Экипировка и полевое снаряжение для проведения маршрутов и организации полевых лагерей. Часть 1



Экипировка и полевое снаряжение для проведения маршрутов и организации полевых лагерей. Часть 1

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Захаров П.П. Экипировка и полевое снаряжение для проведения маршрутов и организации полевых лагерей. ФГУНПП "Аэрогеология". 2006 г.

Человеку всегда было присуще стремление поиска, познания нового и освоения неизведанных далей.  На пути торговых караванов и походов за новыми землями, горные кряжи  всегда представляли  серьезные препятствия для человека. Присущее любопытство  заставляло людей  рано  или поздно устремить свой взор на высокие вершины – хотелось узнать, что там-то  находится, а  может там больше животных – это пища, а может там кто живет - значит  больше будущих рабов – это свой достаток и т.д. и т.п.

Жизненная необходимость и желание посмотреть – «что там за горизонтом» (в данном случае – за горами) приводило в движение большие массы людей. Их походы не остались бесследны – множеством караванных путей, святилищами  и поселениями отметили они для нас направления своих  походов. Не только военные или торговые цели преследовались в путешествиях в горы – ученые искали ответы на множество еще неизведанного; чиновные мужи прокладывали маршруты через горные перевалы сокращая пути для решения государственных задач.

 Горные походы давали новые открытия и более «мелкие» откровения: как надежнее и безопаснее ходить в сложной горной обстановке, как обезопасить себя от внезапных проявлений сурового горного климата. Человек стал чаще  ходить в горы и осваивать приемы восхождений на вершины.  Нет, это еще не было альпинизмом. Постепенно набирая опыт и поднимая свой, собственный рейтинг, он вдруг начинал замечать явный недостаток в общеобразовательных моментах касающихся альпинизма, как понятия вообще и его прикладных  возможностей.

В этот период огромную роль в развитии горного дела сыграли великие ученые-путешественники, изыскатели, топографы, и, даже простые авантюристы, искатели сокровищ и приключений.

Люди стали смотреть на горы, как на возможность удовлетворения своих честолюбивых устремлений (да, да – именно так!) увидев новую возможность проявления «Альтер эго».

Именно в период «золотого  века» альпинизма (1854-1865) начала бурно развиваться вся инфраструктура альпинизма: были совершены первовосхождения практически на все основные вершины Альп, создавались Альпинистские клубы, Союзы гидов, бурно развивалась спасательная служба, строились горные хижины и отели и, самое главное – началось бурное развитие промышленности, направленной на выпуск альпинистского снаряжения. Ведущие горовосходители альпийских стран Европы: Германии, Франции, Италии, Англии разрабатывали и внедряли новые образцы горной одежды, бивачного и специального снаряжения, разрабатывались меры для обеспечения безопасности восхождений. 

Мероприятия проводимые в горах (топографы и геодезисты,  геологи и исследователи горных ледников) стали  немыслимы  без их обеспечения новым и оказавшимся таким необходимым  специальным снаряжением и сопровождением людей знавших как им пользоваться.

 В нашей стране, первыми организациями массово начавшими развитие альпинизма, стали ячейки (сейчас секции, клубы, федерации) горного туризма (тогда не было деления на туризм и альпинизм) Центрального Совета Общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Именно это общество начало развивать сеть производств специального снаряжения для горного туризма. И с первых шагов работы этих небольших мастерских (впоследствии специализированных  предприятий ВЦСПС) их продукция наряду с распределением по спортивным коллективам страны, стала пользоваться повышенным спросом  армии, этим снаряжением обеспечивались научные экспедиции, разведчики недр, геологи, топографы и все те кому по роду своей деятельности в горах это снаряжение было крайне необходимо.

Но было бы неправильным говорить, что развитие прикладных дисциплин альпинизма началось только с появлением специального снаряжения. Если исторические факты говорят, что первые скальные крючья для обеспечения страховки на восхождениях стали  при меняться в начале ХХ века, то есть и другие факты относящие это явление к более ранним временам.

Так, в 1859 году при проведении военных учений в горах Восточного Кавказа (хребет Нукатль), при совершении восхождения на вершину Гуниб (2354 м)  применялись скальные крючья для обеспечения мер безопасности штурмовых колонн полковника российской армии Тер–Гукасова.

Прикладное значение альпинизма по видимому трудно переоценить. Умение работать с альпинистской веревкой  и организовывать страховку, владение техникой передвижения по горному рельефу и знание приемов оказания первой неотложной помощи – все это необходимые разделы специальной подготовки направленной на повышение производственной квалификации и для обеспечения мер безопасности.

Альпинистское снаряжение для какой бы работы оно не применялось, должно быть тщательно отобрано, проверено и подогнано  даже с учетом биологических данных человека и исходя из сложности предстоящего мероприятия.  В мягком снаряжении и предметах личной экипировки  не должно быть надрывов швов и даже маленьких разрывов ткани; все шнурки, завязки и ремни следует заранее надежно пришить.. Обратить внимание на закрепление краевых швов у клапанов, закрывающих карманы курток и брюк: во-первых - сюда будет набиваться снег; во-вторых - отошедший край клапана скорее зацепиться и оторвется. Крючья должны быть отрихтованы, на них не должно быть заусенцев (можно поранить руки).  Оси  замков   карабинов смазать машинным (растительным) маслом. Кошки заранее подогнать по размеру обуви, а их зубья должны быть защищены, чтобы не порвать другие предметы. Клювы ледорубов, айсбайлей и зубья кошек следует  заточить (только не на механическом точиле – в ручную, личным надфилем). На петлях закладок из металлических  тросов не должно быть разрывов (можно легко и серьезно поранить руки). Отдельные надрывы прядей троса плотно замотать изолентой. Палаточные швы проклеить водостойким клеем. Страховочные петли у молотков и растяжки у палаток  лучше заменить на новые. Все рукавицы и варежки  подстраховываются на резинке, как пришивают варежки   детям в саду, чтобы случайно не потерять. 

Цель этого раздела заключается именно в том, что бы не особенно углубляясь в довольно широкую литературу по альпинизму, позволить найти ответы на те вопросы, которые именно сейчас требуют ответа и могут быть полезны для конкретного применения. Конечно, ответы на каждое понятие, определение, событие или явление в альпинистской жизни прошедших лет, хотя и носят информационный характер, могут быть полезным (необходимым) вспомогательным материалом, без которого трудно определить границы применения специального  альпинистского снаряжения и инвентаря в конкретной производственной деятельности в экспедиционных  условиях.

Альпинистское и специальное снаряжение, приемы его применения для         передвижения и страховки в горах.

Аварийная система (А.с.).. налаживается до начала всех работ на станции спуска или подъема пострадавшего (груза) и должна быть  готова для быстрого надевания на спусковую  веревку  с помощью зажима, узла Бахмана. Свободный конец веревки полиспаста крепится двойным рифовым узлом.


Рис. 1. Схема аварийной системы (подстраховка тормозной системы): а – тормозное устройство (узел UIAA, шайба Штихта,  карабинный тормоз, тормозная восьмерка); б – система короткого полиспаста (своодный конец веревки закрепить вокруг всех прядей полиспаста рифовым узлом);  в – вместо Прусика, здесь  лучше закрепить зажим (узел Бахмана, Гри-Гри).


Айсбайль - короткий инструмент,  переходной между ледорубом  и  ледовым молотком (вместо лопатки - молоток). Универсальный инструмент для комбинированных маршрутов.


Рис.2.  Айсбайль                     


Айс фи-фи  (фифа - сленг) - развитие  ледового якоря. Незаменимое приспособление для преодоления ледовых стен. Широко применяется в спортивном ледолазании. К отвертию в рукоятке привязывается петля (репшнур, лента, диной, чтобы при вытянутой вверх руке была согнута нога в колене. Клюв фифы легкимударом цепляется за ледовую поверхность стены и альпинист выжимается на согнутой ноге. Очередность движений повторяется для обоих ног на всем протяжении маршрута. Для того, чтобы при подтягивании на ноге, корпус не откидывался от стены, петля предварительно пропускается под грудную обвязку ИСС.

Альпеншток (от - Альпы и нем.Stock - палка) - предшественник ледоруба. Длинная палка (порядка 1,5 - 2 м) с металлическим наконечником и петлей для руки.

  

Рис.4. Альпеншток: а -  один из первых (укороченный) альпеншток с петлей для руки; б – трость-альпеншток (в настоящее время широко используется людьми пожилого возраста для прогулок в горах).

 Амортизатор ленточный БЭПУ - промышленного назначения, но успешно применяется и в альпинизме. БЭПУ является устройством, поглощающим энергию срыва, работающим на принципе последовательного разрушения внутренних переплетенных (соединяющихся) петель. По такому же принципу работают и другие амортизаторы, выпускаемые промышленностью для верхолазных и монтажных работ. Предполагая при менение подобных амортизаторов в страховочной цепи, следует заранее знать порог разрывных нагрузок выдерживаемых данной моделью. К сожалению, у них имеется серьезный недостаток: они одноразового действия (совершенно не восстанавливаемы); рассчитаны на максимальную нагрузку только в пределах 300—400 кг. Но, тем не менее, для узких, конкретных целей они вполне применимы и в альпинизме: даже не взирая на большую их длину (50-60 см) может крепиться на поясе (грудной обвязке); его «излишек» убирается в карман или опускается в штанину брюк под поясным ремнем; могут навешиваться на крюк в страховочной цепи, который предположительно будет выдерживать предельные нагрузки при возможном срыве. Такое использование БЭПУ не только снимает нагрузку с крюка, но и существенно снимает нагрузку при срыве ведущего в связке.  

Амортизатор «Косичка». В средине 70 гг. минувшего столетия, новосибирский ученый и инструктор альпинизма В.Д. Саратовкин предложил  конструкцию (защищена авторским свидетельством) разрушающегося амортизатора, работающего по принципу последовательного разрыва связанных между собой петель. «Косичка» позволяла решать вопросы амортизации рывка на снегу в пределах 60 - 70 кгс, что снимает постоянную проблему организации надежной точки страховки на снежном рельефе. Не нашла практического применения в альпинизме из-за ее громоздкости.



Рис. 5. «Косичка»: а – начало вязки первой петли; б – последовательность вязки петель; в – полный ряд петель; г – узлы из бинта (их связка строго по одной линии); д – «косичка» в чехле под грудной обвязкой.

       Амортизаторы (А.) для гашения импульсных нагрузок. Выпускаются фирмами  «Петцль», «Салева» и др. Принцип действия: множественная пластическая деформация с последовательным разрушением одного или нескольких слоев лент объемного строения, в виде тканых петель (т.н. галантерейные петли). Активно применяются в альпинизме, спортивном ледолазании и спелеологии. А. не крепится на альпинисте, а подвешивается на самые слабые (по мнению ведущего связки) точки промежуточной страховки; местах потенциально опасных возможностью срыва. В случае срыва, А. начиная разрываться, гасит чрезмерную нагрузку, приходящуюся на данную точку страховки.

Некоторый запас А., с различным порогом начального разрушения, позволяет создать определенно надежный психологический климат в группе и, особенно, у  работающего первым на маршруте.

Анорак (анарака). Идею создания  одежды, предохраняющей от ветра, подсказали меховые анораки (А). северных народностей, правда эта роскошная длиннополая куртка у них шьется из меха, а для альпинистов и горных путешественников она слишком тяжела.

А. – это ветрозащитный слой одежды надеваемый поверх всех теплых вещей в т.ч. и куртки пуховой.

А – это длинная, ниже колен, просторная куртка типа рубахи, с капюшоном и без передней застежки. Надевается через голову (короткая молния или шнурок-затяжка). Имеется нагрудный карман. Рукава на затяжках типа липучки или на резинке (подол на резинке или стягивающем шнурке).

А. шьется из ветронепроницаемой ткани типа коландрированного капрона, Hortex,  Nylon Ripstop, Tactel/SympaTex.


Бахилы (Б). Специальный вид снаряжения изобретенный  альпинистами-высотниками (по аналогу обуви северных народов) для зашиты ног и обуви при длительной работе на морозе, в снегу и на больших высотах.

Б. – это высокие, под колено,  сапоги (самоделки бывают выше колена), с жесткой (плотной) подошвой из нескольких слоев того - же материала или войлока, надеваемые поверх ботинок, закрепляемые наверху затяжкой из шнурка или ремнем с пряжкой. Боковая (внешняя) молния позволяет быстро их надеть и снять даже в неблагоприятных условиях. Удобная и надежная обувь для высотных и зимних восхождений.

Материал - Cordura или другая, не менее плотная синтетическая ткань (брезентовые Б. при намокании плохо и долго сохнут).

Для длительного нахождения на высокогорном биваке удобны  облегченные бивачные бахилы. Верх фиксируется под коленкой шнурком, Подошвы усилены толстым войлоком. Материал: верхний слой - Nylon Tactel; утепляющая внутренняя прокладка - Thinsulate.


Рис.7. Бахилы в виде сапога.

Белье нательное - обязательная одежда для длительных холодных маршрутов. Для зимних и высотных восхождений желательно иметь два комплекта: шерстяное (тонкое) и шелковое.

Белье из легкого материала Polartec Power Stetch удобно облегает тело и отводит конденсат к верхнему слою одежды

Бивачная обувь (Б.о.). Вид обуви применяемый при длительном нахождении на биваках.

Б.о. – это вязанные или меховые носки с подшитой подошвой (войлок, толстый брезент, вязанная из толстой нити плетенка). Для бивака удобны и обычные кроссовки, но, намокая, они долго сохнут. Чаще используют самодельный вариант Б.о. – обычные толстые шерстяные носки, джурабы (дагестанские, азиатские носки) или старые внутренние ботиночки от в/г обуви подшивают снизу  войлоком или кожей.


Рис. 8. Бивачные пуховые ботиночки.

Блок-тормоз – конструкция (небольшого размера), сочетающая кулачковый зажим и вращающийся блок. Применяется для вытаскивания грузов на сложных стенных восхождениях, для натягивания веревок при организации переправ и др. вспомогательных  операций

Ботинки высокогорные (Б.в.). Сегодня трудно представить, что первые восходители ходили в горы в повседневных  ботинках и туфлях. См. рис. 21.. Б.в. - делятся  по характеру  передвижения по различному горному рельефу: треккинг - прогулки по ледникам; легкие восхождения; преодоление скальных стен; прохождение комбинированных маршрутов; для высотных, зимних и восхождений на вершины выше 8000 м.

Появившиеся в конце 80 гг. прошлого века ботинки из пластмассы воспринимались, как появление нового прогрессивного этапа после кожаных ботинок, более того - пластик (сленг) стал своеобразной модой. У пластика  (так стали сокращенно  называть эту обувь) есть ряд неоспоримых преимуществ: они прекрасно держат тепло, имеют вкладыши (внутренние ботиночки), которые можно быстро высушить, и непромокаемый внешний ботинок, который практически не требует дополнительного ухода. Однако пластик не стал панацеей. Кожаные ботинки имеют определенные преимущества перед пластиком:  более удобный дизайн, лучше сидят на ноге, в них удобнее лазать.

Эта обувь хороша для восхождений типа Кавказских и при умеренных температурах, Кроме того, при изготовлении многих современных кожаных моделей добавляется силикон, что почти сводит к нулю необходимость дополнительных водоотталкивающих материалов.

Пластик остался незаменимым для восхождений на больших высотах при низких температурах. Пластик имеет  преимущество при лазании по крутому льду, на передних зубьях кошек - жесткая подошва ботинок активно снимает часть нагрузки с икр, а прочный внешний ботинок выдерживает удары о лед, предохраняя  ноги от травм. Так же как и в других ботинках в пластике потеет нога, но, вынув внутренний ботиночек не составит большого труда его высушить (даже ночью в спальном мешке), в то время, как сушить кожаный ботинок становится серьезной проблемой.

Подвижная лодыжка ноги - еще один важный момент. Подвижность в этом месте ноги необходима, как при ходьбе по тропам, осыпям (особенно крупным), травянистым склонам, при лазании по скалам. В этих случаях повышенная мягкость и более низкое голенище на лодыжке, выигрывают перед жесткой фиксацией ноги в пластике.

 Выбирая пластмассовые  ботинки, следует помнить:

- Фирмы изготовители под одним индексом делают единый внешний ботинок на 2-3 номера (например, ботинки 40 размера будут пригодны для ноги 39, 40, 41 размера);

- Примеряя ботинки, надеть на ногу два носка (тонкий и толстый или тот вариант сочетания, к которому вы привыкли), затем внутренний ботиночек (вкладыш);

- Вкладыш следует выбирать так, чтобы он свободно облегал всю нижнюю часть ноги, не сжимал пальцы и не создавал складок в районе подъема и боковой косточки;

- После этого надеть внешний ботинок;

- Пальцами ног активно упереться в носовую часть ботинка - между пяткой внутреннего ботиночка и пяткой основного ботинка должно остаться свободным пространство не более 1 см - это норма;

- Если это расстояние будет больше хотя бы на 0,5 - 1 см - при ходьбе это быстро приведет к намину стопы и пятки.

Выбор кожаных ботинок:

- Прежде всего следует фокусировать внимание на пальцах внутри ботинок! – ничто не должно создавать неудобства в этой части обуви;

- Вложить в ботинки хорошие войлочные стельки, надеть на ногу два носка (тонкий и толстый или тот вариант сочетания, к которому вы привыкли), надеть ботинки, свободный просвет в районе пятки должен быть минимальным;

- Не плотно зашнуровать ботинки и, если при этом пальцы будут, хоть немного, упираться или их будет жать - меняйте ботинки на следующий размер больше (полу - размер)!

Следует помнить:

- при ходьбе основную нагрузку веса тела несут стопы ног, они же в первую очередь деформируются и становятся более плоскими. Избежать негативных последствий можно правильно подбирая ботинки, а плотную их шнуровку делать только стоя!

- в кожаных ботинках проверять целостность прошивки, крючков и «пистонов» для шнурков. Перед выходом их следует несколько раз пропитать водоотталкивающей смазкой.

- наружный пластиковый ботинок не должен иметь трещин; защелки должны плотно ложиться на место и не открываться произвольно;

 -потертости и разрывы материала внутреннего ботиночка зашить, наложить заплаты, но так, чтобы они не были толще материала самого ботиночка и не натирали ногу.


Рис.9.Высокогорные ботинки: а – кожаный; б – пластик; в – для треккинга.

- Брюки и полукомбинезон пуховые. Основное назначение  высотный и зимний альпинизм. Требования к материалу те же, что и к курткам пуховым (гусиный пух 290 г. F.P. 650).

Особенности конструкции: сзади и на коленях пришиваются усиленные накладки из плотной ткани, предохраняющие основную ткань от трения; обязательны «анатомические» (не стесняющие движений) колени; внизу, с внутренней стороны плотные накладки  (авизент, нейлон), предохраняющие низ брюк от трения ботинками и кошками; снаружи (по бокам) прочная двух  замковая молния во всю длину брюк, позволяющая их снимать, не снимая обуви; пояс на плотной широкой резинке; обязательны помочи (без замков) с регулировкой их по высоте. Полукомбинезон - это, практически те же брюки, только с выведенным на грудь фартуком и повышенной линией пояса. Фартук крепится на помочах (подтяжках). Полу-комбинезон в сочетании с жилетом, создает отличный ансамбль даже при достаточно низких температурах.


Рис.10. Полукомбинезон пуховый

Брюки  самосброс (по типу горнолыжных) -  могут быть, как утепленные, так и ветрозащитные. Не снимая обуви и кошек  эти брюки можно легко и быстро снять, т.к. боковые (наружные) швы делаются на крупной молнии или на «липучке» на всю длину брюк. Начало и окончание застежки подстраховывается кнопкой или пуговицей.

Брюки штормовые (Б.ш.).  Предназначаются для работы в непогоду, при сильном ветре, дожде. Б.ш. имеют усиленные накладки сзади и на коленях, поддерживаются помочами (шьются и в варианте полу-комбинезона). Нижняя часть штанин делается в двух вариантах:  зауженной со штрипками (заправляются в ботинки)  или закрепляются на гамашах ботинок затяжкой типа липучки (в этом случае должны быть разъемные «юбки» для дополнительной защиты низа ног от снега). По бокам разъемные молнии. Колени должны быть анатомическими  обеспечивающими свободу движений. Поясная часть приподнята, перекрывая поясницу. Необходимое количество нашивных карманов делается с защитными клапанами, чтобы не попадал в них снег. Справа посредине между поясницей и коленом Б.ш. сквозной карман – пенал для молотка.

Материал Б.ш.: - внешний слой  Sofitex 2000, внутренний - Nylon Tactel, пригодны смесовые ткани с пропиткой и каландрированный капрон.


Рис. 11. Брюки штормовые: а – снегозащитная юбка от попадания снега в ботинки.

Варежки - шерстяные, лучше домашней двойной вязки с удлиненной «резинкой». Для удобства в работе на них вывязывается указательный палец.

Веревка альпинистская (В.а.). Для обеспечения безопасности горовосхождений  В.а. стала применяться в средине XIX в. Первые веревки производились из манильской пеньки и сизаля, первые были мягкими в использовании, но менее прочными; вторые были жесткими и грубыми на ощупь (при рывке легко ранили руки). По воспоминаниям  спасателей-ветеранов, сизалевые веревки громко скрипели под нагрузкой (именно из сизаля всю жизнь делались морские канаты).


Рис. 12. Слева: Веревка из манильской пеньки (фото 1934 г.)

Рис. 13. Маркировка веревок: а – основная веревка; б – полуверевка

Рис. 14. Классический случай распределения потерь на трении при угле охвата  в 90°:  а - в металлическом карабине; б - на скальном выступе.


Веревки  из растительного материала имели крайне малое удлинение, невысокую энергоемкость и короткий срок службы. Они служили до средины ХХ в., когда их заменили веревки из синтетических материалов.

В последнее время для изготовления веревок приходит новый материал универсального типа – «кевлар», органическое арамидное волокно на базе поли-парафенилентерефталамида, созданного фирмой «Дюпон»(1965 г.). Торговые марки: «Кевлар» (США), «Тварон» (Голландия). Отечественные аналоги: «Терлон», «Армос», СВМ. Материал обладает высокими механическими свойствами, термической и стойкостью к воздействию кислот и щелочей, не плавится, не корродирует, экологически безопасен. При одном и том же разрывном усилии арамидная веревка по весу в 5 раз легче стального троса. В начале 90 гг. минувшего века термостойкие веревки и шнуры с использованием этих волокон используются при изготовлении новых образцов современного группового и индивидуального аварийно-спасательного снаряжения, выпускаемого для альпинизма, пожарных, спасателей МЧС, промышленного альпинизма и антитеррористических подразделений спецназначения. Петли самостраховки, выполненные без оплеточным сквозным плетением (диаметр 8 мм) из волокна «Армос», обладающие прочностью разрыва в 4000-4500 кгс, отлично зарекомендовали себя во время спасательных работ. Схватывающие узлы, завязанные такой петлей, хорошо держат даже на обледенелой веревке, не плавятся сами и не портят спусковую веревку при проскальзывании, особенно надежны при натяжении перил. Веревки из арамидных волокон имеют малое (до 8%) удлинение при разрыве, низкую чувствительность к воздействию ультрафиолетового излучения. Веревки и  репшнуры для альпинизма (разного диаметра) выпускает французская фирма «BEALL».

В.а. - важнейшая часть снаряжения альпиниста, она должна удержать в случае срыва, предотвратить сам срыв, т.е. необходима для страховки. Веревка служит для подъема по ней, спуска, вытягивания грузов, спасательных целей. В.а. делится по видам и назначению:

Основная веревка – используется во всех случаях когда возникает необходимость создания мер безопасности для партнера по связке/группе. Конструкция веревки: несущая сердцевина (параллельные пучки волокон или нитей из синтетических материалов) и предохранительная оплетка. Эти элементы определяют упруго-прочностные данные веревки. Новая веревка должна выдерживать 5 рывков при усилии удержания 1200 кгс. Лучшие образцы веревок при диаметре в 10, 11, 12 мм имеют показатель 800 кгс.

Веревка отечественного производства (фирма «Текс Плюс». Калининград) из синтетических материалов прошедшая испытания на соответствие стандартам UIAA, в полном объеме соответствует современным требованиям безопасности.

 - Полуверевка. Диаметром  8-9 мм, часто используется, как двойная веревка. Прочностные данные у нее отличаются от основной - так веревки фирмы «Диналок» выдерживают при первом броске 730-750 кгс.

- Вспомогательная веревка (репшнур) – не может быть использована для организации страховки! Не рекомендуется  использование одинарного репшнура в страховочной цепи! Для самостраховки, вязки петель-оттяжек должен использоваться только двойной репшнур.

 Существующий стандарт UIAA для репшнура предусматривает статические нагрузки: при диаметре: 4 мм -320 кгс; 5 мм – 500 кгс; 6 мм -720   кгс; 8 мм -1280 кгс. Материал - тот же, что и у основной веревки. 

К В.а. предъявляются унифицированные условия  эксплуатации, которые позволяют в большей мере выполнить требования мер безопасности:

- Рывок – это максимум силы возникающей в веревке при удержании падающего партнера. Величина рывка зависит лишь от коэффициента падения (фактора  рывка), а не от абсолютной высоты падения. Коэффициент падения  - это отношение глубины свободного падения ведущего (по линии падения воды) к длине выданной ему страхующей веревки (иногда это называется жесткостью падения).. Косвенно характеризует усилие рывка, приходящееся на единицу длины веревки. Величина К.п. от 0  до 2. Чем выше фактор, тем жестче результат падения сорвавшегося.  Желательно уменьшать значение К.п. путем организации промежуточных точек страховки –см. страховочная цепь. Для одной и той же высоты падения, но с разной величиной протравливания веревки, срыв может иметь разные последствия  . На 5 м падения протравливается 2,5 м веревки, при этом К.п.  = 2. В случае падения на глубину 5 м, но с протравливанием в страховочную цепь 5 м  веревки, К.п.  = 1.

- Удобство удержания в руках – зависит от структуры поверхности (оплетки), диаметра, вида материала, постоянства формы поперечного сечения веревки. Шероховатая веревка труднее идет по скалам, но лучше удерживается в руках. Гладкая веревка свободно скользит по рельефу, но ее труднее удерживать при страховке – требуется создание на точке страховки дополнительного угла перегиба.

- Прочность на перегибе (канте) – карабин, скалы, зажим и прочие углы перегиба уменьшают прочность веревки. Чем острее перегиб (меньше радиус) тем больше потеря прочности веревки. Обязательна предварительная обработка острых кромок, по которым веревка пойдет при работе. При перегибах веревки  в карабинах и на перегибах скальной поверхности, происходят потеря на трении. (в килограммах) в прямой зависимости от угла охвата. При угле охвата веревкой. карабина на 180°, усилия на веревке по обе стороны карабина будут в соотношении 2:1 (малое трение). При угле охвата скальных выступов это соотношение (за счет трения) может возрасти до соотношения 10:1.

- Легкость завязывания, гибкость в узле –чем веревка податливее (эластичнее) – тем легче вяжется на ней узел, тем  надежнее он от самораспускания в процессе эксплуатации.

- Прочность в узле – эта величина указывается в процентах. Узлы уменьшают прочность веревки, а уменьшение зависит от угла огибания веревки и от срезывающей силы, возникающей в веревке, у ее выхода из узла. Если принять прочность веревки без узлов за 100%, то в прямой зависимости от диаметра веревки, характера узла, прочность веревки в узле значительно снижается (см. Таб. 1):

                                                                                                                                          Таблица 1.

Виды  узлов

                               Диаметр  веревки, репшнура

                                                      

11

9

7

5

4

Прочность без узла, %

100

100

100

100

100

Встречный узел,  %

75-80

75-80

75-80

75-80

75-80

Булинь,  %

71

71

75

72

64

Проводник, %

71

71

72

60

61

Ткацкий узел,  %

63

69

59

62

53

Стремя, %

63

60

66

72

62

Примечание: Небрежное обращение с веревкой часто приводит к недопустимому ее закручиванию и образованию на ней т.н. «барашков» (полу-узлов), мешающих свободному прохождению веревки вокруг выступа, через карабин или тормозное устройство. Опасно возможностью разрушения веревки под нагрузкой. Особо опасна ситуация, когда «барашки» появляются на связочной веревке и ни кому из участников связки невозможно их расправить – в таких случаях происходит заклинивание веревки в трещинах, расколах и под перегибами скального рельефа. Перед началом эксплуатации  (поход, восхождение) веревку следует протянуть (расправить) и освободить от «барашков». Во время восхождения эту операцию требуется проводить перед каждым выходом с очередного бивака.

- Намокание веревки – снижает ее прочность на 30-40%.

- Влияние низких температур – для примера, температура воздуха при минус 30-40° С, снижает прочность веревки до 40%.

- Воздействие солнечной радиации – прочность веревок (лент, репшнуров) оставленных на маршруте предыдущими восходителями и длительное время подвергавшихся ультрафиолетовому облучению, теряет значительную долю первоначальной ее прочности (см. Табл. 2):

Таблица 2.

Время нахождения образца на маршруте (высота 2500-3000 м)

Характер образца

Номинальная

нагрузка, кгс

Разрывная

нагрузка, кгс

(результаты испытаний)

2 – 3 месяца

Репшнур

700

320 - 360

1 год

Репшнур

700

110 - 120

2-3 месяца

Лента 25х2 мм

1000

590

2 – 3 месяца

Лента 26х1 мм

600

300

3 месяца

Лента 26х3 мм

1300

600

1-2 месяца

Лента 14х2 мм

800

540

Примечание: все образцы не имели механических повреждений.

- Истирание веревки – на шероховатых скалах, часть волокон оплетки истирается, а их  взъерошенные кончики образуют хорошо известную «шубу», повышающую «захватываемость» веревки руками. Эта же «шуба» защищает внутренние волокна от механических повреждений. Активное истирание снижает прочность веревки.

- Сокращение длины веревки – истирание веревки на скалах, основная причина этого явления. Острые, мельчайшие крошки камня, попадая в оплетку веревки, цепляются за многочисленные волоконца, которые в новой веревке расположены прямо и вдоль нее, но по мере использования веревки, образуют мелкие петельки, что приводит к сокращению общей длины веревки на 3 – 5%. При этом веревка немного теряет и в своей гибкости.

- Эластичность веревки - качество современных веревок оценивается не по статической прочности на разрыв, а по их эластичности и способности амортизировать динамический рывок. По нормам Международного Союза альпинистских ассоциаций (UIAA) это усилие не должно превышать 1200 кгс, а у лучших образцов импортных веревок оно достигает 800 кгс. Тем не менее, фирма-изготовитель ставит на таких веревках знак-предупреждение, что страховать ими можно лишь в режиме динамической страховки - с протравливанием. Это значит, что на веревках с очень большой упругостью нельзя проводить статическую страховку - ее жесткое закрепление на пункте страховки создаст ситуацию «глухого рывка». Проведенные испытания показали, что на каждый метр подъема (на эластичной веревке) у страхующего должен быть запас на протравливание в 1,5 метра.  Насколько это реально в практике? -. во всяком случае, надежным выходом из положения будет служить амортизатор у ведущего или на крюке в самом сложном/опасном месте. Нельзя забывать, что эластичная веревка (кроме положительных качеств) способствует более глубокому падению сорвавшегося и повышает риск получения  травм от ударов о рельеф.

- Срок эксплуатации – определяется  износом веревки (без падений) и зависит от способа применения, характера скальной породы, заботливого обращения при лазании, конструкции веревки, влияния климата, условий хранения. 

Отбраковывать веревку следует в следующих случаях:

- когда она имеет механическое повреждение;

- в случае когда сильной изношенности оплетки;

- после соприкосновения с химикатами (особенно – бензин!);

- когда с ее помощью было удержано большое (серьезное) падение – на 5 и более метров; когда она  старше 5 лет.

Опыт показывает, что срок эксплуатации веревки может исчисляться ее 250 - длиyнами. Средний скалолаз в год преодолевает около 125 длин веревки по 40 м, т.е. порядка 5000 м стен. Это соответствует двум годам эксплуатации веревки. Горные проводники и гиды, чьи веревки  наиболее интенсивно работают и испытывают нагрузки выше средней, меняют веревку каждый год.

- Условия хранения – веревка храниться  бухтами, развешенными на деревянных подвесках под потолком помещения. Просушка – на воздухе, в растянутом (но не в натяг) виде. При сушке не допустимо прямое воздействие  открытого огня и солнечное облучение. Перед каждым выходом на восхождение следует тщательно осмотреть веревку, метр-за-метром пальцами рук прощупать,  нет ли повреждений оплетки.  Наиболее опасно повреждение  внутренних волокон – при ощупывании веревки в месте надрыва волокон веревка, как бы вдруг перегибается  и «ломается».

Выполняя в альпинистской практике различные функции, веревка имеет определяющие названия:

- Несущая (рабочая) - воспринимающая основную нагрузку в любом варианте ее использования (название, применяемое, в частности, в промышленном альпинизме).

- Спусковая - по возможности должна иметь свою маркировку отличную от других веревок, т.к. чаще других веревок требует тщательного контроля за закреплением верхнего и нижнего ее  концов.

 - Страховочная (связочная), соединяющая 2-3 альпинистов в связку и используемая для взаимной страховки.

- Вспомогательная (не по диаметру, а по характеру применения) для подтягивания, вытаскивания грузов, создания полиспаста и прочих целей, кроме страховки.

При всех равных требованиях по ее качеству и прочностным характеристикам, особые требования предъявляются к ее оплетке:

- Оплетка должна иметь постоянную целостность, благодаря этому - предохранять внутренние жилы от механических повреждений, что продлевает срок годности веревки.

- Оплетка выполняя прочностные функции, должна создавать и поддерживать эффект эластичности веревки, без чего не возможно правильное удержание сорвавшегося партнера по связке.

- Трение веревки о скалы, активное использование зажимов при передвижении по веревке - все это существенно снижает эксплуатационные качества веревки и в первую очередь целостность ее оплетки, которая не только истирается, но и теряет необходимое сцепление с сердцевиной веревки. Это может привести к нарушению конструкции веревки с последующим разрывом внутренних волокон. Стандартом UIAA установлены  испытания и по сдвигу оплетки новых веревок.

При нарушении состояния оплетки веревка должна безжалостно отбраковываться!

Отмечаются случаи, когда в силу различных обстоятельств, для целей страховки и обеспечения мер безопасности в горах применяется любая другая (не стандартная альпинистская) веревка. Применяя в страховке не стандартную (хозяйственную, рыбацкую) веревку люди берут на себя слишком большую ответственность за исход этого «эксперимента» Выпускаемая промышленностью веревка предназначенная для альпинистских целей имеет свои ТУ, паспорт, протокол испытаний и пр. документы, подтверждающие ее назначение и прочностные пределы. В случае обрыва хозяйственной веревки ни руководитель мероприятия, ни руководитель группы, ни напарник по связке, ни сам пострадавший не имеют никакой защиты в случае ЧП.

Т.н. «рыбацкая» капроновая веревка по внешнему виду  приближается к альпинистской веревке (производства профсоюзных предприятий бывшего Союза) далеко не лучшего качества и не предназначенная  для восприятия динамических нагрузок. Они намного жестче, неудобны в работе, буквально «встают колом» на морозе. Выдерживаемые ими  нагрузки лежат в пределах 800-900 кгс. В отдельных случаях может быть применима лишь для налаживания ниток постоянных перил. Спуск по ней на «восьмерке» или на приспособлении УДСВ-I приводит к ее активному скручиванию, образованию многочисленных «барашков».

Буксировочные веревки (тросы) из синтетических материалов диаметром 8 мм по своим параметрам близки к той же советской основой альпинистской веревке. В продаже они преимущественно бывают короткими кусками, концы которых заделаны в коуш. Они могут быть использованы для петель-оттяжек и коротких ниток перил.

Верхонки (сленг) - рукавицы из тонкого брезента для работы с веревкой при страховке на скалах, снегу, льду. Надеваются поверх всех других теплых рукавиц, перчаток и варежек. Для высотных восхождений – они удлиняются крагами на резинках у запястья и на верхней части краги под локтем. На сложных продолжительных восхождениях часто на день работы не хватает одной пары верхонок.

Ветровка – куртка ветрозащитная для короткого периода непогоды, тонкая, без подкладки.  Материал непромокаемая, но дышащая ткань типа Hortex,  Nylon Ripstop, Tactel/SympaTex.


Рис.15. Легкая ветровка.

Вибрам. Понятие «вибрам» вошло в лексику альпинистов по имени автора изобретения подошвы для в/г обуви итальянца Витолио+ Брамино = Вибрам., послужившее созданию и процветанию  фирмы “Vibram”.

Вибрам - собирательное название для всех видов альпинистской обуви, имеющей подошву из литой рифленой резины (иногда со специальными металлизированными добавками), обеспечивающей хорошее сцепление с горным рельефом.

«Восьмерка» тормозная - применяется в тормозных, спасательных и спусковых системах, для проведения  динамической страховки и в качестве индивидуального спускового устройства (только на одинарной веревке). Развитие классической модели восьмерки, привело к созданию фирмой «PETZL» квадратной ее формы, улучшив степень торможения и придав новые возможности в маневрировании для работы с двойной веревкой.


Рис. 16. Схемы страховки через  восьмерку при выполнении различных приемов передвижения: 1 –  общий вид стандартной и квадратной восьмерки фирмы «Петцль»; 3 - весьма вероятен зажим веревок между кольцом восьмерки и карабином (в отечественном альпинизме не рекомендуемый прием); 4 - усиление торможения через карабин и узел UIAA; 5 - при страховке от пояса, первый крюк страховочной цепи должен располагаться не далее 1-1,5 м от точки страховки;  6 - схема расположения восьмерки на пункте страховки (предложение «Петцль»); 7 - способы закладки веревки в восьмерку, в зависимости от приема передвижения: а – при  спуске на двойной веревке; б – то же, до полной остановки спуска; в – страховка ведущего в связке; г – то же, с усилением торможения веревки; д – использование малого кольца восьмерки – создание повышенного торможения; е – полная остановка движения веревки.

Временный бивак (В.б.) (отсидка – сленг)  - причиной для организации В.б. может служить плотный туман, заряд непогоды (дождь, снег, гроза), кратковременное недомогание кого-либо из группы, наступление темноты. В этих случаях следует:

-  На скалах - выбрать площадку или удобное место (в тех условиях максимально безопасное) для компактного расположения всех участников группы, сделать для каждого самостраховку (из двух петель), отдельно закрепить рюкзаки, надежно закрепить защитную пленку, плащ  или тент.


Рис.  17. Холодная ночевка на стене вершины Чанчахи  (Сев. Осетия, В.Кавказ).

