О подвозе в горах
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: Левченко Н., генерал-майор интендантской службы. О подвозе в горах. «Тыл и снабжение Советской Армии» № 10-12, 1961 г.
Наиболее сложным вопросом тылового обеспечения войск, действующих в горах, является организация подвоза материальных средств. Это обусловливается географическими и климатическими особенностями горной местности.
Известно, что горные районы характеризуются недостаточным развитием сети дорог, значительным количеством узких мест и труднопреодолимых препятствий на путях сообщения (обрывы, ущелья, крутые подъемы и спуски, каньоны, обвалы, ледники). Эти препятствия ограничивают маневр тыловых частей и учреждений. В ряде случаев приходится применять на одном маршруте различные транспортные средства, организовывать пункты перевалки на их стыках, а также широко использовать авиацию, особенно вертолеты, для доставки грузов и эвакуации раненых.
При действии в горной местности части и подразделения, как правило, будут вести бой на изолированных друг от друга направлениях. Поэтому с самого начала боя возникает необходимость делить имеющиеся транспортные средства на несколько групп. При решении этого вопроса важно не только хорошо знать тактическую обстановку, но и иметь точные данные о характере местности, на которой будут развиваться боевые действия. Транспортные подразделения частей в ходе наступления не должны отрываться от боевых подразделений. Только в этом случае можно обеспечить бесперебойную подачу материальных средств частям и подразделениям, наступающим в высоких темпах. Так, например, на одном из учений офицер Панасенко, организуя обеспечение войск, действующих на разобщенных направлениях, сформировал подвижные транспортные группы с боеприпасами, горючим, продовольствием и другими материальными средствами и направил их непосредственно за подразделениями. Это давало возможность в ходе боя даже в дневное время, используя складки горной местности, быстро пополнять израсходованные материальные средства.
При преодолении частями перевалов, каньонов или других узких мест нужно увеличивать подвижные запасы, особенно горючего, в подразделениях, а также создавать повышенные запасы в замыкании колонн подразделений и частей. На танки и бронетранспортеры необходимо устанавливать дополнительные бочки с горючим для дозаправки машин во время возможных стоянок. Офицер Тимофеев, например, при преодолении войсками перевала направил автоцистерны с горючим за боевыми подразделениями, и командиры батальонов, которым, по сути дела, были приданы эти цистерны, обеспечивали их продвижение. Не смотря на повышенный расход горючего, заправка колесных и гусеничных машин производилась своевременно. Это позволяет сделать вывод, что при преодолении горных перевалов большой протяженности для бесперебойного обеспечения горючим целесообразно часть запасов вместе с транспортом передавать в батальоны.
На учениях мы убедились в том, что при организации пополнения запасов горючего целесообразно иногда применять и такой метод, когда заполненные автоцистерны, направляемые из складов в части, обмениваются на порожние. Этот метод мог бы быть широко использован при наличии цистерн на полуприцепах, что упростило бы организацию их передачи. Ускорит также обеспечение горючим и такой способ, как обмен мелкой тары с ГСМ на порожнюю.
При планировании работы автомобильного транспорта в горных условиях большое значение имеет предварительное проведение разведки путей подвоза и эвакуации, реальный учет допустимой скорости и грузоподъемности автомобилей, особенно при преодолении перевальных участков. Практика показывает, что недостаток кислорода на больших высотах в значительной степени снижает мощность двигателей автомобилей, что приводит к уменьшению грузоподъемности, снижению скорости движения колонн и сокращению суточного пробега машин. Эти факторы заставляют учитывать особенности горной местности и проводить соответствующие мероприятия.
В горных условиях повышается значение технического обеспечения и правильной эксплуатации транспортных машин. При подготовке автомобилей к перевозкам необходимо тщательно проверить тормоза и механизмы управления, а также отрегулировать приборы системы питания. Учитывая, что транспорту придется работать в условиях резкого перепада температур, нужно обеспечить машины средствами утепления и подогрева двигателей. Для оказания помощи транспортным подразделениям в преодолении труднопроходимых мест необходимо высылать гусеничные машины или автомобили повышенной проходимости на наиболее опасные участки дорог.
Особое внимание в горных условиях следует обращать на подготовку водительского состава. Водители должны знать, что, начиная подъем, следует увеличить дистанцию между машинами, выбрать такую передачу, на которой можно преодолеть подъем без остановки и переключения скоростей. Перед преодолением перевала машину нужно остановить, проверить исправность рулевого управления, тормозов. На такой осмотр уйдет немного времени, но это придаст уверенность, что в движении на опасном участке дороги ничего не случится. При вынужденной остановке на подъеме или спуске надо затормозить машину горным тормозом, подложить под колеса камни или наехать на естественные препятствия.
Нередко автомобильным подразделениям приходится двигаться по обледеневшим или мокрым дорогам. Командиры автотранспортных подразделений должны следить за изменением температуры, которая в горах на одном и том же маршруте в течение одного и того же дня может меняться несколько раз. Наибольшая опасность для движения появляется при колебании температуры от —2°С до +2°С.
Для безопасности движения на скользких дорогах нужно снижать скорость до 10—15 км в час. На каждой машине, помимо цепей противоскольжения, необходимо иметь мешок или ящик с песком для посыпки наиболее опасных участков пути. При разъездах со встречными машинами, надо заблаговременно занять место на правой стороне дороги и двигаться на малой скорости.
Безусловно, основным средством подвоза в войсковом тылу является автомобильный транспорт, но не исключается применение и вьючного. Более того, при развитии боевых действий в высокогорных районах, где дороги совсем отсутствуют, вьючный транспорт будет играть не последнюю роль, так как возможности автомобилей даже при их высоком проходимости все же ограничены. По-видимому, вьючные средства следует иметь в резерве и придавать частям и подразделениям в зависимости от конкретной обстановки. При планировании работы горно-вьючных подразделений на маршрутах в высокогорных районах следует иметь проводников, хорошо знающих местность.
В горной местности и, в частности, при сильных разрушениях грунтовых дорог, пролегающих в каньонах и ущельях, возникает необходимость применения канатных дорог для подачи материальных средств. На одном из учений в ходе наступления была «разрушена» единственная грунтовая дорога, проходящая через глубокий каньон. Запасы материальных средств оказались изолированными от подразделений. Для восстановления дороги требовалось несколько суток. Условия погоды не позволяли использовать авиационный транспорт. Офицер Костромин решил применить для подачи материальных средств канатную дорогу. Несмотря на то что на строительство ее затратили значительное время. она себя оправдала — запасы в подразделениях пополнили своевременно.
Бесперебойность подвоза материальных средств в горах во многим зависит от поддержания путей подвоза в проезжем состоянии, от правильной организации движения транспорта. Наиболее трудным вопросом является пропуск автомобильных колонн через горные перевалы, которые являются основными лимитирующими участками дорог. Поэтому при адаптировании перевозок по маршрутам, имеющим перевальные участки, обязательно следует учитывать эти «узкие места».
Для обеспечения бесперебойного движения по горным дорогам необходимо между автомобильными колоннами иметь такой интервал, который исключал бы встречу колонн на перевалах. Возможен такой вариант, когда первая колонна автомобилей проходит через перевал безостановочно. За первой колонной с интервалом в несколько часов следует вторая, которая, дойдя до высшей, точки перевала, задерживается в отстойнике для пропуска встречной колонны, а затем уже проходит весь перевал безостановочно. Движение транспорта через перевал нередко обеспечивается и так: в отстойнике сосредоточиваются машины, идущие от фронта, освобождая дорогу в первую очередь автомобилям, следующим в сторону фронта.
Однако в том и другом случае пропускная способность будет невысокой и для ее увеличения необходимо принимать ряд мер. Например, непрерывно в течение темного времени пропускать автомобили, идущие в сторону фронта, а в тыл — в светлое время. Или круглосуточно пропускать автомобили в сторону фронта, а встречный автотранспорт направлять объездными путями. На дорогах необходимо организовать регулирование движения, установить указатели маршрутов, дорожные знаки.
Так как в большинстве случаев перевозки будут осуществляться в ночное время, большое значение приобретают технические средства регулирования. На горных дорогах зарекомендовали себя комплект светосигнальных огней и громкоговорящие установки на автомашинах и мотоциклах. Участки дорог, на которых водители должны вести машины с особым вниманием, нужно оборудовать мигающими знаками.
Большую роль в горных условиях играет воздушный транспорт. При сильных разрушениях наземных коммуникаций и стремительном наступлении войск транспортная авиация может своевременно доставить материальные средства войскам. Однако в горах редко представится возможность подавать материальные средства посадочным способом. Значительные трудности возникнут и при сборе грузов, сбрасываемых на парашютах. Поэтому подавать грузы войскам следует вертолетами.
Таким образом, в горных условиях успех в организации подвоза материальных средств может быть достигнут лишь при четком планировании и комплексном использовании различных видов транспорта.