Буровые вышки на санях
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: Н.Козлов. Буровые вышки на санях. Советская Арктика, №5, 1940 г.
Нашей экспедиции пришлось по существу начинать работу заново. На трех пароходах мы привезли с собой до 1000 т грузов, в том числе 2 трактора «Сталинец», большой катер, 2 двадцатитонных кунгаса, 4 фанерных дома системы инж. Романова и большое количество строительного материала. Мы оборудовали временное общежитие в бывшем гараже, построили склады для продовольствия и технического оборудования и приступили наконец к производственным постройкам.
Производитель буровых работ инж. Трофимов внес предложение строить буровые вышки на санях. Тщательно обсудив это предложение, по чертежам т.Трофимова построили первые три передвижные вышки. Применение таких вышек на угольных разработках и геологических работах в условиях Арктики целиком себя оправдало.
Бурение в одном месте обычно продолжается не более 10-15 дней. После этого вышка разбирается, переносится на новое место, где она снова собирается и устанавливается. На все это уходило много времени и сил (180 человеко-дней). После каждого такого «переселения» вышка требовала дополнительных средств и материалов на ремонт, а после 5-6 переездов приходила в полную негодность и выходила из строя.
Вышки, построенные по чертежам инж. Трофимова, передвигаются на новое место целиком. Передвижка их тракторами занимает не более 3-5 часов.
Устройство передвижных вышек несложно. Каждый полоз делается из двух брусьев толщиной 25х30 см, которые скрепляются 6 болтами. В эти брусья-полозья врубаются на определенном расстоянии друг от друга 6 поперечных брусьев толщиной 25х25 см. Вдоль саней посредине кладутся два ряжа из брусьев такой же толщины. С одного края саней эти ряжи сходятся друг с другом, с другого расходятся. Все это скрепляется болтами. Затем настилается сплошной пол. Получается площадка или основание вышки размером 5х8 м.
Мотор и движок крепятся болтами к ряжам.
Все 4 угла этой площадки обиваются листовым шестимиллиметровым железом; получаются так называемые «крабы», каждый из которых скрепляется 4 болтами. К полозьям с обоих концов привертываются тяги из шестимиллиметрового полосового железа с кольцом из дюймового прута. При передвижке дюймовый трос продевается в кольца, накладывается на крабы вокруг вышки и прикрепляется к двум тракторам. Кольца и крабы не позволяют тросу расколоть концы полозьев.
На площадку саней устанавливается копер, ноги которого делаются из брусьев толщиной 18х18 см и обносятся разборным каркасом. К каркасу пришиваются теплые тесово-фанерные щиты размером 1х2,5 м, проложенные внутри войлоком. Сверху копер также обшивается фанерными щитами. Для того чтобы при перевозке вышки на гору копер не мог завалиться, ноги его скрепляются железной накладной полосой 6х150 мм и 4 болтами. В середине вышки устанавливается снеготаялка, приспособленная из бензиновых бочек. Каждая вышка имеет три окна и две двери. В построенной таким образом вышке тепло, сухо и светло. Буровые рабочие могут работать в одних свитерах.
Примерно так же строятся и передвижные дома на 15 человек каждый. Из брусьев 25х30 см, длиной 5,5 м
вяжутся сани. Поперечные брусья толщиной 20х20 см и длиной 4,5 м врубаются в продольные (полозья) и скрепляются болтами. К концам полозьев так же, как и у вышки привертываются крабы и кольца с тягами. Затем устанавливается каркас из дюймового теса, меж стойками вставляются распоры, которые обшиваются фанерой с двух сторон. К каркасу прикрепляется второй каркас из дюймовых планок с распорами. Этот каркас в свою очередь обшивается третьим слоем фанеры. Между вторым и третьим слоем фанеры прокладывается строительная бумага для термоизоляции. Потолок (он же кровля) кроется двумя слоями рубероида. Внутри дома в два яруса устраиваются вагонного типа койки на 14 человек, комната для бурового мастера и небольшая кают-компания с печкой из маленькой бензиновой бочки. По такому же принципу строятся и передвижные кухни-столовые на 8 человек.
Сани - основание передвижной вышки
Преимущества передвижной вышки говорят сами за себя. На строительство обыкновенной (разборной) вышки уходит 40 рабочих дней. Сметная стоимость ее – 6 тыс. руб. На разборку, перевозку и установку вышки на новом месте через каждые 15-20 дней требуется дополнительное рабочее время, а на неизбежный ремонт – дополнительные материалы и средства. На сооружение передвижной вышки требуется не больше времени, чем на сооружение обыкновенной. Стоимость ее не выше 8 тыс. руб. На перевозку ее уходит от 3 до 5 часов. Прибыв на новое место, вышка тотчас же может начать работу. Таким образом, рабочая сила и время, затрачиваемые обычно на вспомогательные процессы (разборка, перевозка, ремонт и установка вышки на новом месте), используются на основной производственный процесс – бурение.
Кроме того, передвижная вышка отличается от обыкновенной лучшими условиями труда рабочих и бытовыми преимуществами. На разборной вышке буровой рабочий, кончив смену, вынужден в пургу, в дождь, ночью идти несколько километров до общежития. При работе на передвижной вышке общежитие едет вслед за вышкой. Пока вышка передвигается на новую «позицию», буровые рабочие находятся в сухом, теплом, светлом помещении и за время переезда могут хорошо отдохнуть и поесть. Охрана здоровья рабочих и организация нормальных условий труда, о которых в конечном счете зависит производительность труда, на Севере играют исключительную роль.
Зимой, особенно в пургу, на разборной вышке почти невозможно работать. Открытую, не защищенную от ветра вышку, как колокольню, продувает со всех сторон, снег заносит моторы. В результате – на зимние месяцы, то есть больше чем на полгода, буровые работы по существу приостанавливаются. По заявлению же буровых рабочих нашей экспедиции, зимой бурить лучше и удобнее, чем летом. Летом по тундре труднее перетаскивать готовую вышку и нелегко найти воду, а зимой вода всегда под руками, были бы только снеготаялки.
Передвижная буровая вышка в рабочем состоянии