Условия движения в горах и опасности, связанные с ними
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: Никонов В.А. Условия движения в горах и опасности, связанные с ними. Из книги "Спутник альпиниста". Под общей редакцией Д. М. Затуловского. Государственное издательство «Физкультура и спорт». Москва, 1957 г.
Условия движения в горах и опасности, связанные с ними
Характерные формы горного рельефа, возникающие в процессе образования и последующего разрушения гор, а также суровый горный климат могут вызывать опасность для альпиниста. Знакомство с возможными опасностями в горах и умение их избежать являются одним из основных условий безаварийности при занятиях альпинизмом. Опасности принято делить на три группы: возникающие в зависимости от рельефа местности; связанные с климатическими условиями в горах; вызываемые неправильными действиями альпинистов во время восхождения и недочетами в подготовке и оснащении групп.
Опасности, возникающие в зависимости от рельефа местности
Горный рельеф благодаря действию внешних факторов постоянно изменяется. Процессы выветривания (разрушения) горных пород, а также изменение температуры и выпадение атмосферных осадков в виде дождя и снега сопровождаются возникновением камнепадов, обвалов, лавин, селевых потоков и т. д. Явления изменения поверхности горного рельефа имеют свою цикличность как в продолжение года, так и в течение суток. Известно, что осенью и зимой увеличивается лавинная опасность и соответственно уменьшается количество камнепадов, утром и к ночи камнепады сильнее и т. д. В основе этих явлений лежат физические закономерности. Знание их позволяет правильно выбрать маршрут и время движения и избежать возможных несчастных случаев.
Камнепады — одна из самых серьезных и часто встречающихся опасностей в горах. Упавший сверху камень, ударяясь о склоны, раскалывается на части, отскакивает и увлекает за собой новые куски и глыбы породы. Не только камнепад, но и отдельный камень, летящий с громадной скоростью, может вызвать сильные повреждения, увечья и даже гибель человека.
Путь падения камня, его скорость и продолжительность полета зависят от формы, крутизны и высоты склонов. Скалы, свободные от снежного и ледового покрова, разрушаются особенно интенсивно, поэтому в конце лета, когда этот покров наиболее сокращен, количество камнепадов значительно увеличивается. Зимой камнепады редки, так как снежный покров закрывает скалы и надежно сковывает отдельные, уже отколовшиеся, глыбы и камни на гребнях и склонах.
Отколовшиеся от скалы камни могут некоторое время благодаря трению удерживаться на месте. Падению камней вниз способствуют сильные порывы ветра, грозовые разряды и, главным образом, суточные изменения температуры.
Ночью температура значительно понижается, и замерзшая в трещинах и между камнями вода удерживает их от падения. Утром, с первыми лучами солнца, камни нагреваются, лед и каменные обломки легко отваливаются. При теплой солнечной погоде особенно много камнепадов бывает к полудню. Утром они начинаются на юго-восточных и восточных склонах, а после полудня — на западных.
К концу дня камнепады, как правило, прекращаются и снова усиливаются поздно вечером, когда скалы начинают охлаждаться: вода в трещинах замерзает и расширяется, вызывая смещение камней и их падение. Ночью камнепады обычно прекращаются. При дожде и в теплую погоду возможны и ночные камнепады, а в пасмурную и холодную погоду число камнепадов значительно сокращается и днем. При дожде и сильном таянии снега камни, смоченные водой и увлекаемые ее потоками, легко сдвигаются с места.
Возникают камнепады и при неосторожном движении людей и животных.
Местом начала камнепадов может быть не только гребень или вершина склона, но и его выступы и террасы. Совершенно безопасны только пологие гребни хребтов. Уменьшается опасность и при движении в верхней части склонов, вблизи гребня. Если отдельный камень упадет с вершины гребня, от встречи с ним можно уклониться. Наибольшая опасность возникает при движении у подножия крутых скальных склонов, при пересечении скальных кулуаров и желобов, которые являются естественными руслами для скатывания камней. Летящие со скал камни могут выкатываться на осыпи, поверхности ледников, а также падать по крутому травянистому склону.
Селевые потоки — грязекаменные потоки, образующиеся после дождей или прорыва запрудных озер в результате сползания насыщенного водой рыхлого грунта. Образуются чаще всего весной или летом, во время усиленного таяния снега и ледников, после сильных дождей или при прорыве ледниковых озер. Селевые потоки могут увлечь за собой огромные камни, моренные отложения и заполнить узкие ущелья, русла ручьев и рек и вызвать значительные бедствия. Скорость движения потока обычно сравнительно невелика, но может быть и очень большой.
Наводнения (паводки) — возникают при ливнях и длительных дождях в горах, при быстром таянии снега, переполнении и прорыве ледниковых озер. Пересохшие русла рек и ручьев могут во время наводнения неожиданно быстро стать местом течения бурных и мощных потоков, сметающих все на своем пути.
Обвалы снежных карнизов. В зависимости от силы ветра и характера рельефа скал снежные карнизы могут иметь различную форму. Нависают они обычно в подветренную сторону, но при часто меняющихся направлениях ветра могут образоваться и по обе стороны гребня. По мере нарастания массы снега вес нависающего карниза увеличивается, пока последний не отломится и не обрушится вниз. Теплая солнечная погода, дождь и снегопад ускоряют отрыв. Для мощных карнизов характерно наличие большей или меньшей трещины вдоль их основания, свидетельствующей об опасности их падения.
Обвалы льда и фирна. В результате таяния и размывания водой поверхность ледников и фирновых склонов подвергается значительному разрушению. Особенно быстро разрушаются крутые южные склоны в местах ледяных сбросов, на ледопадах и у языков висячих ледников. Возникновению обвалов льда способствует также движение ледников, приводящее к изломам и растрескиванию льда. Особенно опасны в этом отношении висячие ледники, нависающие ледяные и фирновые карнизы. Обваливающиеся глыбы льда и фирна не менее опасны, чем камнепады. Они валятся часто огромными массами, увлекая вместе с собой камни. Возможность ледяного обвала можно предусмотреть и избежать попадания под него. При солнечной погоде, сильном потеплении и дожде опасность обвалов фирна и льда увеличивается.
Снежные лавины являются одной из самых грозных опасностей в горах, наиболее коварной, ибо лавины могут возникать в любое время года как на крутых, так и на пологих склонах. Только глубокое знание факторов, способствующих возникновению лавинной опасности, позволяет своевременно от них уберечься.
В зависимости от количества и структуры снега, крутизны, рельефа склонов и условий погоды вид, размеры и быстрота движения лавин бывают различны. Во время снегопадов и тотчас после них, даже на не очень крутом склоне, непрестанно струйками стекают снежные оползни. Эти снежные ручейки могут сливаться в желобках и лощинах в своеобразные снежные потоки. При движении альпиниста или лыжника из-под его ног срываются снежные струйки. Упавший камень, сильный порыв ветра также могут вызвать сползание снега. Эти безобидные на вид, небольшие снежные потоки свидетельствуют о грозной опасности.
При движении по склону с твердой корой снега можно иногда заметить, что пласты твердого снега оседают с характерным глухим треском и ломаются, образуя «снежные доски», сползающие по склону. На более крутых склонах и при значительной массе снега лавины стремительно скатываются вниз, то замедляя (на пологих участках), то вновь ускоряя свое падение и даже делая прыжок (на крутых обрывах). Большая снежная лавина несется с грохотом, снежными вихрями, увлекает за собой огромные массы снега, грунта, камней. Такая лавина угрожает не только человеку, но может нанести существенный ущерб мостам, дорогам, отдельным сооружениям и даже целым поселкам.
Структура кристаллов снега. Снег, выпадающий в различное время на склоны гор и являющийся основной составной частью лавин, далеко не одинаков по своей кристаллической структуре. Структура снежных кристаллов в атмосфере определяется многими причинами (характер облаков, вид воздушных потоков внутри них и др.), в том числе температурой и влажностью воздуха, временем года и т. д. При температурах, близких к 0°, чаще выпадают крупные снежинки в виде лучистых пластинок. При положительных температурах они слипаются в крупные снежные хлопья: смешиваясь с каплями влаги, они теряют свою форму, оледеневают в зернистые комочки или в снежную крупу. При низких температурах снежные кристаллы бывают мелкими и сухими, превращаясь иногда в снежную пудру или пыль.
Лавинная опасность особенно велика непосредственно после снегопадов. Свежевыпавший снег легко скатывается со склонов, так как он рыхл и плохо сцеплен с подстилающей поверхностью. Особенно легко смещается мелкий, сухой снег, но и влажный при значительных его массах может после снегопада образовать лавины. Обычно после обильного снегопада лавины возникают еще в продолжение 2-4 дней, но и после этого срока лавинная опасность сохраняется из-за процессов перекристаллизации снега.
Снег под давлением вышележащих толщ уплотняется. При этом изменяется температура внутри снежных пластов, а благодаря испарению воды к более холодным наружным горизонтам уменьшается и влажность снега. В результате действия этих факторов кристаллические снежинки постепенно превращаются в зерна фирна, которые укрупняются и уплотняются. Фирновый пласт становится более тяжелым по сравнению с пластом снега (кубометр свежевыпавшего снега весит 80-100 кг, молодого фирна—200-300 кг, старого фирна —500-600 кг). Поэтому в толще снежного склона возникают большие давления, способствующие, с одной стороны, дальнейшему укрупнению фирновых зерен, а с другой, — вызывающие опасение напряжения склона.
Под влиянием силы тяжести пласт стремится сдвинуться вниз. При этом из-за постепенного испарения воды из нижних слоев снега и фирна они становятся все более рыхлыми и сцепление в этой зоне ослабевает. При достаточном развитии такого «горизонта разрыхления» слой снега легко смещается, в лавину вовлекаются значительные снежные массы.
После сильных снегопадов создаются благоприятные условия для образования «снежных досок». Благодаря нагреванию солнцем снег подтаивает и под действием ветра и низких температур ночью смерзается в плотную корку. Под ней на старом плотном основании лежит рыхлый снег. Такие склоны кажутся надежными, но в действительности очень коварны. «Снежные доски» легко оседают, трескаются, и весь пласт снега скользит вниз.
Большую роль в образовании «снежных досок» играет ветер. При сильном ветре из снежной толщи высасывается воздух, что способствует увеличению интенсивности разрыхления нижних пластов снега и уплотнения верхних слоев.
Характер рельефа и поверхности склонов имеет большое значение для суждения о возможности возникновения лавин. Склон, покрытый кустарником, лесом, крупными камнями, менее лавиноопасен, чем гладкий. Крутые склоны более опасны, чем пологие. Следует иметь в виду, что лавины всегда возможны на склоне свыше 20° крутизны, на обрывистых и отвесных склонах они могут достигать огромной силы. При свободном падении лавин возникают чрезвычайно мощные воздушные завихрения, которые могут быть более страшными, чем сама лавина.
Рельеф поверхности грунта определяет и направление падения лавин. В нижней части склонов они обычно двигаются по естественным выемкам, лощинам, желобам и кулуарам. Такими привычными путями наиболее часто идут мокрые лавины. Выступающие элементы рельефа наиболее безопасны в отношении лавин.
Лавиноопасные места можно различить по следам старых лавин— поваленному лесу и кустарнику, характерным длинным конусообразным бороздам на снегу, расширяющимся книзу, с нагромождением в конце дорожки конуса лавинного выноса. Характер лавинных конусов определяет часто место и степень лавинной опасности. Нарастание массы снега по ходу лавины и расширение ее в нижней части пути свидетельствуют о лавиноопасности всего склона. Это типично для лавин из свежевыпавшего снега. Наоборот, след лавин, сужающийся книзу, и небольшая масса лавинного выноса говорят о лавинной опасности только верхней части склонов. В этом случае движение внизу склона может быть безопасным.
Условия погоды сильно влияют на степень лавинной опасности. Продолжительный снегопад делает ее постоянной. Сильный ветер переносит массы снега (метелевой перенос) и приводит к скоплению их в лавинных кулуарах и желобах. Ветер образует снежные карнизы; обрушиваясь, они, в свою очередь, могут вызвать лавину.
Изменения температуры также влияют на состояние снежного покрова. Сильное похолодание может вызвать опасное разрыхление нижних пластов снега. Высокая температура и дождь приводят к намоканию снега на всю его толщу. Образование горизонта разрыхления проходит тем интенсивнее, чем больше разность температур внутри снежной толщи и у ее поверхности. Поэтому важно учитывать не только изменение температуры воздуха, но и температуру толщи снега (для этого нужно знать, какова она была при отложении слоя снега, т. е. знать ход температур и погоду предыдущего периода времени). Мокрый снег может сходить обширной лавиной, обнажающей весь склон.
В зависимости от условий образования и вида снежные лавины бывают сухие, мокрые и смешанные.
Сухие лавины. Скопление на склонах гор во время снегопада масс сухого снега, слабо сцепленного со склоном, приводит к образованию пылевидных лавин. Начинаясь на крутых плитах скал и обледенелых участках склонов, лавины из сухого снега, постепенно увеличиваясь, достигают значительных размеров. При этом мельчайшие снежные кристаллы рассеиваются на большие расстояния.
Сухие лавины возникают часто неожиданно как во время снегопада, так и спустя 2-4 дня после него. Они могут сходить и при возникновении дополнительной нагрузки на уже перегруженный снегом склон. Падение карниза или камня, пересечение альпинистом или лыжником склона, иногда даже громкий крик могут вызвать лавину.
При попадании человека в сухую лавину создается опасность удушения от проникновения под давлением воздушной волны мельчайших частиц снежной пыли в дыхательные пути. Попав в сухую лавину, альпинист должен закрыть нос и рот от снега. При устойчивом положении на прочном склоне человек может противостоять значительной массе снежной пыли.
Очень опасны сухие лавины из «снежных досок», возникающие при разламывании твердого снежного пласта и распылении его при падении. Сухие снежные лавины могут возникать также и при падении нижних разрыхленных пластов снега. При вовлечении в лавину таких пластов они сильно распыляются.
Мокрые лавины возникают из влажного свежевыпавшего снега или из старого снега, пропитанного талой водой или дождем. Такие лавины начинаются сползанием сырого снега с мокрых крутых плит или скал, движутся сравнительно медленно, как бы стекают. Сползающий снег мокрой лавины слипается в комки, которые разбиваются, снова растут и захватывают с собой массы старого снега, камней и щебня. Эти лавины иногда совсем обнажают склон от снега. Из-за своей тяжести мокрые лавины не распыляются.
Поток плотного снега легко сбивает человека с ног. Остановившись, такие лавины быстро уплотняются и смерзаются, внутри них образуются большие давления. Попав в мокрую лавину, альпинист оказывается плотно зажат снегом и самостоятельно выбраться из него часто не может.
Мокрые лавины особенно типичны для весны и дождливого теплого периода, сухие чаще бывают зимой, а летом возможны только на большой высоте. В ряде случаев возникают лавины смешанные — из мокрого и сухого снега.
Признаки лавинной опасности. Для суждения о степени лавинной опасности нужно учитывать толщину слоя выпавшего снега, крутизну и характер склонов, направление господствующих ветров (на подветренном склоне опасны скопления рыхлого, порошкообразного снега), ход температур. Нужно учитывать также время суток. Летом лавинная опасность является наибольшей в полдень. В это время снег максимально намокает и легко смещается. Кроме того, усиливающиеся к середине дня камнепады, обвалы льда и карнизов увеличивают возможность образования лавин. Склоны, днем освещенные солнцем, ночью становятся относительно безопасными, так как подтаявший в течение дня снег смерзается и держится прочно. На затененных днем склонах лавинная опасность сохраняется и ночью.
Существенно влияет и экспозиция склонов: на юго-западных склонах в теплые солнечные дни велика опасность возникновения мокрых лавин, на северо-восточных, затененных, склонах она меньше.
Лавинную опасность можно довольно точно определить, зондируя снежный склон ледорубом или лыжной палкой. Наличие под плотной снежной коркой мягкой прослойки рыхлого снега, лежащего на жестком гладком основании, свидетельствует о возможности образования лавины.
Опасности, связанные с климатическими условиями в горах
Опасности, связанные с горным рельефом, могут усугубляться при неблагоприятной метеорологической обстановке или в зависимости от времени суток.
Наступление темноты во много раз увеличивает опасность маршрута, замедляет и затрудняет движение, устройство бивуака. В темноте искажается представление о расстоянии, суждение о степени опасности пути. Движение ночью по скалам может производиться лишь в исключительных случаях. По безопасному леднику и фирну можно передвигаться в лунную ночь или при свете фонарей.
Туман опасен при движении в горах, особенно, если он застигает группу альпинистов на трудном и незнакомом участке маршрута. В густом тумане сокращается или исчезает видимость, затрудняются ориентирование и выбор пути, ухудшается зрительная и слуховая связь между участниками восхождения. Туман маскирует трещины на ледниках, опасные кулуары, карнизы и другие препятствия. В то же время взаимная страховка становится более сложной. Движение в тумане замедляется, делается утомительным и действует угнетающе на участников.
При наступлении тумана необходимо принять все меры предосторожности: если шли не в связках — связаться веревкой, укоротить дистанции между связками и в связках, усилить страховку, тщательно осмотреть и разметить путь, на сложном маршруте лучше совсем прекратить движение, выбрав безопасное место для остановки.
Туман в горах чаще всего образуется клубами облаков, окутывающих горы. Поэтому он быстро возникает и также быстро может исчезнуть (в зависимости от силы ветра и его направления). При сильном ветре туман часто чередуется с просветлениями. Промежутки хорошей видимости нужно максимально использовать для ориентирования, выбора маршрута и быстрого прохождения опасных участков. При слабом ветре облака могут длительно находиться на определенной высоте, «висеть» над вершинами и по склонам. Выше или ниже слоя облаков тумана может не быть. В холодную погоду, особенно при сильном ветре, туман быстро покрывает ледяной коркой скалы, одежду и снаряжение альпиниста. Своевременно принятое решение об остановке или спуске — лучшая мера безопасности.
Дождь и снег — частое явление в горах. В зависимости от высоты над уровнем моря, в одно и то же время вверху падает снег, ниже — мокрая «крупа», еще ниже — дождь. Граница перехода от снега к дождю непостоянна и зависит от времени года, географической широты, микроклимата, характера облачности и т. д. Летом в теплые дни эта зона поднимается до 3000 м и выше, а зимой исчезает вовсе. Снег и дождь значительно затрудняют ориентирование, тем более, что они сопровождаются туманом. Дождь и снег увеличивают опасность лавин, камнепадов, возникновения селевых потоков и наводнений.
Не менее опасно воздействие осадков и на организм человека. При сильном ветре и похолодании намокшая одежда и обувь замерзают и обледеневают. При сильном снегопаде или дожде следует сделать остановку и, выбрав безопасное место, выждать окончания непогоды.
Обильные снегопады и дожди в горах часто сопровождаются грозами. Насыщение верхних слоев атмосферы электричеством вызывает опасность поражения человека грозовыми разрядами. Повышенную электризацию атмосферы можно ощутить: появляется покалывание в кончике носа, мочках ушей; в темноте иногда бывают отчетливо видны стекающие при прикосновении к металлическим предметам или одежде голубоватые искры; ледоруб и другие металлические части снаряжения могут издавать гудение; волосы поднимаются дыбом, при их расчесывании или прикосновении искрят и потрескивают. При появлении опасности электрического разряда необходимо принять меры предосторожности: спуститься с гребня, отложить в сторону и выше (на несколько метров от людей) все металлические предметы и т. д.
Опасность, возникающая при сильном ветре, заключается не только в охлаждении организма альпиниста. Сильные порывы ветра могут нарушить равновесие и сбросить восходителя на трудном участке пути, затруднить или сделать невозможным дальнейшее движение. Сильный ветер способствует росту лавинной опасности, усиливает камнепады и чрезвычайно резко изменяет поверхность снежного склона: она становится бугристой, обнажаются скалы и ледяные участки, огромные массы снега, переносимые ветром, образуют бугры, снежные надувы. Ветер, поднимая со склонов сухой снег, образует поземку, которая резко ухудшает видимость.
Движение при сильном ветре часто бывает возможным лишь по подветренному склону, под защитой гребня. При выходе на гребень, наветренные склоны и на вершину нужно обеспечить надежную страховку, в ряде случаев натягивать перила. Ветер в горах часто в течение дня меняет свою интенсивность и направление. Поэтому сложные и опасные участки маршрута следует преодолевать в периоды затишья. Защита организма человека от ветра осуществляется за счет соответствующих видов снаряжения (одежды).
Солнечное тепло и мороз в горах, суточные колебания температуры могут также усиливать степень опасности (лавинная опасность, камнепады и др.). Изменения температуры оказывают и непосредственное влияние на человека: сильная солнечная радиация или значительный мороз вызывают ожоги кожи, временную слепоту, отморожения и т. п.
Опасности, вызываемые неправильными действиями альпинистов и недочетами в их подготовке и оснащении
Опасности, возникающие от неправильного поведения человека, являются наиболее грозными. Поэтому как при подготовке, так и при проведении походов и восхождений надо нетерпимо относиться ко всем нарушениям правил безопасности и норм поведения альпинистов в горах.
Опасности, возникающие в результате неправильных действий альпинистов, в основном определяются следующими причинами:
1) недостаточная теоретическая, физическая и техническая подготовка участников восхождения;
2) неудачно подобранный состав группы из лиц, имеющих различную подготовку, разные представления о методах и средствах восхождения;
3) недостаточный личный опыт и авторитет руководителя группы;
4) недисциплинированность отдельных участников;
5) отсутствие четкого распределения обязанностей в группе, недостаточная взаимная слаженность;
6) недостаточное знание маршрута восхождения, его особенностей, метеорологических условий, неумение ориентироваться и правильно выбрать путь;
7) недооценка трудностей и опасностей маршрута, переоценка собственных сил и возможностей;
8) пренебрежение страховкой и невыполнение технических правил передвижения в горах;
9) одиночное хождение;
10) ослабление внимания при спуске и на так называемых «легких» участках маршрута;
11) плохое качество и недостаточное количество снаряжения и питания;
12) плохая организация отдыха и питания;
13) невнимание к состоянию здоровья своего и спутников и недостаточная акклиматизация участников восхождения.
Недостаточная предварительная подготовка. Слабое теоретическое изучение опасностей гор является существенным недостатком при обучении молодых альпинистов. Нельзя увлекаться практической стороной альпинизма и забывать о необходимости элементарной теоретической грамотности начинающего горовосходителя в области закономерностей горной природы. Недостаточная общефизическая подготовленность отдельных альпинистов особенно сказывается во время сложных продолжительных маршрутов, при неблагоприятной погоде и физической усталости и может привести к преждевременному утомлению на наиболее трудном и опасном участке пути именно тогда, когда требуется полное напряжение сил. Замедление темпа движения группы или остановка ее из-за слабости одного участника могут поставить в опасное положение всю группу или вынудить ее остановиться на непредвиденную «холодную ночевку», а иногда и вовсе прервать восхождение.
Физическую силу, выносливость, закаливание к неблагоприятным условиям горного климата нужно настойчиво вырабатывать у всех участников задолго до выезда в горы.
Не исключена возможность, что отдельные участники по своей специальной технической подготовленности могут не соответствовать сложному характеру маршрута, даже имея формальное право на восхождение. Опытные и квалифицированные альпинисты при отсутствии систематической технической тренировки теряют специальные навыки в ледовой и скальной технике, в технике страховки и т. д. Отдельные восходители, ранее преодолевавшие сложные препятствия с помощью товарищей, могут оказаться неподготовленными к самостоятельным действиям. Наконец техническая сложность маршрута меняется от сезона к сезону. Только сознательное отношение к реальной трудности маршрута, критическая оценка подготовленности и предстоящих опасностей позволят объективно решить вопрос о возможности восхождения.
Правильный подбор участников группы — важное условие успеха восхождения. Альпинизм — коллективный вид спорта, основывающийся на товарищеской взаимопомощи и дружбе. Правильный подбор участников группы, воздействие коллектива на отдельных альпинистов, воспитание у них высоких моральных качеств являются неотъемлемыми задачами обучения альпиниста. Совместные тренировки и занятия группы помогут ее членам лучше ознакомиться друг с другом, поделиться опытом. Взаимное уважение, чувство ответственности за здоровье и жизнь товарищей, умение подчинить себя коллективу необходимы для альпиниста.
Малеинов А.А. и Боровиков А.М.
Элементы тактики горовосхождений
Общая схема восхождения
Успех горовосхождения зависит от физической подготовленности и моральных качеств альпинистов, технической квалификации и сработанности членов группы, правильной организации, подготовки и тактически грамотного проведения восхождения. Эти три момента тесно связаны между собой. Ниже разбираются вопросы тактики альпинизма.
При рассмотрении тактики восхождения можно выделить следующие моменты: составление общей схемы восхождения, разведку и выбор пути, поведение группы на всех этапах движения.
План штурма вершины, общая схема восхождения зависят от его целей и характера, а также от состава группы. По своим целям и специфике восхождения можно разбить на учебные и спортивные. Последние, в свою очередь, делятся на траверсы, технически сложные (стенные) и высотные.
Каждое восхождение обычно состоит из четырех этапов: подходов, выхода на гребень вершины, пути по гребню до вершины и спуска. Второй и третий этапы составляют штурмовую часть восхождения, наиболее трудную и опасную.
Этапом подходов является путь от базового лагеря восходителей, расположенного обычно в долинах рек или у концов ледников, до подножия гребня или стены вершины. В конце подходов обычно располагается штурмовой лагерь. Из него альпинисты производят разведку предстоящего маршрута, здесь они отдыхают перед штурмом, выжидают наступления благоприятной погоды, сюда возвращаются после неудачной попытки восхождения. Чем выше расположен штурмовой лагерь группы, тем короче путь штурма вершины.
Путь подходов бывает довольно трудоемким, а иногда и достаточно сложным технически. От удачного выбора его в значительной степени зависит успех штурма. Пути подходов обычно проходят по долинам и ущельям горных рек в лесной и безлесной зоне, по альпийским лугам, ледникам и фирновым полям.
Вторым этапом (выход на гребень) является путь, по которому альпинист поднимается на один из основных (вершинных) гребней вершины. Он может проходить по крутым снежным или скальным склонам гребня, по одному из боковых скальных ребер гребня, не всегда явно выраженных, по осевой части контрфорсов или даже по стенам, а в некоторых случаях — по дну кулуаров, спадающих с гребня.
Третий этап — путь по гребню — проходит по одному из основных гребней вершины или гребню хребта (обычно водораздельному) от точки выхода на гребень до самой вершины.
Эти два этапа, тесно связанные между собой, как правило, определяют степень сложности восхождения. Чем короче и проще выход на гребень и длиннее путь по нему, тем проще восхождение, и, наоборот, чем длиннее и сложнее выход на гребень и короче путь по гребню, тем сложнее восхождение. В наиболее сложных, стенных, восхождениях гребневой участок невелик или вовсе отсутствует; выход на гребень происходит вблизи самой вершины.
Для каждого из этапов характерны определенные трудности и опасности, определенные тактические правила и приемы. Ими следует руководствоваться при составлении плана восхождения.
Движение на подходах
Лесная зона долины (ущелья). В этой зоне целесообразно двигаться по той стороне ущелья, где меньше или нет совсем кустарникового подлеска, так как густой подлесок скрывает отдельные камни, рытвины, скальные выступы, о которые спотыкаются люди и животные.
Идти следует по тому из склонов, где толще слой почвы: там легче прокладывать тропу. Хорошую тропу в горно-лесной зоне редко удается проложить вблизи берега горной реки: она будет разрушаться размывом при периодических паводках. Особенно часто это происходит при сравнительно пологих склонах долины.
Если дальнейший путь, и особенно возможность выхода на ледник со склона, по которому идет группа, не ясен, необходимо найти место выхода на другом склоне и наметить место, где можно устроить переправу через реку. В лесу ее устроить легко, используя валежник или специально срубив дерево (за исключением, конечно, районов, где рубка лесов запрещена).
Если леса вокруг нет, приходится налаживать веревочную переправу. Для этого два-три альпиниста переходят обычно в верховьях ущелья на другой склон, спускаются по нему до места переправы и закрепляют там переброшенную к ним веревку, по которой и переправляются грузы и люди
В необитаемых и редко посещаемых ущельях надо искать старые охотничьи или звериные тропы. В зоне выпаса скота пастухи прокладывают тропы также для доставки сена с альпийских лугов. Они чаще бывают на солнечных склонах: южной, юго-восточной и юго-западной экспозиции. На этих склонах раньше стаивают зимние снега и сходят лавины, раньше обнажается травянистый покров.
Во время зимних восхождений очень важно учитывать характер и состояние снежного покрова. При малой зимней высоте солнца его лучи, падая почти перпендикулярно на южные склоны и лишь слегка скользя по северным, создают большую разницу в состоянии и количестве снега на этих склонах. Интенсивное воздействие солнечных лучей на южных склонах ускоряет процесс фирнизации снега. На северных же, не обогреваемых солнцем, склонах снег обычно остается пушистым, сухим.
В раннее время дня легче идти по более плотному, фирнизованному, снегу. Однако в более поздние часы движение на лыжах по южному склону может быть затруднено сильным подлипом. Тогда приходится искать путь по теневой, северной, стороне ущелья (не забывая, конечно, о повышенной лавиноопасности на ней).
Зона альпийских лугов. Сказанное выше о тропах справедливо и для зоны альпийских лугов. При отсутствии троп на травяных склонах и в случаях, если крутизна склонов велика, ходить по ним нужно, тщательно страхуясь ледорубом. В некоторых случаях (например, после дождя), особенно, если трикони изношены, уместно связаться веревкой и надеть кошки. Чтобы не сбрасывать камни, свободно лежащие на крутых травяных склонах, подъем по травяным склонам следует производить крутыми короткими зигзагами или, наоборот, длинными траверсами.
Главные препятствия при движении по травяным склонам создают участки сплошных выходов скал. Их либо обходят, либо перелезают через них, соблюдая большую осторожность и связываясь веревкой.
Выход на ледник. Выходить на ледник долинного типа легче всего по гребню одной из береговых морен, которые тянутся вдоль ледника — иногда на большое расстояние. По моренам часто бывают проложены трассы пути к широко посещаемым перевалам. Когда береговая морена разрушена, тропа переходит на склон или в ложбину между мореной и склоном. В последнем случае путь не всегда безопасен из-за возможного падения отдельных камней со склонов морены. В ложбинах долго сохраняются остатки конусов зимних лавин и снега, которые могут быть удобны как для подъема, так и для спуска (глиссирование).
Значительно более сложным является выход на ледник, язык которого круто обрывается вниз. Это часто встречается в глубоко врезанных долинах с крутыми склонами. В таких случаях для отыскания места выхода на ледник необходимо провести тщательную разведку склонов, чтобы не попасть на крутые, заглаженные «бараньи лбы», которые, как правило, встречаются вблизи концов (особенно у висячих, активно отступающих) ледников.
Выходя на такой ледник, лучше всего, несколько не доходя до его языка (200-300 м), подняться по одному из склонов, избегая «бараньих лбов», примерно до уровня верхней ровной части ледника, а затем траверсировать склон в направлении на нее, где и выйти на ледник.
В некоторых случаях для облегчения выхода на ледник (а иногда и достижения единственной возможности выхода) необходимо переправиться на другой берег реки. При выборе места переправы через реки вблизи ледников следует использовать снежные мосты, часто образуемые зимними лавинами. Такие мосты можно найти в наиболее узкой части долины — каньоне. Если снежных мостов нет или они непрочны, предпринимают переправу вброд в местах, где река разделяется на несколько русел. Обычно такие места встречаются у старой конечной морены ледника или в расширении ущелья. Если и это невозможно, организуют веревочные переправы так, как это указано выше.
Движение по леднику. Путь по ровному леднику долинного типа не труден. Основным препятствием здесь являются трещины, так как поиски обхода их и сами обходы отнимают значительное время и иногда вызывают длительные задержки.
Во много раз сложнее прохождение ледопадов. Большие или меньшие ледопады встречаются на большинстве ледников, иногда их бывает несколько. В то же время преодоление даже небольшого ледопада требует значительного труда и времени. Поэтому в таких случаях желательно пойти в обход.
Искать обход ледопада следует у берега ледника: между скалами и льдом, по береговым скалам или по боковой морене, если таковая есть. Первое направление наиболее вероятно в начале лета, когда большинство боковых трещин перекрыто снегом зимних или весенних лавин; обход по береговым скалам более выгоден в конце лета, когда трещины ледопада полностью раскрыты. Обход ледопада по скалам производится обычно не непосредственно над ледопадом (здесь часто встречаются «бараньи лбы»), а выше. Для этого, несколько не доходя до ледопада, следует подняться по склону (иногда это удается сделать по осыпи) до уровня верхней части ледника, а затем траверсировать склон до выхода на ледник выше ледопада. Тот же порядок соблюдается при спуске. Выход со скал на лед обычно производится по мостам из снега зимних лавин и осыпей, перекрывающим краевые трещины (рандклюфту). Обход ледопада по скалам можно рекомендовать лишь немногочисленной группе, так как большая колонна может вызвать камнепады.
Если обход ледопада не возможен, приходится производить подъем непосредственно по нему. Путь посередине ледопада сравнительно доступен только в начале лета, когда часть трещин забита зимним снегом. Прохождение ледопада по его середине возможно также, если ледник в этой части вогнут лотком или через ледопад поверх льда проходит срединная морена. Следует также учитывать, что на ледопадах, обращенных на юг, трещины, пройдя зону излома, вскоре спаиваются и усиленное таяние льда на них вызывает частые обвалы ледяных глыб, образующих завалы, перекрывающие трещины. Наоборот, сильно затененные (северные) ледопады имеют более резкие изломы твердого льда.
В верхней части ледника трещины обычно скрыты фирном и снегом. Здесь нужно придерживаться вогнутой поверхности фирнового поля, где трещин меньше, чем на выпуклых частях ледника. У задних стенок ледниковых цирков образуются подгорные трещины, разрывающие фирновые склоны. Подгорная трещина в верхней своей части обычно шире, чем в нижней, а верхний край ее всегда выше нижнего. В начале лета, когда чаще образуются лавины, можно легко найти хороший мост из лавинного снега через подгорную трещину, особенно под кулуарами. Переходить через мост следует только после проверки его прочности и возможно быстрее. Безопаснее проходить мост ранним утром или даже ночью. В конце жаркого лета, когда снежные мосты стаяли или обрушились, переход подгорной трещины может оказаться очень трудным.
Выбор пути и разведка
Прежде чем приступить непосредственно к восхождению, необходимо произвести разведку объекта, по данным ее выбрать путь подъема и спуска и составить план. Производя разведку, следует иметь в виду опасности и трудности, которые могут встретиться на различных этапах восхождения при преодолении тех или иных форм рельефа, и знать общие правила и приемы их прохождения.
На этапе выхода на вершинный гребень наиболее опасны камнепады, лавины и ледяные обвалы. Поэтому необходимо назначать прохождение камнепадных или лавиноопасных участков на ранние утренние или даже ночные часы.
Как уже сказано выше, подъем на этом этапе обычно производится по скальным ребрам, контрфорсам, стенам или кулуарам.
Подъем по ребру, контрфорсу и стене. Нижние части скальных ребер и контрфорсов, спускающихся к леднику, обычно обрывисты и сильно сглажены льдом. У основания кулуаров, ограничивающих по бокам ребра и контрфорсы, как правило, лежат конусы выноса лавин и камнепадов. Поверхность кулуаров внизу имеет меньший уклон, чем вверху. Поэтому крутую нижнюю часть ребра или контрфорса удобно обойти по конусам выноса.
Вступив на ребро, восходитель может считать себя в относительной безопасности от лавин и камнепадов. На неявно выраженном ребре или контрфорсе необходимо придерживаться его осевой части и не уклоняться от нее. Здесь опасность меньше и легче организовать страховку. Если ребро (контрфорс) сложено из ломких пород (сланцев), удобнее идти по его заснеженной грани (по затененной стороне); снег и лед сковывают здесь отслоившиеся камни. Иногда ребро может тянуться непрерывно до вершинного гребня, но часто оно постепенно, сохраняя свою крутизну или даже увеличивая ее, становится шире или совсем сливается с общим рельефом крутого склона — переходит в стену. Такие места наиболее трудны для прохождения, и выбирать их для подъема можно только в тех случаях, если другого пути нет или если задумано восхождение по одному из наиболее сложных маршрутов. Во всех других случаях следует искать иные пути подъема, отдавая предпочтение ребрам, сохраняющим примерно одинаковую крутизну по всей длине.
Определяя пути выхода на вершинный гребень по скальным маршрутам (ребрам, контрфорсам, стенам), следует учитывать характер породы, из которой они сложены. Подъем по сланцам обычно проще, чем по гранитам, базальтам и мраморам, зато сланцы гораздо более сыпучи и опасны камнепадами.
Одним из наиболее трудных мест подъема по ребрам и контрфорсам бывает иногда сам выход на вершинный гребень. Часто скалы в месте примыкания скального ребра к основному гребню сильно разрушены. В таких случаях выходить на гребень лучше не по верхней части ребра, а по одному из боковых кулуаров. Опасность камнепадов здесь значительно меньше, чем в нижней части кулуара.
Еще труднее выход с ребер, упирающихся в нависающий край верхних фирновых полей. Такие ребра часто заканчиваются крутыми заглаженными скалами, трудный подъем по которым осложнен опасностью обвалов фирна. В этих случаях нужно разведать возможность горизонтальных траверсов к местам, где выход на фирновые поля легче.
Подъем по снежному кулуару. Выход на вершинный гребень по снежному кулуару иногда может оказаться более быстрым и безопасным, чем подъем по скальному ребру. Для этого кулуар обязательно должен быть достаточно широким. Широкий снежный кулуар, в середине которого обычно проходит глубокий лавинный желоб, относительно безопасен для подъема к гребню. Идти по узким кулуарам, которые рассекают скальные массивы и в которые падают камни со стен и гребней, очень опасно. Ими можно пользоваться только в крайнем случае и лишь в наиболее благоприятное время суток, после предварительного наблюдения за режимом камнепадов и лавин.
Подниматься по кулуару можно только при отсутствии лавинной опасности от снега, залегающего в самом кулуаре, в чем необходимо убедиться до выхода в кулуар. Глубокий снег, не успевший уплотниться после снегопада (особенно на затененных склонах вершины), опасен возможностью возникновения лавины. Нужно иметь в виду, что в кулуарах большой протяженности состояние снега в нижней и верхней его частях может быть резко различным. Поэтому подъем по кулуару вскоре после снегопада или при неблагоприятном прогнозе погоды — недопустимое легкомыслие.
Двигаться по кулуарам надо только в наиболее безопасное время: в ранние утренние или ночные часы. Позже, когда фирн размякнет, мелкие камни и куски льда, скачущие по его поверхности, сигнализируют о возросшей опасности. Заметив их, нужно немедленно перейти на осевую часть одного из боковых ребер, не дожидаясь более крупных обвалов или лавин.
Путь по вершинному гребню. Характерной трудностью этого последнего этапа подъема является преодоление острых снежных и ледяных гребней и отдельных «жандармов» или цепи «жандармов», которые часто трудно перелезть или обойти. Зато путь по вершинному гребню безопасен в отношении камнепадов и лавин. Поэтому движение по гребню может продолжаться в течение всего ходового дня.
Снежный гребень обычно окаймлен нависающими карнизами. Движение по такому гребню производится обязательно в связках, с тщательной страховкой. Верхняя часть карниза на гребне наиболее отлога и технически легко преодолима, но в то же время она может обвалиться. Наветренная часть — круче и может быть покрыта льдом. Необходимо обратить внимание на то, чтобы след прокладывался ниже линии возможного отрыва карниза. Иногда эта линия может быть обнаружена по небольшой продольной трещине, порой скрытой слоем свежего снега.
Путь по острому симметричному снежному гребню, лишенному карнизов, менее опасен, но более неудобен. В этом случае приходится идти по верху гребня или рядом с ним, по тому склону, где снег плотнее. Самые острые гребни преодолеваются верхом. Непременным условием движения по острому гребню является тщательная страховка.
Движение по скальному гребню производится вблизи его конька, лучше по стороне, освещенной солнцем. Наличие серьезных препятствий (стенок, «жандармов») на скальном гребне может вызвать необходимость обходить их по одному из склонов. Глубокие провалы между отдельными взлетами гребня обычно выглядят внушительно, однако чаще они вполне проходимы. Более серьезными препятствиями на гребне являются крутые скальные выступы — «жандармы». Их приходится преодолевать, либо перелезая через вершину, либо траверсировать, либо обходить, сначала спускаясь с гребня вниз, затем траверсируя склон и вновь поднимаясь на гребень. Выбор того или иного варианта преодоления «жандарма» зависит от его размеров, крутизны, характера породы и т. п. «Жандармы», сложенные из разрушенных пород, лучше проходить через вершину, так как обходы их по ломким скалам опасны камнепадами. Если «жандарм» монолитен и преодоление его технически трудно, можно обойти его у основания. Прочная порода не угрожает камнепадами. Маленький «жандарм» не сложно обойти у его основания, но длинный обход большого «жандарма» сопряжен с глубокими спусками и подъемами вдоль опасных кулуаров и, следовательно, вызывает значительные потери времени и сил. Если «жандарм» стоит на снежном гребне, обход его по плотному фирну или глубокому снегу обычно не труден. Однако в таких случаях нужно иметь в виду, что у основания «жандарма» под снегом часто может встретиться лед, вследствие чего потребуются рубка ступеней и тщательная крюковая страховка.
Если путь к вершине не пройден или неизвестен группе, следуем выбрать для восхождения наиболее заснеженный гребень вершины. На таком гребне легче проходить «жандармы», соединенные снежными перемычками.
Разведка объекта восхождения. Разведка объекта восхождения производится после окончания подходов и организации штурмового лагеря, но чаще одновременно с ними. (Иногда она даже предшествует им). В этом случае несколько человек ведут разведку, а остальные члены группы перебрасывают грузы и организуют лагери.
Задачи разведки могут быть различными. Если задумано первовосхождение на вершину, на которой еще никто не бывал, цель разведки — найти наиболее простой и легкий путь. Если решено пройти технически сложный маршрут высокой категории трудности, во время разведки выявляют возможно более трудный путь подъема по стене, контрфорсу и т. п.
Точно так же, в зависимости от степени знакомства альпинистов с предстоящим маршрутом, разведка производится с большей или меньшей полнотой и детальностью. Наиболее подробной она бывает при первовосхождениях, наиболее простой — при восхождениях по уже пройденным путям. Однако и в этих последних случаях нельзя целиком полагаться на описания пути, составленные предыдущими восходителями. Необходимо составить собственное представление о маршруте и сопоставить его с имеющимся описанием. Это также достигается в процессе разведки.
Как ни различны задачи разведки, основные правила проведения ее во всех случаях одинаковы. Эти правила следующие:
1) проведение общего осмотра объекта восхождения;
2) выявление наиболее сложных участков намеченного пути;
3) выяснение камнепадных и лавиноопасных участков маршрута;
4) выяснение условий освещения солнцем всего пути и отдельных его участков;
5) наметка возможных мест бивуаков;
6) выявление возможных вариантов спусков;
7) отыскание мест и маршрутов забросок продуктов в промежуточные пункты пути восхождения;
8) установление мест базирования наблюдательной группы. Разведка проводится как наблюдением, так и прохождением части маршрута восхождения (второе — не во всех случаях).
Залог успешной разведки — правильный выбор места наблюдения. Надо отыскать такую точку, с которой наиболее полно виден весь намечаемый путь прохождения — от подножия до вершины. Если предполагается совершить траверс одной или нескольких вершин или подъем на вершину по гребню, точку наблюдения следует выбрать так, чтобы объект восхождения был виден в профиль. Наоборот, если намечается восхождение по стене, контрфорсу, основное наблюдение следует вести «в лоб», а затем дополнить его наблюдением в профиль. Осмотр вершины обычно производят с противоположного ей склона ущелья, несколько поднявшись по нему. Такое место позволяет лучше рассмотреть верхнюю часть пути и точнее оценить углы наклона: при наблюдении снизу вверх они искажаются (крутые участки кажутся положе). (Наблюдение лучше производить с помощью бинокля или другого, более мощного, инструмента, что даст возможность выявить детали маршрута).
Производя осмотр, надо определить общий перепад высот и высоту основных участков маршрута, его протяженность, среднюю крутизну всего маршрута и углы наклона отдельных участков. Следует учитывать, что верхняя часть пути будет казаться более пологой и короткой, а нижняя — относительно более длинной. В результате осмотра альпинист должен составить себе ясное представление об объекте восхождения в целом.
Наиболее трудные участки выявляются сравнением перепадов высот, протяженности, крутизны и характера поверхности (снег, лед, скалы) пути, а также его расчлененности и технической сложности. Чтобы определить места, опасные камнепадами и лавинами, необходимо выявить положение желобов и кулуаров, лавиноопасных склонов, мест возможных ледяных обвалов и т. п.
Особое внимание должно быть обращено на участки, которые сами по себе не опасны, но могут стать опасными при перехлестывании их лавинами или камнепадами, проходящими поверху или по соседству от них. Выясняя степень опасности желобов, кулуаров, склонов, нужно наблюдать за расположением конусов выноса лавин, плотностью упавших камней или следов камней на снегу и льду у подножия скал, наличием борозд (царапин) на снежных и ледяных поверхностях, за их направлением и протяженностью. Это позволяет получить ясное представление об опасности различных участков. Большие конусы выноса, значительные скопления камней, «исчерченность» крутых ледяных и снежных склонов бороздами служат прямым указанием на повышенную опасность расположенных выше кулуаров и склонов.
Выявляя лавино- и камнеопасные участки маршрута, следует наметить варианты обхода их. Убедившись в опасности какого-либо места, нужно тщательно просмотреть соседние, чтобы установить возможность использования их для обхода. При этом требование безопасности является основным.
Выяснения только расположения опасных участков недостаточно. Необходимо также установить время и периоды наибольшей частоты камнепадов и лавин, причем провести такие наблюдения нужно возможно более полно, обязательно охватив суточный период. Следует учитывать влияние погоды.
Выяснение условий освещения объекта не требует самостоятельных наблюдений и производится попутно с решением других задач разведки. Во время наблюдения необходимо отмечать, в какое время суток те или иные части пути оказываются освещенными и когда они находятся в тени. Это особенно важно при восхождении по северным стенам и контрфорсам, которые освещаются прямыми солнечными лучами очень недолго.
Выбирая места для бивуаков, следует прежде всего обращать внимание на их безопасность от ударов камней или обломков льда. Проектировать бивуак посреди опасного участка, даже если там есть ровная, хорошая, но незащищенная площадка, недопустимо. Путь от одного бивуака до другого должен быть вполне преодолим за день. В случае просчета при оценке длительности пути или вынужденной остановки из-за непогоды нужно заранее подбирать запасные, промежуточные места бивуаков.
При восхождении группа может оказаться в тяжелом положении (длительная непогода, несчастный случай и т. п.), при котором потребуется немедленный спуск, поэтому во время разведки должны быть разведаны и намечены возможные его варианты. При разведке траверса или подъема по гребню следует осмотреть поперечные гребни и ребра, примыкающие к тому гребню, по которому будет проходить траверс, и, выявив возможность спуска по ним, выбрать наиболее благоприятные варианты, обследовав их подробнее. Для той же цели нужно осмотреть спускающиеся с гребня кулуары, имея, однако, в виду, что путь по кулуару обычно опасен и может быть предпринят только в крайнем случае и при наличии возможности быстро пройти его.
Значительно труднее наметить запасные варианты спусков при разведке стенных восхождений. Как правило, здесь нет близко расположенных легких ребер или гребней, чтобы с какого-либо пункта маршрута совершить спуск не по пути подъема. В этих случаях приходится предпринимать продолжительный и зачастую сложный траверс по стене к одному из основных гребней вершины. Поэтому, определяя возможные варианты спуска на стенном маршруте, надо сравнить сложность и продолжительность спуска по пути подъема и такого траверса. В нижней части стены приходится отдавать предпочтение спуску по пути подъема, но в верхней по мере приближения к вершине преимущество на стороне траверса. Во время разведки надо оценить возможности траверсов на разных уровнях, чтобы в случае необходимости воспользоваться ими.
При проведении длительных восхождений (особенно, траверсов и высотных) запасы питания и снаряжения в некоторые пункты маршрута необходимо доставить заранее, чтобы уменьшить нагрузку альпинистов во время самого восхождения. Во время разведки нужно отыскать подходящие для этого пункты и определить пути подхода к ним. Пункты заброски должны распределяться равномерно (в отношении времени переходов) по всему маршруту, а лучше всего с некоторой концентрацией к концу его. Подходы к ним должны быть максимально простыми. На практике полностью удовлетворить оба эти требования удается крайне редко. Тем не менее к этому нужно стремиться.
Наконец необходимо подыскать пункты расположения наблюдательной группы, с которых бы открывался максимальный обзор всех этапов движения штурмовой группы, чтобы обеспечить наблюдение за ней во время всего восхождения, возможность регулярной ультракоротковолновой радиосвязи или световой сигнализации между штурмовой и наблюдательной группами. Когда отыскать место, откуда виден весь маршрут, невозможно (что часто бывает при траверсах ряда вершин), надо подобрать два или три пункта наблюдения, в сумме обеспечивающих полный обзор. При выборе мест базирования наблюдательной группы надо по возможности учитывать наличие воды, топлива, хороших мест для палаток, чтобы наблюдатели, особенно при длительных восхождениях, не терпели ненужных лишений.
Далеко не всегда (особенно при длительных траверсах и первовосхождениях) удается выполнить все задачи разведки, производя наблюдение только с одного места или с разных пунктов на одном склоне. В таких случаях надо произвести дополнительные наблюдения с других точек, с которых видны ранее скрытые участки. При разведке маршрута высотного восхождения иногда приходится специально совершать восхождение на одну из ближайших вершин. Даже в тех случаях, когда с одного пункта весь маршрут виден «в лоб» (или, наоборот, в профиль), полезно произвести дополнительные наблюдения с другого пункта, откуда маршрут виден уже в профиль (или соответственно «в лоб»). Это позволит выявить ряд деталей, не уловленных с прежней точки зрения.
Пример выбора пути
Предполагается совершить стенное восхождение на вершину Дых-Тау по северной стене (рис. 45).
Стену можно разбить на три основные части. Нижняя часть I— огромный скальный остров, ограниченный слева снежно-ледовым кулуаром, начинающимся непосредственно из-под восточной вершины Дых-Тау (на рисунке показана буквой а), и справа висячим ледником. Средняя часть П — наиболее крутая. Правая сторона ее — монолитная, гладкая, чрезвычайно крутая, без каких-либо значительных перегибов, нерасчлененная. Левая сторона также очень крута, но несколько более расчленена. Здесь имеются три крайне слабо выраженных контрфорса («лапы»), разделенных неглубокими кулуарами. Верхняя часть III (на фотографии, снятой снизу вверх, она выглядит значительно более короткой, чем в действительности) — ледово-снежная. Примерно посредине она пересекается поясом отвесных ледовых сбросов.
Наиболее опасными участками стены являются: а) кулуар, идущий из-под восточной вершины, основной сток лавин, зарождающихся в верхней и средней частях стены; б) правая сторона средней части стены, над которой нависают ледяные сбросы.
Проведение предварительных забросок
При длительных траверсах желательно еще в период подготовки восхождения доставить в несколько пунктов маршрута запасы продуктов, горючего и немного металлического инвентаря. Эти пункты заброски должны, по возможности, удовлетворять следующим требованиям.
Пути подъема к пунктам забросок должны быть возможно более простыми, чтобы при вынужденном прекращении траверса они могли быть использованы для спуска. Пункты, в которые производится заброска, следует распределять более или менее равномерно по всему маршруту траверса или с некоторой концентрацией к его концу. При выборе мест для заброски надо стремиться сочетать эти требования.
Расстояние между пунктами забросок нужно выбрать так, чтобы траверсирующая группа могла пройти его за 3-5 дней. Таким образом, в каждый промежуточный склад нужно доставить 6-7-дневный запас продуктов и горючего (с учетом 1-2-дневного резерва) и небольшое количество крючьев для замены выбывших из строя. Этим же соображением можно руководствоваться при расчете количества пунктов заброски (поделив расчетную длительность траверса на 4-5). Здесь приведены лишь средние цифры, которые каждый раз должны быть уточнены применительно к конкретному маршруту и силам группы.
В современных траверсах обычно подъем на первую вершину или выход на гребень является одним из наиболее трудных мест всего маршрута как по технической сложности, так и вследствие наибольшего набора высоты. Поэтому первый промежуточный склад следует устроить именно на этой вершине или вблизи нее. Тогда группа сможет пройти трудный участок с минимальным грузом.
Промежуточные склады нужно располагать на заметных местах или около хорошо видимых ориентиров, чтобы их можно было легко отыскать в любых условиях (в туман, в метель, после снегопада) Обычно здесь же подготавливается место для бивуака — разравнивается площадка или выкапывается снежная пещера.
Предварительная заброска может производиться силами основной (штурмовой) группы или вспомогательного отряда. В последнем случае в состав отряда, производящего заброску, должны обязательно включаться 1-2 альпиниста из штурмовой группы, чтобы одновременно разведать путь предстоящего траверса и один из резервных вариантов спуска. Если никто из членов основной группы не будет точно знать, где находится промежуточный склад, он может остаться необнаруженным, особенно если в период между заброской и траверсом была непогода.
Тактика движения на подходах
При проведении высотных восхождений, организованных по принципу экспедиции, подходами принято считать путь от последнего пункта, куда доходит автотранспорт, до места организации базового лагеря экспедиции. В условиях Памира и Центрального Тянь-Шаня подходы могут иметь протяженность сравнительно редко до 10-20 км и более часто до 100-150 км. Изредка удается доводить автомашины по бездорожью до самого базового лагеря, но эти случаи не характерны.
Тактика подходов определяется характером и протяженностью пути, а также наличием вьючных животных, возможностью их использования, количеством перевозимого груза (т. е. численностью состава экспедиции и сроками ее работы).
В высотных восхождениях большое значение имеет базовый лагерь: это пункт, из которого проводится разведка района, путей восхождения и штурма вершины, в нем альпинисты отдыхают после разведывательных и акклиматизационных походов, забросок и перед выходом на штурм. Поэтому выбору места для него и устройству его следует уделить особое внимание.
Базовый лагерь должен быть расположен возможно ближе к цели восхождения — в начале альпинистского пути к вершине, обычно в конце пути, проходимого вьючными животными. В отдельных случаях он может быть устроен в зоне, недоступной для вьючных животных, и тогда транспортировка грузов на последнем этапе подходов производится людьми. Базовый лагерь при восхождениях на вершины 7000-7500 м должен располагаться на высоте 4000-4500 м. Устраивать его на больших высотах не рекомендуется: в этом случае восходители не получат в нем нужного отдыха. (Прочие условия для выбора места базового лагеря, общие для всех походных лагерей, см. в разделе «Бивуаки в горах»). Базовый лагерь желательно разбивать в зоне леса или, по крайней мере, травы, а на ледниках — на моренах, каменистых россыпях у подножия склонов и т. п. Площадка лагеря должна быть защищена от ветров и безопасна в отношении лавин и камнепадов. Часто места базовых лагерей располагаются значительно выше языков ледника. В этих случаях необходим специальный состав каравана: лошади, мулы, лучше всего яки. Необходима предварительная обработка пути по осыпям, моренам и ледникам, чтобы сделать их проходимыми для вьючных животных.
Основная часть грузов должна быть переброшена в базовый лагерь в первые же дни прибытия альпинистов, которые производят обработку пути и сопровождают животных во время первых рейсов каравана.
Большой вес имущества экспедиций, как правило, не позволяет доставить его в базовый лагерь за один прием. Это в условиях Памира и Тянь-Шаня не является необходимым, да и потребовало бы много обслуживающего персонала и животных. Практика экспедиций выработала более целесообразный метод переброски грузов по частям постоянно действующим караваном, который курсирует на отрезке от автомобильной дороги (перевалочный пункт, база) до базового лагеря в течение всего периода работы экспедиции. Таким образом, запасы продуктов пополняются постепенно и возможна периодическая доставка свежих овощей, фруктов, а также почты.
Если для доставки грузов в базовый лагерь использовать вьючных животных нельзя и переброска грузов производится людьми, то в этих случаях первые рейсы, обеспечивающие начальный период работы экспедиции, должны совершаться всем составом экспедиции и привлеченными для этой цели носильщиками. В дальнейшем основной состав восходителей следует освободить от транспортировки и переключить на подготовку к штурму, а переброску грузов в базовый лагерь производить с помощью носильщиков и вспомогательного состава. Условия работы экспедиции могут сложиться и так, что основному альпинистскому составу придется полностью взять на себя переброску грузов к базовому лагерю. Такую ситуацию нужно предусмотреть заранее, ибо она потребует увеличения длительности сроков работы экспедиции.
Переброска грузов людьми производится методом так называемых «челноков» — последовательных переходов с частью груза с последующим возвращением к исходной базе. Практикуются два вида «челноков». Первый вид предполагает сквозную переноску очередной партии груза от конца караванного пути до базового лагеря при каждом «челноке». При втором — путь до базового лагеря разбивается на ряд промежуточных пунктов, расстояние между которыми определяется возможностью за один день перенести груз и вернуться в исходный пункт для ночевки; транспортирующая группа рядом последовательных рейсов доставляет весь намеченный к переноске груз в очередной пункт и только после этого приступает к переноске его на следующем этапе пути. При этом методе весь груз прибывает в базовый лагерь почти одновременно (в период времени, необходимый для доставки его на расстояние одного этапа).
Второй вид «челноков» несколько увеличивает их «коэффициент полезного действия», так как личные вещи, питание и бивуачное снаряжение людей переносится на каждом этапе лишь однажды, в то время как при «челноке» первого вида они должны оставаться в рюкзаках участников во время всех переходов, чтобы был обеспечен ночной отдых и защита от непогоды.
Эффективен вариант «челноков», заключающийся в параллельной работе двух или нескольких групп на последовательных этапах маршрута. В этом случае либо весь состав группы, либо часть его начинает заброски на нервом участке пути. После очередного рейса часть группы продолжает заброску на следующий этап и т. д. Метод особенно целесообразен, если общая длина пути «челноков» невелика — 2-3 перехода.
Число «челноков» зависит от количества груза, числа людей, участвующих в переноске, протяженности пути до базового лагеря, грузоподъемности транспортирующих, характера и трудности пути и высоты над уровнем моря. (Данные для подсчета числа «челноков» см. в разделе «План проведения похода и экспедиции»).
Тактику подходов может существенно облегчить и упростить использование авиации, особенно вертолетов, для сбрасывания грузов в район базового лагеря и даже на склоны вершины.
Важной особенностью подходов является необходимость форсирования бурных и опасных рек. Часто они являются наиболее серьезным препятствием на пути к базовому лагерю, а в определенную часть года — и непреодолимым.
Способ организации переправы и отводимое на нее время (часто значительное) должны быть заранее предусмотрены. Они и являются составной частью тактики подходов. Многие довоенные экспедиции на Тянь-Шане сдвигали сроки своей работы на конец августа и сентябрь, чтобы иметь возможность совершать переправы по более низкой воде. Такое решение приводило к тому, что восхождения начинались в условиях наступающей осени, снежных бурь и низких температур, вместо того чтобы проходить в наиболее благоприятный период — летом (конец июля — начало августа). Следует стремиться технически оснастить процесс переправы, использовать наиболее подходящих для этого вьючных животных, но не упускать благоприятное время для восхождений.
Мазь Мысовского
Состав: 15 г ланолина, 15 г вазелина, 12 г углекислого висмута, 15 г окиси цинка
Применение: Смазывать кожу лица 2-3 раза в день.