Лабаз - Лыжи



Лабаз - Лыжи

Составитель Григорий Лучанский

Л

ЛАБАЗ   помещение для торговли зерном, мукой, для хранения зерна, муки.

ЛАВИНА (нем.  Lavine, от позднелат. labina – оползень) – массы снега, низвергающегося с горных вершин, и склонов. Падение лавины связано с перегрузкой снегом склона, возникновением горизонта разрыхления внутри снежной толщи при перекристаллизации снега и температурным сжатием снежного поля, лежащего на склоне, лавины нередко производят сильные разрушения, т. к. их объем может достигать 2 млн. м3, а сила удара – 60- 100 т  на м2.   Наиболее часты лавины в Альпах, Кордильерах, на Кавказе, в горах Средней  Азии.

ЛАВСАН /аббревиатура: Лаборатория высокомолекулярных соединений Академии наук СССР/ - торговое название полиэфирного волокна, выпускаемого в нашей стране с 1960-х гг. То же, что дакрон в США, разработанный в начале 1950-х фирмой «Дюпон». Получают из продуктов переработки нефти. Добавляется в натуральные волокна, например лен, шерсть. В Америке и Европе в середине 1950-х были популярны блузки из дакрона. У нас одежда из Л. производится с 1960-х гг.

ЛАГ (англ. и голл. log) – навигационный прибор для определения скорости хода судна или пройденного расстояния. Гидростатический лаг состоит из двух трубок (гидростатической и трубки Пито), разность давлений в которых указывает скорость хода. Вертушечный лаг имеет винтовую крыльчатку, вращаемую набегающим потоком воды.

ЛАГЕРЬ – временная стоянка, обычно под открытым небом, в палатках.

ЛАБАЗ – 1) (устар.) помещение для торговли зерном, мукой, солью, кожей и другими товарами. Лабазы существовали в России с древнейших времен. В 15– 16 вв. в Москве и других городах лабазы строились целыми рядами.  2) (Устар.) навес, крыша, скат; на севере России – лодка с двухскатной крышей; в Сибири – сруб для хранения охотничьих припасов в тайге; на Урале и в Сибири – подмостки, укрепляемые на вершинах деревьев для охоты на хищных зверей.

ЛАМА /исп. lama/ - южноамериканское животное семейства верблюдовых, шерсть которых идет на изготовление легких, тонких коротковорсовых шерстяных тканей.

ЛАМПА   осветительный или нагревательный прибор различного устройства.

ЛАМПА МАСЛЯНАЯ – источник света, создаваемый пламенем горящего масла, поступающего из сосуда по фитилю. Применение масла, гл. обр. растительного (оливкового), для осветительных целей восходит к глубокой древности; в качестве масляной лампы служили самые примитивные устройства – плоский сосуд или даже черепок с плавающим фитилем (каганец, плошка, лампада, светильня, светильник). В 18 в. были разработаны масляные лампы с металлич. конструкциями горелок для ламп большой яркости. При этом расширился и ассортимент сжигаемых масел. Помимо низшего сорта оливкового (деревянного), стали применять сурепное, а также гарное, представлявшее смесь растительных масел с минеральными; с развитием нефтеперегонной промышленности получили распространение минеральное (соляровое) масло и керосин, заменивший масло в лампах.  В современной осветительной технике масляные лампы вытеснены другими, более совершенными осветительными приборами (керосиновыми, газовыми и электрическими) и применяются очень редко, напр., на малых промысловых судах в качестве запасного источника света (ночника) при освещении компаса, на буях малых судоходных рек и каналов и др.

ЛАМПА ПЕРЕНОСНАЯ – искусственный источник света в защитной арматуре, применяемый для работы в местах, не имеющих стационарного освещения. Переносные лампы делятся на ручные, подвесные и головные. Переносные лампы бывают с пламенным источником света (Карбидная лампа, Керосиновая лампа, Масляная лампа) и электрические. Наибольшее распространение получили ручные электрические переносные лампы с питанием как от стационарной электросети, так и от аккумуляторных батарей.

Ручные переносные лампы питают от специальных трансформаторов, понижающих напряжение до 36 или 12 в.

ЛАМПАС – широкая цветная нашивка по наружному (боковому) шву брюк.

ЛАПИДУС ТЕД (Lapidus Ted) - дизайнер. Эдмонд Л. родился в 1929 г. в Париже, в семье портного. Получив техническое образование в Токио, открыл бутик в Париже в 50-е гг. Проектировал одежду. Главной отличительной чертой его моделей был повышенный интерес к крою. В 60-е выпустил сафари жакет, который получил широкую популярность. Л. получил известность, создавая как мужскую, так и женскую одежду. В 70-е продолжал работать, но в более классическом стиле.

ЛАПТИ – обувь, плетенная из лыка  (липового, вязового) или бересты. Вплоть до середины 19 в.  некоторых местах и позднее, лапти служили основным видом обуви крестьянского населения Вост. Европы. Различные формы лаптей были характерны для восточных и западных славян, а также для народов Прибалтика, Поволжья, Прикамья и Приуралья. Находки кочедыков (орудий для плетения лаптей) в неолитических стоянках свидетельствуют об очень древнем происхождении лаптей. Остатки лаптей найдены в славянских курганах.  По способу плетения и другим признакам различают не менее шести  типов  лаптей.  Территория  бытования каждого типа совпадает с областями распространения других древних элементов  народной одежды. Это позволяет связывать типы лаптей по их происхождения.

ЛАСТОВИЦА - в традиционном русском крестьянском костюме четырехугольная вставка в нижней части проймы под мышкой рубахи, выполняющая важную функциональную роль - обеспечить свободу движения руки. Благодаря Л. рукава не топорщились. Применяется в современной одежде с цельнокроеными рукавами или рукавами реглан. Л. используются и в трикотажных изделиях - брюках, трусах, панталонах и пр. Бывают ромбовидными, прямоугольными, треугольными, сложной формы, в виде отрезного бочка или половинки рукава, заканчивающегося клином.

ЛАЦКАН – отворот борта мундира.

ЛЕБËДКА – приспособление для подъема и перемещения тяжестей в виде вращающегося барабана с наматываемым канатом или цепью.

ЛЕГЕНДА (лат. legenda – то, что следует читать, от lego – читаю) – свод условных знаков и пояснений к карте, раскрывающих ее содержание. Легенда помещается на полях карты либо на свободном пространстве внутри рамок карты. В атласах и многолистных картах легегды могут занимать отдельный лист или прилагаться в виде брошюры.

ЛЕДНИКИ – движущиеся естественные скопления льда на земной поверхности. Образуются из твердых атм. осадков в тех районах, где их в течение года отлагается больше, чем стаивает и испаряется, т. е. там, где участки, удобные по характеру рельефа для накопления снега, поднимаются выше снеговой границы. Различают ледники стока (горные ледники) и ледники растекания (ледниковые щиты и покровы, шельфовые ледники). Объем всех современных ледников на Земле – около 30 млн. км3, площадь – около 16,3 млн. км2 (около 11% площади суши).

ЛЕДНИКОВЫЙ ВЕТЕР, стоковый ветер, – ветер, дующий над ледником вниз по течению последнего. Обусловлен охлаждением воздуха поверхностью льда. Наблюдается над многими большими ледниками, особенно в Антарктиде и Гренландии.

ЛЕДОРУБ – инструмент, род кирки, топора, применяемый альпинистами для рубки льда при восхождении  на горные вершины.

ЛЕДОСТАВ  1. Процесс замерзания водоема (рек, озер, морей или части их) с образованием ледяного покрова. 2. Состояние поверхности водоема, покрытой слоем льда. Длительность ледостава и толщина льда зависят от продолжительности и температурного режима, характера водоема, ветрового режима и т. п.

ЛЕДЯНАЯ ПУСТЫНЯ – тип пустынь, характеризующийся отсутствием растительного покрова вследствие очень низких температур воздуха и широкого распространения ледников. Л. п. распространены в Антарктиде, на многих островах Сев. Ледовитого океана и в некоторых омываемых им р-нах Евразии и Сев. Америки.

ЛЕДЯНОЙ ДОЖДЬ – мелкие (1-3 мм в диаметре) прозрачные ледяные шарики, выпадающие из облаков. Образуются при замерзании капель дождя, когда последние проходят сквозь нижний слой воздуха с отрицательной температурой.

ЛЕЖАК   1. Деревянная койка для отдыха на открытом воздухе, на пляже.   2. Лежачее бревно, брус.

ЛЕЖАНКА – длинный выступ у печки для лежания.

ЛЕЗЕЦ – род башлыка, куколя зверовщиков, для защиты ворота от снега с деревьев

ЛЕКАРСТВО  лечебное средство.

ЛЁН /лат. Linum usitatissmum/ - 1) дикорастущее и культивируемое растение, служащее сырьем для текстильного производства. Возделывают для получения волокна и семян, в основном один вид - Л. культурный Существует пять видов культурного Л.: долгунец, или прядильный; межеумок, или промежуточный; кудряш крупносеменной; стелющийся; полуозимый. В течение тысячелетий Л. культивировался народами Месопотамии, Ассирии и Египта. Самая старая льняная ткань найдена в Чатал Куюке (Турция) и датируется около 6500 г. до н.э. Льноткачество распространилось в Европу и на Дальний Восток. В Х-XIII вв. Л. повсеместно распространился на Руси. В XIII-XVI вв. Новгород и Псков стали основными центрами производства Л. и торговли им. У нас культивируют для текстиля Л.-долгунец. Уже тогда льняные ткани экспортировались в др. страны. К началу XIX в. льноводство развивалось почти во всех губерниях нечерноземной зоны. Убирают Л. в период ранней желтой спелости. После уборки растение обмолачивают, а стебли подвергают первичной обработке, мочат или запаривают, мнут, треплют для выделения волокна;

2) волокно, вырабатываемое из стеблей Л.;

3)ткань из льняного волокна. Льняные ткани экологически считаются самыми чистыми. Из Л. ткался домотканый холст, из которого шили крестьянскую одежду до начала XX в. В текстильной промышленности Л. был вытеснен к началу XIX в. хлопком. В конце XX в. пользуется большой популярностью, в том числе и в смесях с другими волокнами.

ЛЕНТА ОРДЕНСКАЯ – широкая полоса шелковой ткани (установленного для каждого

ЛЕПËШКА – 1. Плоское круглое изделие из печеного теста.  2. Лекарственное изделие в форме плоского кружочка.

ЛЕСНОЙ КЛИМАТ – климат материков умеренных широт, допускающий произрастание лесов. Различают: климат тайги с суровыми зимами и климат лиственных лесов, менее континентальный.

«ЛЕСОРУБКА» КУРТКА – рабочая шерстяная клетчатая куртка до талии с накладными карманами и отложным воротником, на поясе. По нижнему краю и на рукавах вшита трикотажная резинка. Такие куртки носили американские и канадские лесорубы (lambers). Заимствована для зимних спортивных курток для мужчин и детей.

ЛЕСОСТЕПЬ, лесостепье – тип ландшафта, характеризующийся чередованием на водоразделах лесной растительности со степной. Леса в лесостепи представлены широколиственными лесами в Европейской части России, березовыми колками в Западной, отчасти Средней Сибири, а далее на Востоке – лиственничными лесами. Степи в лесостепи относятся преимущественно к разнотравным степям, характеризующимся преобладанием красочного разнотравья и корневищных злаков. Некоторые ученые считают, что лесостепь образует самостоятельные зоны различных геогр. поясов, другие же выделяют ее в качестве подзон степных зон.

ЛЕСОТУНДРА – тип ландшафта, характеризующийся чередованием на водоразделах участков тундры и леса. Лесные участки в лесотундре представлены преимущественно редколесьями с деревьями высотой 2 – 8 м, образованными чаще всего лиственницами, елями и некоторыми видами берез, с карликовой березкой и иногда можжевельником в подлеске, с зелеными мхами и ягелями в напочвенном покрове. Редколесья чередуются с безлесными участками: на повышениях рельефа – кустарниковыми, пятнистыми, мохово-лишайниковыми тундрами, в понижениях – бугристыми, гипновыми и др. болотами. Некоторые ученые считают, что Л. образует особые зоны субарктического пояса, другие рассматривают ее в качестве подзон тундровых зон.

ЛЁТНАЯ КУРТКА /англ. flight jacket - летный жакет/ - общее название военных курток английских и американских летчиков, были униформой во Вторую мировую войну. Кожаная куртка длиной до талии или чуть ниже с застежкой обычно на молнию и отложным воротником. Прорезные карманы располагались на груди и по бокам. Могла быть из дубленой кожи мехом внутрь. Подобные Л. к. существовали и в наших Военно-Воздушных Силах. После войны вошла в обиход гражданской одежды. Послужила прототипом для некоторых видов дубленок.

ЛЕТНИК – летняя легкая одежда, холщовый кафтан, балахон, холщевик, полотняник, // стар. женская верхняя легкая одежда, с долгими, широкими рукавами, иначе накапки.

«ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ» - объемный, постепенно сужающийся к запястью цельнокроеный рукав, нижняя линия проймы которого начинается от линии талии.

ЛИВЕНЬ – крупнокапельный дождь, выпадающий обычно на ограниченном пространстве за короткое время. Ливень выпадают чаще всего после полудня из мощных кучево-дождевых облаков, развивающихся в неустойчивых массах воздуха, и сопровождаются грозами, а иногда и градом. Интенсивность ливня составляет 0,5–1 мм в минуту, а изредка и несколько миллиметров в минуту. Чем больше интенсивность Л., тем меньше их продолжительность. Интенсивные ливни часто приводят к катастрофич. последствиям, уничтожая посевы, вызывая наводнения, разрушая дороги, мосты и др.

ЛИФ – верхняя часть платья, охватывающая стан.

ЛОДКА – 1. Малое судно (гребное, парусное, моторное). Самые ранние находки лодок, связанных с рыболовством, относятся к эпохе неолита. Древнейшим и наиболее простым типом лодки являются долбленые однодеревки. История, и этнография, источники различают два типа однодеревок: долбленые и пареные с разведенными бортами. Последние изготовлялись посредством выдалбливания теслом толстого бревна с последующим распариванием его на огне (раздвиганием бортов). Те и другие могли быть одинарными и двойными. Первые до настоящего времени применяются коренным населением Сев. Австралии, а также в некоторых областях внутренней Африки и Юж. Америки. Многие народности Сибири и Амурского края еще в первой четверти 20 в. применяли для рыбной ловли небольшие однодеревки, передвигаемые при помощи кормового весла. Двойные однодеревки из 2 стволов, скрепленных между собой поперечиной на нек-ром расстоянии друг от друга, употреблялись в конце 19 в. на озере Ильмень и в некоторых местах Белоруссии.

В Киевской Руси пользовались для плавания по рекам (по днепровскому пути «из варяг в греки») и по Черному и Каспийскому морям однодеревками с нашивными бортами – лодьями, по-гречески – «моноксилами». Из договора Олега с греками (907) известно, что морские лодьи вмещали 40 воинов: «а в корабли по 40 муж» («Повесть временных лет»). Большие русские лодьи 10 в., сшитые из досок, найдены при археология, раскопках старой Ладоги и Новгорода Великого.

В русских летописях известны названия больших лодок – «насады», «ушкуи» и др. Долбленые однодеревки с нашивными долблеными же или дощатыми бортами сохранялись до недавнего времени у рыболовов в бассейне pp. Оки, Москвы, а также у хантов на р. Оби.

В некоторых странах, богатых толстоствольными деревьями с крепкой и гибкой корой, вместо деревянных лодок употребляются лодки, сделанные из одного куска (ю.-в. Австралия, Гвиана, Бразилия, Родезия) или из нескольких кусков коры. Наиболее совершенные лодки этого типа – берестяные «ветки» и «оморочки» народов таежной полосы Сибири и подобные же лодки – «пироги» лесных индейцев Сев. Америки. Народы Арктики употребляют для покрытия своих лодок кожу морского зверя. Таковы байдарки алеутов, каяки эскимосов, байдары чукчей.

Народы Океании и Индонезии с их развитым мореходством создали типы лодок с высокой устойчивостью. Это – лодки с балансиром (поплавком из бревна, лежащим на воде параллельно корпусу лодки и соединенным с нею поперечными шестами) или с двумя балансирами, а также двойные лодки, соединенные помостом. На таких лодках, обычно с парусом, островитяне Океании, особенно Полинезии, заселили острова Тихого океана, совершая путешествия на тысячи километров. Дальнейшее усовершенствование лодки выражалось в увеличении их размеров, усложнении парусной оснастки, появлении палубы. Таковы малайские прау китайские джонки, индийские катамараны, а также торговые и военные корабли древних египтян, финикиян, греков, карфагенян, римлян и средневековых мореплавателей, в т. ч. и русских.

У большинства народов мира при развитом кораблестроении Л. сохраняются как местное средство передвижения, для нужд рыболовства и пр. В современном судостроении и водном транспорте лодки, помимо малых гребных судов, называются также нек-рые специальные суда дальнего сообщения, имеющие относительно небольшие размеры и численность экипажа, напр. моторная лодка и летающая лодка. Ряд специальных военных судов также называется лодками.

2. Название некоторых видов военных судов.

ЛОДКА МОТОРНАЯ – небольшая открытая лодка с двигателем внутреннего сгорания, предназначенная для разъездов или спортивно-гоночных целей. В отличие от моторного катера, моторная лодка не имеет закрытой каюты. Применяется гл. обр. на реках. Малые моторные лодки, на которых ставятся за кормой легко съемные (подвесные) двигатели мощностью до 40 л. с. в сборе с винтом, развивают скорость до 25 км/час. Более крупные моторные лодки, на которых двигатели (до 250 л. с.) монтируются жестко в корпусе, развивают скорость до 60 км/час. Реданные моторные лодки развивают скорость до 110 клс/час.

ЛОДКА НАДУВНАЯ – складная лодка из прорезиненной материн (чаще всего шелка), надуваемая воздухом. Небольшой вес надувной лодки  и малые размеры ее в сложенном виде позволяют легко перевозить и переносить ее, что делает ее весьма удобной при переправах через водные преграды. Надувная лодка  применяется также как опора в понтонных мостах. Надувная лодка  небольших размеров, весящая ок. 4 кг, применяется в качестве спасательного средства (на 1 человека) на гидросамолетах. Грузоподъемность надувной лодки, применяемой в качестве переправочного средства, достигает 3 т.

ЛОДЬЯ (ладья) – морское и речное судно Древней Руси. Наименование «лодья» встречается в летописях наравне с термином «корабль». Существовали многочисленные типы. Лодьи, на которых восточные славяне совершали походы по Черному и Каспийскому морям и по рекам, впадающим в них, делались из стволов крупных деревьев путем выдалбливания или выжигания. Концы этих лодий заострялись, палуба отсутствовала. Для увеличения надводного борта при приеме груза борта лодьи наращивались досками. Отсюда произошло название «набойная лодья». Размеры такой лодьи достигали 20 м в длину и 3 м в ширину; она имела весла, небольшой парус, отличалась малым весом в порожнем состоянии и небольшой осадкой, допускающей прохождение через пороги. Для протаскивания через волоки лодьи снабжалась катками и колесами; подымала она 40–60 чел. со снаряжением и припасами.

На севере Л. представляла собой морское плоскодонное судно – самое большое из поморских судов, конструкция которого создавалась начиная примерна с 12 в. Было два основных типа морской Л.: заморская, на к-рой совершались плавания в заморье (на Балтику), и обыкновенная – для плавания в Белом море. Размеры заморской Л. времен 13–15 веков: длина 25 м, ширина 8 м, осадка 3 м, грузоподъемность 200 т и больше.

Эта Л. имела три мачты – однодеревки, средняя, самая большая, делалась равной длине Л.; парусное вооружение состояло из прямых парусов. Внутри Л. разделялась на три помещения: носовое – поварня, среднее – грузовые люки, и кормовое – помещение кормщика. При постройке этих Л. киль, штевни и шпангоут крепились железными гвоздями и деревянными нагелями. Они обшивались досками вгладь, доска к доске. Щели конопатились болотным мохом и пенькой и заливались смолой. Сверху Л. этого типа покрывались палубным настилом.

По сравнению с килевыми иностранными судами плоскодонные Л. таких же размеров имели преимущества: небольшая осадка позволяла ближе подходить к неисследованным берегам; при плавании во льдах они не нуждались в специальных гаванях, чтобы скрыться от шторма или перезимовать; часто при тяжелых обстоятельствах поморы вытаскивали Л. на лед или на берег.

В 18 в. развитие морской техники привело к постройке судов крупных размеров; килевые конструкции при этом оказывались более прочными и обладали лучшими мореходными качествами. Плоскодонная Л. должна была уступить место килевым кораблям. Указом Петра I постройка Л. в Архангельске была запрещена.

ЛОПАТА – орудие для копания земли с длинной рукояткой и широким плоским отточенным концом. Даже в нынешний век бурного развития науки и техники нет-нет да еще встречаются орудия труда, которые словно реликтовые животные. Сохранились в неизменном виде с незапамятных  времен. Скажем,  всем известная лопата – ведь точно такой же (правда,    вырезанной из дерева) пользовались  наши  пращуры! Разумеется, с подобным состоянием дел новаторы никак не могли согласиться они решительно взялись за усовершенствование даже столь примитивного  технического приспособления.

Всаживать лезвие лопаты в землю, отваливать пласт и отбрасывать его на определенное расстояние – работа достаточно утомительная. Чтобы облегчить ее, советский изобретатель М. Гильяшев в 1935 году удлинил черенок и шарнирно соединил его со специальной доской (а. с. СССР № 42130, рис. l). Положив доску и наступив на нее ногой, землекоп поворачивал лопату вокруг шарнира, и лезвие вонзалось в грунт. Затем вся конструкция поворачивалась вокруг второго шарнира у противоположного конца доски, снабженного шипом для зацепления с землей, и пласт отбрасывался. Конечно, к «минусам» этого предложения относятся усложнение орудия и связанные с этим неудобства в работе, зато врезать такую лопату в землю стало полегче. Ну а первую такого рода конструкцию предложил еще в 1915 году немец Ф. Ваап. Он шарнирно соединил лопату с подставкой-треножником, который удерживается в земле благодаря своим трезубцам (пат. № 287171, Рис. 2). Его соотечественник Ю. Хаммель пятью годами позже предусмотрел в подставке упор для ноги (пат. № 319898, рис. 3).

Обычно землекоп ногой всаживает лезвие в землю, а руками отбрасывает пласт лопатой в сторону, а нельзя ли усилием ноги и врезать лопату в землю, и отделять пласт?  Советский изобретатель К. Конечко решил, что можно, и в 1920 году запатентовал лопату с дополнительным лезвием (пат. Германии № 325511, рис. 4). В нерабочем состоянии оба лезвия усилием пружины прижаты друг к другу. После погружения их в грунт стоит надавить ногой на педаль, и дополнительное лезвие с пластом земли поднимется вверх.

При всаживании лопаты в землю ладони скользят по гладкой поверхности черенка, на них образуются болезненные мозоли, мы уж не говорим о том, что затрачивается лишняя мускульная энергия. Для повышения КПД лопаты фирма «Эккарт и К°) еще в 1906 году снабдила черенок рукояткой, в которую удобно упираться ладонью (пат. Германии 191037, рис. 5).

Если пристроить к лопате дополнительную ручку, можно достичь более равномерной нагрузки на обе руки. В 1902 году на двуручную лопату получил патент № 702097 американец Д. Хэвиленд (рис. 6). Положение второй ручки, прикрепленной к черенку вблизи лезвия на шарнире, можно регулировать.

Мы упоминаем о лопатах с подставками и упорами для ног. Если же упор выполнить в виде изогнутой пружинящей полоски, как это сделал в 1903 году И. Лемпертц (пат. Германии № 139718, рис. 7), то он поможет отбросить пласт земли. Но поскольку ничто не дается даром, землекопу придется тратить силы и на предварительное  сжатие пружины.

Чтобы лопата легко входила в землю, поверхность ее лезвия следует хорошенько смазывать – решили специалисты Латвийского научно-исследовательского института гидротехники и мелиорации И. Гайлитис и В. Балодис (а. с. СССР № 423424, 1974 год). Они сделали лезвие двухслойным, причем верхний слой из пористого материала. В черенок, также заполненный пористой массой, через специальное отверстие заливается вода, которая во время копания попадает на верхнюю плоскость лезвия, уменьшая тем самым трение и предотвращая налипание земли.

В 1973 году японец Яманака Таканобу изобрел лопату-самокоп, насадив на рукоять пневматический вибратор (пат. № 48–16523). Однако отбрасывать грунт приходится тем же обычным порядком. Сотрудники Московского автодорожного института прибегли к помощи сжатого воздуха по-другому (а. с. СССР № 560543, 1977 год). Вонзив лопату, землекоп нажимает на рычаг – и за счет пневмоструи, подведенной по патрубку к нижней кромке лезвия, грунт не только разрыхляется, но и отбрасывается вперед и вверх.

Дабы осилить твердый грунт, кроме лопаты, требуется поработать и киркой. А что, если оба инструмента объединить? В 1887 году Ф. Кугельман разработал унифицированный замок, благодаря которому к одному и тому же черенку можно крепить либо лопату, либо кирку (пат. Германии № 40443, рис. 8). В 1929 году советский изобретатель И. Дзюбинский посадил кирку на полую втулку, а лопату – на стержень, проходящий внутри ее (пат. СССР № 20381). Необходимый для работы инструмент фиксируется так, как это показано на рис. 9.

Обычно оси лезвия и черенка совпадают. Если же расположить их перпендикулярно друг к другу, лопата превращается в тяпку. Поворотную лопату, привлекшую внимание огородников, описали в своей заявке К. Прангемейер и А. Лаерберг в 1904 году (пат. Германии № 153490, рис. 10).

В одном из предыдущих обзоров мы упоминали о комбинированной лопате-пиле А. Собашникова.

В 1944 году он же разработал и саперную лопату с приклепанными к ней ножницами для резки колючей проволоки (а. с. СССР Ms 68421, рис. 11). А в 1971 году американец Ф. Шендел объединил в одном инструменте топор и лопату, которая привинчивалась к торцу рукоятки винтом (пат. № 3561023, рис. 12).

Рано или поздно землекопу захочется отдохнуть. «На чем бы посидеть?» – подумал советский изобретатель И. Мартюшин. Черенок воткнул в землю, а к его торцу плашмя приделал лезвие (а. с. СССР № 124727, 1959 год, рис. 13). А чтобы импровизированное сиденье не углубилось в землю, с другой стороны черенка прикрепил съемный диск.

Лопата должна быть удобной при переноске. Об этом еще в 1880 году догадался австриец Д. Вите, описавший лопату, складываемую наподобие перочинного ножика (пат. Германии № 10795, рис. 14). Его соотечественник Ф. Вейтц поступил иначе – сделал черенок телескопическим, что позволяло подогнать его длину по росту рабочего (пат. Германии № 56416, 1891 год, рис. 15). Ну а К. Хрисонди изготовил саперную лопатку вообще без черенка (а. с. СССР № 493197, 1975 год, рис. 16). Ее лезвие снабжено ручкой для захвата пальцами и внешними накладками, образующими своего рода рукавицу. Такой лопаткой можно не только быстро окопаться, но срубить кустарник – одна из боковых граней сделана в форме лезвия-топорика.

В 1931 году Ф. Тимофеев изобрел лопатку-культиватор, к шарнирно укрепленному лезвию которой крепится рамка с зубьями (а. с. СССР № 21555, рис. 17). Лопату заглубляют в землю, затем нажимают ногой на защелку, удерживающую лезвие в исходном положении. Далее нога давит на педаль, и пласт земли, поднимаемый лезвием, прижимается к зубьям рамки, которые дробят его на мелкие куски. А Д. Ламб из США, не  мудрствуя  лукаво, приделал к задней стороне лезвия несколько зубьев для рыхления почвы (пат. № 2245692, 1941 год, рис. 18).

Американец Г. Стюарт, вероятно, замыслил сделать работу по перелопачиванию сыпучих материалов «непыльной». Он снабдил свою лопату кожухом (пат. № 2342436, 1944 год, рис. 19). Конечно, это не очень удобно – прикрывать лезвие после каждой загрузки и открывать его при высыпании, но что поделаешь – здоровье прежде всего. Более совершенную конструкцию предложил сотрудник Научно-исследовательского института промышленного строительства Ю. Мухортов (а. с. № 628239, 1978 год, рис. 20). Это совок, насаженный на трубу с кольцевым каналом, к которому от компрессора по шлангу подается сжатый воздух. Эжектирующее действие струи перемещает частицы песка на длину отводящего шланга.

Противоположный пример – работа с вязкими, легкоплавкими материалами, например, битумом, льдом. Такой материал гораздо легче поддеть горячим лезвием. И вот И. Сал-танов сделал лопату пустотелой, чтобы подогревать ее с помощью циркулирующей в полости горячей воды, пара или газа (а. с. СССР № 90120, 1951 год, рис. 21). К двум отверстиям – впускному и выпускному – подсоединяются соответствующие шланги.

Другое дело – свежевыпавший снег. Рыхлый и легкий, его можно просто сталкивать в сторону, подобно тому, как это делает скрепер. Скреперную лопату предложили С. Аллен и Ч. Керр (пат. США № 2239297, рис. 22), закрепив ее лезвие под углом к черенку.

Как известно, лопаты для уборки снега делают гораздо шире обычных. Поскольку сила трения кромки об асфальт весьма значительна, она быстро  изнашивается. Д.  Вейнгардт в 1952 году получил патент США № 2598952 на снегоуборочную лопату, поставленную на колесную (рис. 23). Через 20 лет его соотечественник Ф. Рос, снабдив «колесную лопату веревочной петлей для удержания груза, использовал ее как тележку для перевозки ящиков, чемоданов и тому подобной поклажи (патент № 3661414, 1972 год, рис. 24). Что же касается обычной снегоуборочной лопаты, то Э. Бикли в 1950 году усовершенствовал ее, добавив к ней вторую ручку, укрепленную на проводке (пат. США № 2521441, рис. 25). Бывают случаи, когда нужно вырыть небольшую по размерам, но глубокую яму. Лопата с обычным лезвием здесь не годится, ибо земля в ней удерживаться не будет. А что если, укрепить на верхней плоскости пружинную пластину – захват, но это сделали К. Бреди и Г. Хоблицель (пат. США № 2025678, 1935 г. рис. 26). При врезании лопаты в грунт захват прижимается к лезвию, а затем под действием пружины занимает перпендикулярное положение) к полотну и тем самым удерживает на нем горку земли. 

В заключение вспомним о садовниках, которым приходится оформлять круглые клумбы разных размера, рис. 27). К краям листа шарнирно укреплены штыри с резьбой, концы которых соединены гайкой. При вращении гайки в ту или иную сторону штыри, сближаясь или удаляясь, изменяют степень изгиба лопаты, и садовники пользуясь такой лопатой как шаблоном, может, не задумываясь, вскопать клумбу нужного диаметра.

ЛОРЕН РАЛЬФ (Lauren Ralph) - дизайнер. Настоящее имя Ральф Липшиц. Родился в 1939 г. в Нью-Йорке. Работал в компании «Брукс Бразерс» продавцом. Изучал бизнес в Сити-колледже. В 1967 г. стал работать в Beau Brummell Neckwear - компании по производству модных шейных аксессуаров, где трудился в отделе Поло и выпускал широкие, сделанные вручную, дорогие галстуки. В следующем году возглавил Поло по всему ассортименту мужской одежды в стиле Айви лиги, для которого была характерна естественная линия плеча. В 1971 г. направил свое внимание на создание женской одежды и выпустил коллекцию классических рубашек. С 1972 г. выпускает полный ассортимент женской одежды из кашемира, хлопка и твида. В 1978 г. создал стиль «пионеров Дикого Запада». Известен своими многочисленными интерпретациями «Американского стиля».

ЛОСИНЫ – плотно облегающие штаны (типа рейтуз) из белой (реже другого цвета) лосиной кожи.

ЛОШАДИНАЯ СИЛА – единица измерения мощности. В России и некоторых др. странах Л. с. = 0,736 квт = 75 кГм/сек; обозначается Л. с., HP, В Англии и США Л. с. = 0,746 квт = 550 фунт-фут · сек; обозначается PS. Чаще мощность измеряют в киловаттах.

ЛУЗАН – род короткой безрукавной рубахи, из войлока, сукна, сукманины, холста, надеваемой лесниками сверх всей одежи, для защиты от холода, мокроты. // У ломовых извощиков и крючников: безрукавый наплечник; нахребетник.

Принцип землекопов прост: бери больше, кидай дальше. Разнообразная творческая деятельность изобретателей направлена на то, чтобы довести его до идеала – род короткой безрукавной рубахи, из войлока, сукна, сукманины, холста, надеваемой лесниками сверх всей одежи, для защиты от холода, мокроты. // У ломовых извощиков и крючников: безрукавый наплечник; нахребетник.

ЛУНА  1. Небесное тело, спутник Земли, светящийся отраженным солнечным светом.  2. Спутник любой планеты.

ЛЫЖИ – плоские деревянные полозья для хождения по снегу, приспособление для увеличения площади опоры ног при ходьбе в лесу по глубокому и рыхлому снегу, по топким болотам, трясинам (ступающие лыжи – рис. 1); скользящие лыжи служат, кроме того, и для скольжения по снежной поверхности. Лыжи называют часто полозья самолетов, аэросаней и др.

Типы ступающих лыж - в виде ракетки и овальные

Скользящая лыжа имеет заостренный и загнутый кверху носок, а посредине – площадку для ноги (рис. 2). У носовой части лыжи несколько расширяется, в центральной – сужается и в хвостовой – расширяется. Это облегчает управление лыжами и выполнение поворотов, а также устраняет трение кромками и задевание обувью о снег. Нижняя, скользящая поверхность в продольном направлении имеет плавную кривизну, называемую весовым прогибом. Назначение весового прогиба – равномерно распределять давление от веса лыжника на снег по всей длине скользящей поверхности. Если весового прогиба нет, то лыжа сильно прогнется под лыжником и потонет в рыхлом снегу, а носовой и пяточный концы поднимутся кверху. Чтобы лыжи сохраняли правильное направление при движении и не скользили в стороны, на нижней поверхности делается продольный желоб. 

Схема беговой лыжи

Современные скользящие лыжи (рис. 3) подразделяются на 6 типов: 1) спортивно-беговые (гоночные) – легкие, узкие (66–72 мм), длинные (до 2200 мм), предназначены для скоростного передвижения,  преимущественно по проложенной лыжне по ровной или пересеченной местности; 2) туристские – более широкие (84–90 мм), представляющие собой универсальный тип Л.; 3) лесные (охотничьи) – самые широкие (105–115 мм), короткие (1800–1900 мм), предназначены для передвижения в лесистой и горно-лесистой местности по глубокому и рыхлому снегу; 4) детские–самые короткие (1050–1650 мм); 5) слаломные – нижние кромки окантованы металлич. пластинками, предназначены для скоростного спуска с гор, осложненного поворотами; 6) прыжковые – тяжелые (до 8 кг) и длинные (до 2450мм), предназначены для прыжков с особого сооружения – трамплина. Лыжи каждого типа по размерам подразделяются на отдельные номера; чем больше номер, тем больше размер.

ЛЬНОТКАЧЕСТВО - одно из древнейших русских ремесел. В домашнем производстве крестьяне ткали лен в свободное от хозяйственных работ время (с октября по апрель). Из суровых холстов шили женские наряды, мужские рубахи, делали обертки для лаптей, валенок, сапог. Постельное белье делалось из новин, которые отбеливались на снеговых настах, для нижнего белья использовали пестрядь, из тонких полотен шили праздничную одежду. Одежда изо льна была очень прочной, и носили ее годами. Кроме крестьян, Л. занимались женщины в боярских домах и монастырях. Льном торговали внутри страны и вывозили в ганзейские города с XIII в. В XII в. изо льна изготовлялись убрусы, скатерти, полотенца. В начале следующего столетия упоминаются также льняные шатры и палатки.

ЛЮПТЫ – чулки, исподние сапоги из оленины, шерстью внутрь; сиб. чаги, из волчьих и собачьих шкур.

ЛЯМКА  широкий ремень, полоса из ткани или веревка, перекидываемая через плечо.

ЛЬНЯНЫЕ ТКАНИ - ткани, вырабатываемые из льняной пряжи. Известны с древнейших времен по археологическим находкам в Египте, Передней Азии. В России их вырабатывали домашним ткачеством. Петр I проводил политику создания отечественной промышленности, при нем были основаны казенные полотняные мануфактуры. Готовая продукция экспортировалась за границу. Русские льны пользовались хорошей репутацией. Наиболее ценные свойства Л. т. - высокие прочность и износостойкость, гигиеничность. Применяются для изготовления нательного, постельного и столового белья. В современной текстильной промышленности производятся чистольняные, льняные и полульняные ткани полотняного и жаккардовых переплетений. С 1960-х гг. широко используется смешанная пряжа - лен с лавсаном, капроном, штапелем, нитроном, вискозой. Применяются различные отделки, в том числе набивка.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru