Полигонные учения в форме соревнований для подготовки геологов-санинструкторов
Источник: Библиотека экстремальных ситуаций
Справочно-методический сборник в 35 томах
Редактор и составитель Лучанский Григорий
Москва, ФГУНПП «Аэрогеология», 1995 г.
Подготовка геологов-санинструкторов - это многоплановая проблема, включающая в себя несколько основных направлений:
- теоретическая медицинская и спасательная подготовка;
- освоение практических навыков;
- физическая подготовка;
- отработка практических навыков в реальных условиях.
Последний пункт особенно важен, поскольку позволяет закрепить полученные знания и навыки, оценить степень подготовки участников, конкретизировать возможные ситуации.
Кроме того, подобные соревнования позволяют создать информационную базу для объективного анализа качества преподавания с целью повышения его эффективности и создания новых методик и форм обучения, отработке на практике способов работы с новыми видами оборудования.
Следующим фактором проведения учений в форме соревнований является возможность для участников почувствовать себя в обстановке, близкой к экстремальной, узнать собственные ощущения в состоянии стресса, обусловленного необходимостью самостоятельно принимать решения и действовать в непредвиденных условиях. Необходимость этого фактора определяется тем, что в реальной обстановке у санинструктора может не оказаться времени для длительного обдумывания, и решения придется принимать быстро, правильно и, в достаточной мере, автоматически. Поэтому еще в период обучения нужно до минимума сократить для курсанта ощущение ситуации как экстремальной и превратить ее в плановую.
В работе геологов не исключены моменты, когда деятельность санинструктора принимает облик работы спасателя: действия в шахтах, шурфах, в зоне повышенной сейсмической активности, в случае аварий на нефтяных скважинах, при работе геологических партий в отдаленной местности, авто- и авиакатастрофах; бури, штормы, цунами - при работе на шельфе. Поэтому, по нашему мнению, геолог-санинструктор должен владеть основами проведения спасательных работ и умело их организовывать и проводить до прибытия профессионалов-спасателей, либо привлекаться к крупным спасательным операциям при широкомасштабных катастрофах и стихийных бедствиях в составе сил МЧС.
Соревнования могут быть следующих видов:
1.На качество выполняемых работ.
2.На результат (максимально качественное выполнение задания за минимальное время).
Плановые учения проводятся после отработки основных тем общей и специальной подготовки в целях достижения слаженности и проверки готовности действовать в экстремальных условиях, как в группе, так и индивидуально.
Проверочные учения проводятся с целью демонстрации знаний и навыков курсантов представителям вышестоящих инстанций, а также при проведении рекламных мероприятий.
Опытные учения проводятся для апробации нового оборудования и отработки на практике новых методов обучения, обмена опытом с иными обучающими организациями. В последнем случае целесообразно проведение совместных семинаров и выработки более эффективных форм и методик обучения.
Классификация видов учений
Исходя из предложенной схемы, комплексные и тематические соревнования можно проводить с разным составом участников: либо в группе, либо в индивидуальном порядке. Комплексные учения представляют собой модель ситуации, в которой санинструктор сталкивается практически со всеми экстремальными факторами: и со сложным рельефом, и с особенностями той или иной климатической зоны, и с действиями в обстановке автономного существования, и с комплексом различных патологий. Такие учения имеет смысл проводить как итоговые либо как опытные или показательные.
Тематические соревнования проводятся по отдельным темам в период обучения и преследуют цель адаптации курсанта к экстремальным условиям работы и перевода их в плановые ситуации. Тематика соревнований может быть сколько угодно расширена в зависимости от прикладных особенностей деятельности геолога-санинструктора.
При отработке тематических заданий по различным патологиям имеет смысл на первоначальном этапе разделить терапевтические и хирургические нозологические формы как требующие различного подхода.
Деятельность в обстановке экстремальной ситуации также выносится в отдельную тему, поскольку в этих условиях возникает задержка госпитализации пострадавшего и возникает необходимость в достаточно длительном ведении пациента самостоятельно, пользуясь подручными средствами.
Целью проведения этапных и итоговых соревнований у геологов-санинструкторов является:
1.Квалифицированная оценка качества теоретической и практической подготовки.
2. Оценка быстроты выполнения тех или иных действий.
3. Выявление личных качеств у участников соревнований с целью выдачи конкретных рекомендаций для дальнейшей самоподготовки и формирования учебных и рабочих групп.
4. Оценка технической подготовленности и «глубины» тактического мышления.
5. Соотнесение количественного определения уровня качества (в баллах) и временного фактора с целью выявления победителя.
Для корректного решения задачи сравнения результатов участников необходимо стандартизировать:
1. шкалу оценки результатов (примером может служить судейская контрольная карта, разработанная в УМЦ «Готовность»);
2. равнотрудность заданий для всех участников, что может быть обеспечено:
- «стартом из-за угла»– это означает, что последующие участники не имеют возможности проследить за действиями своих предшественников. При этом рабочее задание выдается непосредственно перед стартом;
- одинаковыми особенностями рельефа, что предполагает выполнение практически одинаковых тактических действий: обработки склона, преодоление водных преград и т.п.;
- одинаковыми по трудности задачами, стоящими перед участниками.
Создание ситуационных задач - достаточно серьезная проблема, имеющая следующие особенности:
1. Медицинский аспект - экспресс-диагностика, принятие решения по ведению пострадавшего, выполнение манипуляций, наблюдение за транспортируемым, уход, взаимодействие с врачебной бригадой - радиопереговоры, доклад после доставки пострадавшего в медицинский пункт либо при передаче его мобильной врачебной бригаде.
2. Тактический аспект - поведение в искусственно экстремализированной ситуации, выполнение действий, направленных на выживание при прохождении маршрута с учетом окружающих условий либо профессионально прикладных особенностей.
3. Материально-технический аспект - обеспечение участников необходимым оборудованием и снаряжением, учебными пособиями, подготовка группы имитаторов, моделирующих ситуацию, согласно рабочему заданию, подготовка полигона также под эти задания.
Синтез вышеуказанных факторов позволяет создавать действительно интересные практические и логические задачи для проведения соревнований.
Опыт работы УМЦ «Готовность» показал, что умело подготовленные задачи вызывают живой интерес у участников соревнований, помогают проявиться опыту и знаниям, стимулируют командный дух и личную инициативу.
Примерами тематических соревнований могут быть:
1. Поисково-спасательные работы:
- проведение спасательных работ геологической партией в отдаленной местности при авиакатастрофе, происшедшей вблизи места расположения лагеря партии.
- поиск и оказание помощи заблудившемуся человеку в тайге (пустыне, горах, джунглях и т.д.).
- поисково-спасательные работы при стихийных бедствиях при привлечении в состав сил МЧС.
- поисково-спасательные работы при аварии в шахте.
2. Прикладные аспекты:
- оказание помощи пострадавшему (пострадавшим) при возгорании нефтяного (газового) фонтана, либо при аналогичных авариях на разрабатываемом месторождении.
3. Общемедицинская деятельность:
- массовое отравление (СДЯВ, растительными и животными ядами, алкоголем и его суррогатами и т.п.).
- вспышка инфекционного заболевания (в том числе и эндемичные заболевания, особо опасные инфекции).
- острые хирургические и терапевтические патологии, в том числе и обострения хронических патологий.
4. Выживание:
- оказание первой медицинской помощи в условиях автономного существования:
а) имеется возможность быстрой транспортировки пострадавшего;
б) имеет место задержка госпитализации.
Предложенная тематика всегда может быть дополнена в зависимости от прикладных особенностей организации, проводящей занятия и соревнования.
Во время соревнований, проводимых УМЦ «Готовность», использовалась следующая схема:
Подготовительный этап:
а). Создание плана согласно тематике соревнований.
б). Решение вопроса о месте проведения соревнований.
в). Рекогносцировка с привязкой на местности отдельных элементов плана.
г). Детализация плана на основании данных рекогносцировки.
д). Создание рабочих заданий с учетом особенностей местности, темы соревнований, прикладной специфики с последующим обсуждением и утверждением.
е). Подготовка, в соответствии с заданиями, группы имитаторов. Репетиция поведения, подготовка грима и т.д.
ж). Подготовка группы судей, задействованных на маршруте и контрольных точках.
з). Подготовка судейской и итоговой документации.
и). Подготовка снаряжения, укладок, атрибутики, маркеров маршрута в соответствии с тематикой, заданиями и материалами рекогносцировки.
к). Подготовка оборудования и снаряжения судейской группы (личная атрибутика, радиостанции, проверка связи и взаимодействия, полевой медицинский пункт, пункт питания - во время длительных учений).
л). Подготовка полигона:
- маркировка маршрута;
- подготовка контрольных точек;
- подготовка пунктов наблюдения;
- подготовка «зон экстремализации»;
- подготовка (при необходимости) пиротехнических средств;
- подготовка старта и финиша с возможностью организации раздельного старта групп участников и невозможностью обмена информацией с уже прошедшими маршрут.
м).Подготовительная работа с участниками соревнований:
- отработка теоретических и практических задач в период обучения;
- предварительное ознакомление участников с общими положениями и правилами проведения соревнований. Объяснение целей, задач, обязанностей и прав участников;
- знакомство с маркировкой, опознавательными знаками, таблицей штрафных очков;
- разбивка на группы, назначение (выбор) командиров групп;
- жеребьевка групп или отдельных участников;
- организация и проверка взаимодействия и связи;
- назначение места и времени сбора;
- форма одежды и экипировка.
Этап соревнований
а) Судейская группа (Руководитель соревнований, группа руководителя, судьи и имитаторы) прибывает на полигон заблаговременно (время варьируется в зависимости от сложности и продолжительности соревнований, протяженности маршрута).
б) Производится заключительный осмотр полигона, проверка оборудования и снаряжения.
в) В контрольных точках, на старте, финише размещаются судьи, снабженные задачами, судейскими картами, средствами связи; там же располагаются загримированные имитаторы, моделирующие ситуацию, согласно задачам.
г) Руководитель соревнований занимает командный пункт (КП).
д) Здесь же размещается группа руководителя, налаживая связь, разворачивая медицинский пункт и пункт питания.
е) С КП объявляется начало соревнований, очередные этапы, может быть подан сигнал о снятии группы с маршрута, частичный или полный отбой учений.
ж) КП может быть передвижным - в случае продолжительных соревнований либо большой протяженности маршрута.
з) Соответственно, заблаговременно готовятся точки базирования передвижного КП.
и) Прибытие участников на старт:
- в точно указанное время;
- построение;
- получение оборудования и проверка экипировки;
- медицинский осмотр, экспресс-оценка основных физиологических показателей;
- последний инструктаж.
к) О старте судьям и имитаторам на контрольных точках проходит оповещение с использованием радио-, звуковых и визуальных сигналов.
л) После старта группа сопровождается маршрутным судьей, фиксирующим ошибки и заносящим данные в судейскую карту. В эфир маршрутный судья имеет право выходить только в случае вызова с КП либо при травме участника.
м) При прохождении контрольной точки судья с этой точки дает оповещение на КП своим позывным - условной фразой, например: «Агат, я - Радон. Группа один прибыла на точку три»; «Агат, я - Радон. Группа один прошла точку три. До связи».
н) На контрольной точке маршрутный судья отдает судейскую карту с отметкой времени прибытия судье контрольной точки, который выдает задание участникам, следит за его выполнением, делает отметки в карте, возвращает карту с отметкой времени убытия маршрутному судье.
о) Действия участников:
- быстрое прохождение маршрута;
- правильная обработка деталей рельефа;
- поиск пострадавшего;
- оказание помощи: получение у судьи задачи; осмотр «пострадавшего»; оказание помощи; доклад о «пострадавшем» по радио врачебной бригаде;
- транспортировка «пострадавшего» к следующей контрольной точке и передача его судье (либо бригаде скорой медицинской помощи) с устным докладом;
- прохождение следующих подобных этапов с иными заданиями.
Действия участников могут быть изменены и дополнены каким угодно образом согласно иной тематике, либо с учетом прикладных особенностей.
Разбор соревнований
Проведение соревнований - это не самоцель, а средство повышения квалификации участников, их адаптации к условиям экстремальной ситуации, роста личного опыта; это путь к улучшению учебной и методической работы, повышению профессионализма организаторов соревнований. Поэтому в конце учений желательно проводить подробный анализ и разбор соревнований с учетом всех действующих лиц.
Выслушивается доклад судейской группы, который должен составляться на основе четкой балльной и временной оценки каждой из групп участников, а также экспертные оценки профессионалов: геологов, врачей и спасателей, принимавших участие в соревнованиях в составе группы руководителя.
Возможно составление графиков эффективности и стабильности работы участников на каждом из этапов соревнований, что позволяет дать рекомендации курсантам с целью улучшения их деятельности в тех или иных случаях.
Формы и критерии анализа могут быть различными, цель проведения аналитической работы устанавливается в каждом конкретном случае.
После доклада судейской группы начинается общее обсуждение выводов доклада, выводов экспертов; оценки качества обучения, претензий к принципам обучения, качеству преподавания и проведению соревнований, предложения по улучшению методик обучения и проведению соревнований.
Методическая работа
Оценка результатов соревнований в судейской группе.
Учет замечаний и предложений.
Разработка методических рекомендаций с учетом новых данных.
Изучаются теоретические положения и накопленный опыт по исследуемым вопросам.
Готовятся необходимые расчеты и положения, которые необходимо проверить на следующих учениях и соревнованиях.
К методической работе по интересующим вопросам привлекаются специалисты различных областей науки и техники.
Судейская контрольная карта
Первая медицинская помощь и сортировка
№ п/п
|
Ошибка
|
Штраф
|
1.
|
Не оказана первая медицинская помощь:
- тяжелобольному;
- пострадавшему средней тяжести;
- легкопострадавшему
|
5
|
2.
|
Не определен пульс
|
2
|
3.
|
Не проверено дыхание
|
2
|
4.
|
Не проверено состояние зрачков
|
2
|
5.
|
Не проведена ревизия полости рта
|
2
|
6.
|
Не определено наличие сознания
|
2
|
7.
|
Не обеспечена проходимость дыхательных путей (не запрокинута голова, не выдвинута челюсть)
|
4
|
8.
|
Неправильное применение лекарственных средств (за каждый случай)
|
3
|
9.
|
Неправильная оценка характера травмы и ее тяжести
|
3
|
10.
|
Неправильная медицинская сортировка или ее отсутствие
|
3
|
11.
|
Неправильно определена очередность выполнения мероприятий первой медицинской помощи у пострадавшего
|
3
|
12.
|
Непроведение противошоковых мероприятий
|
4
|
13.
|
Неправильно оказана помощь при синдроме длительного раздавливания
|
4
|
Жгут
|
1.
|
Чрезмерное перетягивание конечности жгутом
|
3
|
2.
|
Наложение жгута не на ту область
|
4
|
3.
|
Наложение жгута на голое тело без подкладки, ущемление жгутом кожи
|
5
|
4.
|
Не записано время наложения жгута
|
3
|
5.
|
Не произведен контроль пульса на периферическом сосуде
|
2
|
6.
|
Неправильное наложение жгута, что может вызвать повторное кровотечение, угрожающее жизни
|
5
|
7.
|
Сохраняется пульс на пережатой артерии
|
3
|
8.
|
Незнание точек прижатия артерий
|
3
|
9.
|
Неверное показание к наложению жгута
|
2
|
10.
|
Отсутствие визуального контроля за жгутом
|
1
|
Реанимация
|
1.
|
Не определен пульс
|
2
|
2.
|
Не проверено дыхание
|
2
|
3.
|
Не проверено состояние зрачков
|
2
|
4.
|
Не проведена ревизия полости рта
|
2
|
5.
|
Не обеспечена проходимость дыхательных путей (не запрокинута голова, не выдвинута челюсть)
|
4
|
6.
|
Не обеспечена герметизация
|
2
|
7.
|
Неправильное соотношение числа вдохов и нажатий на грудину
|
3
|
8.
|
Недостаточная сила нажатия при непрямом массаже сердца (амплитуда движения грудины менее 4-5 см)
|
2
|
Перевязочный материал
|
1.
|
Нарушение стерильности перевязочного материала
|
5
|
2.
|
Слишком тугая повязка, нарушающая кровообращение
|
2
|
3.
|
Неправильное положение бинта в руках обучаемого
|
1
|
4.
|
Повязка не закреплена или закреплена узлом над раной
|
2
|
5.
|
На рану не наложены стерильные салфетки
|
4
|
6.
|
Неправильное наложение повязки
|
3
|
Инъекции
|
1.
|
Нарушена стерильность при подготовке шприца к работе: при соединении отдельных частей шприца;
при соединении шприца с иглой (за каждую ошибку)
|
5
|
2.
|
Нарушена стерильность при взятии лекарственного вещества из ампулы
|
5
|
3.
|
Неправильный монтаж системы для капельного вливания
|
5
|
4.
|
Не обработана кожа в месте проведения инъекции
|
3
|
5.
|
Не снят жгут после введения иглы в вену
|
2
|
6.
|
Наличие воздуха в системе
|
2
|
7.
|
Неправильная техника проведения инъекций
|
3
|
Шины и транспортировка
|
1.
|
Неосторожное обращение с конечностью при наложении шины
|
4
|
2.
|
Недостаточная фиксация шины
|
3
|
3.
|
Нарушена последовательность выполнения приемов
|
2
|
4.
|
Наложенная шина не дает необходимой иммобилизации (неподвижности) поврежденной конечности
|
3
|
5.
|
Не обеспечено вытяжение поврежденной конечности
|
1
|
6.
|
Нежесткое крепление пострадавшего к носилкам
|
1
|
7.
|
Врезание шин или веревок в тело пострадавшего (за каждый случай)
|
2
|
8.
|
Неправильно определен способ выноса пострадавшего (за каждый случай)
|
2
|
9.
|
Неправильная транспортировка пострадавшего при пневмотораксе или переломе позвоночника (за каждый случай)
|
3
|
10.
|
Небрежное отношение к пострадавшему (за каждый случай).
|
5
|
11.
|
Халатное отношение спасателей-парамедиков к обязанностям
|
5
|
12.
|
Потеря снаряжения (за каждый случай)
|
1
|
13.
|
Отсутствие ухода и контроля за состоянием пострадавших во время транспортировки
|
5
|
Ведение радиообмена
|
1.
|
Не проведен контрольный выход на связь во время старта
|
5
|
2.
|
Не было выхода на связь в точках радиофикации
|
4
|
3.
|
Не произведен радиодоклад о диагнозе на базу
|
3
|
4.
|
Не произведен выход на взаимную связь между двойками при определении очередности транспортировки
|
3
|
5.
|
Неправильные медицинские формулировки при докладе о диагнозе на базу
|
3
|
6.
|
Неправильный диагноз
|
5
|
7.
|
Неправильное определение очередности транспортировки пострадавших
|
3
|