Экспедиционная фотография



Первые высокогорные фотосъемки

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: Зимин П. Первые высокогорные фотосъемки. "Советское фото",  №8. 1940 г.


Первые шаги в области альпинистической фотографии были сделаны на родине фотографии — во Франции. Уже вскоре после выступления Франсуа Араго в палате депутатов (3 июля 1839 г.) начались попытки применения фотографии в путешествиях. Однако трудности и неудобства дагерротипного процесса, дававшего к тому же единственный снимок, удерживали некоторое время фотографов от применения светописи для высокогорной съемки. И только позднее, когда был изобретен негатив, с которого оказалось возможным получать любое число копий, были сделаны первые попытки фотографирования в горах.

В 1854 г. француз Балдюс изготовил фотографическую панораму горной местности Монт-Дор в центральной Франции; эта панорама длиной в 130 см была признана «образцом подобного рода фотографии».

Первым фотографам, произведшим 14 снимков у подножии Монблана, в Флежере (1877 м над уровнем моря) был француз Мартене. Из этих снимков, сделанных им в 1856 году, он составил большой панорамный снимок, вызвавший величайшее удивление и восхищение современников. О работе Мартенса в связи со всемирной Парижской выставкой 1855/56 г. один из тогдашних знатоков фотографии Эрнест Лакан, писал следующее: «Ничто не может быть столь удивительным и величественным, как эта панорама. Ни один камень не забыт, ни одна глыба льда не ускользнула от внимания художника. В то время, как изучаешь эту хорошую работу, нельзя не прийти к убеждению, что только одна фотография может дать такие результаты».

В 1857 году известный дрезденский фотограф Герман Кроне произвел съемку в скалистых районах Саксонской Швейцарии и выставил ряд снимков размером 32 х 40 см.

 

Лабораторный инвентарь

 

Наиболее значительным работником в области альпинистической фотографии первого периода следует считать француза Эме Сивиаль, работавшего для предварительной тренировки в 1857—1858 гг. в Пиренеях, а затем с 1859 по 1868 г. включительно по фотосъемке Альп.

Сивиаль уже в первую поездку дал ряд панорам различных районов этой высочайшей горной области Западной Европы, как например панораму Фаульгорна (2684 и), Зидельгорна (2768 и), Гриндельвальда и Венгернальп (1877 м). В 1860 г. Сивиаль создал три панорамы Монблана на высотах 1908, 1950 и 2130 м. В 1861 году он продолжал панорамные и одиночные съемки в районе Монблана и Монте-Роза (на высотах 2707, 2962 и 3136 м).

В 1862 году Сивиаль представил свои работы во Французскую Академию Наук, где они были признаны «далеко превосходящими все достижения в области высокогорной туристической фотографии». В этом году Сивиаль достиг высоты 2941 м (вершина горы Эггисгорн): здесь он сделал еще два панорамных снимка.

В 1863 году Сивиаль сделал четыре большие круговые панорамы: высочайшей точкой его работы был пик Лангард в Энгадине (3266 м); это была вообще самая большая достигнутая им высота.

В последующие годы Сивиаль дал ряд больших и малых панорам. Свою десятилетнюю альпинистическую работу он закончил в 1868 году, дав в итоге 41 панораму и множество отдельных снимков, представляющих большую ценность для географической физики и геологии.

Кроме Сивиаля фотографированием Альп занимался еще французский фотограф Огюст Биссов, который превзошел Сивиаля в том отношении, что первый отважился несмотря на огромные трудности совершить фотографические снимки на вершине высочайшей горы в Европе — Монблана. Свои альпинистичеекие снимки Биссон производил однако только в 1860—1861 гг.

Снаряжение фотографов-альпинистов того времени было весьма сложным, громоздким и тяжелым. Приходилось втаскивать на горные вершины огромные и неуклюжие камеры и штативы, палатки, служившие лабораторией, и все лабораторные принадлежности и материалы. На месте съемки все это раскладывалось (рис. 1 и 2). Общий вес фотографического снаряжения у Сивиаля и Бнссона доходил до 250 кг, что требовало по крайней мере 25 носильщиков. Упаковка фотографического багажа требовала большого искусства и ловкости: все должно было быть уложено прочно и компактно, вкладываясь одно в другое и не занимая лишнего места и объема (рис. 3).

 

Лаборатория подготовлена к работе

 

Камера, применявшаяся Сивиалем, была построена особо прочно и имела вначале фокусное расстояние объектива 72 см; позднее он применял объектив с f= 55 см. Формат снимков был 27 X 37 см. При применении бумажных негативов выдержка в июле—августе была 17—19 минут.

Сивиаль точно определял географические координаты и высоту над уровнем моря тех пунктов, в которых он производил съемку, учитывая, что сделанные им фотографические снимки будут иметь большое научное значение. В качестве материала для своих негативов Сивиаль брал бумагу, покрытую смесью из четырех частей парафина и одной части воска. Такая провощенная бумага вымачивалась в продолжение двух часов в 5,5%-ном спиртовом растворе йодистого калия. После высушивания бумаги воск с нее удалялся и ее наклеивали четырьмя углами на стеклянную пластинку; края бумаги смазывались желатином, чтобы на ней лучше удерживался коллодий. После поливки йодированным коллодием бумага очувствлялась в 6%-ном растворе азотнокислого серебра, промывалась в четырех сменах воды, и после высушивания подвергалась экспонированию.

Сделанные на ней снимки проявлялись полупроцентным раствором галловой кислоты с небольшой добавкой азотнокислого серебра. После проявления снимки промывались, фиксировались гипосульфитом, вновь промывались, высушивались и еще раз промывались. Предварительная обработка бумаги смесью парафина, и воска, как утверждали, повышала вдвое ее светочувствительность. Рецепты Сивиаля были опубликованы в 1859 г. в книге Шарля Шевалье — «Усовершенствованные фотографические методы».

Что касается рекордной по тому времени экспедиции Биссона, то сохранилась статья, описывающая трудности, с которыми он столкнулся в своем предприятии. Его первая попытка в 1860 г. была неудачной; плохая погода не позволила совершить восхождение на Монблан, и фотограф добрался только до Гран-Мюлэ. Но в 1861 г., утром 22 июля, Биссон начал свое второе восхождение на Монблан, выйдя из Шамони с группой из 25 носильщиков, под руководством проводника Огюста Бальма. К вечеру того же дня экспедиция достигла Гран-Мюлэ, где был сделан первый привал. Здесь произошла задержка на несколько часов из-за поднявшегося сильного ветра. Ночью ветер утих, погода улучшилась, и экспедиция при лунном свете продолжала свое восхождение. К утру 23 июля она достигла Большого Плато. Погода оставалась прекрасной.

Однако, достигнув Пти-Мюлэ, экспедиция попала в сильнейший снежный буран. В темноте, при полной потере видимости на самом коротком расстоянии трудно было найти безопасное место. Несколько скорее, чем они хотели, соскользнули они вниз и вскоре вновь очутились в том месте, которое покинули утром.

Со всех сторон с ужасающим шумом начали низвергаться лавины. Из людей никто не погиб, но двое почти ослепли, а остальные совсем обессилели и не могли выдержать путешествия. Вечером того же дня прибыло подкрепление в Гран-Мюлэ. После отдыха, в полночь, когда небо прояснилось и выглянула полная луна, было возобновлено восхождение. В семь часов утра 24 июля экспедиция вторично достигла Пти-Мюлэ. а в восемь часов вступила на вершину Монблана. Оставшиеся в Шамони их заметили, и приветствовали салютом из орудий.

Но было еще рано праздновать победу, так как Биссон еще не выиграл сражения. Его труднейшая задача только начиналась, так как было нешуточным делом получить фотографические снимки на высоте около 16 000 футов над уровнем моря (4810 м). Всех одолевая сон, и только Биссон и Бальма сумели ему противостоять и начали распаковку багажа, установку аппаратуры, очувствление пластинок и съемку.

 

Снаряжение фотографа в сложенном виде

Чудесный вид открывался перед ними! Однако при проявлении снимков не оказалось воды, чтобы их промыть; поэтому решено было использовать снег, растопив его на огне лампы. Но в разреженной атмосфере пламя горело очень слабо и давало мало тепла. По очереди приставлялись к лампе люди, чтобы поддерживать ее огонь, но они вскоре один за другим засыпали. Наконец удалось добыть некоторое количество драгоценной влаги самому Биссону. Он поспешил в палатку, чтобы закончить обработку первого негатива. После двухчасового отдыха Биссон возобновил работу, так как он не желал возвращаться вниз менее чем с тремя негативами. Наконец ему удалось их сделать: два вышли хорошо, а третий — удовлетворительно.

Багаж был вновь упакован, спящие разбужены, и начался спуск, который закончился благополучным возвращением в Шамони.

Так закончилась эта первая труднейшая высокогорная фотографическая экспедиция, давшая весьма ценные результаты.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru