Рекомендации по организации экспедиций в Гоби
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: Вокруг Байкала - мини-энциклопедия путешественника. ООО «РИКО», Иркутск, 1999 г.
Рекомендации по организации экспедиций в Гоби
Монголия — страна для отдохновения и медитации. Шум современной цивилизации не нарушает абсолютной тишины многих диких мест Монголии. Здесь свежий воздух и чистая вода родников, необозримое пространство степей со свободно пасущимися табунами диких животных, удивительно красивые и фантастически разнообразные природные ландшафты, мистически яркое звездное небо и идеальная возможность для автомобильных путешествий по бездорожью. Там, где совсем недавно были только караванные тропы, теперь можно путешествовать на автомобилях и останавливаться на туристических базах в монгольских войлочных юртах.
Монголия – земля древних легенд и сказаний — Агарти, Белый Остров, Шамбала: «Много пророчеств везде закопано. Ищи в песчаных холмах вход в тайные подземелья». Настоящий рай для романтиков и отшельников. Монголия по праву считается одной из немногих стран, сохранивших чистоту и девственность окружающей среды.
Распространено мнение, что природа очищает человека. «Чистые» природные места, не имеющие негативных следов воздействия человека, способствуют положительной перестройке сознания и сновидений. Одно из таких редких мест – пустыня Гоби, где безлюдность гарантирует длительную изоляцию и отсутствие контактов с неподобающими людьми, предметами и отвлекающими мыслями, что в конечном итоге просветляет разум и сближает c духами природы. Нужно просто смотреть под ноги и на звезды, чтобы почувствовать их присутствие. Здесь осязается звенящая тишина, в которой можно услышать свист крыльев далеко пролетающей невидимой птицы...
Уже пятый год подряд на автомобилях мы совершаем путешествия в эти далекие и безлюдные места. И с каждой поездкой убеждаемся в разнообразии пейзажей пустыни и исключительности некоторых мест, таящих в себе мистическое воздействие, искомой древними мудрецами, таинственной природной силы.
С каждым годом в Монголии становится все больше дорог. Следы автомобильных колес встречаются в самых невероятных местах, прошлогодний след в засушливых условиях пустыни может сохраниться как вчерашний. В большинстве мест голая каменистая степь позволяет с достаточно большой скоростью двигаться в любом направлении. Часто приходится ехать без дорог через обширные участки, засыпанные щебнем, и по такырам — глинистой поверхности, растрескавшейся на солнце. В период дождей такыры покрываются водой и становятся непроходимыми для автомашин. Можно также уверенно двигаться по руслам высохших рек с ровной галечной поверхностью, лишь бы направление сайра совпадало с необходимым направлением движения. Большинство монгольских дорог прокладывается с использованием русел сайров. Ехать без дорог, несмотря на кажущуюся ровную поверхность степи, всегда оказывалось труднее и дольше.
Впрочем, это самое интересное — путешествовать по Монголии по едва различимым проселкам, плутать по степи без дороги, спрямлять путь по сайрам и неожиданно попадать в живописные места или находить таинственные следы древней кочевой культуры в виде наскальных рисунков, мегалитов и развалин древних городов.
Грязь в степи тоже особенная. После дождей дороги моментально разбухают и проехать по ним становится невозможно до тех пор, пока они не просохнут. Своеобразной особенностью являются коварные грязевые ловушки, покрытые тонкой коркой засохшей земли. Если колесо провалилось в таком месте, лучше не пытаться буксовать, иначе машина гарантировано садится на оба моста. Методика вытаскивания одна — машина вагами приподымается над грязью и под колеса подкладываются камни или доски.
Кроме коварства дорог, вторая по значимости неприятность, с которой мы сталкивались во время путешествия, — везде проникающая мелкая пыль, забивающая нос до проявления аллергии у некоторых членов экспедиции, и приводящая в негодность видеокамеры и фотообъективы. Мелкий серый налет постоянно покрывал приборную доску и все вещи в кабине автомобиля. Редкие родники в пути для нас были настоящим праздником. Это была не только возможность пополнить запасы питьевой воды, постираться и помыться, но и произвести влажную уборку салона, потому как машина на время путешествия становится настоящим домом на колесах.
Основную часть дня мы проводили внутри машин, непрерывно двигаясь до сумерек. Дорога затягивала, само движение по ней становилось смыслом жизни. По большому счету, было не так важно, куда ехать. Даже сбиваясь с пути, мы попадали на интересные природные объекты, иногда более достойные посещения, чем те, к которым мы стремились. Там, где мы находились, совершенно не ощущалось присутствие человека. Очень скоро мы перестали удивляться многочисленным диким животным, воспринимая как должное присутствие рядом лисиц, змей, скорпионов. Ночевки под звездами без палатки стали естественным делом, а падающие метеориты, до 30 раз за вечер, — привычным украшением ужина у костра.
Самбайну — здравстуйте.
Тантай уулзсандаа баяртай байна — рад Вас видеть.
Баярлах –– спасибо
Танд их баярлалаа — большое Вам спасибо.
Амгтай — вкусно
Та намайг уучилна уу — Вы меня извините, пожалуйста
Сайхан зам — хорошая дорога
Зам дээр шавхайтай байна — на дороге грязь
Урт зам — длинная дорога.
Зам, чиглэлийг зааж орох — указывать дорогу, направление.
Хаана зам — где дорога?
Замаасааа булах — свернуть с дороги.
Зуун тийш эргэх — повернуть, свернуть налево.
Баруун тийш явах — пойти, поехать направо.
Зов зам — правильное направление.
Замын дагуу монгууд байна — вдоль дороги стоят столбы.
Намгийг тойрон гарах — обойти болото.
Омно гол, ой, нуур байна — впереди река, лес, озеро.
Зов, яг урэр хаяг — точный адрес.
Хот, гол, уулын нэр — название города, реки, горы.
Сайхан газар — красивая местность.
Жуулчдын бааз — туристическая база.
Жуулчдын баазаз амрах — отдыхать на туристической базе.
Эртний шилтгээн — древний замок.
Хуучин уайз — старая крепость.
Хэрэм — крепость, крепостная стена.
Цав — щель, трещина.
Хийд — монастырь.
Агуй яаж явж хурдгиййг, хэлж огно уу? — Скажите, пожалуйста, как проехать к пещере?
Цэиэр ур — чистая вода.
Худгийн ус — вода из колодца.
Ус уух — выпить воды.
Айл — временное кочевое стойбище.
Хоомох хэрэгтэй — надо пообедать.
Хунс худалдан авах — купить продукты.
Талх, суу, мах, бяслаг худалдан авах — купить хлеба, молока, мяса, сыра.
Шинэ мах — свежее мясо.
Унэтэй вэ — сколько стоит?
Унэтэй — дорого.
Унэтэй хогшин — вещь стоит дорого.
Би барагтайхан байна, би му байна — мне не хорошо.
Эм — лекарство.
Гай дайрах — случилась беда.
Хомоолтэй шавьж — вредное насекомое.
ХРОНОЛОГИЯ
X—XI вв. Образование монгольского этноса.
1162 Рождение Темучина, будущего Чингисхана, впоследствии объединившего племена кочевников и создавшего сильное монгольское государство.
1206 Курултай — съезд ханов всех монгольских племен, провозгласил Темучина великим каганом и присвоил ему титул Чингисхана — «Повелитель вселенной», под которым он и стал известен истории.
1207—1208 гг. Поход монголов на Тангутское государство (Си Ся).
1211—1215 гг. Завоевание монголами северного Китая.
1215 Захват Пекина (Чжунду) монголами.
1218 Чингисхан утверждает и впервые записывает законы Монгольской империи («Великие Ясы»).
1218 Захват монголами Восточного Туркестана и Семиречья.
1219—1221 гг. Поход Чингисхана в Среднюю Азию.
1219 Основан город Каракорум — столица Чингисхана.
1223 Поход монголов на Русь.
122—1227 гг. Поход монголов на Тангутское государство (Ланьчжоу).
1227 Смерть Чингисхана.
1229 Угэдей, третий сын Чингисхана, провозглашен вторым Великим ханом.
1240 Создание «Сокровенного сказания монголов» — первой письменной летописи.
1235 Построены стены вокруг монгольской столицы — Каракорума.
1236 Монгольское нашествие Батыя в Россию.
1239 Завоевание Тибета.
1243 Батый создает Золотую Орду.
1246 Сын Угэдея — Гуюк, провозглашен третьим Великим ханом.
1251 Мункэ — четвертый Великий хан.
1252 Завоевание Ирана монголами.
1260 Великим ханом стал внук Чингисхана — Хубилай, завершивший завоевание всего Китая и в 1271 г. провозгласивший себя императором Китая, основателем династии Юань.
1275 Марко Поло посещает летний дворец Хубилая в Шанду (Камбулак).
1274 Первая попытка Хубилай-хана вторжения в Японию. 900 кораблей с 40 тыс. монгольских, китайских и корейских солдат пытаются высадиться в Японии. Тайфун уничтожает эскадру.
1263 Провозглашение Пекина столицей Монгольской империи.
1269 По приказу Хубилая, на основе тибетского алфавита, составляется монгольский алфавит (квадратное письмо).
1281 Вторая попытка Хубилай-хана вторжения в Японию. Самое крупное в истории человечества морское вторжение на 3400 кораблях с 142 тыс. монголо-китайских воинов. Тайфун, как и при первой попытке вторжения на японские острова, снова уничтожает морскую эскадру.
1287 Вторжение на Бирму.
1292 Вторжение на остров Ява.
1299 Вторжение в Сирию.
1348 Начало восстаний в Китае, направленных против правления монголов в Китае.
1368 Мощное антимонгольское восстание в Китае свергло династию Юань.
1380 Войска китайской династии Мин вторглись в монгольские земли и сожгли её столицу Каракорум.
1380 Русские дружины во главе с князем Дмитрием Донским на Куликовом поле нанесли тяжелое поражение Золотой Орде, что вскоре положило конец татаро-монгольского ига.
XIII—XVII вв. Период феодальной раздробленности монгольской страны и постепенное подчинение монгольских земель Китаю.
1577 Тумэнский правитель Алтан-хан принял у себя верховного тибетского ламу Содномджамца и удостоил его звания главы ламаистской религии с титулом Далай-лама. За этим актом последовало принятие буддизма наиболее крупными князьями Монголии.
1586 В Монголии на месте древнего Каракорума построен первый буддийский монастырь Эрдэни-Дзу.
1608 В Монголию было направлено первое русское посольство.
1618 Прибытие в Россию первого посольства из Монголии.
1636 Маньчжурские правители установили господство над внутренней Монголией.
1640 Принят монголо-ойратский свод законов, определяющий нормы семейной и общественной жизни монголов.
1649 Основание в долине реки Тола Икхе-кюрена «Великого монастыря».
1691 Признание монгольскими князьями власти Цинской династии. Маньчжурское господство над Внешней Монголией (1691—1911 гг.).
1754—1758 гг. Антиманьчжурское народное восстание монголов под руководством Амурсаны.
1838 Построен главный буддийский монастырь Монголии Гандантекчинлинг в Урге.
1861 В Монголии открыто первое российское консульство.
1911 Отделение Внешней Монголии от Китая. 1 декабря 1911 г. провозглашено независимое монгольское государство. В обращении к монгольскому народу говорилось: «Наша Монголия с самого начала своего существования была самостоятельным государством, а потому, согласно древнему праву, Монголия объявляет себя независимым государством с новым правительством, с независимой от других властью в вершении своих дел. Ввиду изложенного, сим объявляется, что мы, монголы, отныне не подчиняемся маньчжурским и китайским чиновникам, власть которых совершенно уничтожается, и они вследствии этого должны отправиться на родину».
1915 Тройственное соглашение между Россией, Китаем и Монголией. В нем, в частности, говорилось: «Внешняя Монголия признается внутренним самостоятельным государством, находящемся в вассальной зависимости от Китая».
1919 Китайские войска вторглись в Монголию и отменили её автономию.
1920 Возглавляемые генерал-лейтенантом Р.Ф. Унгерн-Штернбергом четыре полка забайкальских казаков, после падения режима А.В. Колчака, переходят российско-монгольскую границу и в 1921 г. освобождают Ургу от китайских оккупантов, Богдо-гэгэн вновь возведен на ханский трон.
1921 Создание Монгольской народно-революционной партии во главе с Сухэ-Батором. Народная революция в Монголии и освобождение страны от китайской зависимости.
1921 В конце июня 1921 г., по просьбе руководства МНРП, с целью преследования и ликвидации белогвардейцев, на территорию Монголии был введён экпедиционный корпус, состоящий из соединений и частей 5-ой Красной Армии и народно-революционной армии Дальневосточной Республики.
1921 Буддийских монастырей разного типа насчитывалось в Монголии 747. 26 ноября 1924 г. На I съезде Великого народного хурала провозглашена Монгольская Народная Республика.
1924 Город Урга переименован в Улан-Батор («Красный богатырь»).
1925 Вывод частей Красной Армии после ликвидации остатков белогвардейских банд в Монголии. В ноте народного комиссара по иностранным делам СССР Г.В.Чичерина от 24 января 1925 г. говорилось: «Правительство СССР считает, что пребывание советских войск в пределах Монгольской Народной Республики уже не вызывается необходимостью».
1935 Кампания по разрушению буддийских монастырей в Монголии, с приходом к власти маршала X. Чойболсана.
1936 Подписан Протокол о взаимопомощи между правительством МНР и СССР.
1937 По просьбе правительства МНР для укрепления обороноспособности на её территорию повторно вводятся советские войска — 17-я армия Советского Союза.
1939 Монгольская народно-революционная армия с помощью Красной армии отразила вторжение японских войск в Монголию, разгромив их на Халхин-Голе.
1940 Ю. Цеденбал становится Генеральным секретарем Монгольской народно-революционной партии.
1942 Взамен старомонгольской письменности вводится современная кириллическая письменность.
1946 Монголия признала Китайскую республику. Независимость МНР признана Китаем.
1946 Подписан Договор о дружбе и взаимопомощи между правительством СССР и МНР.
1947 Построена железная дорога Наушки — Улан-Батор.
1961 Монгольская Народная Республика принята в Организацию Объединенных Наций.
1974 Ю. Цеденбал стал главой государства.
1980 В начале 80-х гг. в Монголии работало около 50 тыс. советских гражданских специалистов и размещался 30-ти тыс. воинский контингент.
1981 Завершение строительства горно-обогатительного комбината «Эрдэнэт».
1981 Полет монгольского космонавта Жугдердемедийна Гуррагча на советскую станцию Салют-6.
1984 Ю. Цеденбал смещен со всех постов. Батмунх становится Генеральным секретарем партии и главой государства.
1987 Установление дипломатических отношений с США.
1988 Ж. Батмунх призывает к перестройке экономики.
1989—1990 гг. Вывод советских войск из Монголии (50 тыс. офицеров и солдат, свыше 850 танков, около 1100 боевых машин пехоты, 820 артиллерийских систем, 190 самолетов и 130 вертолетов).
1991 Смена модели общественного развития: от социалистической к рыночной.
1992 В Монголии принята Новая Конституция. Закреплено новое название страны «Монголия» вместо предыдущего «Монгольская Народная Республика».
1993 Подписано соглашение о дружбу и сотрудничестве между Монголией и Россией.
1996 Демократический альянс получил большинство в парламенте и сформировал правительство из членов этого альянса — 50 из 76 членов парламента.
1997 Президентские выборы в Монголии. Победу одержал Н. Багабанди.
2000 Демократические выборы Великого Государственного Хурала. Из 76 членов — 72 представители МНРП.
ЗНАМЕНИТЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ЭКСПЕДИЦИИ В
ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
1245—1247 гг. Джовани дель Плано Карпики. Монах-францисканец, знаменитый путешественник. В 1253 г. был послан Людовиком IX в Азию для установления контактов с христианами, проживавшими в пределах Монгольской империи. Подробный письменный отчет о путешествии.
1253—1256 гг. Гильом де Рубрук – путешественник XIII в., опубликовавший географические и этнографические представления о глубинных областях Азии.
1271—1295 гг. Марко Поло, итальянский путешественник, прожил в Китае около 17 лет. В своей знаменитой «Книге» (1298 г.) дал европейцам первые достаточно верные географические представления о глубинных областях Азии.
1828 г. Иакинф (Бичурин) — известный синолог, член пекинской духовной миссии издает чрезвычайно ценные «Записки о Монголии» – подробный дневник поездки из Пекина до Кяхты.
1870—1885 гг. Н.М. Пржевальский — первый европейский исследователь внутренних районов Центральной Азии. Руководитель 4-х экспедиций в Центральную Азию. По итогам экспедиций в Монголию написал книгу в 2-х томах: «Монголия и страна тангутов» в 1875—1876 гг.
1876—1877 гг. 1-я монгольская экспедиция Сибирского отдела Русского географического общества. Этнографические материалы экспедиции составили два тома «Очерков Северо-Западной Монголии», опубликованные Г.Н Потаниным в 1878 г.
1876––1890 гг. М.В. Певцов, исследователь Центральной Азии, руководил экспедициями по Джунгарии, Монголии, Гоби, составил карту и подробное географическое описание, опубликовал книгу «Очерк путешествия по Монголии и северным провинциям Внутреннего Китая» (Омск, 1883 г.).
1879—1880 гг. 2-я монгольская экспедиция Сибирского отдела Русского географического общества. Материалы экспедиции послужили для написания двух новых томов Г.Н. Потанина «Очерки Северо-Западной Монголии».
1884—1886 гг. Г.Н. и А.В. Потанины. Путешествие на Тангутско-Тибетскую окраину Китая и по Центральной Монголии. Собрали огромное количество сведений о Монголии, ценные этнографические материалы, множество легенд и сказок. В общей сложности Потанин опубликовал более 200 фольклорных текстов.
1876—1879 гг. А.М. Позднеев участвует в экспедиции Русского географического общества во главе с Г.Н. Потаниным и собирает для Петербургского университета коллекцию монгольских рукописей (972 тома, бэн-цзы).
1887 г. В Санкт-Петербурге издан фундаментальный труд по истории буддизма в Монголии А.М. Позднеева «Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии».
1889 г. Экспедиция Сибирского отдела Русского географического общества под руководством Н.М. Ядринцева. Обнаружение знаменитого Каракорума — древней столицы Чингисхана — и открытие памятника с двуязычной — рунической и китайской – надписями стало мировой сенсацией.
Двуязычная надпись дала ключ для расшифровки орхоно-енисейских рун — древнейших письменных памятников истории тюрков и других народов Центральной Азии VII—XI вв.
1883—1898 гг. Экспедиция академика В.В.Радлова, в которой принял участие Д.А. Клеменц — первый геолог в Монголии, который подготовил позже материалы для первой археологической карты Северной Монголии.
1899—1902 гг. ГЦ. Цыбиков. Тибетская экспедиция. Первый ученый из России, который сумел посетить Центральный Тибет и Лхасу.
1899—1926 гг . П. К. Козлов. Экспедиции по Монголии и в Тибет. Открыл в 1908 г. мертвый город Харо-Хото XI—XIII вв. (41º45' с.ш. 101º05' в.д.). При раскопках он нашел большую библиотеку (2000 книг) на тангутском языке, более 300 образцов тангутской живописи и т.д. Издал книги «Монголия и Кам» (Спб., 1905 г.), «Путешествие по Монголии» (М., 1949 г.) и т.д.
1918—1930 гг. Американские палеонтологические экспедиции.
1922 г. Центрально-азиатская палеонтологическая экспедиция Американского музея естественной истории, возглавляемая профессором Р-Ч. Эндрюсом. В красных песчаниках Шабаран-Усу (ныне Баин-Дзан) были найдены многочисленные скелеты разнообразных динозавров и кладки яиц динозавров.
1927 г. Александра Дэви-Неел. Французская путешественница, первая европейка достигшая Лхасы. Прожила в Тибете и смежных с ним странах 14 лет подряд.
1903—1914 гг. Братья М.Е. и Г.Е. Грумм-Гржимайло. Экспедиционные отчеты и дневники.
1923—1928 гг. Н.К. Рерих. Знаменитая центрально-азиатская экспедиция: 25 тыс. километров по безжизненным пустыням Монголии, Китая и Тибета.
1927—1930 гг. Знаменитая центрально-азиатская экспедиция шведского путешественника Свена Гедина, в составе которой находились известные ученые из Европы и Китая.
1941—1943 гг. Э.М. Мурзаев, российский географ. Путешествие по Монголии описаны в его книге «Годы исканий в Азии».
1946—1982 гг. Советские палеонтологические экспедиции.
1946 г. Палеонтологическая экспедиция Академии наук СССР под руководством профессора Н.А. Ефремова. Экспедиция открыла богатейшее местонахождение гигантских динозавров в Нэмэгэту-Ула, не уступающая по своим масштабам знаменитому африканскому местонахождению Тендагуру.
1963—1971 гг. Польские палеонтологические экспедиции.
1971—1986 гг. Советско-монгольская комплексная Хубсугульская экспедиция Иркутского и Монгольского государственных университетов. Обобщающим результатом 15-ти летних исследований Прихубсугулья и озера Хубсугул стал выпуск картографического атласа озера Хубсугул в 1989 г.
1990—1993 гг. С 1990 г. начал действовать монголо-японский исследовательский проект «Широкая степь». Были проведены поисковые работы по выявлению ценных, редких полиметаллов, других полезных ископаемых на более чем 500 тыс. кв. км. территории южной, юго-восточной и восточной частей Монголии. С 1993 г. данный проект расширился и получил название «Золотая цепь», охватив значительно большую территорию Монголии.
Ю.Н. РЕРИХ: «Центральная Азия, этот засушливый район азиатского континента, служила когда-то связующим, звеном между странами Востока, и на ее дорогах последователи Мани встречались с приверженцами Будды и сторонниками шаманских верований. Монголия – это страна Великой степи, колыбель кочевых народов хуннов и тюрков, родина Чингисхана. Несказанной древностью дышит эта земля. Будущих исследователей ждет огромное количество курганов, керексуров, древних петроглифов на скалах, оленные камни и менгиры, рунические письмена на каменных стелах и тюркские каменные «бабы».
Традиционное жилище кочевника — мобильная легкая разборная юрта. Войлочная юрта — гэр, с давних пор служила жилищем кочевых народов. Юрта имеет деревянный остов, сборка которого производится без применения металла. На него снаружи накладывается, иногда в два слоя, войлочная кошма, поверх которой наматывается ткань, защищающая войлок от дождя и снега.
Ткань юрты богато украшалась вышивками и аппликациями. Особо ярким и отчетливым узором аппликации украшалась войлочная занавеска входа. Орнамент символизировал счастье, долголетие. В нынешнем виде юрта существовала ещё в VI в. у тюркских кочевников. Дверь всегда обращена к югу. Эта особенность установки юрты, позволяла кочевникам определять время. Солнечный луч, попадая в гэр через верхнее отверстие в юрте, скользя по решеткам стены, давал возможность точно определять время суток. Северная сторона, прямо против входа, считается самой почетной: там принимают гостей. В центре юрты устанавливается печь.
До XIX века юрта была основным жильем кочевников: и домом, и храмом, и дворцом. Жилище князя отличалось лишь большими размерами и своим богатым убранством. Передвижные войлочные белые городки непрерывно перемещались с места на место.
До сегодняшнего дня сохранились обычаи и существуют определенные правила при посещении монгольских юрт. При входе нельзя наступать на порог юрты; садиться на него, это невежливо. В старые времена гость, наступивший умышленно на порог, считался врагом, объявляющим о своих злых намерениях хозяину. Оружие и поклажу, в знак своих добрых намерений, надо обязательно оставить снаружи. Нельзя входить в юрту с какой-либо ношей. Человек, сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя. Северная половина юрты более почетная, тут принимают гостей. Нельзя садиться самовольно без приглашения на северной почетной стороне. Восточная половина (как правило, справа от двери, вход юрты всегда обращен на юг) — женская, левая — мужская. Это разделение сохраняется и сейчас.
В юрту, где рожает женщина, нельзя входить постороннему; нельзя выносить и отдавать кому-либо огонь очага и молоко, чтобы с ним не ушло счастье; нельзя свистеть — это сигнал, созывающий злых духов.
Одинаковый для мужчин и женщин халат (летний — «тэрлэг», зимний — стеганный «дэли»), запахивается слева направо, застегивается у ворота и подпоясывается широким многометровым оранжевым кушаком, несколько раз обертываемым вокруг тела. Кушак существенно утепляет область поясницы, что при частой верховой езде, при низких температурах воздуха очень важно для защиты от заболеваний радикулитом. Зимние дэли шьют из овчин, мех их обращен внутрь, а наружная часть обшита материей и часто украшена цветным узором. Вместо карманов, по монгольской традиции, вещи, среди которых часто присутствует кисет с курительным табаком и трубка, хранятся за пазухой перепоясанного дели. Головные уборы монголов удивительно разнообразны как по форме, так и по материалу: кожа, мех (овчина, лисица, тарбаган), бархат, шелк. Каждая этническая группа монголов имела головной убор особого покроя.
Пищевой рацион монголов традиционно определяется продуктами скотоводческого хозяйства. Это мясо (в основном баранина, реже говядина и конина) и молочные продукты (чай с молоком, сыр «бислаг», сушеный творог «арул», простокваша «тарак», пенки «урюм», молочная водка «архи», кумыс «айраг», топленое масло «шар тос»). Молоко в пищу употребляют всех сортов — коровье, кобылье, верблюжье, овечье и козье, причем для каждого сорта молока есть свое применение. Кумыс и водку приготавливают из кобыльего молока, масло, пенки и варенец из коровьего и овечьего. Мясо не доваривают, чтобы сохранить в нем витамины. Любимые национальные блюда — пирожки с мясом, обжаренные в бараньем жиру «хушур», вареные на пару позы «бууз», лапша с мясом. Традиционное монгольское блюдо —«боо-дог»: туша козла или тарбагана в собственной шкуре, запеченная с помощью раскаленных камней, помещаемых внутрь её.
Монгольский чай с молоком, если он сделан по всем правилам, очень вкусен. Воду кипятят в чугунном котле, бросают в него заварку из плиточного зеленого чая, добавляют молоко, вновь кипятят до полной готовности, затем добавляют в него соль, масло, поджаренную муку, слегка обжаренное сало бараньего курдюка, костный мозг барана. Чай с такими компонентами часто в течение многих дней служит скотоводам-кочевникам единственной пищей. На поверхности такого чая плавает тонкий слой жира. Пьют его без сахара. К нему обычно подаются кусочки теста, обваренные в бараньем жиру «боор-цог». Последние после приготовления быстро твердеют, могут храниться очень долго и, размоченные в горячем чае, вновь становятся съедобными.
Одно из самых популярных блюд в современной Монголии — сваренные на пару - бозы. Вдоль автомобильных дорог в большом количестве встречаются юрты — «гуанз», в которых за 15—20 минут, прямо на ваших глазах, приготовят традиционные бозы. В очаг юрты подбрасывают — аргал, сухой коровий навоз, который служит основным видом топлива у кочевников и дает сильный и хороший огонь. По размеру бозы меньше бурятских поз и внутри их не мясной фарш, а мелко рубленное мясо.
На территории Монголии обнаружены многочисленные следы первобытного искусства. Самые ранние памятники — сосуды с сетчатым орнаментом, а также рисунки, выполненные красной краской или процарапанные на поверхности скал, относятся к эпохе неолита. Первые бронзовые изделия и узорчатая керамика датируется примерно II тысячелетием до н.э. В конце I тысячелетия до н.э. на территории Монголии создается крупный племенной союз гуннов. Обнаруженные в курганах Ноин-Улы (Северная Монголия, I в. до н.э.) разнообразные изделия из бронзы, серебра и золота, вышивки и войлочные ковры с аппликациями украшались фигурами зверей, выполненными в причудливом и изощренном «зверином стиле». Кочевая культура не оставила после себя монументальных сооружений, поселения-ставки были кочевыми. Первые большие оседлые города стали строиться только в XII в. Единственными сохранившимися до наших дней памятниками передвижения кочевых племен являются многочисленные группы могильных холмов и курганных погребений, плиточные могилы, относящиеся к скифо-сибирской культуре VII— V вв. до н.э., мегалитические сооружения (менгиры, кромлехи). Характерной чертой самобытного искусства кочевников Центральной Азии является, так называемый «звериный стиль», впервые открытый на оленных камнях.
«Оленные камни» — каменные плиты, поверхность которых покрыта изображениями скачущих животных, чаще всего оленей. Изображения на «оленных камнях» располагаются в определенном порядке. Вверху — солнце и луна, ниже пояс геометрического орнамента, затем — изображения оленей или, значительно реже, других животных, внизу — ещё один пояс, украшенный геометрическим орнаментом. На некоторых оленных камнях встречаются изображения человека. Наибольшее количество оленных камней обнаружено в Северной Монголии, их возраст зачастую датируется I тыс. до н.э. Могилы с оградами из каменных плит относятся к скифо-сибирской культуре VII—V вв. до н.э.
Наскальные рисунки. В долине р. Чулуут протяженность скал с петроглифами превышает 170 км. Практически везде, где есть скалы, там есть рисунки неолита бронзового и раннего железного века. Около Арвайхээра находится священная оленная гора. По её верхним склонам разбросаны валуны, покрытые древними петроглифами, возраст которых составляет 10—15 тыс. лет. В пещере Хойт-Ценкер Агуй, находящейся в 25 км к юго-западу от населенного пункта Манхан-сомон в Кобдокском районе, обнаружены самые ранние петроглифы на территории Монголии. Академик А.П. Окладников считает эти рисунки древнейшим, художественным памятником Центральной Азии из числа известных в настоящее время, и относит их возраст к эпохе верхнего палеолита.
«Каменные бабы» – каменные изваяния на княжеских могилах тюркского времени VI-VIII вв. н.э. Тюрками были воздвигнуты первые скульптурные монументы на погребальных могилах. Изваяния прославляли боевые подвиги военачальников.
Керексуры — так называют в Монголии аллеи древних менгиров VII— VIII вв. н.э. Как правило, аллеи менгиров ориентированы с востока на запад. Отдельные менгиры достигают высоты свыше 4 метров, вес свыше 4—5 тонн. Такие отдельно стоящие в ровной степи менгиры, озадачивают исследователей своим происхождением. Часто рядом нет никаких видимых скал, где могли бы заготовить такой большой монолитный камень. Возраст менгиров настолько древний, что со временем их стали почитать как обиталище духов. На каменных гранях менгиров иногда можно увидеть следы возлияния маслом. Отдельные из них за время существования неоднократно перетаскивались с места на место, так что в настоящее время трудно определить их первоначальное местонахождение. На некоторых сохранились загадочные символы. Так на одном из двух высоких 3-х метровых обработанных каменных менгирах, обнаруженных нами в ровной степи (47°11´7N и 106°37'9Е), имеется изображение круга с двумя рогами.
От древних обычаев сохранилось уважительное отношение к огню своего очага. Огню приписывается магическое очистительное воздействие. Очищение огнем считалось необходимым ритуалом, дабы гости не устроили или не принесли какого-либо зла. Во время чингисидов все послы, купцы с дарами должны были проходить между двух огней для обезвреживания дурных намерений, которые могли иметь. Известен случай, когда монголы безжалостно казнили русских послов лишь за отказ пройти между двумя кострами перед ставкой хана. Очищение огнем широко используется и сегодня в сибирских шаманских практиках. Нельзя вонзать нож в огонь, касаться огня ножом или острым предметом, доставать ножом мясо из котла, бросать в огонь очага мусор, тряпки — это оскорбляет дух домашнего очага. Запрещается давать огонь очага в другой дом или юрту. Считается большим грехом брызгать молоком в огонь очага.
Обычай гостеприимства. Поднося гостю чай, хозяйка в знак уважения подает пиалу двумя руками. Гость должен принять ее также обеими руками — этим он показывает уважение дому. В Монголии и Бурятии существует обычай правой руки. Пиалу при церемонии приветствия передают только правой рукой. И естественно, принимать любое подношение нужно правой рукой или двумя руками.
Чтобы подчеркнуть особое уважение, гостю в знак приветствия подают две руки, сложенные ладонями, как при буддийском поклоне, пожатие рук в этом случае делается также одновременно двумя руками.
У стен монастыря у местных торговцев можно приобрести старинные монеты, буддийские фигурки бурханов и различные реликвии, оригинальные фрагменты бронзовых и железных украшений, найденные в земле на месте бывшего Каракорума. На территории монастыря Эрдэнэ-Дзу имеется также магазин с антиквариатом, картинами и акварелями монгольских художников и разнообразными сувенирами.
Вблизи Каракорума известны развалины дворца ханши Тойтен в долине озера Цаган-Нор, развалины на Кокшин-Орхоне, кладбище керексур у горы Хотондэ, древние письмена на скалах Улан-Хада. Хорошо сохранились развалины из белого кирпича «Белого замка» (XVI—XVII вв) — крепости Цогт-Хуна тайджи с крепостной стеной и двумя сторожевыми башнями.
Из книги А. Позднеева «Очерки быта буддийских монастырей»: «Каждая буддийская обитель должна отстоять от какого-либо города, селения и вообще от жилья простолюдинов не менее, как на такое пространство, на котором может быть слышен человеческий голос. Обстоятельство это должно служить для лам и простолюдинов видимым знаком полной отрешенности монастыря и его обитателей от мира и всего мирского».
Около Арвайхээра находится священная оленная гора. По её верхним склонам разбросаны валуны, покрытые древними петроглифами, возраст которых составляет 10—15 тыс. лет. Рисунки выбиты на скалах, так называемой точечной техникой, и относятся к неолиту. Более 80 рисунков изображают сцены охоты, лучников, коз с рогами, яков, носорога, танцоров. Интересен один из рисунков — приручение человеком коня. Рядом с священной горой, на соседней горе находятся ряды древних менгиров.
На вершине Их-Богд-Уул находится священный родник, о котором знаменитый путешественник П. Козлов написал: «Святой ключ у вершины горы Ихэ-Богдо окаймлен кустами тальника, поднимающимися в высоту до двух саженей. Пеший поход к нему от подножия требует целого дня. Там, в глубине ущелья, у священного источника (ущелье Улястэ-ама), по словам тех же монголов, всегда и у всех болит голова, тяжело дышать, сильнее бьется сердце, а у некоторых даже идет горлом кровь».
В горах Гобийского Алтая, по рассказам путешественников, изолированно проживает племя «высокорослых людей с длинными волосами». Своим обликом они отличаются от монголов, и редко спускаются с гор в долину озер. Упоминание об этом племени имеется в путевых записках палеонтолога И. Ефремова (1949 г.). В начале 1990-х годов в районе горного массива Их-Богд-Уул работала русско-монгольская комплексная экспедиция, которая встретила несколько монголов странного вида — высокого роста, с длинными волосами, вытянутыми продолговатыми лицами, хотя и с небольшим монгольским разрезом глаз. На контакт эти люди не пошли. Очевидцу они больше всего напомнили индейцев.
Кроме древних каменных орудий, не редкость прямо под ногами встретить россыпи самоцветов — цветные агаты, оранжевые сердолики. В других районах Гоби, также непосредственно на поверхности, найдено окаменелое дерево аризонского типа с цветными прожилками, голубой халцедон — сапфирин, гранат, кошачий глаз. Особенность всех россыпей Гоби — их нахождение прямо на поверхности земли. В течение миллионов лет солнце, вода и ветер измельчили в щебень целые хребты базальтов, высвободив из материнских пород россыпи самоцветов. Бесцветные в глубине земли агатовые кристаллы, оказавшись на поверхности, под лучами солнца при длительном нагревании и под воздействием ультрафиолетового излучения, наливаются ярким и сочным золотистым цветом. Всего в 20—30 см в глубине от поверхности степень их окраски резко падает.
«Шара-Хулусун — таинственное место, одинокий оазис, расположен в самом сердце пустыни Гоби на пересечении древних караванных путей Центральной Азии. Ущелье всегда было любимым убежищем грабителей. Джа-лама содержал здесь заставы, смотрящие за караванами, прибывающими из Тибета, Китая и Монголии. Говорят, окружающая местность изобилует золотоносным песком и вокруг, в долинах, прежде китайцами успешно разрабатывались золотоносные копи.
В дневнике Ю.Н. Рериха обширные пустынные пространства южнее Юм-бейсе описываются как абсолютно безводные, где существование человека и животного фактически невозможно. «Дорога пролегает через одну из наиболее пустынных областей на земле — крутые горы и покрытые щебнем равнины, где ни люди, ни дикие животные не нарушают однообразия ландшафта. Эта область всегда была известна как укрытие для банд, а деяния и жестокая резня Джа ламы, воинственного монаха, были все ещё на устах местных кочевников».
Безлюдная полуразрушенная каменная крепость Джа ламы со сторожевыми башнями на соседних холмах сохранилась до наших дней.
Развалины древних городов встретились на этом пути трижды, причем два раза мы попадали на них случайно в совершенно безлюдной местности. Мы видели многочисленные обо в честь духов местности, иногда они были замысловато сложены из камня в несколько ярусов и имели вокруг меньшие по размеру каменные пирамиды. В степи, в самых неожиданных местах, встречали плиточные могилы, мощные курганы, каменные фигуры — «бабы» и мегалитические сооружения, оставленные древними кочевыми племенами. Один из таких загадочных памятников находится по дороге на Мандалговь в 223 км от Улан-Батора (47°11'7"N и 106°37'9"Е). Среди ровной степи из земли торчит два высоких менгира (свыше трех метров в высоту и 50 см каждая грань в ширину). Продолговатые камни тщательно обработаны, и имеют отчетливые следы возлияния бараньим жиром. По поверью местных жителей, в этих камнях обитает дух-покровитель дороги и путников. Можно только предполагать, что это — древнее культовое место старой добуддийской религии и посвящено неизвестным нам духам местности. Менгиры настолько древние, что местные монголы ничего не могут о них сказать. «Они были здесь всегда», — говорили они нам.
Вся южная часть Монголии занята пустыней Гоби (около одной трети территории страны). Само название в переводе с монгольского означает пустынную, безводную и бесплодную местность. С древних времен эта местность была известна под именем «пустыня Шамо». Территория Гоби занимает всю южную половину Монголии и северные провинции Китая.
Пустыня Гоби, поднятая над уровнем моря на высоту около 2000—1000 метров, является самым резко-континентальным местом на планете. Температура воздуха летом поднимается здесь до плюс 40°С, а зимой опускается до минус 40°С. Понятие Гоби включает в себя, как говорят монголы, тридцать три Гоби разных по климату и облику. Ландшафт Заалтайской, Джунгарской, Восточно-Монгольской Гоби разнообразен, это не только безводная и бесплодная местность с песчаной равниной и высокими холмистыми барханами. Большую её часть занимают обширные степные равнины с весенним разноцветьем, живописные скалистые горы, глинистые и каменистые тамады, обширные котловины с редкими оазисами, мелкосопочники, солончаки, такыры, высохшие гравийные сайры и протяженные зеленые саксауловые рощи. В Гоби мало песков, барханные пески занимают только 3 % ее территории, зато глинистые и каменистые пустыни — гаммады — занимают огромные площади. Несмотря на засушливый климат, в пустыне встречаются кристально чистые водные источники и богатый животный мир. В изобилии здесь водятся редкие в мире горные бараны-архары, куланы, сайгаки, дзерены и джейраны. В естественных резерватах — «островках спасения» в центре Гоби — сохранились редчайшие го-бийские эндемики: единственная в мире природная популяция дикого верблюда, гобийского медведя — «мазалая».
Гоби около 40 млн. лет оставалась сушей, не покрываемой морскими водами. Крупные внутренние водоемы с большими глубинами на юге Монголии были связаны с водоемами Северного Китая и охватывали обширную территорию в центре Азии. Их исчезновение связывают с постепенным вздыманием всей территории, приведшей в последующем к возникновению пустыни Гоби. В древних письменах Китая говорится, что в пустынном районе Центральной Азии, в предгорьях гор Куньлунь, находится место рождения Ну и Кун — азиатских прототипов Адама и Евы. Именно в этом районе до недавнего времени находили больше всего останков самого древнего человека на Земле, что послужило рождению гипотезы о предположительном месте зарождения человеческой расы. По оккультным данным, Центральная Азия является регионом, где существовали духовные центры всех Рас. Безводная и непригодная сегодня для проживания человека центральная гобийская область упоминается в древних мифах как место, откуда началась наша цивилизация. Местонахождение мифического Белого Острова, таинственной подземной страны Агарти, священного царства Шамбалы локализованы также границами Гоби.
Малоисследованные районы Гоби с древности населялись в рассказах неведомыми чудовищами, злобными демонами, невиданными сокровищами и кладами. Об одной из таких легенд поведал Г.Н. Потанин: «В местности Онгон-манхин, где высокие превысокие пески, двадцать ли на запад, 20 ли на восток, 20 ли на север и 20 ли на юг — все пески. Говорят, что среди них ветры выдувают части какой-то неведомой юрты, остов которой был сделан из серебра, кто возьмет обломок такой серебряной юрты, тот умирает».
Одно из первых описаний Гобийской пустыни дал Марко Поло: «А пустыня, скажу Вам, Великая: в целый год, говорят, не пройти её вдоль. Всюду горы, пески, да долины; и нигде никакой еды. Ни птиц, ни зверей тут нет, потому что нечего им там есть. Но есть там вот какое чудо: едешь по пустыне ночью, и случится кому отстать от товарищей, как станет тот человек нагонять своих, заслышит он говор духов, и почудится ему, что товарищи зовут его по имени, и зачастую духи заводят его туда, откуда ему не выбраться, так он там и погибает. И вот ещё что: и днем люди слышат голоса духов и чудится часто, точно слышишь, как играют на многих инструментах, словно на барабане».
В описании гобийской пустыни первые свидетельства единодушны.
Китайский путешественник в 500 г. н.э.: «Перед нами была пустыня, где много злых демонов и горячих ветров. Путешественники, которым приходится с ними встречаться, гибнут все до единого. Ни птицы не видно в воздухе, ни зверя на земле. Сколько ни вглядывайся в пустыню, не узнаешь, как пройти через неё, и единственный указатель пути по ней — это высохшие кости на песке погибших здесь путников».
Гильом де Рубрук в 1246 г.: «Мы ехали из Каракорума к Бату два месяца и 10 дней, не видя за это время ни разу города или следа какого-нибудь здания, кроме гробниц».
Марко Поло в 1266 г. о степях южной Монголии по пути от Эдзина и Харо-Хото до Каракорума: «Как выедешь отсюда, так сорок дней, знайте, едешь на север степью, и нет там ни жилья, ни пристанищ; люди живут там только летом, по долинам, а в горах много диких зверей. В той стране большие равнины и нет там жилья, ни городов, ни замков».
Н. Пржевальский в 1875 г.: «Алашаньская пустыня (южная часть Гоби) на многие десятки, даже сотни верст, представляет одни голые сыпучие пески, всегда готовые задушить путника своим палящим жаром, или засыпать песчаным ураганом. Иногда эти пески так обширны, что называются монголами «тенгэри», т.е. «небо». В них нигде нет капли воды, не видно ни птицы, ни зверя, и мертвое запустение наполняет невольным ужасом душу забредшего сюда человека. По дороге беспрестанно валяются кости лошадей, мулов и верблюдов над раскаленной почвой висит мутная, словно дымом наполненная, атмосфера. Часто пробегают горячие вихри и далеко уносят столбы крутящейся пыли. Впереди и по сторонам путника играют миражи. Жара днем невыносимая. Солнце жжет с восхода до заката. Оголенная почва нагревалась до 63°С, а в тени было не меньше 35°С. Ночью также не было прохлады, но двигаться по этому пути можно было лишь ночью и ранним утром».
Ю.Н. Рерих: «Нам приходится искать объяснение в характере самой пустыни, которая оказывает странное, почти сверхъестественное влияние на каждого, кто хоть раз странствовал по ее просторам. Моряка всегда притягивает море, а у пустыни есть караванщики, которые снова и снова возвращаются к её обширным незабываемым просторам и свободе. Равнина, обширная как море, на которой сутками пути не встретишь никакой горки.
П.К. Козлов: «Более двух недель мы провели в области гобийских песков.
В общем пески тихи, монотонны, безжизненны. Целыми днями идёшь среди бесконечного песчаного моря: бархан за барханом, словно гигантские волны, встают перед глазами усталого путника, открывая короткие, желтые горизонты.
Даже поднявшись на более высокую вершину, ничего не видишь — все песок, песок и песок. Животной жизни также не видно и не слышно; слышится только тяжёлое, учащенное дыхание верблюдов, да шорох их широких лап. Красивой гигантской змеёй извивается по пескам верблюжий караван, то поднимаясь между их капризных скатов. На всем пространстве песков мы никого не встречали; дороги или тропинки также не было видно; казалось, что мы находимся совершенно отрезанными от какого бы то ни было признака существования человека. Это песчаное море несколько оживлялось в сильный ветер, когда песок, взвиваемый с верхушек гребней барханов, придавал им вид как бы маленьких дымящихся вулканов, или когда в ясное, морозное утро испарявшийся ночной иней образовывал тонкие клубы пара, картинно стлавшиеся по скатам барханов».
«Вероятно, Нэмэгэту — одно из мест, которое выбирают святые и пророки, чтобы искать очищения и просветления в этой пустыне. Именно просветления, озарения, потому что место непригодно для глубоких размышлений. Здесь надо совсем немного времени, чтобы мысли угасли, а память поблекла. Остается лишь то, что перед глазами: выпуклая поверхность планеты, океан воздуха, а по ночам Галактика. И только они питают сознание».
Мацей Кучинский. Из книги «Тропик динозавра».
В 1946 г. палеонтологическая экспедиция Академии наук СССР под руководством профессора И.А. Ефремова открыла богатейшее местонахождение гигантских динозавров в Нэмэгэту-Ула, не уступающее по масштабам знаменитому африканскому местонахождению Тендагуру.
По современным данным, динозавры исчезли по геологическим масштабам очень быстро — всего за несколько миллионов лет. Одновременно с ними вымерли очень непохожие на них по образу жизни морские рептилии: все летающие ящеры, многие моллюски и другие жители моря. На сегодняшний день ни одна из существующих гипотез о вымирании ящеров, как, например, резкое похолодание, стократное увеличение радиации, катастрофическое столкновение небесного тела с землей, не являются убедительными. Внезапность массового вымирания динозавров до сих пор необъяснима, и разгадка причин их полного исчезновения ещё ждет своих будущих исследователей.
Вода — основной фактор для выживания в пустыне. Ежедневно человеку требуется около 1,5 литров воды. Несите её с собой столько, сколько сможете, даже если придется оставить что-либо другое. Лучше не передвигаться в жару, а идти только вечером, ночью или ранним утром. Ночью ориентируйтесь по звездам. В песчаных дюнах идите по твердому песку, в долине между дюнами или по гребням дюн. Избегайте следования по сайрам в центр долины. В большинстве случаев сайры ведут к временному озеру или засохшему такыру. Юрты монголы чаще размещают у подножия гор, а не в центре безводных равнин.
Сухой воздух, лишенный влаги, быстро обезвоживает организм. Без соответствующего ухода на губах могут образоваться болезненные трещины, глубокие как раны. Для предохранения кожи лицо всё время надо смазывать защитным средством от солнца, питательным кремом или жиром, носить шляпу с широкими полями, использовать защитную повязку на лицо. Для поддержания водного баланса в организме удобно иметь небольшие пластмассовые бутылки негазированной байкальской воды по 0,33 л. Из своей практики путешествий мы не рекомендуем газовые напитки, типа Сосо-Со1а, лучше всего утоляет жажду натуральная вода без газа. Силы, потерянные в результате обезвоживания, быстро восстановятся, если вы попьете воды. Употреблять воду из открытых водоемов не рекомендуется, особенно вблизи поселений. Как правило, в течение одного дня движения на автомобиле около дороги можно встретить источники с родниковой водой или колодцы в руслах сайров. Пейте воды больше, чем необходимо, маленькими глотками, не проглатывайте залпом. Если вода на исходе, пользуйтесь ею лишь для того, чтобы смочить губы. Не используйте воду для мытья из своих запасов, пока не нашли источник. Уменьшить потерю воды можно, экономя силы. Дышите равномерно через нос, не разговаривайте. Воду попытайтесь найти в русле сухого сайра, если неглубоко под поверхностью есть сырой песок. Существуют способы сбора конденсата или росы с травы на восходе солнца куском материи, которая затем отжимается. Роса испаряется сразу после восхода солнца.
Признаки потери жидкости. Сначала появляется жажда и общее недомогание, за которым следует желание замедлить любое движение, и потеря аппетита. Затем начинает одолевать сонливость. Температура тела поднимается, и к моменту, когда теряется 5% веса, человек начинает чувствовать тошноту. При потере 6—10% веса тела признаки усиливаются: появляется головокружение, головная боль, затрудненное дыхание, дрожание ног и рук, сухость во рту, посинение тела, нарушение речи, потеря способности идти и правильно воспринимать окружение. Воду ничем нельзя заменить. Алкоголь, соленая вода только усиливают обезвоживание организма. Жевательная резинка или камни, находящиеся во рту, станут приятной формой отсрочки жажды, однако, они не заменят воду и не помогут поддержанию нормальной температуры тела.
От прямого солнечного света защищайтесь одеждой с длинными рукавами, большим зонтом, тентом. На остановках желательно прикрывать машину большим куском брезента, тогда салон за время стоянки нагревается меньше. Всего одна цитата из экспедиционного дневника характеризует степень жары: «Обжигающая беспощадность пустыни: закипает радиатор, и мы останавливаемся. Жара настолько сильная, что мы прячемся в узкой тени от кузова, растянувшись прямо на земле под машиной. Термометр показывает +47°С».
Защититься от солнца можно, глубоко закопавшись в песок, это также снизит потерю влаги. Для подготовки такого укрытия необходимо докопаться до прохладного песка. Если есть брезент или одеяло, укройте им вырытое углубление, присыпав края. Обрывы сайров, отвесные стены долин часто имеют расщелины и пещеры, в которых можно укрыться от палящего зноя. Рекомендуется просторная одежда светлых тонов с длинными рукавами. Не следует полностью раздеваться, так как в этом случае пот высыхает быстрее и обезвоживание организма происходит стремительней. Одежда помогает контролировать потоотделение, защищает от возможных солнечных ожогов.
Босиком невозможно идти по раскаленному песку, даже сквозь подошву обуви песок часто обжигает ноги. Необходимо следить, чтобы не образовались болезненные трещины на пятках, по возможности мыть ноги и смазывать их питательным кремом. Избегайте попадания в обувь песка и насекомых. Обязательно периодически вытряхивайте песок из обуви. На отдыхе снимайте обувь и носки. Лучше всего иметь ботинки с подошвой типа «вибрамы», с высокой голяшкой и шнурками. Если обувь пришла в негодность, сделайте башмаки на деревянной подошве или обмотайте ноги какой-нибудь материей.
Особую опасность представляют ураганные ветры, несущие облака пыли и острые мелкие камни, секущие лицо и неприкрытые одеждой части тела. Во время песчаных бурь трудно правильно ориентироваться. Если удастся, используйте от ветра укрытия среди неровностей рельефа. Ложитесь на бок спиной к ветру, закрывайте лицо тканью и лежите до конца бури. Не бойтесь быть погребенным под песком. Даже в районах дюн требуются годы, чтобы засыпать мертвого верблюда. Но не оставляйте мелких вещей на песке, их быстро заносит, или их можно случайно затоптать. Фотоаппаратам и видеокамерам противопоказан песок, даже в безветренную погоду не следует их класть на песок. Во время бури тщательно и герметически запакуйте их от проникновения мелкой пыли.
Весной ветры дуют с большим постоянством, утихая лишь на несколько часов ночью. Для защиты приходится использовать любые неровности рельефа, прятаться под стенками обрывов сайров, загораживать от ветра палатки машинами. Днем ветер бывает такой силы, что если неосторожно открыть автомобильную дверку, её вырывает из рук и с силой распахивает до упора. Чтобы не повредить крепление автомобильных дверей, мы всегда при остановках разворачивались к ветру передом машины. Местные жители рассказывают об ураганах такой силы, когда срывает с места юрты, и уносит их с вещами на десятки километров.
Испокон веков степные жители боялись грозы. По сведениям Плано Карпини, Чингисхан умер от удара молнии. Гроза в монгольской степи, которую однажды нам довелось наблюдать, отличалась высокой частотой ударов молнии, мы же ощущали беспомощность из-за невозможности укрыться в открытом степном пространстве. Гроза приближалась вместе со стремительно увеличивающейся черной тучей. Ежеминутные разряды молний били до самой земли, пугая своим грохотом и чудовищной частотой. Мгновенно потемнело, и поднялись тучи песка. Как вести себя в грозу в степи, никто не знал. Избежать встречи с грозовым фронтом не удалось. Мы сняли с машин высокие антенны радиостанций, отключили радиостанции и все электроприборы, и отсиживались в кабинах, не выходя из автомашины под открытое небо.
Из рекомендаций журнала «ГЕО»: «Лучше всего укрываться от грозы в зданиях или в машинах с закрытым верхом, которая хорошо заземляет молнию, действуя как «клетка Фарадея». Если гроза застигла Вас на лоне природы, следует избегать одиноко стоящих деревьев и следить, чтобы Вы не были самой высокой точкой в окрестностях, поскольку именно в неё чаще всего бьёт молния. В тоже время не нужно впадать в другую крайность и ложиться на землю; так мы представляем электрическому току большую поверхность. Не случайно для четвероногих молния представляет более серьёзную угрозу, чем для людей. В наибольшей безопасности вы окажитесь, если сядите на корточки, обхватив ноги руками. Во время грозы в сельской местности лучше не говорить по телефону: молния нередко попадает в натянутые между столбами провода. Не следует кататься во время грозы на лодке или купаться в водоёме, а также оставаться на берегу, поскольку молния бьёт не в воду, а в возвышающиеся на её поверхности предметы. Если человек потерял сознание от поражения молнией, его можно спасти с помощью искусственного дыхания в рот». После поражения молнией, человек теряет сознание от нескольких часов до нескольких суток. Пострадавшего транспортируют в строго горизонтальном положении на носилках. Иногда у пораженных молнией людей наблюдается бред, зрительные и слуховые галлюцинации, временная потеря зрения, головная боль, нарушения равновесия. Оказание неотложной помощи необходимо начинать с восстановления дыхания и сердечной деятельности путем проведения искусственной вентиляции легких и закрытого массажа сердца.
Для костра в степи используют аргал, сухой коровий навоз, который служит основным видом топлива у кочевников и дает сильный и хороший огонь. Когда нет саксаула, можно вскипятить чай на аргале.
В Гоби, в отличие от среднеазиатских пустынь, из-за резко-континентального климата значительно меньше змей и скорпионов. Но мы встречали змей и даже случалось стряхивали со спальных вещей скорпионов. Если спать приходится на песке, раскладывайте вокруг спящего человека верблюжью кошму или овчинную веревку, запах которых отпугивает змей и насекомых. Но есть свидетельства очевидцев, что скорпионы свободно переползают через такое препятствие. Рекомендуется делать вокруг места ночлега канавку, и засыпать её горячим пеплом, что также может остановить змей.
Наиболее надежен ночлег в герметически закрытой палатке. При ночлеге на земле следует по возможности сделать защиту, приподняв место ночлега над землей, например, края брезента, на котором вы спите, растянуть на растяжках и приподнять над землей. Следует помнить, что скорпионы ведут ночной образ жизни и неподвижно лежащего человека не кусают. Чтобы избежать возможного укуса, не следует совать руки в расщелины, под камни, собирать ночью хворост, останавливаться на ночлег вблизи нор грызунов, устраивать ночлег в привходовой части пещеры, где наиболее высока вероятность скопления всевозможных насекомых. Не рекомендуется разбрасывать на ночь вещи по песку, змеи могут заползти в рюкзаки и в открытые палатки. Перед сном встряхивайте постель и внимательно осматривайте внутренность палатки. В случае укуса ядовитой змеей, если нет противозмеиной вакцины, рекомендуется сделать глубокий надрез в месте укуса и отсосать кровь. Симптомы укуса: сильная и продолжительная боль, большой отек в местах укуса, распространяющийся на соседние участки тела, сонливость, судороги и нарушение дыхания. Рекомендуется промывание ранки раствором марганцовки, инъекция новокаина и адреналина, антибиотики. Также следует выпить много горячего и сладкого чая и согреть больного.
Укус скорпиона. Помогает против укусов скорпиона противокаракуртовая сыворотка. В случае отсутствия противоядия, рекомендуется прижечь место укуса в течение 1—2 минут после укуса головками спичек, отсосать кровь, как при укусе змеи, прижечь спиртом. Серьёзную опасность для здоровья человека представляет укус черного скорпиона, укус светлого скорпиона не смертелен. Скорпион выходит из своего убежища ночью. Лучше всего не ложиться спать прямо на песок.
Пустыня Гоби, после её посещений, оставила неизгладимое впечатление, граничащее с мистическим наваждением, заставляющим возвращаться сюда вновь и вновь.
Под непривычно близким звездным небом в таинственных сумерках, когда пустыня окрашивается яркими и сочными красками, европейское сознание необъяснимым образом меняется, иначе воспринимая окружающее пространство. Особо живо воспринимаются здесь рассказы о близости Шамбалы, подземном царстве Агарти и Белом Острове. Кажется, еще немного и мы приблизимся к ним вплотную...
Н. Рерих: «За каменной дверью в пещере скрыты тайны для будущего, но сроки им еще не пришли... Много говорят монгольские проводники про подземные ходы. Ищи в песчанных холмах вход в тайные подземелья. Вход в них очень узок, но затем он расширяется и приводит в целый подземный город».
Наиболее удачное определение Шамбалы, на мой взгляд, дано в книге А.И. Клизовского: «Шамбала — самое священное слово Азии, в котором воплощены все лучшие человеческие ожидания и чаяния. Это и эпоха, и учение, и местность».
«Беловодью», русской мечте, возникшей на Алтае в XVII—XVIII вв., некоторые авторы отводят район озера Лоб-Нор на юге пустыни Гоби. По признанию археологов, этот, один из самых важных археологических районов земного шара, мало изучен и редко посещается. Открыт он был в начале XX века, когда шведский исследователь и географ Свен Гедин и его группа из пяти человек изучали и наносили на карту маршрут через широкую и труднопроходимую пустыню Такла-Макан, считавшуюся самой коварной и опасной пустыней в мире. Они натолкнулись тогда на обнажившиеся после сильной песчаной бури руины города Лоуланя, стоявшего некогда на острове и засыпанного полторы тысячи лет назад дрейфующими песчаными дюнами высотой в 300 фунтов. Последующие раскопки в пустынных районах, прилегающих к озеру Лоб-Нор, подтвердили проживание здесь людей ещё 10 тысяч лет назад, когда климат был благоприятнее, чем в наши дни. Особенности сухого климата и песок оказались превосходными консервантами. Древние предметы, которые в других местах земного шара разлагаются от времени, здесь остаются целыми.
Описывает тибетских монахов А. Дэви-Неел: «Монахи только изредка обменивались отрывистыми фразами. Они не испытывали необходимости в разговорах и не расточали энергии на внешнее проявление чувств. Мысли их были сосредоточены на глубоких истинах, а взор обращен на созерцание внутренней сущности».