Экспедиционная медицина и выживание



Комплекты средств жизнеобеспечения и выживания в особых условиях. Часть 1

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: С.Филенко. Отчет «Комплекты средств жизнеобеспечения и выживания в особых условиях», ФГУНПП "Аэрогеология", 2006 г.

Штатные комплекты средств жизнеобеспечения 

Таблица 1. Ситуации при выполнении полевых работ (Г. Г. Лучанский) 

 

Уровень 1. Штатная ситуация.

Уровень 2. Аварийная ситуация.

Уровень 3. Экстремальная ситуация.

1 Производственная задача

Выполнение производственного задания

Сохранение потенциала для выполнения производственных задач

Сохранение людей

2

Бытовая задача

Комфорт – дискомфорт

Здоровье (норма – патология)

Жизнь – смерть

3

Бытовая задача

Жизнеобеспечение в штатной ситуации

Жизнеобеспечение в аварийной ситуации

Выживание

4

Прогноз

Возможность опасной ситуации, есть возможность аварийной ситуации

Возможность возникновения несчастного случая

Возможность возникновения чрезвычайного происшествия

5 Медицинские аспекты

Самопомощь

Эвакуация

Самоспасение или эвакуация

6

Снаряжение (средства индивидуальной и коллективной защиты)

Защита от стандартных для этого региона и времени года погодных условий и средства для преодоления запланированных препятствий

Защита от аномальных погодных условий и средства для преодоления усложненных или внезапных препятствий

Средства для снижения катастрофических воздействий

 

 

Штатный комплект снаряжения для однодневного маршрута предложен Центром экспедиционного и специального снаряжения ФГУНПП «Аэрогеология» (Руководитель Г. Г. Лучанский). Состав группы: ИТР – 2 чел.; рабочие – 2 чел.

1.      Одежда и обувь по условиям района работ (у каждого)

2.      Рюкзак 20 – 50 л. (по количеству человек в маршрутной группе)

3.      Сумка полевая – (по количеству ИТР)

4.      Бинокль – 1 шт.

5.      Топорик или мачете – 1 шт.

6.      Лопата саперная – 1 шт.

7.      Молоток геологический – (по количеству ИТР)

8.      Часы – (по количеству ИТР)

9.      Топографические карты района работ (500 м; 1 км) – 1 шт.

10. Компас горно-геологический – (по количеству ИТР)

11. Нож охотничий с бруском в чехле (у каждого)

12. Лупа – (по количеству ИТР)

13. Спички во влагозащитном контейнере (у каждого)

14. Ручка, карандаш, курвиметр, полевой дневник – (по количеству ИТР)

15. Набор пиротехнический индивидуальный (по количеству ИТР)

16. Набор пиротехнический маршрутный – 1 шт.

17. Кружка, миска, ложка (у каждого)

18. Котелок – 2 шт. (2 л, 3 л)

19. Аптечка индивидуальная – (по количеству ИТР)

20. Аптечка маршрутная – 1 шт.

21. Набор пищевой аварийный индивидуальный – (по количеству ИТР)

22. Набор пищевой аварийный групповой 1 шт.

23. Набор продуктов на обеденный перекус:

§         Тушенка – 1 банка

§         Фасоль в томатном соусе – 2 банки

§         Галеты – 2 пачки

§         Сахар – 30 кусков

§         Чай – 1 пачка

24. Фляга или термос – (по количеству ИТР)

25. Швейный ремнабор – (по количеству ИТР)

26. Плащ, сигнальная куртка, накомарник, репелленты (у каждого)

27. Тент групповой на случай задержки или ухудшения погоды

28. Налобный фонарь (по количеству ИТР).

 

 

Одежда остается одним из важных средств адаптации человека к условиям окружающей среды.

Одежда, сконструированная с учетом климатических особенностей Севера. Выделившийся пот конденсируется на том слое одежды, который имеет точку росы для данного количества водяных паров. Влага превращается в иней чаще во втором или третьем слое одежды. В связи с этим при конструировании одежды для севера рационально перемещение образования инея на верхний слой одежды, который должен легко сниматься. Поверх утепленной одежды следует надевать свободную одежду – “снеговую рубашку”. Поверхность “снеговой рубашки”, имеющая наиболее низкую температуру, служит местом образования инея. “Снеговую рубашку” легко снять, а иней удалить. Меховая одежда или синтетический утеплитель при этом остается сухой, мягкой; не смерзается и не ограничивает движения человека. Гигиенические требования к одежде: низкая теплопроводность, достаточная паропроводность и воздухопроницаемость. Наружный слой должен предупреждать увлажнение одежды снегом и обладать ветрозащитными свойствами.

Требования к одежде в жарком воздухе пустынь: защита от перегревания и воздействия горячего ветра с пылью и обеспечить эффективное потоиспарение. Толстый слой одежды малой теплопроводности (шерсть и вата). Высокая водоемкость и гигроскопичность, способность хорошо впитывать и испарять влагу. Верхний слой светлый и блестящий для лучшего отражения солнечных лучей. Одежда должна защищать от горячего ветра с пылью. Свободный покрой для хорошей вентиляции пододежного пространства, защита от проникновения пыли. Шерсть, лен, хлопчатобумажные и атласные ткани. Головной убор: уменьшать поток солнечных лучей на голову и глаза с целью предотвращения солнечного удара. Объем и отверстия для хорошего воздухообмена под головным убором. Поля защищают глаза от слепящего солнца и создают тень в области шейных сосудов и продолговатого мозга. С целью поглощения УФ и ИК лучей подкладку делают цветной. Зеленая и красная ткань поглощает биологически активные солнечные лучи, уменьшая опасность перегревания головного мозга. Обувь на толстой подошве, хорошо укрывающая стопу, не затрудняющая движение в суставах. 

Две трети времени в полевой экспедиции приходится на привалы, ночлеги и бивачные работы. Для предупреждения травматизма важно соответствие назначению палаток, спальных мешков, костровых принадлежностей, обогревательных устройств. В некоторых случаях – при сильных морозах, затяжных дождях, при отсутствии естественного топлива на маршруте – бивак может представлять собой наиболее трудоемкую, напряженную и даже небезопасную часть экспедиционной жизни.

Штатное снаряжение должно быть комплектно и однотипно, чтобы одни предметы соответствовали другим и допускали в аварийных условиях взаимозаменяемость (так, в туристских группах при потере рукавиц и риске быстрого обморожения выручали шерстяные носки, при порче лыжных ботинок – валенки для дежурных, взятые в расчете на самую крупную ногу).

Необходим продуманный запас резервных предметов материального обеспечения: ремонтный набор, запасные детали, материал для починки…

Обязательны яркая окраска предметов или привязанных к ним сигнальных шнуров.

Опасны небрежность – утеря топоров и спичек, утопление ведер, прожигание спальных мешков и палаток, порча одежды и обуви при неумелой сушке у костра (по мотивам Ю. А. Штюрмера).

 

 

Перспектива работ: поиск простых, остроумных и эффективных полезных новшеств в маршрутном оснащении. Поиск дополнительных возможностей использования комплектов из сочетаемых элементов. Улучшение элементов и комплектов в целом. 

 

Комплекты аварийных средств жизнеобеспечения и выживания 

Термины и определения 

Аварийный запас пищи СЖ, примечание: аварийный запас пищи СЖ имеет максимальную калорийность при минимальных массе и объеме, не требует кулинарной обработки, хорошо сохраняется длительное время в любых климатических условиях. (ГОСТ 24215–80 Выживание, автономное существование и спасение экипажа воздушных судов после вынужденного приземления или приводнения).

Аварийный радиомаяк СЖ – автоматический радиомаяк, предназначенный для подачи сигнала бедствия в случае вынужденного приземления или приводнения экипажа воздушного судна. (ГОСТ 24215–80 Выживание, автономное существование и спасение экипажа воздушных судов после вынужденного приземления или приводнения).

Авиационный бортовой аварийный запас СЖ, БАЗ – коллективный комплект средств жизнеобеспечения экипажа воздушного судна, предназначенный для экипажа и находящийся на борту воздушного судна. . (ГОСТ 24215–80 Выживание, автономное существование и спасение экипажа воздушных судов после вынужденного приземления или приводнения).

Авиационный носимый аварийный запас СЖ, НАЗ – индивидуальный комплект средств жизнеобеспечения экипажа воздушного судна, предназначенный только для экипажа и остающийся с ним после покидания воздушного судна. (ГОСТ 24215–80 Выживание, автономное существование и спасение экипажа воздушных судов после вынужденного приземления или приводнения).

Безопасность – это такое состояние человека, которое обеспечивает невозможность причинения ему вреда как другими, так и им самим благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Безопасность – важная цель жизни человека. Безопасность его деятельности – это средство обеспечения комфортной жизни. Безопасность – свойство объекта, заключающееся в способности не допускать таких изменений своих состояний и свойств, а также не вызывать изменений состояний и свойств других, связанных с ним объектов, которые были бы опасны для людей и (или) окружающей среды.

Для достижения целей безопасности необходимо решать три задачи:

1. Идентификация опасности – распознавание, определение ее характера, направления и степени воздействия.

2. Защита (уклонение) от опасности, то есть принятие мер по минимизации ущерба путем выполнения адекватных степени опасности мер.

3. Ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных факторов.

Выживание экипажа* воздушного судна (*под термином «экипаж воздушного судна» понимаются также «пассажиры воздушного судна») – активные, целенаправленные действия экипажа воздушного судна с целью сохранения его жизни и здоровья в условиях автономного существования. (ГОСТ 24215–80 Выживание, автономное существование и спасение экипажа воздушных судов после вынужденного приземления или приводнения).

НАЗ – инструмент для встречи возможных и вероятных неблагоприятных изменений штатной ситуации. НАЗ – индивидуальный комплект средств обеспечения и остающийся при аварии, вынужденной автономии.

Носимый аварийный запас космонавта (НАЗ космонавта) – комплект хранимых в пилотируемом космическом аппарате средств, позволяющих обеспечивать космонавту защиту от неблагоприятного влияния факторов природной среды в условиях автономного существования после посадки. (ГОСТ 28040–89 Комплекс систем обеспечения жизнедеятельности космонавта в пилотируемом космическом аппарате). В авиации применяются типы НАЗ ВС-НАЗ-У, НАЗ-5У, НАЗ-7, НАЗ-8, НАЗ-7М.

Опасная ситуация увеличивает вероятность аварийной ситуации, которая увеличивает вероятность аварии, могущей привести к несчастному случаю: нанести ущерб имуществу, здоровью, создать угрозу жизни. Каждая стадия этой цепочки сокращает время, за которое человек может реагировать, избегая нежелательных последствий.

Опасность, факторы: травмоопасность, воздействие окружающей среды, физические перегрузки и нервно-психологические факторы, биологические факторы, пожароопасность, транспорт… Разные факторы имеют разную вероятность и тяжесть последствий.

Сигнальное зеркало СЖ (недопустимый термин – Гелиограф) – зеркало особой конструкции, предназначенное для подачи визуального прицельного светового сигнала отраженным солнечным лучом, для обозначения местонахождения экипажа воздушного судна, терпящего бедствие. (ГОСТ 24215–80 Выживание, автономное существование и спасение экипажа воздушных судов после вынужденного приземления или приводнения).

Сигнальный краситель СЖ – краситель воды, снега и почвы, предназначенный для подачи сигнала бедствия, с целью обнаружения местонахождения экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие. (ГОСТ 24215–80 Выживание, автономное существование и спасение экипажа воздушных судов после вынужденного приземления или приводнения).

Средства жизнеобеспечения экипажа воздушного судна СЖ – набор предметов, запас пищи и воды, средства связи и сигнализации, предназначенные для сохранения жизни и спасения экипажа воздушного судна в условиях автономного существования. (ГОСТ 24215–80 Выживание, автономное существование и спасение экипажа воздушных судов после вынужденного приземления или приводнения).

Средство защиты работающего – средство, предназначенное для предотвращения или уменьшении воздействия на работающего опасных и (или) вредных производственных факторов. (ГОСТ 12.0.002–80 Система стандартов безопасности труда).

Стрессоры выживания

Факторами выживания, оказывающими влияние на продолжительность предельно допустимых сроков выживания экипажа воздушного судна в экстремальных условиях природной среды, являются: обученность, физическое и психическое состояние членов экипажа, наличие средств жизнеобеспечения, физико-географический район автономного существования.

Чрезвычайные условия, (по В. Г. Воловичу), чрезвычайно сильно воздействующие условия природной среды, которые находятся на грани переносимости и могут вызвать нарушения функциональной деятельности организма, поставив его на грань катастрофы.

Чрезвычайная ситуация, по методической литературе МЧС, – нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории, как правило, неожиданное, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, эпидемией и приведшее или могущее привести к людским и материальным потерям.

Чрезвычайная ситуация, (по В. Д. Провоторову), – это процесс возникновения в течение короткого периода времени экстремальных условий для человека, преодоление которых требует высокого персонального порога (уровня) физической, физиологической, психической, моральной адаптированности. Это ситуация нарушенной безопасности.

Экстремальная ситуация: изменение условий среды вокруг человека, происходящее в течение короткого периода времени, и приводящее его к персональному порогу адаптированности. Достижение персонального порога адаптированности ставит человека на грань, на которой создается опасность его жизни и здоровью.

Экстремальные условия – это такие условия, в которых возникает угроза жизни человека, его здоровью или имуществу от внешних объектов из-за незапланированного (неожидаемого) изменения их состояния, приводящего к появлению и действию дезадаптирующих факторов.

 

Требования к аварийным комплектам жизнеобеспечения и выживания 

Расчетная вероятная продолжительность вынужденной автономии, которую должен обеспечить НАЗ, может быть разной. Если есть вода и защита от холода, то для сохранения жизни потерпевших бедствие фактор времени не имеет принципиального значения (Штюрмер). Согласно этому подходу, НАЗ должен содержать долговременные надежные средства защиты от обезвоживания, холода и особо опасных в данной местности факторов; а для прочих неблагоприятных факторов достаточен обычный расчет расходных материалов на срок до 3 суток. Большинство НАЗов на рынке Западной Европы и США рассчитаны на срок около 3 суток. В институте авиационной и космической медицины, Москва, разрабатывались аварийные комплекты, рассчитанные на выживание в Арктике в течение месяца.

Комплектацию НАЗов предпочтительно проводить на основании стратегии выживания, предусматривающей активное ожидание помощи.

Сочетание неблагоприятных погодных условий с ошибочными действиями – повсеместное явление. Работники полевых профессий должны в обязательном рабочем порядке пройти обучение действию в аварийных ситуациях и пользованию НАЗом.

Понятие «неблагоприятные метеорологические условия» или «опасные явления погоды» – достаточно условно. Критерием служит реальная возможность возникновения при ухудшении погоды такой ситуации, которая может привести к несчастному случаю. Вероятность возникновения аварийной ситуации различна для разных географических районов, сезонов, видов работ и зависит от состава групп, конкретного опыта, технического оснащения, других факторов. Так, в несчастных случаях с тяжелым исходом в 1978–1981 гг. при неблагоприятных метеорологических условиях фигурируют следующие причины: низкая температура воздуха (16%), сильный ветер (11%), резкий подъем воды (10%), грозовые разряды (4%), сочетание ряда факторов (42%).

Даже от самых грозных проявлений стихии есть способы защиты.

Принцип комплектации НАЗ, логика подбора элементов: включать самые необходимые предметы максимально возможного качества, которыми удобно и просто пользоваться, с малым весом и размером, совместимые друг с другом, с низкими требованиями к условиям хранения и ухода. Многофункциональность и минимализм, длительный срок годности и отсутствие необходимости предварительного сложного обучения пользователей. Нужны «терпеливые, прочные, надежные вещи. Порой человек только благодаря им и существует». В основе экспедиционного НАЗа – самостоятельный базовый универсальный комплект. Для поддержания жизнедеятельности в особо сложных условиях – комплементарные, сочетающиеся с базовым, специализированные дополнительные комплекты (например, «тундра», «мороз», «безводные территории», «шторм» и т.д.) с элементами снаряжения для защиты от главных поражающих факторов (холода, обезвоживания, жары и т.д.).

Требует практической проработки вопрос дублирования НАЗом элементов штатного снаряжения: нужно ли дополнительно носить в НАЗе облегченный компактный элемент снаряжения с ограниченными рабочими качествами, если на носимой одежде постоянно имеется штатный рабочий аналог (например, нож). НАЗ должен быть расширением штатной полевой экипировки, обязательным дополнительным оснащением на случай возможной аварии, резкого ухудшения условий работы, отказа транспортных средств, болезни и травмы, потери ориентировки, утраты снаряжения и продуктов. Это один из материальных носителей «культуры предупреждения», подготовка к встрече с возможными проблемами и принимаемыми во внимание опасностями.

 

Основные группы комплекта НАЗ: средства связи; средства визуальной сигнализации; аварийный запас воды, средств ее добычи, очистки и хранения; аварийный запас пищи, добычи, приготовления и хранения; лагерное имущество; аптечка аварийная; средства навигации.

Размещение предметов в НАЗ должно предусматривать легкое извлечение отдельных предметов из укладки и повторную ее герметизацию. Вес и объем НАЗ должен позволять без явных негативных субъективных ощущений носить его в маршрутах, желательно на носимой одежде. Возможно, элементы штатного маршрутного снаряжения, носимого на теле и одежде, одновременно могут быть элементами НАЗ: нож, компас, спички, часы и др.

Средства связи – важнейший элемент НАЗ. Это могут быть УКВ аварийные радиостанции, спутниковый телефон, радиомаяк (например, "Комар-2М"). Электропитание, средства подзарядки.

Средства визуальной сигнализации: пиротехнические сигнальные средства (патрон сигнальный ПСНД, стреляющее устройство с мортирками), сигнальное зеркало, проблесковый фонарь, сигнальный порошок.

Аварийный запас пищи: проработать вопросы назначения, требование к пищевым продуктам (калорийность, малые масса и объем, длительность хранения, легкая усвояемость, возможность использования без кулинарной обработки, виды продуктов). Правило: "первый день не есть, а только пить!"

Лагерное имущество (средства для разведения костра, устройства аварийного укрытия). В эту категорию можно отнести нож, нож-мачете, нож-пила; очки-светофильтры, компас, рыболовный комплект, сухое горючее, водо-ветро-устойчивые спички. НАЗ должен комплектоваться кратким описанием каждого предмета, его предназначения, правил пользования.

Аптечка. Перечень медикаментов, входящих в аптечку НАЗ, с описанием показаний к использованию и способа применения.

Упаковка. Требуется теоретическая и натурная разработка оптимальной упаковки (твердая, водонепроницаемая, пригодная в качестве заменителя котелка, разные возможности переноски, куда убрать содержимое, если в коробке от НАЗа кипятится вода и т.д.) Возможно, запаянная банка с приспособлением для открывания и устойчиво нанесенным на банку перечнем вложения? Приемлемые места размещения НАЗ: в карманах одежды, на поясе в контейнере-сумке, вшитым в носимую маршрутную одежду, другое?

Проработки требуют возможность использования предметов НАЗ по непрямому назначению (например, коробки от медикаментов для кипячения воды и приготовления пищи; мачете – для подачи световых сигналов и др.), частота регламентных работ, порядок замены отдельных предметов НАЗ, аварийных запасов воды и пищи.

 

Отдельный элемент оснащения –базовый аварийный запас полевого геологического лагеря – ящик или другая упаковка с противопожарной защитой, плавучий, переносимый двумя людьми, включающий все необходимое для жизнеобеспечения в аварийной ситуации. 

 

Вехи истории НАЗов 

(Из книги Аникович М. В. Повседневная жизнь охотников на мамонтов).

Так ли бесспорны распространенные представления о том, что по мере углубления в древность зависимость человека от природы была большей, чем в наши дни? В наиболее суровое время последней ледниковой эпохи адаптация человека к условиям среды обитания на большей части Русской равнины была оптимальна, и практически все аспекты жизнеобеспечения оказываются максимально продуктивными для обитания именно в данных условиях. Этот отрезок первобытной истории Восточной Европы был эпохой охотников на мамонтов.

Для охотников на мамонтов Европы характерна прочная оседлость. Дома из костей мамонта были настоящими архитектурными шедеврами своего времени.

Для того, чтобы выжить в приледниковой зоне, человек нуждался в регулярном поступлении таких жизненно важных продуктов, как мамонтовое мясо, шкуры, кости, шерсть и жир. Глиняной посуды охотники на мамонтов не знали.

За кремневым сырьем совершали дальние походы. Из желваков путешественники изготавливали на месте нуклеусы, и транспортировали их на стоянки в 400-500 километрах севернее. 

(Из книги «Безопасность нахождения в природе: таежная зона»)

            В древнегреческом предании говорится: когда персидский царь Кир занял полис Приену в Ионии, жители покинули город, унося самое ценное из своего имущества. Один Биант уходил с пустыми руками, а на недоуменные вопросы сограждан философ отвечал: “Все свое ношу с собой”. Считается, что один из “семи мудрецов” имел в виду духовные ценности. Но, возможно, в суматохе эвакуации горожане просто не заметили мешочек с аварийным запасом под его тогой? 

Издавна североамериканские индейцы носили с собой «possible bag», – «возможную сумку», и могли долго выживать, используя содержимое этого набора. В этом кисете-кошельке хранились вещи, нужные в ситуациях выживания: набор для добывания огня трением и небольшой кусочек трута; кусок кремня и обугленный лоскут в качестве другого способа добыть огонь; набор для изготовления наконечников стрел: обсидиан, сосновая смола (хороший натуральный клей), перья (для оперения стрел), жилы; костяные крючки; волосяная рыболовная леска.

Каждый легионер Цезаря нес на марше запас хлеба на несколько дней, котелок, инструмент. Когорты преодолевали до 25 км в день обыкновенным маршем, до 30 км в день – ускоренным и до 45 км в день – форсированным.

Во время Второй Мировой войны (1941-1945) несколько аварийных комплектов было разработано для ВВС США.

Аварийный парашютный комплект «Аляска» (Тип B-1). В состав комплекта входят компас, спички, аварийный рацион, перчатки, накомарник, набор посуды, йодин, нож с тремя лезвиями, рыболовная леска и крючки, камфорная смола, репеллент, бульонные кубики.

Аварийный парашютный комплект «Джунгли» (Тип B-2). В состав комплекта входят компас, спички, аварийный рацион, йод, сигнальные ракеты, перчатки, накомарник, мачете, брусок для заточки, рыболовная леска и крючки, репеллент, аптечка первой помощи.

Рацион НАЗ (Тип E-1), для северного климата, рассчитан на двух человек. Набор состоит из горного рациона Армии США, питьевой воды в жестяных банках, спичек, охотничьего ножа, пищевого набора, накомарника, перчаток, вилки и ложки, теплых бахил на обувь (муклуки), ледовых шипов, сухого горючего, набора для шитья.

Аварийный набор (инструменты) (Тип E-2), для северного климата. Одним набором комплектуется каждый самолет. В комплект включены: двуствольное ружье со стволами 22 и 410 калибров (.22-caliber and .410-gage shot-gun), амуниция, спички, камфорные кубики, фонарь, свечи, сковорода, кастрюля, большая ложка, разделочный нож, растительное масло, мачете, рыболовный набор, сигнальные ракеты.

Аварийный набор (Тип E-5), морской, разработан для самолетов, летающих в основном над водными пространствами. Одним набором комплектуется каждый самолет. В комплект входят: «полевой рацион K», питьевая вода в жестяных банках, фонарь, черпак-ведро, компас, спички, нож, топорик, зеркало, свечи, рыболовный набор, сигнальные ракеты, тент, красители для морской воды, томатный сок. Этот набор используется в дополнение к аварийному запасу, которым комплектуется каждый спасательный плот.

В процессе создания находились другие аварийные наборы.

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) в СССР: вот тыловой крестьянский Емецкий район в обширной малолюдной Архангельской области, и вот три строки в Емецком музее о невернувшихся земляках:

                                               убито 2358 человек,

                                               пропали без вести 2200 человек,

                                               умерли в плену 32 человека.

Половина! Половина павших лежат неведомо где. Приходите с гвоздикой к памятнику неизвестному солдату. Пропали бойцы без вести, бывает... Кратчайшим путем канули в Лету. Две тысячи жителей одного района огромной страны... Из 4590 – 2200 непогребенных. Какой на хрен НАЗ в тяжкой смертной доле крестьянской пехоты? В нашей войне умирали от дистрофии бойцы и на нейтралку за мерзлыми капустными листьями ползала ночью разведка. Там трупы обливали водой и получали ледяной бруствер. Там заваривали в днище аварийные люки танков: «машину не покидать вплоть до полного ее уничтожения». Много всего. Летчики-соколы, ценнейшие асы? Вот Николай Григорьевич Богданов: начал войну 22 июня 41 над границей, и закончил 30 апреля 45 над Берлином. Капитаном и командиром эскадрильи начал – майором и командиром полка кончил. ДБА – дальнебомбардировочная авиация, она же вскоре АДД – авиация дальнего действия. Восемь боевых орденов, 156 боевых вылетов, дважды сбит, горел в воздухе, месяц выходил к своим из немецкого тыла, ранен, контужен. 9 000 часов безаварийного налета, 3500000 километров. После войны – заместитель Гризодубовой в Летно-испытательном центре, перед дембелем – руководил сооружением аэродромов подскока в Арктике, по маршрутам наших атомных бомберов через купол в США. Не Заслуженный летчик, не Герой, не генерал, не персональный пенсионер: в 42-м он выходил из немецкого тыла, сбитый, 28 суток: черное клеймо в личном деле: находился на оккупированной территории. (М. Веллер, Мое дело.) 

Во время войны в Афганистане в СССР был разработан жилет носимого аварийного запаса «HAЗ-И» для летного состава. Он был скроен из плотной синтетической ткани оливкового цвета и служил для размещения радиостанции "Комар", пистолета ПМ и обойм к нему, пары автоматных магазинов, сигнальных патронов и перевязочного пакета. Жилет заслужил признание не только в авиации, но требованиям к "боевому" не выдерживал в первую очередь из-за малого носимого боезапаса, так как ориентирован на нужды летчика в расчете на скорую эвакуацию.

Подготовка летчиков ВС США по действиям в случае аварийного покидания самолета (статья С. Прокофьева, капитана 2 ранга).

Начиная со Второй мировой войны летчики ВВС США принимали участие практически во всех войнах и конфликтах различных масштабов, проводимых военно-политическим руководством страны в разных регионах мира. За это время сбито свыше 10 000 самолетов американских военно-воздушных сил. Большое количество самолетов было потеряно в мирное время в результате аварий и катастроф. Далеко не всегда члены экипажа погибали вместе со сбитыми или потерпевшими аварию самолетами. Еще до Второй мировой войны развитие авиационно-спасательных средств привело к тому, что многие летчики, если они оставались живы после того, как их самолеты был подбиты, могли спастись с помощью парашюта. Поэтому вопросы организации и проведения поисково-спасательных операций всегда считались важными, и им уделялось большое внимание. Уже в ходе войны в Корее (1950–1953) были спасены 254 члена летных экипажей из 1 690 сбитых американских самолетов. Во время войны во Вьетнаме (1964–1973) удалось спасти 2/3 из 4 120 человек, нуждавшихся в спасении. При этом 75% были спасены в течение первых двух часов, после получения сигнала бедствия, хотя потери самих спасателей составили в ВВС один погибший на 9,2 спасенных, а в ВМС – один на 1,8.

Но всегда перед летчиком сбитого или потерпевшего аварию самолета вставали вопросы: что делать, если приземлился на территории, занятой противником? как действовать, если очутился в безлюдном районе на незнакомой местности? как подать сигнал пролетающим над тобой своим самолетам, и т. д. И от его умелых действий зачастую зависел успех поисково-спасательной операции.

После окончания Второй мировой войны, проанализировав действия экипажей сбитых и потерпевших аварии самолетов, командование ВВС США сделало вывод о низкой выживаемости оставшихся в живых летчиков. К тому же с появлением атомного оружия дальние бомбардировщики стали основным средством его доставки. Маршруты их дальних полетов проходили над самыми различными в географическом отношении районами. Появилась необходимость в специальной подготовке летчиков по действиям в случае аварийного покидания самолета: умению ориентироваться на земле по карте и без карты, подавать сигналы поисковым самолетам, готовить убежища из подручных средств, самостоятельно добывать пищу, воду, огонь, и т. д. Бывший в то время командующим стратегическим авиационным командованием ВВС США генерал Кертис Ли Мэй говорил, что «одной выносливости в данной ситуации недостаточно. Летчик сбитого самолета не может бороться с холодом, голодом и изоляцией, если будет сидеть сложа руки».

В результате в 1949 году по его инициативе в Кэмп-Карсон (штат Колорадо) был создан учебный центр ВВС по подготовке летчиков по действиям в случае аварийного покидания самолета, или «Школа выживания ВВС» (USAF Survival School). Он же явился автором первой программы подготовки для этого центра. В 1952 году центр был передислоцирован на авиабазу (АвБ) Стид (штат Невада), а в 1966 году – на АвБ Фэрчайлд (Вашингтон), где и находится по настоящее время. Ответственность за организацию подготовки в этом центре возложена на командование 336-й группы обучения выживания. Ежегодно около 6 000 человек занимаются по семи различным программам, но более половины из них проходят базовый, 17-дневный курс по действиям в экстремальных ситуациях. Он входит в обязательную программу обучения летчиков, парашютистов-спасателей, операторов команд боевого управления и групп метеоразведки сил специальных операций (ССО) ВВС, а начиная с 1969 года и курсантов военно-воздушной академии в Колорадо-Спрингс. Без успешного прохождения этого курса все вышеназванные категории военнослужащих не допускаются к полетам.

В течение первой недели курса обучения в центре курсанты проходят теоретическую подготовку, а также отрабатывают элементы прыжка с парашютом на тренажерах. Практические прыжки с парашютом не проводятся. В ходе тренировок на тренажерах отрабатываются порядок покидания самолета летчиками (в зависимости от типа летательного аппарата, на котором они летают), способы управления парашютом в воздухе, а также имитируются различные ситуации, которые могут произойти с летчиком во время спуска на парашюте: схождение парашютистов в воздухе, приземление на лес, воду, препятствия (здания, линии электропередач и т. д.), перехлест купола парашюта и скручивание строп. Изучаются аварийно-спасательные средства, входящие в состав неприкосновенного аварийного запаса (НАЗ), и порядок их использования. В настоящее время весь комплект НАЗ у американских летчиков размещен в карманах специального жилета, который надевается поверх летного обмундирования. Причем оружие и аварийная радиостанция размещаются так, чтобы подвесная система парашюта, надетая поверх жилета с НАЗ, не мешала использовать их еще в процессе спуска на парашюте.

Именно этой особенностью размещения НАЗ воспользовался летчик сбитого ночью 27 марта 1999 года в небе над Югославией американского самолета F-117. Так как в боевых условиях система автоматической подачи аварийного сигнала в случае катапультирования отключена, то летчик сам решает, исходя из конкретной обстановки, когда ею воспользоваться. В данной ситуации летчик, используя ручную аварийную радиостанцию, подал аварийный сигнал и установил связь с воздушным командным пунктом еще в ходе спуска на парашюте, который занял у него около 20 мин.

Он приземлился примерно в 40 км от Белграда и был эвакуирован поисково-спасательной группой ССО ВВС на рассвете через 6 ч после катапультирования.

Вся вторая неделя посвящена практической отработке приемов и способов действий в аварийной ситуации в полевых условиях. Занятия проходят за пределами учебного центра на территории национального парка Колвил в северо-восточной части штата Вашингтон, площадью около 81 000 га. Все курсанты (одновременно в одном потоке может обучаться 60-75 человек) разбиваются на шесть групп, возглавляемых инструктором учебного центра. В течение этой недели изучаются и отрабатываются на практике основные способы добывания воды, огня и пищи, в том числе устройство различных ловушек для мелких животных. Кроме того, особое внимание уделяется отработке навыков ориентирования и движения на местности по карте и без нее, оборудованию укрытий из подручных средств, в том числе и с использованием купола парашюта, подачи сигналов самолетам и вертолетам как с использованием аварийной радиостанции, так и с помощью костров, фонариком, сигнальным зеркалом или путем выкладывания на земле сигналов бедствия из купола парашюта, камней, веток деревьев и т. д. После нескольких дней занятий инструкторы покидают свои группы и курсанты остаются только с тем, что у них есть в НАЗ. Они должны совершить самостоятельный переход в назначенное место. Последние 2 суток этой недели посвящены отработке приемов и способов скрытного передвижения на местности и выхода в расположение своих войск, избегая столкновения с противником, маскировке, преодолению различных естественных препятствий (дорог, рек и т. д.), а также использованию аварийно-спасательного снаряжения поисково-спасательных вертолетов (подъем на борт вертолета с помощью лебедки или веревочной лестницы) и оказания первой медицинской помощи.

По прошествии двух недель обучаемые на три дня становятся «военнопленными» и содержатся в специальном оборудованном «лагере» на территории учебного центра, где проходят подготовку по вопросам поведения на допросе, планирования и организации побега из плена. В апреле 1999 года этот раздел курса был исключен из программы подготовки курсантов военно-воздушной академии. Причиной, по сообщениям средств массовой информации, явилось заключение командования об отсутствии необходимости для всех курсантов прохождения подобного раздела, так как это им не пригодится в ходе дальнейшей службы. Кроме того, командование посчитало, что для такого рода подготовки необходимо окрепнуть морально и приобрести некоторый жизненный опыт. Те из выпускников академии, которым необходимо пройти подобное обучение, стали направляться на дополнительное обучение после назначения в часть.

В дальнейшем летчики проходят подготовку по действиям в аварийной ситуации в различных учебных центрах применительно к тому географическому району, где им предстоит служить, и к действиям в каком районе они готовятся. В частности, летчики, действующие в северных районах, направляются на пятидневные курсы в учебный центр, расположенный на АвБ Айельсон (штат Аляска), Ежегодно там проходят подготовку около 600 летчиков, с которыми проводят занятия семь инструкторов. В течение первых двух дней курсанты получают теоретические знания по вопросам выживания в районах с холодным климатом, использования подручных средств для сооружения убежищ и укрытий, питания. Проводятся занятия по связи и медицинской подготовке. Затем курсанты, предварительно разбившись на небольшие группы, отрабатывают все эти вопросы практически в течение трех дней в полевых условиях под руководством инструкторов. Кроме того, существует отдельный небольшой учебный центр по обучению выживанию в арктических районах (Barren Land Arctic Survival School, или Cool School), расположенный в Гренландии. Всего за год пятидневные курсы в этом центре заканчивают до 60 летчиков, в основном экипажи военно-транспортных самолетов.

Летчики авиации ВМС, а также других видов ВС, которые действуют в прибрежных районах, получают практические навыки в учебном центре по выживанию на воде, расположенном на АвБ Пенсакола (штат Флорида). Обучение проходит по двум программам. Курс общей подготовки включает изучение аварийно-спасательных средств и порядок их использования, поддержание жизнедеятельности при нахождении на спасательном плоту, организация связи с поисково-спасательными средствами, способы выживания на берегу, эвакуация на борт спасательного вертолета из воды.

Аварийно-спасательные средства летчика морской авиации включают: водостойкие комбинезон и перчатки, которые летчик надевает, если температура воды в районе полета менее 16°; индивидуальный спасательный плот (он раскрывается автоматически при спуске на парашюте и имеет двойное дно с камерой, которая наполняется летчиком самостоятельно через специальный клапан с мундштуком после приводнения, тем самым создается воздушная подушка между верхним и нижним дном и уменьшается теплопотеря летчиком от воды); спасательный жилет с баллончиком углекислого газа, оснащенный специальным устройством с пьезоэлементом, который автоматически надувает жилет при попадании летчика в воду; пакет с флуоресцентной краской зеленого цвета для обозначения местонахождения летчика и запас питьевой воды (около 1 л). Кроме того, подвесная система парашюта оборудована замками отцепки свободных концов типа UWARS (Universal Water Activated Release System) производства фирмы Сопах. Замки автоматически срабатывают после приводнения летчика в течение не более двух секунд. Они отрегулированы так, что не реагируют на дождь, повышенную влажность и туман. Замки сохраняют свою работоспособность в течение не менее 6 лет после установки на подвесную систему. Для проверки годности элемента питания (который может легко заменяться) на замке имеется контрольное устройство с индикаторной лампочкой. Эти замки, так же, как и устройства наполнения спасательного жилета, предназначены для автоматического срабатывания, если летчик по каким-либо причинам сам не сможет отсоединить парашют или наполнить жилет (ранен, потерял сознание и т. д.).

Специализированный курс продолжительностью три дня предназначен для подготовки экипажей вертолетов по действиям в случае падения вертолета в воду. Все занятия проводятся в бассейне на специальном тренажере, который представляет собой макет части фюзеляжа вертолета с кабиной летчиков и пассажирским отсеком. Тренажер с находящимися в нем на разных местах курсантами поднимается над бассейном до 2,5 м и сбрасывается в воду. Обучение проходит в два этапа. В ходе первого этапа курсанты отрабатывают несколько вариантов возможных ситуаций: покидание тренажера через ближайший к месту нахождения курсанта выход; выход из тренажера после его переворачивания; покидание всем экипажем тренажера через один выход; покидание тренажера после его затопления с глубины 1,5 м. Один из вариантов предусматривает, что курсанты надевают темные очки для имитации действий в темноте.

На втором этапе отрабатываются варианты выхода из затопленного вертолета с использованием специального аварийного вертолетного дыхательного устройства типа HEEDS (Helicopter Emergency Egress System). Это небольшой баллон (емкостью до 40 л) с дыхательным автоматом, который находится в кармане жилета летчика. Он позволяет дышать под водой 2-4 мин на глубине 6 м. Тренировки проходят на специальном одноместном тренажере также по нескольким сценариям. Один из них предусматривает, что инструктор, также находящийся в воде, мешает курсанту осуществить выход, имитируя зацеп за выступающий предмет. В настоящее время на оснащение авиации ВМС США начинает поступать новая вертолетная аварийная дыхательная система типа HARD/SRU-40B/P (Helicopter Aircrew Breathing Device), производства фирмы U. S. Divers Co. Ее масса 1,13 кг; баллон емкостью 42 л позволяет сделать до 15 глубоких вдохов на глубине до 10м.

В ходе дальнейшей службы в частях, если они не меняют района службы, летчики раз в два года должны проходить курсы усовершенствования под руководством инструктора по выживанию эскадрильи боевого обеспечения своей части. Такие курсы, как правило, проводятся индивидуально в течение одного учебного дня. Летчику напоминают основные положения по действиям в аварийной ситуации и отрабатывают некоторые вопросы на тренажерах. Например, летчики морской авиации посещают занятия по действиям после приводнения, на которых отрабатываются вопросы освобождения от подвесной системы, если автоматический замок не сработал, способы занятия спасательного плота, а также их инструктируют по действиям при подъеме из воды с помощью лебедки спасательного вертолета.

Все занятия в учебном центре и в частях ведут опытные инструкторы, средний возраст которых не превышает 25 лет, закончившие специальные шестимесячные курсы инструкторов по выживанию на АвБ Фэрчайлд. Отбор кандидатов производится на АвБ Лэкленд (штат Виргиния) в ходе начальной подготовки военнослужащих ВВС. Ежегодно из примерно 13 тыс. новичков отбирается около 100 человек для прохождения начального курса подготовки инструкторов там же, на АвБ Лэкленд. Эти курсы были открыты в 1993 году с целью отобрать наиболее подходящих курсантов для прохождения основной подготовки и, тем самым, сократить возможный отсев будущих инструкторов в ходе дальнейшей подготовки. По данным печати, на подготовку одного инструктора затрачивается около 60 тыс. долларов. Всего в настоящее время в ВВС США насчитывается до 350 инструкторов по действиям в аварийных ситуациях, из которых около 10 женщин.

Таким образом, подготовка американских летчиков по действиям в условиях выживания рассматривается командованием ВВС и других видов вооруженных сил как неотъемлемая и необходимая часть процесса обучения. 

Урок ценою жизни (В. Усольцев, "Приамурские ведомости" № 64 – 65 (2704 - 2705) 11 апреля 2002 года)

Стрелка топливомера застыла на нуле. Но двигатель МИГа еще работал, очевидно, на последних каплях горючего.

– Тридцать седьмой, ваше место? – в который уже раз звенящим от волнения голосом взывал руководитель полетов к летчику.

А что ответить ему, если под крылом истребителя – сплошная облачность? Поэтому лейтенант неуверенно ответил:

– Кажется, в пятой зоне. Топливо кончилось.

– Не паникуй, Володя. – Руководителю полетов было понятно состояние молодого пилота. Сгруппируйся и катапультируйся. Все будет в порядке...

– Сегодня мы должны Заикина найти, – твердо произнес командир полка майор Бочарников.

Вскоре с аэродрома в сторону пятой и шестой пилотажных зон двинулись два вездехода – один по дороге, другой по таежной просеке. А комполка на связном самолетике смог вылететь лишь после обеда, когда сквозь разрывы облачности проглянули васильковые лоскуты мартовского неба. Но ни наземные поиски, ни разведка с воздуха результатов пока не дали.

Земля, несмотря на снег, оказалась куда более жесткой, чем можно было ожидать. Быстро вскочив, Заикин освободился от подвесной системы, стянул с мокрой от пота головы шлемофон. Холод пробрался даже сквозь меховой комбинезон, заставив Заикина сделать несколько резких движений руками.

Вспомнив, что в кармане пачка "Беломора", достал папиросу, закурил.

Решил разжечь костер. Ему казалось, что за ним вот-вот прилетят. Хвороста поблизости оказалось много, но отсыревшего под снегом. Пришлось рвать бересту, ломать сухие сучья. Как не хватало ему топорика или большого ножа! Наконец костер разгорелся. Летчик протянул к огню озябшие ладони, поудобнее устроившись на свернутом парашюте.

Владимир писал стихи. Правда, только для себя. О любви и дружбе, о захватывающей красоте полетов в заоблачной выси... Он взял за правило всегда носить с собой блокнот и карандаш. Заикин достал их и записал уже не поэтические, а земные мысли насчет топора, спичек, которых оставалось мало.

Наступило время, когда в их летной столовой уже закончился обед... Заикин почувствовал, что голоден. Пошарив по многочисленным карманам летного облачения, обнаружил плитку шоколада, которую сегодня взял в столовой и приберег для жены Людмилы.

Наземные поисковые группы в это время уже отошли от аэродрома на порядочное расстояние, а командир полка утюжил небо над тайгой на видавшем виды "кукурузнике". Ошибка искавших была лишь в том, что все внимание они направили на местность, где локаторы в последний раз зафиксировали самолет Заикина, а он, потеряв сначала пространственную, а затем и визуальную ориентировку, катапультировался в невидимом для локатора секторе.

Был у него с собой перочинный ножик – перламутрово-хромированное чудо. Его привез с фронта и подарил Володьке отец – пехотный старший лейтенант, после войны вернувшийся к мирному труду учителя. "Складник" этот, найденный им в полевой сумке убитого эсэсовского офицера, был пригоден разве что для резания хлеба да колбасы. Но попробуй-ка срезать им толстый лапник!

Когда уже в сумерках Владимир тащил очередную охапку валежника, он вдруг услышал легкое похлопывание авиационного мотора. "Это же меня ищут!", – осенило лейтенанта.

Бросив хворост и забыв об усталости, он побежал к выдыхающемуся костру, выхватил головешку и стал размахивать ею, надеясь привлечь внимание пилота ПО-2.

– Здесь я, мужики! – кричал он. – Здесь!

Понимал, что там, в высоте, никто его не услышит, а кричал: надежда на чудо всегда живет, когда оказываешься в отчаянно трудном положении. Увы... Биплан лег на противоположный от него курс.

Одно удерживало веру и надежду: поиск все-таки велся. И ясно, что прочесываться с воздуха будет каждый километр. Вот если бы были у него с собой сигнальные ракеты... А еще лучше иметь в ранце парашюта маленькую радиостанцию. Тут бы пилоты-поисковики ни за что не ошиблись, точно вышли на него.

Сам, наверное, не понимая толком, зачем он это делает, Заикин записал в блокнот свои рассуждения о сигнальных ракетах и аварийной радиостанции. Всю ночь прокрутился он на ложе из пихтовых лап. Хотя и закутался в парашютный купол, продрог до костей. В марте ночи на Дальнем Востоке не только длинные, но и холодные. Костерку не давал затухать, но огонь был слабым, почти не грел. Глядя на крупные звезды на черном небе, Владимир не мог не думать с надеждой, что завтра наверняка будет ясный день и его обязательно обнаружат. Теперь, едва заслышав звук мотора, он будет бросать в костер сырой лапник, ведь столб дыма с воздуха издалека видно...

Утро, вопреки ожиданию, оказалось туманным и холодным. Очень хотелось есть. И Владимир не удержался: съел сразу чуть ли не весь свой запас шоколада. Выкурил целиком папиросу. На отсыревшем листке сделал запись: "14 марта 1956 года. У летчика обязательно должен быть с собой запас пищи, хотя бы на трое суток...".

Взвалив на плечо свернутый мешком парашют, он решил продвигаться на запад.

"У летчика на случай аварии должен быть наручный компас". Эта запись в блокноте датирована 15 марта. Из нее можно предположить, что Владимир терял ориентировку, то и дело возвращался на одно и то же место... Новая запись, сделанная 22 марта: "Надо предусмотреть, чтобы у приземлившегося с парашютом были леска, крючки для ловли рыбы".

Заикин в своих бесконечных, вконец измотавших его блужданиях по тайге наткнулся на ручей и вспомнил, что все речки и ручейки в этих местах бегут к Амуру и Уссури. Стало быть, к ним и нужно идти по этому дарованному природой путеводителю. Под прозрачным речным ледком Владимир видел стайки рыб. Это ли не подкрепляющий деликатес после горькой коры, почек деревьев и листьев брусники, которые он находил под снегом?..

У него, правда, был пистолет с патронами, но зверье ему, скорее всего, не попадалось, а ежели и видел издалека косулю, стрелял в нее из дрожащего в слабеющей руке "ТТ"...

И он снова идет, идет, идет в подмерзших унтах, безмерно уставший, теряющий последние силы, иногда забывающийся коротким сном...

В конце апреля к командиру истребительного полка пришли геологи.

– У вас был такой летчик – лейтенант Заикин? – спросил старший из них.

– Да, – ответил майор, услышав от волнения стук собственного сердца. Говорить "был" ему страшно не хотелось, жила надежда, что Володька выбрел-таки к какой-нибудь деревушке или заимке.

– Вот его вещи, – второй геолог достал из рюкзака пистолет с патронами, планшет, шлемофон, блокнот с разбухшими от влаги листами, документы. И любительскую фотографию, на которой запечатлена могила с памятником-пирамидкой из обтесанного с четырех сторон бревна. Ясно была видна надпись: "Лейтенант Советской авиации Владимир Иванович Заикин. Похоронен 3 апреля 1956 года".

– Мы его нашли вот здесь, всего за 10 километров до ближайшего жилья, – старший из геологов показал место на карте. До встречи с нами он не дожил два дня...

Чуть позже, просматривая блокнот лейтенанта, вчитываясь в записи, сделанные им в трагическом таежном одиночестве, Бочарников с пронзительной отчетливостью осознал, что записи эти, как и сама гибель летчика (не в воздухе – на земле!), служат и горьким укором, и новым, увы, еще не усвоенным уроком.

Предусмотрительно обеспеченный средствами безопасности в воздухе, летчик практически не имеет этого, оказавшись в экстремальных условиях после, скажем, прыжка с парашютом...

Блокнот Владимира Заикина дошел до высоких авиационных командиров и специалистов в Москве.

Вместо эпилога. Сделанные летчиком записи помогли авиационным медикам и специалистам поисково-спасательной службы разработать НАЗ (носимый аварийный запас) летчика и космонавта. 

Развитие проблемы выживания в институте авиационной и космической медицины. (статья Ю.А. Гольцева, кандидата медицинских наук, старшего научного сотрудника, полковника медицинской службы).

Перед экипажем летального аппарата (ЛА), оказавшимся в условиях автономного существования, возникает ряд задач, от решения которых зависит сохранение жизни и здоровья. Это защита от неблагоприятного воздействия факторов внешней среды (высокой и низкой температуры воздуха, солнечной радиации, ядовитых и хищных животных и т. д.), оказание первой доврачебной помощи пострадавшим, удовлетворение потребностей организма в воде и пище, преодоление стрессового состояния, вызванного экстремальной ситуацией, и т. д. Изменение состояния организма увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания. Поэтому одной из актуальных задач авиационной и космической медицины являлась разработка и внедрение в практику организационных, технических и специальных мероприятий, направленных на сохранение здоровья после вынужденного приземления (приводнения) в различных климатогеографических зонах страны.

Первые исследования по проблеме выживания, проводимые сотрудниками Института авиационной и космической медицины в конце 40-х гг., были посвящены изучению влияния факторов среды Крайнего Севера на сроки выживания человека в условиях автономного существования. Параллельно отрабатывалась задача возможно быстрого оказания врачебной помощи пострадавшим, находящимся в этих условиях. Для решения этих задач создаются первые арктические экспедиции, состоящие из испытателей и врачей. 9 мая 1949 г. В.Г. Волович совершает прыжок с парашютом в дрейфующих льдах Ледовитого океана, где отрабатывается методика оказания врачебной помощи врачом-парашютистом в суровых условиях Крайнего Севера. Одновременно рассматриваются организационные вопросы обеспечения летчиков в случае их вынужденной посадки в Арктике. Результаты проведенных исследований вошли в первое пособие для авиационных врачей по вопросам медицинского обеспечения личного состава частей и соединений ВВС, базирующихся в Арктике.

В 1957 г. было принято решение создать лабораторию выживания.

В 1959 году в отделе летных происшествий под руководством Г. А. Демидова, И. И. Вавилова и С. Е. Комшалюка издается первая памятка по выживанию летчика.

Уникальные научные данные, полученные в результате проведения ряда арктических экспедиций, явились основой для разработки и обоснования комплекта средств для выживания в условиях Крайнего Севера. Существующий в то время комплект НАЗ не содержал средств обогрева, портативных лыж, удовлетворительных средств связи и сигнализации. В результате работы, проведенной лабораторией выживания, был разработан новый комплекс средств для носимых и аварийных бортовых запасов, обеспечивающий пребывание летчика в безлюдной местности Севера до семи суток, была также разработана первая специальная программа учебно-боевой подготовки летчиков к действиям в условиях Арктики.

В 1960 г. начинаются работы по обеспечению поиска и спасения космонавтов. Поиск, обнаружение и оказание помощи космонавтам после приземления (приводнения) осуществляла Поисково-спасательная служба Военно-воздушных сил (впоследствии преобразованная в Единую государственную «поисково-спасательную службу СССР, а затем в Российскую Федеральную авиационно-космическую службу поиска и спасения). Для встречи космонавтов после посадки корабля в расчетном районе были сформированы оперативно-технические группы, в состав которых входили представители многих специальностей, готовые оказать все виды помощи.

Организация медицинской помощи космонавтам на месте приземления (приводнения) была возложена на Научно-исследовательский испытательный институт авиационной и космической медицины (НИИИАиКМ), Центральный научно-исследовательский авиационный госпиталь (ЦНИАГ) и Центр подготовки космонавтов (ЦПК). Из врачей этих учреждений были сформированы бригады медицинской помощи. Для экипажа КК была разработана специальная укладка (НАЗ-1 – носимый аварийный запас, размещавшийся в чашке катапультного кресла).

Уже в первом космическом полете человека возникла серьезная угроза нештатной посадки «Востока-1», вызванная закруткой корабля, а затем задержкой отделения приборного отсека. Три года спустя, 19.03.1964 г., «Восход-2» из-за отказа системы ориентации приземлился за несколько тысяч километров от штатного полигона посадки, и космонавтам А. Леонову и П. Беляеву пришлось почти двое суток выживать в приобской тайге, скованной сорокаградусным морозом. В сложных условиях оказались космонавты В. Зудов и В. Рождественский после нештатной посадки корабля «Союз-23» 16.10.1974 г. на озеро Тенгиз. А полгода спустя в Алтайских горах оказались космонавты В. Лазарев и О. Макаров после аварии корабля на взлете. Едва не закончился трагически полет «Союза-33» с Н. Рукавишниковым и Г. Ивановым на борту. Из-за отказа основного двигателя корабль устремился к Земле по крутой баллистической кривой и лишь по счастливой случайности приземлился неподалеку от места расположения поисково-спасательной группы.

Естественно, что при проведении первых полетов в космос кораблей с человеком на борту возможность посадки в нерасчетном районе вызывала особое беспокойство, поскольку это всегда связано с большим риском, неожиданностями, ошибками в расчетах, отказами техники, состоянием человеческого организма и другими непредвиденными обстоятельствами. Опасения в благополучном исходе приземления усугублялись тем, что космонавты, пилотировавшие корабли типа «Восток», покидали кабину спускаемого аппарата с помощью катапультной системы, а затем снижались на парашюте, который был практически неуправляем. Это повышало вероятность получения травм при приземлении при сильном ветре, грозе, на местности со сложным рельефом, на лес и т. д. В этом случае быстрое прибытие врача поисково-спасательной группы к месту посадки становилось особенно необходимым.

Решение этой проблемы подсказал опыт медицинского обеспечения высокоширотных воздушных арктических экспедиций в 1949–1951 гг. Идея использовать врачей-парашютистов при проведении поисково-спасательных операций была одобрена командованием ВВС. И в начале 60-х гг. была сформирована первая группа врачей-парашютистов.

Для работы врачей-парашютистов сотрудниками лаборатории был разработан комплект медицинского имущества, необходимого для оказания неотложной помощи, и сконструирована медицинская сумка с кассетами из поролона для ампульных препаратов.

С 1961 по 1964 гг. врачи-парашютисты, неоднократно участвуя в поисково-спасательных операциях, в числе первых встречали космонавтов Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова и проводили медицинские осмотры.

С дальнейшим развитием космонавтики возникла необходимость создания специальных космических НАЗов для жизнеобеспечения экипажа спускаемого аппарата на случай аварийного прекращения полета и посадки во внерасчетном районе. При создании космических НАЗов в основу были положены принципы авиационных аварийных укладок. Начиная с 1960 г., по медико-техническим требованиям был создан ряд космических аварийных укладок применительно к различным типам спускаемых аппаратов с учетом количества членов экипажа и возможными районами аварийной посадки: «НАЗ-ВЗА», «НАЗ-ШСМ», «Виня-1В», «Гранат-1, -2, -3, -4, -5» и т. д. Аварийные укладки испытывались в экстремальных природных условиях Арктики, пустыни, джунглей, тропической зоны океана, что позволило уточнить комплектацию НАЗов, оценить ее соответствие реальным условиям эксплуатации, эффективность отдельных предметов снаряжения, возможность использования аварийных запасов пищи и т. д.

Для обеспечения жизнедеятельности авиационных и космических экипажей формируется идея системного исследования условий выживания летчика и космонавта в различных климатогеографических зонах.

В 1964 г. была организована экспедиция в тропическую зону Индийского океана на научно-исследовательском судне «Михаил Ломоносов». Наряду с другими задачами решались проблемы влияния факторов тропического района на организм человека и его работоспособность, а также разрабатывались новые средства спасения (плоты и лодки различных модификаций: АСН-6, ЛАС-1.5). Одновременно отрабатывались методы спасения терпящих бедствие на плаву. Дальнейшие исследования по выживанию в тропической зоне океана были продолжены на научно-исследовательском судне «Витязь». В результате экспедиций были определены допустимые значения уровней солнечной радиации, влагопотерь и т. д.

В ходе названных экспедиций также решались вопросы выживания в джунглях. Изучались особенности поведения человека, впервые попавшего в данные условия и не имеющего истинного представления об их флоре и фауне. Это своеобразие и необычность обстановки в сочетании с высокой температурой и влажностью воздуха отрицательно действуют на психику человека. Нагромождение растительности, обступающей со всех сторон, сковывающей движения, ограничивающей видимость, вызывает у человека страх закрытого пространства. Для того, чтобы определить правильный способ выживания в джунглях, был проведен ряд экспериментов, где отрабатывались действия по передвижению, приготовлению пищи из дикорастущих растений и т. д. В ходе исследований была отработана методика действий по спасению, составлены каталоги съедобных растений, разработаны новые репелленты для отпугивания насекомых и специальное средство – порошок для отпугивания акул.

Результаты исследований условий выживания в джунглях (Северный Вьетнам) подробно представлены в отчете участников экспедиции «Вопросы жизнеобеспечения в джунглях» (1966).

Результаты исследований и экспериментов в пустыне, тайге, Арктике с целью дальнейшей отработки действий по выживанию послужили основой для создания ряда методических пособий для летчиков: «Выживание в тайге», «Выживание в пустыне», «Выживание в Арктике», «Выживание в горах».

С увеличением дальности полетов самолетов и в связи с этим – возможности быстрого перемещения экипажа из одной географической зоны в другую возникла необходимость создания унифицированного многоцелевого НАЗа. Для этого были проведены испытания различных изделий, входящих в НАЗы «Инжир» и «НАЗ-5». Исследования проводились в лесисто-болотистой местности Уссурийской тайги (Хабаровский край) в верховьях реки Хор в сентябре-октябре 1966 г. Испытывались изделие «Окунь» (обмундирование со специальными приспособлениями для подъема с помощью вертолета), лодка-палатка, нож-пила, гамак, нож-мачете, наручный компас и т. д. В результате экспериментов были отработаны методы подбора и эвакуации человека с помощью лебедки в режиме висения вертолета из лесисто-болотистой местности. Также была дана оценка возможности выживания на ограниченном запасе продовольствия (с использованием ягод, грибов и т. д.) и подручных средств в данных условиях. Одновременно с этим оценивались изделия, входящие в существующие и перспективные НАЗы. Итогом проведенных исследований явилась разработка нового НАЗа-7, комплектация которого предусматривает возможность его использования в любом районе земного шара.

В этот период создается система натурных экспериментальных исследований с целью повышения эффективности медицинских элементов поиска, спасения и эвакуации. Также оценивается надежность средств обеспечения выживания космонавтов в спускаемых аппаратах космических кораблей различного назначения. В результате проведенных исследований были предложены составы укладок врачей парашютно-десантной группы, оснащение врачей поисково-эвакуационного обеспечения, десантируемые укладки ПДУР-47, ПДММ-47, КАС-90, а также оснащение сбрасываемых катеров типа «Гагара».

Для обеспечения выживания космонавтов при расчете нештатной посадки в акваторию Индийского океана была предложена модификация скафандра, включающая специальные трубки, которые прилегают к телу космонавта и через которые пропускается вода для охлаждения организма.

Впервые в натурных условиях тропической зоны Тихого океана были определены возможные сроки выживания экипажа на плаву при минимальных (300 мл в сутки) нормах водопотребления, впервые в отечественной практике были исследованы условия выживания экипажа ЛА на океанских атоллах. В результате проведенной работы оценена эффективность плотов различного типа, средств визуальной сигнализации, отдельных предметов аварийного снаряжения, средств защиты от морских хищников и химических опреснителей, что позволило обосновать наиболее рациональную комплектацию НАЗа для экипажа КК в составе 2—3 человек.

С увеличением длительности полетов для спускаемых аппаратов типа «Союз» создаются новые типы НАЗов. Исследуются возможности новой спасательной техники (наземный комплекс поисково-эвакуационных машин завода ЗИЛ, морские катера «Ерш», «Дрозд», амфибии «Барс» и др.), оцениваются резервные возможности выживания человека в спускаемом аппарате и дорабатываются методы его эвакуации из воды и последующая реабилитация космонавтов при транспортировке (1977—1982). В частности, было показано, что резерв времени выживания космонавтов в аварийном спускаемом аппарате на плаву составляет 4—6 ч. В арктических условиях этот срок составляет 12—17 ч, несмотря на высокую теплозащиту спускаемого аппарата. Ограниченное время выживания в нем вызвано гиперкапнией, вынужденной гипокинезией космонавтов и необходимостью периодической вентиляции кабины, что резко снижает в ней температуру воздуха.

Одним из важных направлений работ лаборатории в 1972—1973 гг. становится задача разработки и обоснования медицинских предложений к проекту систем поисково-спасательных средств ВВС и средств подготовки космонавтов. В процессе решения проблемы систематизируются и уточняются имеющиеся отечественные и зарубежные материалы по медицинскому обеспечению поисково-спасательных работ (ПСР); уточняется состав медико-санитарного и хозяйственного имущества для технических средств спасения (самолеты, вертолеты, поисково-эксплуатационные установки, катера), индивидуальных и групповых средств жизнеобеспечения и спасения экипажей ЛА, включающие в себя надежные средства сигнализации и связи, медицинскую аптечку, предметы лагерного имущества, запасы пищевых продуктов, воды и средств ее добывания, хранения и обеззараживания.

В результате выполненных исследований были уточнены и разработаны новые предложения по медицинскому обеспечению поиска и спасения экипажей ЛА. Определены состав и количество медицинских подразделений поиска для штатного полигона посадки спускаемого аппарата, а также произведен предварительный расчет потребности указанных медицинских подразделений для воздушной армии. Разработаны и уточнены комплекты аварийного оснащения оперативных поисковых групп и авиационных технических средств поиска и дана их экономическая оценка. Обоснована необходимость и разработан штат школ для подготовки летного состава и персонала ПСС ВВС по вопросам выживания и спасения.

В НАЗы класса «Восход» и «Союз» были включены гидрокомбинезоны, обеспечивающие пребывание на плаву в течение трех суток. Был поставлен вопрос о разработке унифицированного НАЗа для КК, что явилось следующим этапом работы лаборатории выживания. Итогом данной работы стал новый унифицированный НАЗ-у для экипажа КК.

В начале 80-х гг. в научной работе лаборатории появляется новое направление исследований, касающееся разработки методов и средств коррекции функционального состояния (ФС) человека в условиях выживания. Так, в 1982—1984 гг. в лаборатории проводится работа по изысканию фармакологических средств, повышающих холодовую устойчивость человека и увеличивающих время выживания в экстремальных условиях. Исследования проводились как в лабораторных (ТБК-12), так и в натурных условиях. Оценивалась эффективность влияния ряда фармакологических средств на переносимость человеком факторов среды при относительной гипокинезии, совершении маршей и переходов различной степени тяжести. Установлено, что препарат сиднокарб повышает устойчивость человека к холодовому воздействию в течение 1 суток, особенно в первые 12 ч. Разработаны инструкции по использованию фармакологических препаратов для поддержания работоспособности и жизнедеятельности человека в условиях автономного существования. В результате сформулированы и одобрены медицинские предложения по включению в состав аварийных медицинских аптечек авиационных и космических НАЗов таких препаратов, как сиднокарб, бромантан, яктон и др.

Дальнейшим этапом разработки методов и средств коррекции ФС человека явилось использование методов биологической обратной связи и рефлексопрофилактики. В результате работы определена их эффективность для оптимизации ФС человека в условиях Арктики. Итогом проведенных исследований явилась разработка учебно-методического пособия по автономному выживанию летчика. Также разработаны инструкции по оказанию медицинской помощи членам экипажа КЛА при их спасении и памятка летному составу по оптимизации ФС в Арктике.

В 1988—1989 гг. лабораторией выживания и спасения проводятся уникальные исследования на предмет разработки стратегии длительного выживания (сроком до 28 суток) летного состава в Центральном арктическом бассейне как в мирное, так и в военное время. В связи со сложными погодными условиями в Арктике иногда невозможно в кратчайшие сроки обеспечить поисково-спасательные работы. Перед сотрудниками лаборатории встал вопрос изучения возможности длительного выживания, а также разработки десантируемого аварийного запаса группового пользования. Сначала были проведены полунатурные исследования в Подмосковье, а затем натурный эксперимент в условиях полной автономности на острове Средний (ЦАБ). В результате исследований впервые были разработаны стратегия длительного выживания (до 28 суток) в Арктике и десантируемый аварийный запас группового пользования.

Для оптимизации действий летчика (космонавта) при выживании в горах проведены натурные исследования в Фанских горах Тянь-Шаня, которые позволили определить предельные и оптимальные нагрузки и скорости передвижения при различных уровнях наклона поверхности и умеренной гипоксии. В этот же период издается учебное пособие по выживанию летного состава применительно к различным климатогеографическим зонам.

После трагедии, произошедшей с подводной лодкой «Комсомолец», сотрудники лаборатории решают задачу по физиолого-гигиеническому обоснованию комплекса медико-технических средств, обеспечивающих выживание человека в ледяной воде после аварийного приводнения. Испытания проходили различные типы обмундирования, фармакологический препарат яктон, а также различные нетрадиционные методы коррекции ФС (использованные ранее методы биологической обратной связи и рефлексопрофилактики). В результате был разработан комплекс медико-технических средств, направленных на поддержание ФС и работоспособности летчика применительно к особенностям самолетов нового поколения.

В период с 1990 по 1993 гг. на основе анализа 30-летнего опыта лабораторных и натурных исследований в Арктике, анализа происшествий за последние 16 лет, работ поисково-спасательной службы и результатов медицинского обследования летного состава после аварий и катастроф за последние 10 лет сотрудниками лаборатории выживания формируются системные представления о выживании и спасении летчика и космонавта. Эти представления формализованы в виде модели предметной области компьютерной экспертной системы прогнозирования выживания летчика в холодном климате. Эта система предназначена для принятия решения на проведение поисково-спасательных работ и оценки достаточности средств защиты летчика (снаряжения, НАЗов). Данная экспертная система также предназначена для обучения летных экипажей, специалистов поисково-спасательной и медицинской служб. Экспертная система выживания решает две взаимосвязанные задачи:

вероятностная оценка ФС члена экипажа ЛА в четырех градациях (от оптимального до критического) через определенный интервал времени (минуты, часы, сутки);

вероятностная оценка срока выживания, в течение которого ФС человека заданного предела определяется в виде одной из выбранных градаций ФС.

В девяностые годы ХХ века разрабатывается новая программа обучения членов экипажей ЛА действиям по выживанию, включающая элементы нетрадиционной подготовки (специальный комплекс физических упражнений, дыхательную гимнастику — Цигун, рефлексопрофилактику и т. д.). Особое внимание в новой программе уделяется психологической подготовке летчика к автономному существованию в различных регионах страны. Итогом данной работы явится создание консультативной компьютерной системы по оценке подготовленности летчика к выживанию в экстремальных условиях.

Также продолжается работа над дальнейшим совершенствованием пищевой группы и медицинской аптечки существующих НАЗов. Разрабатываются и оцениваются новые составы аварийного пищевого запаса, пересматривается состав медицинской аптечки с учетом включения в нее новых фармакологических средств, обеспечивающих оптимизацию ФС летчика при выживании.

В связи с необходимостью интеграции отечественных и зарубежных научных достижений в области выживания человека и нетрадиционной медицины, создания теоретических и прикладных основ сохранения жизни, здоровья и профессиональной работоспособности человека в экстремальных условиях принято решение о создании Международного института проблем выживания человека на базе Института авиационной и космической медицины под эгидой ЮНЕСКО и Международной академии наук (Мюнхен). Соучредителями выступили ряд отечественных и зарубежных институтов и организаций, в их числе Всероссийский центр экстренной медицинской помощи «Медицина катастроф», Институт проблем естествознания АЕН РФ, Институт медико-биологических проблем МЗ РФ, Центральный физико-технический институт МО РФ, Институт экстремальной медицины, полевой фармации и медицинской техники, Экспедиционный центр «Арктика» и др.

В современной России лучше всего развита система оснащения и подготовки к аварийному автономному существованию в особых условиях в сфере пилотируемых космических полетов. Космонавта готовить особенно сложно и дорого, оттого НАЗы и безопасность. Адаптировать этот опыт к специфике полевой экспедиционной работы геологической службы России и других экспедиционных профессий весьма желательно.

Система подготовки космонавтов к действиям на месте вынужденной посадки в различных климатогеографических зонах решает следующие задачи:

психологически подготовить космонавтов к возможной вынужденной посадке за пределами штатного полигона и необходимости автономного пребывания в течение 2-3 суток при экстремальном воздействии окружающей среды различных климатогеографических зон;

выработать практические навыки по поддержанию работоспособности и сохранению жизнедеятельности при автономном пребывании в сложных физико-географических условиях с рациональным использованием оборудования спускаемого аппарата, носимого аварийного запаса, штатного снаряжения, подручных средств на местности;

отработать способы взаимодействия космонавтов с силами и средствами поисково-спасательного комплекса.

Указанные цели достигаются теоретической подготовкой и тренировками в реальных условиях различных климатическо-географических зон (КГЗ). Тренировка состоит из предварительной подготовки, непосредственной подготовки и автономной комплексной тренировки.

В процессе тренировок используются специализированные тренажеры (натурные макеты СА), штатное снаряжение, носимые аварийные запасы, парашют системы приземления спускаемого аппарата, подручные средства на местности. Для организации и проведения тренировок, а также для обеспечения безопасности работ в процессе тренировок используются самолеты, вертолеты, специальные корабли и катера, автотранспорт.

В процессе тренировок обязательным является медицинское обеспечение, которое включает:

освидетельствование космонавтов и специалистов (инструкторов) на допуск к тренировкам в экстремальных условиях;

контроль за состоянием здоровья космонавтов в процессе тренировок;

организацию полевого медицинского поста, оснащенного средствами неотложной медицинской помощи.

Подготовка космонавтов к действиям на месте вынужденной посадки является составляющим элементом общей системы обеспечения безопасности пилотируемых космических полетов. Кроме того, тренировки в экстремальных условиях различных климатогеографических зон являются мощным средством профессионально-психологической подготовки космонавта.

Рассказы выживших

Ночь в лесу.

Рассказывает кинооператор Игорь Некрасов.

Когда мое кресло вышло из самолета, то набегающий поток воздуха очень энергично швырнул меня на спину. А разве удержу я в руках 6 килограммов железа на такой скорости? Но, видно, держал крепко, так как первый удар кинокамерой пришелся в грудь, вернее, в замок парашютной системы. А вот второй – пошел прямо в лицо. На мне была кислородная маска, она-то и смягчила удар. Но нокаут, как в боксе, я получил и потерял сознание...

Очнулся от динамического рывка, когда наполнился купол парашюта. Смотрю, а подо мной насколько хватает взгляд – лес, лес и лес.

Руки замерзли. Хотел погреть в карманах куртки и тут обратил внимание, что у меня вся куртка и брюки в каких-то бурых пятнах. Вижу – что-то капает с подбородка. Левой рукой ощупал лицо – вся ладонь в крови. А тут еще я обнаружил, что совсем не чувствую правой ноги. Вот это номер – на ноге нет высотного ботинка! А мороз минус 20!

Земля все ближе... Уже четко различаю сверху пики елок. Они несутся мне навстречу все быстрее и быстрее... Вдруг линия горизонта стремительно уходит вверх, быстро бросаю лямки, руками крест-накрест закрываю лицо – и с треском, ломая сучья, соскальзываю по стволам. Наконец, последний, очень ощутимый удар боком о что-то твердое, скольжение, треск, еще удар снизу и – тишина...

На земле! Я – на земле! Снег начинается прямо от подбородка. Глянул вверх – и вижу прямо над собой на свежесломанном сучке вывернутый наизнанку зеленый армейский носок. В первую секунду мне и в голову не пришло, что это мой носок. Потом вынул из снега свою правую ногу и увидел, что она босая и вся белая.

Снял с сучка носок, вывернул его, надел. Вскрыл носимый аварийный запас (НАЗ) и вытряхнул его содержимое на снег. Из-под теплой куртки снял куртку х/б, потом снова сел и стал оттирать правую ногу. Тёр до тех пор, пока не появилась боль, сначала не сильная, а потом... Замотал куртку вокруг ноги, натянул сверху чехол от НАЗа. Но для сохранения тепла чехол надо было сверху чем-то обмотать. В аварийном запасе была надувная резиновая лодка, она имеет плавучий якорь – вот его-то я и отгрыз зубами, так как ножа не было, и этим 6-метровым фалом обмотал свое сооружение на правой ноге.

А в лесу была поразительная тишина. И тут меня прямо обожгло мыслью – а где же радиостанция из НАЗа? Почему я ее не включил? Вскочил на ноги, взял НАЗ, вынул рацию и блок питания, соединил их и включил сигнал бедствия. Прикрутил остатками фала к березе и снова сел в снег.

И тут далеко сзади услышал голос: "Ого-го!" Прошло какое-то время, и вновь, но уже значительно ближе раздался крик: "Романыч!" Я вскочил и как заору дурным голосом: "Ге-е-н-а-а! Я здесь! Здесь!" Потом опять крик, но уже почему-то впереди меня и справа: "Игорь!" Я кричу: "Гена! Назад! Я здесь!"

И вот передо мной закачались над снегом широкие еловые лапы и из-за них вышел маленький летчик в белом защитном шлеме – Гена Кожевников. Он буквально "плыл" по грудь в снегу.

Рассказывает летчик Геннадий Кожевников

Парашют снижается, я думаю – где Некрасов? Глянул вниз, вижу второй парашют, а человек в подвесной системе висит с опущенной головой, руки, как плети... Видимо, без сознания. А я молю Бога, Господи, ну только бы его не убило, только бы не убило... ведь у него двое детей, ну как я его жене в глаза буду смотреть...

Потом я сгруппировался, проскользнул между веток, рывок – и завис. Вишу на толстой осине, а мысль в голове одна: скоро ночь, надо быстрее искать Романыча. Раскачался на стропах, отцепился, по стволу слез, глянул наверх: мой НАЗ остался в подвесной системе. Ну ладно, сориентировался и пошел в сторону оператора. Снег по грудь, внизу вода чавкает... Иду и покрикиваю: "Романыч! Романыч!" Но никто не отвечает. Прошло, наверное, полчаса. Я на ходу голову поднял – и застыл на месте: среди деревьев вроде висит в подвесной системе человек и голову наклонил. Ну, думаю, дела! Все-таки труп...

И я это расстояние можно сказать пролетел, даже не пробежал, задрал голову: господи, это же моя система подвесная на дереве! Плутанул я по кругу. Со злости треснул кулаком по осине и вновь пошел, но уже забирая правее. Иду и опять покрикиваю... Вдруг слышу в ответ: "Эй!" Через 10 минут встретились, обнялись...

Правая нога у Некрасова обвязана чехлом от НАЗа, на березе, привязанный стропой, попискивает "Комар", аварийная радиостанция. Я даже немного удивился – кинооператор, не летчик, а все сделал, как положено.

Начали мы готовиться к ночевке на снегу, среди этих высоченных елей. А мороз уже за 20... Я собрал валежник, маленьких елочек и березок наломал. Разожгли костер, настелили лапник, сидим, греемся. Вроде успокоились. И тут затарахтел вертолет, все ближе, ближе к нам, но прошел стороной.

Потом натопили мы в алюминиевых крышечках воды, попили.

Рассвело. Игорь сколько ни пробовал, заснуть не смог. И тут опять гул вертолета, опять Галуза ищет, но к нам так и не приближается. Часа через три слышим – уже самолет гудит, АН-12... Точно над нами, на малой высоте. Зажгли дымовую сигнальную ракету. Самолет развернулся, прошел над нами еще раз, в ответ качнул крыльями, выпустил две зеленые сигнальные ракеты – дал знак "вас наблюдаю".

Потом прибыл вертолет. Завис, сел, двигатель не глушит, и вот из-за деревьев выходят такие высокие люди – они же все на лыжах, их снежный наст держит, а мы в этой вытоптанной яме, в снегу со следами костра... Двое несут носилки.

Повалили нас на снег, целуют, обнимают: "Ребята, какие же вы молодцы - оба живы, живы!" 

Некоторые характерные образцы аварийных комплектов выживания 

            В странах Западной Европы и Северной Америки производится множество разнообразных аварийных комплектов выживания. Это, штатные аварийные наборы для военных; широкий спектр изделий для энтузиастов отдыха на природе, рыбаков, охотников и широких кругов населения. Чаще всего они рассчитаны на аварийную ситуацию продолжительностью до трех суток в не самых экстремальных условиях (очень низкие температуры воздуха, экстремальные осадки, ветер и т.д.). Примеры многочисленны. Это разнообразные аварийные наборы и аптечки от Bob Cooper Outdoor Education Pty Ltd, Coghlan's Ltd, Cutter, Equipped to survive, Forest Cily, Mountain Safety Research (MSR), MPI Outdoors, Nicolet, Safety Max, Survival Research Laboratories, Survival systems и многие другие. Часто можно встретить рекомендации и по самостоятельной комплектации аварийного комплекта выживания.

В России разработаны аварийные комплекты для космонавтов, летчиков, морских спасательных средств и немногие другие. Встречаются рекомендации по самостоятельной комплектации НАЗа.


Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru