Экспедиция Свена Гедина в Центральную Азию и Автоэкспедиция «поперек Азии»



Экспедиция Свена Гедина в Центральную Азию и Автоэкспедиция «поперек Азии»

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский


Экспедиция Свена Гедина в Центральную Азию

В октябре 1935 г. Свен Гедин сделал в Географическом обществе в Берлине доклад о своей исследовательской работе в Центральной Азии с целью помочь разработке плана создания воздушной связи  между Берлином и Шанхаем.

Весной 1927 г. подготовительная экспедиция во главе со Свеном Хедивом двинулась в поход из Бейпина.

В ее состав входили европейские и китайские ученые и восемь германских летчиков, всего 27 человек. Обслуживающий персонал состоял из 75 человек.

Внешнеполитические затруднения, возникшие при вступлении экспедиции в провинцию Синь-Цзяв, заставили Свена Гедина изменить первоначальный план и программу экспедиции. Правитель Синь-Цзяна маршал Ян Цзен-Синь отнесся отрицательно к плану создания воздушной линии.

Свену Гедину пришлось реорганизовать авиаэкспедицию в большую научную экспедицию, пополнив ее состав шведскими учеными. С этим штатом работников Средняя Азия была исследована на территории, примерно, в 4½ млн. км2 во всех направлениях, несмотря на опасности, которые грозили экспедиции в связи с гражданской войной в стране.

Получив из США значительную сумму денег, Свен Гедин купил древний ламаитский храм в провинции Жэхэ. Храм был разобран на 28 000 частей и переслан на Всемирную выставку 1933 г. в Чикаго, где он был восстановлен (Скупка исторических памятников и коллекций редкостей и вывоз их заграницу сильно восстановили общественное мнение Китая против Свена Гедина, и ученому в дальнейшем было отказано в вывозе некоторых коллекций).

Летом 1933 Т. Нанкинское правительство поручило Свену Гедину организовать экспедицию для изучения возможности автомобильного сообщения с провинцией Синь-Цзян. Экспедиция располагала 5 фордами.

Китайское правительство прикомандировало к ней двух инженеров —  дорожных строителей, а также китайского астронома и геодезиста П. С. Чен, который уже принимал участие в прежних экспедициях Гедина.

Автоэкспедиция очутилась в районе, где велась междоусобная борьба между генералами. В декабре 1933 г. экспедиция была захвачена в плен, где пробыла некоторое время.

Все же ей удалось выполнить возложенную на нее Нанкинским правительством задачу, хотя это и потребовало вдвое больше времени, чем намечалось по плану.

В феврале 1935 г. экспедиция вернулась в Нанкин.

Свен Гедин уделял особое внимание проблеме оз. Лобнор. Продолжая в 1896 и 1901 гг. исследования, начатые Пржевальским, Свен Гедин открыл высохшее широкое русло реки, местами занесенное песками, по которому когда-то, очевидно, протекала р. Тарим. Следуя этому руслу в восточном направлении, Гедин нашел старую дельту реки, остатки деревьев, следы древнего сельского хозяйства, а также руины г. Лулан, оставленного жителями свыше 1500 лет назад, после того как р. Тарим изменила свое направление.

В процессе своих исследований Свен Гедин пришел к заключению, что реки, которые кончаются в совершенно сухой равнине и образуют там озера, постепенно заносят их, меняют затем свое направление и создают новые озера. В результате изменяется рельеф местности и образуются возвышенности, которые в известных условиях могут привести к возврату рек в их старое русло.

Чтобы установить это положение в отношении р. Тарим и оз. Лобнор, Гедин снарядил в декабре 1930 г. экспедицию к этому озеру. В течение тысячелетий оз. Лобнор перемещается каждый раз в связи с переменой направления р. Тарим. Еще при первоначальных своих исследованиях Свен Гедин высказал предположение, что р. Тарим вернется в свое старое русло. Его предположение оправдалось в 1921 г.

Во время своей автоэкспедиции Гедин имел возможность проплыть 310 км вниз по течению Тарима вплоть до его впадения в оз. Лобнор. Гедин составил топографию этого пути на картах в масштабе 1 : 10 000.

 

Автоэкспедиция «поперек Азии» 

Автоэкспедиция «поперек Азии» является одним из предприятий такого рода, проведенных известной французской автомобильной фирмой Ситроен. Первая экспедиция была предпринята в 1921 г. поперек пустыни Сахары. Вскоре за тем состоялось путешествие «поперек Африки» — из Алжира до мыса Доброй Надежды, оттуда — в Мадагаскар.

Третья экспедиция под начальством Жоржа М. Гаардта была задумана для пересечения Азии. Гаардт поставил себе задачу – путем фото- и киносъемок и звукозаписей зафиксировать быт и виды Азии. С этой целью в состав экспедиции из 42 человек вошли фотографы и кинооператоры.

Экспедиция разделилась на две группы: «памирскую» под руководством Гаардта, с маршрутом Сирия — Синь-цзян, и «китайскую» под руководством Виктора Поэн. Каждая группа имела в своем распоряжении семь 6-колесных гусеничных тракторов с 2-колесными прицепами.

Памирская группа тронулась в путь из Бейрута 4 апреля 1931 г. по маршруту Багдад — Тегеран, куда она прибыла 5 мая. После 4-дневной остановки в Мешеде она 19 мая перешла границу Афганистана.

В Иране экспедиция на своем пути не испытывала больших затруднений. Хуже обстояло дело в Афганистане, где вследствие проливных дождей реки сильно поднялись, и из-за отсутствия мостов переправа задерживала иногда экспедицию на несколько дней. В Кабул прибыли 8 июня.

Всюду, как в Иране, так и в Афганистане, экспедиция встречала на своем пути благожелательное отношение со стороны населения и властей.

В то же время китайская группа под руководством Поэн двигалась по направлению к р. Эдзин-Гол, куда она прибыла 8 июня, пройдя около 1600 км, будучи дважды застигнута самумом в пустыне Гоби.

Все время обе группы поддерживали по радио сношения между собою и с внешним миром.

Из Кабула памирская группа направилась через Пешавар к труднейшему перевалу через Гималаи. Преодолев в пути огромные трудности, группа прибыла 4 августа в Гильгит.

Местами машины должны были брать перевалы высотой до 4000 м. Приходилось разгружать машины и перекладывать груз на вьючных животных.

В Хунза экспедиции пришлось оставить свои машины, так как узкая горная дорога на Памир была слишком рискована для автотранспорта. Продолжать путь пришлось, используя вьючных животных. Таким образом, первоначальный план беспрерывного автопробега по маршруту Сирия — Иран — Афганистан — Индия — Китай был нарушен.

19 сентября Гаардт со своей группой прибыл в Кашгар, откуда он поспешил в Аксу, чтобы там встретиться с китайской группой.

Если памирской группе всюду оказывали гостеприимство и помощь, то китайская группа, наоборот, наталкивалась на своем пути на всевозможные затруднения со стороны местных властей. Сперва ее задержали в Су-Чжоу, затем в Урумчи, где она находилась фактически в плену. Лишь в сентябре китайской группе разрешили продолжать путь навстречу группе Гаардта в Аксу. Оттуда объединенная экспедиция направилась обратно в Урумчи, чтобы там подготовиться к зимнему переходу через Монголию. Прибыв в Урумчи 26 октября, она задержалась там около месяца из-за длительных переговоров с местными властями, чинившими экспедиции всякие препятствия.

Переход через Монголию протекал в тяжелых условиях. Участники экспедиции страдали от чрезвычайных холодов. В Су-Чжоу морозы достигали 30°, и из-за этого нельзя было останавливать на ночь работу моторов.

Приходилось неоднократно отстреливаться от бандитов. Человеческих жертв не было, но бандитам: удалось похитить некоторые необходимые запасные авточасти.

8 февраля 1932 г. экспедиция прибыла в Калган, 12 февраля — в Бейпин. Там закончился ее маршрут, потребовавший свыше 10 месяцев. Маршрут был выполнен, однако, не по программе, предусматривавшей беспрерывный пробег «поперек Азии».


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru