Фотографируем плоты
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: Д.Луговьер. Фотографируем плоты. Ветер странствий №4, 1969. М, «Физкультура и спорт», 1969 г.
Пожалуй, никакой другой вид туризма не может дать представление о специфике спортивного туристского путешествия, как сплав на плотах. Здесь все налицо. Очевидна сила стремительного потока — мало кого приходится убеждать, как сложно провести маленький туристский плот по бурной реке. Один на один разум и коллективная сознательная сила выступают против стихии. Ловкость, мгновенные решения и действия вместе с трезвой оценкой обстановки и собственных возможностей успешно противостоят слепой случайности.
Каковы же цели фотосъемок в путешествии на плотах?
Совершенно необходимо показать маршрут: документально воспроизвести пороги, сложные шиверы, обратить внимание на ориентиры, отснять панорамы с обзорных пунктов, т. е. осуществить то, что называют документальной съемкой на маршруте или фотографическим дневником и что, по существу, служит незаменимым дополнением к отчету. Однако ограничиться такого рода съемками, даже присовокупив к ним традиционные снимки друзей, костров и палаток,— значит упустить нечто очень существенное, а именно: поскольку в путешествии участвуют люди и поскольку прохождение препятствия требует серьезного, иногда предельного напряжения, — долг фотографа отразить и эту, эмоциональную и, без сомнения, очень существенную, сторону похода.
Беда, однако, в том, что наиболее интересные, кульминационные, моменты — всегда и самые тяжелые, когда «не до съемок».
И нужен изрядный запас сил и специфической хватки, чтобы при любых условиях сохранить хладнокровие и снять нечто неповторимое.
Мы не будем останавливаться на съемке подходов, строительства плотов, бивуаков. Наиболее специфична, интересна и выигрышна, но и наиболее трудна съемка плотов в движении, особенно при прохождении самых сложных участков реки. Понятно, что, упоминая плоты, мы имеем в виду и людей которые их ведут.
Основная и непосредственная трудность съемки заключается в значительной ограниченности выбора точки зрения: снимать можно либо находясь на самом плоту, либо с берега. Чтобы несколько расширить свои возможности, фотографу приходится проявлять известную изобретательность и энергию. Сюжеты, которое могут быть сняты на плоту, — главным образом крупные планы:
портреты, живые жанровые сценки, какие-то характерные детали или вид на реку с людьми и частью плота на переднем плане. Но даже в пределах плота фотограф далеко не всегда свободен в выборе точки съемки, что возможно лишь, когда он полностью освобожден от работы на гребях, а это в серьезных ситуациях, к сожалению, не всегда выполнимо. При съемке с берега интересны снимки проходящего препятствие плота на фоне выразительного пейзажа или бурной воды.
Организация, техника съемки, используемые аппаратура и принадлежности при съемках с плота и с берега существенно различны.
На плоту приходится помимо фотографических обязанностей выполнять кое-какие действия по управлению судном, работая на греби. Поэтому аппарат должен быть предельно компактным и легким, а
управление им — максимально простым и удобным, в силу чего предпочтение следует отдать малоформатным камерам.
Дальномерные аппараты (ФЭД, «Зоркий», «Ленинград», «Киев»), как и аппараты с фокусировкой по метражу («Смена», «Чайка»), позволяют снимать с предварительной установкой объектива по шкалам расстояний и глубины резкости, без наводки на резкость каждого кадра (как на зеркальных аппаратах, у которых без фокусировки просто не видно, что вы снимаете). Поэтому аппарат типа «Смены» или дально-мерный в качестве «камеры при себе» на плоту предпочтительнее, чем зеркальный. В свою очередь, из дальномерных наиболее удобен «Ленинград» с его механизмом автоматического взвода затвора, заводящимся сразу на 10—15 кадров. Приспособив к «Ленинграду» дистанционный спуск (механический, электрический или любой другой дистанционный привод спусковой кнопки), можно получить интересные кадры, если закрепить аппарат над задней подгребицей на высоте 1,5—2 м над плотом и направить объектив вперед и слегка вниз. При этом фотограф может делать снимки, одновременно занимаясь другим делом — работая на греби или снимая что-то другим аппаратом.
Смена объектива и перезарядка аппарата на плоту во время прохождения сложных участков маршрута практически исключены. Поэтому в камеру, если она допускает смену объективов, лучше всего установить широкоугольник с фокусным расстоянием 35.— 37 мм — при »том достаточно велик угол зрения, риск срезать в спешке существенную часть кадра небольшой; вместе с тем изображение на негативе получается довольно крупным, а если объектив рисует резко, можно произвести при необходимости сильное кадрирование в процессе печати.
Вопрос о том, какую зарядить пленку, естественно, может возникнуть, если съемка ведется на нескольких разнотипных материалах, например на черно-белом и цветном. Наиболее универсален цветной негатив, с которого можно получить не только черно-белый и цветной отпечаток, но даже цветной диапозитив. Одно только следует рекомендовать настоятельно: перед преодолением серьезного препятствия сменить пленку в аппарате, если осталось менее 10 кадров, чтобы иметь запас пленки побольше.
С берега снимать проще: всегда можно заранее и не спеша осмотреться, уточнить точку съемки, определить экспозицию. Но когда идет плот, не зевай! Хорошо, если в группе несколько плотов. Однако и в таком благоприятном случае не стоит дублировать снимки с одной точки. А если плот всего один, фотографу предстоит ради единственного кадра отказываться от прохождения порога. Но уж если такая жертва принесена, обидно упустить лучший кадр! Поэтому съемку ведут двумя, тремя, а иногда и большим числом аппаратов — люди, находящиеся на плоту, часто просят сделать снимок их камерой, и бывает трудно отказать в такой просьбе. Кроме того, одновременная съемка несколькими камерами — единственный способ получить ряд снимков в один момент и, таким образом, исключить возможность утраты уникального кадра из-за какой-нибудь случайности. Одновременную съемку можно произвести одним только способом: укрепить аппараты на штативе (каждый на своем или все на одном с помощью планок или кронштейнов), предварительно нацелить их, сфокусировать, установить диафрагму и выдержку; все спусковые кнопки нужно снабдить устройствами дистанционного спуска. В руках же фотографа в ответственный момент должен находиться один аппарат — только тогда можно снимать быстро и уверенно.
Всякая смена оптики по ходу съемки почти невозможна без риска вообще упустить сюжет. И если предполагается, допустим, снять идущий плот общим планом на расстоянии 25 м, а затем с 12 м сделать телеобъективом крупноплановые снимки людей, необходимо, во-первых, иметь под рукой два аппарата с установленной заранее соответствующей оптикой, а во-вторых, про7 думать и хорошо отрепетировать все действия по замене одного аппарата другим в процессе съемки.
Важно заранее знать,- что плот приближается, поэтому, если река не просматривается на 150—200 м вверх по течению, нужен сигнальщик.
Существенно расширить возможности выбора точки при съемке с берега позволит приспособление, напоминающее колодезный журавль (см. рисунок). Камера для таких съемок должна быть снабжена устройством для дистанционного спуска затвора. При некотором навыке можно довольно точно ориентировать аппарат, не глядя в видоискатель, но все же объектив нужен широкоугольный. Крепление аппарата любое, лишь бы оно было достаточно надежным: вполне подойдет, например, штатив-струбцинка, однако камеру нелишне подстраховать веревочной петлей. Если используется «Ленинград», можно успеть сделать ряд последовательных снимков.
Несколько слов об упаковке аппаратуры и принадлежностей. Вся пленка должна быть заряжена в кассеты, и каждая кассета уложена в металлический, герметично закрывающийся патрон. Во время движения аппаратуру, которая не используется для съемок, нужно уложить в прочные мешки из полиэтиленовой пленки и хорошо перевязать отверстие. Лучшее средство защиты аппаратов от воды — герметичный футляр-чемодан. Держать его следует не на себе, а подвесить к какому-либо шесту и прикрепить к плоту достаточно прочным шнуром.
ЛИТЕРАТУРА
Азаров Б. Я снимаю «Ленинградом». «Советское фото», 1960, № 4.
Болжи Б. Удлинительный спуск к фотоаппарату. «Советское фото», 1957, № 10. Вендровский К., Жутовский Б.
Фотолюбителю-туристу. «Искусство», М., 1961
Луговьер Д. Управление фотокамерой на расстоянии. «Советское фото», 1963, № 3.