О длительных технически сложных траверсах



О длительных технически сложных траверсах

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Абалаков В.М., Аркин Я.Г. О длительных технически сложных траверсах. Побежденные вершины. Государственное издательство географической литературы, Москва, 1952 г.

О длительных технически сложных траверсах 
(Примечание. Авторы обзора не претендуют на исчерпывающее обобщение опыта всех сложных траверсов, пройденных советскими альпинистами, и освещают главным образом маршруты, пройденные командой «Спартака», опыт которой, без сомнения, может быть использован в практике других команд.— Авт.)

Подбор и изготовление снаряжения — серьезнейший вопрос подготовки. Широкая номенклатура современного альпинистского снаряжения позволяет выбрать те его модели, которые наиболее соответствуют предполагаемому маршруту.

Абсолютная надежность и максимальная универсальность в соединении с малым весом — вот основная формула, определяющая выбор инвентаря для сложного восхождения. Для длительного же траверса, где общий вес переносимого альпинистом груза весьма велик, последняя часть формулы приобретает особое значение. Ввиду очевидной важности затрагиваемого вопроса, мы считаем возможным остановиться на нем несколько подробнее.

Ботинки, в которых предполагается идти на траверс, лучше не использовать для подходов и забросочных восхождений (вместе с тем они должны быть достаточно хорошо разношены). Обязательна неоднократная пропитка ботинок (особенно подошв) мазью. Очень хорошо зарекомендовали себя пришитые к ботинкам гетры из плотной ткани высотой в 10—12 сантиметров: они препятствуют попаданию снега в обувь, предохраняют от намокания носки.

Оковку ботинок лучше всего производить самому альпинисту, не прибегая к помощи сапожника: это гарантирует надежность крепления и наиболее удобное размещение триконей. Оковка носков и каблука подковками с отогнутыми гребешками повышает надежность их работы, упрощает оковку. Ни в коем случае не следует укреплять трикони, пробивая подошву насквозь гвоздями, загибая их внутри: в условиях низких температур на больших высотах такой способ легко может привести к обморожению.

Наиболее приемлемо укрепление триконей и подковок скобочками с расходящимися заершенными концами или же шурупами.

На маршруте трикони надо затачивать каждые 2—3 дня. Для этого группа должна иметь несколько легких трехгранных напильников.

При выборе одежды следует отдать безусловное предпочтение шерстяному белью и одежде. Хлопчатобумажные ткани плохо сохраняют тепло; хлопчатобумажный трикотаж медленно просыхает. Хороши легкие непромокаемые рукавицы из прорезиненной ткани, надеваемые поверх шерстяных.

Четырехспальные мешки на пуху значительно выгоднее одноместных. Они дают почти двойную экономию в весе, спать в них теплее, размещаться в палатке удобнее.

Наилучшая веревка капроновая: она легче, удельная прочность ее выше. Вполне применима капроновая веревка, перевитая альпинистами из трехпрядной в двухпрядную. Безусловный выигрыш во времени и другие дополнительные удобства дает применение альпинистских поясов.

Стремясь сократить вес металлического снаряжения, альпинистам приходится выбивать (после их использования) все крючья, забитые на маршруте (спуск по пути подъема в траверсе исключается). Наиболее удобны легко удаляемые круглые ледовые крючья. Из широкого ассортимента скальных крючьев, с нашей точки зрения, хорошо себя зарекомендовали универсальные скальные крюки типа «Л».

На ледовых и комбинированных маршрутах вся команда должна быть оснащена неравнозубыми кошками; полезно иметь одну-две пары двенадцатизубых кошек.

Длинные ледорубы обычного типа должны быть заменены укороченными ледорубами-молотками, они удобнее на трудных и крутых склонах, легко убираются в рюкзаки, позволяют обойтись без скальных молотков. На большую группу полезно иметь 1—2 разборных ледоруба.

Штормовой костюм принятого ныне покроя (типа комбинезона) в общем, пригоден, за исключением некоторых деталей, которые требуют переделки.

Наиболее полную и быструю информацию обеспечивает прямая радиосвязь между совершающей траверс командой и нижним наблюдательным пунктом. Уровень современной радиотехники обеспечивает полную возможность создания для этой цели достаточно надежной и легкой аппаратуры.

Попытки, предпринятые в этом направлении командой «Спартака» в 1947 г. (исключительно легкая приемно-передающая установка системы В. В. Костарева, работающая на УКВ), не получили, к сожалению, дальнейшего развития. Имеющиеся в лагерях портативные рации все еще тяжелы для сложных маршрутов. Надо надеяться, что в недалеком будущем Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта и ВЦСПС при поддержке альпинистской общественности добьются успешного разрешения этой проблемы.

Нормальный режим питания на траверсе требует приготовления горячей пищи утром и вечером. В промежутке, на маршруте, можно подкрепиться сухими продуктами. Завтрак и ужин должны включать в себя жирный мясной суп, второе блюдо из рыбных консервов или бутербродов, горячее какао, кофе или кисель. Вечером пить кофе не рекомендуется.

Для приготовления пищи маленькие бензиновые примусы более эффективны, чем кухни «мета», и на высотах до 5200 м действуют безотказно. Бензин переносится в специальных плоских бидонах с двумя небольшими отверстиями, завинченными пробками на резьбе, и умещающихся в карманах рюкзаков.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru