Часть 6. Безопасность походов
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: Безопасность походов
Турист-водник, пришедший на реку, построивший или
собравший судно и пустившийся в плавание, подвергается риску или ставит себя в
потенциально опасную ситуацию. В результате неправильных действий туриста или
других причин потенциально опасная ситуация может превратиться в аварийную или
в аварию. Авария — это попадание туриста в воду или нахождение на неуправляемом
туристском судне хотя бы одного туриста. В настоящее время в водном туризме известны
четыре вида аварий: переворот туристского судна; поломка судна; сброс туриста в
воду с судна в результате воздействия на судно водного потока; попадание
туриста в воду не с судна, а на броде, на разведке и т.п.
Под несчастным случаем понимается травма или гибель
туриста, попавшего в аварию. В водном туризме результатом большинства
несчастных случаев является смерть, так как на туриста в воде очень быстро
воздействуют сразу несколько опасных факторов.
Назовем степенью риска отношение числа погибших за год
туристов в оформленных группах к числу участников оформленных туристских
походов. Этот количественный показатель может быть вычислен для самых разных случаев — для одной реки,
для физико-географического района, для походов одной категории сложности, для
социальных или возрастных групп туристов и т. п. Тем самым можно получить
количественный показатель сравнения опасности. Однако пользоваться им нужно
достаточно осторожно, учитывая то обстоятельство, что причинные связи
несчастного случая прослеживаются с большим трудом, а для применения законов математической
статистики, к счастью, сравнительно невелико число погибших и, к несчастью,
сравнительно невелико и число туристов, участвующих в оформленных походах (а
только по этим походам есть статистика). В среднем в 80-е годы число погибших
по всем видам туризма за год составляло около 50 человек из 200 тыс. участников
походов, то есть степень риска
занятий спортивным туризмом
составляла. 2,5*10-4. В водном туризме этот показатель иногда
доходил до 3*10-4.
Таблица 1.
Походы, категории сложности
|
1984
|
1985
|
1986
|
1987
|
участвовало,
тыс. человек/ погибло, человек
|
степень
риска
10-4
|
участвовало,
тыс. человек/ погибло, человек
|
степень риска
10-4
|
участвовало,
тыс. человек/ погибло, человек
|
степень
риска
10-4
|
участвовало,
тыс. человек/ погибло, человек
|
степень
риска
10-4
|
Простые
|
1
|
26,1/0
|
0
|
27,2/4
|
1,5
|
29,0/1
|
0,3
|
31,6/1
|
0,3
|
2
|
12,3/2
|
1,6
|
13,1/3
|
2,3
|
14,3/0
|
0
|
15,2/4
|
2.6
|
3
|
7,3/2
|
2,7
|
8,4/1
|
1,2
|
8,4/5
|
6
|
9,0/3
|
3,3
|
Всего
|
45,7/4
|
0,9
|
48,7/8
|
1,6
|
51,7/6
|
1,2
|
55,9/8
|
1,4
|
Сложные
|
4
|
1,8/0
|
0
|
2,7/3
|
11
|
3,4/3
|
9
|
3,9/0
|
0
|
5
|
2,8/6
|
21
|
2,8/3
|
11
|
2,3/1
|
4
|
3,9/2
|
5
|
6
|
—
|
—
|
0,2/2
|
100
|
0,3/0
|
0
|
0,9/8
|
90
|
Всего
|
4,6/6
|
13
|
5,7/8
|
14
|
6,0/4
|
6,7
|
8,7/10
|
11,5
|
Итого
|
59,3/10
|
2
|
54,5/16
|
2,9
|
57,7/10
|
1,7
|
64,6/18
|
2,8
|
Величина степени риска в водном туризме с
разделением по категориям сложности и по простым и сложным походам за 1984—1987
гг. приведена в таблице 1. Данные говорят о том, что степень риска в простых
походах в основном в два раза ниже средней степени риска по всем походам, а
степень риска в сложных походах в 4—6 раз выше степени риска по всем походам и
соответственно в 8—12 раз выше степени риска в простых походах. Соотношение
настораживающее. Хотя сложные походы
гораздо опаснее простых, но участники этих походов имеют более совершенное
снаряжение и должны лучше владеть техникой и тактикой, быть значительно лучше
тренированными. Значит, реально их подготовка недостаточна.
Насколько социально оправдан этот риск? Какова степень
этого риска сравнительно со степенью риска профессиональных и некоторых других
опасных для здоровья любительских занятии? Отвечая на эти вопросы, уместно
вспомнить о том, что со времени сформирования человека как вида вся его жизнь
неразрывно была связана с риском. Постепенно с развитием цивилизации степень
этого риска уменьшилась, но есть и сейчас ряд профессий, необходимых для
общества степень риска в которых очень велика, например шахтеры, водолазы, пожарники,
летчики-испытатели, космонавты и др. но появилось много и практически безопасных
профессий. Между тем человек в силу заложенной издревле необходимости отстаивать
свое существование в условиях постоянного риска испытывает потребность, как
говорят, испытать
себя и победить в неблагоприятных условиях при определенной степени риска.
Рис. 1
Степень риска для
жизни человека при различных работах
|
Туризм, в частности водный, удовлетворяет эту потребность
тех, кто не может ее удовлетворить в обыденной жизни. Вопрос лишь в том, чтобы
степень риска соответствовала уровню
знаний и умений человека, который этому риску подвергается. Если соответствует,
то риск социально оправдан, он удовлетворяет социальную потребность.
Теперь о величине степени риска. Живя, например, в
Москве и участвуя в уличном движении, каждый житель города подвергается риску.
По данным ГАИ, в результате автотранспортных происшествий в 1987 г. в Москве погибло
около 700 человек. Значит, степень риска просто проживания в Москве (нельзя
жить в городе и не ходить по улицам) составляет около 1*10-4. Еще
выше эта величина для водителей личных легковых автомашин. По данным зарубежной
печати, степень риска шоферов составляет 17*10-4, водителей
мотоциклов—200*10-4. Распределение степеней риска для различных
видов деятельности человека представлено на рис. 1. Степень же риска
занимающихся спортивным туризмом по средним многолетним данным составляет
2,5*10-4, то есть всего в два с половиной раза выше степени риска
жителей Москвы. Но и эту степень риска необходимо уменьшать, хотя свести ее до
нуля, по-видимому, не удастся.
Составим модель несчастного случая (по А. В.
Будаговскому). Человек, испытывая социальную потребность в риске, собирает
группу себе подобных и хочет отправиться в туристский поход. Для приближенного
определения доступной для него (и группы) меры риска в спортивном туризме
имеется орган — МКК и документы — «Правила проведения спортивных туристских походов»,
«Перечень классифицированных маршрутов», «Положение об МКК», определяющие
содержание и способ работы этого органа. Основная задача этого органа —
определить, соответствует ли закладываемая туристом степень риска (сложность похода)
уровню его умений и навыков в туризме. Какая-то часть туристов идет в поход,
минуя МКК, то есть определяет для себя самостоятельно допустимую степень риска,
часто ошибаясь. Некоторая часть туристов может не согласиться с оценкой
допустимой для них степени риска со стороны МКК и выйти в поход, также минуя
МКК. Так или иначе, туристы оказываются в походе и вступают во взаимодействие с
источниками повышенной опасности.
Для водного туризма первый источник повышенной
опасности — сам водоем без препятствий. (Считается, что опасность пребывания на
реке или озере компенсируется наличием спасательного жилета). Более опасные
источники — пороги, шиверы, водопады, на пешеходной части — броды. Источники
повышенной опасности могут быть предусмотренными и непредусмотренными.
Предусмотренными можно назвать источники, обозначенные на схемах и привязанные
к ориентирам, просматриваемые с воды до конца или разведанные. Непредусмотренными
будут источники повышенной опасности, к встрече с которыми туристы не готовы.
Вступая в соприкосновение с источником повышенной опасности, например, начиная
прохождение порога, группа ставит себя в потенциально опасную ситуацию. Потенциально
опасной ситуации может не возникнуть, если группа выбрала способ движения,
исключающий взаимодействие с источником повышенной опасности, например обнос.
Рис. 2.
Модель несчастного случая (по А.В. Вудаговскому)
Преодоление потенциально
опасной ситуации требует действий, которые могут быть правильными или
неправильными. Правильные действия в большинстве случаев приводят к
безаварийному преодолению потенциально опасной ситуации. Неправильные, а
частично и правильные действия вследствие случайных причин приводят к аварийной
ситуации. Аварийная ситуация может перейти или не перейти в несчастный случай в
зависимости от поведенческой реакции попавшего в аварию туриста.
Эта модель несчастного
случая построена, исходя только из собственных решений и действий туриста. Она,
безусловно, верна для случая столкновения с непредусмотренными источниками
повышенной опасности. В этом случае все определяется
самим человеком, имеется три решающих момента, от которых зависит возникновение
несчастного случая. Первый момент — выбор степени риска в соответствии с
уровнем умений и навыков туриста. Сюда входит правильный выбор маршрута,
правильный выбор судна, физическая и техническая готовность, тренированность
туриста, то есть вопросы тщательной подготовки похода. Второй момент — выбор
правильного способа действия, правильной техники и тактики в потенциально
опасной ситуации. Анализ несчастных случаев показывает, что первый момент дает
около 60%, второй—около 90% и третий — около 70% ошибок, допускаемых в походах,
где произошли несчастные случаи. Более защищен (с помощью консультаций и МКК)
первый момент, менее защищены второй и третий, когда турист принимает
самостоятельные решения.
Для случая столкновения с
предусмотренными источниками повышенной опасности в модель должны быть введены
дополнительные действия группы, повышающие уровень безопасности, — разведка и
страховка. Эта модель может оказаться полезной при анализе несчастных случаев
для установления причинных связей.
АНАЛИЗ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
Анализ несчастных случаев
дает возможность выявить некоторые причинно-следственные линии, связывающие
максимумы несчастных случаев с определенными упущениями в снаряжении, методике
утверждения групп и т. п.
Анализ несчастных случаев
показывает также постоянное устойчивое преобладание тактических ошибок над
техническими в качестве причин аварий, повлекших за собой несчастные случаи.
Это говорит как о трудностях обучения и овладения тактикой, так и о недостаточном
внимании к тактике.
В последние годы причинами
несчастных случаев становились неудачные конструкции катамаранов —
односекционные баллоны, неудачная привязка гондол, не задерживающая баллон при
разрыве гондолы. Косвенными причинами несчастных случаев было недостаточное
количество запасных весел на катамаране. Все более выявляется необходимость
коротковолновой радиосвязи в пределах прямой видимости между судами в группе.
Отсутствие такой радиосвязи также являлось косвенной причиной аварий,
сопровождающихся несчастными случаями.
Значительную опасность для
туриста-водника представляют открытые водоемы — озера и водохранилища.
Самостоятельных маршрутов на гребных судах по открытым водоемам нет, они входят
как составная часть некоторых маршрутов, чаще всего на байдарках, но иногда и
на катамаранах в центральной части и на севере европейской части страны, на
плато Путорана. На севере есть достаточно крупные озера с высокой волной и холодной
в течение всего лета водой. На озерах и водохранилищах встречается один тип
аварии — переворот судна. Наиболее опасно для туриста, попавшего в аварию на
открытом водоеме, переохлаждение, так как, чтобы добраться до берега,
приходится затратить много времени, например при плавании против ветра. Поэтому
основная задача при плавании по открытому водоему — не допустить переворота
байдарки. При подготовке маршрута необходимо собрать данные о направлении и
силе господствующих ветров в период похода, об изменении силы ветра в течение
суток, о величине волн, поднимаемых ветром. Ходить по открытым водоемам в Направлении
и против ветра не рекомендуется при высоте волны больше 0,5—0,6 м, что соответствует
волнению в два балла, а при направлении ветра и волны в борт судна — при высоте
волны более 0,2—0,3 м, что соответствует волнению в один балл. При известной скорости
ветра высота волны в любой точке водоема может быть определена по таблицам,
если известна длина разгона волны, то есть расстояние от берега до интересующей
точки в направлении ветра. Имеется шкала для визуальной оценки силы ветра. Для
пересечения открытых водоемов следует выбирать время суток с наименьшей силой
ветра, чаще всего это утренние и вечерние часы или ночь. Если поход проходит в
достаточно высоких широтах, в июле можно плыть и ночью. Плыть на озере нужно
всегда кучно, на расстоянии не больше 50 м между судами. Если при переходе через
озеро суда захватил усиливающийся ветер, нужно плыть к ближайшему берегу или
острову в направлении носом на волну.
В заключение остановимся на
изменении представлений о ныне самом распространенном виде аварий — перевороте
судна. Перевороты легких судов — байдарок и надувных лодок — всегда считались
допустимыми. В туризм вошла техника эскимосского переворота, техника обратного
переворота надувных лодок, а теперь и четырехместных катамаранов. Перевороты
тяжелых судов — деревянных плотов — рассматривались раньше как тяжелая и
недопустимая авария. Однако с освоением мощных рек, например Катуни, и
появлением плотов на надувных элементах плавучести отношение к переворотам
тяжелых судов начало меняться, их стали рассматривать как явление обычное.
Освоение еще более мощных горных рек типа Муксу вновь подталкивает к представлению
о том, что перевороты тяжелых судов недопустимы. Переворот тяжелого судна можно рассматривать как сигнал того, что
группа или недостаточно подготовлена, или неправильно выбрала время сплава, или
неправильно оценила сложность и опасность участка реки. Если группа получила
такой сигнал, то есть произошел переворот тяжелого судна без несчастного
случая, группе следует серьезно задуматься если не о прекращении сплава, то
хотя бы об изменении тактики прохождения в сторону увеличения обносов и
проводок. На очень мощных реках нужно более осторожно отнестись к
распространенной рекомендации о том, что потерпевшие аварию люди должны
непременно оставаться на перевернутом неуправляемом тяжелом судне. Прочность
современных тяжелых судов может оказаться недостаточной для неуправляемого плавания
на мощных горных реках, суда быстро разрушаются и не могут служить коллективным
спасательным средством даже при очень большом запасе плавучести.
ОПАСНЫЕ
ФАКТОРЫ ВОДНОГО ПОТОКА
Водный
туризм — потенциально опасное занятие. Опасность для жизни становится реальной,
если турист попадает в воду и на него начинают воздействовать опасные факторы
водного потока.
Первая и основная опасность
— это возможность утопления, то есть потери дыхания в результате закрытия
дыхательных путей водой. Опасность утопления есть всегда, в походе любой
категории сложности, на любой реке. Она меньше на спокойных реках, охватываемых
маршрутами первой категории сложности, где потерпевшему достаточно навыков
дыхания, приобретенных при обучении плаванию. Она быстро растет с ростом
категории сложности маршрута, так как в бурной воде трудно дышать и
поддерживать себя на плаву. Особенно велика эта опасность на горных реках,
несущих в воде большое количество взвешенных частиц. Вторая опасность —
переохлаждение организма, зависящее от времени пребывания в воде с низкой
температурой. Опасность переохлаждения велика на всех реках в период весеннего
половодья и на горно-таежных и горных реках с холодной водой в любое время
года. Переохлаждение наступает вследствие интенсивной отдачи тепла организмом.
Температура тела быстро понижается.
Последовательные симптомы
переохлаждения следующие: отклонения от нормального поведения, агрессивность,
затем апатия; усталость и нежелание двигаться; потеря чувства опасности, ложное
ощущение благополучия; неловкость в движениях, нарушения речи; потеря сознания.
Рис. 3. График
выживаемости человека в воде:
1
– безопасная зона; 2 – зона потери сознания; 3 – зона возможной смерти; 4 –
смертельная зона
При температуре тела 34—35° С появляется мышечная
скованность, начинаются нарушения деятельности головного мозга, при температуре
тела около 33° С сокращается частота пульса до 50, при температуре тела 30° С
начинается аритмия и пропадает сознание. Остановка дыхания и смерть наступают
при температуре тела около 24—25° С. Ниже приведена таблица 2, где представлены
средние данные об опасности пребывания в воде различной температуры в обычной
одежде.
Воздействие охлаждения на организм очень индивидуально
и зависит также при прочих равных условиях от типа нервной системы и степени
возбуждения.
Третья опасность — возможность получения травмы
деталями судна при его перевороте, береговыми предметами, камнями в русле, а
также от попадания между судном и берегом, между судном и камнями в русле. Эта
опасность почти отсутствует на простых маршрутах и очень велика на сложных,
особенно горных реках.
Таблица 2
Температура
воды, ºС
|
Время до
наступления, час
|
Допустимое
время, мин
|
потери сознания
|
вероятной смерти
|
10
|
0,25—0,5
|
0,25—1,5
|
3—5
|
10-12
|
0,5—1
|
1—2
|
10
|
13—15
|
2—4
|
6—8
|
20
|
16—18
|
2—4
|
6––8
|
30
|
19—21
|
3—7
|
8––10
|
40
|
Серьезная травма, полученная при перевороте судна,
может явиться причиной шокового состояния. У нетренированного и малоопытного
туриста шоковое состояние вызывает сам факт переворота судна и попадания в
воду, даже не сопровождающийся травмой.