- На снегу - если нет возможности уйти на скалы, вытоптать площадку для В.б.(избегая мест находящихся вблизи лавинных выносов, мест возможного схода камнепада). Самостраховку организовать на забитых в склон ледорубах. Т-образное закрепление можно использовать на двух-трех человек одновременно. Расстелить на снег палатку (или забраться в нее), натянуть на себя защитную пленку (закрепить концы), сидеть следует на рюкзаках  (защита от холода снизу), прижавшись спинами друг к другу Надежным укрытием является снежная яма. Отрытый узкий лаз сверху и расширяющаяся внутренняя часть ямы. Под стенкой в ногах вырывается канавка для сбора углекислоты, если есть возможность - вывести канавку наружу. Верх ямы закрывается плащом, куском полиэтиленовой пленки и засыпается снегом (для утепления). Покрытие надежно закрепить, чтобы не сорвало ветром. 

-  На  льду – для В.б. выбрать неглубокую трещину (трещину с надежной пробкой, полузасыпаный бергшрунд), вырубить ступени для сидения (надежно изолировав,  место для сидения,  от ледового холода снизу), самостраховка на ледобурах, закрыться защитной пленкой. Лучше - отрыть нишу в стене трещины и разместить в ней всю группу вместе. Следить за сохранностью тепла в ногах. Не спать!

 На травянистых склонах, осыпях, моренах  - для В.б.выбирать место, защищенное от водяных потоков, сползания почвы, схода (смыва) отдельных камней и надежно защитить себя от осадков.    

- Для всех ситуаций - по возможности приготовить теплое питье (чай, кисель); переодеться в сухую одежду.

«Выдерга» (сленг) – Это не самостоятельный предмет альпинистского снаряжения, а соединение нескольких предметов в приспособление которое незаменимо при выбивании скальных крючьев. В. – это В. это стальная/титановая цепь  (стальной трос диаметром 3 мм), длиной до 60 см.. Конец цепи пристегивается  карабином в проушину крюка, а другим ее концом – в отверстие в головке скального молотка После раскачки крюка ударами молотка влево-вправо,  резкими движениями в сторону от себя, чтобы не получить травму ударом молотка, крюк выдергивается из трещины. Допускается использование петли из репшнура или ленты, но они амортизируют усилие и быстро выходят из строя.


Рис.19. «Выдерга»: а – раскачка крюка молотком; б – вытаскивание крюка из трещины; в – вариант из репшнура; г – «выдерга» из карабинов.

Газ, бензин для походных кухонь. Каждая экспедиция имеющая в своем составе группы, которые  длительное время заняты на работах в высокогорной зоне и для приготовления пищи будут применять газовые или жидкотопливные кухни (горелки), должна иметь определенный запас топлива для этих целей.

Следует принять во внимание, что не во всех отдаленных горных районах имеется возможность заправки/обмена пустых газовых баллонов. Поэтому в пути следования одной из экспедиционных групп должен быть включен заход (заезд) в самый отдаленный (по маршруту) подобный пункт, в котором можно приобрести сразу все необходимое количество газа. Надеяться на перевозку газа в самолетах даже в фирменно закупоренных баллонах недопустимая оплошность – баллоны будут конфискованы. Так же недопустимо предъявлять к перевозке заправленные бензином примуса. Бензин, как и газ должен приобретаться ближе к объекту экспедиции.

Емкости, в которых бензин берется на восхождение должны быть полностью герметичны, чтобы не было его утечки. Все пробки должны  иметь завинчивающиеся пробки с надежными прокладками из бензостойкой резины. Для надежной транспортировки бензина во время восхождения хорошо зарекомендовали себя емкости из под синтетических моющих жидкостей. Запас бензина предназначенный для заброски в промежуточные лагеря, лучше запаять в небольшие металлические банки (типа консервных – по объему соответствующие одной заправке баллона примуса). Баллоны с газом обязательно переложить в рюкзаке  мягкими вещами, чтобы они не соприкасались с угловатыми и жесткими предметами снаряжения. Примуса и емкости с бензином, как правило, несет один человек, у которого в рюкзаке не должно быть никаких продуктов питания (кроме жестяных закатанных банок).

Гамаши. - высокие чехлы на ноги, перекрывающие всю переднюю часть ботинка (принцип бахил, но без подметок). В носковой части Г. есть металлический крючок, которым они зацепляются за первый шаг шнуровки ботинка или застежку. Под коленкой Г. крепятся резинкой или эластичным шнурком; под стопой ботинка - шнурком через отверстия по нижнему их краю или лентой с пряжкой («липучкой»). По всей высоте сбоку (снаружи) застежка крупной молнией,  или «липучкой».

Материал: брезент, авизент, толстый нейлон Cordura.


Рис.20. Гамаши: а – укороченные; б – перекрывающие верх ботинка.

Гвоздь-оковка - на заре альпинизма подошвы горной обуви оковывались специальными гвоздями с 3-4-гранными конусными головками - защита подошвы от истирания и для лучшего сцепления с рельефом. Г.о. - предшественник триконей.

Гетры - длинные под колено, (иногда закрывающие колено) шерстяные носки. Г. удобны в комплекте с брюками гольф (брюки из плотной шерстяной ткани, с застежкой под коленкой). Пятки Г. вывязываются вместе с капроновой нитью - защита от быстрого истирания. Г. вяжутся и без носка, но с петлей вокруг стопы (чтобы не вылезали из ботинка).

 Головной убор. Для защиты от солнца - обычная панама или  шапочка с козырьком. Удобна   лыжная шапочка. В холодное время надежен подшлемник из ткани Windbloc, с подгонкой по форме головы затягивающимся шнурком. Он обеспечивает полную защиту головы и шеи от холода и, главное - от ветра. Производятся подшлемники с двойным утепленным воротником, который трансформируется в защитную маску. Зимой – лучше обычная  (свободная) шапка-ушанка (треух).

Горелки: газовая (Г.г.) и жидкотопливная (Г.ж.). Под общим названием скрыты два весьма различных нагревательных прибора..

Г.г. – работающий на бутане, пропане. Вес – 200-300 г. Имеет ряд сменных приспособлений, в частности фонарь для освещения. Г.г. - удобный аппарат для приготовления пищи на коротких восхождениях (1-3 дня) восхождениях на вершины альпийского типа и для малой группы. На высотах и зимой Г.г. может оказаться менее надежной (боится холода), поэтому чаще используется для вспомогательных целей: просушка и утренний разогрев  обуви и одежды. Г.г.удобна для  прогрева горелки бензинового  примуса или его бачка (создание давления бензина). Это достаточно опасная операция, которую можно доверять лишь опытному человеку. Для обеспечения ее работы в тандеме с примусом, нужно иметь резерв топлива на все время похода или восхождения.

Для Г.г. существуют различные стандарты соединения горелки и баллона, необходимо внимательно комплектовать эти два предмета. Для условий России чаще встречаются следующие стандарты соединений баллон+ горелка:

- резьбовые (фирм-производителей «Privus», «VSR», «Varkill», «Go System», «KOVEA» и др.); 

- цанговые («Сamping Gaz»);

- корейского стандарта («KOVEA»).

- одноразовые, бесклапанные («протыкаемые») баллоны  («Go System», «Camping Gaz» и др.);

Первые три – многоразового использования – они могут быть перезаряжены по 10-12 раз.


Рис. 22. Горелки газовые: а – с раздвижными ножками для установки кастрюли; б – с выносным баллоном; в – подвесная система; г – сменное приспособление – газовый фонарь; д – горелка с горизонтально расположенным баллоном.

Для сохранения тепла и ускорения приготовления пищи рекомендуется сделать защитный кожух (алюминий, титан), надеваемый на весь примус вровень с верхней частью горелки. По нижней и верхней части кожуха должны быть отверстия для движения воздуха В практике восхождений хорошо зарекомендовала себя простая защита: кусок стеклоткани, которым закрывается примус с кастрюлей.  Этот прием подходит и для Г.ж. «Укутывая» Г.г. и Г.ж. снизу нужно оставить свободное пространство для притока воздуха. 

Г.ж. - сборно-разборная, работающая на бензине и всех его разновидностях. (кроме бензина с высоким октановым числом), с подкачкой давления. Этот предмет бивачного обеспечения когда-то просто назывался – примус. Должен иметь предохранительный клапан. Снабжен, двигающейся внутренней иглой для прочистки канала подачи топлива. Долгое время надежным источником тепла являлся отечественный примус «Шмель» (вариант известной австрийской марки «Фебус»). Для сложного стенного восхождения  предусматривается система подстраховки примуса, создается подвесная платформа. Для зимних условий и большой высоты нужен тандем: бензинового примуса и газовой горелки для его утреннего разогрева после морозной ночи. Вместо спичек надежнее применять газовую зажигалку. Для альпинистских целей лучше подходят  Г.ж. :корейской фирмы «KOVEA» - «CAMP HOSE Stove», французской фирмы «Camping Gaz» - Tristar»;   «Summit stove» германской фирмы «Go System».

До выхода на восхождение ствол примуса, все вращающиеся (запорные) детали, ниппель, отверстия рассекателя должны быть очищены от старой гари и заменены растрескавшиеся прокладки.

Даже выходя в непродолжительный поход, к примусу должен быть взят полный набор запасных деталей и необходимых ключей, сухое топливо для разогрева бачка.


Рис.23. Походные примуса: 1 - бензиновые “PEAK-1” и  “PHOEBUS”: а - корпус; б - регулятор подачи топлива; в - горелка с рассекателем; г - держатель для кастрюли; д - предохранительный клапан. 2 - примус работающий на сжиженном газе бутан/пропан: а – защитный кожух; б – крепление кожуха к примусу; в – кастрюля; г – система для подвески комплекта на точке закрепления.

Гри-Гри (Grigri) - изобретение фирмы "Petzl". Надежное страховочное (тормозное) приспособление нового поколения, рассчитанное на большие нагрузки при рывках, успешно сочетающее это качество с амортизирующими свойствами. Диапазон применения довольно широк: для целей самостраховки на пункте страховки и на спуске по веревке; при подъеме по закрепленной веревке. Особой популярностью пользуется страховка через Гри-Гри (сленг) от груди/пояса. Причем характер рельефа в данном случае не играет особой роли - это может быть страховка на снегу, льду и скалах.

Практика применения Гри-Гри отечественными альпинистами привела к дальнейшему его совершенствованию. На  рис. 24 (поз.1) показано место (оно на противоположной щечке данного рисунка), где диагонально (чтобы не просверлить его через обе щечки) просверливается отверстие для петли из репшнура. После подвески Гри-Гри на карабин петля плотно закрепляется на грудной обвязке или беседке ИСС, в зависимости от назначения дальнейшей работы (спуск, страховка и пр.). Это позволит постоянно держать Гри-Гри в вертикальном положении (по отношению к корпусу альпиниста), что создает дополнительные удобства в работе с ним..

На поз. 2 показана отогнутая часть правой щечки, которую следует спилить до ее основания (не оставляя никаких острых углов и линий). Теперь в случае необходимости можно будет резко отводить тормозную веревку в сторону и сократить путь торможения.

Подобную переделку лучше проводить по указаниям альпиниста уже знакомого с этой операцией.


Рис.24. Гри-Гри: а - общий вид; б-тормозной рычаг; в - фиксатор; г - правильное положение веревки и рук при спуске; д - последствия  неправильного обвода веревкой. 1 - место для просверливания отверстия; 2 - место, где спиливается отогнутая часть щечки.

Дюльфер  - прием спуска по закрепленной веревке. Изобретен немецким альпинистом Гансом Дюльфером  в 1912 г. Во времена борьбы с космополитизмом был переименован в  «спуск, сидя на веревке». В настоящее время это может быть спуск на любом тормозном приспособлении. В классическом случае, трение торможения создается за счет прохождения веревки по телу альпиниста. При спуске, психологически сложен момент перехода с края площадки на уходящую вниз стену. До начала движения следует  нагрузить спусковую веревку еще находясь на площадке, а во время спуска ни в коем случае не откидываться (чтобы ноги не отставали от корпуса). Во время спуска ноги слегка согнуты в коленях и расставлены, одна чуть выше другой по рельефу. Тормозящая рука плавно выдает веревку, чтобы не было рывков и резких глубоких «падений» вниз. Для остановки следует подтянуть тормозную руку с веревкой к груди и закрепить эту часть веревки на грудном карабине (тормозном устройстве). Если спуск производиться с верхней страховкой, в случае необходимости, дать команду страхующему, чтобы он подтянул (закрепил) страховочную веревку.


Рис.25. Спуск дюльфером:  а -  классический дюльфер (фото 1938 г.).Маленькое фото; б – правильное положение веревки при спуске дюльфером; в – спуск на тормозной восьмерке (вариант дюльфера); г – неправильное, опасное положение веревки при спуске; д - схема организации точки спуска дюльфером.

Жилет пуховый - незаменимый предмет для альпиниста  в случае, когда еще не нужно надевать куртку (или она стесняет движения на сложном скальном рельефе), но требуется хорошая защита от холода. Надевается под штормовую куртку.  Особенности конструкции: два наружных кармана, высокий воротник - стойка, сквозная (с воротником) прочная двух - замковая молния с защитным клапаном. Остальное - см. Куртка пуховая.

Зажигалка. В условиях горных походов- обычная зажигалка надежнее спичек, которые требует тщательной упаковки и 100% защиты от влаги. На группу желательно иметь (в другом кармане, у другого человека)  запасную зажигалку на группу.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru