Часть 10. Плоты
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: Плоты. (Туристское снаряжение. Составитель А.А. Колесников. Изд. ВЦСПС, 1968 г.)
В отличие от байдарки плот — это, прежде всего, средство сплава. Он менее маневрен, тихоходен и может использоваться только на достаточно глубоких реках, с быстрым течением, на которых нет непроходимых завалов. Но, несмотря на это, путешествия на плотах получили широкое распространение на больших и малых реках и ныне стали одним из увлекательных видов водного туризма.
Обладая такими положительными качествами, как плавучесть, прочность, остойчивость, стойкость к волне, плот позволяет успешно преодолевать сложные естественные препятствия, характерные для горных и таежных рек.
Среди многих конструкций плотов, используемых в путешествиях, можно выделить несколько типов, которые отличаются размерами, способами связывания и основными материалами, обеспечивающими плоту необходимый запас плавучести.
Наибольшее распространение получили плоты, основание которых — став — вяжется из сухих стволов ели, лиственницы, кедра, пихты и др. Для постройки такого плота достаточно иметь пилу, хороший плотничий топор и необходимые навыки работы с инструментами. При наличии подходящего строительного материала даже немногочисленной группе туристов вполне по силам изготовить прочное и надежное судно, способное не только поднять их вместе с грузом, но и послушное в управлении.
Для плавания по небольшим, несложным рекам строятся легкие салики, рассчитанные на двух-трех человек. Салики могут быть использованы также для рыбной ловли, переправ и при прохождении участков реки, ограниченных завалами или непроходимыми порогами. К постройке салика часто прибегают в целях экономии времени: связать пять - семь бревен длиной 3 – 4 м
– дело не такое уж сложное. Иногда здесь преследуется и другая цель: в верховьях реки, там, где глубина незначительная, такой плот более удобен для плавания, так как имеет меньшую осадку.
Для плавания по порожистым горным или горно-таежным рекам используются более прочные и тяжелые плоты, обладающие значительной грузоподъемностью, остойчивостью и надежностью связей. Управление ими – дело сложное и возможно лишь при наличии специальной оснастки.
Прежде чем приступить к постройке такого плота, надо определить размеры его става: длину, необходимое число бревен, их диаметр. Задача сводится к тому, чтобы не только рассчитать объем древесины, необходимой для обеспечения грузоподъемности, но и найти наиболее выгодные соотношения между его размерами.
Если рассматривать этот вопрос чисто теоретически, то, зная удельный вес сухостойной древесины, из которой предполагается постройка, а также вес экипажа, груза и надводных сооружений плота, нетрудно составить зависимость между его длиной, шириной и диаметром бревен:
где п — число бревен;
Р — вес людей, груза и надводных сооружений в тоннах;
l — длина плота в метрах;
Д1 и Д2—диаметры торцов бревен;
0,2(Д1+Д2)2—площадь среднего сечения бревен в метрах;
1,5 — запас плавучести;
β— удельный вес древесины.
Для того, чтобы плот обладал хорошими ходовыми качествами, его ширину и длину следует подбирать таким образом, чтобы их отношения равнялись 1:3. При этом надо учесть, что большая ширина нарушает остойчивость плота, а при большей длине он теряет управляемость.
Прочность плота, его способность в течение длительного времени противостоять большой волне, ударам о подводные камни, скалы зависят в значительной степени от надежности связей между отдельными бревнами. В туристской практике используются два способа связывания бревен: ронжинами (при помощи петель) и стрелами (в открытый или закрытый паз).
При связывании става ронжинами (рис. 1) материалом для петель служат крепкая пеньковая веревка диаметром не менее 20 мм, капроновая веревка, стальной трос с антикоррозийным покрытием, а также вицы — эластичные жгуты, изготовленные из веток и тонких молодых деревьев путем их раскручивания, распаривания и т. д.
Размер петли подбирается таким образом, чтобы она свободно охватила два смежных бревна и, перекинутая затем через ронжину, позволила нагелю с большим усилием зайти в гнездо, полностью выбрав зазор между бревнами. Чтобы избежать истирания о камни, петля утапливается в пазы, прорезанные в нижней части бревна. Снимать кору с ронжины не следует, так как в противном случае обвязка будет скользить. Этот способ связывания бревен используется туристами главным образом для постройки салика, а также плотов, предназначенных для плавания по относительно спокойным рекам.
Рис. 1. Связывание става роджинами при помощи веревочных петель:
1 – нагель; 2 – ронжина
Более надежные связи достигаются скреплением става стрелами (рис. 2). Здесь требуется тщательная разметка и обработка бревен и стрел. Этот способ обеспечивает прочное, жесткое соединение, пригодное для сплава по бурным горным и горно-таежным рекам.
Приступая к разметке, очищенные от сучьев бревна укладывают на поперечные слеги и выравнивают по высоте. Надо сказать, что именно эта предварительная операция решает успех дела. Чем мощнее плот, чем больше бревен предстоит связать, тем тщательней следует производить разметку, обращая особое внимание на сохранение одинакового размера между пазами у каждого бревна. Если этот размер не будет выдержан в жестких пределах, то при сборке может оказаться, что плот собирается только на одну стрелу, а для того, чтобы вставить другую, требуется дополнительная обработка пазов, которая может повлечь за собой ослабление связи. Вязка става стрелами в открытый паз позволяет в какой-то мере компенсировать изменение ширины паза, но расстояние между пазами и здесь должно быть строго одинаковым.
Окончательную сборку плота, как правило, производят на воде. Бревна поочередно нанизывают на обе стрелы. Если используют открытый паз, то сначала заводят два средних бревна и, закрепив их клиньями, наращивают плот от середины. Закрытый же паз позволяет вести сборку к крайнему бревну, то есть бревна последовательно нанизываются с одной стороны става.
Рис. 2. Связывание става стрелами:
а) в открытый паз; б) в закрытый паз
В сравнении с другими типами туристских судов плот — сооружение громоздкое, тяжелое, обладающее большой инерцией, имеющее незначительную собственную скорость относительно потока. Управление им фактически сводится к поперечному перемещению по поверхности реки в те части потока, которые обеспечивают ему наиболее рациональный и безопасный путь. На небольших, мелких реках при сплаве на саликах туристы часто обходятся шестами, упираясь о дно или камни.
Однако для серьезного плавания по сложным рекам необходимы греби, которые устанавливаются на носу и на корме плота и при помощи которых можно управлять судном независимо от глубины и скорости течения (рис. 3). Опорами для гребей служат подгребицы, конструкции которых приводятся на рис. 4.
Плоты, связанные из бревен, используются для сплава в таежных или горно-таежных районах, то есть там, где имеется в достаточном количестве лес, пригодный для связывания става. Для постройки деревянного плота пригоден только отборный строевой лес, не подверженный гниению, способный длительное время сохраняться на плаву. А как быть в том случае, если для сооружения плота нет строительного материала? Ведь немало интересных, стремительных рек протекает и в степной, и в лесостепной зонах, и в зоне тундры, где отсутствует лесной покров. Туристы и здесь нашли выход из положения: стали строить плоты не из древесины, а из других материалов.
Широкое распространение получили судна, основанием которых служат резиновые камеры, наполненные воздухом. Они не только пригодны для плавания по рекам различной сложности, но и с успехом могут конкурировать с деревянными ввиду целого ряда преимуществ. При сооружении таких плотов значительно сокращается время на их постройку, они долго сохраняют запас плавучести (деревянные плоты, как известно, в процессе плавания впитывают воду), отличаются небольшим собственным весом, незначительной осадкой и легкостью управления.
Для постройки надувного плота не требуется строевой лес, как известно представляющий большую ценность.
Различают два тина надувных плотов: плоты, собранные из автомобильных (тракторных) или волейбольных камер (последние иногда называют катамаранами или тримаранами). Как видно из таблицы, приведенной на стр. 1, основной интерес для строительства плотов представляют колесные камеры таких автомобилей, как ЗИЛ-150 и МАЗ-205. При расчете грузоподъемности плота здесь так же, как и при постройке деревянного, учитывают вес не только экипажа и груза, но и всех надводных сооружений. Несмотря на то что грузоподъемность камер во время плавания остается постоянной, всегда нужно иметь достаточный запас плавучести на случай прокола одной, а может быть, и двух камер сразу.
Таблица 1
Основные характеристики автомобильных (тракторных) резиновых камер
Марка автомобиля (трактора)
|
Размер (обозна-чение шины)
|
Длина внутренней
полуокруж-ности плоскосложенной камеры, мм
|
Ширина плоско сло-женной камеры, мм
|
Двойная толщина стенки, мм
|
Грузо- подъем-ность, кг
|
Вес, кг
|
|
|
|
|
в беговой части
|
в бандажной части
|
|
|
«Запорожец»
|
5,20—13
|
470
|
165
|
2,5
|
2,5
|
12,5
|
0,850
|
«Москвич»
|
5,60—15
|
570
|
185
|
2.7
|
2,7
|
19.2
|
1,280
|
«Волга»
|
6,70—15
|
563
|
218
|
3,0
|
3,0
|
27,4
|
2.130
|
ГАЗ-51
|
7,50—20
|
810
|
225
|
4,8
|
3,8
|
38,6
|
3,480
|
ЗИЛ-150
|
260—20
|
825
|
290
|
5,0
|
4,0
|
70,0
|
5,150
|
МАЗ-205
|
12,00—20
|
790
|
350
|
6,0
|
6,0
|
103,0
|
8.370
|
КРАЗ-214
|
15,00—20
|
840
|
430
|
5,5
|
5,5
|
182.0
|
11.00
|
Трактор
«Беларусь»
|
12,00—38
|
1360
|
403
|
4,5
|
4,5
|
210,0
|
10,8
|
Примечание. Грузоподъемность рассчитана по номинальным размерам камер без пластической деформации резины, поэтому фактическая она на 10—15 процентов выше.
При постройке плота часто обнаруживается, что площадь, занимаемая камерами, значительно меньше площади, необходимой для размещения людей, груза и управления. В таких случаях камеры рассредоточивают. Основанием плота служит жесткая рама, собранная из поперечных и продольных деревянных элементов, прочно скрепленных между собой (рис. 5).
В обичайки рамы вставлены автомобильные камеры (в два ряда), которые привязаны к продольным элементам тонкой капроновой веревкой и упираются в поперечно уложенные брусья, скрепленные с рамой ронжинами и веревочными петлями. В местах контакта с брусьями камеры связаны также капроновой веревкой. Сверху плот закрывает настил, собранный из тонких стволов деревьев, кустарника и т. д. Конструкцией предусмотрена возможность ремонта (или замены) отдельных камер без разборки плота в целом. Управление плотом осуществляется при помощи гребей, установленных на П-образных подгребицах.
Отправляясь в плавание, туристы обязаны своевременно позаботиться об обеспечении судов (будь то плот или байдарка) надежными спасательными средствами, необходимыми для соблюдения безопасности плавания.
К сожалению, обычные стандартные средства: спасательные круги и нагрудники, наполненные пластинчатой пробкой или пенопластом, выпускаемые промышленностью и используемые при плавании на катерах и моторных лодках, — малопригодны для плавания на байдарках, так как весьма тяжелы и громоздки. Поэтому изготовление индивидуальных спасательных средств почти целиком зависит от фантазии самих туристов, их возможностей и наличия подручного материала.
Для этой цели некоторые туристы используют надувные волейбольные или футбольные резиновые камеры, которые заключаются в оболочку из рыболовной сети и связываются попарно. Грузоподъемность такой связки может достигать 15—25 кг.
Гораздо больший интерес представляют собой спасательные жилеты, пошитые из различных тканей и заполненные резиновыми подушками. Такие жилеты удобны в обращении, обладают достаточной грузоподъемностью, удобны в эксплуатации. Один из них описан Л. В. Руфом в сборнике «Всегда в пути» (М., «Мысль», 1966). Он предлагает изготавливать спасательный жилет из двух надувных медицинских резиновых кругов, которые надеваются на руки и связываются на спине широким брезентовым поясом.