Фотография в краеведении
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: Тихонов Н.П. Фотография в краеведении. Ж-л "Краеведение", №3. 1929 г.
В первом номере нашего журнала, на ряду с другими руководящими статьями по краеведению, были уделены страницы и фотографии (С. М. Дудин. Фотография в научных поездках. «Краеведение», № 1, 1923, стр. 31).
Этой первой статьей уже подчеркивалось большое значение фотографии в краеведной работе. О значении же фотографии в исследовательской и культурно-просветительной работе вообще можно было бы привести ряд отзывов весьма авторитетных лиц.
А. В. Луначарский в своем выступлении на открытии курсов элементарной практической фотографии для городских и сельских учителей и рабочих в Ленинграде 6 августа 1918 г. особенно точно подчеркнул важность фотографии: «Для нас важно ввести благодеяния фотографии в самую народную гущу, дать ее в руки всему народу... Как каждый образованный человек обязан иметь часы, так он должен уметь владеть карандашом и фотографическим аппаратом. В России будет как всеобщая грамотность вообще, так и фотографическая грамотность в частности. И будет скорее, чем думают скептики».
«И недалеко то время, когда фотография, на которую теперь смотрят только как на забаву, — фотография техническая, научная и художественная, — сделается общедоступным благодеянием для русского народа».
Если эти мысли, сказанные десять лет тому назад, и начинают проводиться в действительности, — сейчас уже организуются фотокружки на фабриках и заводах и школах, и их технические достижения уже велики,— то этого мы не сможем сказать о применении фотографии в краеведении.
Фотограф-любитель снимает окружающее его, он делает пейзажи, группы, портреты, иногда фиксирует производственные моменты, но редко ставит себе задачи систематической работы:
— Что снимать, как снимать, какую целевую установку преследовать?
Краеведу ненужно повторять, что идея о необходимости разрешения этих вопросов сейчас не только «созрела»,— она запоздала, подлежащие документации объекты ушли не регистрированными в область истории.
И как всякая идея, когда ее осуществление становится очередной, задачей дня, и идея фотодокументации в краеведении сейчас появляется одновременно в центрах и в глухих уголках, различно выявляясь нас совершенно не должно удивлять, что в такой момент, когда Ленинградское о-во деятелей художественной и технической фотографии вошло с своим предложением об организации краеведной фотокомиссии при, ЦБК и состоялось заседание этой комиссии, в Рыбинске организуется кружок и налаживается работа; в другом месте организуется фотовыставка видов природы, городов и памятников края, а на Украине в журн. «Краезнавство» появляется статья, посвященная фотографии в краеведной работе («Краезнавство», Харьков, № 4, 1928, Гнатюк. Фотография в краеведной работе).
Ее мысли — наши мысли, ее желания — желания и наши. И это» особенно ценно, так как указывает на единство работы, сведенной в единое планомерное и систематическое исследование, как это отметил С. Ф. Ольденбург в своих указаниях краеведам (С. Ф. Ольденбург, «Краеведение», № 1, 1923, стр. 3).
Ныне при ЦБК в Ленинграде образована специальная фотокраеведная комиссия под председательством старого краеведа Н. Н. Павлова-Сильванского, и начали работу 6 групп: по связи с периферией, консультационная и по выработке программ фотокраеведной работы, семинарий по фотографии, в дальнейшем могущей превратиться в заочные курсы, по разработке вопроса о снабжении краеведных организаций аппаратурой, материалами и литературой, по организации фотодиатеки и фотокраеведного архива и, наконец, по применению аэрофотосъемок в краеведной работе.
В работе принимают участие специалисты фотодела проф. В. И. Срезневский, проф. А. И. Прилежаев, проф., Н. Н. Тихонов, представители научных учреждений и академий, учебных заведений и члены Ленинградского V отдела Технического о-ва и Лен. о-ва деятелей художественной и технической фотографии, где при горячем участии его секретаря А. А. Беликова и возникла самая идея образования этой комиссии.
Какие же основные задачи по фото лежат перед краеведом?
В. В. Богданов (Значение областных музеев для задач краеведения. «Краеведение» 1923, № 1) дает их очень определенно:
«Краевое изучение должно быть направлено, как главная задача, к собиранию документов природы и жизни. Без этих документов все наши попытки познать нашу страну будут бесплодны. Нужно помнить, что в вихре несущихся событий часы равняются десятилетиям, дни векам, и что, если будут упущены эти быстро уходящие дни, ничто не поможет вернуть их, что целые груды предметов, которые лежали бы в краевых музеях очутятся в мусоре и хаосе и будут основательно забыты. В краеведные музеи собирают не просто интересные предметы, а документы, научно удостоверенные виды и формы природы и жизни человека».
Таким образом, на первое место выдвигается затронутое Украинским комитетом краеведения предложение — создать картотеку краеведных объектов, показывающую природу и народ данной области или района. Эту работу может выполнить не только краевед-фотограф, но и каждый краевед.
Необходимо ознакомиться с собранными ранее сведениями по литературе, разбить объекты на отделы, занести их на карточки и отметить уже зарисованное, снятое, наметить первоочередные наиболее важные моменты, требующие немедленного фотографирования, и т. д., и т. д.
Важна организация рабочей группы, привлечение в нее любителей фотографии, которые под руководством краеведа, если он сам не может выполнить некоторые работы, разделят между собой отдельные задания и будут втянуты в краеведную работу.
Такая плановая наметка в дальнейшем окажется работой каждого краеведа, если он хочет полностью и всесторонне осветить и документировать свой район. Эта работа е зависимости от места и сил может быть расширена или сужена. Можно брать район, город, отдельное местечко до деревни, все зависит от лиц, сил и возможностей, но проработав их детально, глубоко и основательно.
Тогда можно приступить и к плановой систематической съемке, объект за объектом, фиксируя их в сегодняшнем состоянии, дополняя снятое или нарисованное. Кажущееся мало интересным, неважным в этом плане окажется очень существенным и серьезным, так как даст монографическое освещение всех сторон изучаемого объекта. Здесь важен обмен опытом и знаниями. Присылка программ и наметок съемки в фотокомиссию I ЦБК даст связь и ряд указаний опытных краеведов и технические I указания фотографов. В трудных случаях, требующих специального инструментария или особых приемов, как съемка икон, внутренностей зданий, рукописей и т. п., смогут быть представлены нужные материалы или инструменты, а иногда и сама тема может быть включена в программу центральных музеев и выслан специалист для ее проработки; в этом случае краеведная организация проделает немалую научную помощь.
Эта фоторабота требует также и учета наличных сил и инструментария на местах. Следует создавать фотокружки при местных краеведных организациях. О краеведной фотоработе необходимо сделать несколько докладов среди местных фотолюбителей. Фотокомиссия ЦБК, получив сведения о нужных кружкам инструментах, сможет организованно приступить к снабжению кружков материалом и инструментами, присылать литературу и завязать регулярные сношения. Конечно, неорганизованным путем и перепиской с отдельными лицами, помимо местных краеведных организаций, она заниматься не может. Создание связи, также не простая и немаловажная задача.
Но и до выявления этих основных вопросов следует помнить, что фоторабота необходима немедленно. С тем, что есть под руками, с самыми примитивными инструментами, но эпизодическая работа должна начаться.
Эпизодическая работа краеведа требуется на каждом шагу. Ни одной экскурсии без фотоаппарата.
Не останавливаясь на технических требованиях, следует сказать, что основное требование от этой работы — вначале дать главные контуры научно-ценного материала, отмечая краеведное значение снимка. Субъективно важное, эстетически личное должно быть отодвинуто на задний план в этой основной задаче. Важно дать на фотографии объект так, чтобы все его характерные признаки были бы выявлены в правильной передаче светотени, не гоняясь за «красивостью», эффектами и ракурсами.
Но еще более важна быстрая организованность местных краеведов и связь их с центром.
Краеведы, организуйте фотокружки!
Краеведы, применяйте фотографию в своей работе!
font-size:12.0pt