Методы немедикаментозной профилактики снижения работоспособности и ухудшения здоровья железнодорожников
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: А.С. Юрьев, В.А. Капцов, В.С. Викторов, Ю.Н. Каменский, А.Б. Кирпичников, А.А. Тощевиков. Методы немедикаментозной профилактики снижения работоспособности и ухудшения здоровья железнодорожников. ВНИИ железнодорожной гигиены МПС РФ, Москва. Гигиена и санитария № 2, 2000 г.
Известно, что важнейшим условием сохранения высокого уровня здоровья и работоспособности человека является полное удовлетворение его организма в энергии и пищевых веществах. Проблема здесь состоит в том, что, с одной стороны, современный человек потребляет пищи больше (по количеству содержащейся в ней энергии), чем это ему необходимо, а с другой – он постоянно недополучает многих из незаменимых веществ и прежде всего так называемых микронутриентов, необходимых человеку в миллиграммах или даже в микрограммах (витамины, микроэлементы). Таким образом, мы постоянно стоим перед дилеммой – уменьшить потребление пищи с целью профилактики ожирения и усугубить тем самым дефицит незаменимых микронутриентов или увеличить потребление пищи, ликвидировав дефицит микронутриентов, но резко повысив риск развития ожирения и сопутствующих заболеваний. У этой еще недавно безнадежной задачи в настоящее время есть решение – создание и широкое применение биологически активных пищевых добавок (БАД) и прежде всего нутрицевтиков.
Современный человек в процессе своей профессиональной и бытовой деятельности подвергается воздействию комплекса химических, физических и социальных факторов, отрицательно влияющих на здоровье. Одной из ответных реакций организма является состояние, получившее название «окислительный стресс» – усиление окислительных реакций, что сопровождается увеличением концентрации свободнорадикальных форм метаболитов, которые приводят к нарушению сложившихся в процессе эволюции синхронных процессов обмена веществ и энергии. Существует 2 способа ослабления отрицательных последствий окислительного стресса: активизация внутренних, существующих в организме систем подавления окислительных реакций и введение в организм внешних ингибиторов этих реакций. Применение БАД совмещает в себе возможность реализации обоих способов.
Другим важным направлением применения БАД является использование их для повышения эффективности профессиональной деятельности работников, нормализации функционального состояния и повышения работоспособности человека непосредственно в ходе трудового процесса.
Железнодорожный транспорт РФ относится к отраслям промышленности с непрерывным технологическим процессом, который обслуживают рабочие и служащие нескольких десятков профессий. Все они условно делятся на профессии, специфичные для железнодорожного транспорта, и профессии, общие для других отраслей. К первой группе прежде всего относятся такие массовые профессии, как машинист и помощник машиниста локомотива, монтер пути текущего и капитального ремонта, слесарь по ремонту подвижного состава, составитель поездов, осмотрщик вагонов, поездной диспетчер, дежурный по станции, электромонтер контактной сети, проводник поезда и др., ко второй – маляр ремонтных заводов, крановщик, экскаваторщик, грузчик, бульдозерист, водитель большегрузных автомобилей грузовых площадок, управленец разного уровня, билетный кассир и др.
В процессе своей деятельности работники основных профессий железнодорожного транспорта подвергаются воздействию ряда неблагоприятных и вредных факторов: сменный труд (чередование 12-часовых дневных и ночных смен), неупорядоченный режим труда с хаотичным чередованием ранних утренних, дневных, поздних вечерних и ночных смен; ненормированный рабочий день; работа на открытом воздухе в любое время года; значительные физические нагрузки. Отсюда часты состояния, связанные с нарушениями суточной ритмики (расстройство сна, низкая работоспособность ночью и др.), нарушением режима и характера питания (обменные нарушения, избыточная масса тела, заболевания органов пищеварения), с нервно-эмоциональным напряжением (психосоматические заболевания), с неблагоприятными климатическими и погодными условиями (простудные заболевания), с физическими воздействиями (травматизм).
Учитывая характер работ в ведущих профессиях железнодорожного транспорта, перечень основных неблагоприятных производственных факторов и возможный результат их воздействия па организм работающих, разрабатываемые и внедряемые для железнодорожного транспорта БАД должны обеспечивать поддержание высокой умственной и физической работоспособности на протяжении 12-часовых рабочих смен как в дневное, так и ночное время; нормализацию суточной ритмики и нарушений сна; ускорение восстановления после длительных рабочих смен; повышение стрессо- и монотоноустойчивости; профилактическое воздействие при нарушениях состояния опорно-двигательного аппарата (улучшение кровообращения); повышение функционирования сердечно-сосудистой системы; повышение функционирования нервно-анализаторной системы (зрения и слуха); профилактику простудной заболеваемости (повышение иммунитета); выведение шлаков, эндо- и экзотоксинов; нормализацию обмена веществ и снижение массы тела за счет снижения избыточных жировых отложений; ликвидацию недостатка в витаминах, аминокислотах, микроэлементах, пищевых волокнах.
В настоящее время на российском рынке действует ряд фирм и компаний, производящих или распространяющих БАД. Объединяет большинство этих препаратов обещание решить все наши проблемы со здоровьем, ссылки на известные имена и древние традиции; общий характер рекомендаций; отсутствие точной дозировки и схем приема; отсутствие, как правило, подробных данных о качественной и полное отсутствие данных о количественной оценке эффективности препаратов.
С целью выбора БАД, отвечающих вышеупомянутым требованиям, мы провели 2 серии исследований по оценке группы препаратов фирм «Др. Нона» и «Амрион» на работниках железнодорожного транспорта, не связанных с безопасностью движения.
Фирмой «Др. Нона» были предоставлены препараты: гонсин, ловсин и ямсин. Кроме оценки эффективности перечисленных препаратов при раздельном их применении, два последних препарата дополнительно изучали при их комбинированном использовании.
Проблемной комиссией по биологически активным добавкам к нише РАМП для получения комплексной характеристики была предоставлена БАД «С + полифлавонойдс 60» фирмы «Амрион» – сложный, многокомпонентный препарат.
Для оценки каждой БАД были сформированы равноценные по составу группы практически здоровых работников железнодорожного транспорта, не связанных с безопасностью движения.
В соответствии с декларируемыми свойствами препаратов регистрировали следующие показатели: максимальное, минимальное и пульсовое давление; частота сердечных сокращений в покое и при дозированной физической нагрузке (физическая работоспособность по индексу Руфье – Диксона); жизненная емкость легких; время задержки дыхания на выдохе; умственная работоспособность на основании теста Векслера; умственная работоспособность на основании теста с кольцами Ландольта; умственная работоспособность по интегральному показателю; время выполнения сложной зрительно-моторной реакции; количество ошибочных действий при сложной зрительно-моторной реакции; время статической балансировки (японский тест); аккомодационные способности глаза на основании определения ближней точки ясного видения; порог слуховой чувствительности на частоте 4000 Гц (острота слуха); рост, масса тела и окружность грудной клетки; степень ожирения по отклонению реальной массы тела от идеального (расчетного); содержание жира и тощая масса тела (по Паскалю); гибкость позвоночника; самооценка здоровья (по специальному опроснику); самооценка нервно-эмоционального напряжения (по специальному опроснику); самооценка качества сна (по специальному опроснику); самочувствие, активность, настроение (по методике САН).
На основании 15 антропометрических, психологических и физиологических показателей рассчитывали величину биологического возраста по модифицированной методике Киевского института геронтологии и гериатрии.
Результаты качественной и количественной оценки препаратов представлены в таблице, из которой видно, что все предоставленные для изучения препараты оказывают положительное общебиологическое действие, что выражается в их способности замедлять процессы старения. Это свойство выражено в разной степени у каждого из изученных препаратов. Наиболее значимо оно у ловсина. Установлено, что каждый из оцененных препаратов обладает комплексом свойств, которые могут быть эффективно использованы для ранней профилактики снижения здоровья и работоспособности у железнодорожников разных профессий.
Для препарата «Ловсин! – это снижение скорости старения, повышение умственной работоспособности, функционирования нервно-анализаторной системы и прежде всего слуха и зрения, нормализация массы тела как вспомогательное средство в комплексе с другими препаратами, повышение общего тонуса организма.
Для препарата «Ямсин» – это нормализация и повышение качества сна, нормализация нервно-эмоционального напряжения после работы, ускорение восстановления во время межсменного отдыха.
Для препарата «Гонсин» – это снижение скорости старения, повышение умственной работоспособности, физической работоспособности, функционирования сердечно-сосудистой системы (в том числе и мягкая нормализация артериального давления), нормализация функционирования дыхательной системы, повышение общего тонуса организма.
Для препарата «С + полифлавонойдс 60» – это снижение скорости старения, нормализация функционирования нервно-анализаторной системы (слуха, зрения), нормализация функционирования сердечно-сосудистой системы, повышение умственной работоспособности.
По результатам исследования разработаны методические рекомендации по применению некоторых из оцененных БАД для нормализации функционального состояния и повышения работоспособности железнодорожников.
Выполненная работа подтвердила в целом достаточно значимую положительную общебиологическую эффективность исследованных БАД, вместе с тем были обнаружены и некоторые недостатки.
Так, эффективность большинства оцененных БАД оказалась ниже декларированной, возможно, из-за ограниченности длительности приема. У некоторых препаратов при 24-дневном курсе не обнаружены свойства, указанные в аннотации, но были выявлены новые характеристики.
Требуют уточнения дозировка и схема приема препаратов, так как в ряде случаев отмечена повышенная индивидуальная чувствительность к отдельным компонентам препаратов.
Следует также отметить, что в настоящее время широкое применение предоставленных для оценки БАД затруднено из-за высокой стоимости препаратов.
Кроме того, настоящие исследования были ограничены 24-дневным курсом приема препаратов. В связи с этим остаются неизученными, недостаточно важными вопросы о характере изменения функционального состояния организма и работоспособности при пролонгированных курсах. Сохраняется ли прежний эффект? Наступает ли адаптация и снижение результатов или, напротив, происходит накопление положительных сдвигов. Ответы на данные вопросы могут быть получены в результате проведения исследований при существенном увеличении длительности приема препаратов (не менее 3 циклов).
Выводы. 1. БАД могут и должны использоваться как эффективное средство ранней немедикаментозной профилактики снижения работоспособности и здоровья для железнодорожников, обеспечивающих перевозочный процесс.
2. Все БАД, предназначенные для железнодорожников, работа которых связана с безопасностью движения, в обязательном порядке должны пройти трехступенчатую экспериментальную проверку: в лабораторных условиях, в натурных условиях на лицах, не связанных с перевозочным процессом, а также в натурных условиях па железнодорожниках, обеспечивающих перевозочный процесс.
3. В ходе экспериментальных исследований в обязательном порядке следует получить качественную и количественную оценку декларируемых свойств препарата; выявить путем широкой оценки препарата все свойства, которые не указаны в аннотации, по являются значимыми для лиц, связанных с безопасностью движения; уточнить дозировки и схемы приема препаратов при их пролонгированном применении; установить эффективность препаратов при их комбинированном использовании; определить перечень препаратов и их комбинации для отдельных профессионально-производственных групп железнодорожников.
4. Результатом экспериментальных исследований при положительном решении вопроса о применении БАД для работников железнодорожного транспорта должна быть разработка методических рекомендаций по использованию каждой конкретной БАД или их комбинаций.