Техника движения в горах и виды страховки



Техника движения в горах и виды страховки

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Аркин Я.Г. Техника передвижения в горах. Из книги "Спутник альпиниста". Под общей редакцией Д.М. Затуловского. Государственное издательство «Физкультура и спорт». Москва, 1957 г.


Одновременная страховка (при одновременном движении всей связки). При этом виде страховки связка из 2 и более человек может двигаться цепочкой (по направлению связывающей их веревки, рис. 47а) или фронтом — параллельными следами (рис. 47б) Первый способ применяется при движении по закрытому леднику, несложным гребням и пологим склонам с рыхлым снегом. Каждый в связке, кроме переднего, должен иметь резерв веревки 1-1,5 м, одну-две петли, удерживаемые в руке во избежание внезапного рывка в случае срыва или падения впереди идущего. Особенно внимательным при таком движении должен быть последний в связке, за которым не могут следить товарищи. Дистанция между альпинистами в этом случае может быть, в зависимости от местных условий, до 10-12 м.

Второй способ применяется при преодолении фирновых и снежных (не лавиноопасных) склонов крутизной до 40°. Двойка, связанная веревкой на расстоянии 4-8 м, поднимается или спускается фронтом на одном уровне. Падение в этом случае происходит «чистым маятником», и вполне возможно самоторможение сорвавшегося ледорубом, поэтому такой вид страховки достаточно надежен.

Попеременная страховка — страховка движения одного альпиниста остальными альпинистами связки, специально для этого закрепившимися; страхующие постепенно выдают или выбирают веревку. Попеременная страховка применяется, когда одновременная недостаточно надежна (на крутых участках склонов). Попеременная страховка может быть верхней или нижней, в зависимости от положения страхующих по отношению к страхуемому (если страхующие ниже, страховка нижняя, и наоборот.) При попеременной страховке наиболее рациональной связкой является двойка: она обеспечивает максимальную быстроту движения, оперативность работы с веревкой, удобное размещение на опасных участках. Тройка более надежна в смысле безопасности, особенно при движении по закрытому леднику или гребню, но скорость движения и организация страховки в этом случае значительно ниже, чем у двойки.

Массовая страховка. При массовых восхождениях на опасных участках с помощью крючьев или петель из репшнура можно навесить веревочные перила. Участники восхождения движутся вдоль перил, связав с ними посредством карабина или схватывающего узла свою индивидуальную (грудную) обвязку. Перила могут быть также использованы как дополнительная точка опоры. 

 

Способы страховки

Страховка через плечо — основной способ страховки, который применяется на всех видах горного рельефа. При страховке через плечо энергия падения компенсируется работой трения веревки о туловище страхующего. Положение страхующего (рис. 48) должно обеспечить ему устойчивость при рывке и возможность наблюдения за страхуемым. При выборе позиции для страховки необходимо учитывать направление возможного рывка (вбок, вверх). Для обеспечения безопасности страхующего на неудобных площадках (или в случае возможности свободного падения страхующего) необходима самостраховка (страхующий с помощью конца репшнура привязан к специально забитому крюку).

Ступня выдвинутой вперед ноги страхующего должна быть повернута носком в направлении возможного рывка. Веревка должна проходить как можно ближе к ноге. Обвивать руку сбегающим концом веревки нужно только в случаях, если рывок направлен вверх или в сторону (рис. 49). Стойка должна быть свободной, без напряжения — это позволит в некоторой степени компенсировать рывок сгибанием коленей и туловища, а также сэкономит силы.


 

Рис. 47. Движение с одновременной страховкой: а – движение связки по направлению веревки; б – движение параллельными следами на короткой веревке.


Рис. 48. Страховка через плечо при рывке вниз.

Страховка через поясницу менее удобна при рывках в сторону и в смысле выбора удобной площадки для организации страховки (рис. 50). Этот способ применяется чаще всего для верхней страховки. При наличии хорошей площадки он выгоден тем, что обеспечивает значительную устойчивость страхующего.

Особые приемы страховки применительно к условиям различных видов рельефа (скалы, лед и пр.) описаны в соответствующих разделах.

Основные правила страховки

1. В каждом конкретном случае должен быть избран способ страховки, наиболее надежный и удобный для данных условий.

2. Прочность опоры для страховки (выступ, крюк) должна быть тщательно проверена.

3. Площадка для страхующего должна быть удобной и удовлетворять требованиям его безопасности (наличие упоров для ног, достаточные размеры площадки, безопасность от камнепадов, лавин и т. п.).

4. Во всех сомнительных случаях должна быть организована самостраховка.

5. Выбор опоры для страховки и положение страхующего должны определяться направлением возможного рывка при срыве.

6. Страхующий должен внимательно следить за страхуемым товарищем и выдаваемой веревкой, сигнализировать ему о наличии остатка свободной веревки, не допускать излишней слабины и заклинивания веревки, следить, чтобы она не мешала лезущему.

7. Снаряжение, применяемое для страховки (веревка, крючья), должно быть тщательно проверено.

8. Длина выдаваемой веревки должна соответствовать конкретным условиям участка (крутизна и состояние склона, способ страховки, наличие промежуточных точек страховки и т. п.). Не рекомендуется иметь между страхующим и страхуемым более 2-3 промежуточных крюков. Выдача веревки при нижней страховке на склонах значительной крутизны не должна превышать 2-3 м над последним крюком.

9. Страхующий всегда должен иметь необходимый резерв веревки для протравливания при рывке. При определении величины рывка необходимо учитывать крутизну склона, трение веревки о его перегибы, промежуточные крючья и выступы. Резерв веревки должен помещаться так, чтобы при рывке не могло произойти запутывания или заклинивания ее. Для приблизительной оценки необходимой величины резерва веревки можно принять, что в среднем на каждый метр превышения точки возможного срыва над точкой страховки нужно иметь 0,5 м веревки на протравливание.

Рис. 49. Страховка через плечо при рывке вверх (вбок)


Рис. 50. Страховка через поясницу

10. Страхующий при нижней страховке должен быть обязательно в рукавицах, а при плечевой — и в куртке.

11. В случае рывка торможение протравливаемого конца должно усиливаться постепенно.

12. Ни в коем случае нельзя снимать страховку до сигнала продвигающегося товарища о том, что он вышел на безопасную площадку или встал на самостраховку.

 

Самостраховка

Самостраховка в движении. Наиболее устойчивое положение тела характеризуется наличием трех точек опоры, расположенных на достаточно большой площади. При ходьбе по некрутым склонам третьей точкой опоры служит штычок ледоруба, которым альпинист при потере равновесия может опереться о склон.


 

Рис. 51. Самостраховка при движении по веревке


Самостраховка страхующего. При ненадежном положении страхующего он должен быть привязан вспомогательной веревкой к крюку, выступу или ледорубу. Вспомогательная веревка для самостраховки может быть прикреплена непосредственно к грудной обвязке страхующего либо с помощью схватывающего узла — к основной веревке. Петля самостраховки должна быть достаточно длинной, чтобы обеспечить страхующему свободу движения, и не туго натянутой. Точку закрепления петли самостраховки желательно выбирать так, чтобы петля была направлена в сторону, противоположную возможному рывку. Однако петля не должна быть настолько длинной, чтобы при рывке страхующий мог быть сорван с площадки (уступа).

При передвижении по веревке для самостраховки грудную обвязку соединяют с основной веревкой репшнуром, связанным с последней схватывающим узлом. Альпинист продвигается вдоль основной веревки, перемещая схватывающий узел (рис. 51).

 

Применение веревки для движения и страховки

Требования к узлам. Узлы должны завязываться просто, не растягиваться, не развязываться при нагрузке и движении, не затягиваться и возможно меньше ослаблять веревку. В узле прочность веревки снижается на 40-50% (для капроновых веревок эти данные не проверены).

Основные узлы. Для связывания концов веревки одинаковой толщины применяется ткацкий узел (рис. 52, а), для связывания концов веревки разной толщины — брамшкотовый (рис. 52, б) или академический (рис. 52, в) узлы. Для вязки петель наиболее удобен прямой узел (рис. 52, г). Более сложным соединением является сращивание веревок, или сплесень (рис. 53). В этом случае местное ослабление веревки будет минимальным. Крепость сращенной веревки снижается всего на 10-15%. Сплесень с успехом может быть применен и для заращивания петель на конце веревки (рис. 54).

Для обвязки наиболее простым является узел проводника (рис. 55, а). Его легко вязать как на концах, так и на середине веревки. При намокании или сильном затягивании узел проводника часто бывает трудно развязать; надевать и снимать его нужно через голову, что не всегда удобно. На концах веревки рекомендуется вязать узел булинь (рис. 55, б).

Грудная обвязка должна охватывать торс альпиниста немного ниже подмышек. Она может быть сделана концом основной веревки или с помощью специальной обвязки из репшнура. Чтобы грудная обвязка не сползала вниз, ее укрепляют подтяжками из репшнура. Различные способы выполнения грудной обвязки показаны на рис. 56.

Наиболее удобной и надежной является грудная обвязка поясом из широкой, прочной тесьмы со специальной пряжкой и подтяжками из той же тесьмы. Этот пояс легко использовать также для устройства «беседки» при спуске по веревке (рис. 57). Пояс соединяется с основной веревкой карабином, продеваемым в петлю, завязанную или заращенную на ее конце.

Схватывающий узел завязывается вспомогательной (тонкой) веревкой на основной (толстой) веревке. Будучи не затянутым, он легко перемещается вдоль основной веревки. Если же его нагрузить (например, потянуть за концы шнура), то он надежно затягивается и не перемещается по основной веревке. Схватывающим узлом пользуются на подъемах и спусках по веревке, для самостраховки и страховки (рис. 58).

При устройстве опоры для ног на конце петли длиной 3-3,5 м вяжутся стремена (см. рис. 60, а).

Передвижение с помощью веревки. При массовых восхождениях веревку удобно использовать в качестве перил (рис. 59), удерживаясь за нее руками и одновременно используя ее для страховки. Для подъема по отвесам или при извлечении упавшего из трещины могут быть использованы стремена в комбинации со схватывающими узлами. В зависимости от конкретных условий может быть применен подъем с одинарным стременем (способ «грудь — нога», рис. 60, б) либо с двумя стременами (способ «правая — левая», рис. 60, в). Подъем производится поочередным подтягиванием одной веревки, в то время как поднимаемый висит на другой. При подъеме по нависающим скалам можно применять систему стремян со схватывающими узлами, поочередно передвигаемыми по основной веревке. Этот способ очень трудоемок и отнимает много времени, но надежен и безопасен.

 

Рис. 52. Узлы для связывания концов веревок: а – ткацкий; б – брамшкотовый; в – академический; г - прямой


Рис. 53.Сращивание веревок (сплесень)



Рис.54. Заращивание петли на конце веревки (буквами показана последовательность заращивания)


 

Рис. 55. Узлы для обвязки: а – узел проводника; б – узел булинь



Рис.56. Грудная обвязка: а – основной веревкой с дополнительной петлей через плечо; б – основной веревкой с подтяжками; в – отдельной веревкой с подтяжками

 

На склонах крутизной до 60° вполне применим для спуска и подъема так называемый «гимнастический» способ, при котором альпинист передвигается, подтягиваясь руками по закрепленной выше веревке и упираясь ногами в склон (рис. 61). Спуск этим способом применяется в большинстве случаев при условии верхней страховки. Подъем «гимнастическим» способом при верхней страховке на коротких участках может значительно сэкономить время преодоления крутых и сложных участков.

Для спуска по крутым склонам наиболее удобен способ «сидя на веревке» (способ Дюльфера, рис. 62). Трение веревки, огибающей туловище альпиниста и удерживаемой им одной рукой, позволяет регулировать скорость спуска. Спуск «сидя на веревке» обычно выполняется на двойной веревке, что делает его менее болезненным и позволяет легко вытащить веревку из петли после окончания спуска. В этом случае спуск производится с верхней страховкой или с самостраховкой схватывающим узлом.

При спуске «сидя на веревке» нужно соблюдать следующие правила: упираться в склон по возможности широко расставленными ногами — так легче удержать равновесие; в случае необходимости освободить одну руку — оба конца веревки удерживаются другой рукой; веревка должна огибать тело так, чтобы не причинить травм; на альпинисте должна быть одежда, предохраняющая его от повреждения трущейся веревкой; руки должны быть в рукавицах; спускаться нужно плавно, постепенно протравливая веревку; прежде чем начать спускаться, нужно убедиться, что внизу в пределах длины веревки есть удобная площадка; внимательно следить, чтобы концы веревки не перекрутились и не заклинились,— иначе ее будет трудно вытащить после спуска; свободные концы двойной веревки должны быть связаны.

 

Рис. 57. Применение альпинистского пояса: а – как грудной обвязки; б – как беседки для спуска и переправ


Рис. 58. Способы завязывания схватывающего узла: а – петлей; б – одним концом

 

Может быть также применен спуск «на карабине», при котором используется трение веревки, особым приемом заложенной в карабин (рис. 63). Этим способом можно спускать также грузы или пострадавших товарищей.

Чтобы регулировать при спуске по веревке силу трения, к ее нижнему концу можно привязать груз (например, рюкзак). Ослабляя натяжение свободного конца веревки, можно ускорить спуск, увеличивая — замедлить или вообще остановить.

Применение этого способа ведет к сильному износу веревки.

Для закрепления веревки используются крючья, скальные выступы, веревочные петли (рис. 64).

Техника движения по скалам

Трудность прохождения скальных маршрутов характеризуется крутизной склона, формой скального рельефа (углы, трещины, уступы, полки и пр.), прочностью породы и степенью разрушения скал. Условно скальные склоны можно разделить по трудности на три категории: легкие — скалы, по которым можно идти без помощи рук, изредка пользуясь ими для поддержания равновесия, средние — скалы, для движения по которым нужно применять основные приемы скалолазания (см. ниже); трудные — скалы, для движения по которым необходима непрерывная страховка идущего и самостраховка страхующего.

Основные правила движения по скальным маршрутам. Идя по скалам, намечают варианты обходов сомнительных мест. С удобного для осмотра и отдыха места определяют направление движения по ближайшему участку. Следующий пункт страховки намечают заранее, еще находясь на предыдущем.


Рис. 59. Движение по перилам

           

Рис. 60. Подъем на стременах: а – стремя; б – подъем с одним стременем; в – подъем с двумя стременами

При лазании нужно максимально использовать силу трения. Усилие должно прилагаться к опоре, по возможности перпендикулярно поверхности последней. Прочность каждой точки опоры нужно проверить в направлении предполагаемой нагрузки. Непрочно лежащие камни следует удалить с пути (соблюдая при этом осторожность, чтобы не вызвать камнепад на находящихся ниже товарищей).

Двигаться нужно так, чтобы во время перемещения одной конечности другие не отрывались от опор (правило «трех точек опоры»). Основную нагрузку при перемещении веса тела несут ноги. Руки большей частью поддерживают равновесие и активно работают лишь там, где удобной и надежной опоры для ног нет. По возможности туловище надо держать вертикально, а руки и ноги разводить не менее чем на ширину плеч. Опираться на выступы внутренними рантами ботинок. При пользовании захватами не прижиматься к скалам, что обеспечит лучшие условия работы ног. Двигаться плавно, без рывков — при этом легче сохранить равновесие, сэкономить силы и меньше возможность выпадения непрочных камней и глыб.

Для движения нужно поочередно использовать упор и распор, предпочитая последний: при нем меньше опасность срыва и нагрузка на пальцы рук. На трудных, но удобных для движения с распором участках двигаться надо прямо вверх. Если необходимо переместиться в сторону, делать это нужно на более легких участках. Если надежных опор недостаточно, следует возможно полнее использовать трение (на плитах, гребешках) и силу расклинивания (углы, расщелины, камины). При движении в связке нужно располагаться по возможности не на одной вертикали с товарищем, идущим выше, во избежание опасности от падающих камней. Следует внимательно следить за движущимся партнером по связке, сложные участки преодолевать только при наличии надежной страховки.

 


Рис. 61. Подъем и спуск гимнастическим способом



Рис. 62. Спуск «сидя на веревке»

 

На рис. 65 приведены типичные случаи работы рук на уступах.

Способы преодоления характерных форм скального рельефа

(показаны на рис. 64-74)

1. Преодоление гребешков — верхом (рис. 66, а); и с захватом за гребень (рис. 66, б).

2. Преодоление каминов — широкого (рис. 67, а), средней ширины (рис. 67, в) и узкого (рис. 67,б).

3. Преодоление внутренних углов и кулуаров — подъем (рис. 68, вверху) и спуск (рис. 68, внизу).

4. Передвижение по балконам и террасам — на ногах, поддерживая равновесие руками (рис. 69, в), с захватом руками и упором ногами в склон (рис. 69, б) и ползком (рис. 69, а).

5. Продвижение по щелям — с ровными краями (рис. 70, а) и с краями различной высоты (рис. 70, б).

6. Движение по плитам — на подъеме (рис. 71, справа) и на спуске (рис. 71, слева).

7. Подъем подсаживанием (рис. 72).

8. Подъем подтягиванием на крючьях (рис. 73).

9. Спуск по крутым скалам (рис. 74).

 Рис. 63. Спуск на карабине



Рис. 64. Закрепление конца веревки

Правила забивания скальных крючьев. Крюк должен быть обязательно забит до упора проушины о скалу (рис. 75). Забивая крюк в трещину, следует проверить прочность забивки по звуку; высокий и чистый тон свидетельствует о надежной забивке. При выборе места закрепления крюка следует учитывать направление возможного рывка: не допускать, чтобы направление рывка совпало с осью крюка. Крюк должен быть забит так, чтобы продеваемый в него карабин располагался свободно и не зажимал веревки.

 


Рис. 65. Работа рук на уступах: а – захваты; б – распоры и расклинки; в - упоры

 

Забивая крючья в трудных местах, во избежание их потери при случайном падении следует применять крюкоулавливатель (маленький карабин на шнурке, соединяющий крюк с грудной обвязкой). Способы выбивания крючьев изображены на рис. 76.

Страховка на скалах. Основной способ страховки при движении по скалам —страховка через выступ. Она не требует большой затраты времени для организации и при правильном выборе места страховки очень надежна. Выступ, избранный для страховки, должен быть предварительно опробован ударами молотка. Отсутствие дребезжащего звука свидетельствует о монолитности выступа. После опробования с выступа молотком удаляются острые ребра, которые могут повредить веревку. Сила трения веревки о выступ зависит в основном от характера его поверхности и угла охвата выступа веревкой. Величина силы трения на данном выступе может быть приближенно определена протягиванием по нему веревки. Следует учитывать, что коэффициент трения может лишь незначительно измениться при обработке выступа молотком, но при изменении величины охвата выступа веревкой сила трения изменяется в широких пределах. В зависимости от величины силы трения выбирается способ страховки. В. М. Абалаков рекомендует условно различать выступы большого, среднего и малого трения (в зависимости от величины возможного угла охвата).

При страховке через выступ большого трения (рис. 77) руки страхующего располагаются по обе стороны выступа. Рука, обращенная к страхуемому, выдает веревку, другая рука удерживает веревку и регулирует угол охвата. Сила трения на таком выступе во время рывка может быть очень большой, поэтому при протравливании не следует слишком затягивать набегающий (обращенный к страхующему) конец веревки, а угол охвата ее выступа увеличивать по мере торможения. При страховке на выступах среднего трения веревку удерживают за набегающий конец двумя руками (рис. 78). Если склон не очень крут (не более 60°), можно страховать так же, как на выступах большого трения.

 

     

Рис.66. Преодоление гребешков: а – верхом; б – с захватом на гребень 

При страховке на выступе малого трения необходимая сила трения обеспечивается дополнительным применением плечевой страховки (рис. 79).

Производя страховку через выступ, надо внимательно следить, чтобы веревка не заклинилась при рывке.

Если выступ по каким-либо причинам нельзя непосредственно использовать для страховки, следует набросить на него петлю из репшнура и страховать через карабин, навешенный на эту петлю.

Если надежного и удобного для страховки выступа нет, применяется страховка через карабин, навешенный на забитый крюк. Сила трения веревки в карабине относительно невелика, но при резком перегибе веревки через карабин (большой угол охвата) во время рывка в ней возникают значительные перерезывающие усилия. Это нужно учитывать, увеличивая резерв веревки на протравливание.

При крюковой страховке веревка должна быть продета в карабин так, чтобы при рывке она не была прижата карабином к скале. Для этого сбегающий (направленный к страхуемому) конец веревки должен находиться между карабином и скалой (рис. 80).

При забивании нескольких крюков (промежуточных) подряд кривая линия их расположения должна быть обращена выпуклостью вверх во избежание перетирания веревки о бородки крючьев. Во всех случаях (не только на скалах) следует учитывать, что веревка трется как о выбранный для страховки выступ (или крюк), так и о перегибы склона в одном или нескольких местах, что серьезно отражается на силе торможения, возникающей при протравливании.

 

 


     

Рис. 67.  Преодоление каминов: а – широкого; б – узкого; в – средней ширины


     



Рис. 68.Преодоление внутренних углов и кулуаров: вверху – подъем; внизу – спуск (по кулуарам)



Рис. 69.Передвижение по балконам: а – ползком; б – с захватом руками и упором ногами; в – на ногах, поддерживая равновесие руками



Рис. 70. Продвижение по щелям (трещинам): а – с ровными краями; б – с краями различной высоты



Рис. 71.Движение по плитам: справа – на подъеме; слева – на спуске

 


Рис. 72. Подъем подсаживанием


Рис. 73. Подъем подтягиванием на крючьях



Рис. 74. Спуск по крутым скалам

При срыве на скальном маршруте следует пытаться удержаться за какой-либо выступ или спрыгнуть на расположенную ниже площадку. Если такая попытка окажется неудачной, надо стараться падать не кувырком, а скользить по склону, стремясь погасить скорость падения трением и удержаться на более пологом участке собственными силами или с помощью товарища.

Техника движения по снегу и фирну

Трудность движения по снежным и фирновым склонам определяется их крутизной, толщиной и плотностью снежного покрова, состоянием его поверхности, а также степенью лавиноопасности этих склонов. Основная работа при движении по снегу и фирну затрачивается на протаптывание следов или выбивание ступеней.

Основные правила движения по снегу и фирну. Не следует резко ударять ногой о снег, лучше постепенно спрессовывать в нем след. Если след оползает (на крутом склоне слой рыхлого снега лежит на поверхности твердого фирна или льда), надо сначала несколько утоптать ступень на склоне, а затем, сбрасывая снег с боков, приравнять ее (рис. 81). Двигаясь по непрочному насту, не нужно пытаться удержаться на его поверхности. Лучше пробивать наст и утаптывать ступеньку — так легче сохранить равновесие и сэкономить силы. Вес тела нужно плавно переносить со ступеньки на ступеньку, опираясь на всю ступню, на крутых склонах — подтягиваясь на ледорубе. Чтобы распределить давление тела на большую площадь, можно опираться на снег голенью. Туловище при движении следует держать вертикально; чем ближе наклоняешься к склону, тем больше опасность соскользнуть с него.



Рис. 75. Забивание скальных крючьев



Рис. 76. Выбивание скальных крючьев (буквами показана последовательность извлечений)

Нужно обязательно заботиться о сохранении ступеней для идущего позади и ступать только след в след. Размер шага (расстояние между ступеньками) должен быть рассчитан на самого низкорослого в группе. На твердом фирне ступеньки следует перед выбиванием прорезать рантовыми триконями или вырубать лопаткой ледоруба.

Техника передвижения по снежным склонам различной крутизны. При подъеме по снежным склонам лучше двигаться прямо «в лоб». Если снег неглубок, лежит на твердом основании и ступеньку пробить трудно, ступни следует разворачивать «елочкой», а ступеньки выбивать косыми ударами, образуя желобок-ступеньку рантовыми триконями.

На склонах круче 25° с твердым фирном нужно надевать кошки, при подъеме иметь три точки опоры (ноги и ледоруб) и передвигать поочередно каждую из них, ледоруб держать за головку обеими руками (рис. 82). На очень рыхлом снегу дополнительная опора создается рукой, свободной от ледоруба: ее запускают глубоко в снег. Нужно стараться распределить вес равномерно на все точки опоры.

При подъеме по снежному склону «в лоб» связки двигаются по одному следу. На крутых склонах страхующий выходит в сторону на 2-3 шага.

При спуске по снежным склонам можно двигаться параллельными следами, по мере надобности страхуя друг друга. Если снег рыхлый, то спускаться следует, как можно меньше сгибая ногу. Снег под ногами оползает, поэтому не нужно делать большие шаги — иначе согнутую ногу будет трудно вытащить из снега. Если снег твердый и нога не проваливается, ступеньки нужно выбивать каблуком ботинка, опираясь на штычок ледоруба (рис. 83, вверху). Если склон очень крут — спуск производится лицом к склону в три темпа (нога — нога — ледоруб), втыкая ледоруб перед собой (рис. 83, внизу).

В этом случае надо двигаться след в след, обращая особое внимание на сохранность ступенек. Этот же способ можно применить при траверсировании крутого снежного склона, двигаясь приставным шагом. На ровных склонах, без трещин, с пологим подножием, если под снегом нет камней, возможен спуск скольжением (глиссирование), тормозя штычком ледоруба (рис. 84).

При движении по снегу ледоруб всегда нужно держать штычком к склону, клювом вниз. Для преодоления снежных склонов и закрытых ледников очень эффективно применение лыж.

 Рис. 77. Страховка через выступ большого трения



Рис. 78. Страховка через выступ среднего трения



Рис. 79. Страховка через выступ малого трения


Рис. 80. Соединение веревки с крюком с помощью карабина (буквами показана последовательность соединения)


Рис. 81. Утаптывание ступени в снегу



Рис. 82. Подъем по снежному склону «в лоб»




Рис. 83. Спуск по снежному склону: вверху – лицом от склона; внизу – лицом к склону

 

Преодоление особых форм снежного рельефа. По закрытым ледникам двигаться нужно обязательно связываясь по 3-4 человека. Связка идет так, чтобы веревка располагалась поперек направления трещин: этим исключается возможность падения в трещину всех альпинистов связки одновременно. Идущий первым перед каждым шагом тщательно зондирует ледорубом снег.

Снежные мосты преодолеваются обязательно со страховкой. Перед началом движения мост нужно осмотреть в направлении трещины и ледорубом определить плотность снега. В зависимости от прочности мостика его переходят стоя, переползают на четвереньках или на животе (рис. 85), опираясь на ледоруб, положенный на снег. При переползании снежного моста под уклон лучше двигаться сидя, ногами вперед.

Переход подгорных трещин (бергшрундов) часто связан с преодолением снежных стенок. В зависимости от структуры и плотности снега подъем первого в связке возможен по «лестнице» из ледорубов, поочередно втыкаемых в снег, с помощью товарищей по связке (рис. 86), либо способом «косого прокопа» (рис. 87), позволяющего распределить вес тела на большую площадь. На спуске такие трещины обычно преодолеваются с помощью веревки; идущему последним иногда приходится перепрыгивать их.

Движение по карнизам требует особой осторожности и внимания. Проходить карнизы нужно обязательно в связках, с дистанцией между альпинистами 12-15 м. Путь прокладывается несколько ниже предполагаемой линии возможного облома карниза. При страховке следует учитывать возможность не только срыва в наветренную сторону, но и падения вместе с обрушившимся карнизом в подветренную сторону. Для этого места страховки переносятся на 1-2 м ниже пути следования (рис. 88).

 


Рис. 84. Глиссирование по снежному склону



Рис. 85. Переползание снежных мостов: а – вверх; б - вниз

Выход на карниз с подветренной стороны требует максимальной осторожности и осмотрительности. Передний в связке прорубает в карнизе проем шириной 1,5-2 м, через который альпинисты поочередно выходят на гребень. Страхующий в это время располагается на достаточном удалении, в наиболее безопасном месте. Если крутизна подъема велика, применяется один из способов преодоления стен. В случае если идущему впереди альпинисту нужна смена или помощь, следующий в связке подходит к нему лишь после того, как проем прорублен. Для спуска с карниза на подветренную сторону желательно подрубить часть карниза и обрушить его вниз. Двигаться по склону под карнизом можно только в исключительных случаях, при благоприятных метеорологических условиях и тщательной страховке.

 

 

Рис. 86. Подъем по лестнице из ледорубов


Рис. 87. Косой прокоп



Рис. 88. Страховка на снежном карнизе

 

Способы страховки на снегу. Основной при движении по снежным склонам является страховка через ледоруб. Древко ледоруба втыкается в снег до головки. Если снег неплотен, его следует предварительно утоптать, подсыпая в утоптанное место свежий снег.

На склонах крутизной до 40° возможен другой способ страховки, при котором страхующий располагается ниже ледоруба (рис.89). В случае срыва страхуемого усилия, приложенные к обоим концам веревки, будут действовать в одном направлении. Веревку нужно держать двумя руками. Когда снег рыхлый, головку ледоруба следует подпереть коленом. При таком способе страховки нельзя обертывать веревку вокруг древка ледоруба; она должна охватывать его вполоборота, иначе трение будет слишком велико.

Производя страховку через ледоруб, не нужно снимать с руки темляк; веревка должна огибать ледоруб у самой поверхности снега.

На закрытых ледниках и гребнях страхующий располагается сбоку ледоруба и, обернув веревку вокруг древка на один оборот, удерживает ее одной рукой, а другой нажимает на головку ледоруба (рис. 90). При этом конец веревки, находящийся в руке страхующего, проходит под концом, идущим к страхуемому.

Самозадержание. При срыве на снежном склоне следует сейчас же перевернуться на живот и тормозить клювом ледоруба — на твердом снегу (при малой скорости — также рантами ботинок), штычком или рукояткой, положенной поперек линии скольжения, — на рыхлом. Во всех случаях самозадержания нужно остерегаться ранений клювом ледоруба.

Техника движения на льду

Трудность движения по льду определяется крутизной склона, видом и свойствами льда, состоянием его поверхности, малым сцеплением обуви со льдом. На льду практически в любом месте могут быть созданы искусственные опоры. Техника движения по льду в основном складывается из техники ходьбы (и лазания) на кошках и вырубания ступеней.

Движение на кошках. На пологих ледяных склонах хорошо отточенные трикони обеспечивают достаточное сцепление со льдом, но на крутых склонах при ходьбе необходимо применять кошки. Общие правила и приемы ходьбы на кошках следующие: ноги ставятся несколько шире, чем при обычной ходьбе, чтобы не зацепить зубьями кошек брюки или ботинок другой ноги; кошка в большинстве случаев ставится на лед с легким ударом одновременно всеми зубьями, исключая передние — отогнутые, которые используются лишь на крутых склонах; тяжесть тела равномерно распределяется на все зубья кошки; ледоруб держится за головку, клювом вниз и штычком к склону.

На некрутых (до 30°) склонах можно подниматься на кошках прямо «в лоб». Ноги при этом ставят «елочкой», разворачивая носки тем шире, чем круче склон (рис. 91). При большей крутизне (до 40°) поднимаются зигзагом, ставя ближнюю к склону ногу горизонтально, а другую — развернув носком вниз по склону (рис. 92); штычком ледоруба опираются на склон. Таким же образом траверсируются некрутые склоны (рис. 93). При крутизне больше 40° подъем производится на четырех носковых зубьях неравнозубых кошек с опорой о склон клювом и штычком ледоруба или двумя ледовыми крючьями (рис. 94). Спуск производится в такой же позиции или, при отсутствии неравнозубых кошек, лицом от склона, с опорой на ледоруб (рис.95). Обоими последними способами можно также траверсировать склон, двигаясь приставным шагом. Передвижение спиной к склону более трудоемко и может быть рекомендовано лишь на коротких участках.


Рис. 89. Страховка на снегу снизу ледоруба



Рис. 90.Страховка на снегу сбоку ледоруба



Рис. 91. Подъем на кошках «елочкой»



Рис. 92.Подъем на кошках зигзагом



Рис. 93.Траверсирование некрутого ледового склона



Рис. 94.Преодолевание крутого ледового склона на неравнозубых кошках



Рис. 95.Спуск на кошках спиной к склону

Вырубание ступеней. Размещать ступени на склоне нужно так, чтобы их можно было легко достать ледорубом, не изменяя вертикального положения туловища. Расстояние между ступенями должно быть рассчитано по длине шага самого низкорослого члена группы, а размер ступени — по самому большому ботинку. Расстояние между ступенями при подъеме примерно 30-35 см, при спуске — 25-30 см.

Чтобы вырубить ступеньку, лед сначала подрубают горизонтальными ударами клюва ледоруба снизу, затем вертикальными ударами выкалывают подрубленный лед. Осколки льда удаляют лопаткой ледоруба. Чем круче склон, тем более глубокой делается ступенька. Опорная поверхность ступеньки должна быть слегка наклонена наружу от склона, чтобы в ней не собиралась талая вода.


 

Рис. 96. Вырубание ступеней в «открытой» стойке



Рис. 97. Вырубание ступеней в «закрытой» стойке

На склонах крутизной 45° ступеньки вырубают в так называемой «открытой» стойке (рис. 96). Рубка ступеней в «открытой» стойке производится обеими руками. Из каждой позиции делают две ступеньки, начиная с верхней. При переходе со ступени на ступень следует опираться на штычок ледоруба. В местах поворотов вырубается большая ступенька — «лоханка». Вырубание ступеней при траверсе склонов положе 40° производится также в «открытой» стойке двумя параллельными линиями.

На более крутых склонах (круче 45°) вырубание ступеней производится в «закрытой» стойке одной рукой (рис. 97). Из каждой позиции вырубается одна ступенька полуторной длины. Переступание производится приставным шагом. Ступеньки на крутых склонах удобнее вырубать укороченным ледорубом. На очень крутых склонах приходится вырубать на уровне глаз «карманы» для захвата рукой. При траверсе ледовых склонов с крутизной, превышающей 40°, применяется тот же метод (рис. 98).

На спуске вырубаются двойные ступени (рис. 99). Вырубание ступенек при спуске очень утомительно и требует большой осторожности, поэтому по крутым ледовым склонам лучше спускаться с помощью веревки.

При вырубании ступеней на гребне их можно располагать на самом острие гребня (рис. 100). Ледовые гребни небольшой крутизны проходятся на кошках. При этом ставят одну ногу на гребень, а другую — на склон. По пологим, но острым ледяным перемычкам можно передвигаться сидя верхом. Ледяные отвесы иногда преодолевают с помощью якорных крючьев и стремян.

Страховка на ледовых склонах. Наиболее надежна страховка на ледовых крючьях. Страховка через плечо или поясницу, как правило, может быть применена лишь при самостраховке на ледовом крюке. Забивать ледовый крюк лучше стоя на предварительно вырубленных ступеньках, но промежуточные (не в месте страховки) крючья могут забиваться из стойки на кошках (на четырех передних зубьях) с опорой рукой о склон. Крюк забивают перпендикулярно поверхности склона или специально вырубленной ступеньки (в местах, где склон имеет вогнутую поверхность, рис. 101). Крюк забивается частыми несильными ударами во избежание скалывания льда. При прочих равных условиях, чем больше пришлось ударов на забивание ледового крюка, тем крепче он держится во льду. Если лед очень рыхлый и крюк держится ненадежно, следует применять сдвоенные крючья (рис. 102).

При страховке на ледовых крючьях последние располагаются так, чтобы при срыве верхний альпинист не мог сбить нижнего (рис. 103). При забивке крючьев на склоне, длительно освещенном солнцем, нужно покрывать их головку снегом, чтобы они не вытаивали.

Для извлечения ледовых крючьев их нужно повернуть во льду, пользуясь шестигранной головкой и соответствующим отверстием в лопатке ледоруба. После этого их можно легко расшатать и вытащить.

Для закрепления веревки при спуске по ледовым склонам можно вырубить во льду «столбики» (рис. 104).

Самозадержание. При срыве на ледяном склоне производится торможение клювом ледоруба. Этим способом можно уменьшить скорость скольжения, а на некрутых склонах и вовсе остановить его. При срыве необходимо мгновенно повернуться лицом к склону и, удерживая клюв ледоруба одной рукой, всей тяжестью тела прижать его к склону; другой рукой нужно приподнимать штычок ледоруба. Ноги с кошками следует поднять во избежание перевертывания через голову. Руки должны быть обязательно согнуты в локтевом суставе, темляк ледоруба надет на руку.



Рис. 98. Вырубание ступеней при траверсе крутого ледового склона

Техника движения по травянистым склонам

При движении по травянистым склонам ногу нужно ставить на всю ступню, выбирая ровные площадки. Следует избегать ходьбы на носках: она быстро утомляет. По мере увеличения крутизны склона, подъем можно производить «елочкой» или зигзагом. Ледоруб используется как дополнительная точка опоры для самостраховки и самозадержания. Надежность движения по травянистым склонам зависит от качества и состояния оковки ботинок. Нужно следить, чтобы трикони не были забиты грязью или снегом. На мокром или оснеженном крутом травянистом склоне следует применять те же приемы, что и при ходьбе по льду (идти на кошках со страховкой веревкой). Приемы спуска по крутым травянистым склонам также не отличаются от аналогичных приемов при движении по льду. Если склоны поросли высокой травой, нужно быть особо внимательным, чтобы не сбросить скрытые камни или не споткнуться о них. Страховка на травянистых склонах может производиться через плечо или поясницу.

Техника движения по осыпям и моренам

Трудность движения по осыпям определяется крутизной склонов, величиной камней осыпи и их подвижностью. Наиболее подвижны осыпи, лежащие на гладких скальных и ледяных склонах. Чем осыпь «старше», тем она менее подвижна.

Техника движения по мелкой подвижной осыпи сходна с техникой движения по снегу. Тяжесть тела плавно переносится с одной ноги на другую, когда под ней прекратится движение камней. Ледоруб используется как дополнительная точка опоры. Спускаться по мелкой осыпи следует так же, как по снежному склону, используя движение камней под ногой. Лучше двигаться параллельно, чтобы не подвергать друг друга опасности от падающих камней.

 

   



 


Рис. 99. Вырубание ступеней при спуске

Рис. 100. Вырубание ступеней на гребне

По средним и крупным осыпям двигаются, как по ступеням, внимательно проверяя устойчивость камней и ставя ногу на край глыбы, обращенный к склону.

Опасные в отношении камнепадов места пересекают по одному, собираясь за укрытиями. Следует иметь в виду, что после дождя или усиленного таяния снега подвижность осыпи увеличивается, а при заморозках — уменьшается.


 

Рис. 101. Забивание ледовых крючьев (буквами показана последовательность закрепления)



Рис. 102. Сдваивание ледовых крючьев

 

Переправы через горные реки

Переправы через горные реки затруднены, главным образом, силой течения и неровным каменистым дном.

Переправа вброд. Наиболее удобны для брода места, где река широко разливается или разделяется на несколько рукавов. На таких местах течение слабее и глубина реки меньше. Наличие крупных камней под водой может быть установлено по буруну; гладкая поверхность воды свидетельствует о гладком дне или значительной глубине.

Для переправы вброд пешком пригодны места, где вода не выше пояса, а при очень сильном течении — еще мельче. При выборе места и времени переправы следует учитывать суточное изменение уровня горных рек. В зависимости от удаления места брода от ледника, питающего реку, минимальный уровень воды бывает в 6-9 час. утра, а максимальный — в 13-16 час. (чем ближе место брода к леднику, тем раньше часы минимума и максимума). Во время и после дождя уровень воды резко поднимается, а спустя некоторое время или после периода холодной погоды быстро падает.

 

      

Рис. 103. Расположение ледовых крючьев на ледовых склонах


При переходе вброд в одиночку для опоры применяют шест, упирая его в дно выше по течению (рис. 105, в). Если позволяют условия, надо страховаться веревкой с берега, а при большой ширине реки — с острова или отмели. Страхующий располагается несколько выше по течению. Нужно удержать веревку над водой, так как, опустившись в воду, она может сорвать переправляющегося. Более надежен переход вброд «стенкой» (рис. 105, а) или таджикским способом (рис. 105, б). При переправе «стенкой» наиболее сильный физически альпинист располагается на фланге, обращенном к течению.

Переправляться вброд следует в горных ботинках — это предохраняет ноги от возможных травм о каменистое дно, от холода и, главное, обеспечивает устойчивость. Если переправа длительная (река разделена на много рукавов) или температура воздуха низкая, лучше переправляться в шерстяном белье или брюках.

При переправе следует остерегаться резких движений, ногу ставить твердо, лишь предварительно ощупав ею дно. Потеряв равновесие, при сильном течении восстановить его трудно. Переправляются обычно наискось, вверх по течению. На глубоких местах и при сильном течении нужно идти боком к течению и передвигаться приставным шагом —так легче противостоять напору воды.



Рис. 104. Ледовые столбики для закрепления веревки


Рис. 105. Переправы вброд: а- «стенкой»; б – таджикским способом; в – с опорой на шест

При переправе с рюкзаком нельзя допускать, чтобы он погружался в воду. После переправы нужно отжать носки и белье, вылить из ботинок воду и протереть их. Стельки и носки следует сменить. Если позволяет ширина реки, то после переправы первого альпиниста следует натянуть веревку и использовать ее в качестве перил для страховки остальных членов группы. Страховка осуществляется с помощью карабина.



Рис. 106. Переправа по веревке

Переправляющийся находится ниже перил по течению. Небольшие речки или ручьи альпинисты часто преодолевают, перепрыгивая с камня на камень, но и в этом случае желательна страховка с помощью перил. Карабин, надетый на перила, связывается с грудной обвязкой длинным концом репшнура, обеспечивающим свободу движения переправляющегося.

Переправа по веревке. Через реки небольшой ширины, имеющие невысокие, крутые берега с деревьями или большими каменными глыбами на них, можно устроить веревочную переправу. Передвижение по веревке производится скольжением за счет веса альпиниста, если один конец выше другого, или перетягиванием переправляющегося вспомогательной веревкой. Наконец, переправляющийся может передвигаться, подтягиваясь руками вдоль туго натянутой веревки.

Прикрепление переправляющегося к веревке производится на «беседке», которую устраивают из грудной обвязки или пояса и подвешивают карабином или специальным блоком. Натяжение концом веревки может осуществляться с помощью простейшей блочной системы из карабинов и схватывающих узлов (рис. 106). Таким способом переправляют и грузы. При сооружении веревочной переправы следует учитывать значительное удлинение веревки под нагрузкой и не допускать большого ее провисания.

При наличии подручного материала можно устроить примитивный мост с веревочными перилами.

Известен способ переправы через глубокие реки с помощью надутых воздухом кожаных бурдюков или плотов из таких бурдюков, соединенных по нескольку штук с помощью деревянной рамы. Такой плот (сал) из восьми бурдюков может выдержать трех человек.

Переправа верхом. Переправа верхом зачастую является наиболее быстрой и безопасной. Предельная глубина брода для переправы верхом на лошади —1,25 м при скорости течения до 2 м/сек.

Перед переправой тщательно проверяется седловка, подтягиваются подпруги, лошади дают вдоволь напиться, чтобы она не остановилась посреди реки. Сидя в седле свободно, удерживаясь шенкелями и вынув ноги из стремян или слегка опираясь на них носками, повод держат свободно, предоставляя лошади самой выбирать направление движения.

Брод верхом переходят также наискось, вверх по течению. При наличии отмелей и перекатов и в зависимости от их расположения возможны другие направления. Если уровень воды приходится до колен лошади или немного выше, можно двигаться и по течению. Во время переправы не нужно смотреть в воду — может закружиться голова; лучше глядеть на противоположный берег или на голову лошади. В случае необходимости можно организовать страховку лошади с помощью веревок, обвязывая туловище животного немного позади передних ног.

Верблюды преодолевают более глубокие броды, чем лошади (по брюхо), если дно не очень каменистое. Переводят верблюдов по одному или связками (гуськом) в поводу за всадником.

Ослы из-за своего малого роста плохо приспособлены к переправе вброд. Их переправляют, разгрузив от вьюков и седел, вплавь. В случае необходимости можно страховать их веревкой с берега, противоположного началу переправы. Обвязка производится, как и у лошади.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru