Экспедиционная медицина и выживание



Полигонные учения в форме соревнований для подготовки геологов-санинструкторов

Полигонные учения в форме соревнований для подготовки геологов-санинструкторов

Источник: Библиотека экстремальных ситуаций

Справочно-методический сборник в 35 томах

Редактор и составитель Лучанский Григорий

Москва, ФГУНПП «Аэрогеология», 1995 г.


Подготовка геологов-санинструкторов - это многоплановая проблема, включающая в себя несколько основных направлений:

-    теоретическая медицинская и спасательная подготовка;

-    освоение практических навыков;

-    физическая подготовка;

-    отработка практических навыков в реальных условиях.

Последний пункт особенно важен, поскольку позволяет закрепить полученные знания и навыки, оценить степень подготовки участников, конкретизировать возможные ситуации.

Кроме того, подобные соревнования позволяют создать информационную базу для объективного анализа качества преподавания с целью повышения его эффективности и создания новых методик и форм обучения, отработке на практике способов работы с новыми видами оборудования.

Следующим фактором проведения учений в форме соревнований является возможность для участников почувствовать себя в обстановке, близкой к экстремальной, узнать собственные ощущения в состоянии стресса, обусловленного необходимостью самостоятельно принимать решения и действовать в непредвиденных условиях. Необходимость этого фактора определяется тем, что в реальной обстановке у санинструктора может не оказаться времени для длительного обдумывания, и решения придется принимать быстро, правильно и, в достаточной мере, автоматически. Поэтому еще в период обучения нужно до минимума сократить для курсанта ощущение ситуации как экстремальной и превратить ее в плановую.

В работе геологов не исключены моменты, когда деятельность санинструктора принимает облик работы спасателя: действия в шахтах, шурфах, в зоне повышенной сейсмической активности, в случае аварий на нефтяных скважинах, при работе геологических партий в отдаленной местности, авто- и авиакатастрофах; бури, штормы, цунами - при работе на шельфе. Поэтому, по нашему мнению, геолог-санинструктор должен владеть основами проведения спасательных работ и умело их организовывать и проводить до прибытия профессионалов-спасателей, либо привлекаться к крупным спасательным операциям при широкомасштабных катастрофах и стихийных бедствиях в составе сил МЧС.

Соревнования могут быть следующих видов:

1.На качество выполняемых работ.

2.На результат (максимально качественное выполнение задания за минимальное время).

Плановые учения проводятся после отработки основных тем общей и специальной подготовки в целях достижения слаженности и проверки готовности действовать в экстремальных условиях, как в группе, так и индивидуально.

Проверочные учения проводятся с целью демонстрации знаний и навыков курсантов представителям вышестоящих инстанций, а также при проведении рекламных мероприятий.

Опытные учения проводятся для апробации нового оборудования и отработки на практике новых методов обучения, обмена опытом с иными обучающими организациями. В последнем случае целесообразно проведение совместных семинаров и выработки более эффективных форм и методик обучения.

Классификация видов учений


Исходя из предложенной схемы, комплексные и тематические соревнования можно проводить с разным составом участников: либо в группе, либо в индивидуальном порядке. Комплексные учения представляют собой модель ситуации, в которой санинструктор сталкивается практически со всеми экстремальными факторами: и со сложным рельефом, и с особенностями той или иной климатической зоны, и с действиями в обстановке автономного существования, и с комплексом различных патологий. Такие учения имеет смысл проводить как итоговые либо как опытные или показательные.

Тематические соревнования проводятся по отдельным темам в период обучения и преследуют цель адаптации курсанта к экстремальным условиям работы и перевода их в плановые ситуации. Тематика соревнований может быть сколько угодно расширена в зависимости от прикладных особенностей деятельности геолога-санинструктора.

При отработке тематических заданий по различным патологиям имеет смысл на первоначальном этапе разделить терапевтические и хирургические нозологические формы как требующие различного подхода.

Деятельность в обстановке экстремальной ситуации также выносится в отдельную тему, поскольку в этих условиях возникает задержка госпитализации пострадавшего и возникает необходимость в достаточно длительном ведении пациента самостоятельно, пользуясь подручными средствами.

Целью проведения этапных и итоговых соревнований у геологов-санинструкторов является:

1.Квалифицированная оценка качества теоретической и практической подготовки.

2.  Оценка быстроты выполнения тех или иных действий.

3.  Выявление личных качеств у участников соревнований с целью выдачи конкретных рекомендаций для дальнейшей самоподготовки и формирования учебных и рабочих групп.

4.  Оценка технической подготовленности и «глубины» тактического мышления.

5.  Соотнесение количественного определения уровня качества (в баллах) и временного фактора с целью выявления победителя.

Для корректного решения задачи сравнения результатов участников необходимо стандартизировать:

1. шкалу оценки результатов (примером может служить судейская контрольная карта, разработанная в УМЦ «Готовность»);

2. равнотрудность заданий для всех участников, что может быть обеспечено:

-   «стартом из-за угла»– это означает, что последующие участники не имеют возможности проследить за действиями своих предшественников. При этом рабочее задание выдается непосредственно перед стартом;

-   одинаковыми особенностями рельефа, что предполагает выполнение практически одинаковых тактических действий: обработки склона, преодоление водных преград и т.п.;

-   одинаковыми по трудности задачами, стоящими перед участниками.

Создание ситуационных задач - достаточно серьезная проблема, имеющая следующие особенности:

1. Медицинский аспект - экспресс-диагностика, принятие решения по ведению пострадавшего, выполнение манипуляций, наблюдение за транспортируемым, уход, взаимодействие с врачебной бригадой - радиопереговоры, доклад после доставки пострадавшего в медицинский пункт либо при передаче его мобильной врачебной бригаде.

2. Тактический аспект - поведение в искусственно экстремализированной ситуации, выполнение действий, направленных на выживание при прохождении маршрута с учетом окружающих условий либо профессионально прикладных особенностей.

3. Материально-технический аспект - обеспечение участников необходимым оборудованием и снаряжением, учебными пособиями, подготовка группы имитаторов, моделирующих ситуацию, согласно рабочему заданию, подготовка полигона также под эти задания.

Синтез вышеуказанных факторов позволяет создавать действительно интересные практические и логические задачи для проведения соревнований.

Опыт работы УМЦ «Готовность» показал, что умело подготовленные задачи вызывают живой интерес у участников соревнований, помогают проявиться опыту и знаниям, стимулируют командный дух и личную инициативу.

Примерами тематических соревнований могут быть:

1. Поисково-спасательные работы:

- проведение спасательных работ геологической партией в отдаленной местности при авиакатастрофе, происшедшей вблизи места расположения лагеря партии.

-    поиск и оказание помощи заблудившемуся человеку в тайге (пустыне, горах, джунглях и т.д.).

-    поисково-спасательные работы при стихийных бедствиях при привлечении в состав сил МЧС.

-    поисково-спасательные работы при аварии в шахте.

2. Прикладные аспекты:

- оказание помощи пострадавшему (пострадавшим) при возгорании нефтяного (газового) фонтана, либо при аналогичных авариях на разрабатываемом месторождении.

3. Общемедицинская деятельность:

-    массовое отравление (СДЯВ, растительными и животными ядами, алкоголем и его суррогатами и т.п.).

-    вспышка инфекционного заболевания (в том числе и эндемичные заболевания, особо опасные инфекции).

-    острые хирургические и терапевтические патологии, в том числе и обострения хронических патологий.

4. Выживание:

- оказание первой медицинской помощи в условиях автономного существования:

а) имеется возможность быстрой транспортировки пострадавшего;

б) имеет место задержка госпитализации.

Предложенная тематика всегда может быть дополнена в зависимости от прикладных особенностей организации, проводящей занятия и соревнования.

Во время соревнований, проводимых УМЦ «Готовность», использовалась следующая схема:

 Подготовительный этап:

а). Создание плана согласно тематике соревнований.

б). Решение вопроса о месте проведения соревнований.

в). Рекогносцировка с привязкой на местности отдельных элементов плана.

г). Детализация плана на основании данных рекогносцировки.

д). Создание рабочих заданий с учетом особенностей  местности, темы соревнований, прикладной специфики с последующим обсуждением и утверждением.

е). Подготовка, в соответствии с заданиями, группы имитаторов. Репетиция поведения,  подготовка грима и т.д.

ж). Подготовка группы судей, задействованных на маршруте и контрольных точках.

з). Подготовка судейской и итоговой документации.

и). Подготовка снаряжения, укладок, атрибутики, маркеров маршрута в соответствии с тематикой, заданиями и материалами рекогносцировки.

к). Подготовка оборудования и снаряжения судейской группы (личная атрибутика, радиостанции, проверка связи и взаимодействия, полевой медицинский пункт, пункт питания - во время длительных учений).

л). Подготовка полигона:

            - маркировка маршрута;

            - подготовка контрольных точек;

            - подготовка пунктов наблюдения;

            - подготовка «зон экстремализации»;

           - подготовка (при необходимости) пиротехнических средств;

            - подготовка старта и финиша с возможностью организации раздельного старта групп участников и невозможностью обмена информацией с уже прошедшими маршрут.

м).Подготовительная работа с участниками соревнований:

            - отработка теоретических и практических задач в период обучения;

            - предварительное ознакомление участников с общими положениями и правилами проведения соревнований. Объяснение целей, задач, обязанностей и прав участников;

           - знакомство с маркировкой, опознавательными знаками, таблицей штрафных очков;

           - разбивка на группы, назначение (выбор) командиров групп;

           - жеребьевка групп или отдельных участников;

           - организация и проверка взаимодействия и связи;

           - назначение места и времени сбора;

          - форма одежды и экипировка.

Этап соревнований

а) Судейская группа (Руководитель соревнований, группа руководителя, судьи и имитаторы) прибывает на полигон заблаговременно (время варьируется в зависимости от сложности и продолжительности соревнований, протяженности маршрута).

б) Производится заключительный осмотр полигона, проверка оборудования и снаряжения.

в) В контрольных точках, на старте, финише размещаются судьи, снабженные задачами, судейскими картами, средствами связи; там же располагаются загримированные имитаторы, моделирующие ситуацию, согласно задачам.

г) Руководитель соревнований занимает командный пункт (КП).

д) Здесь же размещается группа руководителя, налаживая связь, разворачивая медицинский пункт и пункт питания.

е) С КП объявляется начало соревнований, очередные этапы, может быть подан сигнал о снятии группы с маршрута, частичный или полный отбой учений.

ж) КП может быть передвижным - в случае продолжительных соревнований либо большой протяженности маршрута.

з) Соответственно, заблаговременно готовятся точки базирования передвижного КП.

и) Прибытие участников на старт:

-   в точно указанное время;

-   построение;

-   получение оборудования и проверка экипировки;

-    медицинский осмотр, экспресс-оценка основных физиологических показателей;

-   последний инструктаж.

к) О старте судьям и имитаторам на контрольных точках проходит оповещение с использованием радио-, звуковых и визуальных сигналов.

л) После старта группа сопровождается маршрутным судьей, фиксирующим ошибки и заносящим данные в судейскую карту. В эфир маршрутный судья имеет право выходить только в случае вызова с КП либо при травме участника.

м) При прохождении контрольной точки судья с этой точки дает оповещение на КП своим позывным - условной фразой, например: «Агат, я - Радон. Группа один прибыла на точку три»; «Агат, я - Радон. Группа один прошла точку три. До связи».

н) На контрольной точке маршрутный судья отдает судейскую карту с отметкой времени прибытия судье контрольной точки, который выдает задание участникам, следит за его выполнением, делает отметки в карте, возвращает карту с отметкой времени убытия маршрутному судье.

о) Действия участников:

-   быстрое прохождение маршрута;

-   правильная обработка деталей рельефа;

-   поиск пострадавшего;

- оказание помощи: получение у судьи задачи; осмотр «пострадавшего»; оказание помощи; доклад о «пострадавшем» по радио врачебной бригаде;

- транспортировка «пострадавшего» к следующей контрольной точке и передача его судье (либо бригаде скорой медицинской помощи) с устным докладом;

- прохождение следующих подобных этапов с иными заданиями.

Действия участников могут быть изменены и дополнены каким угодно образом согласно иной тематике, либо с учетом прикладных особенностей.

Разбор соревнований

Проведение соревнований - это не самоцель, а средство повышения квалификации участников, их адаптации к условиям экстремальной ситуации, роста личного опыта; это путь к улучшению учебной и методической работы, повышению профессионализма организаторов соревнований. Поэтому в конце учений желательно проводить подробный анализ и разбор соревнований с учетом всех действующих лиц.

Выслушивается доклад судейской группы, который должен составляться на основе четкой балльной и временной оценки каждой из групп участников, а также экспертные оценки профессионалов: геологов, врачей и спасателей, принимавших участие в соревнованиях в составе группы руководителя.

Возможно составление графиков эффективности и стабильности работы участников на каждом из этапов соревнований, что позволяет дать рекомендации курсантам с целью улучшения их деятельности в тех или иных случаях.

Формы и критерии анализа могут быть различными, цель проведения аналитической работы устанавливается в каждом конкретном случае.

После доклада судейской группы начинается общее обсуждение выводов доклада, выводов экспертов; оценки качества обучения, претензий к принципам обучения, качеству преподавания и проведению соревнований, предложения по улучшению методик обучения и проведению соревнований.

Методическая работа

Оценка результатов соревнований в судейской группе.

Учет замечаний и предложений.

Разработка методических рекомендаций с учетом новых данных.

Изучаются теоретические положения и накопленный опыт по исследуемым вопросам.

Готовятся необходимые расчеты и положения, которые необходимо проверить на следующих учениях и соревнованиях.

К методической работе по интересующим вопросам привлекаются специалисты различных областей науки и техники.

 

Судейская контрольная карта

Первая медицинская помощь и сортировка

№ п/п

Ошибка

Штраф

1.

Не оказана первая медицинская помощь:

- тяжелобольному;

- пострадавшему средней тяжести;

- легкопострадавшему

5

2.

Не определен пульс

2

3.

Не проверено дыхание

2

4.

Не проверено состояние зрачков

2

5.

Не проведена ревизия полости рта

2

6.

Не определено наличие сознания

2

7.

Не обеспечена проходимость дыхательных путей (не запрокинута голова, не выдвинута челюсть)

4

8.

Неправильное применение лекарственных средств (за каждый случай)

3

9.

Неправильная оценка характера травмы и ее тяжести

3

10.

Неправильная медицинская сортировка или ее отсутствие

3

11.

Неправильно определена очередность выполнения мероприятий первой медицинской помощи у пострадавшего

3

12.

Непроведение противошоковых мероприятий

4

13.

Неправильно оказана помощь при синдроме длительного раздавливания

4

Жгут

1.

Чрезмерное перетягивание конечности жгутом

3

2.

Наложение жгута не на ту область

4

3.

Наложение жгута на голое тело без подкладки, ущемление жгутом кожи

5

4.

Не записано время наложения жгута

3

5.

Не произведен контроль пульса на периферическом сосуде

2

6.

Неправильное наложение жгута, что может вызвать повторное кровотечение, угрожающее жизни

5

7.

Сохраняется пульс на пережатой артерии

3

8.

Незнание точек прижатия артерий

3

9.

Неверное показание к наложению жгута

2

10.

Отсутствие визуального контроля за жгутом

1

Реанимация

1.

Не определен пульс

2

2.

Не проверено дыхание

2

3.

Не проверено состояние зрачков

2

4.

Не проведена ревизия полости рта

2

5.

Не обеспечена проходимость дыхательных путей (не запрокинута голова, не выдвинута челюсть)

4

6.

Не обеспечена герметизация

2

7.

Неправильное соотношение числа вдохов и нажатий на грудину

3

8.

Недостаточная сила нажатия при непрямом массаже сердца (амплитуда движения грудины менее 4-5 см)

 

2

Перевязочный материал

1.

Нарушение стерильности перевязочного материала

5

2.

Слишком тугая повязка, нарушающая кровообращение

2

3.

Неправильное положение бинта в руках обучаемого

1

4.

Повязка не закреплена или закреплена узлом над раной

2

5.

На рану не наложены стерильные салфетки

4

6.

Неправильное наложение повязки

3

Инъекции

1.

Нарушена стерильность при подготовке шприца к работе: при соединении отдельных частей шприца;

при соединении шприца с иглой (за каждую ошибку)

5

2.

Нарушена стерильность при взятии лекарственного вещества из ампулы

5

3.

Неправильный монтаж системы для капельного вливания

5

4.

Не обработана кожа в месте проведения инъекции

3

5.

Не снят жгут после введения иглы в вену

2

6.

Наличие воздуха в системе

2

7.

Неправильная техника проведения инъекций

3

Шины и транспортировка

1.

Неосторожное обращение с конечностью при наложении шины

4

2.

Недостаточная фиксация шины

3

3.

Нарушена последовательность выполнения приемов

2

4.

Наложенная шина не дает необходимой иммобилизации (неподвижности) поврежденной конечности

3

5.

Не обеспечено вытяжение поврежденной конечности

1

6.

Нежесткое крепление пострадавшего к носилкам

1

7.

Врезание шин или веревок в тело пострадавшего (за каждый случай)

2

8.

Неправильно определен способ выноса пострадавшего (за каждый случай)

2

9.

Неправильная транспортировка пострадавшего при пневмотораксе или переломе позвоночника (за каждый случай)

3

10.

Небрежное отношение к пострадавшему (за каждый случай).

5

11.

Халатное отношение спасателей-парамедиков к обязанностям

5

12.

Потеря снаряжения (за каждый случай)

1

13.

Отсутствие ухода и контроля за состоянием пострадавших во время транспортировки

5

Ведение радиообмена

1.

Не проведен контрольный выход на связь во время старта

5

2.

Не было выхода на связь в точках радиофикации

4

3.

Не произведен радиодоклад о диагнозе на базу

3

4.

Не произведен выход на взаимную связь между двойками при определении очередности транспортировки

3

5.

Неправильные медицинские формулировки при докладе о диагнозе на базу

3

6.

Неправильный диагноз

5

7.

Неправильное определение очередности транспортировки пострадавших

3

 






Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru