Страховка в походе осуществляется при помощи шеста, ледоруба и веревки. Существуют различные способы применения палки-шеста (рис. 33).
Ледоруб используется при хождении по склону, при спуске и подъеме, служит зондом для определения прочности снежного покрова (рис. 34 – 38).
Почти во всех случаях, когда передвижение затруднено, применяется веревка. Обычно ее приходится завязывать узлами. Существуют узлы нескольких типов.
Основные узлы:
Узел булинь (рис. 39) вяжут только на концах веревки правой рукой, закинув веревку за спину.
Узел проводника (рис. 40) вяжут как на конце, так и в середине веревки (для связывания участников группы). Завязав узел, надевают его на грудь. Употребляется он для охранения в горах и на переправах. Чтобы грудная обвязка не сползала вниз, применяются «подтяжки» из репшнура (рис. 41). Их можно завязать и из основной веревки, для этого при вязке узла выпускают конец веревки длиной от груди вяжущего до земли.
Вспомогательные узлы применяются для связывания двух веревок одинаковой толщины. Известны ткацкий и прямой, или морской узлы (рис. 42 а, б).
На концах связанных веревок вяжутся «восьмерки» – узлы, препятствующие проскальзыванию веревок при сильной нагрузке на основной узел (рис. 42 в).
Схватывающий узел (рис. 42 г) вяжется более тонкой веревкой на более толстой. Натяжение вспомогательной веревки затягивает узел, а при ослаблении он легко передвигается по основной веревке.
«Марка» (рис. 43) – способ обвязывания концов веревки.
Применение веревки при подъемах и спусках. По веревке, привязанной ведущим наверху и закрепленной внизу, турист поднимается, перехватывая веревку руками и упираясь в склон перпендикулярно поставленными по отношению к нему ногами (веревка – между ногами). Таким же способом можно опускаться. На крутых склонах для страховки необходима грудная обвязка. На рис. 44 – 46 приведено несколько приемов страховки.
Переправы
Переправы по бревну (кладке, рис. 47). Для кладки можно использовать упавшее через ручей дерево или подтащить к ручью сухостойное дерево, предварительно очистив его от ветвей.
Дерево должно быть на 3 – 4 м длиннее ширины реки. При отсутствии таких деревьев связывают два ствола таким образом, чтобы одно бревно заходило на другое на 1,5 – 2 м. Бревна в двух местах стягивают прочной веревкой. Бревно кладут на берег почти параллельно реке так, чтобы вершина его несколько выдавалась над водой. Около толстого конца бревна делают «уголок» из камней высотой от 0,5 до 1 м, или роют яму для упора при подъеме кладки. Тонкий конец бревна обвязывают средней частью веревки (схватывающим узлом) так, чтобы получилось два конца, каждый на 3 – 4 м длиннее бревна.
Дерево надо поднять под углом 45 – 50° к земле и начать поворачивать в сторону реки, затем постепенно опустить на противоположный берег.
Подъем и укладка бревна – сложная и опасная операция. Веревки, при помощи которых поднимают бревно, должны быть длиннее его, чтобы поднимающие оказались сзади упора.
При переправе по «клади» через широкую и тем более глубокую реку необходимо натянуть вдоль бревна страхующую веревку, на уровне плеча или головы переправляющегося, несколько в сторону от бревна.
Крепление перил на берегу. Веревочные перила находятся при помощи основной веревки. Чтобы они были прочны, веревку надо прикрепить к опорам. Для увеличения прочности перил необходимо привязать два репшнура к обоим концам перил схватывающими узлами, затем репшнуры сильно оттянуть в сторону и привязать к дополнительным опорам (рис. 48).
Для натяжения временных перил веревку обводят вокруг руки и туловища страхующего (рис. 49).
Переправа по камням (рис. 50). При переправе по камням нужно выбрать такое место, где камни находятся друг от друга на расстоянии шага или прыжка. Учитывая, что камни часто лежат неустойчиво, надо наметить себе два-три последовательных шага-прыжка, чтобы не задержаться в неустойчивом положении. Переправляться необходимо под небольшим углом, упираясь шестом или ледорубом в дно со стороны напора воды. Брод следует проходить в обуви, надетой на босу ногу. На широких реках с быстрым течением совершенно необходима страховая веревка. Веревка от страхуемого всегда должна идти на берег ниже по течению. Ее держат в руках два-три туриста, которые ее быстро выдают или выбирают, либо бегут с ней вдоль берега. Страховка при переправе вброд (рис. 51). Туриста перевязывают узлом булинь за конец основной веревки с узлом на спине. Делается одно плечико (а не два, как обычно), чтобы узел от него оказался не сзади, а спереди. Тогда, достигнув другого берега, можно без посторонней помощи быстро отвязать плечико, передвинуть узел на грудь и развязать его.
К страхуемому прикрепляют карабином вспомогательную веревку, отходящую к берегу под некоторым углом к основной веревке и идущую всегда ниже первой по течению.
Перейдя на другой берег, идущий первым сначала должен закрепить основную веревку, а потом освободиться от нее. Остальные участники переправы обвязываются грудной обвязкой и прикрепляются к образованным перилам. Веревка от груди до перил должна быть короче длины рук. Переправляющийся держится за перила двумя руками и передвигается боком, лицом навстречу течению. От спины переправляющегося идет вспомогательная веревка, которую страхующие держат в руках.
Последний отвязывает перила и переправляется с шестом на страховке с противоположного берега. Если перила натянуты из двойной веревки и ее можно снять после того, как переправятся все, тогда и последний пользуется перилами (рис. 52).
Через широкую, но неглубокую реку с быстрым течением можно переправляться вброд группой, взявшись за плечи, лицом к противоположному берегу.
Переправа вплавь возможна только при том условии, что все участники похода хорошо плавают. Для переправы рюкзаков и других вещей используется небольшой плот, сделанный в виде рамы из четырех бревен с легким настилом сверху. Плот перетаскивают с берега на берег на веревке.
Навесная переправа (рис. 53). Веревку для навесной переправы желательно натянуть сверху вниз, привязав к прочным опорам. С берега на берег дополнительно перебрасывают страхующую веревку, вдвое длиннее ширины реки.
В средней ее части вяжется небольшой узел проводника для прикрепления через карабин к грудной обвязке переправляющегося. Переправляться рекомендуется на двух карабинах в горизонтальном положении, спиной вниз.
Прежде вяжется грудная обвязка, затем седло (рис. 54). Веревка, сложенная вдвое для петли седла, не должна быть длиннее вытянутых в сторону рук туриста.
Связав седло и продев ноги в веревку, турист перехватывает петлю седла, карабином и пристегивается этим же карабином к основной веревке переправы. Затем прицепляет к грудной обвязке карабин от середины страхующей веревки. После этого, повиснув на карабинах, можно, вытянув руки за голову, взяться за веревку и начинать движение. Страхующие на обоих берегах начинают с одной стороны выдавать, с другой – выбирать страховую веревку.
Навесной мост (рис. 55). Навесной мост очень устойчив, во время переправы по нему не требуется больших физических усилий. Перила помогают переправляющемуся удерживаться в вертикальном положении.
Мост собирают на берегу из трех основных веревок и одного совсем тонкого бревна или связанных между собой палок диаметром в 5 – 8 см. Длина петель, которые поддерживают бревно, должна быть такой, чтобы перила оказались под мышками идущего по мосту туриста.
Перила привязывают к опорам с таким расчетом, чтобы между веревками оставался проход не шире 60 – 70 см. Бревно, поддерживаемое петлями, находится не менее чем на 1,5 – 2 м под водой.