Дагестанская экспедиция
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Дагестан в переводе означает «страна гор» («даг» — гора). Основная масса дагестанского населения живет в горах. Раньше в эти горы вели узенькие тропы, местами вырубленные коридорам в скалах. Сейчас в большинстве районных центров проведены хорошие автомобильные дороги. Езда по ним совершенно безопасна, если машина исправна, если ее ведет умелый шофер, если нет урагана и ливня. Но малейшая неточность, ошибка в управлении, — и машина рискует свалиться в пропасть. Большого напряжения от водителя требует езда по горным дорогам.
Для большинства участников нашей экспедиции горы не были новинкой. Многие из вас бывали в Тянь-Шане и на Памире, не первый раз и на Кавказе. Однако, попав ранней весной в Дагестан, многие из нас были поражены видом гор. Голые, суровые, серые известковые громады производили сильное впечатление. Утесы здесь не монолитны, непрочны; проезжая под ними, ждешь обвала. Змейкой вдоль гор, с невероятными петлями и изгибами, вьется горная дорога. Вот она прямо над вами, метрах в ста, но проехать к этому месту вы сможете, лишь дважды окружив гору.
Выезжая как-то под вечер из аула Кумух, центра Лакского района, мы свалились под откос. К счастью, авария произошла не в самом опасном месте. Мы проехали участок выдолбленной в скале дороги, поднялись к аулу, а на спуске от него по винтовой дорожке водитель не сумел завернуть. Машина свалилась в пропасть. Четырех товарищей мы вытащили изрядно помятыми и в бессознательном состоянии; остальные отделались ушибами и испугом, некоторые успели спрыгнуть еще до падения машины. Грузовик разбился, пострадавших вывезли присланные из районного центра машины, а здоровые вернулись пешком. В Кумухе нас поздравили с чудесным спасением: могло кончиться значительно хуже.
В таких вот горах, как раз по вершинам или по защищенным падям у склонов, и разбросаны аулы Дагестана. Чисто военное значение такого расселения очевидно: горцы долго отбивались от царских генералов, а еще раньше — от нападений со стороны Персии и других соседних стран, пытавшихся захватить Дагестан.
Экспедиция Академии Наук тщательно изучила условия колхозного строительства в горах Дагестана, обследовала земли, скот и растительность гор.
Наши отряды прошли на машине, верхом и пешком все те места дагестанских районов, которые надо было видеть, чтобы представить себе свои задачи полнее. Мы видели тропы, по которым идут по весне отары овец к альпийским пастбищам, мы видели «оригинальные» конструкции дагестанских мостов над пропастями, по которым из аулов везут продукты чабанам.
Как делаются такие мосты, трудно рассказать, а представляют они собой вот что: обрывается дорога, дальше идет совершенно отвесное ущелье, в глубине которого с шумом пенится горный поток; вдоль горы — щели известковых скал свода; сюда вбиты сваи, на которых покоится тонкий настил жердей, хвороста и земли. Нужны сноровка и мужество, чтобы по этому качающемуся над пропастью мосту провести в поводу свою лошадь.
В колхозе имени Сталина летом 1935 г. погибло семь лошадей, на которых везли продукты пастухам.
У экспедиции одна лошадь, свободно пущенная, слетела под откос, и нам пришлось расплатиться с ее хозяином деньгами. Нечего и думать проехать по этим тропам на негорской лошади.