Безопасность жизнедеятельности в экстремальной ситуации
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: Д.Б. Гелашвили и другие. «Безопасность жизнедеятельности с основами экологии и охраны природы». Часть I. Издательство Нижегородского университета, Нижний Новгород, 1995 г.
Учение о безопасности жизнедеятельности
Учение о безопасности жизнедеятельности является комплексной дисциплиной, в основе которой лежат такие области знаний как экология (включая экологию человека), эргономика, физиология человека, валеология (наука о здоровье), ноксология (наука об опасностях) и психология, а также отдельные разделы физики, химии и математики. Как наука безопасность жизнедеятельности имеет свой собственный предмет и методологию исследования.
С самого начала своего существования человек стремился защитить себя от возможных опасных воздействий, которыми угрожала ему природа. Повышение безопасности своей жизнедеятельности (то есть совершенствование защиты от опасностей природного характера) становится одним из ведущих мотивов деятельности людей с первых шагов человеческой цивилизации. Таким образом, на протяжении всей истории своего существования человеческая популяция, развивая экономику и используя достижения науки и техники, создавала социально-экономическую систему безопасности своей жизни и деятельности, то есть систему защиты от опасного воздействия природных факторов, обусловленных естественной средой обитания человека — биосферой.
Опасность и риск – ключевые понятия
учения о безопасности жизнедеятельности
Таким образом, в рассматриваемом примере термин «опасность» описывает возможность реализации событий, обусловленных стихийными явлениями, такими как землетрясение, наводнение, вулканическое извержение и т. п. Отсюда, опасность может рассматриваться как постоянно присутствующая.
В отличие от опасности термин «риск» описывает количественную меру возникновения события. Риск можно вычислить как произведение частоты на вероятность, например, в случае землетрясения со смертельными исходами. Здесь сосуществуют два события: событие возникновения землетрясения и событие, состоящее в присутствии людей в зоне поражения. В этой ситуации количественная мера, риск, есть произведение частоты возникновения землетрясения (размерность величины — обратное время) на вероятность присутствия и одновременной гибели людей при этих событиях (значение вероятности лежит в интервале от 0 до 1).
Опасность — это свойство, характеризующее состояние системы «человек — окружающая среда», при котором возможна реализация явлений или процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую человека природную среду.
Риск — количественная мера реализации опасности. Риск может быть определен как частота (размерность величины — обратное время) или вероятность (безразмерная величина, лежащая в пределах от 0 до 1) реализации одного события при наступлении другого события.
Индивидуальный риск — это частота возникновения поражающих воздействий определенного вида, возникающих при реализации определенных опасностей в определенной точке географического пространства (там, где может находиться человек).
Он характеризует вероятность гибели отдельного человека в течение определенного периода времени.
Социальный риск — это зависимость частоты возникновения событий, состоящих в поражении не менее определенного числа людей, подвергаемых поражающим воздействиям определенного вида, возникающим при реализации определенных опасностей, от этого числа людей.
Он характеризует масштабность реализовавшейся опасности, например, соотношение между количеством людей, которые могут погибнуть при одной катастрофе, и вероятностью такой катастрофы.
Рискующий — человек или социальная группа, на которых может быть оказано воздействие определенного вида при реализации определенных опасностей, то есть для которых индивидуальный или социальный риск не является нулевым.
И, наконец, безопасность — это свойство, характеризующее состояние системы «человек — окружающая среда», при котором реализация потенциальной опасности, с нанесением ущерба здоровью и жизни людей, а также окружающей их среде обитания с определенной вероятностью исключается.
Проблемы оптимального управления безопасности
системы «человек – окружающая среда»
Безопасность — это свойство, характеризующее состояние системы «человек — окружающая среда», при котором реализация потенциальной опасности, с нанесением ущерба здоровью и жизни людей, а также окружающей их среде обитания с определенной вероятностью исключается.
Природа опасностей может быть связана как с причинами социально-экономического характера (уровнем питания, здравоохранения, правоохранения, природными катастрофами и т.п.), так и с причинами техногенного характера (уровнем загрязнения окружающей среды в результате производственной деятельности, авариями на производстве и т.п.). В рамках рассматриваемого подхода в качестве количественной меры, с помощью которой безопасность (то есть степень защищенности человека) может быть измерена, должны быть приняты показатели, характеризующие состояние общественного здоровья: коэффициент общей или возрастной смертности; коэффициент смертности по отраслям экономики или профессиям; продолжительность предстоящей жизни и т.п.
Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
Стихийные бедствия, аварии, катастрофы, загрязнения окружающей среды промышленными отходами и другими веществами, применение противником в случае войны современных средств поражения создают ситуации, опасные для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения. Все указанные бедствия принято объединять понятием чрезвычайные ситуации (ЧС).
В обыденной жизни все отклонения от обычного нормального хода событий люди склонны относить к ЧС. В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «чрезвычайный» трактуется как «исключительный, очень большой, превосходящий все». В широком смысле слова под ЧС понимают внешне неожиданную, внезапно возникающую обстановку, характеризующуюся резким нарушением установившегося процесса или явления и оказывающую отрицательное воздействие на функционирование экономики, социальную сферу и природную среду (см. также Приложение 1).
В такой области научных знаний как «Безопасность жизнедеятельности» под ЧС в общем случае будем понимать реализацию опасности, которая угрожает жизни и здоровью людей (Русак О.Н., 1992).
Любая деятельность потенциально опасна, а сами опасности в жизни человека носят перманентный характер.
Потенциальность опасности означает ее скрытность, неопределенность во времени и пространстве.
Потенциальная опасность — это скрытая сила. Чтобы эта сила проявилась, необходимы какие-то условия. Условия, позволяющие потенциальной опасности перейти в реальную, называют причинами. Причины могут быть известными и неизвестными, но они всегда существуют.
Знание причин, умение их идентифицировать — основа профилактики чрезвычайных ситуаций.
Причина — это пусковой механизм ЧС.
Таким образом, потенциальная опасность, благодаря причинам, реализуется в событие, именуемое ЧС, которое имеет различные последствия для общества (гибель и заболевание людей, материальный ущерб и т. п.).
Чрезвычайные ситуации природного характера
Антропологические факторы выживания:
Природно-средовые факторы выживания:
Эргономические основы безопасности жизнедеятельности
По мнению философов, самым адекватным определением человека является Ноmо agens, то есть человек действующий. Деятельность — специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное изменение и преобразование окружающего мира. Высшей формой деятельности является труд. Труд можно определить как процесс расходования человеческой рабочей силы, целенаправленно и целесообразно соединяющий средства труда с предметом и преобразующий его в полезный результат (продукт) Главная функция труда как системы — производство потребительских стоимостей. Поэтому любой труд по сути своей является производительным трудом. Но есть у труда и другие функции, связанные с подготовкой и обеспечением, организацией и оптимизацией, эффективизацией процесса, хранением и реализацией продукта, охраной окружающей среды. Таким образом, труд — полифункциональная система. Данная система является предметом эргономических исследований.
Термин «эргономика» (от греч. egon — работа, nomos — закон) был предложен польским ученым В. Ястшембовским, опубликовавшим в 1857 г. работу «Черты эргономики, то есть науки о труде». Спустя почти 100 лет в 1949 г. термин «эргономика» получил права гражданства в Англии, где было организовано первое научное эргономическое общество.
Эргономику определяют как научную дисциплину, изучающую трудовые процессы с целью создания оптимальных условий труда, что способствует увеличению его производительности, а также обеспечивает необходимые удобства и сохраняет силы, здоровье и работоспособность человека.
Установлено, что в 18, 20 лет у человека наблюдается самая высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов. К 30 годам она снижается на 4%, к 40 — на 13, к 50 — на 20, а в возрасте 60 лет — на 25%. Физическая работоспособность максимальна в возрасте от 20 до 30 лет, к 50-60 годам она снижается на 30%, а в следующие 10 лет составляет лишь около 60% юношеской.
Ошибки человека-оператора и его надежность
По мере совершенствования технических систем число отказов, связанных с надежностью оборудования, уменьшается. Однако общее число отказов растет в связи с увеличивающимся числом ошибок человека-оператора. Таким образом, для увеличения надежности СЧТС необходимо акцентировать внимание на устранении ошибок оператора. Значение совершаемой человеком ошибки зависит от ее социального и экономического последствия. Забытая почтовая марка может задержать доставку корреспонденции, а невыполненные меры предосторожности могут повлечь за собой катастрофу гигантского реактивного лайнера. Ошибка оператора — это любое конкретное действие человека в процессе его деятельности, которое выходит за некоторые допустимые принципы, то есть превышает допуск, границы которого определены режимами работы системы.
Большинство ошибок — это непреднамеренные действия, неадекватные данной ситуации. Это касается тех случаев, когда оператор совершает неверные действия, расценивая их как верные или наиболее подходящие. Однако не все ошибки человека ведут к повреждению системы. Ошибка может быть исправлена прежде, чем окажет нежелательное действие на систему. Такой восстановительный фактор может быть результатом избытка операторов либо способности самой системы обнаружить ошибку до возникновения нежелательных последствий.
Надежность — антитеза вероятности ошибки. Надежность — вероятность, что работа или задача будет успешно выполнена персоналом на любом требуемом уровне работы системы в течение требуемого промежутка времени.
Рисунок 5.7 даст представление о надежности системы или взаимозависимости между надежностью и ненадежностью в системе «человек-машина» Необходимо делать различие между функциональной и операционной надежностью. Функциональная надежность касается машины, в то время как операционная надежность относится к рабочему и зависит от технических и организационных факторов, а также от поведения человека. При повышенных уровнях механизации можно достичь более высокой надежности за счет улучшения функциональной надежности и (или) улучшения организации.
Вероятность ошибки человека-оператора (ВОЧ) определяется как отношение количества совершенных ошибок к числу возможных ошибок.
ВОЧ = число ошибок : число возможных ошибок
Знаменатель уравнения часто трудно определить, так как возможности ошибок могут быть скрытыми. Любая оценка ВОЧ связана с неопределенностью. Неопределенность связана с сочетанием неполного знания и случайной изменчивости.
Виды ошибок человека-оператора. Человек может допустить ошибку, если он выполняет задание неправильно, либо не способен его выполнить вообще или в течение отпущенного времени.
Ошибка пропуска возникает тогда, когда оператор пропускает все задание или один из этапов его выполнения. Например, когда механик меняет моторное масло и заливает новое, не закрыв пробку сливного отверстия в поддоне кратера, результатом его упущения будет пролитое масло и грязный пол в гараже.
Ошибка в выполнении появляется тогда, когда оператор выполняет задание, но делает это неправильно.
Аспекты надежности системы «человек-машина»
К данной большой категории относятся:
— ошибки в выборе;
— ошибки в последовательности действий;
— ошибки во времени;
— качественные ошибки.
В примере с заменой масла, если механик закрывает сливное отверстие пробкой неподходящего размера, то он допускает ошибку выбора. Если он заливает новое масло, не слив предварительно старое, он допускает ошибку в последовательности действий Если он не выполняет эту работу за определенное время, он допускает ошибку во времени. Если он недостаточно плотно закрутил пробку сливного отверстия, что привело к медленной утечке масла, он допустил качественную ошибку.
Анализ ошибок оператора, определение их вероятности и поиск путей их уменьшения требуют понимания причин возникновения этих ошибок. При этом учитывают некоторые особенности человека и систем в целом, которые причастны к возникновению ошибок. Например, метод анализа условий трудовой деятельности основан на главном постулате инженерной психологии, который гласит что система должна проектироваться для пользователя, а не наоборот.
Проводится анализ требования задачи, изучается оборудование и рабочая среда с точки зрения заложенных в них предпосылок к совершению оператором ошибочных действий.
В основе метода анализа условий трудовой деятельности лежит выявление обстоятельств, провоцирующих ошибочные действия, их устранение или модификация.
Ситуации, чреватые ошибкой, определяются как ситуации эргономически настолько плохо обеспеченные, что возникновение ошибок становится весьма вероятным. Эти ситуации накладывают на операторов такие требования, которые не совместимы с их способностями, предельными возможностями, опытом и ожиданиями. Любой проект или любая конструкция, которые нарушают сложившиеся человеческие стереотипы, можно назвать чреватыми ошибкой.
Этот подход предполагает, что низкая ответственность и плохая профессиональная подготовка, как правило, не являются причинами ошибок операторов.
Другой метод связан с рассмотрением тех факторов определяющих работоспособность (ФОР), которые сказываются на надежности человека.
Внешними ФОР являются не зависящие от индивидуума факторы, привнесенные окружающей средой или условиями задания. Ниже перечислены задачи и характеристики оборудования (то есть ФОР), которые приводят к увеличению ошибок, совершаемых рабочими на производстве.
1. Рабочее пространство и размещение оборудования неадекватны.
2. Плохие условия окружающей среды.
3. Неадекватная с точки зрения инженерной психологии конструкция
4. Недостаточная профессиональная подготовка и несовершенная эксплуатационная документация.
5. Плохой контроль.
Внутренние ФОР связаны с индивидуальными качествами оператора: мастерством, способностями, отношением к своему труду. Такое соотношение между внутренними и внешними ФОР является благоприятным, так как внешние ФОР почти полностью контролируются администрацией предприятия и могут быть улучшены.
Несколько примеров внутренних ФОР приведены в Табл. 5.5. Стресс (более подробно см. п. 5.3.2) — весьма важный внутренний ФОР. Сильный стресс может увеличить вероятность ошибки в 2-5 раз, а особо высокие уровни стресса способны привести к еще более худшим показателям.
Факторы, определяющие работоспособность
Внешние
Неадекватное рабочее пространство и размещение оборудования
Плохие условия окружающей среды
Неадекватная конструкция
Недостаточная профессиональная подготовка
Несовершенная эксплуатационная документация
Плохой контроль
Внутренние
Профессиональная подготовка/опыт
Уровень мастерства
Умственные способности
Мотивация/отношение
Эмоциональное состояние
Способности восприятия
Знание задачи
Социальные факторы
Физическое состояние
Пол
Сила/выносливость
Уровень стресса
Другой внутренний ФОР, оказывающий значительное влияние на выполнение задания, это опыт. Практические навыки и умения, приобретенные во время обучения и при работе на производстве, уменьшают количество ошибок.
Стресс и неопытность — настолько сильные внутренние ФОР, что их сочетание может увеличить вероятность ошибки человека в 10 раз.
Люди характеризуются большими индивидуальными различиями в таких внутренних ФОР, как интеллектуальность и эмоциональное состояние. Тем не менее, в целом люди обладают сходными пределами работоспособности и методами обработки информации. Общие для всех пределы возможностей объясняют то обстоятельство, что люди допускают больше ошибок при решении более сложных задач. Зависимость между степенью сложности задачи и вероятностью ошибки оператора очевидна.
Надежность оборудования, технической системы в целом можно определить путем объединения надежности отдельных компонентов систем в соответствии с ее конфигурацией и последовательностью взаимодействия компонентов. Надежности отдельных компонентов определяются на основании производственных прогнозов или сведений о количестве отказов, полученных по большой совокупности данных.
Числовое выражение надежности дает объединение надежности отдельных компонентов по математическим законам.
Анализ надежности человека (АНЧ) производят аналогичным образом. Величины надежности человека для элементов заданий математически объединяются и дают вероятность ошибки для отдельного задания или их последовательности. Проведение систематического АНЧ дает возможность исследовать взаимосвязи в контексте человека-машины, обнаружить потенциальные ошибки и частоту возникновения конкретных сбоев.
Указанные методы оценки надежности человека и оборудования очень сходны между собой и несложны, но в то же время имеют разное качество. Разработчики, изготовители и пользователи механизмов, узлов, оборудования регистрируют данные об отказах, создавая, таким образом банки данных. Прогнозирование отказов, основанное на прошлом опыте, повышает надежность и точность работы механизмов. Аналогичные данные о надежности человека практически отсутствуют, что вынуждает исследователей надежности человека пользоваться лабораторными данными или собственными субъективными оценками. Тем не менее, существует значительное число методик АНЧ.
Традиционный подход к анализу надежности предусматривает следующие основные этапы.
1. Определение отказов системы, вызываемых ошибками человека-оператора.
2. Идентификация, регистрация и анализ управляющих действий оператора и их взаимосвязи с задачами системы и ее нормальным функционированием.
3. Оценка относительных вероятностей ошибок человека.
4. Выяснение влияния ошибок человека на отказы в работе системы
5. Рекомендации по изменению системы для понижения количества ее отказов до приемлемого уровня.
Процесс оценки надежности системы «человек-машина» можно представить схематически.
Представленный метод позволяет количественно оценить надежность выполнения задачи, взаимозависимость видов операторской деятельности, влияние определяющих работоспособность факторов, функционирование оборудования и другие системные воздействия.
Условия трудовой деятельности
В процессе труда человек взаимодействует с такими элементами производственной среды, как предметы и орудия труда, средства производства, продукты труда, коллектив, организация производства и т. д. Кроме того, на него воздействуют различные параметры производственной обстановки, в которой протекает труд (температура, влажность и подвижность воздуха, шум, вибрация, вредные вещества, различные излучения и т. п.). Всякое взаимодействие реактивно, работающий не только сам воздействует на элементы, но и испытывает обратное действие этих элементов на себе. Характер этого действия определяется физическими, химическими, биологическими, психологическими и иными свойствами элементов производственной среды. Свойства элементов производственной среды формируют условия труда, то есть совокупность факторов, воздействующих на человека в процессе труда и оказывающих влияние на его здоровье и работоспособность.
Условия труда — важнейшая социально-экономическая категория, показатель социального и технического прогресса общества.
Этапы оценки надежности СЧТС
Факторы, воздействующие на формирование условий труда могут быть объединены в три группы.
1. Социально-экономические. Сюда относятся: нормативно-правовые факторы (законы о труде, правила, нормы, стандарты и т. п. и практика государственного и общественного контроля за их соблюдением), социально-психологические факторы, характеризующие отношение работника к труду, межличностные взаимоотношения в коллективе и т. п., общественно-политические факторы (общественные формы движения за создание благоприятных условий труда, изобретательство и т. п.); экономические факторы (система льгот и компенсаций, моральное и материальное стимулирование и т. п.).
2. Технические и организационные. Данная группа факторов оказывает непосредственное воздействие на формирование материально-вещественных элементов условий труда (средства труда, предметы и орудия труда, технологические процессы, организационные формы производства, применяемые режимы труда и отдыха и т. п.).
3. Естественно-природные. Эта группа факторов характеризует воздействие на работников климатических, геологических и биологических особенностей местности, где протекает работа.
В процессе производства этот сложный комплекс факторов, воздействующих на формирование условий труда, объединен многообразными взаимными связями.
Опасные и вредные производственные факторы
Опасным называется производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме, или другому внезапному резкому ухудшению здоровья. Если же производственный фактор приводит к заболеванию или снижению работоспособности, то его считают вредным.
Опасные и вредные факторы, действующие в среде промышленного производства, и их источники достаточно подробно описаны в учебной и справочной литературе по охране труда. Поэтому в рамках настоящего пособия ограничимся только их общей классификацией и перечислением. Следует также отметить, что ряд опасных и вредных производственных факторов часто «выходит» из сферы производства, активно проявляя себя в городской техносфере и в жилище.
Опасные и вредные производственные факторы подразделяются на четыре группы, физические, химические, биологические и психофизиологические.
К физическим опасным и вредным производственным факторам относятся. движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, передвигающиеся изделия (материалы, заготовки), разрушающиеся конструкции, обрушивающиеся горные породы, повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны, повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука, инфразвуковых колебаний, повышенное или пониженное барометрическое давление и его резкое изменение, повышенные или пониженные влажность. подвижность, ионизация воздуха, повышенный уровень ионизирующих излучений; повышенное значение напряжения в электрической цепи; повышенные уровни статического электричества, электромагнитных излучений, повышенная напряженность электрического, магнитного полей; отсутствие или недостаток естественного света; недостаточная освещенность рабочей зоны, повышенная яркость света; пониженная контрастность; прямая и отраженная блесткость, повышенная пульсация светового потока; повышенные уровни ультрафиолетовой и инфракрасной радиации, острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности заготовок, инструментов и оборудования, расположение рабочего места на значительной высоте относительно земли (пола); невесомость.
К химическим опасным и вредным производственным факторам относятся химические вещества, которые по характеру воздействия на организм человека подразделяются на токсические, раздражающие сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию. По путям проникновения в организм человека они делятся на проникающие через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.
К биологическим опасным и вредным производственным факторам относятся патогенные микроорганизмы (бактерии, риккетсии, вирусы, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности, а также макроорганизмы (растения, животные)
К психофизиологическим опасным и вредным производственным факторам относятся физические (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки.
Один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным группам.
Если факторы производственной среды ограничены по уровням и действуют в течение небольших промежутков времени и с достаточно длительными паузами, то нежелательные эффекты исчезают быстро и без последствий. Однако при высоких уровнях воздействия в течение длительного времени, могут возникнуть нежелательные последствия, приводящие к соматическим и генетическим изменениям в организме человека
Для исключения необратимых биологических эффектов медики-гигиенисты регламентируют воздействие неблагоприятных факторов.
В связи с тем, что требование полного отсутствия промышленных ядов в рабочей зоне часто является нереальным или трудно выполнимым, особую значимость приобретает гигиеническая регламентация содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
Принципы гигиенического нормирования определяются формулировкой предельно допустимой концентрации (ПДК): «Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны — концентрации, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов или при другой продолжительности, но не более 41 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не могут вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследования в процессе работы или в отдаленные сроки настоящего и последующих поколений».
ПДК химических веществ в воздухе рабочей зоны в нашей стране до недавнего времени рассматривались как максимальные. Превышение их даже в течение короткого времени запрещалось.
Для окружающей среды токсическое действие веществ оценивается такими величинами, как ПДК с. с,— предельно допустимая средняя суточная концентрация вещества в воздухе населенных мест, мг/м3; ПДК м. р.— максимальная разовая ПДК в воздухе населенных мест, мг/м3: ПДК в — предельно допустимая концентрация вещества в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, мг/л.
Для нормирования величины энергетического воздействия факторов производственной среды используют понятие предельно допустимый уровень (ПДУ).
ПДУ — это тот максимальный уровень фактора, который воздействуя на человека (изолированно или в сочетании с другими факторами) в течение рабочей смены ежедневно на протяжении всего трудового стажа, не вызывает у него и у его потомства биологических изменений, даже скрытых и временно компенсированных (в том числе заболеваний, изменений реактивности, адаптационно-компенсаторных возможностей, иммунологических реакций, нарушения физиологических циклов), а также психологических нарушений (снижение интеллектуальных и эмоциональных способностей, умственной работоспособности, надежности).
При определении ПДУ приходится делать выбор между вероятностью нанести вред здоровью человека и экономической выгодой обеспечения более жестких нормативов.
При установлении ПДУ воздействия, неблагоприятных, вредных и опасных факторов производственной деятельности в быту и окружающей среды руководствуются следующими принципами.
1. Приоритет медицинских и биологических показаний к установлению санитарных регламентов перед другими подходами (техническая достижимость, экономические требования);
2. Пороговость всех типов действия неблагоприятных факторов.
3. Опережение разработки и внедрения профилактических мероприятий по сравнению с моментом появления опасного и вредного фактора в производстве.
Основные принципы и способы защиты от опасных и вредных факторов
Повседневная деятельность человека потенциально опасна, так как связана с различными процессами, а последние — с использованием (выработкой, хранением и преобразованием) химической, электрической и других видов энергии.
Стало фактом, что техника и технология, обладая, по сути, высоким гуманистическим потенциалом, оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье человека, могут стать источником аварий и катастроф.
Наиболее естественным средством в борьбе за безопасность всегда было стремление создать максимально безопасные орудия и средства труда.
В целях повышения экологических показателей современных технических систем и технологий, а также для зашиты человека и природной среды от опасных и вредных факторов широко используются средства защиты.
Во всех случаях использование защитных средств либо не влияет на технические показатели машин и технологий (например, при применении экранов), либо ухудшает их за счет потребления энергии на свое функционирование, увеличения массы, усложнения эксплуатации и др. (Белов СВ., 1992).
Наибольший защитный эффект достигают при использовании средств защиты непосредственно у источника опасности или вредных выбросов (схема I). В этом случае зона негативного воздействия источника (зона А) минимальна (например, при экранировании источника излучений) или вообще отсутствует (при использовании глушителей, пылеуловителей и т. п. в системах выброса газов). Предельно допустимые концентрации веществ (предельно допустимые уровни интенсивности излучения, безопасные зоны) в этом случае обеспечиваются в пространстве за защитным устройством (зона Б), где выполняются условия С = ПДК, У = ПДУ или достигается полная недоступность человека к опасным механизмам.
Меньший защитный эффект достигается в случаях, когда средства защиты устанавливают на значительном расстоянии от источника опасности или вредности (схема II). Неэкологичная, опасная или вредная зона А в этом случае существенно расширяется. Такая схема защиты обычно реализуется при использовании защитных экранов на местности или защитных выгородок в производственном помещении. Проведение работ или пребывание людей в зоне А возможно только при соблюдении особых требований: либо кратковременно, либо при использовании средств индивидуальной защиты (СИЗ).
Минимальные по размерам зоны Б, пригодные для пребывания человека (схема III), создают в случаях, когда по условиям эксплуатации источника и другим его особенностям (например, значительные размеры источника, работа во внутренних полостях изделий, аварийные ситуации и т. п.) невозможно обеспечить защиту в большом пространстве. Такие зоны Б получают либо применением специальных кабин, укрытий и т п., либо за счет использования СИЗ. Широкое применение кабины получили на транспорте, в горячих цехах, в машинных отделениях ТЭС и т. п. Укрытия — при проведении специальных, особо опасных работ и при защите в чрезвычайных ситуациях. СИЗ — при работе во вредных Условиях (окраска крупногабаритных изделий, работа около плавильных печей, гальванических ванн, сварные работы и т. п.), а также при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Возможно комплексное использование защитных средств.
Схемы использования защитных средств (3): I — локализация источника (1); П — экранирование; III — индивидуальная защита рабочей зоны (2): А — опасная и вредная зона; Б — экологичная и безопасная зона