Жизнь льдов
Материал нашел и подготовил к публикации
Григорий Лучанский
Источник: А.Александровский и П.Матвеева. Борьба за полюсы Земли. Осоавиахим. От Нансена до наших дней. Популярные очерки. Изд-во «Красная газета». Ленинград, 1928 г.
Особенности замерзания морской воды. — Блинчатый лед. — Ледяной пак. — Ледяное поле. — Торосы. — Ледяной припай. — Старый и молодой лед. — Что такое ледяной дрейф? — Ледники. — Вулканы. — Ледяные горы. — Южные барьеры. — Ледяные обрывы. — Плавающие горы. — Ледяные реки. — Полярные озера. — Трещины и полынья. — Затирание судов. — Вмерзание. — Эйзблики. — Загадка ледяной горы. — Полярные холода. — Полюс холода. — Полярные ветры и штормы. — Полярная пурга. — Туманы и падающий снег. — Избыточная влажность. — Ледяные корки. — Полярная зима. — «Вечная» ночь. — Полярное сияние.
Главным врагом, самым сильным противником человека в борьбе за полярные страны является лед, вооруженный губительным полярным холодом, штормами, бурями и темнотой полярной ночи.
Что представляет собой этот могущественный противник — полярный лед?
Мы вскользь уже упоминали, что в ледяных просторах полярных стран протекает своя напряженная жизнь льдов.
Каковы главные проявления этой жизни?
Морская вода замерзает не так, как обыкновенная, пресная. Точка замерзания для моря равна не нулю, а приблизительно температуре до — 2°.
Замерзание происходит своеобразно.
Образуются ледяные иглы, собирающиеся в рыхлые круги, так называемые «блины». Они принимают подчас громадные размеры, выдерживая на себе тюленя. Такой свежий кругообразный лед называется «блинчатым».
Особенно большие пространства покрываются блинчатым льдом в Южной полярной области.
Блинчатый лед постепенно твердеет, разрастается, скрепляется и превращается в пак.
Нам приходится теперь в связи с полярной экспедицией Нобиле читать очень много в газетах о «паке».
Что такое ледяной пак?
Это — плавучие отдельные льдины. Они образуются из остатков не успевшего растаять старого льда, из льдин заносимых из глубины полярных стран в более низкие широты и из «блинчатых» льдин.
Ледяной пак имеет обычно разную величину и неопределенную форму.
С пака начинается ледяная зона. Это — передовые, легко доступные баррикады полярной ледяной стихии. Среди пака, поскольку он еще не густ, движутся суда. Чем дальше к высоким широтам, тем льдины делаются больше, они из-за тесноты наскакивают друг на друга, образуют нагромождения и становятся опасными.
За паком начинаются ледяные поля. Они представляют собой сплошной лед, часто неровной поверхности.
Неровная поверхность объясняется происхождением ледяных полей. В их возникновении участвовали и ледяной пак, и обломки старых льдин. Ледяные поля состоят из разных частей льда, скрепленного низкими температурами. Поэтому и образуется чаще всего неровная поверхность с выступами и гребнями, достигающими величины больших холмов.
В тех местах, где лед не успевает совершенно растаять в течение короткого полярного лета, где остается большое количество старых льдин, среди ледяных полей появляются громадные заостренные глыбы, торчащие на поверхности, так называемые торосы. Они заносятся течением также и в полосу ледяного пака, где торчат огромными белыми остриями. Но, главным образом, торосы встречаются на ледяных полях.
Существует еще так называемый ледяной припай.
Это — широкая полоса замерзшего моря, образующаяся у берегов.
В Северной полярной области припай обычно не значителен. Он возникает вокруг некоторых островов. В Южной же полярной области, представляющей собою преимущественно великий полярный материк, припай иногда достигает громадной ширины, до 80 — 85 километров.
Особенность припая, отличающая его от морских ледяных полей, заключается в его неподвижности. Он прикреплен к суше. Лишь края подчас обламываются и уносятся в море. Сама полоса припая остается неподвижной.
Другое дело ледяные поля. Они покрывают собою открытое море и поэтому медленно дрейфуют, увлекаемые течением.
Едва ли приходится останавливаться на пояснении слов «ледяной дрейф». В море существуют, как известно, многочисленные течения. Море не промерзает до дна. Нижние слои воды, защищенные льдом и снегом, сохраняют долго свою теплоту. Морские течения увлекают за собой лед, и он движется по течению. Это и есть ледяной дрейф.
На суше полярных стран также течет сложная и разнообразная жизнь льда.
Главный процесс этой жизни заключается в образовании ледников. Полярные земли изобилуют ледниками. Они образуются, как известно, в горах, на которых лежит никогда не тающий снег. Нижние слои превращаются в лед, стекающий по склонам гор. В полярных областях снеговая линия вследствие постоянных низких температур лежит иногда на уровне моря. В гористых полярных местностях ледники достигают громадной величины. Их особенно много в Антарктике, где они приняли исполинские размеры и медленно сползают с высоко подымающегося над уровнем моря материка в океан.
Гористая поверхность многих полярных земель, особенно в антарктической области, объясняется вулканической деятельностью, которая происходит также и на высоких широтах.
Вулканическая деятельность наблюдается, главным образом, на юге, в Антарктике. В Южно-полярной области существуют даже действующие вулканы.
Некоторые антарктические вулканы достигают огромной высоты. Особенно грандиозны вулканы на островах, лежащих вблизи Южно-полярного материка. Остров Росса, находящийся в море имени этого полярного исследователя, состоит почти весь из двух исполинских вулканов, носящих название Террор и Эребус. Первый из них поднимается на высоту 3277 м, второй еще выше и достигает 4069 метров. Эребус — действующий вулкан. Он дымится.
Гористая поверхность полярных стран, являющаяся результатом деятельности подземных сил, и изобилие ледников способствуют образованию многочисленных так называемых ледяных гор и ледяных барьеров.
Ледяные горы — это не только обледенелые горы полярной суши. В условиях полярной ледяной жизни образуются особые ледяные горы на морских ледяных полях. Они возникают, главным образом, вблизи больших пространств суши, в особенности в местах неглубоких и, кроме того, там, где для них имеется достаточно простора.
Ледяных гор, в силу этого, больше всего в Антарктической области.
У Южного полярного материка они достигают особенно гигантских размеров и большой численности.
Ледяные горы представляют собою громады льда самой причудливой формы и исполинских размеров. Они то спокойно громоздятся у берегов, то медленно передвигаются с ледяными полями, то уходят в открытое море.
В Антарктике они вырастают у берегов материка в целые ледяные хребты и носят название «ледяных барьеров». Крупнейшим является «Великий Барьер Росса», охватывающий исполинской дугой антарктическое море Росса. Длина барьера Росса равна 475 километров, ширина 750 километров, а общая площадь почти 357 тысяч кв. км., т.е. превышает размером многие европейские государства, равна приблизительно современной Польше (388), больше нынешней Италии (310).
Ледяные горы имеют отвесные крутые обрывы. Их высота в барьере Росса достигает 70 метров, а средняя высота таких обрывов равна приблизительно 40 метрам.
Экспедиции Амундсена в 1911 г., пробиравшейся к Южному полюсу и обошедшей стороною этот барьер, пришлось все-таки карабкаться на обрывы ледяных гор, высотою в 7 метров.
Обрывы эти имеют гладкую ледяную поверхность, делающую их трудно доступными даже при небольшой высоте.
В море ледяные горы, конечно, меньше, но и в этом случае они имеют гигантские размеры. В Антарктике бывает, что они скопляются в одном месте в огромном количестве и представляют фантастическую, сказочную картину.
Французский путешественник Шарко, именем которого названа одна из земель Южно-полярного материка, видел во время своего плавания в течение двух суток до 5 тысяч ледяных гор.
Они достигают гигантских размеров не только в Южной полярной области, но и в Северной.
У нас ниже упоминается, что во время полета Нобиле, в мае 1928 года, дирижабль «Италия» чуть не погиб, очутившись внезапно в тумане пред вершиной громадной ледяной горы. Лишь быстрым удачным подъемом вверх дирижаблю удалось уйти от опасности.
Плавучие ледяные горы переживают иногда большие собственные бедствия. Они не только раскалываются и с оглушительным грохотом и треском рассыпаются, не только сталкиваются между собою, но и переворачиваются. У ледяной горы, находящейся в море, вследствие теплоты воды, разрушается основание. Фундамент, сидящий глубоко в воде, становится рыхлым, тонким и более легким, чем вершина горы. Ледяной гигант тогда переворачивается головой вниз, производя в воде целую бурю, вздымая волны, далеко расходящиеся вокруг.
На поверхность всплывают тогда причудливые, размытые водою, прозрачные ледяные фигуры разнообразной формы.
Ледяные горы таят неисчислимые опасности для мореплавателя. Теперь, как мы видим, и для воздухоплавателя.
Ледяные исполины бывают, однако, и полезны, в особенности в южном полярном море. Суда прибегают к их защите от свирепствующих штормов. У стен ледяной горы судно прячется от бурь, иногда бросая якорь в твердый ледяной массив. Это не лишено опасности. От ледяных исполинов отваливаются иногда целые громады. Горы, как мы видели, сами обрушиваются в воду своими вершинами, и горе тому, кто окажется в такую минуту по близости.
Существуют в полярных странах ледяные реки и озера.
Ледяная река течет под ледниками, под толстым слоем льда и снега. Такие реки сравнительно редко промерзают до дна. Особенно много подледниковых рек на антарктическом материке. Установлены случаи, что по этим рекам пробирались тюлени, появлявшиеся на суше на расстоянии до 50 километров от берега моря.
Озера бывают двоякого рода: 1) образующиеся из морской воды, попадающей в прибрежные котловины и 2) из пресной воды, скопляющейся от таяния снега.
Озера чаще промерзают до дна.
Реки и озера играют большую роль в образовании ледяных гор и трещин на суше. Как известно, вода при замерзании расширяется. Вследствие этого, промерзающие до дна озера и реки вспучиваются. Нижние слои льда давят на верхние. Образуются ледяные холмы, покрытые многочисленными трещинами.
Трещины и полыньи в изобилии существуют и на морских ледяных полях. Вследствие движения льда, последние часто разрываются. Трещины и полыньи принимают иногда большие размеры. Лед то и дело сближается и раздвигается.
Для судов очень опасно попасть между такими льдами. Судно вмерзает в лед, а потом может подвергнуться такому напору и давлению со стороны льдин, что раздавливается. Ледяное поле движется с судном, дрейфует. По пути оно рискует столкнуться с ледяными горами или попасть в затор, где льды нагромождаются, разбиваются, поднимаются на большую высоту.
Ледяной дрейф сопряжен с большим риском. Выйти из льдов бывает иногда чрезвычайно трудно, если ледяное течение не вынесет в открытое море.
Бывали очень удачные дрейфы, как например, экспедиция Нансена в 1893 — 96 г.г. Но известны многочисленные случаи гибели судов во льдах. В 1902 г., например, корабль кап. Скотта в Южной полярной области не мог выбраться из ледяного поля в продолжение двух лет. Лишь в феврале 1904 г. он был освобожден при помощи взрыва льда динамитом.
Небольшие трещины также очень опасны. Они подчас сверху затянуты тонким слоем льда и покрыты снегом. Было много случаев, что в них проваливались не только отдельные люди, но и части экспедиций с санями и собаками.
Бесконечные ледяные поля, сверкающие белизной во время полярного дня, образуют так называемые «эйзблики».
Это — белое зарево на небе, отраженный свет, окрашивающий небо в белый тон. Полярный мореплаватель хорошо знает эту окраску неба, которой сопровождается эйзблик. Белое зарево указывает путешественнику на близость ледяных полей за много километров до их местонахождения, тогда, когда еще совершенно даже не видно кромки (края) ледяного пака.
Как объясняет современная наука некоторые загадки ледяной полярной жизни?
Наиболее спорным является вопрос о происхождении ледяных гор.
Откуда берутся описанные нами выше ледяные чудовища?
Наука дает двоякий ответ.
Во-первых, возникновение их приписывается ледникам, сползающим с возвышенных частей суши в море; это объясняет, между прочим, изобилие ледяных гор в Антарктике, где земля высоко находится над уровнем моря.
Во-вторых, предполагается, что ледяные горы образуются вследствие нагромождения льдин, выталкиваемых вверх нижними слоями.
По всей вероятности, действуют обе причины.
В каких условиях протекает описанная деятельность полярных льдов?
С точки зрения интересов человека наиболее важное значение имеют холод, ветер и, так называемая, «вечная» ночь.
В отношении холода Северная и Южная полярные области несколько разнятся.
Вблизи Южного полюса холоднее, нежели вблизи Северного.
Солнце, конечно, одинаково скупо нагревает поверхность Северного полюса и поверхность Южного. Почему же у Южного полюса холода сильнее?
Одной из главных причин является то обстоятельство, что Южная полярная область состоит преимущественно из суши, куда не могут проникать теплые морские течения. Затем, как увидим в главе об Антарктике, Южный полярный материк лежит высоко над уровнем моря. Его средняя высота достигает некоторых европейских горных хребтов, на которых большую часть года лежит снег. Вследствие этого Южный полярный материк сильно охлажден. На нем находятся обильные снега, не тающие даже летом. Они дают жизнь многочисленным ледникам, образующим, как мы видели, ледяные горы, расползающиеся далеко по морю.
Масса солнечного тепла поглощается таянием обильных снегов и льдов.
У неосведомленных людей существует представление, что полюсы самые холодные места в мире. Это не верно.
Существуют особые полюсы холода. Ни на севере, ни на юге они не совпадают с географическими полюсами земли.
Наука не имеет еще средней годовой температуры полюсов. Для этого не было сделано достаточного числа наблюдений непосредственно на полюсах. Однако, там отнюдь не бывает таких «сверхъестественных» холодов, как иногда себе представляют.
В момент перелета через полюс экспедиции Амундсена на дирижабле «Норвегия» в 1926 г. температура была — 13 градусов. Правда, это было летом.
Предполагается, что в Северной полярной области температура не опускается ниже — 60 гр.
На Южном полярном материке, у места зимовки Амундсена в 1919 г., у барьера Росса, средняя температура была — 25,2 градуса, но она никогда не падала ниже — 58,5 градуса. Нансен, находясь в течение трех лет в Северной полярной области, не наблюдал температуры ниже — 52 градуса.
Между тем, в Сибири есть места, где зимой бывает более низкая температура. В самом холодном месте Сибири, которое считается полюсом холода, в г. Верхоянске (в Якутии), температура опускается до — 67,8 градуса. Разница между этой местностью и полярными областями заключается в том, что летом в Верхоянске жара доходит иногда до +30 гр. в то время, как например, у барьера Росса средняя летняя температура не выше — 6 гр.
Холода полярных стран представляют собой большое бедствие для путешественника. Однако, гораздо большим бедствием являются полярные вьюги.
Обычно ветер, достигающий скорости 37 метров в секунду, считается ураганом. В полярных областях сплошь и рядом дуют ветры значительно более сильные. В Антарктике наблюдаются ветры, дующие со скоростью 88 метров в секунду. Это — при низкой полярной температуре и гладкой ледяной поверхности, на которой приходится находиться человеку. Даже при обычном небольшом ветре путешественник может ходить по льду только в специальной обуви, подкованной острыми короткими гвоздями. Иначе он не сможет удержаться. Во время бури человек может находиться на открытом пространстве только в согнутом состоянии. Выйти из хижины в сильный шторм на самое короткое время, значит, рисковать жизнью. Ветер опрокидывает человека, а вихри полярного снега в несколько минут могут покрыть его высоким сугробом, из которого не всегда удается выбраться.
Полярная пурга является самым страшным бедствием зимовки в полярных областях, в особенности, в Южной полярной области. В Антарктике не только температура ниже, но и бури гораздо сильнее.
Большим бедствием в полярных областях являются обильно падающий снег и туманы. Обилие снега и частое возникновение туманов объясняется громадным избытком влаги.
Полярный туман чрезвычайно опасен для воздушных кораблей и самолетов. Мало того, что туман сильно затрудняет движение в воздухе. Туман является причиной еще и особого бедствия. Вследствие охлаждения влаги на аппарате образуются ледяные корки. Сама по себе тоненькая, ледяная корка на огромной поверхности воздушного корабля образует тяжесть в несколько тонн. Этот добавочный вес от образовавшегося льда давит аппарат книзу.
Такие же последствия дает и снег, облепляющий аппарат.
Вследствие тумана и падающего снега происходит также обледенение машин дирижабля.
Обмерзание происходит особенно сильно в средних слоях атмосферы, где температура в полярных областях всегда ниже нуля, а влажность очень высока. Это приблизительно на высоте 300 метров. В слое, более низком, ниже 150 м , и выше облаков обмерзание наблюдается редко. Вследствие этого, в полярных странах на обычной высоте полетов обмерзание происходит даже и в легкий туман, или просто в облачную погоду. Сильные туманы и снег для современных дирижаблей почти гибельны. Самыми безопасными в этом отношении являются большие высоты, выше облаков, то есть высоты приблизительно в 800 — 900 метров.
Полярные ледяные пространства охраняют свою неприступность и борются с наступающим человеком также недостатком света, длинными зимними ночами и тусклым светом солнца летом.
Участник экспедиции Амундсена 1926 года на «Норвегии» кап. Рисер-Ларсен в своих воспоминаниях рассказывает, как одно весьма важное лицо прислало экспедиции телеграмму с пожеланием счастливого пути в страну «вечной ночи».
Членов экспедиции такое пожелание весьма развеселило.
Любой школьник прекрасно знает, что никакой «вечной» ночи в полярных странах не бывает. Но многие ли из взрослых знают об этом также твердо, даже из тех, кто обучался когда-то географии!
Непосредственных наблюдений на полюсах, как мы знаем, еще не было. Предполагается, что непрерывная ночь, наступающая зимой, продолжается 13 недель. Роальд Амундсен, зимовавший на Антарктическом материке у ледяного барьера Росса, определяет продолжительность зимней ночи в этом месте в 124 дня. Надо полагать, что ночь не была в течение всего этого времени непрерывной.
Обычно полярной зимой, продолжающейся на севере от сентября до марта, а на юге наоборот — от марта, до сентября, ночь очень длинна. Она прерывается на несколько часов в сутки, иногда не более чем на 2 – 3 часа.
Наоборот, летом несколько месяцев продолжается непрерывный день.
Грандиозную картину представляют собою полярные сияния.
Полярное сияние озаряет жизнь льдов особым, точно волшебным светом. Ледяные горы кажутся сказочными замками, а движущиеся нагроможденные льдины вырастают в какие-то неземные фантастические гигантские существа.
Недостаток места не позволяет нам останавливаться на растительном и животном мире полярных ледяных пространств. Попутно мы слегка касаемся этой области. Впрочем, она и не входит в нашу тему и задачи настоящей главы, в которой мы хотели лишь показать читателю, чем и как полярные льды, вооруженные ветрами, холодами и мраком длинной ночи оказывают сопротивление победоносно наступающему человеку.
Поиски экспедиции Нобиле
«Читта ди Милано». — Победа радио. — Спасательные экспедиции. — Трудности розысков. — Три центра помощи. — Помощь капиталистических стран. — Спасательная экспедиция Амундсена. — Помощь СССР. — Комитет Осоавиахима. — Ленинградская Комиссия Общества «Аэроарктик». — Гидрографическое судно «Персей». — Ледокол «Малыгин». — Ледокол «Красин». — Сочетание морской и воздушной помощи. — Первые результаты.
Итак, катастрофа произошла в ночь на 25-ое мая. С этого времени радиостанции перестали получать какие бы то ни было сведения с «Италии». После нескольких дней ожидания стало ясно, что экспедицию постигло бедствие.
Плавучая база «Читта ди Милано» получила приказ от итальянского правительства немедленно уйти во льды и добраться до крайних северных широт, какие окажутся доступными, чтобы быть ближе к предполагаемому району катастрофы. Вместе с тем было предписано базе в Кингсбее и «Читта ди Милано» принять все зависящие меры к розыску «Италии», не дожидаясь помощи с континента Европы.
«Читта ди Милано» удалось связаться с Нобиле по радио. Было принято сообщение о бедствии.
Местонахождением Нобиле и части его спутников оказался лед на 80° 37' северной широты и 27° 10' восточной долготы. О трех ушедших разведчиках и членах экспедиции, унесенных ветром, Нобиле ничего сообщить не мог.
Организация поисков экспедиции Нобиле с самого начала натолкнулась на ряд громадных затруднений.
Вначале совершенно неизвестно было, где Нобиле находится. Все предположения сходились на том, что дирижабль «Италия» унесен циклоном на Восток, в сектор Сибири. Первую победу в спасении Нобиле одержало радио.
Оно отыскало экспедицию.
После того, как стало известно местонахождение главной части экспедиции, дело спасения ее стало на практические и верные рельсы.
Но, во-первых, при помощи радио обнаружена была лишь часть экспедиции, во-вторых, одно дело знать местонахождение, а другое дело извлечь потерпевших из льдов.
В обоих этих отношениях пред розысками возникли труднейшие задачи. Нужно было совершить новую, чрезвычайно трудную самостоятельную экспедицию в полярную область и совершить ее в кратчайший срок.
Все это было сопряжено с громадными затруднениями.
Проникнуть к потерпевшим морскими средствами оказалось невозможным, в виду обильного льда. Место аварии «Италии» находилось за чертой, доступной морскому транспорту. Спасение же при помощи самолетов явилось делом исключительной трудности. Самолет движется очень быстро, и заметить с высоты несколько человек и их опознавательные знаки чрезвычайно трудно.
Все это осложнилось в виду необходимости дробить усилия по розыску потерпевших на 3 задачи, на розыск 3-х групп. При чем известно было местопребывание только одной.
В самом опасном положении оказались унесенные ветром.
Возможно, что они унесены были очень далеко на Восток.
Образовалось 3 организационных центра по спасению экспедиции: 1) Итальянское министерство авиации, 2) Международная комиссия, возглавляемая Нансеном и 3) Организация помощи в СССР, а именно особый комитет, учрежденный по инициативе Осоавиахима под председательством И. С. Уншлихта в Москве, и специальная комиссия советской группы Международного общества по изучению Арктики под председательством проф. Р. Л. Самойловича в Ленинграде. В розысках экспедиции Нобиле со стороны буржуазных стран приняли участие итальянские, шведские и норвежские самолеты.
Главными среди воздушных мероприятий это рода были операции итальянского летчика Мадделена и экспедиция Амундсена, которому предоставлен был французским правительством самолет «Латам».
Вылетев в сторону Шпицбергена, Амундсен перестал давать о себе сведения. Возникло опасение, что с Амундсеном случилось несчастье. Норвежское правительство предприняло поиски Амундсена. Начались по просьбе норвежского правительства розыски и со стороны других стран, участвующих в помощи «Италии», в том числе и СССР.
Такова организация помощи экспедиции «Италии».
В чем состоит помощь потерпевшим со стороны нашего Союза?
Советская помощь носит комбинированный характер. Это объединенные усилия морских и воздушных средств.
Наша помощь развернулась широким фронтом и охватила 3 направления.
Первоначально выслано было на помощь потерпевшим гидрографическое судно «Персей», отправившееся к Земле Франца-Иосифа. Затем район аварии «Италии» охвачен был нами с двух сторон. В район аварии с восточной стороны отправлен был советский ледокол «Малыгин», вышедший из Архангельска. Он работал под руководством профессора В. Ю. Визе. На нем находился опытный летчик М. С. Бабушкин, совершавший воздушные рейды на самолете «Ю. 13».
В западном направлении вышел ледокол «Красин», действовавший под руководством профессора Р. Л. Самойловича, имевший на борту полярного летчика Б. Г. Чухновского, совершавшего воздушные рейды на самолете «Ю. Г. 1.»
Советская помощь, опиравшаяся на сильнейших в мире ледоколах, каких не имеет ни одно капиталистическое государство, явилось наиболее существенной, наиболее действительной.
Ледоколам поставлена была задача, как можно глубже врезаться в льды, достичь как можно более высокой северной широты, откуда летчики Чухновский и Бабушкин на своих аппаратах смогли бы совершать длительные систематические воздушные поиски, имея базами ледоколы. По плану операций летчики должны были устраивать промежуточные базы на своем пути и дальше, за ледоколами.
Только такая система оказания помощи могла дать наиболее положительные результаты.
И, действительно, советские экспедиции блестяще справились с возложенной на них задачей.
Мы не станем здесь давать подробную оценку исполненной работы. Когда пишутся эти строки, деятельность советских экспедиций еще не закончена. Но уже теперь можно отметить несколько важнейших результатов:
1) советским экспедициям удалось блестяще выполнить свое прямое назначение по спасению потерпевших;
2) советские экспедиции собрали обширный и чрезвычайно ценный, насколько можно теперь уже судить, научный материал;
3) полеты Б. Г. Чухновского и М. С. Бабушкина внесли большой вклад в опыт полярной авиации;
4) советские экспедиции в новом свете поставили пред полярной проблемой вопрос о комбинированном действии ледоколов и летательных машин и
5) советские экспедиции показали всему миру нашу дисциплинированность, организованность, активность во всех подлинно культурных начинаниях, способность к быстрым и решительным действиям, а также значение существующей у нас тесной спайки между советской государственностью и советской общественностью, без чего не могла бы с такой быстротой наладиться и не могла бы так успешно протекать спасательная кампания, проведенная в СССР.
Что сделано пока непосредственно по спасению экспедиции «Италии»?
К моменту, когда пишутся эти строки, шведскому летчику Лундборгу удалось совершить посадку в местонахождении группы Нобиле и вывезти из льдов самого ген. Нобиле. Однако, попытка Лундборга вторично совершить посадку, чтобы подобрать остальных, окончилась неудачей: Лундборг повредил самолет и сам попал в положение потерпевшего крушение.
Вся эта группа вместе с летчиком Лундборгом и его самолетом была в дальнейшем обнаружена Б. Г. Чухновским и подобрана ледоколом «Красиным».
Б. Г. Чухновскому принадлежит также честь отыскания группы Мальмгрена.
Читатель знает из газет, что группа эта затем также была подобрана «Красиным».
Проф. Финн Мальмгрен видный, несмотря на свои 32 года, шведский ученый и полярный исследователь, участвовавший в целом ряде крупных экспедиций, погиб во льдах. Нашему ледоколу удалось лишь подобрать двух его спутников, итальянских офицеров Мариано и Цаппи.
В дальнейшем возникла новая задача: оставалось найти не только группу инж. Алессандри, но и пропавших без вести Роальда Амундсена и его спутников.
Когда пишутся эти строки, наиболее популярна версия, что Амундсену удалось присоединиться к группе Алессандри.
Так ли это? Жив ли великий полярный исследователь, человек, видевший оба полюса земного шара, носящий имя, с которым навеки связано открытие обоих концов земной оси? Жив ли Амундсен? Живы ли еще остальные герои и мученики ледяной пустыни?
Поиски продолжаются...
Организация радиостанции на Полюсе
Наступление современной метеорологии на «полярном фронте»', на «центр действия» циклонов ведется сейчас широким развернутым строем.
На очередь поставлен вопрос об организации метеорологической станции в самом полярном бассейне. Нужна с полюса ежедневная сигнализация о зарождении циклонов. Для этого нужно «заселить» и радиофицировать полюс.
На крайнем севере существует уже несколько метеорологических станций. Так, например, Норвегия имеет станции на Шпицбергене, Медвежьем Острове и Жан-Майне. Соединенные Штаты имеют станцию на Аляске. Существуют две станции на севере Гренландии (одна бывшая германская). СССР имеет станции на Новой Земле, острове Диксона у устьев Енисея и в северо-восточной Сибири.
На очереди — устройство сети метеорологических радиостанций на более высоких широтах. Намечаются станции на следующей окружности, охватывающей полярный бассейн: на Земле Франца-Иосифа, Северной Земле, Ново-Сибирских островах, о. Врангеля, крайнем севере Аляски (мысе Барроу), Архипелаге Пэри и в северо-восточной Гренландии.
Но и этого недостаточно. Возникла идея постройки радиостанции на полюсе. Однако, в непосредственной близости к полюсу пока не обнаружено суши. Там ее, быть может, и вовсе нет.
Предполагается поэтому оборудовать станцию на плавучих льдах. Существует несколько проектов автоматической сигнализации по радио с полюса. Уже изобретены остроумные приспособления, требующие нахождения в воздухе аэростата, стоящего на якоре над полюсом. Такого рода автоматическое приспособление требует лишь временных прилетов человека для регулирования действия механизмов.
Но такая возможность считается недостаточной.
Новый проект имеет ввиду постройку дома вблизи полюса, в котором постоянно находились бы люди и в котором помещалась бы большая метеорологическая радио-станция, отвечающая всем новейшим требованиям науки.
Самая суровая температура в Арктике, как известно уже нашему читателю, опускается не ниже — 60 гр. Мы видели, что в Верхоянске температура опускается до — 68 гр. Между тем Верхоянск — обитаемый город, не только с коренным местным, но и пришлым из Европы населением. При царском режиме Верхоянск был местом политической ссылки. Полярные экспедиции, в особенности в Антарктике, зимовали в хижинах в еще худших условиях, чем те, которые существуют на Северном полюсе. Жизнь однако в течение целой зимы оказалась для европейцев возможной.
Организация радиостанции на полюсе и систематическое обслуживание ее людьми, таким образом, надо считать по климатическим условиям возможными. Для этого нужен дом с хорошей тепловой изоляцией. В настоящее время уже выработан тип такого дома. Способы наиболее действительной изоляции найдены. Когда пишутся эти строки, намечено производство опытов с таким домом в альпийских горах.
Предполагается дом с совершенно оборудованной станцией в готовом виде перевезти на полюс. Это предполагается сделать при помощи большого и сильного дирижабля, для которого поднять и перенести такой дом не представит особенной трудности. Такую первую в истории транспортную операцию сможет выполнить по своей мощности «Л. Ц. 127». Связь с этой станцией будет поддерживаться на самолетах.
Чтобы такой «дом метеорологии» мог находиться на льду и на воде, ему предполагается придать характер судна.
4. Защита российских прав в Арктике
Предусмотрительная британская дипломатия, как мы видели, еще в 1917 г. закрепила свои права в Южной полярной области, а с 1923 г. Земля Росса имеет британского генерал-губернатора.
Там это лишено в настоящее время делового практического значения.
Неизмеримо серьезнее стоит вопрос о правах различных государств в Арктической области, тесно окруженной культурными странами, состоящей из целого ряда земель, лежащих вблизи материков Европы, Азии и Америки.
Наступает эпоха регулярного транспорта в Арктике. Властным хозяином вступает в нее человек. Завтрашнему дню принадлежит широкое использование Арктической области. Впереди вырисовываются перспективы использования огромных естественных богатств арктических земель, по всей вероятности, имеющих в своих недрах золото, уголь и другие ценные ископаемые.
Практически уже ставился англичанами (канадцами) вопрос об оккупации острова Врангеля, географически входящего в состав нашей Восточной Сибири. Недалек, вероятно, и тот час, когда потянутся к восточно-сибирскому сектору Арктики американцы и, быть может, японцы.
Показательна чрезвычайно любопытная, небольшая, но яркая политическая история Шпицбергена.
На Шпицбергене еще до войны усиленно разрабатывался каменный уголь. Разработку вели пять больших угольных обществ и синдикатов. Среди них были три русских компании: две чисто русские и одна смешанная англо-русская. Остальные предприятия принадлежали, главным образом, норвежцам, а также шведам, германцам и голландцам.
На Шпицбергене существовал до войны русский рабочий поселок.
26 января 1912 г. подписана была конвенция между Россией, Швецией и Норвегией относительно Шпицбергена. Но конвенция не была ратификовона.
Накануне войны в Осло, тогда Христиании, состоялась конференция по шпицбергенскому вопросу уже в расширенном составе. Вмешались великие державы. В новой конференции участвовали делегаты не только России, Швеции и Норвегии, но также Великобритании, Германии и Соединенных Штатов. Работы конференции не были доведены до конца. Началась мировая империалистическая война.
Наиболее веским и распространенным мнением было, что Шпицберген должен принадлежать России и Норвегии, как государствам наиболее заинтересованным.
Вопрос получил разрешение на Версальском конгрессе. Шемякин суд империалистов, конечно, определил, что Шпицберген должен принадлежать одной лишь Норвегии. Такое постановление и вошло в Версальский мирный договор.
На примере со Шпицбергеном можно видеть, в какую острую политическую стадию вступил уже вопрос о правах народов в Северной полярной области.
Азиатский сектор Арктики принадлежит нам бесспорно. Не только по географическому признаку, но и по роли, которую сыграли в его исследовании русские мореплаватели. Это положение является бесспорным. Возражения можно встретить относительно распространения наших прав на восточно-европейский полярный сектор. Речь идет, главным образом, о Земле Франца-Иосифа.
Интересно поэтому проследить историю исследования этого сектора, роль русских ученых и мореплавателей.
Предоставим слово по этому вопросу проф. Р. Л., Самойловичу, сделавшему в печати следующее сообщение.
«Земля Франца-Иосифа, открытая австро-венгерской экспедицией Вейпрехта-Пайера в 1873 году, теоретически была открыта задолго до путешествия в полярные страны этой экспедиции. Наш выдающийся географ и знаменитый революционер П. А. Кропоткин еще в 1870 г. высказал предположение, что к северу от Новой Земля должна находиться еще неоткрытая земля, которая простирается к северу дальше Шпицбергена и удерживает за собой льды. Нужно сказать кроме того, что Земля Франца-Иосифа географически ближе всего связана с нашей территорией — с Новой Землей и с северной Евразией, да и в смысле навигационном на Землю Франца-Иосифа легче всего попасть от Новой Земли.
Достаточно указать, что из шести иностранных экспедиций три были связаны своей работой с нашей территорией: Вейпрехт-Пайер и Ли-Смит спаслись только потому, что вернулись через Новую Землю, а Джексон предварительно побывал в Архангельске и у самоедов.
Наши экспедиции много поработали на Земле Франца-Иосифа и в водах, омывающих ее. Адмирал Макаров высаживался на м. Флора и поставил там знак. В 1913-14 г.г. там зимовала экспедиция Г. Я. Седова. Ею велись ежечасные метеорологические наблюдения, геологические исследования и топографические работы. На судне «Св. Фока» Седов поднялся Британским каналом почти до 81 гр. северной широты, но вследствие густого льда повернул на юг и стал на зимовку у о. Гукера. В феврале 1914 г. Седов, как известно, в сопровождении двух матросов вышел к Северному полюсу. Истощенный и больной, он по дороге скончался и был похоронен на Земле Кронпринца Рудольфа.
В 1913 г. экспедиция Брусилова производила к северу от Земли Франца-Иосифа глубоководные измерения и открыла там большие глубины, а штурман Альбанов прошел по льду вдоль западного берега Земли до м. Флора, где он встретился с экспедицией Седова. Во время этого перехода погибло 9 человек. В 1914 г. Ислямов на «Герте» подходил к м. Флора и поднял там русский флаг. В 1915 г. подходила к берегам Земли Франца-Иосифа шхуна «Андромеда» под командой Поспелова. В 1923 г. и 1926 г. у Земли Франца-Иосифа работало судно «Персей» Плавучего морского института. И, наконец, в 1927 г. у Земли Франца-Иосифа производил Институт по изучению Севера гидрологические работы, судно его «Зарница» (б. «Эльдинг») подходило к мысу Флора.
Таковы наши исторические права, согласно этой справке проф. Самойловича.
16 тысяч километров, на протяжении которых СССР граничит с полярной областью, делает для нас вопрос о том, кто будет владеть полярной областью, чрезвычайно важным и в настоящее время актуальным.
Права народов СССР на Арктическую область, лежащую в секторе нашего Союза вплоть до полюса, не подлежат никакому сомнению.
Однако, в условиях международного соперничества и натиска на нас со стороны капиталистических стран, эти права нуждаются в твердой защите и специальной охране.
Защита наших прав тем более необходима, что по полярным водам проходит так называемый Великий северный морской путь из европейской России на Дальний Восток, растянувшийся вдоль всей Сибири. Состояние техники до сих пор не давало возможности использовать этот путь, чтобы дать выход во внешний мир северным областям Сибири. В настоящее время при помощи самолетов и метеорологических радиостанций, которые могут корректировать движение судов среди ледяных течений и бурь, использование этого пути становится возможным.
В защиту наших очевидных и естественных прав ЦИК СССР опубликовал особое постановление от 15 апреля 1926 г. о территориальной принадлежности полярных областей в пределах указанных секторов нашему Союзу, о чем доведено было Наркоминделом до сведения всех государств, с которыми СССР находится в дипломатических отношениях.