Краеведение и экскурсии в прошлом



Русский экскурсант

Роль земств в деле организации экскурсий

В настоящее время в педагогической мысли замечается особенное оживление. Критика прошлого и ясный взгляд на будущее, кажется, никогда еще не достигали такой широкой степени распространения, как теперь. И как бы ни разнообразными казались отдельные критические заключения и расходящимися педагогические идеалы, теоретикам и практикам педагогического дела обща одна мысль:

— Словесное книжное обучение не достигает цели; нужно сближение школы и жизни, школа должна широко распахнуть двери в природу. Пора перестать трактовать ученика как пассивно воспринимающее существо; только повышение его активности в учебно-воспитательном деле, творческий труд его в общении с жизнью и природой сообщат внутреннюю непреходящую ценность работе и воздействию школы.

Отсюда тот общий интерес к ученическим экскурсиям, который наблюдается в настоящее время.

Школьные деятели долго забывали, что природа — раскрытая книга и лучшая школа, что бремя ее изучения, в противоположность книжно-схоластическому, легко, а благо ее обучения не кончается получением аттестата, а оставляет неизгладимый след на всю жизнь.

Педагоги забывали, что история заключается не только в школьных учебниках, но что ее неистребимые следы рассеяны во всей окружающей жизни.

Теперь забвению этому, видимо, настал конец. И земство, стоящее на страже прогресса педагогической мысли, начинает претворять в дело ее пожелания.

В настоящее время пока трудно, по новизне дела, представить сводку всего того, что делается земством в области содействия школьным экскурсиям. Но ряд весьма ярких примеров уже показывает, что дело это начато хорошо.

Московское уездное земское собрание ассигновало на устройство ученических экскурсий 1914 г. 1300 руб. В прошлом 1913 году экскурсии были организованы в 152 школах уезда (75% всего количества). Приняли в них участие 6708 человек, или 40% общего количества детей, обучавшихся в земских школах уезда весной 1913 г., в том числе 1849 человек, окончивших школу в том же году (92%).

Пермское уездное земство в прошлом году устроило 15 экскурсий и ассигновало на 1914 год для этой цели 500 руб.

Ростовское уездное земство, Ярославской губернии, ассигновало на экскурсии 500 руб., увеличив на 100 руб. ассигновку предыдущего года с тем, чтобы эти добавочные 100 руб. были употреблены на улучшение питания экскурсантов.

Кроме материального содействия экскурсиям, ростовским земством выработана довольно интересная организация всего экскурсионного дела, захватившего почти половину всех школ уезда. Заблаговременно всем учащим земских школ ростовского уезда была разослана анкета для выяснения таких вопросов: кто, куда и с каким количеством учащихся желает в этом году экскурсировать. При этом управа предупреждала, что, в случае недостаточности земского пособия на всех желающих, преимущество будет дано школам: а) у которых уже имеются или будут собраны на этот предмет и свои, местные, средства; б) школам, экскурсирующим в первый раз и в) школам из наиболее глухих местностей уезда. Управой было заключено соглашение с организациями, могущими оказать содействие экскурсиям в дороге и по осмотру городов и разных достопримечательностей.

По окончании экскурсионного периода учащими были составлены отчеты. Некоторые из учащих, кроме отчетов, доставили еще и письменные детские работы —описание экскурсий. По данным этих отчетов и управы видно, что всего экскурсировало в 1913 г. 400 учащихся, в том числе 228 мальчиков и 173 девочек. Израсходовано было всего 977 руб. 95 коп., в том числе из местных средств 578 р. 20 к. и из средств земства 399 р. 75 к.

Вопрос об экскурсиях по инициативе учащих внесен был в программу учительского съезда в Ростове, происходившего в июне месяце 1913 г. На нем учащие выразили пожелание, чтобы

1) продолжительность каждой экскурсии была увеличена против установленной в 1913 г. 3-6 дней (в зависимости от маршрута);

2) соответственно с этим было увеличено на экскурсии и земское пособие, причем были указаны и примерные средние нормы расходов на каждого ученика (2 р. 50 к. при маршруте Ростов-Ярославль-Толга и 3 р. 50 к. при маршруте Ростов-Ярославль-Кострома);

3) экскурсии организовались не только по маршрутам Ярославль-Толга-Кострома, но и более далекие, например, в Москву, Троице-Сергиевскую лавру и т. п.;

4) для более же правильной организации экскурсий,   выработки программ, расписания и т. п. необходимо избрать особую экскурсионную комиссию, в которую учащие наметили и своих представителей в количестве 6 человек.

Кроме ростовского земства, в Ярославской губернии содействие экскурсионному делу оказывают земства Ярославское и Мологское.

Развивается земско-экскурсионное дело и в других земствах России, причем в некоторых из них содействие этому делу оказывается несколько иначе, чем в указанных выше примерах. Так, нижегородским губернским земством отпущены 2000 руб. на летние занятия учащих по родиноведению; организует естественно-исторические курсы в настоящем году и Ярославское уездное земство; естествоведение и родиноведение как отдельные предметы входят в программу многих летних педагогических курсов. Само собой разумеется, что правильная постановка работы на означенных курсах должна сообщить учащим прежде всего знания и умение руководить детьми при ближних экскурсиях — в поле, в лесу. Мы думаем, что ближние экскурсии, переносящие ученика в разумное наблюдение над окружающей природой, имеют для сельского школьника не меньшее значение, чем для городского. Московское уездное земство весьма хорошо сделало, поручив управе разработать вопрос об организации летних занятий с детьми школьного возраста в целях изучения ими местной природы и явлений окружающей жизни.

Книгу природы нужно уметь читать. Состав учащих, прошедший школу словесного обучения, мало подготовлен для того, чтобы руководить детьми в этом отношении. Мы ожидаем, что развитие среди земств интереса к учительским курсам по родиноведению и естествоведению, будет сильно содействовать подготовке учащих в руководстве ближними экскурсиями детей.

Пред нами, таким образом, обнаруживаются две стороны содействия земства в экскурсионном деле: организация дальних экскурсий и подготовка учащих к руководству ближними экскурсиями. Выделяется еще третья, важная сторона — земское содействие в облегчении общих условий экскурсионного дела.

С этой стороны заслуживают большого внимания возбужденные земствами —московским и ростовским — ходатайства об отмене правил проезда по железным дорогам учащихся экскурсантов, изданных в 1912 г., и тарифа № 200 и о введении тарифа № 6900, действовавшего с 1900 г. по 20 декабря 1912 г. с отменой всех ограничений этого последнего тарифа, касающихся низших и вообще начальных школ и учителей народных училищ.

В настоящее время возбужденный ростовским земством вопрос прошел через ярославское губернское земское собрание, и губернской земской управой уже возбуждено соответствующее ходатайство. Такие же постановления вынесены Саратовским, Тульским и др. земскими собраниями.

Ввиду того, что экскурсионное дело в земствах еще только начинает развиваться, земства не имеют, конечно, возможности обойтись без помощи общественных организаций, специально занявшихся экскурсионным делом.

Московское уездное земское собрание поручило управе войти в переговоры и соглашение с московским обществом грамотности по вопросу о содействии уездному земству в деле устройства ученических экскурсий в 1914 году; ростовское и ярославское уездные земства субсидируют ярославское общество «Молодая Жизнь», взявшее на себя заботы по приему ученических экскурсий в Ярославле и по руководительству ими при осмотре городских достопримечательностей.

Из указанных примеров видно, что земства с разных сторон подходят к новому и весьма важному для будущего  русской школы делу.

Необходимо, однако, указать, что даже самая минимальная работа в этом направлении возможна лишь в том случае, если уездным земством выделен отдельный орган для заведывания делом народного образования и если к участию в работе этого органа привлекается само учительство. Другими словами, наличность при уездной управе отдела по народному образованию, организация учительских совещаний при управе и выделение из их состава различных вспомогательных комиссий по разработке отдельных вопросов  являются необходимыми условиями для того, чтобы земство могло принять участие в экскурсионном деле.

В действительности, мы и видим, что земское экскурсионное дело развивается там, где осуществлены эти условия.

Организация дальних ученических экскурсий — дело довольно трудное, если поставить целью при минимуме затрат обеспечить максимум удовольствия и пользы для детей. Наличность в некоторых городах общественных организаций, взявших на себя задачи содействия экскурсиям, облегчает дело, но организации эти редки, да кроме того, и при существовании их подготовительная работа уездной управы до момента отправления экскурсий весьма значительна.

В настоящее время некоторые земства вносят в свои сметы небольшие суммы на выдачу пособий тем школам, которые желают совершить экскурсии на свои, главным образом, средства. Но такие случайные экскурсии останутся довольно редкими и мало продуктивными; организация всего дела по почину и при значительном материальном участии земства является необходимым условием того, чтобы экскурсионное дело в народных школах приняло характер общего движения, а организация руководительства экскурсиями на местах — необходимым условием продуктивности экскурсий.

Руководительство это может быть осуществлено двумя путями, друг друга не исключающими. Земство входит в сношение и соглашение с общественными организациями, ведающими экскурсионное дело, а за неимением таких организаций —содействует их возникновению. Это первый, наиболее легкий путь. Другой — это подготовка самих учащих к роли руководителей ученическими экскурсиями. С этой целью земство организует первоначально экскурсии из учащих под руководством сведущих лиц и знакомит учительский персонал с тем, с чем должны быть в свою очередь познакомлены дети.

Обеспечивши себе таким путем руководителей экскурсий, которые затем периодически, если не ежегодно, будут находиться во главе ученических экскурсий от группы школ уезда, земство входит в деловые сношения с городскими самоуправлениями, администрацией учебных заведений по обеспечению пристанища экскурсиям, льготного проезда, более дешевого и здорового питания и проч.

Практика показывает, что сношения эти, даже без наличности особых специальных организаций, могут привести к желательным результатам, ибо между учебными заведениями и общественными самоуправлениями разных городов постепенно прививается взгляд, что содействие в экскурсионном деле является лишь обменом услугами и что хлопоты и заботы местной организации возмещаются такими же хлопотами и заботами другой по отношению к юному поколению этого города, экскурсирующего в другие города.

Организация экскурсий в пределах губернии, а таких экскурсий будет подавляющее большинство, значительно облегчалось бы содействием экскурсионному делу со стороны губернских земств.

По мнению г. А. Обухова («Земское дело» № 23 1912 г.) организация при губернском земстве бюро с помещением для приема школьников, едой для них и постоянными руководителями, должна иметь постоянный характер. Всякая временная организация —лишь на каникулы — будет обладать всеми обычными недостатками таких учреждений: случайным подбором руководителей, притом недостаточна опытных и подготовленных, неприспособленностью помещений, сравнительно большой дороговизной содержания, отсутствием равномерности в работе, что будет по временам вызывать сутолоку и беспорядок, нарушающие правильность и образовательную ценность экскурсии.

Расход, вызываемый губернской земской организацией, не так уж велик. Примерный расчет, составленный г. Обуховым для Москвы, требует затрат ежегодно 8600 руб., причем предполагается, что в Москве перебывает ежегодно 4000 экскурсантов, а расходы по доставке учащихся в Москву возьмут на себя уездные земства.

Конечно, для провинциальных городов расход этот может значительно понизиться, и во всяком случае он не так велик, чтобы финансовые затруднения земств могли помешать его благоприятному разрешению.

Новая живая струя, которая вместе с экскурсионным движением вливается в дело начального образования; необходимость широкого земского участия; лучшие земские традиции в области народного образования; общий интерес, проявляемый к экскурсиям, — все это возбуждает в нас надежды, что отдельные примеры земского участия в экскурсионном деле скоро перейдут в общее земское движение, а почин губернских земств придаст этому движению желательную широту и организованность.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru