Снаряжение горного туриста
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: Аркин Я., Вариксоо А., Захаров П., Тятте Я. Горный туризм. Таллинн, Ээсти Раамат, 1981 г.
Обувь, одежда и личное снаряжение
Обувь горного туриста может быть чрезвычайно разнообразной — в зависимости от характера и категории сложности маршрута.
Для большей части маршрутов, включающих прохождение несложных малоснежных перевалов, вполне пригодны выпускаемые несколькими предприятиями отечественной промышленности легкие кожаные ботинки на резиновой рифленой подошве. Они достаточно прочны и удобны, подошвы хорошо «держат» на скалах и на травянистых склонах, а по износоустойчивости их вполне хватает на один-два похода (в зависимости от их насыщенности). Относительно низкая стоимость делает их доступными для самых широких кругов горных туристов.
Однако, эта модель ботинок обладает рядом существенных недостатков, ограничивающих ее применение для более сложных маршрутов. К ним относятся слабая водоустойчивость (ботинки быстро промокают и намокают), низкие теплоизоляционные свойства и малая формоустойчивость и, как следствие, — невозможность надежно прикрепить кошки. Попытки компенсировать эти недостатки регулярной пропиткой жировыми смазками приносят лишь временный эффект, хотя польза такой пропитки несомненна. Из выпускаемых модификаций этой модели предпочтительнее ботинки без утепляющей подкладки и со вкладными стельками — такие ботинки легче сушить.
Высокогорные ботинки отечественного производства изготовляются из юфти, с кожаной подкладкой, с высокими берцами. Они имеют глухой клапан, препятствующий попаданию влаги, и жесткий подносок, позволяющий, не травмируя пальцев ног, выбивать ступени в твердом снегу. Такие ботинки, выпускаемые предприятием ВС ДСО профсоюзов, в настоящее время подвергаются серьезной модернизации. Новая модель так называемого «массового» высокогорного ботинка, находящаяся в стадии освоения, значительно отличается от прежней. Изменена форма колодки при сохранении полноты объемных измерений, новая колодка имеет зауженную подошву и более «острый» носок. Это обстоятельство, в сочетании с новым способом крепления подошвы, позволяющим уменьшить ширину ранта, делает ботинок более удобным для лазания, облегчая нагрузку на голеностопный сустав при опоре рантом. Цельнокроеная заготовка верха — конвертом — сокращает количество швов и тем самым уменьшает водопроницаемость и повышает износоустойчивость.
Верхний обрез ботинка снабжен мягким валиком и не имеет манжеты на ремешках. Вместо люверсов-пистонов для шнуровки применены крючки, что значительно облегчает процесс шнуровки. И, наконец, стальная оковка — трикони — заменена резиновой подошвой глубокого рифления типа «вибрам». Клапан «конверта» подшит слоем войлока.
Эта модель, проходившая в сезонах 1976—77 гг. опытную носку, несомненно более совершенна, чем прежняя, и остается только пожелать, чтобы освоение ее промышленного выпуска не затянулось слишком надолго.
Первые результаты опытной носки дают основания предполагать, что описанная выше модель высокогорного ботинка, при достаточном выпуске, будет полностью соответствовать требованиям широкого круга высокогорных туристов. Как особо положительный фактор следует отметить применение подошвы типа «вибрам». Специальная форма рифления и соответствующие физико-механические свойства резины (удельный вес, прочность, износоустойчивость, коэффициент трения и пр.) создают надежное сцепление на скалах (даже мокрых), снегу, ноздреватом льду (на гладком льду необходимы кошки),увеличивают срок службы, упрощают эксплуатацию и ремонт.
Технология изготовления таких ботинок также значительно упрощается за счет исключения трудномеханизируемых операций производства триконей и последующей оковки. Однако, для маршрутов, включающих длительное движение по льду или в тех случаях, когда участки скал и снега часто чередуются с твердым льдом, оковка металлическими триконями остается по-прежнему актуальной.
В ботинки вкладываются сменные фетровые или войлочные стельки. Полнота колодки высокогорных ботинок рассчитана на применение внутренних утеплителей (стельки, носки). Тем не менее, необходимо, в зависимости от предполагаемого маршрута, подбирать ботинки так, чтобы они хорошо сидели на ноге, обутой минимум в два носка (шерстяной и хлобчатобумажный).
Для высотных восхождений применяются либо специальные двойные ботинки, где внутри наружного тяжелого ботинка располагается внутренний мягкий ботинок, утепленный фетром, войлоком или синтетическими утеплителями, либо высотные сапоги-валенки (шекльтоны) из мягкой шерсти относительно неплотной валки, с голенищами высотой 20—40 см, кожаными союзками и задником. Изнутри валенок обшивается слоем цигейки, а верх — чехлом из плотной импрегнированной ткани (например плащпалаточной). Чехол может быть затянут под коленом. Валенок подшивается двойной кожаной подошвой без каблука с пробковой теплоизолирующей прокладкой толщиной 5—6 миллиметров. Шекльтоны изготовляют либо с подошвой типа «Вибрам», либо оковывают триконями.
Для прохождения скальных участков высокой сложности могут быть рекомендованы так называемые азиатские остроносые калоши, прикрепляемые к ногам бинтами или тесьмой (через дырочки в пяточной части). Такие калоши великолепно «держат» на скалах, плотно сидят на ноге и позволяют достаточно надежно использовать самые мелкие неровности скального рельефа. На бивуаках, особенно сырых, такие калоши могут быть использованы как «домашняя» обувь.
Популярные и дешевые кеды и полукеды для длительных переходов по твердым горным тропам, особенно на спусках, не оправдывают себя, даже при наличии супинирующих стелек. Они не гигиеничны и в них быстро устает нога. Не исключена также возможность ушибов. Лучше их использовать только на бивуаках.
Кожаная туристская и высокогорная обувь требует повседневного ухода. Лишь в этом случае она будет достаточно долговечна и сохранит свои эксплуатационные качества.
После каждого перехода ботинки надо тщательно очистить от грязи, насухо протереть, проветрить и, если необходимо, просушить.
Сушить ботинки лучше всего на солнце (предварительно вынув стельки и протерев изнутри), подвешенными на дереве или поставленными на сухой камень. Сушить у костра нужно весьма осторожно, при постоянном наблюдении, не приближая к пламени, часто поворачивая и не давая перегреваться.
Ботинки нужно периодически осматривать и, если требуется, ремонтировать. Для этого группа должна располагать необходимым инструментом и материалами (шило, сапожная игла, нитки, клей и т. п.).
Регулярная смазка ботинок — обязательная процедура. Для нее можно рекомендовать жировые смазки типа мазей для спортивной и юфтевой обуви, выпускаемых эстонскими предприятиями «Флора» и «Орто». Многие туристы и альпинисты пользуются смазками собственного изготовления. Таких рецептов очень много, но всегда их основу составляет жир (например, говяжье сало), наполнитель (воск, парафин) и различные связующие типа дегтя, канифоли, жидкой лыжной мази и т. п.
Лучше всего при смазке нагревать и ботинок (на солнце), и мазь, и повторять смазку до полного впитывания.
Недавно ВИСТИ разработал и освоил мелкосерийный выпуск импрегнирующей смазки для лыжной обуви. Применение ее для высокогорной обуви дало вполне положительные результаты. Но нужно иметь в виду, что эта смазка «одноразового» действия, ее хватает на несколько часов. Поэтому смазывать ею ботинки нужно по крайней мере ежедневно.
В настоящее время ведутся работы по внедрению водоотталкивающей пропитки для высокогорной обуви, но несмотря на обнадеживающие результаты, эта работа весьма далека от успешного завершения.
Одежда для путешествий в высокогорье должна быть удобной, прочной, теплой, водо- и ветронепроницаемой и при этом хорошо вентилируемой.
Несмотря на кажущуюся тривиальность этих требований, не всегда удается достигнуть их оптимального сочетания в одном изделии.
Совокупность перечисленных свойств может быть обеспечена соответствующим подбором различных предметов одежды. Современные синтетические ткани и утеплители, столь разнообразные по своим эксплуатационным качествам, облегчают решение этой задачи, не отступая от эстетических требований и модных течений. Однако, нельзя не сказать, что натуральная шерсть в виде тканей и трикотажа, продолжает оставаться лучшим материалом для большинства предметов походной одежды. Шерстяные вещи прекрасно сохраняют тепло даже будучи влажными, прочны, относительно легки и очень гигроскопичны. Синтетические волокна — лавсан, капрон, нитрон — в сочетании с шерстяными, придают изделиям прочность и несминаемость. Что касается утеплителей, то натуральный птичий пух тоже пока не нашел себе равноценной синтетической замены.
В настоящее время отечественной промышленностью выпускается достаточно широкий ассортимент различных швейных и трикотажных изделий (куртки, свитера, белье, носки, шорты и т. п.), позволяющих высокогорному туристу без особых затруднений скомплектовать свою экипировку. Все чаще появляются в продаже и импортные изделия аналогичного назначения. Многие туристы и альпинисты шьют и вяжут различные предметы походной одежды по собственному вкусу и остаются вполне удовлетворенными. Тем не менее некоторые практические советы по поводу экипировки для путешествий в высокогорье могут оказаться не лишними.
В настоящее время повсеместное признание получили длинные чулки разных типов (толстой и тонкой вязки). В сочетании с короткими, ниже колена, брюками, они обеспечивают значительные удобства при лазании, а при ходьбе по высокой мокрой траве не намокают края брюк. Для прочности пятка чулка, также как и носок, может быть укреплена капроновой ниткой.
Чтобы в ботинок не попадал снег и мелкие камни, применяют «фонарики» — чехлы типа нарукавников, сшитые из плотной непромокаемой ткани (газгольдерная, плащпалаточная, «болонья» и др.). Длина этих «фонариков» при необходимости преодолевать глубокий снег может заканчиваться под коленом. Более сложные модели «фонариков» снабжаются штрипками, а иногда застежкой «молния». Тогда их называют гамашами.
Для сложных высокогорных маршрутов очень удобно тонкое шерстяное белье с длинной рубашкой, хорошо закрывающей поясницу. При отсутствии такого белья его функции, в какой-то мере, может выполнять шерстяной тренировочный костюм.
Длинные брюки со штрипками (типа прежних горнолыжных) значительно менее удобны, чем короткие, свободного, не препятствующего широкому шагу, покроя, застегивающиеся под коленом, имеющие высокий, закрывающий поясницу корсаж и несколько карманов с клапанами или застежкой «молния». Лучший материал для таких брюк — гладкая ткань из полугрубой шерсти с примесью лавсана или нитрона. Несколько хуже (но дешевле) джинсовая ткань или вельвет. Желательно усилить брюки накладками сзади и на коленях.
Для лагерной жизни и движения на подходах незаменимы «шорты» или «тирольки» — короткие брюки из хлопчатобумажных или синтетических тканей. Пользующиеся широкой популярностью джинсовые брюки и костюмы по прочности, стоимости и доступности вполне пригодны для горных путешествий. Но излишняя ширина брюк внизу и, наоборот, тесное облегание бедер ниже талии, могут сделать их по меньшей мере неудобными.
Что касается обычных «носильных» вещей и белья (ковбоек, трусов, рубашек и пр.), то следует иметь в виду, что синтетические ткани и трикотаж плохо вентилируются. Хлопчатобумажные и шерстяные изделия лишены этого недостатка.
Рукавицы — обязательная часть одежды туриста. Они должны предохранять руки не только от холода, но также от ушибов и царапин, и особенно от ожогов при работе с веревкой. Их делают из различных материалов. Шерстяные и пуховые для тепла, а поверх них матерчатые или кожаные «верхонки». Обязательны достаточно длинные краги, защищающие запястье, и тесьма, предотвращающая потерю рукавицы. Меховые рукавицы менее удобны — они тяжелы и плохо сохнут.
В качестве головных уборов наиболее практичны вязаные шерстяные шапочки различных фасонов, прикрывающие уши. На подходах и в солнечные теплые дни весьма удобны легкие матерчатые шапочки из светлой ткани, с твердыми достаточно длинными козырьками, затеняющими лицо. В плохую погоду такие козырьки предохраняют очки от «залипания» при снегопаде и дожде. Подобные же функции могут выполнять фетровые или войлочные шляпы различных фасонов, только следует иметь в виду, что слишком широкие поля при сильном ветре могут создать значительные неудобства.
При низкой температуре и сильном ветре (зимние и высотные переходы) хороши шерстяные подшлемники. Если на куртке есть теплый капюшон, можно обойтись более легким головным убором.
На технически сложных маршрутах обязательны защитные каски с подбородочным ремнем и амортизирующим каркасом. Обычно такие каски делают из слоистого стеклопластика. Фасоны касок могут быть разными, но нужно следить за тем, чтобы козырек не мешал вертикальному обзору.
Методика оценки прочности защитных касок еще не разработана, но, если каска выдерживает без повреждений падение небольшого камня с высоты 2—3 метров, то ходить в ней не так уж страшно.
Некоторые путешественники полагают, что в качестве теплой одежды предпочтителен толстый шерстяной свитер рыхлой вязки, другие считают более эффективным применение нескольких тонких свитеров — в том и в другом случае есть свои преимущества и недостатки.
Но в настоящее время самой популярной теплой одеждой для высокогорных туристов и альпинистов стали стеганые куртки (а иногда и брюки) на птичьем (лучше гагачьем) пуху или с синтетическим (поролон, очесы синтетических волокон и пр.) утеплителем различного покроя, длины и «мощности» утеплителя.
Верх таких курток изготовляется из плотного репса, тканей типа «болонья», каландрированного капрона и других синтетических тканей. Последние при малом весе обладают высокой механической прочностью, хорошо защищают от влаги и ветра. Покрой куртки может быть самым разнообразным (много моделей выпускаются отечественной промышленностью, в торговую сеть поступают также импортные изделия), но при приобретении или изготовлении такой куртки следует обращать внимание на наличие пришивного или пристегивающегося капюшона, застегивающихся карманов, плотной ветронепроницаемой застежки на всю длину, обшлагов, не натирающих руку, и удобного воротника. Очень желательно применение, особенно на длинных куртках, т. н. встречных застежек типа «молния». Они удобны при движении, предотвращают «самопроизвольное» расстегивание снизу и позволяют регулировать «тепловой эффект», расстегивая куртку одновременно сверху и снизу.
Не менее разнообразны конструкции и модели штормовых костюмов. Массовая модель, изготовляемая предприятием ВС ДСО профсоюзов, — куртка с капюшоном и длинные брюки-полукомбинезон, на помочах, со штрипками, явно отстает от современных требований и производственных возможностей. Костюм тяжел, движения в нем стеснены, он функционально несовершенен. Внешний вид весьма непригляден.
Значительно более удобны блузы из ткани «болонья» с капюшоном, застегивающиеся спереди или надевающиеся через голову («анараки»). Они успешно выполняют ветро- и влагозащитные функции. Такие блузы могут быть очень короткими на резинке или длинными с поясом-вздержкой, с различными прорезными карманами. Существуют также модели блуз-плащей длиной ниже колен, очень свободного покроя, позволяющих надевать их поверх рюкзака и использовать как накидку при «сидячих» бивуаках.
Обычный недостаток штормовых блуз (за исключением «сверхдлинной модели») — мокрые колени от воды, скатывающейся с блузы при дожде. Поэтому хорошим дополнением к блузе будут брюки из той же ткани, с застежкой «молния» по всей длине боковых швов. Такие брюки можно снять и одеть, не снимая ботинок. В походах и на отсидках очень полезен широкий плащ-накидка из прорезиненной, газгольдерной или другой непромокаемой ткани с капюшоном, застежкой и прорезями для рук, закрывающий человека вместе с рюкзаком. Многие туристы успешно изготовляют самодельные накидки, сшивая или сваривая их из полиэтиленовой пленки.
Верхнюю одежду рекомендуется шить из материалов ярких расцветок — красной, оранжевой, желтой, облегчающих наблюдение за группой на маршруте.
В заключение несколько слов о спальных мешках и рюкзаках. Здесь также понятно чрезвычайное разнообразие моделей.
Мешки, как правило, изготовляются из прочного, плотного (не пропускающего пух), хорошо сопротивляющегося истиранию и по возможности легкого материала, обеспечивающего нормальную вентиляцию. На нижнюю часть мешка желательно применять водонепроницаемую ткань.
Застегивается мешок на «молнию». Лучше иметь изнутри, по всей длине застежки, дополнительный клапан, изолирующий спящего от соприкосновения с холодным металлом или пластмассой замка. В качестве утеплителя применяют пух (предпочтительнее), очесы синтетических волокон, даже поролон (последний для походных условий не может быть рекомендован — такие мешки плохо вентилируются и неудобны в упаковке). Конструкций мешков очень много. Некоторые из них имеют прямоугольную форму и с помощью застежки на 3Д длины периметра могут быть превращены в одеяло. Но наиболее популярной и по-видимому рациональной формой является мешок, подкроенный по фигуре (сверху шире — к ногам уже), с застежкой по середине, с застегивающимся капюшоном, позволяющим не забираться в мешок с головой. Длина мешка должна на 20—25 см превышать рост человека. Теплоизоляционные свойства мешка определяются количеством и качеством утеплителя, так что в зависимости от характера маршрута вес мешка может колебаться в достаточно широких пределах. Для ночлега в спальном мешке необходим вкладыш из мягкой бельевой ткани.
Для экономии веса на длительных сложных маршрутах может быть рекомендована укороченная модель мешка — «слоновая нога», доходящая до пояса и застегивающаяся шнурком-вздержкой и применяемая в комбинации с достаточно длинной пуховой курткой. Существуют модели двухспальных и даже четырехспальных мешков. Последние применяются на сложных маршрутах и позволяют значительно сократить вес мешка, приходящийся на одного человека, полностью сохраняя теплоизоляционные свойства.
Форма и конструкция рюкзаков полностью зависят от условий похода. Общими требованиями остаются лишь стремление к малому весу, непромокаемости и прочности. Объем рюкзака должен позволять разместить в нем все вещи, предназначенные для переноски. Весьма нелепо и неряшливо выглядит рюкзак с привешенными к нему или подсунутыми под клапан вещами. Такой рюкзак свидетельствует о недостаточной квалификации его обладателя. Либо он не знает, как подобрать рюкзак, либо не умеет его укладывать.
Для длительных переходов по несложному рельефу удобнее всего станковый рюкзак. Станок позволяет равномерно распределить нагрузку на плечи и крестец, а также обеспечивает вентиляцию спины. Каркас станка делается из тонкостенных стальных или дюралюминиевых трубок. Отечественная промышленность выпускает лишь одну модель станкового рюкзака — типа «Ермак», но для больших путешествий его объем явно мал. Незаслуженно забыт так называемый «абалаковский» большой мягкий рюкзак с матерчатыми пристежками перегородками, разделяющими внутренний объем на три камеры. Эта конструкция, сохраняя большой объем, придает туго набитому рюкзаку удобную для переноски форму. Мягкий рюкзак с объемом, изменяющимся за счет боковой шнуровки и продающийся под именем «абалаковского», ничего общего с последним не имеет.
В экспедиционных условиях может быть применен специальный станок из легких трубок, позволяющий переносить груз в упаковке, неудобной для переноски в рюкзаке.
Альпинистские «спортивные» рюкзаки в последнее время подверглись серьезной модернизации. Кроме применения новых высокопрочных и водоупорных материалов, позволивших заметно уменьшить вес, изменилась также и форма рюкзака. Он стал высоким (до 70 см) и относительно узким. Применение дополнительной горловины может сделать рюкзак еще более высоким, увеличивая полезный объем. Большинство моделей не имеет станков и наружных карманов. Такая форма, сохраняя вместимость, создает удобства при сложном лазании, а также облегчает вытаскивание рюкзаков на трудно проходимых участках. При необходимости увеличить вместимость прибегают к боковой шнуровке или используют пристежные карманы. К сожалению некоторые туристы, стремясь «переплюнуть» моду, делают рюкзаки настолько высокими и узкими, что, кроме неприятностей, ничего не получают. Надо помнить, что чрезмерная высота рюкзака может создать серьезные неудобства, благодаря высокому расположению центра тяжести. Компенсировать этот недостаток перераспределением груза в рюкзаке не всегда удается.
При лыжных переходах рюкзаки иногда снабжаются поясным ремнем, не дающим им «болтаться» при поворотах и ускорениях.
При выборе или изготовлении рюкзака серьезное внимание надо обращать на достаточную ширину лямок и удобство изменения длины последних применительно к размерам торса и плотности «набивки» рюкзака. Некоторые дополнительные удобства при переноске тяжелых грузов могут быть созданы с помощью ременных петель, пришитых к лямкам спереди на уровне ключиц. Вложив руки в эти петли, можно несколько ослабить нагрузку на плечи, да и для рук такое положение весьма удобно.
Стандартные альпинистские рюкзаки достаточно удобны и объемисты, но имеют неоправданно большой вес. Если изготовлять рюкзак такой модели из более легкой (при сохранении прочности и водоупорности) ткани, то он мог бы быть рекомендован как основной тип для высокогорного туризма.
Защитные очки совершенно необходимы для движения по ледникам и снежным полям. Оправа может быть металлической или пластмассовой, а фильтры желательно иметь стеклянные — они лучше задерживают ультрафиолетовые лучи. Пластмассовые в этом смысле менее надежны. Цвет фильтров лучше всего желто-зеленый, достаточно темного оттенка. Следует обращать внимание на надежность крепления очков — обычные заушники — «оглобли» здесь недостаточно надежны, необходимо снабжать очки резинкой, удерживающей их от падения.
Людям, постоянно носящим очки с оптическими стеклами, следует позаботиться о заказе темных стекол, соответствующих диоптрий. Носить одни очки на другие — не лучший выход.
Специальный инвентарь и приспособления
Изготовляемые предприятием ВС ДСО профсоюзов альпинистские кошки имеют 10 зубьев и выпускаются двух размеров. Передняя пара зубьев укорочена и несколько отогнута вперед. Простая система регулировка с помощью хвостовика передней части, входящего в ряд отверстий, расположенных на задней части, обеспечивают удобную их подгонку. Всего два размера кошек — большой и малый — могут быть подогнаны к любому ходовому размеру мужских и женских высокогорных ботинок Кошки для правой и левой ноги не отличаются друг от друга. Зубья затачиваются на «лопаточку»: передние i задние — поперек оси кошек, остальные — вдоль (рис 8).
Рис. 8. Кошки разборные.
Эти кошки, несмотря на ряд преимуществ, обеспечивающих удобства массовой эксплуатации, обладают, по крайней мере, одним существенным недостатком — чрезмерным весом (одна пара 1,0—1,3 кГ). Кроме того из-за дефектов термической обработки, зубья то ломаются от излишней хрупкости, то разгибаются.
Основным направлением модернизации альпинистских кошек является их возможное облегчение, за счет применения высокопрочных материалов и рациональных технологических процессов, а также расширение эксплуатационных возможностей, обусловленных формой, количеством и расположением зубьев. Использование для изготовления кошек упругой высоколегированной стали и титановых сплавов позволяет довести вес пары кошек до 700—750 гр при сохранении высоких прочностных показателей. Предусматриваются возможности точной индивидуальной подгонки кошек к ботинкам как с помощью передвижных фиксируемых элементов конструкции, так и используя способность материала переносить пластические деформации без нагрева, не теряя при этом механических качеств.
Форма, размеры и направление передних зубьев кошек, знакомые нам по описанной выше отечественной модели (неравнозубые кошки системы В. Абалакова), приняты теперь почти повсеместно. В связи с возросшей технической сложностью современных ледовых маршрутов, чаще стали применяться 12-зубые кошки, у которых передняя пара зубьев направлена горизонтально. Эти кошки, хотя и делают доступными для прохождения ледовые отвесы, требуют высокой техники и специальных физических качеств, обусловленных большой нагрузкой на голеностопный сустав.
В настоящее время Ленинградская судоверфь ВЦСПС осваивает облегченную модель кошек с учетом намечающегося перехода на высокогорную обувь с подошвой типа «Вибрам». Это обстоятельство наталкивает на мысль о том, что наряду с описанными выше усложненными моделями, может возникнуть потребность в упрощенных моделях кошек (4—6 зубьев), легко снимающихся и надевающихся и позволяющих надежно преодолевать участки с твердым фирном и несложный ледовый рельеф. Особо актуальной была бы такая модель для туристов. В этом плане по-прежнему проблемой остается необходимость часто снимать и надевать кошки при движении по часто чередующимся ледовым и скальным участкам. До сих пор не найдена удобная и надежная конструкция быстроснимаемой металлической оковки, хотя попыток к этому было сделано много.
Примером паллиативного решения может служить модель, рекомендуемая японскими фирмами, где кольца заменены крючками.
Методика испытания кошек приводится в действующих технических условиях.
Как вспомогательное приспособление, обеспечивающее надежность при движении на передних зубьях, следует отметить так называемые дорны — металлические острия, снабженные удобной рукояткой и темляком. Альпинист, вооруженный такими дорнами, чувствует себя весьма уверенно даже на очень крутых склонах.
Карабин — соединительное разъемное звено при работе с веревкой (веревка-крюк, веревка-пояс и т. д.). Кроме того, в случае необходимости он может выполнять функции блока, тормозного устройства и даже служить непосредственной точкой опоры. Формы карабинов разнообразны — треугольный, овальный, грушевидный, бобовидный и т. д. (рис 9). Изготовляются они из высокопрочных легированных сталей, титановых и алюминиевых сплавов. Форма, размеры сечений и конструкция разъемных деталей (замка) карабина должны гарантировать не только высокую прочность, но и отсутствие заметных деформаций под нагрузкой (тем более остаточных), нарушающих совмещение деталей замка. Оптимальное сочетание этих показателей должно обеспечить также удобство работы с карабином при одновременном использовании двух веревок, а также выполнение других функций, упомянутых в начале абзаца. Очевидна также необходимость разумного уменьшения веса — ведь альпинисту приходится носить с собой довольно много карабинов. Нормальная работа карабина возможна только при безукоризненно работающем замке. Поэтому все лучшие современные модели карабинов снабжены предохранительными муфтами различных конструкций, предотвращающими случайное «самопроизвольное» открывание замка.
Ленинградская верфь ВЦСПС продолжает выпускать стальные треугольные карабины круглого сечения (Ø 10 мм). Эти карабины удовлетворяют лишь требованиям учебной работы и несложных туристских и альпинистских маршрутов. Одновременно верфь начала освоение бобовидных карабинов круглого сечения. При том же весе они «просторнее», удобнее для хвата и лучше сопротивляются деформации. Однако прочность их еще не достигает норм, установленных УИАА. Успешное решение этой проблемы без применения новых материалов вряд ли возможно. В практике советского альпинизма нередко применение титановых карабинов, изготовленных полукустарными способами, и есть перспективы для организации их промышленного выпуска.
Рис. 9. Карабины а) треугольный, б) трапецеидальный, в) бобовидный.
Зарубежные фирмы предлагают самые различные по форме и размерам сечения карабины, выдерживающие нагрузку свыше 2200 кГ при весе, не превышающим 100 гр.
Бивуачное и вспомогательное снаряжение
Палатка — дом туристов.
В настоящее время торговая сеть предлагает большой ассортимент различных импортных и отечественных палаток, так что сделать выбор применительно к собственным потребностям не так трудно. Выбирая ее, приходится постоянно преодолевать противоречие между желанием иметь максимально возможный комфорт и удобства и стремлением сократить габариты и главное—, вес. Поскольку в высокогорном путешествии по достаточно сложному маршруту нет других способов транспортировки снаряжения кроме собственных плеч, требования комфорта в известной мере отступают на второй план.
Наиболее удачным компромиссом из палаток отечественного производства нам представляется так называемая «памирка». При хорошей вместимости — 3—4 человека (а в критических случаях и 6) и достаточной кубатуре она весит около 4,5 кг (с чехлом и комплектом деревянных стоек). Скаты ее сделаны из однослойного прорезиненного перкаля, с алюминиевым покрытием (газгольдерная ткань), пол из того же материала, только двухслойного. Торцевые и боковые стенки не прорезинены и обеспечивают необходимую вентиляцию. Для этой же цели в задней стенке устроено окошко, закрываемое рукавом на вздержке. Палатка устанавливается на двух разборных деревянных или дюралюминиевых стойках и имеет восемь растяжек. Изнутри на боковых и задней стенках имеются 4 пришивных кармана.
Палатка наглухо застегивается на клеванты с помощью тройного перекрывающего клапана, нижняя часть передней стенки может пристегиваться ко дну палатки тем же способом. Размеры дна палатки и ее вертикальные размеры позволяют четырем человекам с обычным для горного путешествия грузом чувствовать себя в «памирке» достаточно хорошо. Палатка надежно защищает от ветра, «держит» тепло, имеет относительно небольшую парусность, достаточно прочна и надежна, удобна для переноски в рюкзаке.
Установка ее (на подготовленной площадке) занимает очень мало времени. Но она не свободна от некоторых недостатков: при низкой наружной температуре потолок быстро отпотевает, поэтому палатку застегивают наглухо только в случае крайней необходимости; часто палатки этого типа, вследствие дефектов изготовления, протекают по швам. В этих случаях следует промазывать швы резиновым клеем или проклеивать липкой лентой.
Опытные туристы предпочитают носить с собой дополнительно тент из полиэтиленовой пленки, закрывающий всю палатку и даже позволяющий устроить перед входом нечто вроде тамбура. Тент удобно прикреплять к крыльям палатки пластмассовыми бельевыми прищепками. Накрытая тентом палатка совершенно не протекает. Эта предосторожность может оказаться не лишней при путешествии в районах с неустойчивой погодой.
Для высотных переходов можно рекомендовать так называемую высотную палатку, по размерам несколько большую, чем «памирка». Для улучшения теплоизоляции внутри этой палатки подшит дополнительный полог из легкой ткани. Он создает воздушную прослойку и защищает обитателей от влаги, конденсирующейся на «потолке».
Вход в палатку круглый, в виде рукава, с двойной затяжкой на вздержках. Устанавливается на четырех разборных дюралюминиевых стойках, продеваемых в подогнутые края по контуру передней и задней стенок. Иногда устанавливается дополнительная распорка по коньку. Угловые растяжки привязываются к кольцам на концах стоек. Такая конструкция обеспечивает большую жесткость, не загораживает вход и делает палатку более ветроустойчивой. Крыша и пол палатки из капроновой ткани с резиновой накаткой. Высотная палатка весит не намного больше памирки, но значительно теплее. Однако она приспособлена к большим высотам, где осадки выпадают в виде снега.
Нельзя не упомянуть о палатке-мешке (палатка Здарского), изготовляемой из непромокаемой ткани (газгольдерная, «болонья» и пр.) в виде большого четырехугольного мешка с вентиляционным окошком. В такой палатке могут свободно разместиться лежа два человека, а сидя и больше. Может быть с успехом рекомендована для радиальных выходов, совершаемых без снятия основного лагеря, а также на вынужденных отсидках и «холодных» бивуаках.
Сохранность и долговечность палатки обеспечивается надлежащим обращением и уходом. Палатка должна быть своевременно проветрена и просушена и, если надо, починена. Место для ее установки должно быть подготовлено так, чтобы не повредить под палатки. Растяжки должны быть прочными и достаточно длинными. При установке не следует перетягивать палатку. Нужно постоянно следить за сохранностью клевантов, петель и люверсов под стойки. Не следует влезать в палатку обутым (тем более в окованных ботинках), пользоваться в ней нагревательными приборами и курить — материал палатки легко воспламеняется. Вообще, относиться к ней, как к собственному жилью.
Для организации теплого и удобного ночлега, особенно на снегу, очень желательно иметь какую-нибудь легкую подстилку-постель. Стандартные надувные матрацы, I конечно, вполне соответствуют требованиям комфорта, хотя их вес и габариты удобны далеко не для всех туристских мероприятий. Можно использовать маленькие надувные коврики-плотики для детского купания. Но, к сожаленню, в качестве матрацов они служат недолго, а ремонтировать их в походе неудобно. Лучше всего себя зарекомендовали коврики из различных поропластов. Толщина коврика и его размеры подбираются по «вкусу», но надо иметь в виду, что спать удобно и тепло, когда I коврика хватает и под плечи и под бедра. Кроме того, размеры коврика должны увязываться с размерами палатки и рюкзака. Иногда на коврик делают чехол из полиэтиленовой пленки. Переносится коврик в рюкзаке свернутым в рулон или подложенным под спину.
Ответственным элементом бивуачного снаряжения являются примуса или другие горелки для приготовления пищи. В высокогорье трудно найти дрова, а носить их с собой из зоны леса тем более неудобно. Из отечественной продукции наиболее удачно зарекомендовал себя походный бензиновый примус «Шмель» с механизмом для прочистки ниппеля и насосом для подкачки. Он характеризуется следующими показателями: вес примуса (незаправленного, без футляра) — 1 кГ, в качестве горючего применяется чистый бензин (автомобильный), одна заправка — 0,65 л обеспечивает в нормальных условиях горение в течение 3—4,5 часов.
По паспортным данным трехлитровый чайник закипает в течение 18 минут при температуре воздуха не ниже 16 °С, а надежная работа обеспечивается в интервале от — 25е до +50°С. Нужно иметь в виду, что эффективность примуса может быть повышена, если его вместе с нагреваемой посудой закрывать от ветра. Хорошо, особенно в ветреную холодную погоду, использовать для этого коврик из стеклоткани. Примус переносится в футляре с ручкой, половинки футляра могут использовать как посуда, только во избежание бензинового запаха при переноске примуса в футляре, следует предварительно вложить его в один (лучше два) полиэтиленовых мешочка. К примусу прикладывается комплект запасных частей и подробная инструкция по эксплуатации. Примус требует внимательного и грамотного обращения и лучше, если в процессе пользования им он будет находиться под постоянным наблюдением одного человека.
Для коротких выходов и как аварийный запас можно рекомендовать применение сухого горючего. В продаже встречаются складные металлические конфорки-коробки. На них легко можно согреть небольшую кастрюлю или кружку. Можно изготовить портативную конфорку для сухого спирта из пустой консервной банки, проделав в ней отверстия для «тяги».
Широко применяемые за рубежом кухни с баллончиками газа одноразового использования у нас, к сожалению, пока не изготовляются, а газовые «туристские» кухни непомерно тяжелы для пешего туризма и, тем более, для высокогорного.
При длительных переходах по снегу, группа должна обязательно располагать хотя бы одной снеговой лопатой. Предприятия ВЦСПС выпускают так называемые лавинные лопатки, изготовляемые из стали или дюралюминия. В последнем случае режущая кромка укрепляется стальной накладкой. По форме лопатка напоминает совковую, несколько меньшего размера, с выштампованными ребрами жесткости и монтируется на древко ледоруба с затяжными кольцами.
Однако, при интенсивной работе, особенно при строительстве снежных пещер и хижин, такая лопата долго не выдерживает, быстро деформируется и ломается. В этих случаях гораздо надежнее обычная штыковая лопата с укороченной примерно на половину рукояткой. С ней удобно работать на «строительстве» и переносить ее в рюкзаке.
Очень полезна снеговая пила, изготовляемая из листового дюралюминия толщиной 2,5—3 мм. Длина ее 400— 450 мм, высота зубьев — 10—15 мм, шаг 10 мм при очень небольшом разводе. С помощью такой пилы можно легко выпиливать в твердом снегу массивные блоки-кирпичи.
Что касается походной посуды и приспособлений для освещения палатки, то они, в общем, ничем не отличают; от аналогичных изделий, применяемых в любом туристском путешествии. Следует, пожалуй, только упомянуть, что в условиях высокогорья при пониженном атмосферном давлении, известный эффект приносит герметически закрываемая посуда типа автоклава. Известны некоторые «самодельные» модели таких кастрюль, позволяющих экономить горючее и время. Для освещения же, в зависимости от местных условий и возможностей, применяются всевозможные светильники от аккумуляторных батарей до самодеятельных свеч. Для продвижения в темноте многие альпинисты и туристы используют самодельные налобные фонари с батареями, располагающимися в карманах.
Организация страховки
Многолетняя работа В. М. Абалакова, подтвержденная рядом успешных экспериментов, привела к созданию принципиально новой системы взаимной страховки, в значительной мере устраняющей упоминающиеся выше сомнительные обстоятельства. Коротко смысл этой системы таков: страхуемый связан с основной веревкой с помощью фрикционного звена-амортизатора, допускающего установку заранее заданной постоянной силы трения.
Таким образом, при удержании сорвавшегося автоматически осуществляется процесс, эквивалентный протравливанию веревки «вручную» по какой-то поверхности трения. Для этого страхуемый имеет при себе достаточный резерв длины веревки, переносимый в специальной кассете (рис. 41).
Страхующему остается только по мере движения страхуемого пропускать веревку через трехоборотный схватывающий узел, связанный петлей с точкой закрепления (крюк, петля, ледоруб и пр.). Все остальное происходи без его участия, причем максимальная сила рывка не превысит заранее установленной на амортизаторе вели чины.
Амортизатор представляет собой плоский металлический шарнирный зажим (приложение 14), охватывающий веревку. Сила зажатия, а, следовательно, и величин! трения для данной веревки плавно регулируется с помощью зажимного винта с оттарированной шкалой.
Главным преимуществом описываемой системы автоматического задержания является то, что она обеспечивает необходимый «запас надежности», гарантируя за [данное усилие затормаживания и сохраняя его постоянство до полного прекращения падения вне зависимости от умения и силы страхующего, высоты и условий падения. Конструкция амортизатора предусматривает возможность установки силы торможения в пределах от 50 до 300 кГ, т. е. достаточно безопасное для любых точек закрепления и для ребер сорвавшегося. В определенных условиях (удобная площадка, хорошая самостраховка) можно закреплять схватывающий узел, через который выдается основная веревка на собственной грудной обвязке. В этом случае во время рывка страхующему (он не должен удерживать веревку) легче сохранить устойчивость и удержать рывок.
Рис. 41. Автоматическая система задержания сорвавшегося, разработанная В. М. Абалаковым: а) страховочный комплект, б) автоматическая система задержания
1 — пояс — грудная обвязка,
2 — амортизатор,
3 — запас веревки,
4 — схватывающий узел.
Чтобы полностью представить себе все особенности предложенной В. М. Абалаковым системы автоматического задержания и условия ее применения, проанализируем более подробно роль и значение каждого звена страховочной цепи, а также действия страхующего.
Как уже известно, основным активным звеном этой цепи является амортизатор, обеспечивающий необходимое постоянное усилие торможения. Для этой цели он предварительно тарируется статической нагрузкой и результаты тарировки фиксируются на шкале зажимного винта.
Для того, чтобы представить себе, на какую силу следует устанавливать амортизатор для конкретных условий преодолеваемого маршрута, вспомним основные зависимости между физическими параметрами динамического рывка при свободном падении, компенсируемого работой трения (протравливанием).
Рmax = G/μ * ((2/(λ+φ) + 1)
где
Рmax — максимальное усилие при торможении; G — вес падающего тела;
μ — коэффициент, учитывающий характер изменения этой силы;
λ — относительное удлинение веревки под действием СИЛЫ Ртах!
φ — удельное протравливание — необходимая длина протравливания на один метр превышает точки срыва над точкой закрепления.
В нашем случае амортизатор обеспечивает постоянство силы торможения μ = 1. В то же время расчеты, приведенные выше, показывают, что при реальных условиях безопасного торможения величина относительного удлинения веревки настолько мала (6—7%), что ею можно пренебречь в пользу необходимого запаса надежности!
т. е. принять, что λ =0. Если ввести величину перегрузки n = Pmax/G, показывающую, во сколько раз усилие торможения больше веса падающего тела, то формула примет вид:
n = (2/ φ) + 1
откуда следует, что возникающая перегрузка зависни практически только от величины удельного протравлнивания.
Расчет показывает, что в границах перегрузок, допустимых для страхуемого (2—4 раза), минимальная вели чина удельного протравливания равна 0,66 м.
Таким образом для выбора оптимальной величин» силы торможения, соответствующей характеру маршрута нужно принимать во внимание следующие обстоятельства:
— специальные исследования показали, что если сорвавшийся пользуется «сидячей» обвязкой (комбинация грудной обвязки и беседки), то при его задержании возникает усилие больше 400 кг, и возможны серьезные повреждения позвоночника и других внутренних органом
— прочность точек закрепления не всегда поддается точной оценке, во всех сомнительных случаях лучим перестраховаться;
— перегрузка, возникающая при компенсации динамического рывка трением, зависит только от удельного протравливания. Величина же необходимого резерва длины веревки на торможение зависит также от превышении точки срыва над точкой закрепления.
Попробуем, в качестве примера, решить такую задачу какую силу торможения и какой резерв веревки на протравливание надо предусмотреть при использовании | амортизатора для нижней крючьевой страховки на скальном отвесе (вес лезущего первым — 80 кГ), исходя из 1 предположения, что величина выдачи веревки над последним крюком не превысит 5 м?
Крюк, по приблизительной оценке, может надежно выдержать нагрузку 350 кГ. Подставив эти данные в вышеприведенную формулу, получим величину удельного протравливания, равную 0,59, а длину резерва веревки ~3м.
Все остальные факторы, «смягчающие» рывок — упругое растяжение веревки, узлов, обвязки и амортизирующие характеристики самого человеческого тела, не поддающиеся точному учету (но безусловно существующие) — создают дополнительный запас надежности.
Естественно, что никто не будет производить подобные расчеты в реальных условиях, да еще для каждого отдельного участка маршрута. Но внимательное знакомство с характеристиками системы и их взаимозависимостями, дополненное практическим опытом (в тренировочных условиях), позволят с достаточной степенью уверенности выбирать упомянутые выше величины в соответствии с конкретной обстановкой.
Следует также помнить соображения, высказанные по поводу изменения условий торможения при скольжении на склонах разной крутизны и влиянии «полумаятника». Таким образом, установив амортизатор на самые неблагоприятные условия и учитывая имеющийся резерв веревки, лезущий первым может выходить на маршрут. 1 Страхующий, выбрав удобную площадку и встав на самостраховку, удерживает одной рукой схватывающий узел, соединенный с крюком или собственной грудной обвязкой, а другой выдает веревку партнеру, пропуская ее через этот узел. Если узел правильно завязан, то это не представляет трудности и не мешает страхующему бдительно следить за товарищем. При срыве партнера страхующий должен выпустить! (как это ни необычно) веревку из рук и дать узлу затянуться.
Система сработает автоматически, и падающий будет задержан без опасных перегрузок, хотя это вовсе не гарантирует его от травм. При корпусной страховке свободные руки помогут страхующему сохранить устойчивость и быстро помочь сорвавшемуся после остановки.
Кроме того, эта система позволяет увеличить скорость продвижения и облегчает выбор и обработку маршрут допуская, в случае необходимости, большую выдач веревки (ведь все равно рывок не превысит заданна величины), а страхующий почти полностью освобожу от манипуляций с веревкой.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что все сказана выше относилось к «предельному», так сказать, случаи, когда крутизна склона близка к отвесу, налицо сложны малорасчлененный рельеф (не за что схватиться), и еры приводит к свободному падению. Но так бывает не всегда. Значительную часть маршрута спутники проходят одновременно, по относительно легким местам и случае срыва, особенно на снегу и льду, падающий лип скользит по склону, сохраняя возможность самозадержания и, тем самым, ослабления рывка. В этих условиях «абалаковская» система, освобождающая руки и обеспечивающая «мягкий» рывок, значительно повышает надежность одновременной страховки.
Естественно, что быстрое внедрение этой системы спортивную альпинистскую и туристскую практику, выпуск соответствующего снаряжения не только даст оптимальные результаты по повышению безопасности, но и приведет к дальнейшему ее усовершенствованию.
Вес основных предметов альпинистского снаряжения
Наименование
|
Ед. изм.
|
Вес, кг
|
1
|
2
|
3
|
Одежда и обувь:
|
Анараки (болонья)
|
шт.
|
0,3
|
Белье шерстяное
|
пара
|
0,4
|
Брюки короткие
|
„
|
0,5—0,8
|
Брюки пуховые
|
„
|
1,0
|
Куртка штормовая
|
шт.
|
0,2—0,3
|
Костюм штормовой
|
компл.
|
2,0—2,7
|
Каска
|
шт.
|
0,5—0,75
|
Костюм (болонья)
|
компл.
|
0,7—0,8
|
Куртка пуховая
|
„
|
1,0—1,2
|
Куртка шерстяная
|
„
|
1,0—1,5
|
Куртка синт. утепл.
|
„
|
1,2—1,5
|
Рубашка шерстяная
|
„
|
0,4—0,5
|
Свитер шерстяной
|
шт.
|
0,5—0,6
|
Тирольки
|
пара
|
0,5—0,6
|
Носки шерстяные
|
„
|
0,1—0,15
|
Чулки шерстяные
|
„
|
0,2—0,3
|
Очки защитные
|
„
|
0,1
|
Рукавицы
|
„
|
0,1—0,4
|
Ботинки окованные
|
„
|
1,8—2,3
|
Ботинки туристские
|
„
|
1.0—1,4
|
Ботинки на резиновом подошве «Вибрам»
|
„
|
1,5—2,3
|
Сапоги высотные
|
„
|
2,0—2,5
|
Снаряжение личное:
|
Айсбайль
|
шт.
|
1,0
|
Кошки
|
пара
|
1,0—1,3
|
Ледоруб
|
шт.
|
1,2—1,5
|
Матрац надувной
|
„
|
1,5—2,2
|
Мешок спальный пуховый
|
„
|
1,0—3,0
|
Пояс альпинистский
|
„
|
0,8
|
Рюкзак станковый
|
„
|
2,0—2 5
|
Рюкзак альп. мягкий
|
„
|
1,8
|
Снаряжение общественное
|
Веревка основная
|
100 м
|
7,0
|
Зажимы кулачковые
|
пара
|
0,2—0,3
|
Карабины
|
шт.
|
0,175
|
Крючья скальные
|
,,
|
0,07—0,15
|
Крючья ледовые
|
„
|
0,15—0,25
|
Крючья шлямбурные
|
„
|
0,1—0,15
|
Кухня «Мета»
|
„
|
0,75
|
Лопата снеговая
|
„
|
0,45
|
Молоток скальный
|
„
|
0,4—0,7
|
Палатка «Памирка»
|
„
|
3,5—4,0
|
Палатка высотная
|
„
|
3,5—4,0
|
Палатка Здарского
|
„
|
0,8—1,5
|
Плащ-накидка
|
„
|
0,8
|
Пила снеговая
|
„
|
0,25
|
Примус «Шмель»
|
„
|
1,0
|
Трикони рантовые
|
100 шт.
|
2,0
|
Шлямбур
|
шт.
|
0,35
|
ПЕРЕЧЕНЬ
действующей технической документации
(чертежи и технические условия) на инвентарь и снаряжение для альпинизма
и туризма, разработанных Всесоюзным проектно-технологическим
и экспериментально-конструкторским институтом
по спортивным и туристским изделиям (ВИСТИ) на 1977 год
Амортизатор альпинистский
|
ТУ 62-4320-74
|
Блок альпинистский
|
ТУ 62-4129-72
|
Блок самотормозящий
|
ТУ 62-4118-72
|
Ботинки высокогорные
|
ТУ 62-1175-72
|
Веревка альпинистская
|
ТУ 62-3931-76
|
Зажимы альпинистские
|
ТУ 62-4239-72
|
Зонды лавинные
|
ТУ 62-2594-72
|
Карабины альпинистские
|
ТУ 62-4670-73
|
Кошки альпинистские разборные
|
ТУ 62-4293-72
|
Крюки альпинистские ледовые
|
ТУ 62-1052-73
|
Крюки альпинистские скальные
|
ТУ 62-1386-72
|
Ледоруб альпинистский
|
ТУ 62-4124-72
|
Лесенка альпинистская. Металлические детали
|
ТУ 62-4119-72
|
Лопата лавинная
|
ТУ 62-1394-73
|
Мешки спальные. Общие технические условия
|
ОСТ 62-77-75
|
Молоток альпинистский
|
ТУ 62-1073-72
|
Молоток альпинистский ледовый
|
ТУ 62-4870-74
|
Носилки альпинистские
|
ТУ 62-4196-72
|
Носилки-волокуша разборные
|
ТУ 62-2841-73
|
Обвязка альпинистская страховочная
|
ОСТ 62-21-77
|
Палатки альпинистские. Общие технические условия
|
ОСТ 62-78-75
|
Пила для снега
|
ТУ 62-4121-72
|
Площадка-лопатка
|
ТУ 62-3708 73
|
Пряжки фрикционные
|
ТУ 62-1072 75
|
Ремень для крепления кошек к обуви
|
ТУ 62-1235-76
|
Рюкзак-носилки
|
ТУ 62-2979-73
|
Сапоги альпинистские утепленные
|
ТУ 62-4701-73
|
Снаряжение спасательно-тросовое альпинистское. Комплект
|
ТУ 62-3882-75
|
Станок для переноски грузов
|
ТУ 62-4122-72
|
Стойки для альпинистских палаток
|
ТУ 62-4101-73
|
Сума вьючная
|
ТУ 62-4304-76
|
Трикони
|
ТУ 62-4475 72
|
Шлямбуры альпинистские
|
ТУ 62-4238-73
|
Кошки альпинистские облегченные
|
ТУ 62-4321-75
|
Рюкзак альпинистский
|
ТУ 62-5297-76
|
Трикони съемные
|
ТУ 62-4807-75
|
Перечисленную техническую документацию можно приобрести по безналичному расчету и наложенным платежом по адресу: 127474, Москва, Дмитровское шоссе 86, ВИСТИ.
Прил. 14. Сборочный чертеж альпинистского амортизатора