Путешествие по Уралу
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Об особенностях путешествий по Уралу
Пешеходный туризм.
На Урале есть все возможности для развития различных видов туризма. Особенно доступен самый массовый пешеходный туризм. Туристы-пешеходы могут переходить через перевалы, подниматься на горные вершины, проходить без дорог лесные участки, намечать любые маршруты.
Походы первой категории трудности можно совершить в любом районе Урала, походы второй категории возможны в горной части края, обычно сюда входят восхождения на высокие вершины или перевалы Главного хребта на Северном и Южном Урале. Маршруты третьей категории трудности могут совершить опытные туристы, отправившись на север Урала.
Недостатком для пешеходного туризма приходится считать сравнительно короткое уральское лето. Летние многодневные походы обычно начинаются только в конце мая, а в сентябре можно путешествовать лишь на южном и частично на Среднем Урале. На Северном Урале в это время уже начинаются дожди. В начале ноября на Урале выпадает снег.
К обычному снаряжению туриста-пешехода в уральских условиях рекомендуются некоторые дополнительные предметы: для путешествия в тайге непременно нужно запастись простыми марлевыми накомарниками и плотной верхней одеждой для защиты от комаров и мошек. Еще лучше помогает от комаров диметилфтолат. Совершенно необходимо брать с собой накидки на случай дождливой погоды. Плащи служат и для укрытия груза и продуктов во время остановок. В многодневное путешествие особенно важно взять несколько пар носков, так как в дождливую погоду в первую очередь надо на привале переменить обувь и носки.
При путешествиях второй и третьей категории по малонаселенной местности, особенно в лесной зоне, рекомендуется брать с собой охотничье ружье, так как возможны встречи с хищниками (волками, медведями, рысью). Ружье нужно для охоты, если время и место это позволяют. Так как в озерах и реках Урала много рыбы, то следует брать с собой рыболовные снасти.
Урал — край, очень богатый полезными ископаемыми. Даже не будучи специалистами-геологами, туристы могут собрать во время похода коллекции минералов и горных пород, поэтому в снаряжение группы включаются молоток, оберточная бумага и мешочки для образцов.
Препятствиями в пути часто являются на Урале болота. Обычные болота, если их нельзя обойти, в общем, преодолеть легко, соблюдая правила перехода. Опасаться нужно топких болот, трясин, «окон», характерных яркой водной растительностью.
В горных походах по Уралу приходится с грузом двигаться по каменным осыпям, по крутым склонам, лишенным растительности, спускаться по скалам. Это требует тренированности и навыка.
В лесной и таежной зонах усложняют путь густые заросли, лесные завалы и буреломы. В сочетании с гарями это значительно снижает скорость передвижения, требует иногда прорубки леса на пути, предварительной разведки маршрута.
Реки Урала обычно не представляют особых препятствий, так как большую часть из них можно перейти вброд, а если глубина велика, то небольшая скорость течения позволяет легко наладить переправу.
При всех своих трудностях, а часто и благодаря им пешеходный туризм на Урале — это увлекательный и разнообразный вид путешествий, с каждым годом привлекающий все больше и больше молодежи.
Лыжный туризм
Этот вид туризма на Урале может быть развит особенно хорошо, так как длинный зимний сезон (с ноября по март), обычно многоснежная зима и здоровый климат позволяют выбирать всевозможные лыжные маршруты, от небольших однодневных до труднейших походов третьей категории трудности.
На Урал зимой приезжают туристы-лыжники из многих районов СССР, где нет благоприятных условий для лыжного спорта. Практически все маршруты первой и второй категории (кроме водных), приведенные в этой книге, могут быть организованы и как лыжные, с иной разбивкой пути по дням.
В лыжных путешествиях особое значение имеет специальное снаряжение, поэтому на подбор лыж, обуви, одежды, продуктов питания нужно обратить особое внимание. Участники похода должны пройти предварительные тренировочные занятия для того, чтобы подготовиться к передвижению с большим грузом по целинному снегу.
Походы первой категории трудности не представляют особой сложности, так как проходят обычно по населенной местности и не требуют полевых ночлегов. В походах же высших категорий самым главным условием успеха является правильная организация полевого ночлега в лесу. Неопытность и небрежная подготовка зимнего бивака могут сорвать поход и послужить причиной неприятных случаев — обморожения, простуды и др.
Разрабатывая маршруты второй и третьей категорий, нужно учитывать возможность чрезвычайно сильных морозов (до 40—45° ниже нуля) и составить запасной, несколько облегченный вариант пути для периода резкого похолодания. На случай морозов необходимо брать с собой чехлы на ботинки из сукна, фетра или плотной хлопчатобумажной материи.
Не исключена возможность, что на маршрутах высшей категории трудности на Северном Урале группа попадет в многодневную пургу и бураны, не позволяющие двигаться. В этом случае группа должна уметь построить снежную хижину, защищенную сверху одной или двумя палатками (одна над другой). В такие походы рекомендуется брать самодельные складные жестяные печки с выводной трубой. Размер печки — 25X25X40; она легко разбирается, трубы укладываются внутрь, а печь привязывается поверх рюкзака.
В открытых местах часто бывает очень сильный ветер, поэтому в лыжные походы желательно брать с собой маски, которые предохранят лицо лыжника от обморожения на ветру.
В путешествии высшей категории трудности особенно трудны восхождения на вершины и преодоление больших перевалов с каменистыми склонами и небольшим снежным покровом. Подняться на вершины Главного хребта на лыжах бывает невозможно, так как в большей части пути выше границы леса находятся заснеженные каменистые осыпи. В таких случаях приходится снимать лыжи и передвигаться пешком. При спусках с каменистых склонов нужна предельная осторожность, так как камни зимой часто обледеневают и ботинки скользят.
Умение подать первую помощь, нужное в любом походе, во время зимних путешествий приобретает первостепенное значение. Санитар группы перед походом должен получить специальную консультацию о том, как оказать помощь при обморожениях и простудных заболеваниях. Разумеется, все эти осложнения можно предупредить тщательной подготовкой и тренировками перед походом и соблюдением правил безопасности во время похода.
В лыжных походах не надо забывать о краеведческой цели путешествия. Если зимой нет большой возможности знакомиться с полезными ископаемыми и растительностью района, то изучение его истории, беседы с жителями приобретают особый интерес. Надо в свою очередь иметь в виду, что лекции и беседы, проводимые туристами, всегда встречают прекрасный отклик у местного населения, тем более зимой, в отдаленных таежных селах и маленьких поселках в стороне от железных дорог.
При комплектовании группы для лыжного похода необходимо учитывать, что в походы второй и третьей категорий трудности нельзя включать туристов, не имеющих опыта зимних походов первой категории. Руководитель путешествий высших категорий должен иметь опыт участия в походах с зимними полевыми ночлегами.
Водный туризм
Многочисленные горные реки Урала — прекрасная школа для туристов-водников. Горные реки Урала, прорезая Главный хребет, текут по глубоким ущельям, среди красивых скал (камней), лесистых берегов, и водное путешествие по уральской реке остается в памяти ярким впечатлением.
Самая популярная река у туристов — Чусовая, по которой можно спускаться на байдарках, обычных лодках или легких плотах почти по всему ее руслу, кроме самых верховьев. С 1952 года такое путешествие легче организовать, так как возобновила работу туристская база на реке Чусовой в Коуровке.
Но, кроме Чусовой, есть много таких рек, путешествие по которым доступно для начинающих туристов-водников — Уфа, Белая (в нижнем течении), Ница, Тура, Исеть.
Более трудные путешествия второй категории можно организовать по рекам Вишере, Инзеру, Белой (в горной ее части), по северным рекам Сосьве, Лозьве. Походы третьей категории возможны по рекам Северного Урала: Вишере с верховьев, Народ, Кось-Ю, Печоре и т. д.
В период весеннего таянья снегов даже небольшие уральские реки превращаются в бушующие потоки и тогда представляют собой серьезное препятствие для путешествий. Поэтому практически для водного туризма остаются лишь июнь — август. В сентябре на Урале уже холодно и дождливо.
Для путешествий по воде удобнее всего байдарки — легкие и портативные, а также лодки. Но в большинстве случаев туристы не располагают достаточным числом лодок и вынуждены или приобретать лодки на месте старта, или изготовлять плоты и даже лодки сами. На Урале, где значительная часть населения деревень, расположенных по берегам рек, занята сплавом или рыболовством, можно купить готовые лодки или получить помощь в их изготовлении.
Само собой разумеется, что участники водного похода должны уметь плавать, грести, управлять лодкой и плотом, спасать утопающих.
Из трудностей уральских водных походов можно назвать многочисленные перекаты, так как русла горных рек изобилуют выступами твердых горных пород, каменистыми грядами. Особенно много перекатов на реках Южного Урала, а на таких северных реках, как Вишера, Вагран и другие, иногда движение по рекам затрудняет сплавной лес. Чтобы пройти сплавные гавани, приходится затрачивать много сил и времени или обходить их по берегу, перетаскивая лодки волоком или на лошадях.
Бывают такие периоды, когда вода в реках стоит очень низко, особенно в середине сухого лета, тогда появляется много мелей, резко уменьшается скорость движения.
Все это необходимо учитывать при подготовке водного путешествия по Уралу, предварительно запрашивая местные управления метеослужбы о состоянии рек.
Так как летом часты дожди, то нужно брать с собой защитный брезент; он натягивается на лодку в виде навеса, и тогда непогода не мешает дальнейшему пути.
Даже летом в водное путешествие нужно брать с собой теплую одежду, так как на воде ночи бывают прохладные.
При всех условиях путешествие по рекам Урала дает много ярких впечатлений, прекрасно закаляет организм, приучает к управлению лодкой и плотом, как никакой другой вид туризма, воспитывает хладнокровие, мужество и находчивость.
Велосипедный туризм
Этот вид туризма стал развиваться на Урале лишь недавно, хотя все возможности для него есть. Для походов выходного дня, осмотра живописных окрестностей города, расположенных в десятках километров, велосипед — незаменимое, легкое и удобное средство передвижения.
На велосипеде можно совершать многодневные походы различной степени трудности.
Не требующие специальной подготовки и снаряжения походы первой категории могут быть на Урале разработаны во всех направлениях от крупных населенных пунктов. Хорошие дороги южной степной полосы позволяют совершать многокилометровые путешествия по интереснейшим местам, богатым полезными ископаемыми (Магнитогорск, Чкалов, Орск).
Велосипедные маршруты, приведенные в сборнике, являются лишь типовыми, они показывают, что можно легко подобрать интересные объекты для велосипедного путешествия. Удобнее даже совершать кольцевые походы, чтобы не возвращаться по железной дороге и не перевозить машины багажом.
Маршруты второй категории могут носить характер перевальных через Главный хребет там, где существуют дороги. На севере поэтому перевал через хребет на велосипеде неосуществим.
Подготовку к походу нужно начинать с небольших кольцевых маршрутов. Следует проверить машины, велотехнику участников, упаковку груза, технику ремонта машины в пути и лишь после этого пускаться в многодневный поход.
Во время велосипедных походов можно вести интересную массовую и культурную работу среди населения.
Велопоходы третьей категории на Урале подобрать сложнее, но, несомненно, и эти путешествия в будущем войдут в практику уральского туризма.
Есть требование, обязательное для всех видов туризма,— это охрана природы. Так как большинство маршрутов проходит в лесной и лесостепной зонах, то очень важно знать и соблюдать правила обращения с огнем в лесу. В зонах государственных заповедников туристы должны подавать пример неуклонного и сознательного выполнения правил поведения на их территории.
Наконец, последнее замечание. Туризм — не только средство отдыха и физической закалки, но и средство познания родного края, своей страны. Не может быть настоящего туристского похода без сбора краеведческих материалов. Урал славится богатством месторождений полезных ископаемых, разнообразием природных условий. В дни похода можно собрать великолепную коллекцию минералов и пород, интересные гербарии, коллекции насекомых, сделать записи и наблюдения. Много интересного встретят в пути и историки и литераторы. Данные, собранные в туристском походе, часто приобретают важное государственное значение.
Собранные материалы только тогда имеют ценность, если они обработаны, оформлены в виде отчетов, фотовитрин, статей в газетах и журналах, когда они становятся достоянием многих любителей путешествий по Уралу. Благодаря собранным материалам туристы других краев, областей и республик знакомятся с Уралом, а туристы-уральцы еще глубже познают Урал — сокровищницу СССР, край заводов, новостроек, колхозов и замечательной по красоте природы.
Список туристского снаряжения
Снаряжение личного пользования
1. Рюкзак среднего или большего размера. 2. Ботинки с запасными шнурками и стельками. 3. Тапочки для ношения на привале летом, валенки — зимой. 4. Носки шерстяные, 2—3 пары. 5. Носки хлопчатобумажные, 2—3 пары. 6 Костюм (лыжный). 7. Свитер или легкий ватник (только для весенних или осенних путешествий). 8. Легкий головной убор (для зимних путешествий, кроме того, шапка). 9. Трусы, 2 пары. 10. Футболки, 2 штуки. 11. Плавки. 12. Плащ или накидка для летних путешествий, ватник — для зимних. 13. Котелок или миска на 1—1,5 литра емкости, пол-литровая кружка, по возможности не алюминиевая, ложка, нож. 14. Принадлежности для умывания (полотенце, мыло, зубная щетка, зубная паста). 15. Иголки, нитки, пуговицы, куски материи. 16. Записная книжка, карандаши простые. 17. Компас. 18. Спички (часть в герметической укупорке). 19. Одеяло, для зимних путешествий — спальный мешок.
Снаряжение группового пользования
1. Палатка или тент. 2. Фонари батарейные, один на пять человек, с запасом батареек. 3. Топоры туристские, один на пять человек. 4. Ведра или кастрюли для варки пищи из расчета 1,5 литра емкости на одного человека. 5. Чехлы для ведер или кастрюль, кухонное полотенце, мешки для продуктов. 6. Разливательная ложка. 7. Веревка для переправ. 8. Планшет для карт, карты, схемы. 9. Тетради для ведения дневника, учета образцов коллекций и т. д. 10. Фотоаппарат, светофильтр, запас пленки. 11. Приборы и материалы для ведения краеведческой работы. 12. Ремонтный набор для обуви (шило, дратва, гвозди, мягкая проволока). 13. Аптечка. 14. Легкая походная лопатка.
Нормы суточных переходов взрослых туристов
|
Для хорошо тренированных туристов без отклонений в здоровье
|
Для малоподготовленных туристов, не имеющих отклонений в здоровье
|
Для новичков, имеющих отклонения в здоровье
|
Дневной переход (в км) . . .
|
25—30
|
20—25
|
15––20
|
Количество ходовых часов
|
7––8
|
5—6
|
5
|
Часовая скорость (в км). . .
|
4––5
|
4
|
3—4
|
Груз (в кг) для мужчин . . .
|
16—20
|
10—15
|
По возможности без груза
|
Груз (в кг) для женщин . . .
|
8—12
|
6––8
|
По возможности без груза
|
Режим путешествия
Путешествуя, необходимо соблюдать определенный режим — чередовать нагрузку и отдых, так как туристское путешествие всегда требует большой затраты физической энергии.
Режим должен гарантировать туриста от переутомления, обеспечивать правильное питание и сон, оставлять время для общественно-полезной работы и для осмотра достопримечательностей.
Для пеших, водных и велосипедных групп можно рекомендовать такой распорядок дня:
6.00 — 6.30 — подъем, зарядка, умывание
6.30 — 8.00 — завтрак, подготовка к выходу
8.00 — 12.00 — первый переход
12.00 —15.00 (16.00) — обед, отдых
15.00 (16.00) — 19.00 —второй переход
19.00 — 22.00 — бивак, ужин
22.00 — 6.00 — сон
Семь-восемь ходовых часов следует считать наибольшей продолжительностью дневного перехода. В первые и последние три-четыре дня количество ходовых часов следует сократить до пяти-шести, вставая позднее и раньше останавливаясь на ночь, а в южных районах в жаркие месяцы, увеличивая время дневного привала. Наиболее слабые участники группы должны идти за руководителем. Замыкающим назначается сильный участник. Его обязанность следить за группой, помогать уставшим и отставшим.
Выходя в путь, не следует сразу брать быстрый темп. Через четверть часа после начала пути устраивается десятиминутная остановка, во время которой надо снять лишнюю одежду, поправить укладку рюкзака, подогнать лямки, убедиться, не трет ли обувь.
Скорость движения зависит от рельефа местности и характера пути. На равнине темп должен быть 100—120 шагов в минуту при длине шага 0,7—0,75 метра, что составляет 3,5—4,5 километра в час. На грязной дороге, песке, вспаханном поле, в густом лесу и кустарнике темп может снижаться более чем вдвое. Через каждые 50 минут движения нужно делать десятиминутный отдых. Суточный переход составляет не более 25 километров.
В гористых местностях шаг делается короче, а темп снижается (в зависимости от крутизны подъема и высоты над уровнем моря) до 80—40 шагов в минуту. При подъеме через каждые 12—20 минут нужно делать двух-пятиминутный отдых, а через каждый час отдыхать 20—25 минут. На коротких остановках рекомендуется отдыхать стоя, опершись рюкзаком на ледоруб, камень или выступ скалы. На больших остановках рюкзак нужно снимать и отдыхать сидя.
На крутых подъемах идти следует не «в лоб», а плавными зигзагами. Разговоры, пение, курение, резвые движения и рывки недопустимы. В горах суточный переход не должен превышать 15—20 километров.
Для туристов, совершающих путешествия на лодках и байдарках, суточный переход, включая отдых, составляет не более 30 километров по течению и 15 километров против течения. Распорядок дня и режим передвижения аналогичны пешеходным группам.
Для велосипедных путешествий нормальным суточным пробегом следует считать 60—70 километров. При хорошей дороге и попутном ветре эта норма может быть повышена до 100 километров, а при бездорожье и в горных условиях — снижена до 35—40 километров.
Двигаться нужно цепочкой по правой стороне дороги, вслед за руководителем, с интервалами 3—5 метров на хорошей дороге и 10 и чуть ближе метров на извилистых и крутых спусках, в дождь и т. д. Группу должен замыкать наиболее опытный велосипедист, у которого находятся инструменты, запасные части и ремонтные принадлежности. После первых 15 минут езды делается остановка для проверки машин и крепления груза. Ход должен быть равномерным, без рывков. На подъемах, как только появятся признаки затруднения дыхания, нужно подниматься пешком. Особо внимательным и осторожным следует быть на спусках.
Режим дня, чередование передвижения и отдыха для велосипедистов те же, что и для пешеходов.
Особого внимания заслуживает питьевой режим в путешествии. В жаркие солнечные дни турист теряет в среднем до пяти литров воды. Вместе с потом организм выделяет значительное количество (до 25 г) хлористого натрия — соли. Это вызывает сильную жажду. Употребление большого количества воды дает дополнительную нагрузку сердцу, усиливает выделение пота и способствует быстрой утомляемости. Поэтому пить во время движения и на остановках для отдыха нельзя. В крайнем случае, можно только прополоскать рот, не глотая воды. Лучше приучить себя во время дневного перехода вообще не пить, а потребление жидкости довести до 1,5 — 2 литров в сутки.
Пить можно утром перед выходом и вечером после ужина. Однако чистая вода и чай не возмещают потери сил. Поэтому за утренним завтраком и обедом следует дополнительно съедать 5—10 граммов поваренной соли, запивая ее одним-двумя стаканами горячего чая. Можно употреблять смесь, состоящую из поваренной соли, питьевой соды, лимонной кислоты — по 1 грамму, сахара — 5 граммов и двунатриевой соли фосфорной кислоты — 1,1 грамма, разведенных в стакане воды. Два-три стакана этой смеси, выпитые за день, хорошо утоляют жажду, уменьшают потоотделение и сохраняют силы в жару.
Питание в походе
За сутки в путешествиях средней трудности турист должен получать 3800—4000 калорий, а при сложных и тяжелых маршрутах— 5500—6000 калорий. Пища должна быть разнообразной, сытной, вкусной и легко усваиваемой. В суточный рацион должно входить 100—120 граммов белков, 500—700 граммов углеводов, 60—80 граммов жиров и достаточное количество минеральных солей и витаминов. Зная время и район путешествия и пользуясь таблицей калорийности продуктов, заранее составляют суточные меню с раскладкой. Это дает возможность определить количество необходимых продуктов, общий вес которых для одного человека должен составлять 1200—2500 граммов в день. При многодневном путешествии это количество превращается в большой груз, поэтому нужно как можно больше пользоваться свежими продуктами: приобретать их у населения или добывать охотой и рыбной ловлей, собирать грибы, ягоды. Учитывая все возможности пути, надо уточнить, что из продуктов брать с собой.
Различные концентраты и консервы хорошо сохраняются, удобны для транспортировки, но менее калорийны и невитаминозны. Поэтому их следует брать только на случай, если туристы надолго будут лишены возможности получать свежие продукты.
Необходимо помнить, что летом рыба, мясо и вареные колбасы очень быстро портятся, поэтому их нельзя запасать более чем на двое суток. Колбасы надо брать только копченые, жирных сортов и время от времени протирать их жиром. Сыры покупать только жирные и целыми головками. Из жиров лучше всего хранится коровье топленое масло.
Сахар содержит до 95 процентов углеводов, он быстро усваивается и способствует лучшей работе мышц. Сахару нужно брать не менее 150—200 граммов в день на человека. Несколько кусочков сахару нужно всегда иметь в кармане, и при появлении усталости есть его на малых привалах. Конфеты менее питательны и хуже усваиваются.
Крупы очень удобны в путешествии. Из них можно готовить супы, каши, запеканки, котлеты и т. п. До отъезда все крупы, за исключением манной, нужно промыть два-три раза в холодной воде и высушить, а гречневую — поджарить. Это сэкономит время приготовления пищи в пути.
Особое внимание нужно обратить на упаковку продуктов, чтобы предохранить их от порчи и сырости. Сыпучие продукты лучше упаковывать в матерчатые или непромокаемые мешочки. Растительное масло удобно хранить в алюминиевых флягах, а животное — в металлических банках с герметической крышкой. По рюкзакам продукты надо распределять так, чтобы при неожиданной утрате одного рюкзака не лишиться сразу, например, всего сахара или масла. В рюкзаке туриста на маршрутах второй и третьей категории должен быть двухдневный неприкосновенный запас высококалорийных продуктов.
Питание по калорийности лучше распределять так: на завтрак 40—35 процентов, на обед — 20—25 процентов и на ужин — 40 процентов суточного рациона. Опыт показывает, что горячую пищу достаточно получать два раза — в завтрак и ужин, а обед может состоять из бутербродов, закусок, овощей. Это освобождает время для осмотра местности, рисования, отдыха. Заканчивать еду нужно за полчаса до выхода в путь; остановившись для обеда или ужина, следует сначала отдохнуть, а потом приступать к еде; кончать ужин надо за 1,5 часа до сна.
Супы — обязательное блюдо туристского меню. Их варят на мясном, рыбном и грибном бульонах, на воде и на молоке.
Мясной бульон варится из любого мяса или «сахарных» костей из расчета 500 граммов мяса или костей на 2—3 литра воды. Бульон получается более крепким, если мясо для варки кладут в холодную подсоленную воду, но мясо в этом случае сильно вываривается. Более вкусным оно получается, когда его кладут в уже кипящую воду и солят после. Соли на трехлитровый котелок кладут две чайные ложки. Варка продолжается 2—2,5 часа, пока мясо не станет мягким.
Рыбный бульон варят из судака, окуня, осетрины, белуги, щуки и другой рыбы, которой берется 500—600 граммов на 2—3 литра воды. Перед варкой рыбу нужно вычистить, выпотрошить, из голов удалить глаза и жабры. Положенная в холодную воду рыба вываривается сильнее; чтобы она была более вкусной, ее опускают в кипящую соленую воду и варят 30—40 минут.
Грибной бульон варят из 50—60 граммов сухих грибов на 2—3 литра воды. Варка продолжается 2—2,5 часа при слабом кипении. Можно варить супы из свежих, но хорошо известных грибов. Готовый кипящий бульон заправляют лапшой, вермишелью и другими мучными изделиями, из расчета 120—150 граммов на 2—3 литра бульона и кипятят еще 15—20 минут. Если бульон заправляют крупами, то берут риса или перловой крупы шесть столовых ложек, манной — четыре столовых ложки и высыпают, помешивая.
Можно бульон заправлять картофелем — 800 граммов на 2—3 литра бульона (картофельный суп) или набором овощей: картофеля 500 граммов, свежей капусты 200 граммов, помидоров 200 граммов (овощной суп).
Из вторых блюд наиболее распространены в походе каши. Их варят на воде, цельном или наполовину разбавленном водой молоке. Чтобы повысить питательность и улучшить вкусовые качества каши, можно при варке добавлять в нее мясные консервы, сушеные или свежие фрукты и т. п. Для варки рисовой, гречневой, манной и овсяной каш воды берут в пять-восемь раз по объему больше, чем крупы, для перловой и пшенной — в четыре-шесть раз, для геркулеса, фасоли и бобов — в три раза. Кашу варят на слабом огне в течение 10—15 минут (манная и геркулес) до 2 часов (фасоль и бобы). Чтобы она не пригорала, ее часто помешивают.
Так же легко и быстро можно приготовить вторые блюда из макарон, вермишели, рожков, звездочек, из расчета 200 граммов мучных изделий и чайная ложка соли на литр воды. Их варят от 15 до 30 минут, потом сливают воду и кладут мясо.
Мясо можно тушить в котелке или жарить мелко нарезанными и нанизанными на деревянные или металлические палочки длиной до 50 сантиметров кусочками. Палочки держат, повертывая над углями. Таким образом, можно жарить рыбу крупную, нарезав на куски, а мелкую — целиком.
Можно жарить и так: дичь или рыбу выпотрошить, у рыбы чешую не чистить, у птиц отрезать голову, ноги, крылья и гузку, мелкие перья оставить. Затем дичь (рыбу) обмазать трех-пятисантиметровым слоем глины и положить в костер. Через час-полтора жаркое готово.
Очень разнообразят туристский стол компоты и кисели. Их можно варить из свежих и сушеных фруктов и ягод.
Как разбить бивак
К месту расположения и устройству бивака необходимо относиться внимательно, со знанием дела.
Районы биваков предварительно намечаются на карте, когда разрабатывается маршрут, более же точное место бивака определяется непосредственно в походе. Оно должно быть безопасным, сухим, защищенным от ветра, ровным, близко расположенным от источников топлива и питьевой воды. Предпочтительно останавливаться на возвышенном (но не слишком высоком) берегу, а не у самой воды, на лесной поляне и опушке, а не в чаще леса, в хвойном, а не в лиственном лесу. Не следует останавливаться в низинах, оврагах, руслах высохших ручьев, в непосредственной близости от болот, озер, рек. Такие места могут быть залиты при неожиданном дожде, а по ночам в них обычно скапливается туман. Желательно, чтобы в утренние часы привал освещался солнцем.
Останавливаться на ночлег надо за 2—2,5 часа до наступления темноты, чтобы засветло закончить все работы.
Выбрав место, туристы составляют рюкзаки в сторону и, немного отдохнув, принимаются за устройство бивака.
Прежде всего необходимо подготовить площадку, заготовить подстилку, поставить палатки, оборудовать кострище, запастись растопкой и дровами на ночь и наутро следующего дня принести воды. Эти работы лучше делать одновременно, распределив обязанности между членами группы.
Площадка очищается от сучьев, камней, кочек. Особенно тщательно нужно выравнивать и очищать участки, где ставятся палатки. Чтобы мягче и теплее было спать и снизу не проникали холод или сырость, под палатки подстилают сухой мох, траву, камыш, солому или хвойный лапник. Этот лапник кладут концами веток к земле рядами, начиная от ног к изголовью, так, чтобы мягкая хвоя последующего ряда покрывала более толстые концы веток предыдущего ряда. К изголовью подстилка делается толще. Уложенные таким образом ветки создают нечто вроде матраца. В зимних путешествиях такая подстилка обязательна.
Поверх готовой подстилки растягивают на колышках, вбиваемых в землю, пол палатки. Затем плавными оттяжками натягивают пол. Чтобы избежать перекоса, обе стойки и оба основных колышка должны быть на одной линии. После этого застегивают вход палатки, угловыми оттяжками симметрично растягивают полотнище крыши так, чтобы не было провисаний, перекосов, морщин. Забивать колышки для угловых оттяжек нужно на равном расстоянии от палатки и под углом в 45—50°. Иногда вместо колышков можно использовать деревья, кусты, камни.
Палатку ставят обычно входом на восток, к костру, к реке, а в ветреную и дождливую погоду — в сторону, куда дует ветер.
Если ожидается дождь, то палатку окапывают канавкой для стока стекающей с крыши воды. Палатку следует ставить прочно, невзирая на хорошую вечернюю погоду: ночью может пойти дождь, подняться ветер, и тогда плохо поставленная палатка доставит туристам много неприятностей.
Каждый раз вырубать стойки и колышки — хлопотливое занятие. Поэтому рекомендуется изготовлять их до выхода в путешествие. Стойки можно сделать составными из бамбука, дюралевой трубки или дерева твердых пород — бука, ореха, дуба. Соединительные муфты делаются из соответствующей трубки или охотничьей гильзы. Колышки также готовятся из твердого дерева, а чтобы при забивании они не раскололись, на верхнюю часть колышка нагоняют опиленную охотничью гильзу. Для закрепления оттяжек в гильзе и колышке просверливают отверстие диаметром 6—7 миллиметров. Чтобы колышки не набухали от воды и сырости, их пропитывают олифой или дегтем. Опыт показал, что такие колышки служат не один год, а вес шести колышков и двух стоек для палатки типа «Памирка» необременителен даже для пешеходов.
Во время непродолжительных путешествий в лесистых районах палатку может заменить шалаш. Первоначально сооружают каркас шалаша, а затем покрывают его ветками (лучше хвойными, с них легче стекает вода). Ветки навешивают, начиная снизу, на горизонтальные жерди, комлем кверху, так, чтобы верхний ряд прикрывал нижний. Два-три слоя такого покрытия достаточно хорошо защищают от дождя.
Как только палатка (или шалаш) поставлена, в нее нужно занести рюкзаки, разобрать и привести в порядок вещи, приготовить постели.
Подушкой обычно служит рюкзак. На ночь все вещи вносят в палатку. На биваке часто теряются мелкие, но подчас необходимые в походе вещи. Чтобы избежать этого, нужно держать рюкзак завязанным. Вещь, взятую у товарища, следует, как только миновала в ней надобность, вернуть лично владельцу.
Перед сном необходимо выгнать из палатки комаров, внеся в нее дымящую головешку. При ночевке без палатки от комаров хорошо защищают чехлы из кисеи или марли, представляющие собой палатку без дна. Такой чехол можно ставить в сухую погоду прямо на воздухе, а в дождь — внутри шалаша. При выборе места ночевки следует учитывать, что комаров меньше на открытых, продуваемых местах.
Воду для питья из реки или ручья нужно брать выше бивака, а умываться, купаться и мыть посуду — ниже. Зимой для воды лучше растопить лед, а если его нет поблизости, растапливают снег, прибавляя по вкусу соль.
Покидая бивак, следует весь мусор — подстилки, очистки, бумажки — сжечь, а банки, кости и т. п. закопать в землю. Костер загасить. Палатки сначала просушивают и только потом упаковывают в чехол. Это сохраняет их и уменьшает вес. Если для ночлега был построен шалаш, то разрушать его не надо. Оставшиеся дрова и колья нужно аккуратно сложить. Все это пригодится следующим группам туристов.