История и полевые исследования Арктического Клуба Пири
Материал нашел, перевел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: Труды 9-го Международного географического конгресса. Женева 27 июля - 6 августа 1908 г. Том 3, Женева, 1911 г.
Перевод с французского
История и полевые исследования Арктического Клуба Пири
Герберт Л. Бриджман
Секретарь Арктического клуба Пири (Нью-Йорк)
[Статья переведена конспективно, т.к. стиль изложения сложный, а материал в целом сухой и больше относится к истории географии. (Примечание Geolmarshrut) ]
Хотя в настоящий момент Арктический Клуб Пири еще не завершил свою работу, он хочет дать возможность Девятому Международному Конгрессу разместить свои постоянные отчеты о географических изысканиях, короткие резюме о его истории и сделанном в прошлом десятилетии.
Клуб, уникальный и, беспрецедентный по своим принципам организации и методам работы, появился в результате стечения обстоятельств, и, хотя он был задуман для специальных полевых исследований и определенных задач, имеет устав с широкими полномочиями и долговременной ценностью. Основанный и начавший работать, как союзник Командора (командующего флотом) Пири для его изысканий на Северном Полюсе, он продемонстрировал за десять лет постоянной безостановочной работы эффективность своей организации и мудрость персональной ответственности этой организации, и прямую связь между причиной и следствием.
Когда работа Клуба будет завершена, его легальный статус и полномочия прекратят свое существование. Опыт Клуба станет ценным приобретением для его последователей, неважно, в каком направлении деятельности, на каких землях или в каких морях они выберут свое поле деятельности для продолжения исследований и открытий.
Десять лет назад пришло время для создания Полярного Арктического Клуба, когда географическим руководством была санкционирована новая экспедиция, которой предшествовали семь лет успешной работы в Гренландии; было гарантировано отправление экспедиции, пароход Винвард был на пути из Англии, и приближалось время его отправления.
Достижения Пири:
Пири четыре раза пересек внутреннюю часть ледяного покрытия Гренландии и, по мнению Американского и Королевского Географических Обществ (Geographers)
- Была продемонстрирована ее изолированность (островная природа);
- Это открытие было награждено золотыми медалями каждым из обществ;
- Три парохода сошли со стапелей;
- Эскимосы, за их доброту и гуманизм получили признание
Первой необходимостью для этого момента стало создание эффективной, ответственной организации, которая могла бы обеспечить необходимые условия, и, что не менее важно, организовать и напрямую поддерживать интерес, который это начинание могло бы вызвать у Американского народа. Оригинальный план выдержал двадцать пять подписок (twenty-five subscriptions) по $ 1000 каждый в течение четырех лет.
С ожиданием, что организация начнет работать, Пири отплыл из Нью-Йорка 4 июля, 1898, на «Винварде», и несколькими днями позже выплыл дополнительный сопровождающий пароход «Хоуп» («Hope») из Сиднея, N. S. Корабли разделились 12 августа, в Эте (Etah), Северной Гренландии, Винвард – на зимовку в заливе Альмана (Allman Bay), Хоуп вернулся в порт приписки, Сент Джонс (St. Johns, N. F). Оба парохода теперь уже утонули, Хоуп пропал в 1900, во время беспомощного дрейфа он напоролся на риф около Магдален в проливе Святого Лаврентия, а Винвард, обновленный, ставший как и ранее китобойным судном, утонул на рифах около островов Каре, 15 июня, 1907, в тех самых водах, которые он безопасно многократно пересекал. Корабли Пири Орел (1886) и Сокол (1892 и 1894) , также лежат теперь на дне моря.
Спонсоры, которые снаряжали экспедицию Командора Пири, который за шесть месяцев до этого отправился к Северному полюсу встретились первый раз, 30 января, 1899, в Нью Йорке, на Пайн стрит 44, New York, и организовали Арктический Клуб Пири. Они выбрали президента Клуба. Им стал Моррис К.Джесап, который с этого момента и до самой своей смерти возглавлял его деятельность.
Была одобрена короткая и лаконичная конституция, которая определила задачу Клуба, «способствовать продвижению идей и исследования Полярных регионов», как было решено в Лье (Lieut).
Письмо-обращение Роберта Пири к Американскому Географическому Обществу, датированное 14 января, 1897, имело предназначение помогать ему в осуществлении географических исследований; получать и собирать информацию об объектах научного интереса как было оговорено в Лье (Lieut).
Задача текущей экспедиции Пири или других экспедиций подобного типа:
- получать, собирать, хранить информацию, рассказы, и манускрипты имеющие отношения к исследованию Арктики;
- хранить все записи и вести счета, при необходимости, если это будет необходимо для целей ассоциации;
- руководить его работой, источниками информации и связями с общественностью.
Спонсоры экспедиции Пири в 1898 и стали основателями Клуба, только одобрение большинства спонсоров было условием членства в клубе. Альфред Ц. Хармсфорт, эсквайр, теперь Лорд Нортклифф, был избран почетным членом общества в результате признания его заслуг и вклада в создание парохода «Винвард», стал единственным почетным членом Клуба в его истории. После того, как формальности были завершены, была тщательно обсуждена работа приближающего сезона. С самого начала было принято единодушное и четкое соглашение, что следует послать вспомогательный пароход на Север в течение лета и сообщить об этом Командору Пири, собрать достаточные запасы материалов, чтобы иметь страховой запас, продемонстрировать, что помощь Клуба была практической.
Подготовка шла полным ходом, и 21 июля, «Диана», под командованием Герберта Л. Бриджмана, Секретаря Клуба и Капитана Самуэля У. Бартлета, как Руководителя, отплыла из Сиднея, N. S., на Север, имея на борту почти пятьдесят тонн снаряжения и запасов в соответствии с требованием Командора Пири. Было необходимо обеспечить в первую очередь команду «Дианы» как минимум на год, до ее возвращения, также как и все другие пароходы в Арктической зоне, для «Винварда», в случае если бы встретили ее на Севере, а также запасы для Пири и его команды на 2 года. Для преодоления непредвиденных обстоятельств команда была усилена наличием на пароходе «Диана» команды ученых Принстонского университета, под руководством профессора Вильяма Либби и также спортсменов, вместе с Робетром Штайном из Вашингтона, D. C, с двумя ассистентами и помощниками, которые высадились в гавани Пайер около мыса Сабины.
Мыс Эта (Etah) был достигнут 5 августа.
Неделю спустя, произошло объединение с «Винвардом», когда закончилось его зимнее заточение во льдах залива Альмана, и стало известно о походах Командора Пири в середине зимы вдоль припая ( неподвижного льда Северных морей) форта Конгер, о его страданиях и болезни от обморожения. «Диана», забрав собак и оборудование из местных поселений, разгруженная на скалистом мысу Эта (Etah) вернулась в Сидней по расписанию, вслед за ней несколькими днями спустя Винвард пришла в Бригус ( Brigus, N. F), где он остался на зимовку.
После необходимого ремонта, «Винвард», с Мисс Пири и Марией Анигито Пири на борту, отбыл в июне 1900 из Сиднея, второй раз на север, и от них в этом сезоне больше не пришло письма. Поэтому в начале 1901, Клуб начал расследовать судьбу лидера экспедиции, находящегося два года в изоляции и «Винварда», о котором ничего не было слышно с тех пор, как он вышел из Сиднея. Пароход «Эрик» (Erik), из залива Гудзон был снаряжен на поиски. 18 июля, 1901, он вышел из Сиднея и утром 5 Августа, приплыл в Фьорд Фолк, где был найден якорь «Винварда», который лишь несколькими днями раньше вырвался из ледяной тюрьмы в бухте Пэйер с Командором Пири, Мисс Пири и командой, Американской и местной на борту. Шесть недель спустя Эрик, после отчаянной борьбы со льдом, не позволившей достичь штабквартиру на мысе Сабины, высадил Командора Пири и его команду 26 августа, в заливе Гершеля в Эллемерелэнде (Ellesmereland), и «Винвард» вернулся в конце сентября. В следующем году, 1902, Винвард, получив в Ньюбурге, N. Y., новый мотор и бойлеры, под командованием капитана Самуэля В.Барлетта, вошел в третий раз в порталы Смит Саунда ( Smith Sound), и 5 августа, проведя первые часы в открытом море, сумел пришвартоваться в Бухте Пэйер. Коммандор Пири после четырехлетнего отсутствия вернулся домой и благополучно достиг Сиднея с командой из 1098 человек, 15 сентября , выполнив свои определенные обязательства перед спонсорами и основателями Арктического Клуба Пири.
Следующий сезон был периодом бездействия. «Винвард» и его мощь, вернее, как это было продемонстрировано во время серьезной работы в Арктике, отсутствие мощи, не выдержал испытания, пароход был продан в 1903, в Норвегию, покупатель в дальнейшем переоборудовал ее в соответствии с желанием новых владельцев из Шотландии. Командор Пири, в сентябре 1903, оставил службу, чтобы завершить работу всей жизни, немедленно начал приготовления к оборудованию корабля, который сможет встретить трудности на пути, сможет служить верой и правдой, преодолеть все барьеры, остановившие продвижение к Северу.