь достаточное количество санитаров-носильщиков для доставки тяжело раненых к ближайшему пункту медицинской помощи или к дороге, по которой проходит колесный транспорт, наконец, к посадочной площадке санитарного самолета.

Ветеринарная эвакуация в горах проходит в крайне сложных условиях, поэтому ветеринарную помощь в более полном объеме надо оказывать непосредственно в подразделениях. Передовые пункты ветеринарной помощи следует приблизить к стыкам вьючных и колесных дорог, а дивизионный ветлазарет располагать вблизи колесных дорог.

Во всех звеньях войскового и армейского тыла в горах весьма важно своевременно обеспечить войска специальным оборудованием, снаряжением и приспособлениями, облегчающими действия отдельного бойца, подразделения и части.

Так как мелкие подразделения часто действуют в горах разобщенно, для доставки им горячей пищи из ротных (батальонных) кухонь нужны малолитражные термосы (8—12 л). На Кавказе и в Карпатах успешно применялись специальные ведра, вставленные в жаровни. В таких ведрах можно быстро подогреть пищу и даже сварить ее, укрываясь за обратным скатом. Кроме того, в таких ведрах можно кипятить чай. Практика показала, что расфасовка сухого пайка в полевых условиях приводит к тому, что по истечении 4—5 суток ношения этого пайка в ранце сухари, соль, сахар, табак растираются и превращаются в пыль. Необходимо выработать специальную упаковку заводского типа для расфасовки сухого пайка на месте производства. Для подогревания пищи надо иметь коробку с таблетками сухого спирта.

Очень часто разведанные водоисточники в горах находятся далеко от частей и подразделений, и воду приходится доставлять по горным тропам. Для этого удобны резиновые мешки-бочки и бурдюки.

Обмундирование существующего образца в основном пригодно для действий в горах, но брюки, особенно ватные, следует шить несколько длиннее и свободнее в шагу. Длину брюк надо делать такой, чтобы можно было наматывать обмотку только у щиколотки. Самая обмотка может быть несколько короче обычной. Вместо шинелей лучше применять куртки существующего образца. Разведывательные подразделения, кроме того, следует снабжать комбинезонами существующего образца, камуфлированными летом и белыми зимой.

Армейский ботинок должен быть снабжен острыми невысокими шипами на подошве и каблуке. Шипы можно изготовить в частях хозяйственным способом. На участках с крутыми склонами целесообразно прикреплять к обуви съемные «кошки». Они делаются из 6-мм полосового железа и крепятся фитильной тесьмой или сыромятным ремнем. Задние зубья, упираясь в каблук, удерживают «кошки» от сползания. Смещение вперед и в стороны предотвращается прочностью крепления. Там, где преобладают каменистые склоны, нужны «кошки», прикрепленные к каблуку намертво винтом или гвоздем с помощью хвостовой продольной планки.

Валенки в горах не годятся, так как быстро изнашиваются. Обувь солдат должна быть свободной и на толстой подошве. Кроме того, желательно на каждого бойца иметь пару легких теплых башмаков, сделанных из овчины и надеваемых на отдыхе, пока кожаная обувь сушится.

В снаряжение бойца в горах должны входить: сумка для двух ручных гранат, подвешиваемая сзади; две трехгнездные сумки для обойм автомата; фляга с навинчивающимся, как у термоса, стаканом; финский нож; веревка длиной до 25 м, имеющая на концах карабины и кольца. С помощью этих веревок можно сооружать висячие мосты, перетаскивать грузы через узкие щели, поднимать и опускать тяжелое пехотное оружие.

Солдату нужен также альпеншток, который служит опорой при восхождении и спуске. Практика показала, что движение в горах значительно облегчается, если альпеншток, кроме острого наконечника, снабжен крючком, с помощью которого, цепляясь за ветки деревьев или за выступы, можно подтягиваться при восхождении по крутому склону. Наконечник альпенштока надо делать, как на обыкновенном багре. Крючок должен быть достаточно прочным, способным выдержать тяжесть человека.

Для действий в снежных горных районах солдат следует снабжать снегоступами, а не лыжами. Лыжами целесообразно снабжать только разведывательные подразделения и подразделения, проходящие специальную альпинистскую подготовку в высокогорных районах. Нужно также предусмотреть снабжение солдат и офицеров дымчатыми очками для защиты от слепящего действия снега.

Подразделения и части должны иметь, кроме индивидуального снаряжения для солдат, ряд приспособлений для коллективного пользования: облегченные седла-вьюки, волокуши, тросы, лямки, блоки, ворота (лебедки), тормоза, ведра-кухни, мягкую тару для воды, утепленные палатки, сани и т.д.

Облегченное седло, приспособленное для вьюка и верховой езды представляет собой обыкновенный ленчик с пустотелыми железными луками, между которыми натянуты сыромятный ремень и войлочный потник. Лавки ленчика изготовляются из сухого легкого дерева. Вьюк приторочивается к лукам. Если седло используется для верховой езды, на сыромятный ремень накладывается крышка из брезента или просто мешок.

Наиболее безопасно и удобно перевозить на вьюках мины и снаряды с помощью деревянной рамы с гнездами для снарядов. Рама наглухо крепится к лавкам ленчика. Мины закрепляются в гнездах рамы прочно, тяжесть их надо распределять равномерно.

В тех случаях, когда боеприпасы приходится доставлять вручную, большую пользу приносят выдаваемые солдатам-носильщикам двусторонние «фартуки» (на грудь и на спину) с нашитыми на них карманами-гнездами для снарядов (мин).

Носилки-волокуши, предназначенные для перевозки раненых, могут быть использованы и для доставки боеприпасов. Чтобы носилки лучше амортизировали, следует выбирать для них гибкое и не очень толстое дерево.

Повозки на горных дорогах затормаживаются следующим образом: к задней оси приделывается свободно висящий железный или деревянный заостренный упор, несколько длиннее клиренса повозки. Он волочится по земле, а при остановке упирается нижним концом в землю и не позволяет повозке скатываться. Для большей устойчивости конец деревянного упора расщепляют.

Все перечисленное нами индивидуальное и коллективное снаряжение весьма несложно и может быть изготовлено самими войсками.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru