Экипировка альпиниста



Экипировка альпиниста

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Матвеенко Вера. Какие они, «снасти» альпиниста? Техника молодежи №2, 1980 г.

 

Альпинист всегда, даже при отличной подготовке, рискует упасть, сорваться на крутизне. Поэтому альпинизм немыслим без специальных приспособлений, обеспечивающих безопасность, — веревок для страховки, веревочек, поясов, молотков, ледорубов, крючьев, тормозов, снаряжения для отдыха на маршруте и т. д. От экипировки спортсмена зависят также и результаты соревнований, и возможность преодоления трудных трасс, требующих особой техники движения. Поворотные моменты в истории развития этого вида спорта всегда были связаны с использованием новых, более совершенных технических приспособлений для восхождений. Так, начало спортивного альпинизма связывают с «открытием» в самом начале XX века скальных крючьев как точек опоры и страховки спортсменов. Покорение первого восьмитысячника в 1950 году, открывшее эру высотного альпинизма, стало возможным благодаря применению сконструированных специально для этой цели кислородных аппаратов и изобретению пищевых концентратов. С появлением специальных кошек, у которых два или четыре зуба направлены горизонтально вперед, и так называемых якорных молотков и ледорубов с сильно загнутым, острым, имеющим зубчики клювом, возникла в 50-е годы современная техника хождения и надежной страховки на ледовых отвесах.

В последние годы альпинизм заметно усложнился. Стали доступными ранее непроходимые трассы. Возросли скорости прохождения трудных маршрутов. Кроме высотных, технически сложных восхождений и траверсов, появился высотно-технический класс. Вот-вот появится и ледолазание. Прогресс в альпинизме очевиден, и связан он, как и ранее, с новыми материалами и новыми техническими средствами.

Рассмотрим некоторые образцы современного снаряжения альпиниста.

На скальных маршрутах спортсменами применяются скальные крючья. Забивать их в трещины, находясь в неудобной и опасной позе, часто под ветром, дождём или снегом, — дело довольно трудное. На смену крючьям приходят так называемые закладки. Они вставляются в трещины и, поворачиваясь под натяжением веревки, надежно заклиниваются. Делают закладки из стали и специальных легких сплавов. Эти приспособления разнообразны по форме: многогранники, трубки, цилиндры, сложные геометрические фигуры в форме букв Т и Н. Размеры их колеблются от 3 мм до 100 мм в диаметре, вес от 1 до 200 г.

Преимущества закладки перед скальным крюком неоспоримы. Будучи правильно заложена, она уже никогда не вырвется, весит гораздо меньше, вставляется без больших физических усилий, не портится, не разрушает трещин.

Нередко зажим использовать удобнее и надежнее, чем схватывающий узел (прусик). И прусик и зажим применяются для самостраховки. Они зажимают веревку, если нагружены, и свободно скользят по ней без нагрузки. Но зажим не намокает, не затягивается, после срабатывания его легко возвратить в режим скольжения. Он быстрее устанавливается, удобен и гарантирует безопасность лучше, чем прусик. Зажимы очень популярны в зарубежных странах. Одни из них служат для опоры и имеют ручки — большое достоинство при длительных подъемах по веревке; другие используются для самостраховки и более просты и легки. Особенно интересны зажимы фирм «Жумар», «Пецл», «Хиблер». Первый более удобен, но применение его ограничено: весит 450 г, да и зубчики портят веревку и не держат при ее обледенении. Блокаторы типа Пецл, Кролль, шунт Пецл весят меньше (120—150 г) и конструктивно более просты. Интересен блокатор Дресслер-Пецл, используемый на двойной веревке. Из всех зажимов наиболее прост широко применяемый «крючок» Хиблер. Он не имеет защелки, обязательной для предыдущих моделей, а захватывает и перегибает веревку, переворачиваясь под нагрузкой. Вес его очень мал. Используя зажимы, гораздо легче поднимать грузы: рюкзаки на сложных стенных маршрутах, пострадавших при спасательных работах.

Особую роль в альпинизме играют так называемые тормозные системы. С их помощью альпинисты регулируют скорость прежде всего при спусках со скал и крутых склонов гор. С начала века для этой цели применялся способ Дюльфера, при котором веревка тормозится трением о тело спускающегося спортсмена. Это варварский способ: веревку заедаёт на рюкзаке, она цепляется за ледоруб и молотки, плавит нейлоновую куртку, а главное — буквально перерезает ногу альпиниста. При страховке канат от идущего к страхующему проходит через точку опоры (выступ скалы, карабин, тело спортсмена) и скользит по ней. В случае срыва идущего его удерживают с помощью силы трения и силы рук. Часто, чтобы удержать падающего спортсмена, одной силы трения оказывается недостаточно, и от страхующего требуются большие физические усилия. При этом он рискует не удержать веревку или, в лучшем случае, поранить руки. Поэтому стараются заменить схему страховки — карабин плюс руки — более надежной схемой: карабин плюс тормоз плюс руки. Тем самым нагрузка перемещается на механизм. Лучшим из тормозных приспособлений считается сейчас кольцо Штихта. Фирмой «Salewa» изобретена пружина к этому кольцу, не позволяющая ему прижиматься к карабину. Тормоз оригинальной конструкции создан В. М. Абалаковым.

На ледовых маршрутах как новинки можно рекомендовать 12-зубые кошки, якорные молотки и ледорубы.

Кошки надеваются на ботинки, их зубья (длиной до 4 см) впиваются в лед и предотвращают скольжение. До последнего времени мы использовали стальные кошки с 10 зубьями, направленными вниз. Идти на них по крутому льду намного труднее, чем на 12-зубых. У новой модели два передних зуба направлены горизонтально вперед, два следующие — под углом 45 °. Передок кошки соединен с задником или шарнирно, или жестко (при жестком соединении уменьшается нагрузка на голеностопный сустав и сухожилие). Крепящие ремни — отдельные для передней и задней частей — имеют автоматические защелки. В различных моделях варьируются прочность материала, длина и форма зубьев, число их (встречаются иногда даже 14-зубые кошки), качество покрытия (употребляется иногда покрытие, к которому не прилипает снег). В последнее время появляются модели с пружинными креплениями типа лыжных — взамен ремней. 

Преимущества 12-зубых кошек бесспорны. Они обеспечивают высокую безопасность движения (зубья надежно впиваются в лед, а при нагрузке погружаются в него еще больше), более легки — 650, 700 г против 1300 г, быстро надеваются. Они удобны. Ступня на передних зубьях стоит в естественном горизонтальном положении, а не с опущенной пяткой, как у 10-зубых. На жестком льду они незаменимы.

Так называемая якорная техника движения по льду — это когда спортсмены идут на передних зубьях 12-зубых кошек с якорными молотками в руках. Для этого еще совсем недавно использовались ледовый кинжал и ледоруб, укорочённые молотки (у нас они получили название айсбайлей), теперь — ледовые молотки.

Все современные модели ледовых молотков имеют общие черты: острый и тонкий клюв с зубчиками, загнутый вниз под углом; очень прочную кованую головку, не вибрирующую при ударах; металлическую рукоятку, более короткую, чем у айсбайля, удобную для охвата рукой. Молотки эти обеспечивают надежную точку опоры. При спуске альпиниста клюв их способен выдерживать большую нагрузку как на постоянный вес, так и на рывок.

Ледорубы и айсбайли современных моделей (якорный ледоруб Шарле, Интеральп, Симон, Кондор, Суперкондор и др.) очень хорошо приспособлены для технически сложных ледовых маршрутов, хотя они и не так специализированы, как ледовые молотки.

На смену ледовым крючьям сегодня приходят ледобуры. Установить их легко и просто. Они лучше крючьев еще и потому, что выдерживают большие нагрузки, не вырываются и не выскакивают. Кроме того, они хорошо контактируют со льдом, а при умелом завинчивании не ломают его. При необходимости они легко извлекаются и, что очень важно, мало весят.

У нас в самодельном исполнении и в первых заводских партиях имеются все известные типы ледобуров. Из них для льда средней твердости лучше всего подходят трубчатые ледобуры с нарезкой по всей поверхности. На твёрдом льду лучше работают конические ледобуры — с нарезкой от головки до острия.

Для очень твёрдого льда используют тонкие прутики — «пыжи» с винтовой нарезкой на самом острие. Их вес при длине 11 см всего 20 г. Ледобуры эти требуют повышенного внимания при установке, применяются как промежуточные точки опоры.

Для страховки на рыхлом, ненадежном снегу можно рекомендовать некоторые простые, но эффективные приспособления, например снежную пластину. Алюминиевая пластина размером 300х300, 200х200, 140х х 180 мм крепится в центре тросиком длиной около метра. Чтобы установить ее, нужно вырыть канавки 'в снегу — для самой пластины поперек склона и для тросика вниз по склону — и погрузить пластину почти вертикально, как можно глубже в снег. Под нагрузкой она вдавливается в снег, увеличивая тем самым надежность страховки

 

* * *

Итак, быстрота и безопасность восхождений, значительное снижение физических нагрузок у спортсмена — вот что такое новое снаряжение.

Однако нельзя полагать, что умение обращаться с ним придёт само собой. Изучение и практическое освоение новых навыков передвижения в горах — серьезная задача для тренеров и инструкторов. Особенно важно вводить новшества на начальных ступенях обучения — в альпинистских лагерях и секциях. Будущее нашего альпинизма связано с этой перестройкой.



 

1. Закладки

2. Полиспасты на жумарах

3. Зажим — ручка Жумар

4. Зажим ручка Пецл.

5. «Крючок» Хиблер

6. Блокатор — Дресслер Пецл.

7. Снежная пластина.

8. 12-зубые кошки.

9. Крепление для кошек.

10. Якорная техника движения по льду

11. Ледовый молоток.

12. Кольцо Штихта.

13. Тормоз Мюнтера.

14. Кольцо с пружиной фирмы «Salewa».

15. Тормоз Абалакова.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru