Работоспособность - Рукавицы



Работоспособность - Рукавицы

Составитель Григорий Лучанский

Р

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ – величина функциональных возможностей организма и человека, характеризующая его способность выполнять максимальное количество работы на протяжении заданного времени при интенсивном или длительном напряжении организма. В процессе труда Р. не является стабильной, подвергается изменениям, соответствующим различным фазам (периодам).

Основные фазы работоспособности: 

врабатывание – повышение Р. в начальном периоде деятельности (процесс вхождения в работу); в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей я работника эта фаза длится несколько минут или 1,5-2 ч;

высокая и устойчивая Р. – на фоне относительно стабильных реакций организма происходит увеличение трудовых показателей, отмечается повышение производительности труда, сокращение затрат рабочего времени на выполнение операций.

уменьшение брака и сокращение простоев оборудования; в зависимости от степени тяжести труда эта фаза может длиться 2-3 ч;

снижение Р. – проявляется (в результате развивающегося утомления) в увеличении времени рефлекторных реакций, снижении внимания, появлении лишних движений и ошибочных действий, ухудшении состояния сердечно-сосудистой и др. систем организма; ухудшаются и производственные показатели – уменьшается выработка, увеличивается время на выполнение операций, растет количество бракованных изделий.

В течение смены Р. повышается в первые часы работы, затем поддерживается на высоком уровне и снижается к обеденному перерыву. Описанные фазы повторяются и после обеда. Но во второй половине смены фаза врабатывания протекает быстрее, а следующая фаза характеризуется снижением Р. и меньшей продолжительностью; снижение Р. наступает раньше и развивается быстрее в связи с более глубоким развитием утомления.

Утомление является нормальной физиологической реакцией, выполняющей определенную защитную роль в организме, – предохраняет его отдельные физиологические системы от перегрузки и возможного нарушения функций. Это своеобразный сигнал, что требуется отдых. Если отдых оказывается недостаточным, при продолжении работы происходит кумуляция утомления. Появляются признаки хронического утомления и переутомления, которое сопровождается быстрым падением производительности труда, а нередко – отказом от дальнейшей работы. Наличие резких колебаний Р. и кратковременность высокой устойчивой ее фазы является признаком чрезмерной тяжести или напряженности труда.

Для повышения Р. и профилактики утомления необходимо внедрение научно обоснованных режимов труда и отдыха, которые должны быть направлены на то, чтобы процесс врабатывания проходил достаточно быстро, период устойчивой Р. занимал максимум рабочей смены, а спад Р. был отодвинут к ее концу. Физиологически рациональный внутрисменный режим труда и отдыха способствует стабилизации уровня Р., повышению производительности труда в течение всей рабочей смены и сохранению здоровья работников.

РАБОЧАЯ ЗОНА – пространство, верхняя граница которого находится на высоте 2 м над уровнем пола или площадки, где организованы постоянные рабочие места или непостоянные (временные) рабочие места.

РАБОЧАЯ ПОЗА такое положение тела, головы, конечностей в пространстве и относительно друг друга, которые обеспечивают выполнение определенного трудового задания. Все многообразие Р. п. в различных профессиональных группах, как правило, сводится к 2 позам: стоя и сидя. Встречаются иногда в производственных условиях др. Р. п.: лежа, на коленях, на корточках, с поворотом туловища назад и т. д. Эти Р. п. относятся к разряду вынужденных, неудобных. Поддержание основных Р. п. связано как с наличием общих анатомо-физиологических и биомеханических закономерностей, так и с рядом специфических, различных для каждой из Р. п. особенностей.

Условием поддержания позы является равновесие всех сил (внутренних и внешних), действующих на тело. Пассивное равновесие даже при спокойном стоянии непрерывно нарушается, т. к. общий центр тяжести расположен несимметрично и постоянно смещается вследствие периодической деятельности внутренних органов (дыхание, кровообращение, пищеварение). Противодействие многочисленным внешним и внутренним силам, стремящимся нарушить поддерживаемые позы, оказывает вся система опорно-двигательного аппарата, его пассивные (позвоночник, кости, связки) и активные (мышцы) элементы. Это достигается быстрым перераспределением тонических и тетанических напряжений мышц за счет проприоцептивных, лабиринтных и экстероцептивных рефлексов. Мышцы, поддерживающие равновесие тела, постоянно находятся в напряжении.

Как и всякая мышечная активность статического типа, каждая поза проявляется определенными изменениями со стороны кровообращения и дыхания. При выполнении работы стоя увеличивается нагрузка на мышцы нижних конечностей (вследствие высокого расположения центра тяжести над площадью опоры и малой ее величиной) и органы кровообращения (увеличение гидростатического давления). В результате даже удобное положение стоя требует увеличения энергетических затрат организма на 8-15 %, частоты сердечных сокращений на 10-15 уд/мин.

Если по условиям технологии или характера трудового процесса изменение позы во время трудовой деятельности невозможно, то в этих случаях говорят о наличии фиксированных Р. п. Подобные позы чаще всего можно наблюдать при выполнении работ, связанных с необходимостью в процессе деятельности различать мелкие объекты. В этом случае человек принимает такую позу, чтобы она обеспечивала благоприятные условия для функционирования зрительной системы. Жестко фиксированы Р. п. у представителей тех профессий, которым приходится выполнять свои основные производственные операции с использованием оптических увеличительных приборов – луп и микроскопов.

При трудовых операциях, связанных с управлением производственным оборудованием или удерживанием груза, Р. п. являются сложными и величина напряжения мышц может быть значительно больше, чем при обычной позе. Чем сильнее наклон корпуса вперед или вбок, тем больше напряжение мышечного и связочного аппарата. Возможно перенапряжение опорно-двигательного аппарата вследствие неудобной Р. п. Вынужденные Р. п. могут стать причиной возникновения серьезных заболеваний нервно-мышечной системы и позвоночника.

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности (трудовую функцию), а также др. периоды времени, определенные в законах и иных нормативных правовых актах.

В Р. в. включаются специальные перерывы, предоставляемые:

работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, для обогревания и отдыха (ст. 109 ТК РФ);

грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, и др. работникам в необходимых случаях (ст. 109 ТК РФ);

работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, для их кормления (ст. 258 ТК РФ).

Нормальная продолжительность Р. в, не может превышать 40 ч в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (ст. 91 ТК РФ).

Нормальная продолжительность Р. в. сокращается:

на 16 ч в неделю - для работников в возрасте до 16 лет;

5 ч в неделю - для работников, являющихся инвалидами I или II группы;

4 ч в неделю - для работников в возрасте от 16 до 18 лет;

4-6 ч в неделю - для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.

Продолжительность Р. в. учащихся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины норм, установленных ст. 92 ТК РФ.

Основанием для сокращения продолжительности Р. в. педагогических, медицинских и др. работников служат законодательные и специальные нормативные правовые акты, касающиеся каждой категории работников. Педагогические работники пользуются правом на нормированный 6-часовой рабочий день и сокращенную рабочую неделю (ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г.).

Для всех женщин, работающих в сельской местности, постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» установлена 36-часовая рабочая неделя, если для них не предусмотрена меньшая продолжительность рабочей недели иными законодательными актами. Сокращенная продолжительность Р. в. установлена также для женщин, которые трудятся в организациях промышленности, расположенных в сельской местности, в строительных организациях, воинских частях (вольнонаемный состав), на нефтегазопромыслах, на всех др. предприятиях и в их структурных подразделениях, находящихся в сельской местности.

Для инвалидов I и II  групп независимо от того, в каких организациях они работает, продолжительность Р. в. – не более 35 ч  в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на 1 ч (ст. 96 ТК РФ). Если для работников установлена сокращенная продолжительность Р. в., то продолжительность его работы (смены) в ночное время не сокращается.

По соглашению между работником и работодателем как при приеме на работу, так и впоследствии могут устанавливаться неполный рабочий день и неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением. При работе на условиях неполного Р. в. оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Работа на условиях неполного Р. в не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчислений трудового стажа и др. трудовых прав (ст. 93 ТК РФ).

Продолжительность ежедневной работы (смены) – согласно ст. 94 ТК РФ – не может превышать:

для работников в возрасте от 15 до 16 лет – 5 ч, в возрасте от 16 до 18 лет –7 ч;

для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет – 2,5 ч, в возрасте от 16 до 18 лет–3,5 ч;

для инвалидов – в соответствии с медицинским заключением.

Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными УТ, где установлена сокращенная продолжительность Р. в., максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

при 36-эдсовой рабочей неделе – 8 ч;

при 30-часовой рабочей неделе и менее – 6 ч.

Для творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями категорий этих работников, утверждаемыми Правительством РФ, продолжительность ежедневной работы (смены) может устанавливаться в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами, коллективным договором либо трудовым договором.

Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на 1 ч.

В непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с согласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы.

Накануне выходных дней продолжительность работы при 6-дневной рабочей неделе не может превышать 5 ч (ст. 95 ТК РФ).

В связи с тем, что продолжительность работы при 40-часовой рабочей неделе подлежит сокращению на 1 ч, накануне праздничных (нерабочих) дней предвыходной день не сокращается, если празднику предшествуют 1 или 2 выходных дня. В тех случаях, когда в соответствии с решением Правительства РФ выходной день переносится на рабочий день, продолжительность работы в этот день (бывший выходной) должна соответствовать продолжительности рабочего дня, на который перенесен выходной день.

Продолжительность Р. ж может увеличиваться только в случаях и в пределах, установленных ТК РФ или иными федеральными законами. Работа за пределами нормальной (установленной) продолжительности Р. в. может производиться как по инициативе работника (совместительство), так и по инициативе работодателя (сверхурочная работа). Порядок приведения работы за пределами Нормальной продолжительности Р. в. по инициативе работника либо работодателя установлен ст. 98 И99ТКРФ.

Порядок распределения Р. в. в рамках определенного календарного периода (дня, Недели, месяца и др.) – режим рабочего времени, а также особенности режима рабочего времени для отдельных категорий работников регулируются ст. 100–105 ТК РФ.

РАВЕНДУК /голл. ruwvedoek/ - толстая парусина, парусный холст из пеньки. Употреблялся для больших парусов.

РАБОЧЕЕ МЕСТО – место, где работник должен находиться и где он выполняет работу в режиме и условиях, предусмотренных нормативно-технической Документацией. Определение понятия «рабочее место» законодательно закреплено в ст. 109 ТК РФ и в полной мере соответствует общепринятой международной терминологии, в частности, определению, содержащемуся в Конвенции МОТ № 155: «Прямо или косвенно контролируемые работодателем места, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой».

Действующее трудовое законодательство предполагает право работника на надлежащие условия труда. Согласно ст. 21 и 219 ТК РФ работник имеет право на Р. м., соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором, а также требованиям охраны труда. Это право работника обеспечивается обязанностями работодателя, установленными в ст. 212 ТК РФ.

Р. м. является основным звеном производственного процесса; где соты материально-технические элементы производства и осуществляется трудовая деятельность человека. От того, как организован труд на Р. м., зависит использование применяемых орудий труда, качество выпускаемой продукции, себестоимость, а также общая культура производства. Организация Р. м. имеет целью создать оптимальные условия для высокопроизводительной рaботы. 

По степени механизации выполняемых работ Р. м. подразделяются на автоматические, полуавтоматические, машинные, машинно-ручные и ручные; по характеру расстановки Р. м. бывают индивидуального и бригадного обслуживания; по количеству обслуживаемых единиц оборудования – одностаночные и многостаночные.

Р. м. должно соответствовать антропометрическим данным работника. Эргономическая оценка Р. м. осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами. Организация Р. м. связана с технологиями, нормированием и организацией труда, планированием и оценкой работы, психофизиологическими, социальными, правовыми вопросами. Эта работа должна проводиться при самом активном участии службы управления персоналом, ее специалистов. Одним из способов совершенствования организации Р.м. является их аттестация (см. Аттестация рабочих мест по условиям труда).

Постоянное рабочее место – место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50 % или более 2 ч непрерывно). Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным Р. м. считается вся рабочая зона (ГОСТ 12.1.055).

Непостоянное рабочее место – место, на котором работающий находится меньшую часть своего рабочего времени (менее 50 % или менее 2 ч непрерывно).

РАДИАЦИОННОЕ ОБЛУЧЕНИЕ – воздействие на людей ионизирующего излучения, которое может быть внешним (от источников, находящихся вне тела человека) или внутренним (от источников, попавших в тело человека).

Аварийное р. о. – облучение, возникающее в результате радиационной аварии.

Медицинское Р. о. – облучение, возникающее в результате медицинского обследования или лечения.

Планируемое повышенное Р. о. – планируемое облучение персонала в дозах, превышающих установленные основные пределы, с целью предупреждения развития радиационной аварии или ограничения ее последствий.

Потенциальное Р. о. – облучение, которое может возникнуть в результате радиационной аварии.

Природное Р. о. – облучение, которое обусловлено природными источниками ионизирующего излучения.

Производственное Р. о. – облучение работников от всех техногенных и природных источников ионизирующего излучения в процессе производственной деятельности.

Профессиональное Р.о. – воздействие ионизирующего излучения на людей, работающих с техногенными источниками ионизирующего излучения.

Техногенное Р.о. – облучение от техногенных источников ионизирующего излучения как в нормальных, так и в аварийных условиях, за исключением медицинского облучения пациентов.

РАДИОЛОГИЧЕСКИЕ (РАДИОАКТИВНЫЕ) МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

АБСОЛЮТНОГО ВОЗРАСТА – методы определения абс. возраста горных пород, основанные на процессе распада радиоактивных элементов. Радиоактивный распад протекает на Земле в любых условиях с постоянной для каждого элемента скоростью, которая и используется как эталон геологического времени. В зависимости от конечного продукта распада того или иного радиоактивного элемента различают свинцовый, гелиевый, аргоновый и стронциевый методы, служащие для определения абс. возраста древних пород, образовавшихся десятки, сотни и тысячи миллионов лет назад. Для пород, возникших лишь тысячи или десятки тысяч лет назад, используют радиоуглеродный, иониевый и др. методы.

РАДИОАКТИВНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ – 1.  Попадание радионуклидов в живые организмы и среду их обитания (атмосферу, гидросферу, почву), происходящее в результате ядерных взрывов, удаления в окружающую среду радиоактивных отходов, разработки месторождений радиоактивных руд, аварий на атомных предприятиях и т. д. Может привести к облучению в индивидуальной дозе более 10 мкЗв/год или коллективной дозе 1 чел.-Зв/год. 2. Радиоактивные вещества, вызывающие радиоактивное заражение (местности, воды, воздуха и др.) и облучение живых организмов.

Р. з. поверхности неснимаемое (фиксированное) – радиоактивные вещества, которые не переносятся на др. предметы при контакте и не удаляются при дезактивации.

Р. з. поверхности снимаемое (нефиксированное) – радиоактивные вещества, которые переносятся на др. предметы при контакте и удаляются при дезактивации.

РАДИОАКТИВНОСТЬ – самопроизвольное, спонтанное превращение неустойчивых атомных ядер в ядра др. элементов, сопровождающееся испусканием частиц или

γ-квантов. Р. впервые обнаружена А. Беккерелем в 1896 г.

Известны 4 типа Р.:

альфа-распад;

бета-распад;

спонтанное деление атомных ядер;

протонная Р. (предсказаны, но еще не наблюдались двухпротонная и двухнейтронная Р.).

Различают Р.:естественную -Р. изотопов, существующих в природных условиях, и искусственную -Р. изотопов, получаемых в результате ядерных реакций. Одной из важнейших характеристик радиоактивных изотопов является период полураспада. Один распад в секунду (расп./с) принят за единицу активности, в СИ установлено название беккерель (Бк). Внесистемные единицы активности: резерфорд, Рд (1 Рд = 106 Бк) и кюри, Ки (1 Ки = 3,7 • 1010 Бк).

РАДИОСВЯЗЬ связь, осуществляемая по радио.

РАДИОСТАНЦИЯ – станция для передачи и приема звуков и других сигналов по радио.

РАЗБОРНЫЙ – такой, который можно разобрать и вновь собрать, поддающийся разборке.

РАЗВЕДКА – обследование чего-нибудь со специальной целью.

РАЗВЬЮЧИТЬ – освободить от вьюков.

РАЗРАБОТКА   способ, а также место добычи ископаемых.

РАЗРЕЗ – открытая горная разработка.

РАМИ /лат. boehmena nivea/ - 1) «китайская крапива», полукустарник семейства крапивных, многолетнее растение, выращивают с древних времен в Китае, Японии, Индии и др. В сухих стеблях до 21% прочного шелковистого волокна; 2) натуральное волокно из этого кустарника, отличающееся прочностью, эластичностью, не поддается гниению Используется для производства технических тканей и высших сортов бумаги (в частности, идет на изготовление денежных знаков). На мировые рынки Р. поставляет в основном Китай.

РАМКА - разновидность обработки прорезей в деталях швейных изделий, например карман «в рамку», петля «в рамку». Имеет вид двух узких прямоугольных полосок ткани, сложенных пополам и пришитых к противоположным краям прорези таким образом, что образуют рамку.

РАНЕЦ – жесткая сумка для ношения за спиной.

РАНТ – узкая полоска кожи по краям обуви со швом, соединяющим стельку и край обуви с подошвой. 

РАСКЛАДКА – пропорция, по которой что-нибудь распределяется, разверстка.

РАСКЛАДНОЙ – такой, который можно раздвинуть, разложить.

РАСКЛАДУШКА – легкая раскладная кровать.

РАСПАШНОЙ – 1. Относящийся к гребле с веслом с двумя лопастями. 2. Об одежде: носимый без застежки.

РАТИН /фр. ratine - ратин, от ratiner - ратинировать, подвивать ворс/ - плотная, очень толстая мягкая шерстяная ткань (драп) диагоналевого переплетения с ворсом, образованным завитками по всей поверхности. Получается в результате отделки ворсовой ткани на ратинирующей машине.

РАЦИОН – пищевой паек или порция фуража на определенный срок.

РАЦИЯ – то же, что радиостанция.

РЕДИНГОТ /англ. riding coat - верхнее платье для верховой езды/ - 1) длинный сюртук прилегающего силуэта, с высоким воротником. Первоначально (в XVIII в.) предназначался для верховой езды. Под охотничий Р. надевали двубортный жилет (иногда замшевый), подпоясанный кожаным поясом с кинжалом. Р. носили с мягкими сапогами высотой до середины икр. В середине XVIII в. Р. носили как верхнюю одежду зимой. В середине ХГХ в. во Франции женщины переняли Р., изменив его на двубортный с застежкой и большими отворотами. Р. Дамы одевали Р. для охоты, с замшевыми брюками.

К концу XIX в. превратился в уличную одежду, неотрезную по талии, с большим плоским воротником и широкой юбкой.

РЕЖИМ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ – распределение времени работы в рамках определенного календарного периода (дня, недели, месяца и т. д.), установленное коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Р. р. в. включает регулирование следующих вопросов:

продолжительность рабочей недели (нормативная продолжительность рабочего времени - 40 ч в неделю и сокращенная продолжительность рабочего времени для несовершеннолетних, инвалидов I и II групп и для работников, занятых во вредных условиях труда);

виды рабочей недели (5-дневная, 6-дневная);

перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем;

продолжительность ежедневной работы;

время перерывов в работе;

число смен в сутки;

чередование рабочих и нерабочих дней, разделение рабочего дня на части, гибкое рабочее время и др. вопросы.

ТК РФ различает, характеризует и устанавливает общие требования по организации следующих Р. р. в.:

ненормированный рабочий день (ст. 101);

режим гибкого рабочего времени (ст. 102);

сменная работа (ст. 103);

режим с разделением рабочего дня на части (ст. 105).

Особенности Р. р. в. и времени отдыха работников транспорта, связи и др. категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, установленном Правительством РФ, соответствующими нормативными правовыми актами.

Утверждены постановлениями Минтруда России:

от 25 июня 1993 г. № 124 – Временное положение о рабочем времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации;

от 3 июня 1997 г. № 27 – Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавсостава судов морского флота и Положение о режиме труда и отдыха членов экипажей морских судов портового флота;

от 17 ноября 1997 г. № 58 – Положение о рабочем времени и времени отдыха работников эксплуатационных организаций связи;

от 25 мая 1998 г. № 18 – Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов речного флота;

от 8 июня 1998 г. № 23 – Положение по учету рабочего времени граждан, принятых в профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей.

РЕЙКА – деревянный брус с делениями. Применяется в геодезии при нивелировании (нивелирная рейка), в мензульной и тахеометрических съемках (дальномерная Р.), в гидрометеорологии (рейка измерительная).

РЕЙКА ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ – деревянный брус с делениями. Применяется для измерения высоты уровня воды в реках, каналах, озерах (водомерная Р.), высоты снежного покрова (снегомерная Р'.), определения толщины льда в лунках – прорубях (ледомерная Р.).

РЕЙТУЗЫ – /нем. rothosea/ - 1) длинные вязаные, плотно облегающие тело штаны для верховой езды. В 30-50-е гт. XVIII в. вошли в военное обмундирование русской армии, в кавалерию гусарских полков. Позже Р. стали частью обмундирования и других полков; 2) длинные (до ступней) трикотажные женские и детские узкие штаны. Известны и под названием легинсы; 3) короткие трикотажные изделия, женские и детские. Предмет нижнего белья. То же, что Панталоны.

РЕКОГНОСЦИРОВКА  (от  лат. rеcognosco – осматриваю) – предварительный осмотр и обследование местности с целью выбора маршрутов и ключевых участков дальнейших более детальных экспедиционных исследований, установления достоверности (иногда с исправлением) географо-картографических материалов; в геодезии – для определения положения или сохранности опорных пунктов, служащих обоснованием топографических съемок.

РЕМЕНЬ – 1. Длинная полоса кожи (или Плоткой ткани), употребляемой для связывания, в качестве пояса, для передачи движения от шкива и т.п. 2.  Две соединенные перемычкой полоски кожи (или плотной ткани) с пряжками для увязывания ручного багажа. 3. Длинная полоса из кожи, ткани или др. плотного материала с пряжкой или крючками. Служит для стягивания, закрепления и поддержания чего-либо. Был заимствован из военной одежды. Женщины до 1850 г. не носили Р. Под влиянием ар нуво в моду вошли Р. с пряжками. Они исчезли в 1920-е гг. и затем вошли опять в обиход в 30-е. Во время войны Р. стали широкими. Были очень популярны в стиле нью-лук, подчеркивали узкую талию и широкие бедра В 60-е гг. существовали различные версии ковбойских Р. - широких с рельефной пряжкой. Современные Р. могут закрепляться на велькро, кнопках.

РЕТРОСТИЛЬ /лат. retro - обратно, назад/ -возвращение в современную одежду стилей предшествующих эпох (периодов) - обычно не менее 20-летней давности. В одежде Р., хотя и переосмысленной с современных позиций, хорошо узнается заимствованный облик, стиль.

РЕПЕР (франц. rерérе – знак, исходная точка) – вделанный в стену каменного сооружения или непосредственно в грунт особый знак, обозначающий и закрепляющий на местности точку, высота которой над уровнем моря определена нивелированием.

РИСК – мера опасности, характеризующая вероятность появления опасности и размеры связанного с ней ущерба. Различают риски индивидуальные, профессиональные, природные, социальные, финансовые, экологические и др.

Индивидуальный Р. – вероятность (частота возникновения) поражающих факторов определенного вида (смерть, травма, заболевание) для индивидуума, возникающая при реализации определенных опасностей в определенной точке пространства (где находится индивидуум).

Профессиональный Р.- индивидуальный Р., обусловленный профессиональной деятельностью; в медицине труда определяется соотнесением распространенности тех или иных заболеваний и конкретных условий труда; учитываются пол, возраст, состояние здоровья, образ жизни, вредные привычки и т. п. В качестве показателя профессионального Р. используют индекс риска профессиональных заболеваний:

ИПЗ=(КР . КТ)-1),

где КР – категория риска (1-я категория: более 10 % случаев профзаболеваний;

2-я категория: 1-10 %;

3-я категория: до 1 %); KТ, - коэффициент тяжести профзаболеваний.

Величины ИПЗ соотнесены с классами УТ, установленными Руководством Р 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».

 

Класс УТ

1

2

3.1

3.2

3.3

3.4

4

ИПЗ

<0,05

0,05–0,11

0,12–0,24

0,25–0,49

0,5–1,0

>1,0

 

В системе социального страхования профессиональный Р. оценивают для определения величины материальных затрат, связанных с компенсацией потери заработка из-за утраты трудоспособности, для установления соотношения этих затрат с уровнем производственного травматизма и профзаболеваемости. Исходя из показателей отрасли (подотрасли) относят к определенному классу профессионального Р. и устанавливают страховые тарифы.

Интегральный показатель профессионального Р. определяется как следующее соотношение:


где первая величина – величина суммарных затрат в отрасли (подотрасли) экономики на возмещение (в истекшем календарном году) вреда, причиненного (застрахованным лицам) в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, - пособие по временной нетрудоспособности, возмещение утраченного заработка, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

вторая величина – размер фонда оплаты труда в этой отрасли (подотрасли) экономики, на который начислены взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В зависимости от величины интегрального показателя профессионального Р. (Ип) отрасль или подотрасль экономики относится к определенному классу профессионального риска (ПР):

 

Класс ПР

Ип

Класс ПР

Ип

1

<0,05

8

0,65–0,75

2

0,05–0,15

9

0,75–0,85

3

0,15–0,25

10

0,85–0,95

4

0,25–0,35

11

0,95–1,15

5

0,35–0,45

12

1,15–1,45

6

0,45– 0,55

13

1,45–4,0

7

0,55– 0,65

14

>4,0

 

С позиций охраны труда профессиональный Р. определяют для установления степени опасности оборудования и технологий, для оценки состояния ОТ и для разработки системы технических и организационных мер по снижению уровня производственного травматизма.

Величину профессионального Р. можно определить как R = r1 + r2 +  r3

где r1 - показатель, отражающий характер и степень тяжести повреждений в производственных человеко-машинных системах;

г2 - частота возникновения травм и аварий;

r3 - материальные последствия происшествий.

Каждый показатель оценивается по 10-балльной шкале. В зависимости от величины R устанавливают класс УТ и уровень Р.

 

R

Класс УТ

Уровень риска

1-8

1

Приемлемый

9-27

2

Средний

28-125

3.1

Повышенный

126-216

3.2

Существенный

217-512

3.3

Высокий

513-729

3.4

Очень высокий

730-1 000

4

Экстремальный

 

РИСК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА – количественная мера проявления опасности несчастного случая на производстве. Самый общий подход для оценки Р. п. т. предполагает анализ несчастных случаев на производстве по всей совокупности их признаков, определяемых Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. В Конвенции № 121 МОТ названы следующие случаи, являющиеся результатом производственного травматизма:

болезненное состояние;

нетрудоспособность, вызванная таким состоянием и влекущая за собой определяемую законодательством страны утрату заработка;

полная потеря трудоспособности или ее частичная потеря сверх установленной степени, когда предполагается, что такая полная или частичная потеря (или степень потери физической полноценности) будет постоянной;

потеря средств существования в результате смерти кормильца семьи.

В Конвенции уточнены условия, при которых несчастный случай в пути считается несчастным случаем на производстве; определены заболевания, которые рассматриваются как профессиональнее, виды пособий по несчастным случаям, права на их получение, сроки их получения, страховая защита и др. Для действующих производств и технологий необходимо планировать и поддерживать снижение или стабилизацию существующего риска травматизма за счет минимизации частоты и (или) тяжести несчастных случаев. На всех без исключения стадиях – концепция, планирование, проектирование, (ре)конструирование, изготовление, (де)монтаж, обслуживание, ремонт, утилизация и др. – должен обеспечиваться хотя бы равный прежнему уровень безопасности работников.

P.XLT.R по совокупности несчастных случаев можно определить так:

где S – последствия ί-го несчастного случая;

Н ί - частота (вероятность) ί -го несчастного случая.

Риск несчастных случаев на производстве при использовании единой размерности ъ оценке последствий можно представить в виде суммы следующих составляющих:

R = Rc + Rи + Rт + Rмт ,

где Rc - риск смерти;

Rи - риск инвалидности;

Rт - риск травмы без стойкой утраты трудоспособности;

Rмт - риск микротравмы.

Для оценки Р. п. т. консервативных производств и технологий, если принимаются во внимание несчастные случаи стандартных временных интервалов (1 год, 5 лет и т. п.) можно использовать также следующую форму записи:

R = S . H = S/b,

где b - базовый показатель.

Введение базового показателя, так же тесно связанного с временным интервалом, как и частота (вероятность) несчастных случаев, позволяет вычленить наиболее значимые и информативные признаки той или иной деятельности. Этот прием широко используется при обработке статистических данных дорожно-транспортных происшествий, при оценке риска авиационных и космических полетов.

В расчетах применяются следующие базовые показатели: общий пробег автотранспорта (автомобилекилометры), суммарное время нахождения летательных аппаратов в полете (в пересчете на 1000 ч), общее число взлетов и посадок (в пересчете на 1 000), тонны руды, металла и иные натуральные показатели. Базовый показатель представляет собой общепринятую, достаточно объективную, легко и точно контролируемую (измеряемую) характеристику, отражающую меру подверженности работников риску в том или ином производстве. Результаты расчетов и последующие сравнения зависят от базовых показателей, взятых за основу, а также от анализируемых периодов времени, охвата конкретных категорий работников, видов деятельности, технологий и т. д.

Р. п. т. косвенно отражают и др. показатели: частота несчастных случаев на 1 000 занятых работников за рассматриваемый период времени (обычно за 1 год; в страховых организациях – за 5–10 лет), Ни; частота несчастных случаев со смертельным исходом для отрасли или различных профессий на 108 ч воздействия производственных факторов риска, Нz; частота несчастных случаев на 1 млн эффективных часов работы, Hm; потенциал опасности травмирования, Lu; подверженность опасности (угроза опасности), G; квота безопасности, Q; индекс травмапгизма, Im.

Hи = U.103/V,

где U - число несчастных случаев;

V - численность занятых работников.

Hz = Uz.108/T,

где Uz - число несчастных случаев со смертельным исходом;

T - время воздействия (рабочее время), ч.

Этот показатель примерно эквивалентен числу несчастных случаев со смертельным исходом, ожидаемых в группе из 1 000 работников на протяжении всей их трудовой жизни (каждый работник занят 2 080 ч в год в течение 48 лет),

Hm = U.106/Tv,

где Tv- эффективное рабочее время с учетом полностью и частично занятых работников, ч.

Lu  = Тu / V

где Тu - общее число дней нетрудоспособности по всем несчастным случаям с различными исходами за принятый период времени.

G = Тu / Tv

РОБА /фр. robe - платье/ - 1) устаревшее название одежды, платья; 2) рабочая платье, одежда, обычно парусиновая или брезентовая, например Р. пожарника, матросская.

РОВДУГА – баранья, козья, оленья шкура, выделанная в замшу.

РОЗА ВЕТРОВ – диаграмма, показывающая повторяемость ветров различных направлений в данной местности, обычно по многолетним средним данным для месяца, сезона или года. Представляет собой кружок (или точку), от которого расходятся лучи в направлении основных румбов горизонта. Длина каждого луча пропорциональна повторяемости ветров данного направления. Внутри кружка цифрами указывается повторяемость штилей.

РОМАНТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ - бытовое название некоторых стилей, для которых характерны подчеркнуто мягкие, женственные формы и пропорции. Активно используются такие детали, как оборки, складки, рюши, сборки, и легкие материалы (шифон, крепдешин, атлас, штапель, маркизет и т. п.)- Главный ассортимент Р. с. - платья, блузки и юбки.

РОССИЙСКАЯ МОДА - сложное противоречивое явление, основанное на разнице традиций между европейской и русской культурами одежды.

Начиная с Петровских времен городской костюм в России стремился подражать европейскому, но не сильна преуспевал в этом. Платья аристократии все равно заказывались в Европе или (для менее состоятельного дворянства) шились по европейским образцам и выкройкам в мастерских Петербурга и Москвы. Во второй половине XIX в. Чарлз Фредерик Борт осуществил переворот в европейском костюме и стал главным международным арбитром, моды. У него одевался весь европейский аристократический мир - от царских дворов до знаменитых кокоток и актрис, в том числе и в России. В собрании Государственного Эрмитажа хранятся 18 костюмов Ворта. Из них два были сшиты для императрицы Марии Федоровны. Это утонченные, элегантные костюмы, отличающиеся великолепным чувством линии, владения материалом и цветовым решением. Так костюм развивался до конца XIX в., когда в России появились самобытные мастера модельеры. В 1885 г. в Москве открыла свою мастерскую Н. Лама-нова и вскоре получила право называться «поставщиком двора». Любимым портным императрицы Александры Федоровны был А. Бризак, имевший мастерскую в Петербурге. Наряду с другими становится известной петербургская мастерская А. Гиндус.

При императорском дворе костюм имел важное значение в придворном этикете. Парадные женские платья, их покрой, материал, отделка были узаконены специальным указом еще в 1834 г. В соответствии с этим указом светсткий придворный костюм носил черты традиционной русской боярской одежды. Кокошник с вуалью из кружева или тюля дополнял официальный костюм.

Наибольшей популярностью среди мастерских, исполнявших женские парадные костюмы, пользовалось ателье Ольги Николаевны Бульбенковой, основанное в середине XIX в. и просуществовавшее до 1917 г. Здесь шили в основном парадные женские костюмы для императорской семьи к коронационным торжествам, свадьбам., и другим торжественным случаям. Платья из этой мастерской носили Мария Александровна - жена императора Александра III и Александра Федоровна - жена императора Николая II. Здесь же отшивались костюмы в приданое великих княжон. Ткани для придворных костюмов -бархат, парча, атлас и др. - поставлялись большей частью русскими фабриками, в том числе московской мануфактурой Сапожниковых, славившейся своими узорчатыми шелками. Золотошвейные работы выполнялись в Петербургской мастерской И. Васильева, а также в Новодевичьем и Ивановском монастырях в Москве. Иногда приглашали вышивальщиц из Торжка.

В первое десятилетие XX в. русский светский костюм развивался под влиянием европейского, с одной стороны, и под воздействием тенденций стиля модерн в форме неорусского стиля, с другой. Таким образом передовые идеи в области костюма на национальной почве развивались не без помощи Художественных мастерских СИ. Мамонтова в Абрамцево и мастерских в смоленском имении княгини М.К. Тенишевой. В высшем свете стало модно интересоваться кустарными промыслами и использовать отечественное кружево и вышивку в повседневном и нарядном костюме.

Придворным модельером оставалась Ламанова. Модные французские фасоны, в соответствии со вкусами клиентов, отделывались в русском стиле. Качество шитья было настолько превосходным, что германские офицеры приезжали отшивать свои шинели в Санкт-Петербург и Москву.

Механизированной швейной промышленности в России до революции не существовало. Одежду шили главным образом в мелких мастерских кустарно-ремесленного типа. Швейных предприятий было мало, и они были рассредоточены в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Харькове, Казани, Нижнем Новгороде. Ими владели русские или иностранные торговые фирмы - «Мандель», «Братья Петуховы», «Розенцвейг», «Тиль» и др. На этих предприятиях размещались военные заказы. Наряду с фабриками была широко развита система сезонной надомной работы. Портные-надомники получали скроенный материал и всю работу делали от начала до конца сами.

В начале XX в. в России, как и в Европе, костюм претерпел демократические изменения, одежда стала более функциональной, практичной. Мужской костюм приобрел почти современный вид, в моду вошли и женские костюмы. Рабочие, мещане, студенчество носили простые рабочие блузы, куртки, тужурки; женские юбки укоротились, появились «парочки» - костюмы из юбки и блузки с баской, выполненные в одной ткани. л

«Парочки» для праздников шились из ярких ализариновых ситцев. В среде русской интеллигенции в моду вошло русофильство, ношение костюма, формой восходящего к традиционной русской крестьянской одежде, в том числе толстовки - в подражание Льву Николаевичу Толстому. Строгие темные платья с белым воротничком были распространены среди курсисток и учительниц, а накидки и широкополые шляпы - в среде студентов вольнодумцев. Большим своеобразием был отмечен облик русских рабочих, носивших черные сатиновые косоворотки с пиджаком, картузы и брюки, заправленные в сапоги. Богатое купечество в одежде подражало аристократии: длиннополые сюртуки, сапоги бутылками, косоворотки уступили место фракам и визиткам.

Деревня, несмотря на свою патриархальность, перешла на фабричную ткань и появи-лась мода на городские фасоны. Сначала это была выходная и праздничная одежда: платье или сарафан, позднее - «парочка». Под влиянием одежды фабричных рабочих в деревню проникли - полупальто, картузы, появились сшитые из фабричных тканей косоворотки, жилеты, поддевки городского типа. В то же время рабочие продолжали долго сохранять в облике приметы деревни. Женщины гладко зачесывали волосы, стягивая их в узел на затылке, носили яркие платки и шали с бахромой.

К началу революции в России продолжали существовать сеть кустарных мастерских и три крупных швейных фабрики - две в Петрограде и одна - в Москве. Революция 1917 г. сломала сословные традиции и большая часть заказчиков, для которых существовала мода, эмигрировала, разорилась или погибла в годы становления новой власти. Происходит централизация швейного производства. Возникают первые организации массового изготовления одежды: в Москве - Москвошвей, в Ленинграде - Ленинградшвей и др. Экономические трудности времен революции и Гражданской войны привели к тотальному дефициту текстиля и изделий швейного производства, продолжавшемуся до 30-х гг. До 1924 г. набивной ситец вырабатывался в ограниченных количествах и основную массу произведенного текстиля составляли гладкокрашеные ткани - полотно, холст, солдатское сукно, низкие сорта шерсти, байка, гарус, бязь, ситец.

Советский костюм имеет свою долгую и сложную историю, своих выдающихся мастеров. Над его созданием работала целая армия художников в творческих лабораториях домов моделей и специальных художественно-конструкторских бюро, в художественных мастерских швейных фабрик. Эпоха после революции представляет особый интерес. Именно в те годы формировались принципы нового костюма, рождались проекты массовых форм одежды, намечались конкретные пути претворения творческих эталонов в массовую промышленную продукцию. Работали пионеры нового костюма - Н. Ламанова, В. Мухина, А. Экстер, Л. Попова, В. Степанова, Н. Макарова. Мода советского авангарда экспериментировала с производственным искусством, ориентируясь на функционализм и простоту костюма. Художники конструктивисты - В. Степанова, А, Экстер, А. Родченко, Л. Попова - перенесли свои идеи в театральный и производственный костюмы. К. Малевич делал эскизы супрематического платья.

Программа действия в области создания новых форм костюма наметились уже к началу 1919 г. При художественно-производственном подотделе ИЗО Наркомпроса были созданы Мастерские современного костюма, которые возглавила Надежда Петровна Ламанова. Ассортимент гражданской одежды начала 20-х гг. состоял в основном из вещей, появившихся в предреволюционную эпоху. Это были кожанка, известная как форма шоферов, и ставшая своеобразной униформой комиссаров Советской Армии и руководителей рабочих организаций. Продолжали носить толстовки, гимнастерки, френчи, сапоги, широкие кожаные ремни, платья из солдатского сукна, красные косынки. Довоенные формы одежды - костюмы, визитки и др. были отвергнуты новым строем по идеологическим соображениям. Само слово «мода» ассоциировалось в течение десяти лет с буржуазными пережитками.

В эпоху нэпа, когда еще страна была открыта, поступала информация о парижских модах, американском образе жизни. Ламанова ездила в Париж ежегодно. Появились парижские журналы мод, начинают издаваться отечественные «Новости мод. Художественный ежемесячный журнал последних парижских мод» (1922), в 1923 г. - «Последние моды. Журнал для женщин», в 1924 г. - «Моды». Они ориентировались на новый класс - нэпманов - чьи богатые костюмы резко контрастировали с простыми хлопчатобумажными платьями рабочих женщин, полосатыми майками и короткими прямыми юбками девушек. Основной обувью широких масс были парусиновые туфли.

Конкретными проектами нового массового костюма стало заниматься «Ателье мод», открытое при тресте «Москвошвей» в 1923 г.

Оно рассматривалось как теоретический и идеологический центр моделирования бытового костюма. При «Ателье мод» был создан журнал мод «Ателье», правда, вышел только один номер. В нем принимали участие целая плеяда знаменитых художников, таких как Б. Кустодиев, А. Головин, И. Грабарь, В. Мухина, К. Петров-Водкин, К. Юон, Е. Прибыльская, А. Ахматова, И. Фомин, А. Экстер, М. Шагинян и многие другие. В том же на году на первой Всероссийской художественно-промышленной выставке, организованной Академией художественных наук, был показан целый ряд образцов одежды, которые разработали художники «Ателье мод» - Е. Прибыльская, Н. Ламанова, В. Мухина, А. Экстер. В 1925 г. Советский Союз пригласили принять участие во Лемирной выставке. Моду Советского Союза представляли платья, выполненные в духе конструктивизма из рушников и домотканых полотен с вышивкой. Костюмы представляли собой сложную динамическую композицию геометрических орнаментов ярких, активных цветов. К каждому костюму или платью были специально подобраны головные уборы, сумки, украшения. Необычайные по решению ансамбли одежды, созданные русскими художниками получили «Гран-при» выставки.

Е. Прибыльская, как Макарова и Ламанова, отдавала предпочтение народным традициям. Особняком стояло творчество Экстер, первой взявшейся за разработку Исторического костюма и футуристических тенденций. Степанова разрабатывала спортивный костюм и вместе с Поповой работала над созданием новых орнаментов для текстильной промышленности (см. Агитационный текстиль). Л. Попова создавала изящные по своим пропорциям модели рубашечного кроя.

В конце 20-х - начале 30-х гг. для моды настал переходный период, когда авангард подвергся критике. Во второй половине 20-х гг. стало очевидно, что уникальные костюмы, проекты прозодежды невозможно претворить в жизнь. Быть хорошо одетым считалось подозрительным. Тот, кто хотел одеваться хорошо, должен был шить сам или иметь хорошую портниху. Впрочем, вопросам культуры одежды, созданию новых его форм продолжали уделять большое внимание. В 1928-1930 гг. выходил журнал «Искусство одеваться» - специальное приложение «Красной панорамы». Во вступительной статье А.В. Луначарского была реабилитирована мода и поставлена задача повышения уровня промышленного тиража. Выступили новые художники М. Орлова, Е. Якунина, Ю. Оршанская, О. Анисимова. В своих моделях они также использовали народный костюм.

Говорить о советской моде можно лишь в контексте процессов, происходивших внутри СССР, поскольку в 30-е гг. строительство «железного занавеса» было завершено, и страна I полностью закрылась от каких-либо внешних воздействий, признаваемых вражескими происками. Безусловно, сохранялось влияние Запада в виде кинематографа, а также небольшого количества симпатизирующих коммунистическому режиму деятелей западной культуры. Однако мода в Советском Союзе уже не подчинялась общемировым процессам и отставала на многие годы. В конце 30-х -40-е гг. это еще не было столь заметно. Но после Второй мировой войны разрыв между Западом и социалистической системой увеличился. Мода конца 40-х - начала 60-х годов известна как эпоха стиляжничества (см. Стиляга). Эта уличная мода подготовила почву для восприятия модных веяний 60-х - мини юбок.

В период оттепели 1961 г. СССР участвовал в XI Конгрессе моды в Софии. Здесь решались вопросы культуры одежды.

Внутри страны мода существовала как элемент плановой экономики. Тенденции проектировались централизовано для легкой промышленности - ВИАЛЕПТРОМом (Всесоюзный институт ассортимента изделий легкой промышленности), ЦНИИШПом (Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности) и Московским Домом моделей (Общесоюзный Дом моделей одежды на Кузнецком мосту), для бытовой промышленности - ЦОТШЛ (Центральная опытно-техническая швейная лаборатория) Здесь анализировались недоступные широкому читателю иностранные журналы, выписываемые библиотекой ВИАЛЕГПРОМа, вычислялись «модные направления»: силуэт, линия, пропорции, далее создавались «направляющие коллекции», по которым осуществлялись разработки конструкций, лекал, технической документации, затем распространяемой на промышленных предприятиях по всей стране. Общесоюзный Дом моделей одежды (ОДМО), открывшийся в 1943 г. сыграл большую роль в становлении отечественной моды. Самой главной задачей Дома было методическое руководство легкой промышленностью. Модели создавались как методически наглядные руководства для ограниченного профессионального показа. На показы приезжали представители фабрик швейной промышленности, домов моделей советских республик. Существовали и открытые показы для населения. В 60-е г. в Доме работали Тамара Макеева, Тамара Файдель (автор многочисленных вечерних туалетов), Татьяна Осьмеркина, Лина Телегина (женский ассортимент, детская одежда), Александр Игманд (мужской гардероб).

Два раза в год проходили семинары для специалистов, на которых они знакомились с последними разработками ведущих специалистов указанных выше центров моделирования, получали необходимую документацию и рекомендации по разработке направляющих коллекций на местах. Следует помнить, что вся отрасль работала в рамках жесткой бюрократической системы, задерживающей ее развитие на многие месяцы и годы. По свидетельству специалистов, иногда приходилось долго «пробивать» даже такие мелкие вопросы, как модные прибавки на свободу облегания, спускаемые централизованно на предприятия легкой промышленности из вышестоящих организаций. Дело в том, что в соответствии с этими прибавками закладывались нормы расхода материалов, что тянуло за собой цепочку многочисленных поправок в различных планах, вполоть до генерального плана отрасли. Таким образом плановая система в области проектирования одежды висела тяжким камнем на шее отечественной моды.

Тем не менее среди художников-модельеров находилось немало энтузиастов своего дела. Они и двигали огромную глыбу бюрократии, создавая в этих жестких рамках подлинно творческие работы. Основной темой для модельеров продолжала оставаться традиционная одежда народов СССР. Костюм рассматривался как прикладное искусство, основной задачей было - сделать скупыми средствами простую, но выразительную форму. В Московском доме моделей над этим работали молодые модельеры - Римма Тимченко, Тамара Кузнецова, Валерия Горовиц. В ОДМО работали модельеры А. Донская, Г. Анисимова, Н. Баскакова. С 1961 г регулярно публиковались работы молодого В. Зайцева. На страницах «Журнала мод» появлялись модели Т. Кузнецовой, А. Байковой, Г. Гагуа, М. Головенковой, начинали свою деятельность Л. Телегина, И. Крутикова, Т. Осьмеркина, Г. Гагарина, Р. Аралова, Т. Файдель, О. Жаренова, Е. Иванова.

В 1967 г. состоялся Международный фестиваль, устроенный ОДМО и др. организациями. Приглашено было много международных домов со своими коллекциями. Мероприятие проводилось масштабно, с показами коллекций на ВДНХ. Большим событием был приезд Г Шанель «Гран при» фестиваля получила Т. Осьмеркина за платье «Россия».

С этого года была официально представлена и длина мини.

Новое явление конца 60-х - тема космоса, инспирированная моделями А. Куррежа В моду вошли мини, четкая геометрия форм, сапоги-чулки, комбинезоны, шлемы. А. Игманд разрабатывал космическую тему в мужской одежде. Брючные костюмы, широко распространенные в европейской моде в кон 60-х -70-е гг., в СССР долго оставались достоянием подиумов и казались эксцентричными.

В 1980-х, особенно с началом перестройки, мода обрела новый импульс к развитию Советская атрибутика, необычайно популярная в моделях тех лет, сочеталась с большими накладными плечами, рублеными формами и легким налетом начавшей просачиваться из-за «железного занавеса» культуры панка. Журналы мод, особенно прибалтийские (таллинский «Силуэт» и «Ригас модес») и «Модели сезона», начали публиковать информацию о западных модельерах и последних показах мод, правда, все равно с опозданием. В это время работали молодые модельеры, позже ставшие маститыми и заслуженными -А. Осьмушкина, В. Андриянова, Т. Парфенова, Е. Спиридонова. И. Крутикова набирала силу Начинал свою деятельность  В. Юдашкин.

Настоящим модным бумом ознаменовались 90-е гг. Тяга к самовыражению была столь сильной, что не смущало ни отсутствие денег на эксперименты, ни отсутствие развалившейся к тому времени швейной промышленности. Толпы молодых модельеров и считающих себя таковыми наводнили открывшиеся в изобилии ночные и  прочие клубы Москвы и Санкт-Петербурга. Показ моделей одежды стал распространенным развлечением богатой и не очень публики. За показ коллекции модельерам платили деньги. Чем вычурнее модели, чем больше обнаженного тела, чем более была шокирована публика, тем популярнее был дизайнер. Впрочем, эта волна вынесла на модную арену и по-настоящему талантливых художников, позже сгруппировавшихся вокруг фестиваля авангардной моды «Альба мода» - А. Бартенев, А. Бухинник, Маша Цигаль, Ольга Солдатова, Андрей Шаров, дуэт Донис Пупис, др. Их коллекции носили, скорее, концептуальный, нежели практический характер.

К концу десятилетия постепенно начала возрождаться отечественная индустрия производства одежды. Многочисленные конкурсы молодых талантов выявили новые имена. На сцену моды вышли дизайнеры, заитересованные не столько в чистом и безкорыстном творчестве, сколько в производстве изделий массового потребления - А. Зубец, А. Греков, Н. Нафталиева, И. Чапурин, др. На рынке наблюдается экономический подъем российских производителей модной одежды. Появляются новые брэнды. К примеру, компания Аtеlier представляет марку молодежной одежды Festival. Отечественные производители пока предпочитают называть свои фирмы иностранными именами или писать латиницей название компании. Петербургская компания Fosp предлагает мужские костюмы, рассчитанные как на массового, так и на очень обеспеченного клиента. Широкой популярностью пользуются дешевые изделия из трикотажа компании Панинтер. Молодые модельеры выпускают модели небольшими партиями или работают с индивидуальными клиентами - Ю. Далакян, С. Тегин, О. Фешина, Б. Леонович. Такие фирмы, как «Васса» (Vassa), «Наш фэшн» (Nash Fashion) И. Лисицыной, «Веретено» (Vereteno) Л. Мезенцевой, набирают обороты на рынке модной одежды. Проект «Артпойнт» (Artpoint) известен своими зрелищными акциями, совмещающими музыку и моду.

РУБАХА - 1) вид плечевой одежды с рукавами. Бывает нательной (бельевой) и верхней. Один из самых древних видов одежды, восходящий к римской тунике. Древнерусская Р. - основа мужского и женского костюма - была длинной, туникообразной, нераспашной одеждой с широкими длинными рукавами и разрезом у горловины. Крой первоначально определялся шириной холста, тканого на примитивных ручных ткацких станках. Несколько прямоугольных полотнищ сшивали между собой способами, различными в разных регионах. Пройма, как правило, снабжалась ластовицей. На плечи нашивались клиновидные или прямоугольные вставки (полики), которые украшались вышивкой. Повседневная Р. шилась из простого белого холста без украшений. Нарядная Р. украшались вышивкой, кружевом, лентами, кусками крашенины или набивных тканей в соответствии с традицией того или иного региона. Сверх Р. женщины надевали сарафан или поневу. Представители высших сословий носили Р. из тонкого льняного, хлопкового и шелкового полотна. В конце XIX - начале XX вв претерпела ряд изменений, превратившись в современную рубашку-сорочку. См. также Толстовка, Косоворотка, Гимнастерка; 2) современный вид верхней распашной одежды с длинными или короткими двухшовными (рубашечными) рукавами на манжетах и с воротником, обычно на стойке. Элемент классического мужского костюма. То же, что Сорочка. Существует во множестве вариантов - см. Ковбойка, Поло.

РУБАШКА – 1. одежда из легкой ткани для верхней части тела. 2. цвет шерсти, масть. 

РУДНИК  горнопромышленное предприятие, занимающееся добычей и обогащением полезных ископаемых. Обычно представляет собой совокупность шахт или карьеров, объединенных общим административным, техническим и хозяйственным руководством.

РУДНИЧНАЯ ЛАМПА (шахтная лампа) – переносный осветительный прибор индивидуального пользования, применяющийся в подземных выработках. До начала 19 в. подземные выработки освещались открытым огнем – факелами, масляными лампами, снопом искр, высекавшихся из кремня вращающимся стальным диском («стальная мельница»), и др. Все эти способы освещения были взрывоопасными. Быстрое развитие добычи угля в Англии в конце 18 – нач. 19 вв. привело к углублению шахт, в связи с чем резко увеличилось в них выделение газа и число взрывов. Вопрос об освещении в шахтах оказался ввиду этого чрезвычайно острым. Первая взрывобезопасная лампа была предложена английским химиком Г. Дэви в 1815. Она состояла из резервуара, наполненного маслом, и горелки, прикрытой колпаком из металлической сетки. Принцип, положенный в основу конструкции лампы Дэви, заключается в охлаждении металлич. сеткой продуктов горения газа, образующихся внутри лампы, до такой температуры, при которой воспламенение взрывчатой смеси за пределами лампы становится невозможным.

Дэви теоретически обосновал охлаждающее действие металлической сетки и вошел в историю как первый  изобретатель безопасной рудничной лампы.

Лампа Дэви давала очень мало света и вскоре была усовершенствована установкой между резервуаром и сеткой стеклянного цилиндра. В дальнейшем были предложены сотни конструкций масляных, керосиновых и бензиновых Р. л., но все они основывались на принципе прикрытия огня металлической сеткой.  


Разрез советской шахтной бензиновой лампы: а – бензиновый резервуар; б – отверстие (с пробкой) для заливки бензина; в – горелка; г – вата, впитывающая бензин; д – винт для подачи фитиля; е – латунное кольцо с резьбой; ж – металлич. каркас; з – пломбовый и магнитный затворы; и – внутренняя металлическая сетка; к – наружная металлическая сетка; л – защитное стекло (зажато между асбестовой прокладкой металлических сеток и резервуаром).

Современная советская бензиновая Р. л. показана на рис. 1, а разрез ее – на рис. 2. Высота такой лампы ок. 280 мм, вес 1,47 кг, емкость резервуара 50 см3, продолжительность непрерывного горения 12 час, средняя  сила  света 0,52 свечи, защитная сетка изготовляется из железной проволоки диаметром 0,3–0,4 мм, на 1 см2 в  ней имеется 144 отверстия. Лампа запирается двумя затворам: пломбовым и магнитным; последний представляет собой пружинный замок, запирающий стержень которого, задерживаемый пружиной, утоплен в гнезде в каркасе Р. л. так, что вытянуть его можно только в шахтной ламповой (зарядной мастерской) с помощью  специального  электромагнита. Бензиновые Р. л. применялись в СССР исключительно в качестве индикаторов рудничной атмосферы: по ореолу пламени приблизительно  определялось процентное содержание в ней метана.

Для освещения угольных шахт в качестве индивидуальных светильников использовались шахтные аккумуляторные лампы, дающие значительно больше света, чем бензиновые Р. л. В рудниках, где в атмосфере отсутствуют  взрывчатые газы, наряду с аккумуляторными, применяются карбидные лампы.

РУКАВ - покрытие руки, деталь одежды, вшиваемая в пройму. Различают цельнокроеный Р. (самый древний вид), втачной, реглан и их многочисленные варианты: «японка», рубашечный, «фонарик», «крылышки» и т. д. Длина Р. колеблется от плеча до середины ладони и ниже.

Первоначально одежда не имела рукавов. Более того, у древних греков и римлян рукава, виденные ими на одежде варваров, считались признаком дикости или изнеженности, недостойной мужественных граждан. Судя по немногочисленным дошедшим до нас образцам, первые рукава представляли собой прямоугольные куски ткани, вшитые в прямую пройму, иногда с ластовицей. Такой тип рукава известен по народному костюму почти всех европейских стран. В средние века появились Р., напоминающие современный втачной, они еще не пришивались к одежде, а привязывались или приметывались на живую нитку. В XII-XV вв., и даже позже, верхние Р представляли собой отдельный, богато декорированный предмет одежды. Такие Р. носили с разным платьем, они могли входить в состав приданого или быть дорогим подарком. Во время турнира рыцарь мог прикрепить Р. возлюбленной к шлему или воспользоваться им в качестве знамени. В разные периоды истории Р. приобретали самые невероятные и причудливые формы, украшались всеми мыслимыми способами Современный вид Р. приобрели в начале XX в.

РУКАВИЦЫ - предмет одежды, относится к аксессуарам. Покрывают руку от пальцев до запястья и выше. Имеют один (для большого пальца), реже, два (для большого и указательного) пальца. Р. появились в средневековой Европе значительно раньше перчаток. В XX в было налажено массовое производство Р Их шьют из натуральных и искусственных кож, замши, ткани, делают на подкладке тканой или меховой. Различают по назначению (производственные, спортивные, повседневные), возрасту, принадлежности полу. См. также Варежки.

РУКОМОЙНИК – небольшой висячий умывальник.

РУНДУК – большой ларь с поднимающейся крышкой.

РЮКЗАК,  рукзак – (нем. Ruksack – слово швейцарского происхождения), от rücken – стягивать или rücken – спина и sack – мешок; заплечный вещевой мешок на ремнях, стягивающийся наверху. /нем. rucksack - походный мешок/ - вид сумки, емкость для ношения вещей, мешок с двумя ремнями и множеством карманов. Носится на плечах за спиной. Произошел от армейского вещевого мешка.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru