Эксплуатация автомобилей и тракторов в горах.



Эксплуатация автомобилей и тракторов в горах.

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Лубенцов И., инженер-майор, Иванов Е., инженер-капитан. Эксплуатация автомобилей и тракторов в горах. «Тыл и снабжение Советских Вооруженных Сил» №7-12, 1954 г.

 

Эксплуатация автомобилей и тракторов в горной местности имеет свои специфические особенности, которые надо учитывать, чтобы эффективно использовать эту технику, не допуская аварий и катастроф.

Известно, например, что в горах атмосферное давление понижено, а это отрицательно влияет на работу двигателей — приводит к падению их мощности и увеличению удельного расхода топлива. Дополнительные трудности возникают в связи с резкими колебаниями температуры в течение суток. Так, в летнее время днем на солнце температура может достигать +40°С, а ночью падать до —5—10°С. Летом в горах возможен снегопад, что обычно приводит к обледенению дорог. Наконец, горные дороги большей частью имеют крутые и длинные подъемы и спуски, недостаточную ширину проезжей части, много поворотов незначительного радиуса, мостов, размываемых участков. Все это в значительной степени усложняет работу водителей, а также офицеров, организующих автотракторные перевозки в горных условиях.

Безопасность движения автомобилей и тракторов вообще, а по горным дорогам в особенности зависит от технического состояния и регулировки двигателя, тормозов, рулевого управления, сцепления или главного фрикциона, бортовых фрикционов и ходовой части. Так, например, если не отрегулирован механизм рулевого управления и углы установки передних колес неправильны, возникает опасность самопроизвольного съезда автомобиля с дороги, особенно при повышенной скорости движения. Неправильное натяжение гусеницы трактора может привести к ее разрыву и потере управления, что в горных условиях очень опасно. Из-за плохо отрегулированных тормозов автомобиля или трактора при резком торможении неизбежны заносы, особенно в зимнее время.

Нужно подчеркнуть, что при эксплуатации автомобилей и тракторов в горах всякого рода неисправности и неполадки обычно ведут к более тяжелым последствиям, чем на равнинной местности. Поэтому для обеспечения надежной работы этой техники в горах недостаточно обычного технического осмотра. Автомобили и тракторы необходимо своевременно и тщательно подготовить по заранее разработанному плану и снабдить комплектом запасных частей и материалов. В этот комплект входят:

запасные свечи, вставки предохранителей, лампы фар, лампы подфарников, золотники вентиля камеры — по 2 шт.;

конденсатор, рычаг прерывателя в сборе, стойка контактная в сборе, лампа заднего фонаря, вентиляторный ремень, ремень привода компрессора, гибкий шланг передних и задних тормозов в сборе, диафрагма тормозной камеры (для ЗИС-150 и ЗИС-151) — по 1 шт.;

набор диафрагм для бензонасоса — 1 комплект;

детали для ремонта главного тормозного цилиндра — 1 комплект;

проволока вязальная диаметром 1,5—2 мм — 300 г;

картон прокладочный — 0,5 кг;

лента изоляционная — 0,2 кг;

автоаптечка АР-1 (ГОСТ 5170—49) — 1 шт.

Кроме того, автомобили необходимо оборудовать специальными приспособлениями, которые облегчают работу водителей, предотвращают опасность скатывания или сползания машин назад при подъеме, обеспечивают безопасный спуск с горы и движение по косогору.

Наиболее просто изготовить в воинских частях для этой цели упорные колодки и горный рельс.

Упорная колодка (рис. 1) состоит из деревянного клина, ручки и двух грунтозацепов, привинченных к колодке винтами. В возимый комплект для автомобиля входят 2 колодки, а для автомобиля с прицепом — 4. Если нужно поставить машину на продольном уклоне дороги, водитель включает центральный тормоз и низшую передачу коробки передач, после чего помощник водителя подкладывает колодки под колеса. На крутом подъеме в трудных дорожных условиях автомобиль обычно сопровождают. В момент начала самопроизвольного отката автомобиля сопровождающие, которые идут рядом с задними колесами, быстро подкладывают колодки под эти колеса.

Горный рельс (рис. 2) обеспечивает остановку автомобилей ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИС-150 и ЗИС-151 с прицепами и без прицепов при самопроизвольном откате или сползании назад на подъеме и гарантируют их надежную стоянку.

Приспособление состоит из балки (выполненной из сваренных между собой уголков или тавра), двух серег, двух натяжных цепей и двух коротких цепей с болтами и гайками па концах. Рельс подвешивается к раме автомобиля за задним мостом на натяжных цепях. Свободные концы этих цепей крепятся с помощью болтов и гаек к угольникам рамы.

Длина натяжных цепей должна быть такой, чтобы задние колеса автомобиля наезжали на рельс, но не переезжали через него. Короткими цепями рельс присоединяется к кожухам полуосей заднего моста. Между рельсом и колесами при натянутых коротких цепях должен быть зазор примерно в 10 см.

Рис. 1 . Упорные колодки


Рис. 2. Горный рельс

Рис. 3. Горные сошки


Рис.4.  Горный упор


Рис.5. Съемные грунтозацепы для гусеничных машин

Во время преодоления крутого подъема рельс волочится по земле. При самопроизвольном откате или сползании автомобиля назад колеса наезжают на рельс и вдавливают его в грунт, вследствие чего натяжные цепи натягиваются, и автомобиль останавливается.

В нерабочем состоянии рельс на цепях подвешивается к раме автомобиля. Для этого короткие цепи отсоединяются от кожухов полуосей, и рельс вращением вокруг оси поднимается к раме. Натяжные цепи при этом наматываются на рельс в одну сторону, а короткие цепи должны быть вручную намотаны в противоположную сторону. После этого концы коротких цепей с помощью болтов и гаек соединяются с угольниками задней части рамы автомобиля.

Рельс, подвешенный впереди задних колес, можно использовать для аварийной остановки автомобиля при спуске с горы. Однако в этом случае, чтобы опустить рельс, нужно иметь привод от него в кабину.

Горный рельс — очень эффективное приспособление не только для одиночных автомобилей, но и для тяжелых автопоездов.

Для обеспечения автоматической остановки автомобилей ГАЗ-51 и ГАЗ-63 при самопроизвольном их откате назад во время преодоления подъема могут служить, кроме того, горные сошники. Они также гарантируют надежную стоянку автомобиля на подъеме. В комплект автомобиля входят два горных сошника (рис. 3). Приспособление состоит из упора, выполненного из двух уголков, грунтозацепа, серьги, натяжной цепи с болтом и гайкой и хомута с четырьмя болтами и гайками. Цепи прикреплены к концу сошников с помощью серег.

Сошники подвешиваются на хомутах к кожухам полуосей заднего моста автомобиля по обе стороны картера главной передачи. При установке сошников трубопровод гидротормозов отгибается от кожухов полуосей в сторону и вверх на 15—20 мм. Сошники на кожухах полуосей должны проворачиваться свободно, без «заеданий». Концы натяжных цепей сошников (на рис. 3 цепи не показаны) присоединяются с помощью болтов и гаек к угольникам рамы автомобиля. При опущенных на грунт грунтозацепах сошников цепи несколько провисают.

Во время движения автомобиля на подъем грунтозацепы волочатся по земле. Если машина начинает откатываться назад, они входят в грунт, натяжные цепи натягиваются, препятствуя выворачиванию сошников, и автомобиль останавливается. Когда автомобиль вновь начинает двигаться вверх, сошники выходят из грунта.

В нерабочем положении концы сошников поднимают вверх до упора о раму автомобиля и привязывают к ней натяжными цепями.

Несколько более сложным приспособлением является горный упор. Устройство его для автомобилей ГАЗ-51 и ГАЗ-63 показано на рис. 4. Упор состоит из рамы с грунтозацепом, привода и ряда других деталей. Приспособление крепится снизу к раме автомобиля, как показано на рис. 4. Чтобы автомобиль не переехал через упор, нижняя часть последнего соединена с рамой машины натяжными цепями. Привод упора изготовлен в виде троса, который протянут в кабину и поддерживается тремя роликами. В походном положении горный упор при помощи привода подтягивается к раме автомобиля. Перед преодолением крутых подъемов упор опускают на грунт для того, чтобы остановить автомобиль, если он начнет откатываться.

Следует учитывать, что горные сошники и горный упор на каменистых и обледенелых грунтах менее эффективны, чем другие рассмотренные выше приспособления.

На обледенелых и покрытых грязью дорогах целесообразно для автомобилей использовать звенчатые цепи противоскольжения с косым или ромбовидным плетением их дорожки.

Для гусеничных машин используют съемные дополнительные грунтозацепы и шипы. На рис. 5 показаны съемные грунтозацепы, устанавливаемые на гусеницы различных машин.

Применение звенчатых цепей для автомобилей и съемных шипов и грунтозацепов для тягачей увеличивает сцепление колес и гусениц с грунтом и тем самым уменьшает возможность сползания машин на крутых уклонах.

Для обеспечения автоматической остановки автомобилей и гусеничных машин при их самопроизвольном откате назад во время преодоления подъема можно в их трансмиссии устанавливать специальные горные тормоза, основанные на работе механизмов свободного хода.

Необходимо, однако, помнить, что горные тормоза, установленные в трансмиссии машин, особенно колесных, не уменьшают возможности их сползания на уклонах обледенелых или покрытых грязью дорог и на подъемах со слабым грунтом.

Умелое применение водителями рассмотренных приспособлений обеспечивает безопасность вождения автомобилей и тракторов по горным дорогам.

При эксплуатации автомобилей в горах надо соблюдать следующие скорости движения: на прямых участках в условиях хорошей видимости и при хорошем состоянии дороги — 30—40 км/час; на скользких дорогах— не свыше 10—15 км/час; на подъемах с уклоном (до 10—12%) — 7—8 км/час; на спусках и поворотах — не свыше 5 км/час. 

Дистанция между автомобилями в колонне устанавливается не менее 25—30 м, между тракторными поездами — 20 м.

Неисправные автомобили буксируются только на жестких коротких буксирах; при движении ночью у буксируемой машины включается свет передних фар, устанавливаются опознавательные знаки и сигнальные фонари.

Перед преодолением подъема приводятся в готовность имеющиеся приспособления, предназначенные для остановки машины в случае ее отката или сползания назад. С началом движения включается передача, обеспечивающая преодоление подъема без перемены передачи; движение производится без остановок. Крутые (от 10% и выше) и затяжные подъемы преодолеваются, как правило, на низких передачах.

Если машина с прицепом не в состоянии преодолеть подъем, прицеп отцепляют, предварительно подкладывая под него колодки. После этого необходимо въехать на подъем и при помощи лебедки или троса втащить прицеп. Втаскивая прицеп, надо соблюдать меры предосторожности. Перед подъемом проверяют исправность тормозного механизма лебедки. Необходимо также затормозить автомобиль или трактор и подложить под колеса или гусеницы колодки или камни. Если возможно, целесообразно прикрепить его тросом или цепью к какому-либо из окружающих предметов (дерево, пень, другой трактор и т.д.).

Во время подтягивания прицепа требуется следить за его движением и за правильностью наматывания троса на барабан лебедки. Повороты с малым радиусом и серпантины желательно расширять, а если это сделать трудно, то придется отцеплять прицепы и перекатывать их вручную. Для этой цели надо иметь в колонне веревки и упорные колодки.

Перед преодолением крутого спуска его осматривают, определяя крутизну, состояние дороги и грунта. Если дорога обледенела, на колеса целесообразно надеть цепи или посыпать песком опасные участки. Автомобиль и трактор с прицепом преодолевают крутой спуск на первой передаче. Торможение автомобиля осуществляют комбинированным способом двигателем и тормозами, причем зажигания не выключают. Пользоваться ручным тормозом без крайней необходимости не рекомендуется, так как на скользкой дороге в случае торможения автомобиль может занести. Если прицеп оборудован ручным тормозом, необходимо им пользоваться так, чтобы на спуске прицеп не наезжал на трактор или автомобиль. На очень крутом спуске прицеп сдерживается сзади запасным трактором.

Водитель автомобиля, движущегося вниз по спуску, обязан уступать дорогу автомобилю, преодолевающему подъем. На длительных спусках и подъемах у автомобилей, имеющих пневматическую систему тормозов, водители должны постоянно контролировать давление воздуха в рессивере.

Во время каждой остановки в пути необходимо также тщательно проверять исправность и надежность механизмов управления, подвески, тормозов, крепления прицепа и груза и работу двигателя. Место остановки должно быть открытым, чтобы дорогу можно было просматривать в обоих направлениях не менее чем на 50 м.

Таковы некоторые выводы из опыта эксплуатации автомобилей и тракторов в горной местности.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru