Фоторабота в условиях Арктики
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: Новицкий П.К. Фоторабота в условиях Арктики. Советская Арктика №10. 1937 г.
Работа с фотоаппаратом и пяти полярных экспедициях дала мне большой практический опыт, знакомство с которым будет полезно для всех фотоработников и фотолюбителей, впервые едущих в Арктику.
Прежде всего о фотоаппаратуре. В арктических экспедициях необходимо иметь стационарную камеру универсалку размером 9X12 или 6X9 с двойным растяжением. Такая камера нужна для засъемки научных работ экспедиции, так как объекты их зачастую бывают очень милы (например, фауна полярного моря) и требуют камеры с объективом большого фокуса.
В научных работах предпочтение надо отдать пластиночному аппарату не лейке, поэтому, отправляясь в экспедицию, я брал камеру 9Х12 с тройным растяжением. Чтобы иметь возможность разнообразно варьировать свою работу, я брал объективы следующих фокусных расстояний: Даггор Герца F 105, рабочий объектив 135, Тeccap 6,3 и Теле-Ксенар-Шнейдер — фокус 300 миллиметров, светосила 5,6 (как телеобъектив).
Таково было стационарное вооружение. Для оперативной работы я брал две лейки с набором оптики: широкоугольник 35 миллиметров, рабочий объектив 50 миллиметров и телеобъектив 135.
Большое внимание нужно уделить хранению аппаратов. Всю аппаратуру я держал в брезентовых футлярах, покрытых снаружи и внутри цапоновым лаком, который предохраняет от проникновения сырости в футляр.
Каждая вещь в футляре имела свое определенное гнездо и закреплялась так. Что при любом повороте футляра предмет оставался на своем месте. Чтобы быстро находить в футляре нужную вещь или кассету с определенной пленкой, на алюминиевые гильзы-хранители кассет я наклеивал шеллаком цветное сукно. Красное сукно обозначало, что в этом пенале хранится панхром, а зеленое — ортохром. Если кассета снята, то пенал кассеты переворачивался донышком кверху. Такое расположение дает возможность оператору при одном взгляде в футляр определить, сколько у него имеется чистой пленки, какого сорта и сколько снятых.
Фотоработникам, отправляющимся в Арктику, нужно брать с собой минимальное количество сортов негативного материала и не увлекаться высокочувствительной эмульсией, потому что пленка, средней чувствительности дает возможность исправить экспозиционные ошибки и в значительной степени гарантирует сохранность материала. Поэтому у меня было всего дна сорта пленки — кодак с противоореольным подслоем и агфа кинохром.
Каждые шесть дюжин пластинок были уложены в металлическую коробку с обмоткой из изоляционной ленты, что делало их воздухонепроницаемыми.
Мой опыт показал, что лучше всего воздерживаться от проявления негативов в экспедиционных условиях, страхуя себя на всякий случай повторным снимком одного и того же сюжета.
На ледоколе в полярных условиях лаборатории для проявления недостаточно приспособлены, да и пресную воду не всегда можно получить в достаточном количестве. Поэтому, сделав пробные снимки, установив нужную экспозицию и подобрав соответствующие номера эмульсий, я рекомендую не проявлять негативов до возвращения на материк. Исключение, составляют эмульсии, в состав которых входят соли железа (например, кинопленка Ферания). Такой негативный материал не может оставаться долго непроявленным, потому что изображение на полях железа от времени сильно ослабевает или совершенно исчезает.
Снятый материал необходимо точно датировать, дать соответствующую номенклатуру каждому снимку (указать время и место съемки). Его следует вложить в металлическую коробку и немедленно изолировать лентой от внешнего воздуха.
Химикалий нужно брать только для проявления пробных снимков. Каждый из химикалий необходимо предварительно разместить в стеклянных патронах, запарафинировав пробки. Патроны надо укладывать и прочные металлические коробки, чтобы не раздавить стекла.
Во время арктических экспедиций не раз случалось, что при шторме или свежем ветре в 5 — 6 баллов вода попадала в каюты и все вещи всплывали. Но металлические ящики оправдали свое назначение и предохраняли фотоимущество от воды. Во время качки фотоаппаратура и пластинки могут сильно пострадать, поэтому их в каюте нужно хорошо закреплять.
Немалое значение имеет личное снаряжение фотографа. Его одежда должна быть практична и удобна в работе. Важно предусмотреть даже такую ничтожную деталь, как металлический крючок на плече, задерживающий сползание футляра с аппаратом. Такой крючок в экспедиции будет нести верную службу.
Выбирая аппарат для Арктики, следует помнить, что единственно незамерзающий затвор имеет камера Графлекс-Кодак. Остальные аппараты, как шторные, так и секторные, застывают на морозе и дают неверные скорости.
Лейка, например, очень чувствительна к морозу, поэтому в арктических экспедициях лейку я хранил за пазухой, обогревая ее теплом собственного тела.
При холоде в 20 градусов пленка теряет свою эластичность и делается настолько хрупкой, что ее трудно перезаряжать. Поэтому лейка 250, 10-метровая, изготовленная Лейцом по моему предложению, блестяще себя оправдала в полярных условиях.
Проявление экспедиционного негативного материала — чрезвычайно ответственная задача, так как один неосторожный шаг может погубить ценный материал. Наиболее рационален метод проявления в трех ваннах: в первой — проявитель, подготовленный для недодержки, во второй — для нормальных негативов и в третьей — для негативов передержанных.
Снимок горла Белого моря, произведен в 10 ч.вечера с применением светосильной оптики F2 при скорости в 1/20 сек.
К проявителям, выравнивающим экспозицию, я отношу метоллглициновый проявитель. Его состав: метолла — 0,5 грамма, глицина — 0,5 грамма, сульфита — 3 грамма, кристаллической буры — 5 граммов, воды — 400 граммов (рецепт заимствован у Герман-Вольфа)
Проявлять пластинки следует в баках и исключительно вертикальным способом. Лучше всего иметь баки стеклянные, из нержавеющей стали или из пластмассы. Совершенно непригодны ванны цинковые и железные, дающие при проявлении на пластинках вуаль (вследствие окисления).
Если негатив быстро начинает делаться серым, монотонным и лишенным всякого контраста (признак передержки), то его необходимо погрузить в ванну с проявителем, температура которого понижена, а концентрация повышена. Фиксаж должен быть кислым и обладающим дубильными свойствами. Кислую фиксажную ванну нужно возможно чаще освежать.
Если фотоработник вынужден был проявить негативы в пути, то потом рекомендуется их еще промыть и погрузить в ванну с уксусной кислотой (одна чайная ложка на стакан полы). Такая ванна придает негативам чистоту и прозрачность, растворяя известковые соли, оставшиеся после плохой промывки. Усиление и ослабление негатива следует производить с особенной осторожностью, так как ценные негативы иногда при этой операции погибают. К сушке негатива тоже нужно относиться внимательно, потому что неровная сушка дает негативу неравномерную плотность.
При съемке иллюминатор находился от аппарата (лейки) на расстоянии 2 метров, а самолет – 100 метров; благодаря применению короткофокусного объектива (35 миллиметров) оба предмета получались резкими
Когда негатив высушен, к нему составляют по возможности подробную текстовку, а потом нумеруют. Независимо от качества негатива должен быть сделан контрольный отпечаток.
В арктических условиях надо быть готовым к различной экспозиции, так как на Севере яркость объекта быстро меняется. Поэтому, как бы работник ни был опытен, и даже при наличии у него прибора с фотоэлементом для определения экспозиции, он легко может впасть в ошибку, дав неправильную экспозицию. Вследствие этого я всегда старался негативы дублировать.
Ни один экспедиционный фотоработник не должен выезжать на Север, не имея прибора по определению экспозиции. Лучшим из них я считаю американскую модель 650 Вестена.