Фотографирование на крутых стенах
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: журнал "Alpinismus" №6, Мюнхен, июнь 1964 г.
Перевод с немецкого
Тони Хибелер
Фотографирование на крутых стенах
Как сделать безупречные и впечатляющие фотографии в трудной или крайне тяжёлой скалистой местности - невозможно найти ни в каких пособиях для фотографов. И это не только из-за того, что так мало профессиональных фотографов-скалолазов, а потому что крутые склоны гор, по которым проходит путь фотографа, чаще всего постановочны.
Только лишь вертикально снятые снизу вверх и сверху вниз фотографии выглядят на редкость убедительными - это всем известный факт. И то, что вид "вверх" или "вниз" , с видом висящей верёвки, получается в самом наилучшем ракурсе, - это знаем мы тоже (так же, как и новичок в скором времени набирается определенного опыта).
Но решающим моментом является владение камерой.
Хайнц Мюллер-Брунке, один из успешных горных фотографов, чья сила духа «Человека на ландшафте» несомненна, в 1958 году выпустил книгу о горной фотографии. В главе «Способы восхождения» он пробует создать руководство к данному действию. Что касается размещения камеры, автор пишет следующее: «Когда происходит восхождение, положите её в рюкзак или под спортивную куртку, чтобы скалолазу ничего не стесняло его движений, или ещё хуже - не ударился о скалу или о её край.
Итак, камера находится «под курткой», - разумеется, думать о какой-либо съемке бессмысленно, так как камеру очень тяжело извлечь - экипировка альпиниста и привязанная к ним верёвка делает это невозможным. Важно то, что тубус-камеры намного массивнее и более подвержены повреждениям чем складные камеры, оставшиеся в прошлом, и которые, к сожалению, больше уже не выпускают. После нескольких трудных попыток, которые и так уже вынуждали устраивать продолжительные привалы, камера перекладывается в рюкзак. После прибытия в лагерь хочется запечатлеть уже пройденный фотогеничный отрезок пути, при этом отвязывается рюкзак и камера устанавливается на штатив. Прежде чем лезть дальше, камера должна быть готова к работе. И того, что произошло со мной на Северной стене Гроссе Цинне («диреттиссима»), следовало бы избежать. В начале большого траверса притаился я с камерой на «твёрдом» участке скалы, где мой товарищ с трудом продвигался вперед. Мой друг проговорил немного нелицеприятных слов из-за вынужденного ожидания. Я забыл обо всём: о том, что нужно было поменять ракурс съемки, о более просторной площадке, о солнечных бликах.
Но такие или подобные фотоприключения невозможно избежать, находясь на склоне. То, как Хайнц Мюллер-Брунке фотографировал скалы, в книге написано следующее: Результатами опрометчивых щелканий затвора бывают плохие снимки и, вследствие этого, неудовлетворенность фотохудожника. Лучше, успокоившись, попробовать новое восхождение в другой день, и снимать только там, где место более примечательно и фотогенично.