Часть 2



Часть 2

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Захаров П.П. Экипировка и полевое снаряжение для проведения маршрутов и организации полевых лагерей. ФГУНПП "Аэрогеология". 2006 г.


Зажимы. Предназначены для прохождения сложных скальных, ледовых стен, для многих вспомогательных работ (натягивание подвесных переправ, страховка полиспастных систем, длительных передвижений по перилам.) Существуют  три основных типа З.:

 Перегибающие, когда сам зажим под весом альпиниста (груза)  как бы «переламывает» веревку (активно ее сгибает до угла в 90°), не давая ей скользить в зажиме.

 Прижимные, когда нагружаемая веревка (накрепко закрепленная наверху) прижимается сферическим кулачком эксцентриком  к телу/скобе зажима

 Двустороннего действия, с элементами амортизации рывка, используемые для организации страховки.

Прототипом современного зажима перегибающего типа, было изобретение зажима (40 гг ХХ века)  для подъема по закрепленной веревке (автор  В.М. Абалаков) и получившего название «Абалаз». Это специально загнутый крючок  из качественной стальной проволоки, изготавливавшийся отдельно под различные диаметры веревок. Не работает на замерзшей и сильно загрязненной веревке. Может быть применим для использования в подсобных целях.


Рис. 26. Закладывание веревки в «Абалаз» 

В зависимости от назначения,  зажимы выпускаются с ручкой и без нее. Применяются, как для подъема по закрепленной веревке (диаметр 9-11 мм, причем для каждого диаметра - отдельно), так и для вытаскивания груза на отвесах, незаменимы  они и в спасательных работах. Зажимы с ручкой  есть, как одиночные, так и парные - для левой и правой руки.  Зажимы имеют (должны иметь) защелку безопасности, которая не открывается самостоятельно и не дает зажиму соскользнуть с веревки. Особенно это касается движения по горизонтальным и перилам на не крутых склонах (вариант длительных экспедиционных подходов). Для движения вдоль  вертикальных перил удобны зажимы без ручек - они пристегиваются к грудной обвязке и свободно скользят по веревке. Зажимы без ручек  легче и компактнее - это  делает их популярными в альпинизме (горном туризме), где рельеф далек от вертикального, а это означает, что здесь чаще приходится протягивать зажим по веревке, а не висеть на нем. При работе с зажимами необходимо соблюдать определенные правила:

- всегда проверять, чтобы  зажим был хорошо прищелкнут к веревке, а предохранитель - закрыт.

- поскольку зажим в отдельных ситуациях имеет тенденцию к переворачиванию и соскальзыванию с веревки, проверить и подогнать петли-привязки зажима к грудной обвязке или поясу;

- при подъеме по веревке закрепленной только  наверху, следует завязать на веревке узел восьмерку ниже  нижнего зажима и привязать этот узел к своей беседке;

- перевязывать  это узел (по мере подъема) нужно через каждые 10 м;

- на перилах закрепленных наверху и внизу, следует завязать  узел Бахмана (Прусик) выше верхнего зажима (или между ними) петлю которого застегнуть в карабин беседки.

Предельный уровень динамической нагрузки, выдерживаемой зажимами,— не более 300—400, редко до 500-600 кгс.

Несомненный интерес представляют последние модели эксцентриковых, беседочных зажимов «Мини» и «Мышка»  отечественного производства массово выпускаемых Екатеринбургской фирмой «УралАльп».

 «Мини» - при подъеме или спуске из него самопроизвольно не выщелкивается веревка; существует возможность заправки и извлечения из зажима нагруженной веревки без его отстегивания от страховочного пояса; кулачок отводится в сторону вместе с крышкой, освобождая пространство для веревки; дает возможность уменьшения холостого хода кулачка – для этого зажим на беседке в натяг крепится и к  верхней части ИСС. Его отличают небольшой вес и малые размеры. Стабильно держит нагрузку 400 кг на веревках диаметром 8-12 мм.

«Мышка» - предельно малые размеры (легко умещается в ладони) и небольшой вес – 98 г; легко скользит по веревке (дает возможность его использования для подстраховки); эксцентриковый кулачок легко отводится при спуске по веревке; исключено самопроизвольное выщелкивание веревки из зажима (спуск/подъем); легко используется при подъеме небольших грузов; используется с карабинами любой формы и диаметра его прутка; стабильно держит нагрузку в 400 кг на веревках диаметром 8-12 мм.

Проведенные испытания надежности схватывающего узла (Прусик) давно доказали, что вероятность благополучного исхода при неожиданном срыве из-за инстинктивного зажатия рукой сорвавшегося самого узла составляет не более 30%.

Двусторонний зажим позволяет восполнить этот пробел в цепи самостраховки. Поскольку зажим срабатывает в любую сторону, то его использование повышает надежность движения по горизонтальным и наклонным перилам даже, если вырывается верхний крюк или рвется поврежденная веревка выше зажима. В этом случае нижний крюк становится единственным звеном, которое воспринимает на себя всю динамическую нагрузку. Наиболее удачным из отечественных изобретений (вторая половина ХХ века)  стал рычажный зажим «Рыбка» комбинированного двустороннего действия,  изобретенный Б. Кашевником (Ленинград).  Его опытная серия была в свое время принята к производству Ленинградской экспериментальной судоверфью (в те годы там производилось все железное снаряжение для альпинизма).

В последнее время фирмой «УралАльп» (Екатеринбург) выпускается новый титановый зажим  «Ручка», на сегодня единственный, который срабатывает и зажимает веревку при  обрыве верхнего конца перильной веревки, если над зажимом ее осталось хотя бы 1 м. В случае необходимости на этом зажиме можно организовать спуск. Этот зажим надежен на обледенелых или грязных веревках.

Единственным недостатком является его увеличенный вес (он тяжелее чем «Petzl») и  некоторые неудобства на перестежках при движении по перилам.

Зажим «Ручка» в 1996 году получил сертификат UIAA.


Рис.27. Зажимы для веревки: а – перегибающего действия (изобретение немецкого альпиниста П. Хибелера); б – зажим с рукояткой фирмы «PETZL»; в – тоже, но без рукоятки; г –  зажим  для левой-правой рук; д – зажим «мышка»;  е – зажим «мини»; ж -  зажим «ручка»; з - порядок закладки веревки в зажим.

Собственно приспособление получившее название «жюмар» было изобретено изобретателями из Швейцарии Жюзи и Марти (Жюзи+Марти = жюмар). Жюмар (с большой ручкой) был изобретен для облегчения длительного (более 3 км перил) передвижения по веревочным перилам участниками.  французской экспедиции 1950 года на Аннапурну (8091 м) - первый покоренный человеком восьмитысячник.

 С появлением в мире большого числа модификаций зажимного устройства, привело к применению к ним понятия «жюмар» – это не совсем корректно и более того, не всегда отвечает истинному его назначению. В последние годы  появляются модели зажимов, имеющие амортизационное свойства и выступающие в качестве страховочного средства. Все они именуются по названиям фирм-изготовителей: «Петцль», «Салева», «Гривель». В среде отечественных пользователей прижилось неправильное название «жумар», которое относят к любому виду зажимов.


Рис. 28. Классический жюмар: а – рукоятка; б – кулачок; в – фиксатор кулачка.

Закладные элементы (З.э.) (закладки - сленг). Стремление максимально ближе приспособить технику страховки к экологически чистому применению «железных штуковин» (крючьев), привело к тому, что эксперименты британских альпинистов с новым видом не забиваемых приспособлений для организации страховки, закончились появлением принципиально нового типа страховочных элементов, называемых "chockstones" или "nuts" и по сей день. Широкое распространение за пределами Британских островов «закладок» (у нас – «закладные элементы»)  получили в начале 70 гг минувшего века. Каталог альпинистского снаряжения  «Chounard-Frost» (1972)  поместил статью известного альпиниста и поборника «чистого» лазания Doug Robinson об использовании З.э.. Идея «чистых» восхождений  вызывала широкое одобрение и повсеместное распространение З.э. различных типов.

Прочность страховочной точки, образуемой с помощью З.э., определяется как формой трещины в месте установки закладки, так и прочностью петли, за которую крепится страховочный карабин. Статическая прочность на разрыв системы «закладка+петля+карабин» для страховки должна быть не менее двойного усилия возможного рывка. Это означает, что петлю  З.э., применяемой для целей страховки,  следует делать из основной страховочной веревки, ленты шириной 20-22мм и толщиной 2-2,5мм, стального троса диаметром не менее 3 мм. Все что имеет более низкие характеристики – пригодно только для работы с ИТО. Закладки изготавливаются из легких металлов, (например, алюминий Д-16-Т), хотя есть медные, латунные, стальные и даже пластмассовые. З.э. имеют разнообразное применение для создания ИТО, обеспечения безопасности, разнообразных вспомогательных целей: налаживании перильной системы передвижения; организации пункта подъема и спуска грузов и пр.

Заклинить З.э. гораздо быстрее, чем забить скальный крюк, а удачно заклиненная в щель закладка в сочетании с достаточно прочной петлей выдерживает такую же нагрузку, как и крюк (иногда -  большую). Кроме того, закладки, в отличие от крючьев, совершенно не разрушают скалы.

Существует несколько десятков разновидностей З.э.. Такой диапазон обусловлен характером пород, слагающих маршруты восхождений, желанием иметь точку страховки на «любой случай жизни». К рассмотрению предлагаются  лишь те, которые чаще применяются в практике учебно-спортивного и прикладного альпинизма.

- Гексы (фирма «Хойнард», США) - имеют форму шестигранной призмы (гекс), основания которой срезаны под углом. Асимметричные гексы, допускающие установку в четырех положениях,  прекрасно держатся в гладких трещинах с небольшим сужением.


Рис. 29. Установка гекс: а — при наклоне Г. в одну сторону получается длинный, умеренно клиновидный профиль заклинивания с необходимым вращательным моментом при нагрузке. Это обычное положение Г. в трещине; б - если трещина сильно сужается книзу, Г. можно установить вертикально; в  — в более широких трещинах Г. ставят торцами к стенкам трещины; г — благодаря своей удачной форме Г хорошо держат и как Т- образные закладки  в горизонтальных трещинах; д –  закрепление петель в гексах.

- Ребристые эксцентрики - в отличие от других типов закладок, эксцентрики с ребристой поверхностью подходят для широкого диапазона трещин и, кроме того, в большинстве случаев заклиниваются надежнее благодаря удачному профилю. Надежно заклиниваются в параллельных гладких трещинах. Эксцентрики можно заклинивать в вертикальных, горизонтальных трещинах и даже в углублениях типа раковин. Заклинивание закладки производится натяжением петли вниз. Все эксцентрики чувствительны к боковым рывкам, и петли для них следует делать большей длины, чем у остальных закладок.


Рис.30. Ребристый эксцентрик: а – общий вид; б –  установка в трещине.

- Сегмент. Являются продолжением серии эксцентриков с более надежным удержанием боковых нагрузок. За счет своих конструкционных данных хорошо держат  в трещинах самых разнообразных форм и размеров.

- Стопперы (фирма «Хойнард, США) - широко распространены ввиду простоты конструкции, удобства и надежности. Они имеют форму клина с углом между гранями от 7 до 15°. Такие углы чаще всего встречаются в скальных трещинах.


Рис. 31. Стоппер: а – стандартный комплект стопперов с петлями из троса; б – установка  в трещине; в – неправильная установка – при рывке стоппер вылетит из трещины; г - при выходе петли стоппера из горизонтальной трещины  она может быть разорвана на остром нижнем перегибе. До установки стоппера эту кромку следует скруглить молотком; д – установка стопперов в отколах – чем меньшего размера закладка, тем глубже она провалится в откол и тем надежнее будет работать.

- Т - образные закладки -  заклиниваются в трещинах шириной от 1 до 10 см. Для установки закладку поворачивают набок, вставляют в трещину, разворачивают обратно до соприкосновения со стенками трещины и заклинивают рывком за петлю. Маленькие закладки делают из стали с одним узким отверстием для ленты, а большие — из алюминиевых сплавов высокой прочности; для ленты прорезано два отверстия, что гораздо выгоднее, чем одно длинное. Кроме того, сбоку вырезают большое круглое отверстие для того, чтобы носить закладку в вертикальном положении. Т-образная закладка хорошо держит и в горизонтальных трещинах


Рис.32. Т - образная закладка: а – общий вид; б - установка  в вертикальной трещине; в - в горизонтальной трещине

- Трубчатая закладка - делается из алюминиевых труб диаметром до 60 мм. Ставят их торцами к стенкам трещин. На концах закладок вырезаются небольшие лунки - так они лучше держаться на рельефе.      

  - Френд - вид закладок с раздвижными подпружиненными щечками. Конструкция «френда» такова, что при нагрузке щечки стремятся раздвинуться еще дальше, что обеспечивает большую надежность удержания в трещинах (в том числе и расходящихся).

В конце 70 гг. минувшего века в долине Йосемит (США) упорно ходили слухи о появлении нового «секретного оружия» для организации страховки, которые настолько универсально, что его использовать  можно как  в параллельных, так и в  расширяющихся вниз трещинах. Именно в это время, инженер из Великобритании Ray Jardine, придумал некое устройство и дал ему кодовое название  "friend"(друг) Среди отечественных альпинистов это устройство прижилось под названием .«Френд». Схема устройства проста: чтобы не портить скалы многократным забиванием-выбиванием стальных крючьев, он придумал устройство, которое имело возможность свободной установки в трещине, надежно держать нагрузку и так же легко выниматься для следующих использований. Кодовое название потребовалось инженеру для сохранения в секрете своего патента.


Рис. 33. Френд: 1. - а - головка; б - тяга из стального троса; в - фиксатор (стопор), жестко закрепленный на основном тросе; г - прижимная планка; д - основной трос (может быть лента); е - конец троса заделанный в стальной коуш-петлю; 2 –  установка в вертикальной трещине; 3 – установка в горизонтальной трещине; 4 - опасное положение – при  рывке, рукоятка может быть сломана на перегибе скалы.

Рис.34. Варианты удлинения петель на закладках: а – карабином; б – ленточной петлей с карабином; в – сшитой петлей с карабином; г – связанной петлей с карабином; д – петлей из основной веревки с карабином

- Цилиндрические закладки - представляют собой цилиндр из катанки мягких металлов, на поверхность которого нанесена глубокая (грубая) накатка. Такие З.э. изготавливают небольших размеров, а для петель используют трос. Боковые грани обычно срезают под небольшим углом, что позволяет устанавливать закладки поперек диаметра. Круглое сечение делает не критичным угол сужения трещины,  лишь бы она подходила по размеру, а накатка позволит устойчиво держаться в трещинах с шероховатой (ребристой) поверхностью. Цилиндрические З.э. особенно зарекомендовали себя на скалах из мягких пород, где использование других типов, например, стопперов, не всегда оправдано. Устанавливаются в трещинах шириной от 8 мм до 4 см.

Извлечение закладок из трещин - резкий рывок за петлю вверх или в сторону позволяет в большинстве случаев легко выдернуть закладку. Стопперы обычно так не извлекаются, и их приходится вынимать пальцами или длинным стальным крючком   (должен быть в арсенале «железа») Если на закладке произошел срыв или она долгое время была, под постоянной нагрузкой (например: перила, лестницы), то для ее извлечения из трещины может понадобиться молоток. Закладки с тросовым креплением практически всегда вынимаются за петлю. Закладки, особенно мелкие (стопперы, например) часто сильно заклиниваются в трещине, или наоборот, проваливаются туда (тогда их трудно достать).. Металлический крючок (из каленой проволоки диаметром 3-5  мм) длиной 20-25 см с петлей-ручкой, облегчает эту процедуру.


Рис. 35. Крючки (даже с небольшим молотком)  для извлечения закладок.

. При работе с закладками вертикальные трещины предпочтительнее горизонтальных, т.к. в них более наглядно видно направление будущего рывка/нагрузки. Резервом повышения надежности является Оппозиционная система (по А.Черникову, Литва), которая фиксирует выбранное направление рывка/нагрузки. Если при установке закладки нет уверенности в ее надежности (другого варианта страховки здесь нет) и, что при нагрузке закладка не вывалится из трещины, в противоположном направлении следует заложить еще одну закладку, Петлю ненадежной закладки пропустить в петлю (карабин)  другой. В протянутую петлю защелкивается страховочный карабин, а в него пропускается страховочная веревка.


Рис.36. Вариант оппозиционной системы: а - для промежуточной точки страховки; б – для точки нижней/верхней страховки.

Зонт - обычный  зонт-автомат, с большим тентом. На подходах  (по ущельям) хорошо закрывает от дождя.

Иглу (И.). – вид снежного строения, заимствованный у эскимосов, очень хорошо держащий тепло и позволяющий длительное время пережидать большие холода. Например, альпинисты, совершающие восхождения на Мак-Кинли (Аляска) часто строят И. при оборудовании базового лагеря. Инструмент: снежная пила, 2-3 лопаты, крепкий нож длиной 25-30 см. На ровной площадке вычерчивается круг диаметром 2,8м – это иглу на двоих; 3м - на троих и 3,6м - на четырех человек. Циркуль - кусок репшнура и ледоруб. Вырезаются снежные кирпичи 1-го ряда размером не более 60х40х20см, а для последующих рядов - уменьшая эти размеры (после выкладки 1-го ряда станет ясным,  какие кирпичи нужны для 2-го и дальнейших рядов). Кирпичи ставятся настовой стороной внутрь иглу под углом в 20-25° и срезаются ножом наклонно, чтобы выкладывать последующие ряды по спирали с увеличением наклона примерно на 5°. Угол наклона верхних рядов составляет не менее 45°, а диаметр отверстия свода - 50-70 см. Перед установкой очередного кирпича ему пилой или ножом придается форма трапеции нужных размеров, а подгонка по стене достигается подрезкой боковых граней по месту. Все вертикальные стыки нижнего ряда должны перекрываться верхним рядом кирпичей. Верхнее отверстие перекрывается снежной плитой. Щели между кирпичами законопачиваются кусками снега и затираются рыхлым снегом. Вход прорывается ниже линии пола и на ночь занавешивается плащом или закрывается снежной плитой (кирпичами). Без предварительных тренировок иглу не построить.


Рис. 37. Хижина типа «иглу»:  порядок укладки снежных кирпичей.

Индивидуальная страховочная система (ИСС). Один из основных предметов личного снаряжения, обеспечивающих безопасность альпиниста Применяются два вида ИСС: – раздельная, из грудной обвязки и беседки страховочной; цельная система по типу парашютной подвески.

- Грудная обвязка - имеет плечевые (регулируемые) ремни (бретели). Ширина грудного ремня – не менее 43 мм, ширина плечевых ремней – не менее 28 мм. По стандартам UIAA должна выдерживать нагрузку в 1600 кгс в нормальном положении и 1000 кгс – в перевернутом вверх ногами. В отдельных случаях (скалолазание, спелеология, туризм) допускается  применение только грудной обвязки или беседки с поясным ремнем

 -  Беседка страховочная, надеваемая на бедра и охватывающая поясом талию, регулируется по фигуре. На поясе закреплены скобы-подвески для размещения на них необходимого «железного» снаряжения.

Отсутствие стандартной страховочной беседки или грудной обвязки можно компенсировать самодельной из куска веревки или ленты, а так же связать на конце страховочной веревки – см. рис. 38, 39.  Для вязки двух видов беседки  следует иметь 2 м ленты, а для беседки и пояса (вокруг поясницы) – 3 м.

Выбирая ИСС необходимо следовать несложным, но обязательным правилам:

- мужчины и женщины должны выбирать систему в моделях учитывающих  особенности их телосложения;

- в любом случае беседка должна быть комфортной, удобной и прочной, если в момент примерки появиться чувство неудобства - менять модель;

- поясной ремень должен плотно облегать талию, а после застегивания пряжки, кончик ремня должен выходить из пряжки не менее чем на 5 см;

- петли для ног должны удобно сидеть на верхней части бедер, не мешая движениям, не сдавливая артерии и не давя на пах;

- в зависимости от характера  использования ИСС (альпинизм-скалолазание) зависит и количество  петель на беседке, предназначенных для размещения железного снаряжения (от 2 до 6).

Когда следует менять ИСС:

- если вы настолько поправились, что кончик ремня на выходе из пряжки оказывается менее 5 см;

- нитки в местах сшивок сильно перетерты и разлохмачены;

- петли-коуши и соединительная петля на беседке сильно разлохмачены и появились разрывы нитей основного ремня;

- если система не имеет видимых нарушений, но ей исполнилось 5 лет.


Рис. 38. Грудная  обвязка: а - петли-коуши для связывания веревкой; б - плечевые ремни с регулирующими пряжками; в – ременные петли для подвески снаряжения; 1 -  грудная обвязка на конце связочной веревки: а  - узел булинь; б – конец веревки для подтяжек; в – контрольный узел подтяжек всегда вяжется за узлом булинь.

Примечание: в поз. 1–б показано закрепление подтяжек на грудной обвязке слева от булиня – в этом случае подтяжки будут часто сползать с плеча. Лучше их закрепление делать справа от булиня.


Рис. 39. Страховочная беседка: а - поясной ремень с пряжкой-застежкой; б - петли для подвески снаряжения; в - бедренные петли с пряжками регулировкой; г - соединительный узел, через который связываются беседка и грудная обвязка; д –  заправка конца ремня в пряжке пояса; е - возможные последствия срыва при использовании только одного  пояса; 1 – вязка беседки из ленты: а – вокруг бедер; б – вокруг бедер и поясницы.


Рис.40. ИСС, модель отмеченная знаком UIAA; а – правильная центровка страховочной системы.

Инструмент ледовый – общее название снаряжения для преодоления ледовых стен и для спортивного ледолазания.  Как правило, применяется два инструмента (в каждую руку). У альпиниста в большом походе (экспедиции) может быть по два-три предмета: длинный ледоруб на подходах, айсбайль - на комбинированную часть и ледовые молотки и айс фи-фи - для преодоления ледовых стен. Современные инструменты объединяет похожая конфигурация клюва., часто носящая экзотические названия: «Птеродактиль», «Шакал», «Тамагавк». Клюв - основа ударного инструмента для успешного преодоления ледовых склонов различной крутизны. В настоящее время они изготавливаются достаточно широкого профиля и назначения, вплоть до учета характера и состояния льда. В них с высокой точностью учитывается линия приложения импульса удара, которая проходит через центр удара и середину лезвия клюва. Этот угол у лучших моделей составляет 24-27°. Рукоятки (древки) также во многом претерпели изменения. В прямой зависимости от предполагаемого характера ледовой работы рукоятки  могут иметь изогнутую форму в виде ручки. Внизу рукоятки - отогнутый штычок или выдвижная скоба, предохраняющие руку (пальцы) при ударной работе. Для рукояток стали применяться новые материалы: угле- и стеклопластик (фибергласс), высокопрочные тонкостенные профилированные трубки из алюминиевых сплавов и титана, заполняемые внутри пенистыми самоотверждающимися пластмассами для гашения вибраций. Имеются образцы телескопических рукояток. Выпускаемые сборно-разборные ледовые комплекты имеют массу приспособлений: клювы различной конфигурации, разного профиля лопатки (пустотелые цилиндрические). У молотков и айсбайлей рукоятки и бойки различной массы и назначения.

Карабинный тормоз (одинарный и двойной). В экстренных случая вполне может заменить тормозное устройство. На сблокированную точку страховки навешивается карабин, поперек которого вставляется еще один, древко молотка, длинный крюк, палка толщиной 4 см. Все эти предметы подстраховываются. Спусковая веревка продевается в поперечный карабин, обводится вокруг рукоятки молотка, а ее остающийся наверху конец закрепляется на крюке. Для создания большего трения в тормозе, применяется двойная веревка. Для создания большего трения, к одинарному тормозу (рабочему карабину) пристегивается еще один карабин и веревка пропускается еще через один поперечный карабин (молоток) палку, древко ледоруба).

 После того, как пострадавший будет выведен за перегиб полки, склона и нагрузит спусковую веревку, можно плавно ее пропускать через тормоз. Для надежности ее следует подстраховать  полиспастом или  узлом Бахмана.


Рис. 41. Карабинный тормоз: а – одинарный; б – для  двойной веревкой

Карабин альпинистский (К.а.).  Принцип действия карабина и его первые образцы в начале ХХ в,  разработал и ввел в практику альпинизма, альпинист из Франции Аллэн Пьер,.  К.а. - это  соединительное звено при работе с веревкой и крюком для обеспечения безопасности. Ка.. должен удовлетворять трем главным требованиям: быть прочным на разрыв, удобным в пользовании, иметь малый вес. Современные К.а. изготавливаются из высокопрочных легированных сталей, титановых и дюралевых сплавов  и в зависимости от назначения имеют различную конфигурацию. Так, для узла UIАА, удобнее грушевидный К.а., узел Гарда лучше вяжется и работает на К.а.. типа отечественных «ирбисов», для вспомогательных целей К.а. имеет защелку без муфты. В продаже имеется несколько десятков видов К.а., а их. выбор, скорее дело привычки (с чем удобнее работать) и учета особенностей предстоящего маршрута.

Прочность К.а. вдоль оси нагрузки должна быть не менее 2000 кгс. В поперечном сечении прочность любого, карабина составляет около трети номинальной прочности (эта цифра указывается на большой ветви К.а.).

Соединение ИСС или грудной обвязки с веревкой при помощи карабина опасно! - при срыве/проскальзывании, К.а. рывком может быть плотно прижат к скале/льду и сильно надавить/поранить грудную клетку.

Для различных вспомогательных целей служит карабин крюкоулавливатель, в частности для подстраховки выбиваемого крюка. Защелкивается на конце привязанной к грудной обвязке петле из репшнура. Перед выбиванием крюка из трещины к нему пристегивается крюкоулавливатель. Если при этом крюк вылетает из гнезда, то он остается на страховке.


Рис. 42.Страховочные карабины: а –  трапецевидный; б- грушевидный; в- овальный; г - карабины с различными замками (в т.ч. – байонет); д – расстояние между клювом и открытой защелкой должно быть не менее 14 мм.

Каремат (коврик – общепринятое название). Торговая марка одного из типов защитного коврика из пенополиуритана, привилось как нарицательное название для всех ковриков и подстилок используемых  для теплоизоляции. Дно палатки, пол пещеры гамак или скальная полка при холодной ночевке выстилается карематом, служащим хорошей  защитой от нижнего холода и «уколов» мелких камней Толщина - 8-12 мм (более тонкий - плохо компенсирует неровности площадки). Длина - по полу палатки, ширина - 60 -70 см. Свернутый в трубу, каремат создает хороший каркас для мягкого рюкзака, средина трубы заполняется другими вещами.

Кастрюли, автоклавы, скороварки. Кастрюли (котелки) для экономии веса, как правило  алюминиевые. Крышки у кастрюль должны быть тщательно отрихтованы. Чаще всего вместо них (все равно согнутся) вырезают из фанеры по диаметру кастрюли крышки, с небольшой выступающей ручкой. Такие крышки одновременно служат походной разделочной доской. На продолжительных восхождениях (траверсы, высотные) с целью экономии бензина (газа) хорошо себя зарекомендовали автоклавы и даже домашние кастрюли-скороварки. Не взирая на достаточно высокий вес, они компенсируют этот недостаток скоростью приготовления пищи и, главное - вкусом пищи. Обязательно иметь с собой запасные части для клапанов давления. Проверить и заменить (если нужно) резиновый обод-уплотнитель под крышкой.

Автоклав с герметично закрываемой крышкой и клапаном позволяет приготовить горячую пищу даже на больших высотах, где температура кипения воды гораздо ниже обычной (на высоте Эльбруса + 82° С).

Карниз  снежный  - образуется на верхнем крае крутых подветренных склонов при сильных метелевых ветрах. Несмотря на высокую плотность снега в карнизе - выше 300 кг/м³, они чрезвычайно опасны непредсказуемостью обрушения и служат источником возникновения снежных лавин. Карнизный снег зачастую трудно отличить от снега, лежащего на склоне. Движение должно проходить только в связках и со страховкой. Линия пути должна проходить ниже предполагаемой верхней части гребня, так чтобы обрушившийся карниз не увлек за собой людей.


Рис. 43. Профиль снежного карниза: а – опасная зона для нахождения и движения людей; б – шапка карниза; в – снежный карман; г – снежная подушка; д – основной гребень; е – верхняя граница безопасности для движения; ж – преобладающие ветры над гребнем.

Каска (шлем защитный). До появления стандартных шлемов (по типу мотоциклетных) альпинисты для защиты головы от возможных ударов свободно падающих камней, применяли специально подготовленные дуршлаги. Затем использовались строительные К. из стеклопластика, но они менее надежны от ударной нагрузки (сверху); незащищенный лаком стеклопластик через 3-4 недели пребывания под горным  солнцем значительно теряет в прочности; эпоксидное связующее нестойко к солнечной радиации.

  Для альпинистов К. выпускаются из вязкого, ударо - прочного пластика (сплавы полиэстера с нейлоном, кевлара с углепластиком – самые легкие и прочные), сверху покрыты защитным лаковым слоем. Имеется амортизирующий каркас, подбородочные и затылочные ремни. Подвесные и закрепляющие ремни/ленты не должны иметь надрывов (зашить или поменять). На отдельных моделях - небольшие козырьки или выступающие  над ушами «крылышки» и узел крепления  налобного фонаря. На поверхности каски не должно быть крестообразных и простых трещин. 


Рис.44. Каска: а - амортизирующая подвеска; б - воздушное пространство между подвеской и корпусом каски; в - отверстия для вентиляции; г - подбородочный и затылочный ремни для крепления каски.

Качалка (сленг) тормозная (Немецкая фирма «Петцль» выпускает это приспособление под названием «STOP»).    Приспособление для мягко регулируемого спуска пострадавшего, груза.. Безопасной скоростью спуска на веревке является  движение в  1,5 м/с, что соответствует  приземлению в пределах 5,4 км/ч. Качалка позволяет плавно регулировать скорость спуска до полной его остановки и закрепление веревки для освобождения обеих  рук, для выполнения любых необходимых   работ.



Рис.45. Общий вид и приемы работы с «качалкой»: а – общий вид; б - положение веревки; в – верхний конец веревки; г – нижний (тормозной) конец веревки; д – положение  качалки на страховочном поясе; е - для прикрепления к беседке используется только   карабин с муфтой; ж – применение карабинов с байонетной защелкой, так же как и без муфты – опасно; з  - качалка работает на веревках диаметром 10-12 мм  для динамической страховки (знак UIAA); и - положение тормозящей руки; к -для полной остановки следует отпускать сразу обе руки; л – в подобной ситуации, рукоятка может серьезно поранить держащую руку. 

Качество одежды и снаряжения – должно удовлетворять требованиям безопасности любого мероприятия проводимого в высокогорной зоне. Существует особое требование к К.о.с. для спортивной группы (команды): снаряжение у всех ее участников должно быть одного уровня качества. Участник только с одним плохим предметом снаряжения становится тормозом при равенстве прочих данных этого спортсмена. Пример: единственный участник группы с устаревшим снаряжением (допустим – кошки еще времен профсоюзного альпинизма) существенно нарушает ее работу. Здесь все: потеря времени, срыв тактических наработок, серьезное снижение мер безопасности, падение эмоционального настроя, а то и психологический срыв. К.о.с., одинаково высокий уровень его освоения в сочетании с хорошей тактикой не только существенно повысит скорость прохождения маршрутов, но и поднимет безопасность группы в целом. Для удобства пользования и применения на определенном участке маршрута, упаковке в транспортировочные тюки или баулы, все снаряжение (личное и групповое) должно иметь свою характерную маркировку (условную пометку).

Кислородное оборудование. Во время длительных работ в высокогорной  зонена высотах более 6000 м. в аптечке базового лагеря, на случай ЧП (серьезная травма, заболевание верхних дыхательных путей, воспаление легких, горная болезнь и др.) необходимо иметь определенный запас искусственного кислорода и кислородный прибор. Во время всех  гималайских экспедиций (СССР и России) по всем показателям отлично зарекомендовал себя  комплект отечественного оборудования АКА-6 открытого типа: дыхательная маска; редуктор совмещенный с регулятором и манометром; баллон на 3 л - заправленный весом в  3 кг, а пустой - 2,3 кг. При расходе 2 л /мин кислорода хватает на 6,5 ч. Давление в заправленном баллоне - 280 атм., но на  высоте 7000 м оно будет равно 260 атм. Этот вид оборудования выгодно отличается от многих зарубежных образцов.


Рис. 46. Отечественный кислородный прибор АКА-6 – впервые применявшийся в Гималайской экспедиции «Эверест – 82».

Комбинезон (костюм) ветрозащитный  Может исполняться в виде полного комбинезона с капюшоном. Костюм должен защищать от влаги и не собирать конденсат. Застежки могут быть на  молниях или «липучке» и должны надежно работать под дождем и на морозе. Брюки – желательно самосбросы, куртка со сквозной (включая воротник) крупной молнией и защитным клапаном, воротник - стойка, с карманом в который убирается капюшон. Длина - перекрывающая поясницу, по низу на затяжке или резинке. К.в. может быть сшит в виде полного комбинезона. Плечи, локти, колени и брюки сзади должны иметь усиливающие накладки. Колени, локти и капюшон – анатомические (объемный крой).

Материал: непромокаемая, но дышащая ткань типа Hortex,  Nylon Ripstop, Tactel/SympaTex..


Рис.47.  Комбинезон ветрозащитный.

- Комбинезон пуховый – изготавливается для экстремальных экспедиций, применяется  для зимних и высотных восхождений. Закрывается крупной молнией (с плотной планкой на липучке) от гульфика до верха воротника-стойки, переходящего в капюшон. Брючная часть имеет боковые разъемные швы (по типу горнолыжных).


Рис. 48. Комбинезон пуховый.

Костюм (комплект) пуховый. Основное назначение – защита от низких температур при продолжительном походе, высотном или зимнем восхождении. Комплект – как правило подбирается из готовых отдельных предметов пуховой одежды: брюк, куртки, рукавиц и защитного снаряжения - в прямой зависимости от условий предстоящей работы.


Рис. 49. Костюм (комплект) : а  куртка пуховая ; б – брюки пуховые; в – шекльтоны (бахилы); г – рукавицы пуховые; д – кислородный аппарат (ветро-холодо-защитная маска).

Костюм штормовой - классический, из зеленого тонкого брезента, в который были одеты все альпинисты (и туристы) Советского Союза. С появлением новых тканей  брезент практически вышел из альпинистской «моды», но не для рабочей одежды. Брюки или полукомбинезон: швы проклеенные, объемный крой колен. На  коленях, сзади и на брючинах внизу (с внутренней стороны) - плотные накладки. Имеются два кармана на молниях под влагонепроницаемыми клапанами. По бокам разъемные молнии. Куртка: профилированный рукав, позволяющий легко поднимать руку и не поддергивать все куртку вверх. Все швы проклеены. Анатомический капюшон. Активная вентиляция. Локти и плечи усилены накладками. В возможных местах разрыва швы усилены закрепками. 2-4 наружных кармана с защитными клапанами. При наличии широкого выбора курток и брюк специального назначения можно подобрать себе по вкусу, назначению и цветовой гамме любую вариацию костюма.


Рис.50.Костюм штормовой.

«Котята» (полу-кошки) - на заре альпинизма (и намного раньше)  этот вид снаряжения пользовался широкой популярностью. Это короткие 4 - зубые кошки, без шарниров, закрепляемые под срединой стопы. Учитывая характер передвижения по льду в те времена, вполне соответствовали назначению. В настоящее время используются во время прогулок по ледникам (эта форма отдыха хорошо развита в альпийских странах)


Рис. 51. Полу-кошки: 1- современные модели: а – пяточные; б – носковые; в - надеваемые под стопу. 2 – т.н. «Кавказские ступачи» которыми пользовались горные жители (ориентировочно средина XIX в).

Коуш. (К). Для предотвращения разлохмачивания конца троса, ленты, репшнура применяется заделка петли в К. (самостраховочная петля, петли на перестежках на перилах и т.п.).Чтобы конец веревки не разлохмачивался, готовый К. в этом месте оборачивается изоляционной лентой или заделывается в пластиковую оболочку. Заделку металлического троса в К. может выполнять только специалист имеющим соответственный сертификат. Конец ленты  (или любую ее часть) можно самостоятельно заделать в К.. Для этого края ленты подворачиваются под внутренний диаметр фурнитурного кольца и прошиваются встречным (сапожным) швом с постепенным сведением прошиваемого участок к ширине ленты.


Рис. 52. Коуш: а - заделка концов самостраховочной петли из основной веревки; б – коуш из ленты для соединения с фурнитурным  кольцом.

Кошки альпинистские (К.а.). Первые 10-зубые (целиком кованные) К.а. были сделаны в 1908 г (изобретатель – немецкий альпинист Оscar Eckensteqn).  12-зубые (штампованные) К.а. изобрел в 1931 г Leon Grivel (впоследствии и до наших дней известная фирма «Гривель»).      

 К.а. предназначены для  безопасного передвижения по различному ледовому рельефу (замороженному снегу, фирну и даже по скалам покрытым натечным льдом – «микст»). По своим конструктивным особенностям кошки делятся на три группы:

- Мягкие - состоят из передней и задней  половинок, соединенных между собой легко сгибаемым шарниром. Это позволяет сохранить значительную подвижность стопы и довольно естественную походку в кошках по ледовому рельефу. В таких кошках еще в 1953 году Эдмунд Хиллари поднимался на Эверест и до сих пор, они  пользуются неизменным успехом. Среди мягких кошек для обычных горных походов и не сложных восхождений  выделяются модели фирм «CAMP», «Cassin»,  "Stubai" и др., вес которых колеблется от 532 до 1232 г., при числе зубьев 10-12. Закрепление на ботинке ременное и защелкой. Своей универсальностью выделяется новинка 2001 года фирмы "Cassin"  модель "Grand Nord" весом 868 г, 12-зубые, привязка: ремни/защелка/комбинированная, назначение: прогулки по ледникам/ альпинизм/крутой лед.

Понятие «мягкие», применительно к кошкам, означает только характер их сгибания вместе с подошвой ботинка, но никак не подразумевает, что они сделаны из  «мягкого» металла.

- Полужесткие - вместо шарнира соединены  металлической пластиной. За счет  длинной пластины и жесткости подошвы «пластика», создаются надежные условия для долгой (по времени) работы на крутом ледовом рельефе (снимается нагрузка с голеностопа и  снижается общая утомляемость ног). В то же время, эластичность металлической платины позволяет ноге в таких кошках сгибаться, что обеспечивает нормальное передвижение на длительных подходах. Подобные кошки находят все более широкое применение. Две фирмы "Charlet Mozer" и "Petzl" выпускают универсальные полужесткие кошки весом  840-1176 г, при диапазоне зубьев от 10 до 20, привязка в основном ременная и защелка, с назначением для альпинизма и прогулок по ледникам.

- Жесткие - имеют цельную, не гнущуюся платформу.  Они предназначены для лазания   по  протяженным  ледовым стенам  (маршрутам). Ходить в таких кошках на подходах крайне неудобно. Для сложного альпинизма, выделяются кошки фирмы "Black Diamond"   модель "Superfong" при весе 1176/1204 г., 20-22 зубьях с креплением защелкой. Для очень сложных ледовых маршрутов (там, где на кошки приходится особо значительная нагрузка) применяются кованые стальные кошки.

На сегодня в мире выпускается более 60 моделей различных кошек. Кошки изготавливаются методом штамповки из высококачественных сплавов хрома, никеля, молибдена. Есть модели, которые можно подгонять по подошве своих ботинок.  Для спортивного ледолазания, имеют дополнительный зуб (или два), выступающий из передней части корпуса, на пятке также есть дополнительный зуб-шип. Средняя высота зубьев — 35 мм. Кошки с короткими зубьями (20—30 мм) используются для очень твердого льда, а с длинными (40—50 мм) — для фирна и плотного снега. Привязываются кошки импрегнированными (пропитанными специальными смесями) капроновыми лентами. Все большее число моделей кошек оснащаются защелкой «лягушка» (по типу горнолыжных). Для безопасной переноски кошек, имеются специальные чехлы или на зубья надеваются  наконечники (самые простые  - пробки от шампанского).

Перед выходом на восхождение следует проверить целостность пяточных и передних скоб, колец и крючков, работу защелки. Если надо - заточить зубья, при этом следить, чтобы не было  разницы в высоте зубьев. Проверить качество резьбы у винтов и гаек, соединяющих переднюю и заднюю части кошек.

Появившиеся в местах сгиба зубьев мелкие трещины - это сигнал для замены кошек!


Рис.53. Кошки альпинистские:  а - мягкие 12 - зубые; б - полужесткие, с застежкой типа «лягушка»; в- жесткие, со сменными передними одним и двумя зубьями; г - правильное закрепление кошек на ботинке.

Крюк ледовый забиваемый. Первые забиваемые ледовые крючья (кованные плоские с насечкой по внешним углам) были изобретены и введены в мировую практику альпинизма (начало ХХ в)  сразу двумя известными альпинистами: Вилли Вельценбахом (Германия) и Аллэном Пьером (Франция), который первым начал их применять для страховки на крутых ледовых маршрутах.

В начале 50 гг. минувшего века, отечественный альпинист и изобретатель В.М.Абалаков ввел в практику забиваемый крюк т.н. «морковку» (по внешнему виду и геометрии, крюк действительно напоминал морковку).   «Морковка» (сленг)  держала нагрузку в пределах 600 кгс.

Под воздействием  постоянной нагрузки (спуски, перила) крюк мог самостоятельно выскочить из гнезда. Существенным недостатком крюка являлась его коническая форма. При забивании крюка нельзя было прерывать серию постоянных частых ударов, т.к. в паузе под концом крюка образовывался воздушный карман, который буквально выталкивал крюк из гнезда при  первых же ударах после паузы. Этот крюк в свое время широко использовался для страховки на скалах - в широких трещинах, расколах (до появления закладок).


Рис. 54. Забиваемый ледовый крюк: а -  «морковка»; б – плоский кованый; в -забивание крюка в лед (1940 г)..

Крюк фирновый (К.ф.). Применяются для страховки в плотном фирне, для закрепления точек перил на снежных склонах, закрепления телескопических лестниц при преодолении значительных ледовых разрывов, трещин и стен в ледопадах (Гималайские экспедиции).К.ф. это широкие пластины или уголок из легкого металла (ширина крыла до 10 см) с петлей из троса и усиленной головкой (для удара молотком). Имеют большую длину - до 40-50 см. Разновидность К.ф., похожего на ледобур, с тонким телом  на значительной части которого имеется  винтовая нарезка, по диаметру превышающая диаметр тела крюка в два раза и широким шагом резьбы. Эти крючья так же имеют значительную длину.


Крюк якорный:

- Скальный - по форме напоминает маленький якорь. Крюк является своеобразной закладкой для тончайших вертикальных трещин.  Делается из высоколегированной стали. Имеет  клинообразный профиль - нижняя часть 0,5-1мм, верхняя - 3-4 мм (бывают соотношения в 0,3 – 1,5 мм) В нижней части крюка отверстие для подвески крючка лесенки.

-  Ледовый.  Довоенное изобретение  В.М. Абалакова. Алюминиевый  крюк по форме напоминающий лапу якоря с зубцами, не дающие ему вырываться изо льда под нагрузкой. Лезвие якоря забивается в лед молотком. Извлекается легко после несильного постукивания по нему молотком.


Рис. 56. Якорные крючья:  а – общий вид скального якоря; б – лесенка; в – привязка страховочного репшнура (ленты); г – крючок фи-фи; д – ледовый якорь.

Крючья скальные.(К.с.). В ряду изобретателей скальных крючьев находятся такие известные (в начале ХХ в) альпинисты, как Ганс Дюльфер, Вилли Венцельбах (Германия) и Аллэн Пьер (Франция) и многие безыменные сельские кузнецы (тех лет), активно вступившие в работу по созданию предметов альпинистского «железа». Принцип геометрии К.с. - металлический клин с проушиной и ударной частью (боек, головка), с отверстием для страховочного карабина. .

Служат для организации страховки или создания ИТО на скальных маршрутах. К.с. делятся по типу трещин: вертикальные, горизонтальные, комбинированные (последние - для любых типов трещин) и лепестки, применяемые для создания ИТО на участках скал имеющих тонкие, неглубокие трещины (для целей страховки лепесток не применяется). Рабочая часть К.с. - лезвие, сужающееся к концу крюка. Например, при длине лезвия в 100 мм и толщине головки 3 мм, конец К.с. будет иметь толщину порядка 1 мм. Изготавливаются из вязких сталей с термической обработкой бойка (т.н. мягкие крючья); титановых сплавов, сплавов молибдена (наиболее прочные). Для широких трещин используются короба – вид К.с. Это, прежде всего, V, Z и П-образные короба из сплавов легированных сталей. При забивании в трещину, сечение короба упруго деформируется, и создает хороший распор и трение в трещине. По данным UIAA хорошо забитый короб выдерживает нагрузку до 2000 кгс. Клин - вид толстого (до 2-3 см) К.с.. Материал - легкий металл (дюраль, титан). На заре альпинизма применялись клинья из прочного дерева (дуб, бук, ясень) толщиной 5-10 см. В широких трещинах клинья хороши для создания ИТО, но не для точек страховки. В сверх тонких трещинах для создания точек ИТО хорошо работают крючья – т.н. «топорики», которые раньше назывались «лепестками».


Рис.58. Скальные крючья: а – вертикальные; б – горизонтальные; в – укороченные различного назначения; г – комбинированные; д –«топорики».

При забивании в трещину крюк, следуя ее конфигурации, плотно заклинивается в ней. А после забивки в трещину он опирается о скалу «бородкой».

В зависимости от вида трещин и характера крючьев средний диапазон возможных значений рывка весьма широк. Несущая способность мягких крючьев в значительной мере обусловлена трением о стенки трещины. Результаты испытаний (по Г. Хуберу) надежности забиваемых крючьев - см. Табл. 8.

                                                                                    Таблица 8.

Характер трещин

Выдерживаемая нагрузка

для мягких крючьев, кгс

 

То же, для твердых

крючьев

Вертикальные

300 - 1000

500 - 1500

Горизонтальные

600 - 1500

1000 - 2000

До сих пор единственным определением надежности забиваемого крюка служит звук, издаваемый крюком при ударах: молотком. По мере «входа» крюка в трещину, звук  должен повышаться по тону, а тон от последнего удара не должен быть ниже, чем от предыдущего. Следует отметить, что даже у хорошо «поющего» крюка прочность закрепления в скале колеблется в значительных пределах. Таким образом, добавление внешней нагрузки рывка к внутренним силам системы «крюк—трещина» может превзойти предел ее прочности.

Принимая во внимание все непостоянные составляющие: состав породы, характер трещины, материал крюка, взаимное соотношение крюка к трещине и пр., в практике альпинизма не выработано (и не может быть выработано) конкретных характеристик определяющих надежность забивки скального крюка. Здесь дело скорее в опыте, интуиции и случае.


Рис.59. Приемы использования скальных крючьев: а – идеальное положение горизонтального крюка в трещине; б – использование горизонтального и комбинированного крюка в короткой трещине; в – уменьшение плеча нагрузки на не полностью забитый крюк, навешенной петлей из ленты; г – правильное и опасное (без мягкой петли) положение в системе «крюк+карабин+перегиб выступа».

Для повышения надежности точек страховки применяется Блокировка крючьев.. Два-три крюка/закладки соединяются через карабины замкнутой петлей из основной веревки (толстой ленты, полу-веревки, двойным репшнуром), а страховочный карабин защелкивается в нижние пряди замкнутой петли так, чтобы при любом направлении нагрузки она равномерно распределялась на все крючья, а в случае вырывания одного из крючьев, нагрузка перераспределялась на оставшиеся крючья. Для этих целей. используются локальные и компенсирующие петли.


Рис.60. Блокировка крючьев: а - компенсирующая петля; б - локальные петли; в – блокировка ледовых крючьев; 1 - веревка к ведущему; 2 - запас веревки для страховки; 3 - самостраховка для страхующего; г – неправильная блокировка крючьев; д – расположение блокируемых крючьев – слева наиболее надежный; справа – наименее надежный по восприятию нагрузки рывка.

Куртка пуховая (пуховка – сленг) Впервые понятие «пуховая куртка» и практическое ее применение в практике альпинизма было введено в начале ХХ в. французским альпинистом Аллэном Пьером.

Основой теплозащиты и устойчивости к влаге является верхний слой материала К.п.. Легкий, прочный, ветроустойчивый и влагоотталкивающий материал - это основные требования к «верху»  курток. Для обычных восхождений лучше подходит Pertex Ripstop. Материал внутренней части должен хорошо «дышать» (не допускать лишней конденсация влаги) и способствовать быстрому увеличению объема пуха теплом выделяемого телом. (Nylon Tactel). Материалы, применяемые  для пуховок должны хорошо «держать пух» - не пропускать его ни внутрь, ни наружу куртки. Все виды К.п. имеют общие конструктивные особенности: для защиты от трения на локти нашиваются усиливающие накладки из более плотной ткани, чем основная; рукава оканчиваются плотными (двойными и высокими) манжетами или затяжками на липучке (защита от снега); капюшон - достаточно объемен (может быть пришивным или съемным); обязательно наличие большого количества наружных и внутренних карманов; прочная двух замковая молния с защитными клапанами. Вес (в зависимости от конструкции) от 600 г. до 2000 г. На обычную куртку (для Кавказских восхождений) идет от 200 г. гусиного пуха, с показателями F.P. 650 - 700.

Есть модели курток с рукавами и капюшоном пристегивающимися на молнии – их легко снять и превратить куртку в жилет.


Рис.61. Куртка пуховая

Куртка штормовая. Являясь составной частью костюма штормового, должна быть достаточно просторной (не мешающая  лазанию), но и не являться бесформенным «мешком». Капюшон, убирающийся в воротник-стойку. Передняя застежка: разъемная, двух-замковая молния с защитным клапаном. Карманы - прорезные с защитными клапанами, на груди - накладные. На рукавах желательны  вентиляционные молнии под планками. Может быть с тонким слоем утеплителя - переходной вариант к пуховке.

Материал - внешний Sofitex 2000, внутренний - Polyester Mesh или Nylon Tactel. На куртках для продолжительных, экстремальных маршрутов, все места возможных разрывов усиливаются закрепками, рукав делается профилированным (куртка не будет «задираться» при любом подъеме рук вверх), капюшон должен быть анатомическим - регулируемым по размеру головы.


Рис. 62. Куртка штормовая: а – воротник переходящий в капюшон



Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru