Транспорт в горах



Транспорт в горах

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Ануфриков М. (составитель). Спутник альпиниста. Москва, Физкультура и спорт, 1970 г. 

Поляков А.

Транспорт в горах

Готовясь к выезду в горы, следует тщательно изучить маршрут и наметить, на каких участках пути каким транспортом пользоваться.

Железнодорожные перевозки. При железнодорожных перевозках рекомендуются контейнеры, переброска которых обходится недорого. Наиболее удобны контейнеры грузоподъемностью 2,5 и 5 тонн, т. е. соответственно 2 и 4 тонны экспедиционных грузов, поскольку контейнеры вмещают до 80% своей грузоподъемности. В контейнере можно перевозить любые нескоропортящиеся продукты, вплоть до топленого масла (в молочных флягах). Идут контейнеры только малой скоростью, поэтому груз необходимо отправлять заблаговременно. Например: из Москвы до Оша, Фрунзе и Алма-Аты контейнер идет 15-25 суток, а до Нальчика и Пятигорска — около 10-12 суток.

Большие экспедиции иногда отправляют груз в товарных вагонах и вагонах-ледниках. Скорость движения вагонов примерно такая же, что и контейнеров. По железной дороге грузы быстрее везти багажом по билетам и товаро-багажом без билета. Однако этот способ перевозки обходится дорого и требует специальной упаковки.

Упаковка грузов и виды тары. Независимо от требований железной дороги, еще в пункте отправления желательно упаковать груз так, чтобы его можно было без перепаковки перегружать с железной дороги на автомашину, а с автомашины на вьючный транспорт для доставки в базовый лагерь.

При упаковке «места» надо взвешивать и вес их подбирать в зависимости от вида вьючного транспорта. На ишака, принимая во внимание трудность пути, можно грузить 50-70 кг, на лошадь — 70-120 кг, на верблюда — 150-250 кг, на кутаса (яка) — 60-100 кг, на мула, лошака — 100-120 кг. Исходя из этого, вес одного «места» должен быть соответственно равен 25-35 кг для ишака, 35-60 кг для лошади, 75-125 кг для верблюда и т. п. Хорошо забитые консервные ящики дополнительной упаковки не требуют. Подбирая нужный вес, ящики и другие «места» можно попарно туго связывать веревкой или льняной тесьмой   (ТРТ-20).

При движении караваном для упаковки грузов желательны специальные вьючные сумы и вьючные ящики. Вьючную суму делают из брезента с подкладкой из прорезиненной ткани. Ее размеры для лошадей и ишаков: длина — 60 см, ширина — 25 см, высота — 40 см. Сумы для верблюдов несколько больших размеров. Для лучшей защиты от влаги под крышкой сумы помещают дополнительные брезентовые полы, плотно застегивая или зашнуровывая их. Вьючный ящик изготовляют из 5-8-миллиметровой фанеры и оклеивают брезентом. Его длина — 65 см, ширина — 30 см, высота — 55 см. Такие ящики можно вьючить как на лошадей, так и на верблюдов; в последнем случае размеры увеличатся  (80х45х60 см).

Хорошая тара для сыпучих грузов (мука, крупа, сахар, компот) — большие льняные или из грубошерстной плотной ткани мешки вместимостью 100-120 кг. Груз равномерно распределяется по обеим сторонам мешка так, чтобы середина была пустой и ложилась на вьючное седло. Такой мешок можно сшить из двух стандартных. Чтобы груз не пропитался запахом пота животного, при перевозке под мешки подкладывают попону из плотного брезента.

Все «места» должны быть пронумерованы и промаркированы на видных местах. Груз, особенно продукты, следует рассортировать на расходуемые на подходах, в базовых лагерях, на штурмах и т. д. Подробную опись содержания «мест» необходимо иметь по крайней мере в двух экземплярах (один вложен в груз). Предметы снаряжения, которыми пользуются в пути (палатки, спальные мешки, кухонная посуда и продукты на текущий расход), упаковывают в отдельные, специально замаркированные «места» и укладывают на автомашинах или в караване так, чтобы в любую минуту до них можно было добраться.

Надежной тарой под масло, сельдь в рассоле и подобные продукты служат луженые 20 или 40-литровые молочные бидоны. Правда, они тяжелы, неудобны при перевозке на вьюке (особенно на ишаках), но зато обеспечивают сохранность продуктов.

Все «места» необходимо упаковывать так, чтобы их содержимое при перевозке не издавало стука, особенно металлического, который может испугать животных. Надо остерегаться ожога животных перевозимыми керосином и бензином.

Автоперевозки. В конечных пунктах железных дорог, как правило, имеются пассажирские и грузовые автобазы. Первые предоставляют машины для людей и под груз. Перевозки на них обходятся дорого, так как плату обычно взимают по тарифам грузовых такси и за оба конца. Грузовые автобазы предоставляют машины для перевозки грузов, причем на груженой машине более 4-5 человек везти запрещается.

Габариты одного места груза для перевозки в автобусах не должны превышать 100х50х30 см.

Грузовые автобазы имеют в своем распоряжении машины разной грузоподъемности — от 2 тонн и выше.

Расчеты с автобазой можно производить через Госбанк.

Вьючный транспорт. В глубь многих горных районов Памира, Тянь-Шаня и Алтая, а также в некоторые районы Кавказа автомобилем проехать нельзя. Приходится прибегать к помощи вьючных животных. На Памире ишаки, лошади и кутасы с успехом перевозят грузы до высоты 5000-5500 м, преодолевая ледники и снежные склоны. Скорость движения вьючного транспорта немногим уступает скорости пешего альпиниста. Для лошадей она равна 4-5 км/час, ишаков — 3,5-4 км, верблюдов и яков — 2-3 км/час, мулов и лошаков — до 5 км/час. В день караван в горной местности проходит 20-30 км.

Альпинист должен иметь элементарное понятие об уходе за животными и о правилах навьючивания грузов. Большей частью при перевозках приходится пользоваться лошадьми и ишаками, реже верблюдами и яками. Каждое из этих животных имеет свои преимущества и недостатки.

Лошади хорошо преодолевают бездорожье (а при специальной оковке могут идти по ледникам), успешно переправляются через реки, однако более пугливы и требуют большего ухода, чем ишаки. Значительно хуже верблюдов переносят недостаток воды.

Ишак плохо идет по крупным камням, осыпям, вязкой почве. Малопригоден для движения по ледникам. С большим трудом переправляется через бурные и каменистые реки, плохо переносит сырость, сильный холод. Для движения по каменистым тропам и ледникам ишаков необходимо ковать. Ишаки непривередливы, особенно в пище. Один человек может гнать по хорошей дороге до 15 животных, а по горным тропам — до 5 животных.

Верблюд не может ходить по каменистым осыпям и моренам, а также по ледникам и узким    тропам:  он быстро    сбивает    ноги.

Як по горам идет хорошо, но медленнее лошади и ишака, менее удобен для завьючивания.

Мул и лошак более пригодны для горных переходов, чем ишак и даже лошадь, как под верхом, так и под вьюком. Могут нести груза больше лошади, но скорость их движения меньше.

Караван лучше формировать из однородных животных. Нанимая или покупая вьючных животных (особенно при дальних переходах на Памире и Тянь-Шане), нужно взять погонщиков из местного населения. Идеальны постоянно действующие сработавшиеся караваны, где погонщик знает повадки каждого животного. Во время движения в трудных местах и при переправах альпинисты должны помогать караванщикам, для чего животных следует заблаговременно закрепить за альпинистами.

При формировании каравана нужно избегать нанимать или покупать животных со сбитой (стертой) спиной — пользы от них мало, а хлопот много. Животное надо тщательно осмотреть, обращая особое внимание на состояние спины, ног, ковку. Небольшие потертости, имеющиеся и вновь образующиеся, надо обязательно промывать некрепким раствором марганцовки и смазывать ксероформовой мазью или присыпать сухим ксероформом.

Чтобы устранить причины, вызывающие потертость спины у животных, надо правильно выбрать седло, правильно оседлать и завьючить животное. Существуют седла специальные вьючные (их можно взять напрокат вместе с животными), а также казачьи и кавалерийские. Седло должно отвечать следующим требованиям:

а) внутренняя поверхность его должна соответствовать очертанию спины животного, если седло велико или мало, оно сразу вызывает потертость:

б) должно лежать на спине животного плотно, но быть приподнято над позвоночником;

в) передняя лука не должна давить на холку животного;

г) особое внимание надо уделить потнику седла, который должен быть из толстого (10-16 мм) и совершенно гладкого, без морщин, войлока;

д) для перевозок по крутым тропам седла необходимо оснастить нагрудником и подхвостником. Предпочтительнее седло с двумя подпругами.

Прежде чем седлать животное, надо осмотреть его спину и пригладить шерсть от холки к хвосту, затем внимательно осмотреть потник, удалить складки или комки грязи (во избежание загрязнения потников седла на привалах необходимо класть на груз или камни, а в сухую погоду поворачивать потниками кверху). Подпруги подтягивать постепенно, причем переднюю туже, так, чтобы под нее с трудом подсовывался палец, а заднюю — слабее, чтобы не стеснять дыхания животного. Через 30-40 минут после выхода каравана подпруги следует проверить и подтянуть.

Для навьючивания животных нужно иметь достаточное количество хорошей веревки или льняной тесьмы. Одно из условий правильного навьючивания — одинаковый вес обоих вьюков. На ночевках вьюки разобщать не следует. Каждая пара вьюков должна быть закреплена за определенным животным. Вьюки накладывают на седло одновременно по обе его стороны. После этого их связывают вместе, а затем крепко перевязывают, охватывая вкруговую веревкой, тесьмой или ремнем вьюки, седло и брюхо животного. На специальных вьючных седлах имеются крючки. Вьюки навешиваются на них, а затем обвязываются вкруговую, как описано выше. Можно скреплять между собой две вьючные сумы с помощью альпинистских карабинов. По окончании навьючивания караван не задерживать.

Если специальных караванщиков нанять не удалось, то на каждые 3-5 животных (в зависимости от рельефа пути) выделяют ответственного из состава экспедиции (группы). Сопровождающие должны стараться не испугать животных, которые двигаются, как правило, голова в хвост. Впереди каравана идет наиболее опытный участник, задающий темп движению. Поить лошадей в пути можно, если они сразу же после этого будут продолжать движение.

Во время кратких остановок развьючивать животных не следует. При переходах до 30 км длительные привалы с развьючиванием не рекомендуются. Если понадобится сделать привал на 1-2 часа, животных надо развьючить. По прибытии на ночевку животных нельзя сразу расседлывать. Следует отпустить подпруги и, в зависимости от степени усталости животного, дать ему выстояться от 40 минут до 2 часов. При выстаивании лошадей не нужно ставить близко, чтобы они не ударяли друг друга копытами, отбиваясь от комаров и слепней, и не дрались. В зависимости от характера местности лошадь следует стреножить или привязать к длинной, закрепленной на колышке веревке. В местах, где мало травы, а также на ледниках и снежных перевалах нужно иметь с собой ячмень или овес. Лошадям рекомендуется давать в день зерна 4-6 кг, ишакам — до 2 кг, верблюдам — 3-5 кг.  При  наличии  следует  добавлять  сено —2-3  кг.

Подковывать лошадей и ишаков должны только знающие и опытные лица: неправильной ковкой животное можно надолго вывести из строя. Подковы с шипами применять только на ледниках.

Режим и темп движения каравана зависят от рельефа местности, но равны примерно темпу пешей группы. При крутых подъемах и спусках надо время от времени давать животным отдышаться. При этом следует особо смотреть за положением и состоянием вьюка. При переходах по ледникам и снегу обязательна предварительная разведка и маркировка пути для каравана. Проделанная ледорубом небольшая тропинка и расчистка пути обеспечивают более надежное движение животного. Небольшие трещины во льду следует заваливать сверху камнями. В местах, где животные чувствуют себя неуверенно, важно провести одно из них, тогда остальные почти безбоязненно пойдут следом. В таких местах иногда приходится менять головных животных. По снегу (фирну) проводить караван надо рано утром, когда он схвачен морозом; в рыхлом снегу для каравана тропу протаптывают люди.

Не следует включать в караван жеребцов, так как они ведут себя неспокойно и часто затевают драки, даже на крутых местах. Для вьюка с ценными и хрупкими вещами следует выбирать наиболее спокойных и сильных лошадей.

При езде верхом надо, прежде чем сесть в седло, проверить, как подтянуты подпруги; сидеть в седле плотно, носки глубоко в стремя не просовывать, чтобы в любой момент можно было вынуть ноги. При переправах через горные реки часто приходится доверяться инстинкту лошадей. В опасных местах ноги из стремени обязательно вынуть, чтобы быть готовым спрыгнуть в воду, если она начнет крутить или понесет лошадь. При этом ни в коем случае нельзя выпускать повод. Надо держаться за седло: лошадь, как правило, выберется на берег и вынесет седока. При крутых подъемах и спусках следует спешиваться.

Единых тарифов на оплату вьючного транспорта в горах не существует. Обычно за наем животных платят наличными деньгами, что необходимо предусмотреть при составлении сметы экспедиции. По опыту последних лет на Памире и Тянь-Шане за наем одного животного (лошади, ишака, верблюда) с караванщиком платят в сутки 3-4, а иногда и 5 рублей. По договоренности платить можно аккордно — за перевозку всего груза, независимо от числа животных. На такие перевозки, а также на наем караванщиков нужно заключать двусторонние трудовые соглашения, которые заверять в райисполкоме или сельсовете, а также составлять акт о выполнении указанных в соглашении работ. Только таким образом оформленные документы могут быть приняты к отчету.

Авиационные перевозки. Без помощи авиации не обходится ныне ни одна дальняя альпинистская экспедиция. Если раньше на дорогу до исходных пунктов затрачивалось 4-5 суток, то сегодня скоростной реактивный лайнер доставляет альпинистов из Москвы, например, в Ош за 6 часов без посадки. Все чаще используются и вертолеты для перевозки участников и грузов экспедиции.

Из опыта работы экспедиций последних лет приводим некоторые данные о вертолетных перевозках  (вертолет типа МИ-4).

Ледник Гармо (Северо-Западный Памир). Вертолет базируется на аэродром Тавильдара. Время перелета — 40-45 минут. Загрузка — до 700 кг.

Ледник Фортамбек (Северо-Западный Памир). Вертолет базируется на аэродром Ляхш. Время перелета — 40 минут. Загрузка — до 400 кг.

Ледники Федченко и Бивачный (Северо-Западный Памир). Вертолет базируется на аэродром Дарауткурган. Время перелета — 30-40 минут. Загрузка — до 400 кг.

Без посадки на больших высотах вертолет может принять значительно больше груза, поэтому практикуются комбинированные полеты. Сначала сбрасывают часть груза в места будущих лагерей, а затем садятся на намеченную площадку. Для обеспечения безопасности посадки площадку необходимо заранее подготовить силами альпинистов.

Стоимость 1 часа работы вертолета 200 рублей. При этом оплачиваются время на перегон вертолета с базового до промежуточного аэродрома, а также перевозка горючего на промежуточный аэродром. Для обеспечения экспедиции вертолетами необходимо заблаговременно (за 5-6 месяцев) заключить соответствующий договор с местным управлением ГВФ. Типовые бланки договора по запросу организаций высылаются управлениями ГВФ. После заключения договора, примерно за месяц до выезда в горы, следует связаться с соответствующим управлением ГВФ, подтвердить выезд команды (экспедиции) и проверить, будет ли вовремя направлен вертолет. Расчеты за авиаперевозки с ГВФ производятся только через банк.

При определении количества потребных вертолето-часов следует учесть и заброску грузов путем сбрасывания в верхние лагеря на высоту 4000-5500 м.

Площадку для сброса надо выбрать без трещин, по возможности пологую, и обозначить ее яркими предметами или дымовыми шашками. Сбрасывать лучше во второй половине дня, когда снег мягче. В непогоду при низкой облачности и сильном, порывистом ветре сбрасывание не производится. Грузы для сбрасывания (продукты, снаряжение, горючее) надо заранее подготовить: упаковать в жесткую тару, переложив сеном или другим смягчающим удар материалом. Вес одного «места» не должен превышать 25 кг (максимум 30 кг). Ящики следует окантовать мягкой проволокой. Горючие жидкости должны находиться в металлических канистрах; снаряжение, крупы, сахар — в мешках, обвязанных прочно репшнуром. Все грузы, боящиеся влаги, обязательно предварительно уложить в полиэтиленовые мешки. Консервы, соки в стеклянной таре сбрасывать нельзя. Следует учесть, что при сбрасывании от 10 до 3% грузов может пропасть или прийти в негодность.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru