Методика категорирования пешеходного маршрута



Методика категорирования пешеходного маршрута

Источник: Сборник информационных и нормативных материалов "Условия труда на геологосъемочных работах"

Редактор и составитель Лучанский Григорий

Москва, ФГУНПП «Аэрогеология», 2004 г.

Сборник нормативных документов по спортивному туризму. Москва, 1996 г.


Настоящая методика предназначена для оценки категории сложности пешеходных маршрутов, нитка которых отличается от представленных в «Перечне классифицированных туристских спортивных маршрутов...», или маршрутов, включающих элементы других видов туризма, а также совершенных впервые. Методика может применяться при подготовке группы к походу и выборе маршрута, отличающегося от приведенных в «Перечне...», при выпуске МКК группы на маршрут, при составлении отчета о пройденном маршруте и его зачете, при уточнении «Перечня...», судействе чемпионатов по туризму, отнесении маршрута к одному из видов туризма и др.

Методика заключается в балльной оценке сложности маршрута по совокупности следующих характеристик протяженности(l), продолжительности (t), локальном препятствии (ЛП), протяженным препятствиям (ПП), району похода, автономности, перепаду высот.

Таблица 1.

 

№ п/п

Показатель маршрута

Категория сложности маршрута

I

II

III

IV

V

VI

 

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Продолжительность маршрута (t), дней (не менее)

6

8

10

13

16

20

2

Протяженность маршрута (1), км (не менее)

130

160

190

220

250

300

3

Максимально допустимое количество баллов за локальные препятствия (ЛПmах)

20

30

50

75

11О

150

4

Баллы за локальные препятствия (ЛП), идущие в зачет (не более)

2

6

20

35

55

75

5

Баллы за протяженные препятствия (ПП), идущие в зачет (не более)

10

20

40

60

80

110

6

Географический показатель (Г)

Определяется по таблице 4

7

Автономность (А)

Определяется по таблице 5

8

Коэффициент перепада высот (К)

Определяется по формуле(1)

9

Общее количество баллов, набранных категорируемым маршрутом (КС)

12-25

26-59

60-94

95-134

135-184

185 и более


Единая всероссийская спортивная классификация маршрутов 

Таблица 2. Баллы за локальные препятствия (ЛП) 

Категория трудности препятствия

Характеристики препятствия

Число препятствий/количество баллов за них по категориям сложности маршрута

I

II

III

IV

V

VI

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

1. Переправа

 

 

 

 

 

 

Н/К

(простейшая)

Переправы через реки с небольшой скоростью течения (не более 0,5 м/с); глубина 0,5-0,6 м; переходы по бревну или вброд при ширине потока менее 5 м

4/2

4/2

4/2

4/2

4/2

4/2

1А (простая)

Переправы через реки шириной 6-20 м; течение среднее (около 1,5 м/с); глубина до 0,8 м. Для организации переправы требуются усилия не менее 3-4 человек

 

3/3

3/3

3/3

3/3

3/3

1Б (средняя)

Переправа через реки шириной более 20 м; скорость течения выше средней (до 2 м/с); глубина более 0,8 м. Необходимо маневрирование группы относительно основного направления при броде. Необходима работа всей группы; часть группы страхует

 

 

2/6

2/6

2/6

2/6

2А (сложная)

Ширина реки 30 м, скорость течения около 3 м/с, глубина 0,8 м. Для переправы необходимо навешивание перил. Работает вся группа, часть из которой страхует

 

 

 

1/6

1/6

1/6

2Б (навесная)

Ширина реки 30м, скорость течения 3 м/с и более, глубина 1,2 м и более. Переправа вброд невозможна. Необходима навесная переправа; переправа первого участника с применением плавсредств (салик, катамаран, надувное судно) или вплавь со страховкой

 

 

 

 

1/10

2/20

Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий, идущих в зачет

2

5

11

17

27

37

 

2. Перевал

 

 

 

 

 

 

Н/К

Не менее 100 м перевального взлета, движение затруднено осыпями, растительностью, легкими скалами, не требующими коллективной страховки

1/2

1/2

1/2

1/2

1/2

1/2

По действующей методике оценки

 

1/4

1/4

1/4

1/4

1/4

По действующей методике оценки

 

 

1/6

1/6

1/6

1/6

По действующей методике оценки

 

 

 

1/8

1/8

1/8

По действующей методике оценки

 

 

 

 

1/11

2/22

Максимальная сумма баллов за препятствие

2

6

12

20

31

42

 

3. Вершина

 

 

 

 

 

 

Н/К

Не менее 300 м перепада высот, движение затруднено осыпями, растительностью, легкими скалами

 

1/4

1/4

1/4

1/4

1/4

По действующей классификации

 

 

1/5

1/5

1/5

1/5

По действующей классификации

 

 

 

1/7

1/7

1/7

По действующей классификации

 

 

 

 

1/9

2/18

Максимальная сумма баллов за препятствие

0

4

9

16

25

34

 

4. Траверс гребня

 

 

 

 

 

 

Н/К

 

Лесистый, осыпной, снежный. Уклон вдоль гребня 15-20 гард., длина траверса не менее 3 км

 

1/4

1/4

1/4

 

1/4

 

1/4

 

Травянистый, осыпной, снежный, участки легких скал, индивидуальная страховка, уклон вдоль гребня 20-25 град., длина не менее 2 км

 

 

1/5

1/5

1/5

 

Осыпной, снежный, ледовый, участки скал, требуется коллективная страховка. Уклон вдоль гребня 25-30 град., длина не менее 1 км

 

 

 

1/7

1/7

1/7

Труднопроходимые скалы, участки льда; страховка коллективная. Уклон 35 град., длина не менее 500 м

 

 

 

 

1/9

2/18

Максимальная сумма баллов за препятствие

0

4

9

16

25

34

 

5. Каньон

 

 

 

 

 

 

Н/К (простейший)

Движение по песку, гальке, траве, камням и осыпям без страховки, длина пути в каньоне (или вдоль прижима) не менее 200 м

3/2

3/2

3/2

3/2

3/2

3/2

1А (простой)

Движение без страховки, длина пути в каньоне (или вдоль прижима) не менее 200м

 

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

1

2

3

4

5

6

7

8

1Б (средний)

Движение вдоль каньона не менее 200 м; применение страховки не менее чем на 25% длины участка

 

 

2/6

2/6

2/6

2/6

2А (сложный)

Движение вдоль каньона не менее 200 м; применение страховки не менее чем на 50% длины участка

 

 

 

2/10

2/10

2/10

2Б (очень сложный)

Движение вдоль каньона не менее 200 м; навешивание перил и применение страховки не менее чем на 75% длины участка

 

 

 

 

1/8

2/16

Максимальная сумма баллов за препятствия

2

4

10

20

28

36

 

Таблица 3. Баллы за протяженные участки (ПП)

 

Категория трудности препятствий

Характеристика препятствия

Длина препятствия, км/баллы за него по категориям сложности маршрута

I

II

III

IV

V

VI

 

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Растительный покров

 

 

 

 

 

 

НТК (лес легкопроходимый)

Лес проходится по тропам или легко без них

50/10

50/10

50/10

25/5

0

0

1А (лес сред-непроходи-мый)

Наличие густозаросших участков, подлеска

 

12/5

15/6

20/8

25/10

12/5

1Б (высоко-травье)

Скрытые в траве неровности склона, углубления, камни, крутизна склона не менее 20 град.

 

12/5

15/6

20/8

25/10

12/5

2А (лес труднопроходимый)

Много участков завалов, буреломов, глубокий мшаник и т.д.

 

 

10/6

15/9

20/12

25/15

2Б (стланик, гари)

Кедровый, березовый стланик, бамбук, гари

 

 

 

5/14

10/28

20/56

Максимальная сумма баллов за препятствия всех категорий, идущая в зачет

10

20

28

44

60

81

2. Болота

 

 

 

 

 

 

 

Н/К (легкопроходимое)

Вязкие заболоченные участки глубиной 0,2-0,4 м, необходима индивидуальная страховка

20/10

40/20

40/20

20/10

14/7

10/5

1А (кочкар-никовое)

Кочки, окруженные водой, нужна индивидуальная страховка

 

 

10/12

15/18

20/24

25/30

1

2

3

4

5

6

7

8

1Б (топи, мари)

Индивидуальная и коллективная страховка, создание мостов из жердей, установка перил

 

 

 

2/20

3/30

5/50

Максимальная сумма баллов за препятствия

10

20

32

48

61

85

3. Осыпи, морены

 

 

 

 

 

 

Н/К (мелкая, пологая)

Камни небольшие, крутизна склона 15-20 град.

14/7

20/10

20/10

10/5

6/3

0

1А (средняя, пологая)

Камни «живые» размером до 1 м, крутизна склона до 25 град., индивидуальная страховка

2/3

4/6

6/9

10/15

10/15

10/15

1Б (мелкая, крутая)

Осыпи «живые», крутизна 30-40 град.

 

2/4

3/6

5/10

7/14

10/20

2А (средняя крутая)

Камни «живые» размером до 1 м, крутизна склона 30-35 град.

 

 

1/5

2/10

3/15

4/20

2Б (крупная)

Камни «живые» размером 1 м и более, необходима страховка

 

 

 

1/7

2/14

3/28

Максимальная сумма баллов за препятствия

10

20

30

47

67

83

4. Пески

 

 

 

 

 

 

 

Н/К (грядовые)

Отдельные гряды или лунки песков

20/10

40/20

40/20

10/5

6/3

0

1А (сплошные)

Сплошные участки ровных песков

 

 

10/15

30/30

60/45

100/6 0

1Б (дюнные)

Сплошные пески с дюнами, грядами, барханами

 

 

 

20/15

40/30

60/45

Максимальная сумма баллов за препятствия

10

20

35

50

78

105

5. Снежный участок

 

 

 

 

 

 

Н/К (неглубокий покров)

Снежный покров глубиной 10-25 см

20/10

30/15

40/20

40/20

20/10

0

1А (средний покров)

Раскисший или неплотный снежный покров глубиной 0,5-0,6 м и более

 

2/4

6/12

10/20

20/40

30/60

1Б (глубокий покров)

Раскисший или неплотный снежный покров глубиной 0,7-1 м и более

 

 

 

1/4

3/12

6/24

Максимальная сумма баллов за препятствия

10

19

32

44

62

84

6. Ледовый участок

 

 

 

 

 

 

Н/К (фирновый снег)

Лед, покрытый сыпучим кристаллическим снегом глубиной 10-15 см

13/10

20/16

30/24

30/24

30/24

30/24

1А (фирновый лед)

Лед с шероховатой поверхностью

 

7/4

14/8

20/12

30/18

40/24

1Б (глетчерный лед)

Лед с ровной поверхностью

 

 

 

5/10

10/20

15/30

Максимальная сумма баллов за препятствия

10

20

32

46

62

78

7. Водный участок

Маршрут 1 к.с.

По действующей классификации

 

70/20

100/30

 

 

 

Маршрут II к.с.

По действующей классификации

 

 

 

100/45

 

 

Маршрут III к.с.

По действующей классификации

 

 

 

 

100/60

150/90

Максимальная сумма баллов за препятствия

0

20

30

45

60

90

 


Таблица 4. Географический показатель туристских районов для пешеходного туризма (Г)

 

Туристский район

Показатель, баллы

Средняя равнинная часть европейской территории

0-2

Карпаты, Крым

3

Карелия, Волгоградская область, Кавказ, Армения

4

Средний и Южный Урал, Тянь-Шань

6

Алтай, Кузнецкий Алатау

7

Западно-Сибирская низменность

7-10

Архангельская обл., Респ. Коми, Памиро- Алтай, Зап. и Вост. Саян

8

Северный Урал, Приморье

9

Кольский полуостров, Памир

10

Хабаровский край

11

Полярный Урал, Прибайкалье, Забайкалье, Кодар, Удокан, Сахалинская область

12

Пустынные и полупустынные районы Средней Азии

13

Становой хребет и Алданское нагорье

14

Камчатка и Курильские острова

15

Плато Путорана

16

Магаданская обл., Чукотка

18

Верхоянский хребет, хр. Черского и Сунтар-Хаята, Корякское нагорье

19

Таймыр (г. Бырранга), о. Врангеля

24

Северная Земля и Земля Франца-Иосифа

30

 

Таблица 5. Показатель автономности маршрута (А)

Уровень автономного маршрута

Коэффициент автономности

Маршрут пройден группой при полной автономии

1

Маршрут пройден группой с привлечением транспортных средств для организации заброски (промежуточных баз)

0,7

Маршрут проходит через один населенный пункт

0,5

Маршрут проходит через два и более населенных пунктов

0,2

 

Оценка категории сложности маршрута производится в следующей последовательности:

1.В соответствии с длиной (L) и продолжительностью (t) категорируемого маршрута по табл. 1 (разделы 1 и 2) определяется ориентировочно его категория сложности.

2.Составляется перечень всех локальных препятствий, преодолеваемых на маршруте, и с помощью табл. 2 определяется максимальное количество баллов, которое набрал бы категорируемый маршрут, если бы все локальные препятствия шли в зачет. Баллы за препятствия, не приведенные в табл. 2 (например, за перевал ЗА к.т.), определяются так же, как за препятствия максимальной категории трудности данного вида. Полученная за все локальные препятствия сумма баллов не должна превышать максимально допустимого значения (ЛПmах), соответствующего ориентировочно выбранной категории сложности маршрута. Если полученная сумма баллов превосходит ЛПmах, то необходимо сократить количество локальных препятствий и, если потребуется, уточнить нитку маршрута. Значения ЛПmах определены по соображениям безопасности прохождения маршрута и приведены в табл. 1 (раздел 3).

3.По табл. 2 и 3 подсчитывается отдельно сумма баллов, набранных по каждому виду локальных и протяженных препятствий. В таблицах приведены ориентировочные параметры (границы) препятствий, поэтому при категорировании реальных препятствий допускаются незначительные отклонения от указанных требований, при условии, что объем технической работы, необходимый для преодоления препятствий, остается прежним. Длина протяженного препятствия соответствующего вида и категории трудности определяется суммированием длин аналогичных препятствий по всему маршруту.

При определении баллов за ЛП и ПП нужно соблюдать следующие требования:

3.1.В зачет идет только то количество (или длина) и те виды препятствий, которые указаны в табл. 2 и 3, в соответствии с выбранной ориентировочно категорией сложности маршрута;

3.2.Если в категорируемый маршрут включены препятствия, характерные для маршрутов более высоких категорий сложности (в том числе и не приведенные в табл. 2 и 3, например, перевалы ЗА к.т., река IV к.с. и др.), то зачет баллов за них производится как за препятствия маршрута, категория сложности которого выбрана ориентировочно. При этом общее количество (длина) препятствий, идущих в зачет, должно удовлетворять требованиям п. 3.1 данной методики;

3.3.На одном и том же участке маршрута в зачет идут как локальные, так и протяженные препятствия, независимо от их взаимного расположения;

3.4.При уменьшении количества локальных или длины протяженных препятствий соответствующей категории трудности пропорционально уменьшается и количество полученных за них баллов;

3.5.При наличии в походах IV-VI к.с. водных участков I или II к.с. зачет баллов за них идет как для походов II, III или IV к.с.;

3.6.Категория трудности связки перевалов или перевала с односторонним прохождением оценивается по совокупности участков подъема и спуска, при этом участок траверса (если он есть) оценивается отдельно;

3.7.Если траверс хребта или прохождение связки перевалов включает восхождение на вершину, то при категорировании маршрута в зачет идет только одно из двух локальных препятствий (например, при траверсе гребня в зачет по выбору может идти либо вершина, либо траверс);

3.8.Если количество (длина) препятствий, соответствующее данной категории сложности маршрута, превышает значения, указанные в табл. 2 и 3, то «лишнее» количество (длина) препятствий может идти в зачет за более простые препятствия данного вида. При этом должны удовлетворяться пп 3.1 и 3.2 данной методики. Это требование распространяется и на препятствия, определяющие более высокие категории сложности маршрута или не характерные для пешеходного туризма.

4.Производится оценка общего количества баллов, идущего в зачет за все виды локальных (протяженных) препятствий. Общая сумма не должна превышать значений, указанных в табл. 1 (раздел 4 или 5).

5.По табл. 4 и 5 определяется количество баллов, которое маршрут получает за счет района проведения похода и автономности. Если в табл. 4 нужный район не указан, то его географический показатель (Г) соответствует ближайшему по расположению к нему району из приведенных в таблице с аналогичными природными условиями.

6.Используя высотный график маршрута, по формуле (1) определяется коэффициент перепада высот (К):

К=1+Н/30,        (1)

где Н - суммарный перепад высот (включая подъемы и спуски) на активной части маршрута (в километрах).

7.По формуле (2) на основании полученных оценок отдельных параметров категорируемого маршрута подсчитывается общее количество набранных им баллов (КС):

КС=ЛП+ПП+(Г х А х К),       (2)

где ЛП и ПП - баллы соответственно за локальные и протяженные препятствия;

Г - географический показатель района похода;

А - коэффициент автономности.

8.В соответствии с продолжительностью (t), протяженностью (L) и количеством баллов, которое набрал маршрут (КС), по табл. 1 (разделы 1,2 и 9) определяется его окончательная категория сложности. В случае, если она не совпадает с ее ориентировочной оценкой, производится уточнение категории.

Маршрут, не удовлетворяющий одновременно требованиям разделов 1, 2 и 9 таблицы 1, классифицируется как маршрут меньшей категории сложности с элементами маршрута более высокой категории сложности, если они имеются. В этом случае в соответствии с п. 2 данной методики повторно уточняется максимально допустимое количество локальных препятствий на маршруте.

Если количество баллов, набранное маршрутом, соответствует более высокой категории сложности, то МКК в виде исключения может присвоить эту категорию маршруту, если его протяженность составляет не менее 75% от норматива для данной категории сложности.

9.При прохождении категорийных перевалов и водных участков маршрута к участникам и руководителю группы предъявляются требования в соответствии с «Правилами проведения соревнований туристских спортивных походов».

Примечание:

При выдаче справки о пройденном маршруте в разделе «Особые отметки МКК» указываются максимальные категории трудности и виды локальных и протяженных препятствий, присутствующих на маршруте (например), перевал 2А, переправа - ЗА, вершина - 1А, растительность - 1Б, снежный участок - 1Б, ледовый участок - 1А). Наличие в справке информации о максимальной категории трудности препятствий позволяет в дальнейшем МКК оперативно оценивать особенности пройденного маршрута и приобретенный при этом туристский опыт.




Таблица оценки трудности перевалов 

Категория трудности перевалов

Характер наиболее сложных участков пути

Техника и условия передвижения

Общее время преодоления перевала. Количество точек страхования (n). Длина определяющего участка (l)

Необходимое специальное снаряжение

1

2

3

4

5

Простые, осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30 град.; пологие (до 15 град.) ледники без трещин; крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал, обычно наличие троп на подходах.

Простейшая индивидуальная техника передвижения; самостраховка альпенштоком или ледорубом. При переправах через реки -на подходах может потребоваться страховка с помощью веревки. Ночевки, как правило, в лесной или луговой зоне.

Несколько часов.

n = 0,   l = 0

Обувь на нескользкой подошве, альпенштоки, страховочные -пояса (грудные обвязки) и карабины на каждого участника. 1-2 основные веревки на группу.

Несложные скалы, снежные и осыпные склоны средней крутизны (от 20 до 45 град.), а в некоторые годы и участки льда на склонах, обычно покрытые снегом; закрытые ледники с участками скрытых трещин.

Простейшая коллективная техника: одновременное движение в связках по склонам и закрытым ледникам. Навеска перил на склонах и при переправах. Возможные ночевки на границе ледниковой зоны.

Не более одного дня. n = до 5;

l = до 40-50 м

Ботинки на рифленой подошве, альпенштоки или ледорубы (1-2 ледоруба на группу обязательно), страховочные системы и карабины на каждого участника. По одной основной  веревке на каждых 3-4 человек. Крючья скальные и ледовые (3-4 на группу), скальный и ледовой молоток.

 

Скальные, снежные, ледовые склоны средней крутизны (от 20 до 45 град.); закрытые ледники и несложные ледопады.

Более сложная индивидуальная и коллективная техника, попеременная или групповая (перильная) страховка, использование «кошек» или рубка ступеней; может понадобиться крючьевая страховка. Возможны ночлеги в ледниковой зоне

Не более суток.

n = 5-10; 1 =  до 80–100 м (2-3 веревки подряд)

Кроме перечисленного для перевалов 1Б к.т. ледорубы и «кошки» на каждого участника, крючья в необходимом количестве и ассортименте. По одной основной веревке на каждых -2-3 человек.


1

2

3

4

5

Крутые (свыше 45 град) снежные, ледовые и скальные склоны средней сложности, возможны короткие (до 10-15 м) стенные участки; ледопады средней сложности.

Применение всего наиболее распространенного арсенала технических приемов; перильная или переменная страховка, применение крючьев, движение первого на подъеме, а последнего на спуске без рюкзака, раздельный подъем и спуск рюкзаков; спуск по веревке («дюльфер»). Как правило, неизбежны ночлеги в ледниковой зоне.

Не менее суток n=5–20; 1= до 200 метров (3-5 веревок подряд)

Кроме перечисленного для перевалов 2А к. т., тормозные устройства для спуска по веревке и (желательно) зажимы для подъема. Вспомогательные веревка, петли, расходные концы веревок и крючья для спуска.

ЗА

Крутые (от 45 до 65 град.) снежные, ледовые и скальные склоны значительной протяженности; стенные участки до 1-2 веревок подряд; сложные ледопады.

Применение разнообразных приемов передвижения и страховки на протяженных участках, включая применение искусственных опор, лесенок, якорей и т.п. Обычно необходима предварительная разведка и обработка маршрута. Тактика приобретает преобладающее значение. Неизбежны неоднократные ночлеги в ледовой зоне. Организация бивака может потребовать больших затрат времени и сил.

До двух суток n=10–40, 1= от 200 до 500 м (до 10  веревок подряд)

Кроме перечисленного выше снаряжения, зажимы для подъема по веревке; возможно использование основных и вспомогательных веревок увеличенной длины; может потребоваться применение лесенок, закладок и крючьев, извлекаемых при спуске.

ЗБ

То же, что и для ЗА, но при большей протяженности сложных участков, разнообразном их характере или предельной сложности, включая стены крутизной 60 град. и более

Необходимость практически непрерывной взаимной и групповой страховки в течение многих часов и даже суток; специальной рассчитанной на преодоление данного перевала, подготовки; отличного владения техникой всеми участниками; безупречной тактики. Возможно отсутствие мест для ночевок, что требует организации «сидячих» или «висячих» биваков.

Не менее двух суток n=более 30; 1=500 м и более (10 веревок подряд)

То же, что и 3А. Может потребоваться снаряжение, специально подготовленное для преодоления конкретного перевала.

Примечания:

1. Приведенные в графах 2, 3 и 4 техническая сложность участков и способы их преодоления характерны только для данной категории трудности перевалов и не встречаются при преодолении перевалов предшествующих категорий.

Допускается наличие участков любой протяженности со сложностью, характерной для перевалов предшествующих категорий.

Под точками страховки подразумеваются места (позиции) закрепления и протравливания веревки с помощью ледоруба, крючьев с карабинами, скальных выступов, ледовых столбиков, через плечо, поясницу и т.п., необходимые для навески перил и для страховки идущего первым на подъеме и последнего при спуске.

Наличие потенциально опасных участков (камнепады, лавины, ледовые обвалы) не влияет на категорию трудности перевала и должно учитываться в тактике прохождения и в подборе снаряжения.

Для прохождения любой категории трудности в зимних условиях или при глубоком снеговом покрове на склонах дополнительно требуется иметь: лавинные шнуры (20 м) на каждого участника и лавинные лопаты по одной на каждых 2-3 человек.

 

Таблица оценки трудности водных препятствий 

Категория трудности

Характеристика препятствия

1(Л)

«Легкое» препятствие. Доступно для прохождения туристам, не имеющим туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы, не требуется выбора линии движения и разведки. Характерны для маршрутов  I к. с.

2(П)

«Простое» препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим, скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов II к. с.

3(СР)

Препятствие «средней» трудности. Локальный порог со спокойным участком на выходе, шивера, отдельные камни в русле, завалы. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов III к.с.

4 (С)

«Сложное» препятствие. Протяженная шивера или порог с большим количеством камней, «бочками» и валами. Каньон и щеки с прижимами, отдельными камнями и сливами. В конце препятствия имеются достаточно протяженные относительно спокойные участки реки. Желательна разведка, элементы страховки, линия движения с воды не просматривается или невнятно выражена. Определяющее препятствие маршрутов IV к.с.

5 (Т)

«Трудное» препятствие. Технически трудный протяженный порог или шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные «бочки» и валы, сложная линия движения. Препятствия следуют друг за другом. В конце препятствий короткий участок быстротока, где возможна швартовка. Каньон с препятствиями 4 к.т. Сильный прижим. Обязательна разведка и страховка, возможна аварийная ситуация. Определяющее препятствие маршрутов V к. с.

6(ТТ)

«Очень трудное», опасное препятствие. Опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или невозможны. Опасное локальное препятствие на участках с высоким уклоном и расходом воды. Проходится после тщательной разведки и со страховкой. Преодолевается на пределе возможности судов. Определяющее препятствие маршрутов VI к.с.

6 (ТТТ)

«Сверхтрудное» препятствие. Труднопроходимое для любого класса судов. Ранее не пройденное или имеющее единичные случаи прохождения, крайне опасное для жизни членов экипажей (завалы, водопады, водосбросы, ущелья. . .). Характерно для маршрутов – первопрохождений VI к. с.

 Методика категорирования велосипедных маршрутов

Методика предназначена для определения категории сложности велосипедных маршрутов как комплексного показателя, учитывающего все параметры маршрута, влияющие на трудность его прохождения. В ней при определении категории сложности учитывается, кроме всего прочего, интенсивность прохождения маршрута, что отражает специфику велосипедного туризма.

Поскольку предлагаемая методика является первым опытом такого рода для велотуризма, а также учитывая неоднозначность мнений о конкретных составляющих методики, она вводится в качестве эксперимента на период действия существующих разрядных требований.

Комплексный показатель – категория сложности велосипедного маршрута – включает в себя количественную оценку следующих параметров похода:

L – протяженность маршрута;

t –  продолжительность маршрута;

i – интенсивность прохождения маршрута;

ЛП - локальные препятствия;

ПП – протяженные препятствия;

А – автономность;

СГ – сезонно-географический показатель.

 

Протяженность маршрута сама по себе не является фактором, определяющим его категорию, и увеличение протяженности свыше указанной в таблице  не может служить основанием для повышения категории сложности. Показатель протяженности используется при оценке интенсивности прохождения маршрута.

Продолжительность маршрута связана с его протяженностью и также определяет интенсивность прохождения маршрута.

Интенсивность прохождения маршрута – специфический показатель велотуристского похода, количественно оценивающий ежедневный уровень затрат физических и моральных сил в походе. Определяется отношением фактического среднего дневного пробега с учетом эквивалента локальных препятствий к номинальному (определенному по нормативным требованиям):

I =((Lф + Л) х Тн)/(Тф + lн)

где: Lф – фактическая протяженность маршрута, км;

lн – номинальная протяженность по нормативам, км;

Л – пробег (км), эквивалентный по затратам времени и сил преодолению локального препятствия на маршруте. Определяется путем экспертной оценки (см. таблицу 1);

Тф – фактическая продолжительность прохождения маршрута, дней;

Тн – продолжительность похода по нормативу, увеличенная на коэффициент дневок (1, 2).

 

Локальные препятствия (ЛП)

(подробные характеристики препятствия приведены в методике категорирования
пешеходных маршрутов)

Характеристика ЛП

Эквивалентный пробег, км

Переправы

 

Н/К (простейшая)

2

1А (простая)

10

1Б (средняя)

20

2А (сложная)

40

2Б (навесная)

80

Перевальные взлеты (за каждые 100 м пути)

 

Н/К

1,5

2

Каньоны (за каждые 100 м пути)

 

Н/К

1

2

4

Болота (за каждые 100 м пути)

 

Н/К

2

4

8

Осыпи, морены (за каждые 100 м пути)

 

Н/К

2

4

Снежно- ледовые участки (за каждые 100 м пути)

 

Н/К

2

4

Пески (за каждые 100 м пути)

 

Н/К

0,5

1,5

Растительный покров (за каждые 100 м пути)

 

Н/К

0,5

1

2

4

8

 Локальные препятствия (ЛП) - препятствия, имеющие четкие границы и небольшую протяженность. Специфика велотуризма заключается в том, что маршрут велопохода не содержит локальных препятствий, которые можно было бы отнести исключительно к этому виду туризма.  ЛП, встречающиеся в велопоходах (перевалы, переправы и т.п.), являются характерными для других видов туризма, прежде всего для пешеходного, и описаны в классификации пешеходных маршрутов. Кроме того, в велотуризме рассматриваются как локальные некоторые препятствия, являющиеся в пешеходных маршрутах протяженными (болота, пески, снежно-ледовые участки и т.п.). Это связано с тем, что включение таких участков в веломаршруты носит случайный или вынужденный характер и для них характерна малая протяженность по сравнению с протяженностью веломаршрута. Включение ЛП в маршрут велопохода не является основанием для повышения категории сложности велопохода и служит косвенным фактором, повышающим сложность похода за счет затрат времени на их преодоление и, соответственно. Увеличения интенсивности прохождения маршрута.

Протяженные препятствия (ПП) является основным видом препятствий велосипедного маршрута и главным параметром, определяющим его категорию сложности. Они характеризуются значительной протяженностью и относительно равномерным распределением затрат энергии на их преодоление. Для количественной оценки набора препятствий, отвечающего требуемой сложности маршрута, применяется понятие категории трудности ПП велосипедного маршрута.

 

Балльная оценка препятствий велосипедного маршрута по категориям трудности 

Категория трудности

1

2

3

4

5

Количество баллов

1,1-1,5

1,62,5

2,6-3,9

4-5,9

6-8

 Для стимулирования включения в сложные веломаршруты разнообразных протяженных препятствий, требующих смены тактики и владения всем арсеналом технических приемов велотуризма, количество баллов, принимаемое в расчет для каждого отдельного препятствия, не может превышать восьми, что соответствует высшему значению для ПП 5-ой категории трудности.

Количество баллов рассчитывается по формулам:

Для равнинных участков:

КТ = Кпк х Кпр х Кпер

Для горных участков:

КТ = Кнв х Кв х Кпк х Ккр,

где: КТ – количество баллов для определения категории трудности ПП;

Кпк – коэффициент дорожного покрытия

 

Значения коэффициента дорожного покрытия (кПк)
для различных типов дорог и троп

Асфальт

– 0,8

Профилированная гравийная и грунтовая дорога

– 1

Каменистая, щебеночная или непрофилированная грунтовая дорога

– 1,4

Используемая лесовозная, тракторная дорога, скотогонная троп

– 2

Зимник, заброшенная лесовозная, тракторная дорога, туристская тропа

– 2,5

Труднопроходимое бездорожье

– 3

 

Кпр - коэффициент протяженности, рассчитывается по формуле:

Кпр = 1 + Lпп/100    , где Lпп - длина ПП в км (4)

Кпер - коэффициент пересеченности меткости

 

Значение коэффициента пересеченности местности Кпер 

Плоская равнина

– 0,8

Слабопересеченная местность со средними уклонами дорог до 4% и перепадами высот до 50 м

– 1

Среднепересеченная местность с уклонами дорог до 8% и перепадами высот до 100 м

– 1

Сильнопересеченная местность с уклонами дорог свыше 8% и перепадами высот до 200 м

– 1,4

 

Кнв - коэффициент набора высоты, равен:

до 200 м                        1,0

200-500 м                     1,1

501-800 м                     1,2

801-1100м                    1,4

1101-1400 м     1,6

свыше 1400 м               2,0

Кв – коэффициент абсолютной высоты, равен:

 

Высота

Кавказ

Сибирь

Заполярье

Прочие

До 500 м

1,0

1,0

1,0

1,0

501-1000

1,0

1,0

1,2

1,0

1001-1500

1,0

1,2

1,4

1,0

1501-2000

1,2

1,3

1,6

1,1

2001-2500

1,3

1,4

-

1,2

2501-3000

1,4

1,6

-

1,3

3001-3500

1,5

1,7

-

1,4

3001-3500

-

-

-

1,6

4001-4500

-

-

-

1,8

4501-5000

-

-

-

2,0

Свыше 5000 м

-

-

-

2,4

 

Ккр - коэффициент крутизны (уклон) равен:

до 4%–   1,0

4-6%–   1,1

7-9%–   1,3

10-12%–   1,5

13-14%–   1,8

свыше 14%–   2,0

При этом процент уклона определяется по формуле:

НВ / ПР х  100%,

где НВ – набор высоты, м;

ПР – протяженность подъема при преодолении препятствия, м.

 

Автономность (А). Показатель автономности в велопоходе может быть как повышающим, так и понижающим категорию сложности, в зависимости от его влияния на другие параметры.

А=1,4 – при высокой степени автономности, когда количество населенных пунктов не превышает одного на 100 км маршрута.

А = 1,0 – средняя степень автономности, когда количество населенных пунктов не превышает одного на 20 км маршрута.

А = 0,5 – неавтономные походы. Для случаев походов с механическим транспортом сопровождения или полным отсутствием полевых ночлегов.

 

Сезонно-географический показатель (СГ) 

Район

Сезонность

Показатель СГ (баллы)

Равнины и низкогорья

Средняя часть России

 

Север Европейской части России

 

 

Сибирь

 

 

Пустыни государств Средней Азии и другие аналогичные им районы

Горы

Среднегорье

 

Высокогорье

 

 

Горы Заполярья, Северной и Восточной Сибири

 

март, ноябрь,

зима

апрель, октябрь

март, ноябрь

зима

апрель, октябрь

март, ноябрь

зима

лето

 

 

март, апрель, ноябрь

зима

май, октябрь

март, апрель, ноябрь зима

апрель, май, октябрь зима

 

6

12

6

10

15

10

15

20

12

 

 

6

12

6

10

20

10

20

 

Оценка категории сложности велосипедного маршрута 

Параметр маршрута

Категория сложности маршрута

I

II

III

IV

V

VI

Продолжительность маршрута минимальная (в днях)

6

8

10

13

16

20

Протяженность маршрута минимальная (в км)

400

500

650

800

1000

1200

Максимальное количество баллов, идущее в зачет за протяженные препятствия:

 

 

 

 

 

 

1 к. т.

6

3

3

3

-

-

2 к.т.

6

14

5

5

5

-

3 к.т.

-

14

24

10

5

5

4 к.т.

-

-

-

20

15

15

5 к.т.

-

-

-

39

59

60 и более

Категории сложности (КС) в баллах по формуле

2-6

7-14

15-24

25-39

40-59

60 и более

Примечание:

приводятся ориентировочные параметры для велопоходов VI к.с., которая, вероятно, будет введена в ЕВСКМ после апробации приведенной выше методики и указанных параметров.

При подсчете среднего количества населенных пунктов на маршруте первые и последние 100 км в расчет не берутся.

Сезонно-географический показатель (СГ) определяется по таблице Определение категории сложности маршрута.

Суммарная оценка категории сложности маршрута (КС) в баллах производится по формуле:

КС = П х 1 х А + СГ,

где: П – сумма баллов по всем протяженным препятствиям (баллы определяются по таблице или рассчитываются по параметрам препятствия);

i – интенсивности, вычисленный по формуле

А – показатель автономности;

СГ – сезонно-географический показатель из таблицы.

Значение КС сравнивается с эталонными значениями для маршрутов I–VI к.с. в таблице, по которой и определяется категория сложности маршрута.






Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru