Вездеход - Вьюк
Составитель Григорий Лучанский
В
ВАКЦИНЫ – различного типа прививочные препараты, которыми пользуются для активной иммунизации людей и животных в целях предупреждения инфекционных болезней и, частично, для их лечения. Профилактическое применение В. основывается на искусственном воспроизведении у прививаемых активного «прививочного иммунитета», или повышенной специфической устойчивости к инфекциям, в известной мере соответствующей той невосприимчивости, к-рая вырабатывается организмом в результате естественного переболевания. Иными словами, вакцинная профилактика инфекций основывается на воспроизведении «прививочного иммунитета», в определенной мере аналогичного «постпнфекционному иммунитету» (т. е. невосприимчивости к данному заболеванию, остающейся после перенесения этого заболевания). Само название «вакцина» происходит от латинского слова vacca, т. е. корова. Название это вошло в обиход по предложению Л. Пастера, рекомендовавшего обозначать В. все прививочные препараты предохранительного значения в память коровьей оспы Дженнера, послужившей прототипом для прививочных препаратов вообще.
Отсутствие повторных заболеваний при целом ряде инфекций было хорошо известно еще в глубокой древности; делались попытки использования «постинфекционного иммунитета» для предохранения людей и животных от тяжелых или смертельных заболеваний с помощью преднамеренного заражения их, в расчете на воспроизведение доброкачественных форм заболевания, иммунизирующих организм, т е. создающих невосприимчивость к повторному заболеванию. Так, еще задолго до нашего летосчисления китайцы, в целях предохранения от тяжелой оспы, применяли искусственное заражение ею людей, закладывая струпья от оспенных больных в ноздри здоровых людей. Аналогичными приемами предохраняющих заражений оспой пользовались также в Древней Индии и в Грузии. Наряду с этим, нек-рые племена в Африке издавна применяли предохранительные заражения рогатого скота против повального воспаления легких, прививая здоровым животным малые дозы заразного материала от больных коров. В 18 в. страх перед оспой в Европе привел к широкому применению «вариоляций», т. е. предохранительного заражения людей оспенным вирусом.
Применение искусственного заражения материалом от инфекционных больных не всегда разрешало задачу предохранения от тяжелых форм заболеваний, так как такого рода «прививки» сами по себе нередко вызывали тяжелые или даже смертельные заболевания. Вот почему и указанная выше «вариоляция» уже в 1-й половине 19 в. была официально запрещена в ряде государств Европы.
Датой, создавшей эпоху в истории вакцинации, является 1798 – год опубликования Э. Дженнером его классического труда о предупреждении оспы у людей прививками «безопасной» для них коровьей оспы. Вакцинация, созданная в конце 18 века Э. Дженнером, в 19 веке была усовершенствована Л. Пастером, который применил живые ослабленные В. против куриной холеры, сибирской язвы и бешенства.
ВАЛЕНКИ – зимняя обувь, сапоги из валяной шерсти.
ВАРЕЖКИ – теплые трикотажные рукавицы, обычно вязаные на спицах, крючком или шитые из трикотажа. В разговорной речи В. называют и рукавицы из ткани на подкладке, из овчины и др. материалов.
ВАТИН - трикотажное или нетканое полотно с односторонним или двусторонним начесом. Применяется в качестве теплозащитной прокладки в одежде. По волокнистому составу может быть хлопчатобумажным, шерстяным и полушерстяным. Различают В. трикотажный, холстопрошивной, иглопробивной и клееный. Вплоть до 1970-х гг. В. был самым распространенным видом прокладки одежды. Теперь вытеснен синтепоном.
ВАТНИК - однобортная стеганая ватная куртка на пуговицах без воротника или с маленьким отложным воротником либо безрукавка длиной до бедер. Шился из черной, синей или темно-серой хлопчатобумажной ткани. С ним связана целая эпоха советского тоталитарного режима. В. носили советские заключенные ГУЛАГа 30-70-х гг.
ВАХТА – дежурство, а также смена, несущая такое дежурство.
ВЕДОМСТВЕННАЯ ОДЕЖДА - одежда установленного образца, форменная одежда, униформа. Вводится для военнослужащих, работников морского и речного флота, железнодорожников, пожарников, связистов, учащихся профтехучилищ и т. п. Основные типы В. о.: шинель, пальто, китель, мундир, платье, фуражка, шапка-ушанка и т. д. - повлияли на моду XX в., особенно на некоторые стили, например милитари.
ВЕДРО 1. Сосуд цилиндрической формы с ручкой в виде дужки для ношения жидкостей, сыпучего. 2. Русская мера жидкостей, равная 1/40 бочки.
ВЕДРО – летняя сухая погода.
ВЕЗДЕХОД – автомашина высокой проходимости, предназначенный для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях при по бездорожью, а также для преодоления водных препятствий. По конструкции В. могут быть разделены на три основные группы:
1) колесные автомобили высокой проходимости со всеми ведущими колесами; 2) полугусеничные автомобили, имеют вместо задних ведущих колес гусеничные движители, а передние колеса (или лыжи) – управляемые; обеспечивают эксплуатацию на особо рыхлых или топких грунтах и снежной целине; 3) плавающие автомобили, имеющие водонепроницаемый корпус, специальный водяной движитель и дающие возможность преодолевать водные препятствия вплавь, а также переходить с суши на воду и обратно. Впервые В. были построены в России в 1909. В 1916 Путиловскому заводу был дан заказ на 300 гусеничных движителей для полугусеничных легковых и бронированных автомобилей. С 1919 работы по созданию В. продолжались в Научном автомобильном и автомоторном институте (НАМИ).
Испытательный пробег В. НАМИ и Ситроен-Кегресс по пустыне Каракумы в 1932 показал полное превосходство советских вездеходов. С 1933–1934 г.г. советские В. начинают в широких масштабах использоваться в Арктике и других районах Советского Союза, где движение автотранспорта происходило по плохим дорогам или бездорожью. В СССР выпускались различные типы В., краткая техническая характеристика которых дана в таблице.
Краткая техническая характеристика основных типов советских вездеходов
Рис. 1. Легковой колесный вездеход ГАЗ-67Б
Рис. 2. Грузовой колесный вездеход ГАЗ-63
Рис. 3. Грузовой колесный вездеход ЗИС-151
Рис. 4. Грузовой полугусеничный вездеход ЗИС-42
Различают профильную проходимость В.– способность проходить по неровным дорогам или бездорожью, не задевая за выступы по пути движения своими деталями, и опорную проходимость В. – способность проходить по мягкой пли топкой дороге или бездорожью (грязь, заболоченная местность, песок, снег). При движении В. по плохим дорогам или бездорожью возникают сопротивления движению, значительно превышающие те, к-рые имеются на обычных дорогах среднего качества. Встречается также необходимость в преодолении подъемов до 50–65% и различных препятствий. На схеме показаны условия движения колесных и полугусеничных В. по различным видам бездорожья, а также требования к важнейшим качествам ходовой части В.
Колесные В. (рис. 1, 2 и 3). Необходимые тяговые свойства обеспечиваются приводом на все колеса, т. е. использованием полного веса В. в качестве сцепного и наличием и трансмиссии дополнительных передач с пониженными передаточными числами. Привод на передние колеса повышает проходимость, вследствие более выгодного приложения тягового усилия на колесах, движущихся на препятствие. Профильная проходимость колесного В. обеспечивается достаточными просветами под ходовой частью автомобиля (оси, картеры и т. д.), необходимыми передним и задним углами въезда, хорошей рельефоприспособляемостью и др. Приспособляемость В. к рельефу местности обеспечивается конструкцией рессорной подвески или разрезной рамой, допускающих перекос осей и вертикальное перемещение колес без изменения нагрузок по колесам, для обеспечения передачи тягового усилия одновременно всеми колесами. Опорная проходимость колесного В. в значительной степени зависит от удельного давления на грунт, к-рое должно быть в пределах 1,5–2 кг/см2, понижаясь до 0,75–0,85 кг/см2 для мягких грунтов тяжелого бездорожья. Наименьшее сопротивление качению получается у В. с односкатными колесами при соответствующем подборе специальных шин, обеспечивающих также повышенный просвет под осями В. за счет увеличения диаметра колес. Для улучшения маневренности В. максимально уменьшают базу и делают все колеса управляемыми. Большие просветы под осями (600 мм и выше) и возможность уменьшения давления воздуха в шинах на ходу В. могут обеспечить надежное движение в самых тяжелых условиях бездорожья.
Полугусеничные В. (рис. 4) имеют значительно большее сцепление движителя с полотном дороги и меньшее удельное давление на дорогу, чем колесные В. Хорошая проходимость полугусеничного В. по снежной целине и сильно заболоченным грунтам является одним из его ценнейших эксплуатационных качеств. Способность движения полугусеничных В. по особо тяжелым видам бездорожья в основном зависит от удельного давления под гусеницей в под передними колесами или лыжами, а также от просветов под ходовой частью машины. Удельные давления под движителями снегоходных полугусеничных В. должны быть в пределах от 0,1 до 0,2 т/см2, а в машинах для движения по бездорожью – от 0,3 до 0,4 кг/см2. Конструкция гусеничного движителя оказывает значительное влияние на проходимость В. Наличие передних управляемых колес несколько ухудшает проходимость полугусеничных В. по особо слабым грунтам, по сравнению с гусеничными машинами, поэтому передние колеса (или лыжи) должны иметь предельно ограниченную нагрузку. Скорость движения снегоходного В. по целине в зависимости от состояния снега и конструкции составляет от 5 до 20 км/ч. Глубина брода, проходимого колесными и полугусеничными В., доходит до 600– 800 мм. Полугусеничные В. применяются в качестве быстроходных транспортных машин и тягачей. Полугусеничные В. в основном строятся из автомобильных агрегатов, являющихся продукцией массового производства.
Плавающие В. (рис. ниже) строятся обычно на базе колесных или гусеничных машин или их узлов (мосты, коробки передач и т. д.), в к-рые вносят соответствующие конструктивные изменения. Плавающие автомобили имеют специальный водонепроницаемый корпус, обладающий определенным запасом плавучести, гребной винт для создания тяги на воде, органы управления на воде и вспомогательное оборудование (водооткачивающая система, устройство для изменения давления воздуха в шинах на ходу и пр.). Основные размеры и форма надводной части корпуса зависят гл. обр. от назначения плавающего автомобиля. Размеры и форма подводной части определяются требованиями остойчивости в скорости движения плавающего автомобиля на воде, а также его полным весом. Профильное очертание носовой и кормовой частей корпуса, а также его продольная и поперечная остойчивость имеют большое значение в момент входа и выхода плавающего автомобиля из воды. Для размещения винта в кузове предусматривают специальное углубление – тоннель, или же винт делают откидным во избежание его повреждения при движении по суше пли плавании на мелководье. Управляемость плавающего автомобиля на воде обеспечивается специальным водяным рулем и поворотом передних управляемых колес. Плавающие В. оборудуются лебедками и кабестанами с механич. приводом от трансмиссии, к-рые служат для вытаскивания В. на трудно проходимых участках пути и при застревании на выходе из воды; скорость движения плавающего В. на воде 8–12 км/ч. В. требуют усиленного и надежного охлаждения двигателя, а также оборудования его такими системами питания и смазки, к-рые обеспечивали бы надежную работу В. на крутых подъемах пли спусках.
Грузовой плавающий вездеход
Развитие конструкций В. велось в направлении увеличения средней скорости движения на плохих дорогах и бездорожье, улучшения проходимости и повышения экономичности, снижения собственного веса, создания двигателей повышенной мощности, применения автоматических гидромеханических трансмиссий, саморегулирующейся независимой подвески колес, самоблокирующихся дифференциалов и приспособлений, облегчающих управление В. В полугусеничных В. особое внимание обращено на создание экономически рентабельных быстроходных снегоходных машин и повышение надежности работы и эксплуатационной долговечности гусеничного движителя.
В. являются необходимым транспортным средством для районов с плохими дорогами, а также для работы вне сети дорог (сельскохозяйственные перевозки, различные строительные и изыскательные работы, открытые разработки полезных ископаемых и т. п.) и широко используются для обслуживания народнохозяйственных нужд.
Современный вездеход ТТМ 4901ТП (ЗАО "Транспорт")
ВЕЛОСИПЕД – двухколесная, реже трехколесная машина для езды, приводимая в движение ногами ездока.
ВЕНЗЕЛЬ – переплетенные между собой начальные буквы (инициалы) имени и фамилии. Вензель императора состоял из инициала имени и римской цифры, украшенных короной.
ВЕРЕВКА – изделие из крученых или витых в несколько рядов длинных прядей пеньки, употребляемой для завязывания и других хозяйственных надобностей. Изделие, получаемое скручиванием трех пли четырех прядей, к-рые также скручены из нескольких нитей пряжи (каболок), выработанной из волокон растительного и в отдельных случаях животного происхождения. Крутка прядей в В. всегда противоположна по направлению крутке каболок в пряди, к-рая в свою очередь противоположна по направлению крутке волокон в каболке. Таким образом, волокна в пряже и пряди в В. скручиваются в одном направлении. Веревки изготовляют размером от 10 до 60 мм в окружности. В зависимости от назначения В. бывают бельные – из непросмоленных каболок и смольные (или консервированные) – из просмоленных каболок.
В. механического и полумеханического производства изготовляют из пряжи механизированной выработки – первые на стационарном механизированном оборудовании или на механизированных свивальных веревочных дорогах, вторые – на полумеханизированных.
ВЕРТУШКА – 1. Название разного рода вращающихся аппаратов, приспособлений. 2. Прибор для измерения скорости течения в реках и каналах. 3. Легкомысленная, ветреная женщина (разг. шутл.).
ВЕРТУШКИ ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ – приборы для измерения скорости и направления течений. Действие основано на зависимости между скоростью течения и скоростью вращения лопастного винта В. г. под влиянием движущейся воды. В. г. фиксируют скорость от 0,01 до 10–12 м/сек.
ВЕРСТА – 1. Русская мера длины, равная 1,06 км. 2. Дорожный столб, отмечающий эту меру.
ВЕРТОЛЕТ – самолет специальной конструкции, приспособленный для подъема и спуска по отвесной линии.
ВЕРХОВЫЕ БОЛОТА, олиготрофные болота, – болота с обильными остатками растений, развивающиеся в условиях снабжения исключительно атмосферными водами. Часто имеют выпуклую форму, т. к. ковер из сфагновых мхов, образующий эти болота, быстрее нарастает в высоту в центре болота, где минерализация вод минимальна. Помимо сфагновых мхов, для В. б. характерны пушица, багульник, кассандра, клюква. На В. б. чередуются повышенные участки с пониженными (мочажины).
ВЕРХОЛАЗ – рабочий, специалист по работам на большой высоте без обычных специальных креплений, лесов.
ВЕРШОК – старая русская мера длины, равная 4,4 см.
ВЕСЛО – шест с лопастью для гребли. Движитель, приводимый в движение мускульной силой человека, служащий для перемещения судов по воде.
Весло употребляются только на небольших судах типа шлюпок; по своей длине они не превосходят 6–61/2 м (на китобойных вельботах); в древности на т. н. триремах, квадриремах и пр. В. по своей длине во много раз превосходили современные, и на каждое такое В. сажали но нескольку гребцов. В зависимости от способа гребли, В. бывают двух типов: 1) вальковые, состоящие из рукоятки, валька, веретена и лопасти; т. к. вальковые В. располагаются на борту шлюпки попарно, то они делаются с таким расчетом, чтобы внутренняя длина (от уключины до конца рукоятки) не превосходила 1/2 ширины лодки между уключинами; валек необходим для уравновешивания внешней части В.; 2) распашные более длинные, состоящие из рукоятки, веретена (валька нет) и лопасти. Распашные В. располагаются поочередно справа и слева, гребец сидит у противоположного борта, а уравновешивание достигается большей длиной внутренней части В. (от уключины до конца рукоятки). В. обычно изготовляются из ясеня, как очень крепкого и гибкого дерева.
Существуют суда, приводимые в движение одним В. (см. Гребное судно, Байдарка).
ВЕТЕР – движение воздуха относительно земной поверхности, обычно горизонтальное. Определяется вектором скорости в системе координат, связанной с Землей; на практике рассматривается в отдельности скорость ветра и направление В. Направление, откуда дует ветер, выражается в румбах горизонта (С., С.–С.-В., С.–В., С.– С.-З. и т. д.) или углом, который это направление образует с меридианом (от С. по часовой стрелке.
ВЕДОМСТВЕННАЯ ОДЕЖДА - одежда установленного образца, форменная одежда, униформа. Вводится для военнослужащих, работников морского и речного флота, железнодорожников, пожарников, связистов, учащихся профтехучилищ и т. п. Основные типы В. о.: шинель, пальто, китель, мундир, платье, фуражка, шапка-ушанка и т. д. - повлияли на моду XX в., особенно на некоторые стили, например милитари.
ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ – двигатель, использующий силу ветра.
ВЕТРОВКА - ветрозащитная куртка из легкого, но плотного материала, часто из нейлона. Обычно имеет вид бомбера.
ВЕТРЯК – 1. Ветряной двигатель. 2. Ветряная мельница.
ВЕХА – 1. Шест, жердь или другой предмет, используемый для указания направления пути или границы земельных участков. 2. Шест, устанавливаемый вертикально над точками местности для их обозначения при топографической съемке. 3. Вертикальный поплавок, указывающий фарватер.
ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА, многолетняя мерзлота, – многозначный термин, обозначающий: слой мерзлых горных пород, которые не оттаивают в течение периода от нескольких лет до многих тысячелетий; мерзлое состояние горных пород; процесс промерзания пород; отрицательную температуру горных пород и др. Большинство ученых понимают термин «В. м.» как синоним многолетнемерзлых горных пород.
ВЕШКА – см. веха.
ВЕЩЕВОЙ МЕШОК - сумка для хранения обмундирования военнослужащего, из холста или брезента. В русской армии был мягким, нефиксированной формы, с двумя завязками в верхней части. В европейских армиях имел более жесткую цилиндрическую форму, с кордной лентой, которая продевалась по краю через металлические отверстия и затягивалась по борту. Начиная с 1970-х гг. эта форма использована и в крое рюкзака.
ВИБРАЦИЯ – механические колебательные движения системы с упругими связями; характеризуется спектром частот и такими кинематическими параметрами, как виброскорость и виброускорение или их логарифмическими уровнями в децибелах.
ВИДИМОСТЬ, дальность видимости, – расстояние, на котором днем становятся неразличимыми очертания наблюдаемого предмета, а ночью становится неразличимым нефокусированный источник света определенной интенсивности. Зависит от рассеяния и поглощения света атмосферным воздухом и находящимися в нем примесями. В. при тумане может убывать до нуля, а в мало запыленном сухом воздухе (особенно в арктическом воздухе) достигает десятков и даже сотен километров.
ВИГВАМ – жилище из ветвей, кож, коры у лесных индейцев алгонкинов. Вошло в литературу как название индейского жилища куполообразной формы, в отличие от конической палатки – типи. При сооружении В. индейцы втыкали гибкие стволы деревьев по кругу или овалу, сгибая концы их в свод. Остов В. покрывался ветками, тростником, корой, циновками. В. и до настоящего времени служит многим племенам постоянным жилищем. Так, в резервации штата Оклахома индейцы кикапу (алгонкины) ютятся в дымных, холодных В., крытых циновками, обрывками брезента, толя и пр.
ВИНИЛ - искусственная кожа. В. вошел в моду в 1960-е гг., бывает ярких флуоресцентных цветов.
ВИНТОМОТОРНЫЙ – о летательных аппаратах: двигающийся при помощи мотора и винта (пропеллера).
ВИСКОЗА /лат. viscosus - вязкий, клейкий/, или искусственный шелк, - 1) искусственное волокно из древесной целлюлозы - концентрированного раствора ксантогената целлюлозы в разбавленном растворе едкого натра. В. изобрели английские химики К. Бидл, Э. Джон и Ч. Кросс, давшие это название новому волокну. Производство В. началось в Англии в 1892 г., а затем и в других странах. Разные
ВИТАМИН – органическое вещество, необходимое для нормальной деятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества.
ВИХРЬ – атмосферное образование с вращательным движением воздуха около некоторой оси, напр, циклон, тромб, смерч.
ВИЦМУНДИР – повседневный мундир с упрощенным вариантом узора шитья.
ВКЛАДЫШ – то, что вложено во что-нибудь (напр. вкладной лист, кусок чего-нибудь, клин).
ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА – содержание водяного пара в воздухе, характеризуемое: упругостью водяного пара, абсолютной влажностью, удельной влажностью, отношением смеси, относительной влажностью, дефицитом влажности, точкой росы.
ВЛАЖНОСТЬ ПОЧВЫ – содержание влаги в почве. Различают абсолютную В. п. (количество воды в почве, выраженное в процентах к ее весу) и относительную В. п. (степень насыщенности почвы водой).
Содержание воды в почве выражается часто в миллиметрах водяного столба, что удобно для сравнения содержания влаги в почве с количеством выпадающих осадков. От взаимоотношения влаги и воздуха в почве зависит в значительной степени рост и развитие растений.
ВЛАЖНЫЙ КЛИМАТ, гумидный и климат, – климат с избыточным увлажнением, в котором осадки превышают испарение. Избыток воды удаляется поверхностным стоком или просачивается в почву. Для В. к. типична лесная растительность. Различают: полярный тип В. к. с многолетней мерзлотой и фреатический тип В. к. с грунтовыми водами.
ВОДНЫЙ КАДАСТР (позднелат. саpitastrum, от позднегреч. katastichоn – список, перечень) – свод сведений о водах страны (реках, морях, озерах, болотах, ледниках и подземных водах).
ВОДНЫЙ РЕЖИМ (франц. régime – уклад, распорядок) – изменение во времени уровней и объемов воды в реках, озерах и болотах. Годовой цикл В. р. рек подразделяют на несколько характерных фаз: половодье, межень (летняя и зимняя) и дождевые паводки. На равнинных реках, питающихся преимущественно талыми водами, особенно ярко выражена фаза весеннего половодья. Летняя и зимняя межени разделены периодом дождевых паводков. На горных реках половодье может длиться в течение всего теплого сезона в результате таяния горных снегов и ледников. В этих условиях дождевые паводки накладываются на основную волну половодья и летней межени может не быть. Режим озер и болот также связан с условиями притока и расходования воды, но водообмен в них происходит замедленно и изменения уровня выражены менее резко.
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ – вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по водным путям как естественным (реки, озера, моря, океаны), так и искусственным (каналы, водохранилища). В. т. подразделяется на морской транспорт и внутренний В. т. (речной, озерный).
ВОДОЗАЩИЩЕННОЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ – оборудование, соответствующее существующим нормам защиты от попадания воды. Такое оборудование имеет буквенно–цифровое обозначение. Это английские буквы IP (International Protection), за которыми следуют 2 цифры, одна цифра характеризует степень защиты персонала от соприкосновения с токоведущими или вращающимися частями, находящимися внутри машины, а также степень защиты самой машины от попадания в нее твердых посторонних тел; др. цифра – степень защиты от проникновения воды внутрь машины. Напр., указано IP 44. Первая цифра 4 означает, что оболочка защищает машину от попадания внутрь твердых тел диаметром > 1 мм. Вторая цифра 4 свидетельствует, что вода в виде брызг, попадая на машину в любом направлении, не может вредно повлиять на ее работу.
Водозащита электротехнических изделий
Вторая цифра условного обозначения
|
Степень защиты
|
0
|
Защита отсутствует
|
1
|
Защита от капель воды: капли воды, вертикально падающие на оболочку, не должны оказывать вредного воздействия на изделие
|
2
|
Защита от капель воды при наклоне оболочки до 15°: капли воды, вертикально падающие на оболочку, не должны оказывать вредного воздействия на изделие
|
3
|
Защита от дождя: дождь, падающий на оболочку под углом 60° от вертикали, не должен оказывать вредного воздействия на изделие
|
4
|
Защита от брызг: вода, разбрызгиваемая на оболочку в любом направлении, не должна оказывать вредного воздействия на изделие
|
5
|
Защита от водяных струй: струя воды, выбрасываемая в любом направлении на оболочку, не должна оказывать вредного воздействия на изделие
|
6
|
Защита от волн воды: вода при волнении не должна попадать внутрь оболочки в количестве, достаточном для повреждения изделия
|
7
|
Защита при погружении в воду: вода не должна проникать в оболочку при определенных условиях давления и времени в количестве, достаточном для повреждения изделия
|
8
|
Защита при длительном погружении в воду: изделие пригодно для длительного погружения в воду при условиях, установленных изготовителем
|
ВОДОЛАЗКА /разг./ - бытовое название свитера из тонкой пряжи или трикотажного полотна. Название появилось по аналогии с одеждой водолазов, которую надевают под скафандр. Вошла в моду с середины 1960-х. Часто используется вместо блузок и мужских рубашек.
ВОДОМЕРНАЯ РЕЙКА – прибор (уровнемер) для непосредственного отсчета высоты стояния уровня воды в данном месте водоема относительно некоторой плоскости, закрепленной на местности репером.
ВОДОМЕРНЫЙ ПОСТ – устройство для измерения уровня воды на реках, морях, озерах, каналах.
Существует 2 основных типа В. п.: реечные, оборудованные деревянной или металлической рейкой с делениями, прикрепленной вертикально к сооружению (мосту, плотине и т.д.), и свайные, оборудованные сваями, забитыми в дно. Для непрерывной регистрации колебаний уровня применяются самозаписывающие приборы.
ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЙ – непроницаемый для воды, непромокаемый.
Ткань с водонепроницаемой пропиткой
ВОДООЧИСТИТЕЛЬНЫЙ – обеззараживающий, очищающий питьевую воду.
ВОЗДУХ – смесь газов, составляющая земную атмосферу. У земной поверхности сухой В. состоит по объему из 78,084% азота, 20,946% кислорода, 0,934% аргона, 0,033% углекислого газа. Остальные 0,003% приходятся на неон, гелий, метан, криптон, водород, закись азота, ксенон, озон, аммиак, перекись водорода, йод, радон. К сухому В. примешивается в переменных количествах водяной пар, который у земной поверхности составляет в среднем от 0,2 до 2,5% (смотря по широте) общего объема В. Кроме того, в В. взвешены аэрозольные примеси: капельки и кристаллы воды, дым, пыль и пр., а местами газообразные продукты сгорания и др. отходы производства. С высотой в тропосфере и стратосфере процентный состав В. меняется несущественно: в ионосфере часть молекул кислорода и азота разложена на заряженные атомы. В экзосфере преобладающими газами, по-видимому, становятся гелий и водород.
ВОЗДУХ УМЕРЕННЫХ ШИРОТ, полярный воздух, – воздушные массы, формирующиеся в умеренных широтах. Свойства В. у. ш. переходные между арктическим (антарктическим) и тропическим воздухом. Различают морской и континентальный типы. Морской В. у. ш. летом холоднее, зимой теплее, чем континентальный. От арктического воздуха В. у. ш. отделяется арктическими фронтами, от тропических – полярными.
ВОЗДУХ С НЕДОСТАТОЧНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ КИСЛОРОДА – окружающий воздух (воздушная среда, атмосфера), содержащий менее 17 % (по объему) кислорода, в котором фильтрующее средство индивидуальной защиты органов дыхания не может быть использовано.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРОТОКА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. Протекая через тело человека, электрический ток производит термическое, электролитическое, механическое и биологическое действия.
Термическое действие тока проявляется в ожогах отдельных участков тела, нагреве до высокой температуры кровеносных сосудов, нервов, сердца, мозга и др. органов, находящихся на пути тока, что вызывает в них серьезные функциональные расстройства (т. е. расстройства специфической деятельности органов).
Электролитическое действие тока выражается в разложении органической жидкости, в т ч крови, что сопровождается значительными нарушениями ее физико-химического состава
Механическое действие тока проявляется в возникновении значительного давления в кровеносных сосудах и тканях организма при испарении крови и др. жидкости, а также в смещении и механическом напряжении их под влиянием электродинамических сил. При этом могут произойти тяжелые повреждения различных тканей и сосудов.
Биологическое действие тока проявляется в раздражении внутренних биоэлектрических процессов, протекающих в нормально действующем организме и теснейшим образом связанных с его жизненными функциями. Раздражение живых тканей электрическим током вызывает в них ответную реакцию – возбуждение, являющееся одним из основных физиологических процессов и характеризующееся тем, что живые образования переходят от состояния относительного физиологического покоя в состояние специфической для них деятельности. Так, возбуждение мышечной ткани, обусловленное проходящим через нее током, проявляется в виде непроизвольных сокращений мышцы, т. е. двигательных эффектов. Нарушение биоэлектрических процессов заключается в следующем. В живой ткани и в первую очередь в мышцах (в т. ч. в сердечной мышце), а также в центральной и периферической нервных системах постоянно возникают электрические потенциалы – биопотенциалы, которые связаны с возникновением и распространением процесса возбуждения, т. е. с переходом живой ткани в состояние активной деятельности. Внешний электрический ток, воздействуя с биотоком, значение которого весьма мало, может нарушить нормальный характер его действия на ткани и органы человека, подавить биотоки и тем самым вызвать специфические расстройства в организме вплоть до его гибели.
В таблице приведены данные о прохождении тока через тело человека по пути «рука – рука» или «рука – нога».
Характер воздействия электротока на организм человека
Значение
тока, мА
|
Переменный ток промышленной частоты
|
Постоянный ток
|
0,6–1,5
|
Слабый зуд, пощипывание кожи под электродами
|
Не ощущается
|
2–4
|
Ощущение тока распространяется на запястье, слегка сводит руку
|
Не ощущается
|
5–7
|
Болевые ощущения усиливаются в кисти руки, сопровождаясь судорогами. Слабые боли – во всей руке. Удается преодолеть судорожное сокращение мышц и разжать руку, в которой зажат электрод
|
Слабое ощущение нагрева кожи под электродом
|
8–10
|
Сильные боли и судороги во всей руке. Трудно, но можно оторвать руку от электрода
|
Усиление ощущения нагрева кожи
|
10–15
|
Едва переносимые боли во всей руке со временем усиливаются Невозможно оторвать руку от электрода
|
Еще большее усиление ощущения нагрева как под электродами, так и в прилегающих областях кожи
|
20–25
|
Руки парализует мгновенно, оторвать их от электродов невозможно. Сильные боли, дыхание затруднено
|
Еще большее усиление нагрева кожи, возникновение ощущения внутреннего нагрева. Незначительные сокращения мышц рук
|
25–50
|
Очень сильная боль в руках и груди. Дыхание крайне затруднено. При длительном протекании тока может наступить паралич дыхания или ослабление деятельности сердца с потерей сознания
|
Ощущение сильного нагрева, боли и судороги в руках. При отрыве рук от электродов возникают едва переносимые боли в результате судорожного сокращения мышц
|
50–80
|
Дыхание парализуется через несколько секунд нарушается работа сердца. При длительном протекании тока может наступить фибрилляция сердца
|
Ощущение очень сильного поверхностного и внутреннего нагрева, сильные боли во всей руке и в области груди. Затруднение дыхания. Руки невозможно оторвать от электродов из–за сильной боли в момент нарушения контакта
|
100
|
Фибрилляция сердца через 20–30 с, еще через несколько секунд – паралич дыхания
|
Паралич дыхания при длительном протекании тока
|
300
|
То же действие за меньшее время
|
Фибрилляция сердца через 20–30 с; еще через несколько секунд – паралич дыхания
|
Более 5 000
|
Дыхание парализуется немедленно – через доли секунды. Фибрилляция сердца обычно не наступает, возможна временная остановка сердца в период протекания тока.
тока. При длительном протекании тока (несколько секунд) – тяжелые ожоги, разрушение тканей. Как правило, исход смертельный
|
ВОЗДУХ С НЕДОСТАТОЧНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ КИСЛОРОДА – окружающий воздух (воздушная среда, атмосфера), содержащий менее 17 % (по объему) кислорода, в котором фильтрующее средство индивидуальной защиты органов дыхания не может быть использовано.
ВОЗДУШНАЯ МАССА – крупный объем воздуха в тропосфере, обладающий определенными общими свойствами (связанными с р-ном формирования В. м.) и движущийся как одно целое в одном из течений общей циркуляции атмосферы. Горизонтальные размеры В. м. соизмеримы с размерами материков и океанов (или их больших частей). В. м. формируются над достаточно однородными территориями или акваториями и в условиях однородной погоды. Своим перемещением из одних широт и областей Земли в другие они в значит, мере определяют изменения погоды. Различают В. м. арктические (и антарктические), полярные (воздух умеренных широт), тропические и экваториальные, с дальнейшим подразделением на морской и континентальный типы или с более детализированными указаниями на р-н возникновения В.м.
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ – один из видов механического транспорта, осуществляющий скоростные перевозки пассажиров, почты, грузов и багажа. В. т. – молодой вид транспорта, получил развитие в 20 в.
ВОЗРАСТ ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ – время, прошедшее от какого-либо геологического события: наступания или отступания моря, внедрения интрузий, образования горных пород и др. См. также Относительный возраст горных пород, Абсолютный возраст горных пород, Геологическое летосчисление, Радиологические (радиоактивные) методы определения абсолютного возраста.
ВОЙЛОК /тюрк./ - плотный нетканый текстильный материал, получают валянием шерстяных (реже-минеральных и химических) волокон, а также из минеральной ваты (на битумной связке). Используют главным образом как прокладочный, тепло- и звукоизоляционный материал.
ВОЛНОГРАФ – прибор для измерения элементов волн (высота, период) по записи профиля воли при наблюдениях с судна или берега. Основан на принципе изменения гидростатического давления. Судовой В. состоит из поплавка, датчика с грузом и самописца. При работе приемная часть опускается с борта судна. Береговой В. состоит из датчика, установленного на дне, и самописца, установленного на берегу.
ВОЛНОМЕР – оптический прибор для определения высоты, скорости, длины и периода волн. Состоит из монокуляра с нанесенной сеткой. Применяется в судовых условиях (волномер Шулейкина) или при наблюдениях с берега (перспектометр Иванова).
ВОЛНОМЕРНАЯ ВЕХА – приспособление для измерения волн. Представляет собой деревянный шест длиной 8–12 м с делениями через 1–2 дм. Устанавливается на якоре, крепится к свае или забивается в грунт.
ВОЛОКНО ИСКУССТВЕННОЕ - химическое волокно, полученное из природных высокомолекулярных веществ: вискозных, ацетатных, триацетатных и медно-аммиачных волокон.
ВОЛОКНО НАТУРАЛЬНОЕ - волокно природного происхождения (растительного, животного, минерального). Из В. н. вырабатывают хлопчатобумажную, льняную, шерстяную пряжу и натуральный шелк. В. н. используются
ВОЛОКУША – приспособление в виде двух оглоблей, скрепленных на концах поперечными досками, употребляемые для перевозки людей.
ВОРОНКИ КАРСТОВЫЕ – замкнутые впадины чашеобразной, конической или неправильной формы, образующиеся в растворимых водой породах (в известняках, доломитах, гипсе, каменной соли). Форма их зависит от литологического состава и степени трещиноватости пород, характера поверхностных рыхлых отложений, от рельефа и др. факторов. Диаметр обычно до 50 м (иногда до 400 м), глубина до 15 м (иногда 200 м). Располагаются поодиночке или группами, нередко цепочками вдоль тектонических трещин или подземного водотока. Чаще встречаются 3 основных типа В. к.: поверхностного выщелачивания, провальные и воронки просасывания.
ВОРОТ – простейшая грузоподъемная машина.
ВОРОТ – край одежды вокруг шеи, с разрезом на груди или без него.
ВОРОТНИК – часть одежды, пришитая или пристегиваемая к вороту; может быть стоячим или отложным.
ВОСПЛАМЕНЯЕМОСТЬ – способность воспламеняться, загораться.
ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ – факторы среды и трудового процесса, воздействие которых на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.
Среди В. п. ф. различают:
физические факторы – температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение, неионизирующие электромагнитные поля и излучения: электростатические поля, постоянные магнитные поля (в т. ч. и геомагнитное), электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные излучения радиочастотного диапазона, электромагнитные излучения оптического диапазона (в т. ч. лазерное и ультрафиолетовое);
ионизирующие излучения;
производственный шум, ультразвук, инфразвук;
вибрация (локальная, общая);
аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;
освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, прямая и отраженная слепящая блескость, пульсация освещенности);
электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы;
химические факторы, в т. ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и (или) для контроля которых используют методы химического анализа;
биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, патогенные микроорганизмы.
ВРЕМЯ ОТДЫХА – время, в течение которого работник освобожден от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Правовые нормы, регулирующие В. о., изложены в разд. V ТК РФ. Видами В. о. являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.
Перерывы в течение рабочего дня (смены) делятся на перерывы для отдыха и питания (ст. 108 ТК РФ) и специальные перерывы для обогревания и отдыха (ст. 109 ТК РФ).
Перерывы для отдыха и питания в рабочее время не включаются и, следовательно, не подлежат оплате (см. Перерывы в работе).
Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются всем работникам: при 5-дневной рабочей неделе - 2 выходных дня в неделю, при 6-дневной рабочей неделе - 1 выходной день.
Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 ч (ст. 110 ТК РФ). Исчисляется с момента окончания работы накануне выходного дня и до начала работы в следующий после выходного день. Может быть различной, т. к. зависит от вида рабочей недели (5- или 6-дневная), графика сменности, длительности рабочего дня и т. д.
Общим выходным днем является воскресенье. При 5-дневной рабочей неделе 2-й выходной день устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд. В тех случаях, когда день еженедельного непрерывного отдыха совпадает с праздничным нерабочим днем, он переносится на следующий после праздничного рабочий день (ст. 111, 112 ТК РФ).
Ст. 113 ТК РФ запрещает работу в выходные и нерабочие праздничные дни и предусматривает исключительные случаи привлечения работников (с их письменного согласия) к работе в такие дни. Возможны случаи привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни по письменному распоряжению работодателя, но лишь с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.
Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещена для беременных женщин (ст. 259 ТК РФ) и работников в возрасте до 18 лет (ст. 268 ТК РФ).
Привлечение инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается только в случае, если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям. Эти работники должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 113 ТК РФ).
Допускается привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями категорий этих работников в организациях, финансируемых из бюджета, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а в иных организациях – в порядке, устанавливаемом коллективным договором (ст. 113 ТК РФ).
Работникам предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск - с сохранением места работы (должности) и среднего заработка - продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 114, 115 ТК РФ).
На ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска согласно ст. 116-119 ТК РФ имеют право:
работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда работники, имеющие особый характер работы; работники с ненормированным рабочим днем;
работники, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (ст. 120 ТК РФ).
В ст. 122 ТК РФ предусмотрено право на отпуск в 1-й год работы. Такое право возникает у работника по истечении 6 месяцев его непрерывной работы в данной организации. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения этого срока. До истечения 6 месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен:
женщинам - перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;
работникам в возрасте до 18 лет;
работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до 3 месяцев; в др. случаях, предусмотренных федеральными законами.
Отпуск за 2-й и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной в данной организации.
Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации не позднее чем за 2 недели до наступления календарного года. График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. О времени начала отпуска работник должен быть извещен не позднее, чем за 2 недели до его начала (ст. 123 ТК РФ).
Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение 2 лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до 18 лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными УТ(ст. 124ТКРФ).
По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей отпуска должна быть не менее 14 календарных дней. Часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Замена отпуска денежной компенсацией беременным женщинам и работникам в возрасте до 18 лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными УТ, не допускается (ст. 125, 126 ТК РФ). При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ст. 127 ТК РФ).
По семейным обстоятельствам и др. уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем (ст. 128 ТК РФ).
ВЫПУСК, ВЫПУШКА – узкий край подкладки или специально подложенной с изнанки материи, выпущенный по шву или краю одежды наружу.
ВЫСОТНАЯ БОЛЕЗНЬ – болезненное состояние при подъеме на большие высоты, обусловленное значительным снижением парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе.
Признаки В. б.: чувство усталости, головокружение, головная боль, боль в ушах, тошнота, обморок и др.
Профессиональная Г. значительно усугубляет влияние на организм человека др. факторов трудового процесса, напр, нервно-эмоционального напряжения и монотонности. Отрицательные эмоции приобретают выраженную интенсивность и характер стресса. На фоне снижения эмоциональной устойчивости к стрессогенным факторам отрицательные эмоции оказываются труднопереносимыми для человека. Г в сочетании с высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения может стать причиной срыва адаптационных реакций человека. Одним из эффективных средств увеличения возможности противостоять психо-эмоциональному напряжению должно быть повышение физической активности.
Для лиц с низким уровнем ФП необходимы занятия по 30-40 мин 4-5 раз в неделю в течение 10-12 месяцев. Для лиц со средним уровнем ФП целесообразны занятия по 20-30 мин 3 раза в неделю в течение 8-10 месяцев. Для лиц с высоким уровнем ФП возможны занятия по 10-15 мин 1-2 раза в неделю.
В целях компенсации недостаточной ДА используются:
производственная гимнастика;
групповые занятия профилактической направленности в режиме рабочего дня
(регламентированные и обеденный перерывы);
индивидуальные занятия на велотренажерах в режиме рабочего дня и в свободное
от работы время;
групповые занятия восстановительно-профилактической направленности после
рабочего дня и в выходные дни; самостоятельные занятия - бег, лыжи, плавание и др.
ВРЕМЕНА ГОДА – весна, лето, осень и зима. Смена В. г. происходит вследствие того, что ось вращения Земли наклонена к плоскости земной орбиты (под углом ок. 66°33').
При движении Земли вокруг Солнца ось перемещается почти строго параллельно самой себе и поэтому бывают обращенными к Солнцу то Северный, то Южный полюсы Земли. В первом случае в Северном полушарии Земли тепло, в Южном – холодно, а во втором случае – наоборот.
В Северном полушарии началом весны считается момент весеннего равноденствия (20 и 21 марта при делении суток по московскому времени), лета – момент летнего солнцестояния (21 или 22 июня), осени – момент осеннего равноденствия (23 сент.) и зимы – момент зимнего солнцестояния (21 или 22 дек.).
ВРЕМЯ (в астрономии – звездное и солнечное). В основе измерения В. лежит наблюдение вращения Земли, причем в звездном времени вращение определяется относительно звезд, а в солнечном – относительно Солнца. Непосредственно из наблюдений определяется звездное время, основной единицей которого являются звездные сутки, равные периоду вращения Земли вокруг оси относительно точки весеннего равноденствия. Для практических целей звездное время неудобно, т. к. оно не согласуется со сменой дня и ночи. Поэтому на практике употребляется солнечное время (истинное и среднее). Средне В., отсчитываемое от полуночи, называется гражданским временем. На разных меридианах Земли полночь наступает в различные физические моменты, вследствие чего места на Земле, отличающиеся по долготе, имеют разное местное время. Для удобства международных и междугородных сообщений введено поясное время.
ВРЕМЯНКА – 1. Небольшая переносная лестница. 2. Временная железная печка, а также всякое временное строение, оборудование.
ВСКРЫТИЕ РЕК – процесс разрушения ледяного покрова, происходящий под воздействием тепла и механических сил, возникающих в результате интенсивного притока воды. Разрушение ледяного покрова на реках приводит к ледоходу.
ВУЛКАНИЧЕСКИЕ ГАЗЫ – газы, выделяемые вулканами. Различают эруптивные В. г., выбрасываемые во время извержения, и фумарольные В. г., выделяющиеся в периоды спокойной деятельности вулкана из отдельных участков кратера или с поверхности лавовых потоков.
ВУЛКАН – гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от времени может извергаться огонь, лава, пепел.
ВУЛКАНИЧЕСКИЕ БОМБЫ – куски лавы, выброшенные в пластичном состоянии при извержении вулканов и принявшие при полете в воздухе округлую, веретенообразную или какую-либо другую форму. Поперечник В. б. колеблется от нескольких сантиметров до 5–7 м.
ВУЛКАНИЧЕСКИЙ ПЕПЕЛ – неправильный термин, применяемый для обозначения вулканической пыли и песка, которые образуются в результате раздробления силой взрыва твердой или жидкой лавы при взрывных извержениях.
ВЫЖИТЬ – остаться в живых после болезни, несчастья.
ВЫРАБОТКА – место добычи полезных ископаемых, производства горных работ.
ВЫСОКОГОРНЫЕ ЛАНДШАФТЫ – ландшафты высоких гор (большей частью выше 2–3 тыс. м) с преобладанием альпийских форм рельефа, часто с современными ледниками и снежниками. Климат холодный, преобладают осадки в твердой фазе. Широтное и долготное положение гор накладывает отпечаток на формирование В. л., в связи с чем они образуют различные высотные пояса, напр.: в зоне тайги – пояса горных тундр и гольцов; в зоне широколиственных лесов – субальпийский и альпийский; в центральноазиатских пустынях – высокогорных холодных пустынь. В. л. рассматриваются как особый подкласс ландшафтов.
ВЫСОКОГОРНЫЙ РЕЛЬЕФ – рельеф преимущественно молодых горных стран альпийского пояса (Альпы, Кавказ, Памир, Гималаи и др.), характеризующийся крутыми склонами, глубоким и резким расчленением, остротой и обнаженностью многочисленных скалистых вершин. В. р. обусловлен прежде всего широким развитием ледниковых форм и интенсивно протекающим физическим выветриванием. Абс. высота зоны развития В. р. колеблется в зависимости от абс. высоты гор, географической широты территории и положения снеговой границы, но обычно превышает 2000 – 2500 м.
ВЫСОТА СНЕЖНОГО ПОКРОВА – толщина слоя снега, лежащего на земной поверхности, выраженная в см или мм. Максимальная В. с. п. в многолетнем среднем наблюдается к концу зимы.
ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ ландшафтов – закономерная смена ландшафтов в горах, обусловленная высотой над уровнем моря, связана с уменьшением тепла, а также изменением (до известного предела нарастанием, а потом снижением) кол-ва атмосферных осадков. В. п. наиболее ярко выражается в смене климатов, почв и типов растительности по высоте, до некоторой степени (но не вполне) аналогичной смене ландшафтных зон на равнинах.
ВЫСОТОМЕР – прибор для измерения высоты чего-нибудь (полета, точек земной поверхности т.п.).
ВЬЮГА – снежная буря.
ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животных, а также сумка для такой поклажи.Груз, приспособленный для перевозки на спине животного (лошади, мула, осла, верблюда и др.); В. применяется там, где из-за бездорожья нельзя пользоваться гужевым и автомобильным транспортом. Преимущество вьючного транспорта заключается в возможности перевозить грузы почти вне зависимости от состояния дорог. Наиболее существенным недостатком вьючного транспорта является малая грузоподъемность вьючных животных (80-100 кг). Простейшие В. – это мешки или корзины, закрепляемые на спине животного. Более сложные В. состоят из ряда приспособлений, служащих для удержания и закрепления перевозимых грузов. В состав таких В., как правило, входят предметы для управления (вождения) животным, вьючное седло, приспособления для поддержания и закрепления грузов и принадлежности для ухода за животным. Предельная нагрузка на животное зависит от живого веса и вида животного, скорости движения и степени пересеченности местности. В общем, эта нагрузка колеблется от 1/5 до 1/3 живого веса животного (на лошадь – 1/3 ее живого веса, а на мула – не более 1/5 этого веса). В. должен быть уравновешен, устойчив и равномерно распределен на спине животного. Несоблюдение этих требований ведет к переутомлению животного.
а - оголовье к вьючному седлу образца 1937 г., б - вьючное седло образца 1937 с принадлежностями, в - подвесная рама, г - войлочная подкладка, д - войлочная продкладка, е - дополнительная подпруга, ж - трок круговой, з - брезент, и - увязочная веревка, к - ведро водопойное, л - сетка для сена, м - мешок-саква для принадлежностей, н - аркан фуражный, о - стояльный недоуздок, р - попона, р - трок попонный, с - скребица, т - конская щетка, у - торба для овса, ф - саква овяная, х - мешочек для подков, шипов и гвоздей.
Предельные размеры В. зависят от проходимости дороги, длины животного и необходимости обеспечить наибольшую устойчивость нагруженного животного во время движения. На снабжении Советской Армии находится несколько типов вьючных седел. Основным является универсальное вьючное седло образца 1937. В комплект этого седла входят: оголовье, служащее для управления лошадью, собственно седло, вьючные приспособления и принадлежности для ухода за лошадью (см. рис.). Кроме этого, бывают специальные В. для перевозки предметов вооружения, инженерного и санитарного имущества, связи, а также для транспортировки больных и раненых.
ВЬЮЧНЫЙ – употребляемый для перевозки вьюков.
ВЬЮЧНЫЙ ТРАНСПОРТ – вид гужевого транспорта, в котором грузы перевозятся на животных (обычно лошадях, ослах, мулах; верблюдах – в ряде стран Азии и Африки, ламах – в Юж. Америке, лонах – в Юго-Вост. Азии, яках – в Центр. Азии и др.). В. т. применяется главным образом в условиях бездорожья, в горных районах и пустынях.