Фото-кинодокументация местности и маршрута
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: Соколов Ю.Л. Фото-кинодокументация местности и маршрута. Из книги "Спутник альпиниста". Под общей редакцией Д. М. Затуловского. Государственное издательство «Физкультура и спорт». Москва, 1957 г.
Документальные съемки альпиниста должны отражать характеристику объекта восхождения в целом и отдельных участков маршрута, процесс восхождения или похода и наиболее характерные его моменты, природу местности (растительность, животный мир, рельеф, погода, этнографические снимки) и картографическую фотосъемку.
Приемы этого вида съемок зависят от поставленной задачи и снимаемого объекта. Вообще следует помнить, что основное назначение документального снимка состоит в том, чтобы дать возможно более полное и точное представление о характере снимаемого объекта. Поэтому при съемке необходимо придерживаться следующих правил:
1. Точно определить, что желательно показать в каждом кадре; не следует включать в него предметы, отвлекающие внимание от главного объекта.
2. Снимки вершины нужно делать с нескольких точек так, чтобы отразить наиболее характерные ее склоны; обязателен снимок, включающий весь маршрут восхождения или большую его часть. Следует иметь в виду, что снимки «в лоб», снизу вверх и сверху вниз (под большим углом) искажают представление о крутизне.
3. При съемках участков маршрута надо стремиться отразить характер поверхности и крутизну участка, выбирая для этого точки, с которых он виден под углом 30-45°. В ряде случаев сделать это поможет телеобъектив.
4. При съемках во время похода или восхождения необходимо последовательно отражать наиболее характерные моменты, учитывая, что трудности пути заставляют забывать о фотосъемке, вследствие чего наиболее важные кадры обычно отсутствуют. Технические моменты лучше снимать крупным планом (полезно использовать для этого телеобъектив).
5. При съемке растений, животных, насекомых, пластов горной породы очень важно отразить масштаб снимаемого объекта. Для этого в пределах кадра должен находиться предмет, позволяющий судить о размерах основного объекта (ледоруб, спичечная коробка, линейка со шкалой) или фигура человека (для крупных объектов).
6. Снимки небольших растений, животных и насекомых следует делать крупным планом (лучше пользуясь телеобъективом).
7. Снимки, отражающие характерные черты природы гор, предпочтительно делать на цветной пленке.
8. Производя документальные снимки, следует одновременно вести запись, точно отражающую время и место съемки, а для снимков вершины и элементов рельефа также направление, в котором производится съемка (относительно стран света).
Художественная съемка
Фотографирование в горах относится к труднейшему виду съемок ввиду целого ряда специфических условий. Хорошие снимки горных пейзажей могут быть получены только в тех случаях, когда фотограф овладел техникой фотографического процесса и умеет подчинить выбранный им сюжет законам композиции, согласно которым отдельные части снимка должны восприниматься зрителем как единое целое.
Основное правило, которое необходимо усвоить фотографу, заключается в том, что каждый снимок должен иметь конкретное содержание и выражать определенную идею. Этой идее подчиняются составляющие снимок элементы.
Правильное композиционное построение кадра оказывается особенно трудным при съемке в горах, так как горные ландшафты отличаются многоплановостью, необычным освещением, широчайшей тоновой и цветовой гаммой. Вследствие этого при съемке в первую очередь необходимо обращать внимание именно на композицию, которой в конечном счете и определяются достоинства снимка как художественного произведения.
Приемы композиции чрезвычайно разнообразны и зависят в каждом отдельном случае от характера объекта, опытности и вкуса фотографа. Тем не менее можно все же высказать некоторые общие замечания, которые помогут избежать грубых ошибок. (Рассмотренные ниже основные правила композиции, а также замечания, относящиеся к определению экспозиции при съемке, в горах, относятся как фото-, так и к киносъемкам. Подробнее об общих приемах киносъемки см. Кудряшов Н. Н. Как самому снять и показать кинофильм. Госкиноиздат, 1952).
Основными элементами изображения являются линии, образующие очертания предметов, цвет и тон (степень насыщенности того или иного цвета).
Впечатление от снимка в значительной степени зависит от характера и расположения линий, определяющих очертания изображаемых на нем предметов. Например, спокойные горизонтальные линии создают впечатление широты и простора, присущего равнинному ландшафту. Наоборот, вертикальные линии, характерные для очертаний горных склонов, говорят об их высоте и крутизне. Правильное построение кадра в отношении формы и сочетания образующих его линий составляет задачу так называемой линейной композиции.
Характер линий зависит не только от контуров предметов, находящихся в кадре, но и от интенсивности и расположения теней. В задачу линейной композиции входит также определение границ кадра. Границы кадра во всех случаях следует выбирать при съемке, так как рекомендуемая обрезка готового снимка не всегда дает желаемые результаты, поскольку она не может восполнить недостающие части кадра, а исправление границ кадра на кинофильме оказывается вообще невозможным.
На фотографии пейзажа (в отличие от штрихового рисунка того же пейзажа) средством изображения являются не только линии, но и тона (цветные или серые), заполняющие ограниченные линии контура. Согласно законам воздушной перспективы, по мере удаления от точки съемки видимые размеры предметов уменьшаются, а их окраска (тон) становится менее насыщенной. Тональное построение снимка является задачей тональной композиции.
Снимок, на котором необходимо передать впечатление о протяженности пространства (например, о расположении уходящих вдаль хребтов), должен включать несколько планов, находящихся на различном удалении от точки съемки. Изображение должно строиться таким образом, чтобы взгляд постепенно переходил от ближнего плана к дальнему. Последнее может быть достигнуто распределением тонов на снимке сообразно с законами воздушной перспективы. Правильный переход от более насыщенных тонов переднего плана к менее насыщенным тонам более удаленных планов создает у зрителя ощущение глубины пространства.
Например, снимок дальнего хребта, сделанный без переднего плана, будет «плоским» и скучным. Мало удачным будет также снимок однообразного горного склона, если не будет показано его положение относительно других элементов пейзажа. Из сказанного следует, что при съемке в горах нужно осмотрительно пользоваться светофильтром: неопытные фотографы, стремясь к лучшей «проработке дали», часто применяют плотные светофильтры, вследствие чего тона переднего и заднего планов снимка сливаются и он получается «плоским» и невыразительным. (Сказанное здесь относится к художественным съемкам. При документальных съемках часто приходится пользоваться плотными фильтрами, чтобы получить отчетливое изображение далеких хребтов).
Во многих случаях очень выразительные снимки можно получить путем создания искусственных передних планов. В качестве такого плана может, например, служить фигура человека, палатка и т. п.
Снимки, полученные в тех случаях, когда объектив аппарата направлен вверх или вниз, очень часто дают совершенно неправильное представление о действительном характере объекта.
Снимки сюжетов, состоящие из нескольких элементов, различных по смысловому значению, следует строить так, чтобы второстепенные по значимости элементы не «забивали» смысловой центр снимка, а наоборот, будучи связаны с ним композиционно, сосредоточивали на нем внимание зрителя.
Существенным элементом тональной и цветовой композиции снимка является расположение теней, которое зависит от характера освещения пейзажа и выбора точки съемки. Наличие теней делает снимок более пластичным, подчеркивая форму и взаимное расположение изображаемых предметов. Характер освещения объекта съемки определяется в ясную погоду взаимным расположением объекта, солнца и точки, из которой производится съемка.
Рассмотрим следующие схемы освещения.
Солнце находится позади фотографа. Объект съемки, расположенный перед аппаратом, освещен равномерно (так называемое «плоское» освещение). В этом случае тени почти полностью отсутствуют, вследствие чего снимок (особенно на черно-белой пленке) получается однообразно серым и не производит никакого впечатления. При съемке в горах на цветную пленку здесь также, как правило, получаются плохие результаты, что объясняется снижением контрастов, которое неизбежно появляется даже при наличии самой легкой дымки. Съемок при «плоском» освещении следует по возможности избегать.
Солнце находится сбоку от фотографа. В этом случае в зависимости от времени дня появляются более или менее глубокие тени от различных предметов и складок местности. Тени придают пластичность объекту съемки, детали и строение которого выступают наиболее рельефно. Снимки, сделанные при таком освещении, могут оказаться весьма удачными. Особенно эффектными получаются такие снимки на цветной пленке, сделанные в утренние и вечерние часы.
Солнце находится перед фотографом (съемка против света). Фотографии, сделанные при таком освещении, получаются наиболее выразительными. Необходимой принадлежностью для съемки против света является хорошая, достаточно глубокая солнечная бленда, прикрывающая объектив аппарата со всех сторон, а не только сверху от солнца, так как свет, отраженный от поверхности снега и льда, может вызвать появление бликов на снимке. По тем же соображениям для съемок против света наиболее пригодны просветленные объективы.
В «противосвете» получаются очень хорошие снимки леса, воды (рек, озер и морей), скал, ледников и т. п. Но далекие горные хребты обычно получаются лучше при боковом освещении (особенно при вечернем и утреннем), что также следует учитывать при съемке.
При низком положении солнца (на восходе или в момент заката) могут быть сделаны очень эффектные снимки на цветной пленке, особенно при наличии ярко окрашенных облаков. Такие снимки можно получить, направив объектив аппарата прямо на солнце. Экспозицию при этом следует определять при помощи фотоэлектрического экспонометра.
При фотографировании на цветную пленку следует обращать внимание как на тональную, так и на цветовую композицию снимка. Распределение цветовых пятен на элементах кадра должно быть подчинено тем же задачам, что и распределение тонов. При этом следует подчеркнуть, что при съемке гор возможности черно-белой фотографии значительно ниже, чем цветной (особенно если съемка производится на пленке с обращением), так как горный пейзаж поражает прежде всего разнообразием красок, необычностью и грандиозностью форм, огромным пространством, открывающимся перед взглядом.
Помимо пейзажей, а также сцен лагерной и походной жизни, фотограф может найти богатый выбор сюжетов для съемки и среди «малых форм», например: ручейки, вытекающие из-под камней и снега; цветы, прилепившиеся на скалах; ярко окрашенные осенние листья на ветках растений и т. п.
Фотографический процесс
Качество снимка в значительной степени зависит от техники его исполнения. В этой главе рассматриваются наиболее существенные стадии фотографического процесса, с точки зрения тех специфических требований, которые предъявляются условиями съемки в горах.
Пленка и светофильтры. При съемке на черно-белую пленку во всех случаях следует применять пленку типа изопанхром средней чувствительности. Из отечественных пленок более всего подходит изопанхроматическая пленка нормальной градации с чувствительностью 65 единиц по ГОСТ (при съемке в горах необходимо избегать применения высокочувствительных и контрастных пленок). Из заграничных можно рекомендовать пленку типа Isopan шириной 6 см и Isopan F шириной 35 мм, выпускаемую фирмой АГФА. Эта пленка имеет чувствительность примерно 65 единиц по ГОСТ. Для киносъемок также следует применять изопанхроматические пленки средней чувствительности.
При съемке на изопанхроматических пленках, как правило, светофильтр не требуется, во всяком случае до высоты 4000 м и при отсутствии дымки. На больших высотах при съемке дали можно применять поглощающий ультрафиолетовые лучи бесцветный светофильтр К-29С. При отсутствии его можно пользоваться светло-желтым светофильтром ЖС-12, особенно при не слишком плотной дымке (например, при съемке в полдень). Более плотные желтые светофильтры (например, ЖС-17) применяются реже — либо при плотной дымке, либо для достижения специальных художественных эффектов, например при желании получить на снимке темное небо с ярко-белыми облаками на нем.
Цветная пленка в противоположность черно-белой значительно менее подвержена вредному действию синих и ультрафиолетовых лучей из-за ряда особенностей ее строения и свойств. Поэтому на высоте до 4000 м снимать удаленные объекты на цветной пленке можно без фильтра, поглощающего ультрафиолетовые лучи. На больших высотах применять такой фильтр типа К-29С целесообразно, так как при этом улучшается цветопередача (особенно для далеких объектов).
Определение экспозиции. (См. также А. Гальперин. Определение фотографической экспозиции. «Искусство», 1955).
Промежуток времени, в течение которого применяемый для съемки светочувствительный материал подвергается непрерывному действию света, называется выдержкой. Поэтому длительность выдержки равна времени, в течение которого затвор аппарата остаемся скрытым. Выдержку не следует смешивать с экспозицией. Экспозицией называется количество световой энергии (обычно измеряемой в люкс-секундах), попадающей на светочувствительный материал (пленку) за время выдержки.
Величина экспозиции зависит от времени выдержки, от действующего отверстия объектива (т. е. от раскрытия диафрагмы) и от яркости объекта. Для определения экспозиции нужно найти выдержку и раскрытие диафрагмы объектива (или одну из этих величин, если другая задана. Например, при киносъемке в подавляющем большинстве случаев определяется только раскрытие диафрагмы). За время выдержки различные участки пленки, находящейся в кадровом окне аппарата, получат разные экспозиции, в зависимости от распределения светлых и темных участков на площади кадра.
Будем понимать под средней экспозицией среднее арифметическое из максимальной и минимальной экспозиций, первая из которых соответствует наиболее светлым, а вторая — наиболее темным участкам кадра. При этом в зависимости от метода определения максимальная и минимальная экспозиции либо могут быть расположены симметрично по отношению к середине прямолинейного участка характеристической кривой пленки, либо сдвинуты относительно нее в ту или другую сторону. (О характеристической кривой см. Краткий фотографический справочник. «Искусство», 1953, стр. 132—140). Все другие экспозиции, соответствующие промежуточным яркостям объекта, будут расположены между указанным максимальным и минимальным значениями. При таких условиях пленка теоретически правильно передаст всю шкалу яркостей объекта.
Однако правильная тональная передача всей шкалы яркостей объекта возможна лишь в том случае, когда полезная фотографическая широта пленки превышает интервал яркостей объекта или, по крайней мере, совпадает с ним. (О фотографической широте пленки см. Краткий фотографический справочник. «Искусство», 1953, стр. 140). Сказанное можно пояснить следующим образом:
а) если фотографическая широта пленки больше интервала яркостей объекта съемки, правильная тональная передача шкалы яркостей объекта возможна при нескольких средних экспозициях;
б) если фотографическая широта пленки совпадает с интервалом яркостей объекта, имеется только одна — средняя экспозиция, при которой вся шкала яркостей объекта укладывается на прямолинейном участке характеристической кривой;
в) если фотографическая широта пленки меньше интервала яркостей объекта, правильная тональная передача всей шкалы яркостей объекта оказывается невозможной, какой бы ни была средняя экспозиция.
При съемке в горах, где условия освещения часто бывают очень сложными, фотограф при определении средней экспозиции обязательно должен учитывать соотношение между интервалом яркостей объекта и полезной фотографической широтой применяемой им пленки.
В табл. 1 приведены данные об интервалах яркостей различных объектов, встречающихся в практике альпиниста-фотографа, а в табл. 2 — значения полезной фотографической широты различных пленок.
При съемке в горах для определения средней экспозиции необходимо пользоваться специальными приборами — экспонометрами. Лучшими из них являются фотоэлектрические, менее совершенны оптические, основанные на применении оптического клина. Из последних более всего пригоден для съемки в горах выпускаемый нашей промышленностью экспонометр ОПТЭК.
Изопанхроматические черно-белые негативные пленки, обладающие большой фотографической широтой, менее чувствительны к ошибкам в определении экспозиции. Черно-белая обратимая пленка и особенно цветные обладают значительно меньшей фотографической широтой, вследствие чего выдержку при съемке на них следует определять при помощи экспонометра, прокалиброванного путем пробной съемки. Пробные снимки делаются на куске пленки с тем же номером эмульсии, которая предназначена для съемки в горах. Для контрольной съемки выбирается цветной объект с плоским освещением, т.е. с малым интервалом яркостей. Экспонометр, прокалиброванный путем съемки на малых высотах, будет давать правильные показания и в горах (никакие поправки «на высоту в его показания вводить не нужно).
Таблица 1
Интервалы яркостей различных объектов
Объект съемки
|
Интервал яркостей
|
Горный пейзаж с передним планом в пасмурную погоду
|
1:2 – 1:5
|
Удаленный горный склон, освещенный солнцем
(без неба и без переднего плана):
|
|
А) покрытый травой или каменистый
|
1 - 1:4 – 1: 8
|
Б) с пятнами снега среди скал
|
1 - 1:10 – 1: 20
|
Тот же с клон с небом (случаи а) и б))
|
1:20 – 1:60
|
Далекий горный хребет с небом и не слишком темным передним планом (освещенные солнцем светлые скалы или зелень)
|
1: 110 – 1: 130
|
Далекий горный хребет (или вершина) с небом над ним (без переднего плана, солнце сзади фотографа)
|
1: 15 – 1: 20
|
То же, солнце сбоку или противосвет
|
1:50
|
То же, но с передним планом, состоящим из освещенного снега с темными предметами на нем
|
1: 500 – 1: 1000
|
Вид из темного каньона или пещеры на освещенный солнцем пейзаж
|
1: 10000 – 1:100000
|
Крупным планом портрет человека со светлыми волосами
|
1:10 – 1:20
|
Крупным планом портрет человека с темными волосами
|
1:30-1:100
|
Таблица 2
Фотографическая широта различных пленок
Тип пленки
|
Широта
|
«Изопанхром», негативная, мягкой градации
|
1:200
|
То же, контрастная
|
1:15
|
Черно-белая, обратимая кинопленка (65-70 единиц по ГОСТ)
|
Около 1:80
|
Цветная негативная пленка ДС
|
1:30
|
Цветная обратимая пленка ДС
|
Около 1:15
|
Примечания: 1. Фотографическая широта цветных пленок несколько меньше указанной в таблице. Однако если при съемке исходить из приведенных в таблице данных, то результаты получаются вполне удовлетворительными.
2. Хотя негативные пленки нормальной градации обладают несколько меньшей фотографической широтой, чем пленки мягкой градации, применять их для съемок в горах более целесообразно, так как с них легче получить полноценные отпечатки на большинстве существующих бумаг.
При съемке в горах часто применяется определение средней экспозиции, основанное на измерении яркости объекта, т. е. на измерении интенсивности отраженного от него света. (При съемке в горах следует с осторожностью пользоваться часто рекомендуемым методом определения экспозиции по измерению освещенности, поскольку условия съемки могут оказаться такими, что освещенность объекта (например, горного склона) будет сильно отличаться от освещенности в точке, где находился фотограф с экспонометром. Однако этот метод, безусловно, применим для съемки близких предметов, где он дает хорошие результаты). Фотоэлектрический экспонометр, который более всего подходит для таких измерений, является интегрирующим (усредняющим) прибором. Это можно пояснить на следующем примере. Предположим, что экспонометр направлен на рисунок, сделанный черной краской на белом листе бумаги. Поскольку экспонометр является усредняющим прибором, то он будет «видеть» этот рисунок не так, как его видит человеческий глаз, т. е. не как совокупность светлых и темных участков, а как равномерно освещенную поверхность. Такая поверхность получится, если равномерно распределить по бумаге черную краску, затраченную на изготовление рисунка, на равной ему площади. Экспонометр измеряет, таким образом, среднюю яркость объекта и позволяет определить для нее (при заданной чувствительности пленки) некоторую усредненную экспозицию, которая в большинстве случаев отличается от средней экспозиции.
Вычисление средней экспозиции, согласно показаниям экспонометра, производится при помощи имеющегося на нем счетного устройства — калькулятора. Расчет шкал калькулятора и калибровка подавляющего большинства экспонометров производится в предположении, что широта фотографического материала равна 1 : 100, что примерно соответствует широте наиболее часто применяемых негативных и обратимых черно-белых пленок. Экспонометр рассчитывается так, чтобы даваемая им средняя экспозиция приходилась на середину прямолинейного участка характеристической кривой. В этом случае, в зависимости от интервала яркостей объекта, максимальная и минимальная экспозиции будут симметрично расположены по обе стороны от средней экспозиции.
Правильное пользование экспонометром невозможно без учета соотношения между интервалом яркостей объекта и фотографической широтой пленки. Определение экспозиции всегда начинается с оценки интервала яркостей объекта (широта пленки предполагается известной). Наряду с этим нужно отчетливо представлять себе, какова должна быть оптическая плотность готовой пленки, что имеет особо важное значение при киносъемке. Необходимо запомнить, что экспонометр, направленный на объект съемки, далеко не всегда указывает наиболее выгодную экспозицию. Недооценка этого обстоятельства, особенно в условиях гор, может привести к грубейшим ошибкам при съемке.
Ниже рассмотрены некоторые практические приемы определения экспозиции применительно к тем условиям освещения, которые наиболее часто встречаются в горах.
Метод средней экспозиции. Этот метод пригоден в тех случаях, когда интервал яркостей объекта меньше или примерно тот же, что и фотографическая широта пленки. Он может с успехом применяться при съемке подавляющего большинства сюжетов на черно-белую негативную пленку. (При съемке на черно-белую негативную пленку не следует бояться некоторого сокращения интервала плотностей негатива по сравнению с интервалом яркостей объекта, так как последнее при хорошо проведенном негативном и позитивном процессе сравнительно мало сказывается на качестве снимка). При определении экспозиции по этому методу экспонометр направляется на объект съемки так, чтобы в его поле зрения не попадали никакие посторонние предметы. Средняя экспозиция, которую указывает экспонометр, будет наилучшей для съемки в данных условиях.
Существенным требованием при этом является совпадение угла зрения объектива аппарата с углом зрения экспонометра. Несоответствие этих углов особенно часто наблюдается при киносъемке, где для определения экспозиции нередко применяются обычные фотоэкспонометры с большим углом зрения (порядка 45-50°, вместо 18-20°).
Метод определения экспозиции «по светам». Метод средней экспозиции наиболее употребителен при съемке не слишком контрастных объектов на негативную черно-белую пленку. Однако он совершенно непригоден при съемке сюжетов, интервал яркостей которых заметно превосходит фотографическую широту пленки (например, почти во всех случаях при съемке на цветную пленку), особенно если учесть, что наиболее выразительные снимки получаются при боковом освещении или в противосвете, когда появляются очень большие контрасты. Вместе с тем погрешности в определении экспозиции становятся особенно опасными при съемке именно на цветную пленку, так как они приводят к искажению цветов.
При съемке на цветную пленку необходимо прежде всего учитывать специфические особенности цветовой гаммы высокогорья. Очень часто существенными элементами горного пейзажа оказываются снег и небо, окраска которых может сильно отличаться от той, которую они имеют на уровне моря. Например, тени на снегу окрашены в горах в гораздо более интенсивный синий цвет, чем в равнинной местности, где даже в ясные зимние дни они имеют серовато-синий оттенок. На окраску теней на снегу существенным образом влияет цвет неба, зависящий, в свою очередь, от прозрачности воздуха.
Небо в горах имеет, как правило, глубокий темно-синий цвет, что составляет одну из главных цветовых особенностей горного пейзажа, которому вообще свойственно преобладание голубых, синих, сероватых и лиловых тонов.
Указанные особенности цветовой гаммы горного пейзажа являются дополнительным осложняющим обстоятельством, так как именно синие цвета хуже, чем все другие, передаются цветной пленкой (особенно при съемке на негативную пленку с последующей печатью на многослойной бумаге).
В качестве примера определения экспозиции при съемке на цветную пленку объекта с большими контрастами рассмотрим типичный кадр, схематически изображенный на рис. 29. Крайние положения на шкале яркостей этого кадра будут занимать освещенный солнцем снег переднего плана (наиболее светлая часть) и скалы и камни (наиболее темная часть). Далекий хребет и вершина с небом над ней будут занимать промежуточное положение, причем интервал яркостей для этой, отдельно взятой, части кадра будет не более 1 : 50 (даже при боковом освещении).
Рис. 29
В рассматриваемом случае яркость снега переднего плана и яркость снега на удаленном хребте могут оказаться весьма близкими. Соотношение этих яркостей практически колеблется в пределах от 1 : 2 до 1 : 10 и зависит от удаленности хребта и чистоты атмосферы. Соотношение же яркостей темных скал и освещенного солнцем снега на переднем плане может достигать 1 : 500 — 1 : 1000.
Если с этого кадра сделать снимок на цветную пленку, пользуясь методом средней экспозиции, то его наиболее светлые и наиболее темные участки окажутся далеко за пределами прямолинейного участка характеристической кривой и будут переданы пленкой с большими тональными и цветовыми искажениями. Поэтому на практике при съемке в указанных условиях, когда невозможно избежать искажений в цветопередаче, следует выбирать экспозицию таким образом, чтобы эти искажения приходились на те участки снимка, где они были бы менее всего заметны.
Если съемка производится в ясную погоду, когда солнце расположено достаточно высоко над горизонтом, наиболее заметными для глаза оказываются искажения цвета облаков и снега, которые в местах, освещенных солнцем, имеют чисто белый цвет. Следующее место занимают небо и пенящиеся горные реки, затем следуют большие водные пространства (озера, широкие реки) и, наконец,— человеческое тело, одежда, зелень и скалы. (Цвет человеческого тела может быть изменен очень сильно, если при этом он не выходит за пределы шкалы грязно-желтых, оранжевых, красноватых и тепло-коричневых тонов. Наоборот, примесь синих и зеленых тонов придает человеческой коже неестественную окраску. Поэтому съемку портретов (особенно крупным планом) следует производить при «плоском освещении»).
Из приведенного перечня видно, что практически экспозицию при съемке на цветную пленку нужно определять таким образом, чтобы были правильно переданы цвета наиболее светлых частей кадра. Вообще при съемке, особенно в противосвете, не следует бояться искажения цвета зелени, скал, так как их цвета, имеющие огромное разнообразие оттенков, в отличие от цвета дневного неба и снега могут быть довольно сильно изменены без ухудшения качества снимка.
Правильная цветопередача сюжетно важных (в большинстве случаев светлых) частей снимка получится тогда, когда экспозиция для них будет лежать на прямолинейном участке характеристической кривой. Естественно, что для улучшения цветопередачи остальных частей кадра эту экспозицию следует выбрать так, чтобы она приходилась на самый конец прямолинейного участка, т. е. была расположена у верхнего изгиба характеристической кривой, соответствующей максимально допустимым экспозициям (не выходящим за пределы прямолинейного участка). Указанный метод дает хорошие результаты и при съемке на черно-белую пленку (особенно при киносъемке).
Определение экспозиции по наиболее светлым частям кадра («по светам») производится следующим образом. С помощью экспонометра определяется средняя экспозиция для наиболее светлой части кадра. Если, например, необходимо определить среднюю экспозицию для освещенного солнцем участка снега, то нужно подойти к этому участку на такое расстояние, чтобы только он один попадал в поле зрения экспонометра. Если этого сделать нельзя, то экспозицию определяют по какому-либо другому участку снега с аналогичным освещением или даже по большому белому облаку. Наконец, среднюю экспозицию для светлой части кадра можно определить по небу, особенно в тех случаях, когда оно является существенным элементом горного пейзажа.
В рассмотренном выше примере кадра с большими контрастами среднюю экспозицию для светлой части следует определять по снегу на переднем плане, а если площадь этого снега сравнительно невелика, то по удаленной вершине с небом над ней, которая к тому же является сюжетно важной частью снимка. Снег на переднем плане окажется в этом случае несколько передержанным, но так как его яркость сравнительно мало отличается от яркости центральной части кадра, передержка будет допустимой (см. рис. 29).