Часть 3. Тактика прохождения водных маршрутов
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: Отчет "Передвижение по рекам". Типы рек.Тактика прохождения водных маршрутов
Понятие тактики туризма возникло тогда, когда туристские походы начали усложняться и проводиться в отдаленных и труднодоступных районах в условиях почти полной автономности группы. Тогда стало ясно, что для успешного проведения похода недостаточно хорошо владеть техникой управления судном, садиться на судно, отваливать и причаливать к берегу и т. п., но нужно также уметь правильно выбирать линию движения в конкретном препятствии, линию движения и способ преодоления однородного участка реки, правильно распределять силы и средства группы на маршруте. Эти вопросы и составляют содержание тактики водного туризма.
Дальнейшее развитие водного туризма привело к известному обособлению трех классов судов – байдарок, надувных судов и плотов. Различная техника управления судами, весовые характеристики судов привели к некоторым особенностям в тактике групп, использующих разные классы судов. В настоящее время в связи с серьезной трансформацией всех трех классов судов, с выдвижением на передний план каркасно-надувных байдарок, четырехместных катамаранов и плотов на поперечных гондолах произошло сближение этих судов по весовым характеристикам.
Еще большее усложнение проходимых рек и стремление повысить безопасность привели к двум особенностям — к выбору судна под конкретную реку и к появлению совершенно новых комбинированных групп, использующих в походе одновременно (или последовательно) суда двух классов, например плоты и катамараны или катамараны и каркасно-надувные байдарки. Комбинирование судов - новый тактический прием, имеющий целью прежде всего повышение безопасности, сделали его возможным сближение весовых характеристик современных судов, а также одинаковые принципы конструирования плотов и катамаранов. Появление комбинированных групп порождает единую тактику водного туризма с различиями, касающимися конкретных вопросов преодоления препятствий, Однако этот процесс сближения тактики для разных классов судов происходит только в сложных походах. В простых походах нет необходимости в комбинировании судов, в этих походах можно говорить о тактике применительно к одному классу судов. К тому же в простых походах само значение тактики для успешного проведения похода существенно меньше, тем меньше, чем проще поход.
Тактика преодоления препятствий может быть пассивной и активной. Пассивная тактика применяется плотами—судами, не имеющими собственной скорости в потоке. Она состоит в том, что плот передвигают в нужные моменты поперек реки, в ту часть струи, которая свободна от камней. Все гребные суда могут реализовать линию движения, почти не связанную с течением, используя движение против течения, траверсы, уходы в уловы или «тень» камней, другие технические приемы.
ВЫБОР ЛИНИИ ДВИЖЕНИЯ В КОНКРЕТНОМ ПРЕПЯТСТВИИ
Выбор линии движения в конкретном препятствии производится на основе информации о нем с учетом уровня техники группы и особенностей используемых судов. Информация о препятствии может быть получена из отчетов предыдущих групп: вид препятствия (порог, шивера, перекат и т. п.), название, ориентиры, протяженность, общий характер (простое, сложное, очень сложное), рекомендации по прохождению. Эта информация дополняется на месте в результате просмотра препятствия с наплыва и с берега (разведка). Смотреть препятствие с наплыва можно до тех пор, пока есть пространство для уверенного зачаливания судна. Это пространство наибольшее для плота и наименьшее для байдарки, а видно дальше с плота и ближе с байдарки, так что из той точки, где еще можно принять решение о чалке или прохождении сходу, видно примерно одинаково для всех судов. Если препятствие полностью просматривается с воды и в нем видна безопасная линия движения, то можно идти сходу, без разведки. Сходу можно идти перекаты, одиночные прижимы, неосложненные камнями, короткие прямые сливы с валами до 0,7—1 м, короткие шиверы, завалы. Линия движения: в перекатах—в корыте, в прижимах—у внутреннего берега, в сливе—по основной струе, в шиверах—с маневром между камнями, около завала — как можно дальше от него.
Многие рекомендации по тактике прохождения участков реки без разведки прямо следуют из законов динамики речного потока. При подходе к острову или системе островов нужно заблаговременно выбрать протоку, так как в голове острова всегда имеется отмель, на которую может нанести течением, если промедлить с выбором протоки. Из нескольких проток следует выбирать наиболее полноводную, просматривающуюся до конца и самую короткую. Именно она наиболее глубока и свободна от наносных шивер, перекатов и завалов. Кроме того, в просматриваемой до конца протоке уже не встретится неожиданное препятствие. Если все протоки длинны и извилисты, не просматриваются до конца и на глаз не удается оценить их сравнительную длину и водность, следует выбирать протоку ближе к коренному берегу, держась в ней берега, противоположного коренному. Протока у коренного высокого берега почти всегда самая многоводная, глубокая и короткая. В местах впадения притоков лучше держаться противоположного притоку берега или, в крайнем случае, самого края отмели или шиверы, образовавшейся у устья притока. При необходимости от этого края легко отойти, используя свал воды с отмели.
Если препятствие и линия движения в нем не просматриваются с воды до конца (уходят за поворот или очень длинны), а также, если линия движения хотя и просматривается, но не вполне безопасна (крутой высокий слив, высокие валы и т. п.), необходимо пристать к берегу для разведки. Приставать лучше в соответствии с рекомендациями предыдущих групп. В отдельных случаях (при первопрохождении, при потере ориентировки или когда рекомендованное место пройдено) приходится приставать близко от препятствия, пользуясь местными уловами, «тенью» камней и т. п. Для плота чалка близко от препятствия исключается, здесь также может помочь комбинирование судов: легкие суда, идущие впереди, могут дать сигнал о необходимости чалки плота заблаговременно, пока еще есть пространство для уверенной чалки.
Разведка. Разведку нужно проводить с того берега, ближе к которому пройдет предполагаемая линия движения. Если она, по данным разведки с одного берега, пройдет у противоположного берега, нужно переправиться и повторить разведку. На реках шириной не более 15 м разведку можно проводить с любого берега. Осуществляется разведка в определенном порядке.
Первый этап разведки – оценка мощности, направления, чистоты отдельных струй и сливов, на которые разбивается поток, а также оценка возможности перехода, в случае необходимости, из одной струи в другую. При этом можно бросать в поток чурбачки, палки, хотя они ведут себя в струе не совсем так, как судно. Одновременно оцениваются высота и направление (косые или прямые) стоячих волн на выходе сливов, возможность выхода из струи и входа в нее в различных местах. Затем намечается линия движения. Сначала она намечается на более простых местах, то есть там, где проходит в одной и той же части потока (в одной струе). Потом линии как бы «сшиваются» в точках перехода из струи в струю, в узловых точках, линии движения. При выборе линии движения для гребных судов сразу же определяется техника управления судном на каждом участке. В особенности это важно для узловых точек линии движения — переходов из одной струи в другую, входов и выходов из уловов. Технические приемы каждый экипаж выбирает в зависимости от своего опыта и уровня владения техникой управления судами. Разведка проводится с небольшой высоты над водой. Со скал или бомов, возвышающихся над водой более чем на 5—7 м, течения и струи в порогах видны намного яснее, однако скорость течения, высота сливов и валов кажется меньше, поэтому с высоты препятствие кажется более легким и безопасным.
Второй этап разведки – выбор ориентиров и их запоминание. Даже самая хорошая линия движения может не быть реализована, если будет потеряна ориентировка при прохождении препятствия. Особенно трудна эта задача для экипажей байдарок и надувных лодок, так как ориентиры выбираются с более высокого уровня берега, а пользоваться ими нужно, находясь на более низком уровне, сидя в судне. Кроме того, линия движения байдарки обычно более сложна и байдарочный экипаж намечает большее число ориентиров. Ориентиры должны быть контрастными по форме или по цвету, заметными с воды на общем фоне местности. Для обозначения узловых точек линии движения очень хороши ориентиры типа створных знаков (совпадение двух или более ориентиров на одной линии). Чаще всего в русле в качестве ориентиров используются камни, возвышающиеся над уровнем потока. Они ясно видны снизу или сбоку, а сверху, со стороны плывущего судна, бывают прикрыты потоком набегающей волны. Поэтому нужно удостовериться, что камень, отчетливо видный снизу, виден и сверху. Если естественных ориентиров недостаточно или они плохо заметны, в качестве ориентиров выставляют свободных участников. Они будут также и сигнальщиками, подающими команды на корректировку линии движения.
Удобны команды руками: отведенная горизонтально рука сигнальщика указывает, что нужно сдвинуться в данную сторону, две руки, поднятые вертикально, соответствуют команде «прямо». После того, как ориентиры намечены, необходимо еще раз просмотреть их сверху, присев на берегу у самой воды. Сев на судно, надо тут же найти первый из ориентиров и только после этого начинать движение. Нельзя начинать движение, не привязавшись к намеченным ориентирам в надежде, что удастся привязаться позже. Позже это не удастся наверняка. Длинную цепь ориентиров трудно запомнить, поэтому разведывать и запоминать ориентиры в зависимости от сложности препятствия нужно на участке длиной 200—500 м. Длина участка зависит также от сложности линии движения, количества ее узловых точек. Желательно, чтобы на разведанном и проходимом за один раз участке было не более 5—6 ориентиров, выстроенных в последовательную цепь так, чтобы каждый последующий был хорошо виден от предыдущего. Каждая узловая точка линии движения обозначается своим ориентиром. Например, линия движения может быть сформулирована следующим образом: на входе движение в 3—5 м от правого берега на скорости до уровня черной пирамиды у самого левого берега. На уровне черной пирамиды плавный поворот налево прямым дугообразным гребком с правого и обратным с левого борта и движение к левому, а затем вдоль левого берега в ворота между двумя красными камнями в 8—10 м от левого берега. Ворота и валы за воротами пройти без скорости. От поваленной ели, свисающей в реку с левого берега, кормовой траверс к правому берегу и т. д.
Третий этап разведки — определение необходимости выставления страховки и, если страховка признана необходимой, определение мест установки и способов страховки. Для этого определяют ключевые точки препятствий, то есть точки, где авария наиболее вероятна или из-за экстремальных параметров потока, или из-за необходимости маневра, находящегося на пределе возможностей экипажа или судна. Страховка выставляется в первом удобном месте от ключевой точки порога с того берега, к которому идет струя от ключевой точки.
На разведку, а тем более на установку страховки, затрачивается много времени. Разведываемые участки чаще всего проходятся судами поочередно, это дает возможность свободным от прохождения участникам выступить сигнальщиками и страхующими. Полезно также, чтобы первый экипаж, прошедший препятствие, указал другим экипажам на те трудности, которые возникли в реализации намеченной при разведке линии движения,
ВЫБОР СПОСОБА ПРОХОЖДЕНИЯ ОДНОРОДНЫХ УЧАСТКОВ
Выбор способа прохождения однородного по сложности участка реки требует, прежде всего, правильного разделения маршрута на однородные по сложности участки. К решению этой задачи приступают при подготовке похода, имея перед собой основные характеристики — уклон, расход воды и характер долины, а также лоцию реки и разделение реки на участки, сделанное предыдущими группами. Под однородным по сложности следует понимать участок маршрута, большинство препятствий которого сходны по своему характеру и требуют одинаковой тактики прохождения. Например, р. Балыктыг-Хем до слияния с р. Кызыл-Хем есть три характерных однородных по сложности участка порогов: Лестница, Мельзейский каскад и Щеки. Каждому однородному по сложности участку сопоставляется одна тактика движения, являющаяся оптимальной, а иногда и единственной. Каждой тактике соответствует определенная скорость движения, которая является основой для составления графика движения на маршруте.
Выделение однородных по сложности участков должно производиться отдельно для каждого способа движения, так как техника и тактика для них существенно различны. Сложность одного и того же участка реки для сплава и подъема также будет различной.
Рассмотрим примеры однородных по сложности участков:
а) на подходах и волоках — торная тропа с некрутыми подъемами и спусками, то же с крутыми подъемами и спусками, заболоченная тропа, отсутствие тропы в лесу, то же выше границы леса, то же на болоте;
б) на сплаве — ровная река с перекатами, плесы, разделенные четко выраженными локальными порогами; плесы, разделенные длинными порогами в сопровождении шивер; шиверы и быстрины с камнями; пороги и шиверы, переходящие друг в друга без плесов; щеки с ограниченным числом мест доступа к реке;
в) при подъеме против течения — ровная река со скоростью течения не более 1 м/с; ровная река с бечевником и редкими бомами; река с редкими короткими порогами.
Определение и разграничение однородных по сложности участков маршрута, сделанные при подготовке похода на основе общегеографических материалов и отчетов предыдущих групп, корректируются на маршруте по результатам общей разведки. К ней иногда приходится прибегать на стыках участков различной сложности. Задача ее — установить конец данного участка и начало следующего, представить характер следующего участка и тактику его прохождения или убедиться, что данный участок еще продолжается. Поскольку при общей разведке надо в кратчайшее время получить представление о возможно большем участке, ее проводят дальше от реки, пользуясь тропами и обзорными точками. О многом могут сказать видимые издалека приметы изменения характера долины реки. На маршруте редко удается выделить специальное время на общую разведку. Она производится обычно руководителем и одним из участников в период приготовления обеда, ремонта судов, после остановки на ночевку при наличии светлого времени, на дневках. Если на каком-то участке осуществляется обнос груза, общая разведка совмещается с ним.
Тактика движения на сплаве. При прохождении простых участков таежных рек с перекатами, но без завалов или с очень редкими завалами, с уклоном до 2 м/км и скоростью течения до 6 км/час, а также, например, участков в низовьях горно-таежных рек с уклонами до 3 м/км и скоростью течения до 8 км/час используется наиболее простая тактика — непрерывное движение без разведки с прохождением препятствий сходу. Скорость движения на простых участках при простой тактике зависит в основном от скорости реки.
Общая тактика сплава по малым равнинным и таежным рекам состоит в выдерживании линии движения по стрежню потока. Тем самым достигается наибольшая скорость и уменьшается опасность посадки судна на мель. На горных и горно-таежных реках с порогами при сплаве без разведки общая тактика для гребных судов состоит в выдерживании линии движения у внутренних берегов поворотов. Из-за поперечной циркуляции воды на повороте придерживаться внутреннего берега трудно, но от него легко попасть, используя поперечное течение, в любую точку потока, а при необходимости и пристать к берегу. Придерживаться внешнего берега поворота легко (вода сама к нему подносит), но уйти от него трудно, а иногда (на мощной воде) и невозможно. Поэтому нужно придерживаться внутренних берегов поворотов. Войдя в поворот у внутреннего берега, проще обойти любое препятствие, увиденное по ходу движения, и попасть в нужную часть слива, если впереди порог. Войдя же в поворот у внешнего берега, судно почти всегда пойдет туда, куда понесет его поток. Повороты обычно чередуются, и между ними нужно пересекать струю. Это надо делать в наиболее спокойных местах. На крутых поворотах у внешнего берега обычно есть прижим, на этом берегу часто образуются скопления плавника, с внешнего берега часто свисают кусты или торчат полуповаленные стволы деревьев, называемые в туристской практике «расческами».
На горных и горно-таежных реках с порогами при движении без разведки общая тактика движения для плотов состоит в выдерживании линии движения по стрежню потока со смещением к внутреннему берегу поворота при наличии прижима или завала или других препятствий на внешнем берегу, легко распознаваемых с плота издали.
На реках европейского Севера, где обычны длинные спокойные плесы, разделенные короткими серьезными порогами, применяется тактика движения с разведкой отдельных порогов. Скорость движения при такой тактике падает до 4—6 км/час и также еще зависит от скорости реки. На горных и горно-таежных реках с уклоном до 8 м/км число порогов возрастает, а протяженность плесов между ними падает, поэтому возрастает время на разведку и организацию прохождения порогов, а скорость движения падает до 2—4 км/час в зависимости от относительной доли разведываемых порогов и уже не зависит от скорости течения.
На участках горных и горно-таежных рек с уклоном до 20 м/км разведываются все или почти все препятствия, а при преодолении наиболее сложных организуется страховка. Скорость движения при такой тактике падает до 1—2 км/час.
На еще более крутых и сложных участках применяется тактика движения с полным или частичным обносом груза и двойной (полной и поэтапной) разведкой и страховкой. На таких участках скорость движения еще ниже.
На сложных и опасных участках длиной 5—10 км, требующих полной разведки и обноса груза, можно применить тактику базовых лагерей. Группа оставляет суда и несет груз в конец сложного участка, где устраивает базовый лагерь. Затем туристы возвращаются к судам и проходят постепенно участок на пустых судах, каждый вечер возвращаясь на ночевку в базовый лагерь. Особенно хороша такая тактика на каньонных участках рек. Она позволяет осуществить многократную разведку, обеспечивает полноценный отдых, исключает спешку и потерю или порчу снаряжения и продовольствия. Однако средняя скорость передвижения составляет 3—5 км/день.
Тактика движения комбинированных групп. В тактике комбинированных групп очень важно задать правильный порядок следования судов разных классов при движении без разведки или с частичной разведкой. На более простых участках первым должно двигаться более быстроходное и маневренное судно, которое выбирает линию движения, а также заблаговременно может дать сигнал о чалке более тяжелым судам. В комбинации байдарки — катамараны это будет байдарка, в комбинации катамараны – плоты это будут катамараны. На более сложных участках большее значение начинают приобретать надежность судна и его способность подстраховать после прохождения препятствий сходу другие суда. При любой комбинации таким судном будет четырехместный катамаран. При движении со сплошной разведкой (от чалки до чалки) опять-таки наилучшим передовым судном будет четырехместный катамаран, так как он может зачалиться самостоятельно в достаточно сложных местах и обеспечить чалку других судов, а также подстраховать их. На более простых участках реки, на которых скорость движения еще зависит от скорости течения, скорости судов комбинированной группы будут существенно различными, группа будет трудно управляемой, а комбинирование будет неоправданным. Комбинирование судов, как тактический прием, начинает приносить пользу, когда река усложняется настолько, что скорость передвижения начинает больше определяться временем, затрачиваемым на разведку и страховку, чем временем собственно плавания.
Тактика движения на непроходимых участках. На многих маршрутах, начиная со второй категории сложности, встречаются непроходимые участки или препятствия. Причины непроходимости для разных групп могут быть разные, и туристы должны себе их четко представлять, чтобы, с одной стороны, не обеднять свой маршрут, обнося заведомо доступные препятствия, а с другой — не пытаться пройти действительно непроходимые, чреватые аварией. Препятствия можно отнести к непроходимым по двум основным причинам. Первая — невозможность выбора и реализации линии движения для данного судна или для уровня техники владения им или для данного уровня воды. Часть препятствий по этой причине можно признать абсолютно непроходимыми (для любых судов при любом уровне воды и при самой хорошей технике владения судном), хотя с развитием техники и усовершенствованием судов некоторые из них переходят в разряд проходимых. Непроходимость остальных препятствий относительная, и каждая группа должна для себя грамотно решить вопрос о возможности преодоления их. Вторая причина — повышенная опасность препятствия, когда небольшие ошибки при реализации линии движения или объективные причины (например, нерегулярные пульсации потока) могут привести к аварии. Опасность аварии на одном препятствии, изолированном от других спокойными плесами, невелика, так как ее всегда можно ликвидировать. Если же авария растянется на ряд близко следующих друг за другом опасных или непроходимых препятствий, весь этот ряд следует признать непроходимым. Бывает, что простой порог предшествует непроходимому и между ними нельзя пристать к берегу или вытащить на берег судно. Тогда придется считать непроходимым и этот простой порог.
При встрече с непроходимым препятствием или участком применяется единственная тактика — полного обноса (груза и судов). К непроходимым препятствиям относятся также завалы на таежных реках. Но перед принятием решения об обносе нужно посмотреть, нельзя ли разобрать завал или пробить в нем проход за короткое время. Точно так же перед обносом непроходимого порога нужно посмотреть, нельзя ли провести суда у берега. Выбор того или иного способа преодоления непроходимых участков определяется необходимым временем и затратой сил группы. И в этом случае, как и в большинстве других, где предоставляется выбор той или иной тактики, определяющим является минимальная затрата времени, то есть максимальная скорость движения.
Тактика движения против течения. Многие маршруты на европейском Севере, Северном, Приполярном и Полярном Урале логично строить с подъемом против течения по одной реке, волоком через водораздел и сплавом по другой реке. Такие маршруты проходятся в основном на байдарках. Подъем против течения может составить 150—200 км и занять до 10 дней. В настоящее время такие маршруты мало популярны.
Основной способ, позволяющий достаточно быстро подниматься против течения почти на всем протяжении подъема (за исключением особо сложных участков), — движение на бечеве. Классический способ подъема на длинной бечеве с рулевым, применимый для байдарки, в настоящее время используется мало.
Более универсальный способ движения на бечеве «корабликом» применим для любых гребных судов как для движения против течения, так и для движения по течению (проводки). Для ведения судна «корабликом» к носу и корме (для байдарок и надувных лодок — к обвязке, для катамаранов — к раме) привязываются концы репшнура длиной 10—12 м. Судно ведут двое.
Основная задача их на ровном участке — устанавливать такую рабочую длину концов (от судна до руки), при которой угол атаки судна относительно течения был бы таким, чтобы поперечная составляющая давления воды на судно была уравновешена поперечной составляющей силы натяжения носового конца, то есть, чтобы судно шло параллельно берегу (рис. 1). Этот угол атаки является также минимальным, обеспечивающим наименьшее сопротивление движению. Чтобы судно отошло от берега, необходимо увеличить рабочую длину носового конца или уменьшить рабочую длину кормового. При обходе камней или отмелей судно на короткое время приходится выставлять под большим углом атаки. При этом идущий на носовом конце замедляет движение и поворачивается лицом к судну, а идущий на кормовом отдает его сразу же после того, как миновала надобность в большом угле атаки, то есть когда нос судна зашел за обводимое препятствие.
Движение «корабликом» требует слаженности действий ведущих судно. При невысокой скорости течения и ровной, почти без препятствий реке можно связать носовой и кормовой концы вместе и вести судно «корабликом» в одиночку. При этом рабочая длина концов уже не меняется, и менять расстояние от судна до берега можно, только двигаясь поперек от кромки берега. Угол атаки можно менять, перебирая бечеву в руках. Во всех случаях движения на бечеве «корабликом» нужно стараться иметь минимально возможную длину рабочих концов, хотя временами это потребует захода в воду. При движении байдарки «корабликом» фартук байдарки должен быть закрыт наглухо.
Двигаясь на бечеве, приходится переправляться с берега на берег при резком ухудшении бечевника или около бомов. Короткие, с несложной линией движения пороги и перекаты вполне преодолимы на бечеве. Крутые и мелкие сливы можно преодолевать проводкой в воде, держа судно за нос и корму. Мощные глубокие сливы придется обнести по берегу. На ровных участках с низкой скоростью течения, обычно в низовьях рек, можно подниматься на веслах
Проводка судна «корабликом» по течению, особенно на мощной воде, сложнее, чем подъем против течения. Угол атаки задается отрицательным, то есть от берега отпускается корма, и очень маленьким. Успех проводки определяет турист, стоящий на кормовом конце, — он удерживает судно и определяет его положение в потоке. Носовой турист в основном отталкивает нос судна от камней и отмелей. При обводке камня угол атаки приходится увеличивать, чтобы судно не прижимало к нему. Перед обводом камня носовой конец нужно отдать. Кормовой конец нужно отдать настолько, чтобы получить нужный угол атаки, а сразу после обвода кормовой конец нужно выбрать, уведя судно в «тень» камня. На коротких простых участках можно проводить судно на одном кормовом конце.
ТАКТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СИЛ И СРЕДСТВ ГРУППЫ НА МАРШРУТЕ
Проведение туристского похода — это постоянное преодоление противоречия между ограниченными материальными, физическими и временными ресурсами группы и достаточно протяженным и сложным маршрутом. Разрешение этого противоречия и составляет еще одну задачу тактики — распределение сил и средств группы на маршруте. При этом маршрут должен быть цельным и логичным и иметь туристскую ценность, то есть разумно сочетать спортивные, эстетические и познавательные элементы, а также другие элементы, входящие в круг интересов участников похода. Цельность и логичность построения маршрута для водников определяется рекой, отчего водникам легче строить логичные маршруты, нужно только наилучшим образом выбрать точки начала и конца сплава, варианты подходов, места волоков с одной реки на другую и т. п. Для повышения эстетической и познавательной ценности маршрута его можно удлинить по сравнению со стандартным, например для посещения какого-нибудь интересного объекта.
График движения. После того как выбранный маршрут разбит на однородные по сложности участки, для каждого участка выбраны определенная тактика и скорость движения, получены сведения о наличии, расписании и стоимости транспорта на подходах, можно приступить к составлению графика движения, который определяет распределение сил и средств группы на маршруте. В графике предусматриваются движение группы по маршруту, описание маршрута, зарисовки отдельных препятствий и составление лоции реки, фотографирование, радиальные выходы, ознакомление с интересными объектами. В график должен быть заложен резерв времени на случай задержек на подходах (например, нелетная погода), пережидания неблагоприятных условий (например, очень высокая вода), на ремонт судов при серьезных авариях. Должны быть заложены в нем также постепенность нарастания нагрузки на маршруте и чередование работы с отдыхом — дневки через 4—6 дней. Дневки одновременно выполняют роль резервных дней на случай крупного ремонта судов или других непредвиденных задержек или чрезвычайных обстоятельств. В нормальных условиях дневки используются также для радиальных выходов, выпечки лепешек и т. п.
Требование постепенного нарастания нагрузки в водном походе чаще всего можно удовлетворить только по ее количеству и то далеко не всегда. Двух-трехдневный подход к началу сплава с одним-двумя перевалами как раз даст максимальную физическую нагрузку в самом начале похода. Подавляющее большинство рек технически более сложно в верхнем течении, где поход обычно начинается. Поэтому только на немногих реках поход начинается с более простых препятствий, которые затем усложняются. На верхнее течение реки планируется больше дней, закладывается меньшая скорость движения и меньшее рабочее время. На сложных участках более вероятны поломки судов, и часть времени уйдет на ремонт. Меньшая скорость движения и меньшее количество рабочих часов благоприятно скажутся и на уровне безопасности на сложном участке. При выходе же в нижнее течение, где препятствий меньше и они проще, а река еще сохраняет высокую скорость течения, на несколько дней перед концом маршрута можно планировать большую скорость движения и большее количество рабочих часов. На простом участке ускорение не скажется на уровне безопасности.
Организационные мероприятия. Для составления графика движения необходимо задаться также определенной продолжительностью рабочего дня. На сон должно уходить не менее 8 часов, то есть общая продолжительность рабочего дня может быть не более 16 часов. Общее время разбивается на вспомогательное и техническое: вспомогательное — время на разбивку и снятие лагеря, на питание, техническое — время на движение, разведку, страховку, фотографирование, составление лоции, посещение интересных объектов, то есть на выполнение туристских задач. Чем больше техническое время, тем больше туристы смогут проплыть, увидеть, сфотографировать, зарисовать. Поскольку сумма общего времени постоянна, резерв увеличения технического времени кроется в уменьшении времени вспомогательного. Сокращать вспомогательное время можно, совершенствуя организацию лагерных и погрузочно-разгрузочных работ, лагерное снаряжение. Организационные мероприятия должны строиться на принципе: «Сначала общее дело, потом свое». Резко ускоряет лагерные работы четкое распределение обязанностей. Лагерное и личное снаряжение, продовольствие должны быть так уложены на судне, чтобы каждый день можно было обойтись минимумом упаковочно-распаковочных мероприятий. В лагерном снаряжении нужно иметь костровое оборудование, готовые стойки и колышки для палаток, что не только спасает живые деревья и кусты, но и экономит время на разбивку лагеря. Ремонт мелких повреждений судна лучше сделать вечером, если есть светлое время после просушки судна, или утром, пока готовится завтрак, чтобы не задерживать всю группу. На простых участках недостаток комбинированных групп — разную скорость судов — можно обратить на пользу, высылая более быстроходные суда вперед для приготовления обеда и ужина к моменту прихода тихоходных судов.
Техническое время сокращается в весенних и особенно осенних походах за счет сокращения светового дня. В этих походах часть вспомогательных работ переносится на темное время суток. Практически в условиях летнего похода при среднем уровне организованности в группе в 6—8 человек техническое время может составить ежедневно 9 часов. При очень высокой организованности и специальных мерах по экономии времени иногда удается довести его до 11 часов в сутки. Чем больше группа, тем, как правило, ниже уровень организованности, а следовательно, меньше и количество технического времени.
Всякий, даже идеально составленный при подготовке похода график движения, корректируется в походе. Однако чем больше туристский опыт руководителя и группы, тем реальнее график, тем меньше он корректируется.