Композиция в горной фотографии
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: журнал "Alpinismus" №6, Мюнхен, июнь1964 г.
Перевод с немецкого
Якоб Линдер
Горная фотография в композиции и оформлении
Из всех фотографий, которые ежегодно публикуются в книгах, журналах и календарях только малая часть находится на счету профессиональных альпинистов, а львиная доля сделана профессиональными фотографами. К тому же, почти каждый имеет в своем снаряжении фотоаппарат. В этом крылась причина того, что альпинисты, чтобы получить хорошую фотографию или с добросовестностью подходили к делу, или приобретали необходимые знания, чтобы устранить неизбежные неприятности, они штудировали толстенные учебники (которые едва ли кто мог прочитать) в поисках нескольких основных правил фотосъемки: кто сегодня берет с собой камеру на валиках или аналогичный ей аппарат 6*6 сантиметров, будет признан новым поколением покорителей вершин деградировавшим до уровня туриста. Эти люди, которые с гордостью показывают свою автоматическую камеру, тащили с собой гораздо меньший груз и были менее ограничены (особенно в цветной пленке) при расходе пленки. Кроме всего прочего, малоформатная камера имеет больше производственных возможностей(например при ведении быстрой фотосъемки в постоянно меняющихся погодных условиях). Также возможно одновременно производить фотосъемку на цветную и черно-белую фотопленку, нужно было иметь при себе только сменные кассеты, две камеры и такую же оптику. Сменная оптика является одним из самых главных преимуществ фотографов, использующих малоформатные камеры, которое никогда не доставляло им неприятностей.
Но педантичность в проявлении фотоснимков малоформатных камер (чем не занимались мелкие торговцы фототехникой), исчезла с появлением 6-сантиметровой пленочной катушки. Совсем не удивительно то, что снимок формата 18*24 сантиметра требовал лишь 3.5-кратного увеличения, правда, на малоформатных камерах 6.5-кратного. Высокая резкость служит для того, чтобы самостоятельно компенсировать возможные недостатки проявки. Одновременно это же и является основной причиной, по которой большинство печатных фотографий делаются на пленочной катушке.
Основное правило черно-белой съемки гласит: свет и еще раз свет! Фотография в истинном значении слова означает искусство, зависящее от света. Едва ли найдется местность, в которой с такой скоростью меняются погодные условия, как горы. Как видно из документальных фотографий, без солнечного света практически невозможно.
Однако при достаточном количестве света и контурного света можно было получить хорошие снимки. Фотографии, сделанные при заднем свете, как, например, у Диаса, дают яркие и насыщенные цвета. Однако подобная подсветка в черно-белой фотографии определенно однообразна. Контурный, или реже перспективный боковой свет делают черно-белые снимки притягательнее. Перспективный свет создает на снимках впечатление пылающих ледников и снежных склонов. Перспективный свет также создает атмосферу, осуществляет точную градацию тонов горного ландшафта и набрасывает длинные тени на зрителя. Возможностей перспективного света достаточно, чтобы самостоятельно запечатлеть небольшие сюжеты, такие как снежное поле, валун и так далее. Если же во время похода в горы не удается получить необходимого освещения, то нужные тени можно получить или рано утром, или поздно вечером, но никак не при дневном свете, так как в начале и в конце дня свет под особым углом падает на землю, тем самым «показывая» ее.
Недостатки горных фотографий обнаруживаются в большом формате. Широкоформатные снимки горных вершин и альпийских предгорий дышат спокойствием и уютом. Многие альпинисты являются приверженцами именно такого формата, но не из-за его лирических веяний, а из-за его удобности, так как фотографу нужно было лишь направить камеру в нужном направлении.
В случае, если мотив съемки не подходит для широкоформатных снимков, то желаемого результата можно добиться с помощью оформления переднего плана, выставляя на него по горизонтали, либо по вертикали, выставляя на него деревья, горные пики, животных или товарищей. Лучше всего, конечно, ставить на первый план какие-либо ненужные детали, чтобы эффективно подчеркнуть стоящие на заднем плане горы. Значение заднего плана тем выше, чем меньше и незначительней передний. В этом случае может помочь разрезание, так как балка для крепления колоколов под крышей часовни выделяет горы сильнее, нежели вся часовня. Но все же, довольно сложно ошибиться, выделяя симметричные предметы, такие как кресты, потому что наши глаза ищут общие черты и затем компенсируют недостатки. Последним штрихом в каждой горной фотографии является хорошая композиция. Именно по этому моменту фотограф отличается от любителя.
Чувство прекрасного и пусть даже не особо изысканный вкус невозможно выучить, но все же с усердием и энтузиазмом можно многого достичь. Хорошие фотографы делают свои снимки, не считаясь с основными правилами «золотых снимков» и не задумываясь об игре линий и очертаний, которые потом находят на их снимках. Они делают это так просто, что кажется, что они не тратили уйму времени на изучение всех правил, но действуют интуитивно. Они также знают, что, как правило, горная фотография должна иметь как передний, так и задний планы, особенно если передний план представляет собой не просто голые скалы. Возможно также изменить темные участки изображения, которые, так сказать, «закрыты» к низу, чтобы не оставлять пустых мест. И наконец, венцом хорошей горной фотографии является не сочетание света и тени, но также сочетание светлых и темных участков фотографии. Темные плоскости должны пересекаться со светлыми, и именно такое их взаимодействие дает контраст. Тот, кто использует эти приемы в съемке, больше не делает фотографии, на которых верхняя половина - это пустое небо, а вторая - обрезанные горы, или же такие, на которых светлые камни стоят в тени, контрастируя с бедным небом.
Хорошую горную фотографию можно получить только тогда, когда каждая деталь фотографии находится в контрасте с ее окружением, а также когда на снимке отсутствуют пустые участки. Вдобавок к этим основным правилам нужно в конце концов отнести кое-что еще, что было открыто профессионалами, а не заучено по книжкам. Творческая фантазия и тонкое чутье помогают усвоить правила съемки и делать фотографии как надо, так как только такой способ является правильным. Во многих из нас скрыты подобные дарования: кто ходит в горы всю жизнь, не устает поражаться невообразимой красотой горных ландшафтов.