Инструкция для участников экскурсий в Сибирь. Краткая программа по этнографии
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Л. Я. Штернберг, Старший этнограф Музея Антропологии и Этнографии Императорской Академии Наук.
Наблюдайте этнографические явления с такой же тщательностью, всесторонностью и объективностью, как натуралист изучает явления и объекты природы. Констатируйте все, что поддается наблюдению, не внося субъективного критерия в деление явлений или признаков явлений на значительные и незначительные, ибо часто то, что кажется незначительным или маловажным, может иметь очень важное значение в сравнительно-этнографическом отношении.
Старайтесь все, что возможно, зафиксировать инструментально и показательно -измерительными приборами, фотографическим аппаратом, рисунком и фонографом.
Приучайте себя наблюдать окружающее, развивайте в себе привычку к внимательному наблюдению и записывайте свои наблюдения по возможности одновременно с моментом наблюдения. Ведите подробный дневник и время от времени (раз в несколько дней или, если окажется возможным, ежедневно) из записанного в дневнике заносите на отдельные отрывные листки или карточки каждое отдельное наблюдение или факт, например, инородческие слова, родственные названия, религиозный обряд, то или другое одеяние и т. д., и затем, по мере накопления материала, постепенно сортируйте эти листки по классам явлений; просматривая их, вы увидите, что вам остается по данному вопросу неясным, неполным, сомнительным, дабы впоследствии дополнить или исправить собранное.
Для регистрации приобретаемых предметов заведите особую книжку, в которой каждый предмет заносится под особым номером и при этом даются сведения по рубрикам: народ, селение, туземное название предмета с переводом названия на русский язык, назначение предмета и всякие другие добытые данные (кратко). К самому предмету привязывается этикетка с №, под которым предмет записан в книжку, или же (если возможно), № пишется на самом предмете. Если в связи с данным предметом добыты очень обширные сведения, то они заносятся в общий дневник.
От этнографа в настоящее время требуется знание языка изучаемого народа. Для изучения языка требуется предварительная подготовка, хотя бы элементарная, по фонетике, дабы уметь правильно и точно записывать чуждые звуки незнакомого языка.
Если наблюдатель не располагает возможностью заняться изучением языка, необходимо найти подходящего переводчика и постепенно подготовить его к пониманию того, что вас интересует: подготовленных переводчиков не существует, запас слов переводчика ограничен, и круг понятий узок. Но раз подготовив человека, надо его держаться, стараясь в то же время постоянно проверять его ответы при помощи других лиц, говорящих по-русски. При незнании языка все же обязательно некоторые термины, например, названия географических пунктов, деревьев, животных, предметов быта, термины родства, общие юридические термины и формулы (род, семья, брак, калым, сватовство и т. д.), названия божеств и духов, праздников, религиозных обрядов и важнейшие молитвы (если возможно) записать на туземном языке, по возможности выяснив настоящее значение терминов и формул.
Привлекайте к себе детей и подростков, так как от них можно легко получать такие интимные сведения, которых от старших получать трудно или даже невозможно. Устраивайтесь так, чтобы при серьезных занятиях или разговорах с отдельными лицами, толпа не мешала работе и не стесняла информаторов.
Запаситесь самой подробной картой территории изучения и наносите на нее наивозможно точнее все имеющиеся на ней географические пункты (реки, озера, горы, мысы, заливы, урочища и т. д.) на туземном языке. Кроме того, и относительно мелких пунктов, не имеющихся на карте, как ручьи, утесы, холмы, рощи и т. п., постарайтесь раздобыть их туземные названия и выяснить по возможности значение этих названий.
Попутно, в связи с каждым географическим пунктом, расспросить про предания исторические и мифологические, связанные с этим пунктом.
Отмечайте в дневнике способы сообщения между отдельными населенными пунктами, по расспросам или на основании собственного опыта (сколько времени пути пешком, лодкой, пароходом, верхом и т.д.). Отмечайте на карте туземные пути сообщения (тропы) с соседними и отдаленными районами.
По прибытии в селение не следует сразу приступать к энергичным расспросам, а тем более к переписи, но сначала постараться снискать доверие и расположение населения, сообщая окружающим в доступной форме, что цель вашего приезда - познакомиться с жизнью и обычаями населения.
Прежде всего выясните:
1) самоназвание народа, живущего в данном селении, т. е., как он сам себя называет на своем родном языке; этот термин нужно многократно переспрашивать и проверять, ибо перед русскими туземцы часто называют себя при первых расспросах теми названиями, которые им дают русские или другие соседние народы. Интересно выяснить значение термина самоназвания (часто, например, термин этот означает «человек»);
2) как называют данный народ соседние народы (русские и туземцы) и обратно, как данный народ называет своих соседей и вообще все известные ему народы, выяснив по возможности значение этих названий. Произношение каждого термина записать возможно точнее;
3) какие представления имеет данная народность о своих соседях и как к ним относится (дружески, враждебно, высокомерно и почему); с кем из соседних народов считают себя родственными;
4) предания о происхождении: считает ли себя данный народ коренными насельниками или пришельцами, какие предания о прежних переселениях этого народа и их соседей;
5) название селения (русское и туземное), а также разные варианты названия; давность поселения, предания об основании селения;
6) характер поселения: постоянное или временное, летнее или зимнее; в последнем случае расспросить (а еще лучше лично осмотреть) про прочие типы поселения.
Далее, сделайте общий осмотр селения. Опишите в общих чертах физико-географические условия местности. Присмотритесь к типам жилищ и хозяйственных построек и отметьте количество жилищ вообще и количество каждого типа в отдельности, а также количество хозяйственных построек и опишите в общем все относящееся к внешнему виду селения (огороды, домашний скот, лодки и т. п.). Отметьте хоть приблизительно общее количество населения. Заходите по возможности в каждое жилище и присмотритесь сначала в общих чертах к условиям быта данного селения, попутно приобретая полезные знакомства и отмечая, что в том или другом жилище есть специально своеобразного, чтобы впоследствии изучить это более подробно.
Материальная культура
Жилища и хозяйственные постройки
Жилища и др. постройки изучаются со стороны формы (конические, круглые, шестистенные, ульеобразные, с двускатной крышей и т. п.); материала (берестяные, бревенчатые, войлочные и т. п.); назначения (постоянное, временное, зимнее, летнее, для ночлега и т. п.) и конструкции (фундамент, сваи, крыша, печь и т. д.). Сообразно этим признакам - одному или комбинации нескольких - определяете тип или типы различных жилищ (у одного народа может быть несколько типов - для постоянного пребывания, зимнее, летнее, для ночлега в пути, для охоты, и т. д.); каждый тип подробно описывается и выясняется количество каждого типа в селении.
Опишите подробно материал и способ его изготовления (напр., изготовление бересты, войлока, обтесывание бревен и т. п.) и технику постройки. Рекомендуется при этом воспользоваться случаем новой постройки, чтобы наблюдать все стадии и социальный характер работы, и зафиксировать все интересное путем фотографии.
Есть ли особые специалисты для постройки жилищ? Расположение жилища по компасу, куда направлен вход и почему? Бывают ли случаи вхождения в дом или выхождения из него не через дверь, а через окно или дымовое отверстие и почему?
Нет ли предания о том, кто научил строить жилища (при этом может оказаться, что имелась раньше другая форма жилища). Расспросами установить, нет ли в окрестностях остатков старинных жилищ этого или какого-нибудь другого народа (могут оказаться следы ямок от землянок). Раскопкой можно обнаружить остатки прежней культуры. Пробную раскопку проще всего делать траншеей на крест.
Какие религиозные обряды и поверья связаны с постройкой жилища:
1) Какие места и какое время года или месяца считаются предпочтительными при возведении жилища.
2) Какие религиозные акты сопровождают разные моменты постройки: при копании фундамента, при постановке столбов, балок, порога, при устройстве очага, по возведению крыши и т. д. Не кладут ли при этом под ту или другую часть жертвенных яств или изображений: выяснить, кому это приносится и для чего. Делают ли на столбах, балках и т. д. какие-нибудь изображения духов, которым приносят жертву. Кто эти духи, их название, происхождение и отношение их к хозяину жилища, когда приносятся им жертвы; не встречаются ли на отдельных частях построек фигур животных, птиц. Устраивается ли особый праздник по случаю окончания постройки и какими обрядами он сопровождается. Какие духи живут в отдельных пунктах дома: под порогом, у печки, в очаге, в балках, столбах и пр. Есть ли особый дух – «хозяин» дома; его название, происхождение, внешний вид, место обитания и какие религиозные обряды с ним связаны.
3) Какие меры принимаются против козней злого духа при постройке жилищ.
4) Устройство очага и религиозные обряды при периодических обновлениях его (сколько раз в году меняется земля в очаге, какие обряды совершаются, куда девают старую землю).
Внутренность жилища. Подробно осмотреть внутреннее устройство и обстановку жилища и относящихся к нему помещений. Есть ли особый порядок расположения обитателей в зависимости от пола или положения лица, а также периода времени (ночью, в дни праздников, свадьбы и т. д.). Есть ли специальные места для гостей, для священных предметов и жертвоприношений во время празднеств. Есть ли запретные места для отдельных категорий лиц. Рекомендуется тщательно осмотреть все вещи, как обычно хранящиеся в жилищах, так и запрятанные в амбарах и сундуках, причем могут оказаться уже давно вышедшие из употребления и потому особенно интересные.
Пища
1) Нужно ознакомиться со всеми видами пищи, как мясной, так и растительной и способами ее приготовления, выяснив научное название животных и растений, употребляемых в пищу. Рекомендуется засушить соответствующие растения.
2) Записать подробно виды сохранения и консервирования пищевых продуктов, а также и названия этих способов.
3) Отметить те виды пищи, которые запрещено употреблять и узнать мотивы запрета (религиозные или гигиенические).
4) Какие наркотические, вкусовые и опьяняющие вещества употребляются и в каких размерах.
5) Опишите подробно все виды посуды и орудий, употребляемых при еде, в частности посуду для празднеств и жертвоприношений.
6) Способ употребления пищи; есть ли какой-либо порядок в ее принятии. Кому отдаются лучшие куски, какие бывают церемонии при угощении гостей; могут ли присутствовать при этом женщины и дети.
7) Какие существуют блюда; какие считаются лакомыми, какие более древними. Нет ли запретных блюд для лиц определенного возраста или пола. Какая пища детская, какая
роженицы. Какая пища употребляется в сыром виде, какая в вареном.
8)Какие блюда считаются предпочтительными на свадьбах, на празднествах, при жертвоприношениях. Какие блюда даются специально тому или другому божеству.
9)Записать точно, каким образом освежевают, в каком порядке потрошат и разрезают животное. Кто при этом участвует, с чего начинают и как делят
животное. Отметить, как следует обращаться с отдельными частями животного. Не нужно ли сохранять голову на шесте. Можно ли бросать кости. Можно ли проливать кровь на землю и т. д.
10) Как относится народ к новым вкусовым веществам, которые получает от культурных народов (сахар, перец и т. п.).
Промыслы
Охота; рыболовство; собирание готовых продуктов природы (ягод, орехов, моллюсков и т. д.), скотоводство
Охота
Какие животные служат предметом охоты и их туземные названия. Какой промысел является основным. Описать подробно орудия и приемы для каждого вида охоты. Рекомендуется принять участие в охотничьих промыслах и описать все подробно. Особенно обратить внимание на момент отправления на сезонную охоту (на более или менее продолжительное время):
1) Какие предметы берет охотник с собой на охоту.
2) Как он несет или везет взятые с собою вещи.
3) В какую одежду одевается (бывает специально охотничья, даже ритуальная одежда).
4) Какие запреты существуют перед отправлением (налагается пост, запрещается общение с женой и т. п.).
7) Какие нужно произвести церемонии над оружием, чтобы «дух» лука, копья или ружья действовал благоприятно.
8) Кому охотник приносит жертву и молится перед уходом, в чем состоит жертва, какие блюда готовятся, о чем молится (текстуально), кто может присутствовать при этом, кому запрещено.
9)Какие обряды и приметы при выходе (можно ли наступать на порог, оглядываться и т. п.).
10) Идет ли охотник один, в артели с чужими или предпочтительно родственниками. Если артелью, то описать ее организацию; какое разделение труда; какую долю будет иметь каждый при дележе.
11) Если родственный состав артели, то какой именно, с чьей стороны родственники (со стороны охотника или его матери, или жены).
12) Какие приметы и предзнаменования в пути, напр.: зайцы, встреченные люди и т. п.
13) Каким объектам природы, встречаемым по пути (напр.: деревья, скалы, ручьи и т. п.), приносятся жертвы.
14) Когда охотник приходит на обычное место сезонной охоты, он поселяется в специально выстроенном охотничьем балагане. Описать подробно это жилище.
Какие обряды «обновления» в охотничьем балагане; какие жертвы приносят огню. (Здесь попутно можно выяснить роль «хозяина» огня при промысле); какие жертвы приносят «хозяину» тайги и другим богам. Попутно выяснить, кто помогает при охоте: «хозяин» всей тайги или «хозяин» местный, т. е., данной речки, горы, леса, и является ли этот «хозяин» - божеством одного только рода данного охотника.
15) Описать способ обращения с убитым животным; как его перевозят, освежевают; не обращаются ли к нему с извинениями, приносят ли жертвы; с какими частями нужно обращаться почтительно (класть на особое место, не употреблять в пищу, хоронить и т. д.).
16) Что вообще можно и чего нельзя делать во время охоты и особенно по вечерам, когда собираются на отдых: можно ли рассказывать сказки, фривольные истории, прибаутки, можно ли дурно говорить о животных (особенно о медведе); о каких животных лучше говорить иносказательно. Если убитое животное особой окраски или исключительных размеров, то какие обряды полагаются в таких случаях и каково воззрение на таких животных.
Имеет ли каждый вид животных особого «хозяина» и как его себе представляют?
17) Расспросить о чудесных происшествиях, кот. происходят в период охоты, например, явление духов и т. п.
18) Когда возвращаются домой, то, какие жертвоприношения и обряды совершаются богам и убитым животным.
19) Куда кладутся по возвращении охотничьи снаряды и одежда. Нет ли особого обряда по отношению к снаряду или оружию, которое оказалось особенно удачливым на охоте.
Юридические обычаи, связанные с охотой.
Кто является хозяином охотничьей территории. Если род, то как распределяется она между отдельными семьями, пожизненно или наследственно. Лишается ли владелец своего права в случае неосуществления его в течение известного периода времени. Можно ли уступать личное владение чужеродцу. Как осуществляется право охоты между отдельными членами родственной группы. Если охота производится артелью или вообще несколькими лицами, то как распределяются между ними работы и результаты добычи. Как разрешаются разные спорные казусы во время охоты (напр., при сомнении, кто из двух выстреливших убил животное?) Существует ли обычай делиться мясом убитого крупного животного на охоте (или домашнего животного) с соседями, неимущими, определенными лицами из родственной группы, мужа и жены, и какие именно части кому обычно даются. Какие части запретны для одних категорий (женщин, подростков) и какие (напр., голова, сало) предпочтительны для других (напр., стариков, почетных гостей, шаманов).
Рыболовство и охота на морских животных
Какие породы рыб и морских животных промышляются. Названия их на туземном языке. Сезоны промысла на каждую породу. Верования и представления об образе жизни каждой породы. Различные способы рыбной ловли и охоты; снасти и орудия, употребляемые для того или другого промысла. Предания о старинных способах рыбной ловли и охоты. Способы приготовления и консервирования различных пород рыб, равно как способы использования различных частей (кожа для одежды, кости - собакам, хрящи для клея и т. д.).
Юридические обычаи относительно рыболовных мест (права рода, семьи, чужеродца) и распределении труда и добычи между участниками. Воззрение на рыбные запасы: не считается ли обязанностью делиться таковыми с нуждающимися безвозмездно. Производится ли чистка ходовой рыбы женщинами каждой семьи отдельно или совместно всеми женщинами селения.
Какие «хозяева» - божества или другие специальные духи дают рыбу или морских животных - их названия, внешний вид, образ жизни. В какое время им приносят жертвоприношения и устраиваются празднества. Устраиваются ли таковые родами или отдельными хозяевами. В первом случае - как и кем они организуются. Жертвенные блюда (подробно перечислить) как и кем изготовляются. Церемония жертвоприношения и текст молитвы, хотя бы в пересказе. Специальная посуда для жертвоприношений (описать). Не играют ли роль утопленники в деле промыслов речных и морских. Суеверия, связаные с рыбной ловлей; обряды по отношению к снастям и орудиям, запреты фривольных разговоров, наименования рыбы ее настоящим именем, запреты известных действий (напр., полового общения), употребления известного рода пищи, запреты по отношению к чужеродцам (напр., чужеродец не может прикасаться к огню очага). Магические меры, употребляемые для увеличения улова. Что делают, когда рыба совсем не идет. Какие части рыбы или морского животного запретны к употреблению или какие бросаются назад в воду и для чего. Запреты относительно способов приготовления рыбы (можно ли жарить, есть с солью и т. п.).
Оленеводство
Выяснить местные породы домашних оленей и по возможности подробно описать отличительные признаки каждой породы. Какие разновидности оленей различают сами туземцы. Местная терминология для оленей разных возрастов и мастей. Предания о происхождении искусства приручения оленей; не заимствовано ли оленеводство у какого-нибудь другого народа. Способы пастьбы оленей летом и зимой. Употребляются ли при пастьбе собаки. Численность оленьих стад у отдельных хозяев. Употребляется ли в пищу молоко. Какие части оленя употребляются в пищу и какие запретны. Практикуется ли и какими приемами спаривание домашних оленей с дикими и результаты этого. Практикуется ли заманивание диких оленей в стадо, приемы и результаты. Способы кастрации и от кого заимствованы. Меты собственности, семейные, родовые, (образцы вырезать из бересты или бумаги). Употребляется ли олень как упряжное животное или только как верховое. Способы обучения оленя, управления им во время езды, командные слова. Описать подробно все части упряжи и их назначение, виды седел (грузовые, верховые, мужские, женские), сумы, посоки. Зарисовать орнамент на седлах, выяснив значение каждого орнаментного мотива.
Воззрение на оленя с точки зрения религии. Не обладает ли олень какими-нибудь чудесными способностями, напр., способностью влиять на судьбу человека. Не находится ли он под особым покровительством солнца, есть ли у оленей особый «хозяин» и как себе его представляют.
Не советуются ли с оленем в разных случаях жизни: например, знаком олень указывает хозяину, как поступить в известном случае. Как нужно обращаться с оленем: можно ли его бить, кричать на него, или необходимо обращаться ласково. Какие обряды выполняются на месте по отношению к оленю, убитому на охоте. Какое значение придают оленеводы белым и черным оленям: белые, например, могут быть оленями «хозяина» солнца, черные - подземного царства. Не имеет ли каждый человек особого оленя своим покровителем; как обращаются с ним; можно ли его убивать; как поступают после смерти такого оленя. Бывают ли особые священные олени, которых нельзя употреблять ни в пищу, ни в запряжку. Каково с ними обращение. Не обращаются ли к ним с просьбами. Как поступают с ними в случае их смерти или смерти хозяина их. Выбирается ли священный олень по какому-либо внешнему признаку (масти, форме рогов и т. п.). Не имеется ли у каждого свой любимый олень и каково отношение к нему при жизни и после смерти хозяина.
Как относятся к белому подшейному волосу оленя. Почему к этой части тела оленя относятся с особым почтением. Сколько душ у оленя и не живет ли одна из них в этом подшейном волосе. Что сделается с оленем, если ему вырезать при жизни этот белый волос. На что употребляется белый волос, когда его вырезают с убитого оленя. Нужно ли хранить его или можно бросить. Употребляется ли как материал для орнамента. Каких оленей приносят в жертву; делают ли при этом различие между разными богами (верхними и нижними). Какие бывают при этом обращения к оленю. Употребляются ли заговоры и заклинания для увеличения стада и охранения от волков и эпидемий. Какие эпидемические болезни бывают и какие причины, с точки зрения туземца, их вызывают.
Бывают ли специальные праздники в связи с оленеводством или с охотой на диких оленей. Выяснить, с какими именно моментами связаны такие праздники (положение солнца, рождение молодых оленей, спаривание, начало охотничьего сезона и т. д.). Описать детали празднеств и жертвоприношений; не сопровождаются ли эти последние питьем крови оленя и кровопомазанием; в чем смысл этого обряда.
Собаководство
Хозяйственная роль собаки (охотничьи, ездовые, сторожевые, пастушеские). Породы собак. Способы ухода за собаками, особенно за сучками. Служат ли собаки предметом торговли и цены на них. Способы обучения собак для охоты и езды. Способ запряжки и управления ими, командные слова. Употребляют ли собачье мясо и в каких случаях. Предания о происхождении собаководства, в частности для передвижения, или у какого народа заимствовано. Мифы и верования, связанные с собакой (не перевоплощение ли человека, умеет ли предсказывать будущее, чем объясняется ее ум, привязанность к человеку и т. д.). Приносятся ли собаки в жертву и с какими церемониями. Имеет ли каждый человек свою любимую собаку и отношение к ней при жизни и после смерти хозяина. Погребение собаки.
Средства передвижения
Сани, лодки, телеги, лыжи, седла и принадлежности к ним.
Опишите подробно каждую категорию и встречаюшиеся в ней различные типы. Лодки, напр., могут быть долбленые, берестяные, дощатые, кожаные, открытые, однолючные, многолючные и т. д.; сани - грузовые, пассажирские, мужские, женские, парадные, детские, собачьи, оленьи и т. д.; лыжи - подбитые, неподбитые, широкие и короткие, длинные и узкие, для хождения по горам, по льду и т. д.
Изучите материал, форму и технику изготовления (по возможности все стадии работы); отметьте термины для каждого объекта в целом и каждой его части в отдельности. Изучите детально способы употребления каждого объекта: способы запряжки, способы управления грузовыми животными (см. выше), способы сидения на санях, на седле, приемы хождения на лыжах. Особо обратить внимание на орнаменты и украшения отдельных объектов и по возможности выяснить их значение.
Разные хозяйственные производства
Ткачество, плетение, гончарство, кузнечество, молочное хозяйство, обработка кожи, изготовление войлока и т. п.
Описать подробно все стадии каждого отдельного производства, приемы работы, орудия и материалы при этом употребляемые.
Относительно каждого производства в отдельности узнать давность и историю его происхождения (мифы о богах или культурных героях, научивших впервые людей тому или другому производству), или заимствования у другого народа. Нет ли для каждого производства особого божества - духа, «хозяина» всего производства или главного его орудия (станка, перегонного куба и т. д.) и не практикуются ли по отношению к этим существам известных обрядов.
Специально обратить внимание на кузнечество. Описать подробно способ обработки руды и ковки.
Кто может быть кузнецом: каждый или только лица, принадлежащие к какой-нибудь особой родственной группе и к которым это искусство переходит как особый дар по наследству, либо же по особому призванию свыше. Не связывается ли с кузнечеством искусство колдовства и чародейства. Не считается ли кузнец человеком, водящимся с злыми духами и способным вредить другим людям. Нет ли целых родов или селений кузнецов. Какое божество считается покровителем кузнецов и первоучителем их искусства.
Одежда, головной убор, обувь
Одежду изучайте в отношении материала, покроя, формы, техники шитья, способа ношения и назначения (мужская, женская, детская, зимняя, летняя, верхняя, нижняя, охотничья, свадебная, погребальная и т.д.). Рекомендуется не ограничиваться материалом, который на виду, а отыскивать его в амбарах, сундуках и других хранилищах, чтобы получить возможность ознакомиться с различными вариантами и в особенности со старыми формами. Каждый экземпляр должен быть тщательно осмотрен, не состоит ли из различных сортов материала (кож различных животных, материй разных цветов), нет ли на нем особых нашивок или украшений, скрытых деталей (напр., вшитые в борта камешки или нашитые с внутренней стороны амулеты и т. п.). Все подобные детали очень важны с точки зрения их религиозного значения и смысла. Все части костюма одинаково важны, в частности также набедренники, на которых, кроме покроя, очень интересны встречающиеся иногда особые нашивки на местах, приходящихся против половых органов. Особенно интересны обрядовые и праздничные одежды - одежда невесты, жениха, свахи и т. п. Украшения на головном уборе и одежде невесты часто имеют символическое значение для охраны от злых духов и потому каждая деталь (драгоценный камень, фигурка, ленточка, подвеска, орнаментальный мотив) должна быть выяснена: если забыт их смысл, то добиться, по крайней мере, точного названия детали и русского его значения. Интересна и одежда детей, часто тоже снабжаемая охранительными нашивками из меха, ленточек, бус и т. п. и разными амулетами (чаще всего, впрочем, таковые прикрепляются к люлькам). Важно выяснить отличительные особенности мужской и женской одежды и обуви. Нет ли отличия в одежде в зависимости от принадлежности человека к тому или другому роду (у монголов, напр., каждый род имеет отличительные особенности в головном уборе).
Утварь и орудия
В разных отделах (пища, охота, производства, одежда) указывается на важность изучения отдельных видов утвари и орудий. Здесь необходимо напомнить только, что по каждому отдельному виду утвари или орудий следует собрать данные о всех его разновидностях, как по технике, так и по назначению. Луки, напр., могут быть сложные, простые, детские, обрядовые. Стрелы могут быть разных типов и из разного материала: для охоты на разных зверей или войны (железные, костяные, тупые, свистящие, бородчатые, треугольные и т. д.). Самострелы тоже различны, смотря по виду охоты.
Ложки могут быть простые, резные, обрядовые, кухонные, столовые, мужские, женские и т. д. Каждую подобную вариацию необходимо отметить.
Орнамент
Орнамент может быть не только на одежде, но и на различных предметах хозяйственного быта, на утвари, трубках, упряжи, посуде и т. д. Важно выяснить технику орнамента и употребляемый материал (шелк, волос, полоски кожи, нитки, бисер, ракушки и т. п.), смысл и назначение орнамента.
Во всяком случае, важно выяснить терминологию всего орнаментального мотива и отдельных его элементов (крестик, кружочек, зигзаг, завитушка и т. д.). По названию часто удается выяснить первоначальную реалистическую фигуру, из которой тот или другой мотив образовался, если реалистические черты его уже утратились; например, крестик может, судя по названию, обозначать птицу, завитушка - бараний рог и т. д.; но нередко туземец сам объясняет символическое значение непонятного мотива. Все такие подробности очень важны. Для полного выяснения смысла, происхождения и развития орнамента данного народа необходимо собрать как можно больше образцов и вариантов в натуре или в виде фотографий, точных рисунков, копий на кальках или, если рисунок выпуклый, - посредством графитных оттисков (чистый тонкий лист бумаги плотно прижимается к предмету и сплошь натирается карандашом, при этом выпуклые места выступают в черном цвете, а вогнутые в белом).