Экспедиционная медицина и выживание



Почему происходят аварии на спусках после восхождения

Почему происходят аварии на спусках после восхождения

Источник: Библиотека экстремальных ситуаций

Справочно-методический сборник в 35 томах

Редактор и составитель Лучанский Григорий

Москва, ФГУНПП «Аэрогеология», 1995 г.



Вопрос постоянен: когда опаснее - при подъеме или при спуске?

Если принять во внимание процентное соотношение, то, конечно, опаснее на подъеме: ведь 80-85% всех технических сложностей приходится на рельеф подъема и лишь 15 - 20% остается на спуск. На первый взгляд логично, где сложнее - там и опаснее. Значит, на спуске не может происходить более 1/5 всех аварийных ситуаций, но и на самом деле - половина, а то и больше.

В чем дело?

Среди альпинистов укоренилось мнение, что спуск с вершины - дело второстепенное, не основное, поскольку главное совершено - гора покорена.

К тому же техническая простота большей части спусков проходит на границе 1-3 категорий сложности. В этом и кроется возрастание лежащих на поверхности или скрытых от глаз опасностей, которые подстерегают в самый сложный момент, когда эйфория восхождения, момент покорения вершины притупляет его внимание.

Каковы же истинные причины опасности при спуске?

Обычно восхождение начинается ранним утром, а порой - ночью. В это время опасные зоны - камнепадоопасные, лавинообразные и другие участки маршрута - альпинист проходит в то время, когда они «спят»: снег скован ночным холодом, вода замерзла и не течет по скалам, ненадежно лежащие камни приморожены в своих гнездах и т.п. Достижение вершины и начало спуска выпадают на то время, когда эти участки вступают в активную форму существования: снег раскисает, опасные кулуары становятся просто непроходимыми, ледовые глыбы подозрительно трещат в основании...

На спуске группе гораздо чаще приходится применять одновременное движение, а это всегда требует от альпиниста при проскальзывании или потере равновесия быстрой реакции для организации самостраховки и страховки.

Одновременное движение - это движение спиной к склону, а это для самозадержания самое неудобное положение при срыве. На одинаковом по сложности рельефе положение лицом к склону всегда выигрышнее, да и уверенности оно дает больше, хотя темп движения снижается.

Спуск последнего в группе - один из серьезных моментов. Но мало кто на него обращает должное внимание. Это практически то же, что и первый при подъеме. Самое опасное в том, что за последним в группе практически никто не наблюдает.

И еще: вспомним, как раскладываются силы при проскальзывании (не при срыве, а именно при проскальзывании) на подъеме и на спуске. При подъеме сила тяжести человека и направление его движения противоположны, а на спуске - совпадают. Значит, начальная скорость движения проскальзывания тела больше, чем в первом случае.

К сожалению, у альпинистов стало чуть ли не правилом хорошего тона взвинчивать темп спуска до предела, не считаясь ни с тем, что в группе есть люди, которым такой темп просто не по силам, ни с тем, что существует спусковая усталость.

Особые приемы работы с веревкой - перила, спортивный спуск и дюльфер - чаще всего применяются именно на спусках. Конечно, при этом увеличивается темп спуска, но чаще теряется внимание на пунктах перестежки   при переходе с одной станции к другой. Отстегивание от страховочной веревки при спуске наблюдается значительно чаще, чем при подъеме, причем это делается гораздо быстрее, чтобы ускорить темп движения. При этом такая незначительная деталь, как самостраховка, нередко упускается вообще.

Казалось бы, не имеющий отношения к скорости спуска прием продергивания веревки после дюльфера, спортивного спуска или перил не должен вносить дезорганизующего начала, но и тут мы наблюдаем, что альпинисты резко рвут спусковую веревку вниз, мало обращая внимание на то, как она идет по рельефу, сбросит или не сбросит камень, может заклиниться или нет.

Важна также смена психологического настроения одного и того же альпиниста при подъеме и при спуске с вершины. Снова срабатывает принцип: главное (вершина) - позади. Понять это можно так: сложности подъема окончились и нет нужды осторожничать. С точки же зрения психологического отношения к опасностям спуска - все как раз впереди. Второстепенность спуска и логический вывод, что при этом темп может быть быстрее, еще подстегивается стремлением завершить спуск в один день и примчаться в лагерь. Неважно, что бежать придется в полной темноте по камням, моренам, снежному или ледовому рельефу.

Эта тенденция особенно характерна для групп, выходящих на однодневные восхождения, которые совершаются за светлое время дня и без промежуточного бивака, как принято говорить у альпинистов, «из лагеря - в лагерь». В этом случае с собой не берут палатку, запасные теплые вещи, да и снаряжение имеется в самом минимальном количестве. Фактор усталости при раннем выходе, взвинченный темп работы на протяжении всего дня и резкий темп спуска уже на закате или даже в темноте - все это в расчет уже не принимается.

Часто на спусках последним в группе ставится тот, кто накануне больше всех проработал в роли лидера на подъеме - пусть, мол, отдохнет на простой работе. Ему бы внимания побольше - ведь он накануне больше всех устал, а его ставят на весьма сложное рабочее место в группе. Психологическая нагрузка на него возрастает значительно больше. А если вспомнить, что замыкающие очень часто попадают в положение отстающих и догоняющих, то ни о каких мерах повышения безопасности при спуске нельзя и говорить.

Сюда следует отнести и такие мелочи, как сокращение пути спуска, срезание кусков маршрута, переход с известного на неизвестный путь - все это может быть предпосылкой для возникновения аварийной ситуации.

Приведем несколько примеров в подтверждение сказанного.

1. Малоопытные альпинисты на объективно опасном участке оказались без контроля со стороны инструктора.

При спуске с вершины Кичкинекол по маршруту 2А к.с. отделение значкистов растянулось, и направляющая связка оказалась вне зоны даже голосовой связи с командиром отделения. Первые участники вошли не в спусковой кулуар, а на один кулуар раньше, чем предписывало описание маршрута и тактический план восхождения. Крутизна склона начала превышать их умение самостоятельно организовывать движение и страховку. После проскальзывания первой участницы в первой связке происходит срыв ее напарника по связке. Вторая связка бросается им на помощь - и срывается. Инструктор отделения, видя такую картину, бросается вниз по склону и тянет за собой участников своей связки. Только случайность - инструктор обогнал всех падающих и скользящих участников отделения и заклинился в узкой горловине кулуара - позволила избежать трагического конца для многих участников отделения. Большая часть участников и инструкторов получили при этом серьезные травмы и были госпитализированы.

2. Спешка, выбор короткого, но объективно опасного пути.

Спуск с вершины Южный Домбай, ЗА к. с. Последняя связка, срезая путь, пройденный первыми связками, вышла на боковой снежник над ранклюфтом. Всякая страховка отсутствовала. Не был произведен осмотр пути и сам снежник над ранклюфтом. Под тонким слоем снега оказался сам ледовый склон. Проходя по снегу над ранклюфтом, второй участник связки срывается и, проскользнув по склону, падает в ранклюфт на глубину менее 6 м. Напарник даже рывка веревки не почувствовал. Падение привело к летальному исходу.

3. Бравада своей подготовленностью перед другими участниками группы.

Спуск с вершины Далар, 4А к. с. Движение проходило по верхней части снежного серпа. Свежий, только что выпавший снег лег тонким (до 10 см) слоем на промороженный фирновый склон. Организация страховки через ледоруб была сопряжена с трудностью забивания ледоруба в склон, поэтому верхнее гнездо было углублено только на треть длины древка ледоруба. Спустившись со скалы на снег, участник связки выпускает свою напарницу дальше вниз и, несмотря на то, что она еще не организовала ему нижнюю страховку, вынимает ледоруб из снежного гнезда и начинает длинными шагами - глиссированием - спуск к ней. На образовавшихся на подошвах снежных подушках ноги проскальзывают, и он, опрокинувшись на спину, начинает скользить вниз без попытки к самозадерживанию. Проезжая мимо своей напарницы, весело крича, он предлагает присоединиться к нему. К этому моменту скорость его скольжения была достаточно высокой, и, видя серьезность положения, он сделал единственную попытку к задержанию. Сильным рывком веревки напарница сорвана с места. Связка, пролетев по всему серпу, на первых же камнях была подброшена в воздух и выброшена, как с трамплина, вниз на бараньи лбы. Оба погибли.

4. Экономия на весе снаряжения.

Вершина Башха-Ауз, ЗА к. с. Из хижины Данги-кош группа вышла в плохую погоду: сильный ветер, дождь, снежная крупа. Тем не менее, на маршрут не взяли ни палатку, ни запас теплых вещей, ни примус. В плохих погодных условиях группа на пределе своих сил после одиннадцатичасовой непрерывной работы вышла на вершину. Отсутствие теплых вещей и части табельного снаряжения наложило отпечаток на дальнейшие действия группы: желая сократить время на всем, они даже не выходили на радиосвязь с базовым лагерем. При спуске с вершины один из участников почувствовал недомогание. Несмотря на принятые меры, во время дальнейшего спуска он умирает от общего переохлаждения организма.

4. Изменение тактического плана спуска, недоброкачественное снаряжение, плохая организация самостраховки.

Вершина Двойняшка, 4Б к. с. В тактическом плане восхождения спуск после достижения вершины был записан на юг - по обычному пути. На вершине группа по неизвестным причинам изменила направление и ушла на спуск по пути подъема - на северную сторону массива. По радио в базовый лагерь об этом не сообщили.

После очередного дюльфера при продергивании веревки инструктор (мастер спорта) встал так, что крюк и петля его самостраховки оказались ниже колен. После резкого рывка веревка вдруг легко пошла (что часто бывает в таких случаях), а инструктор, потеряв равновесие, опрокинулся навзничь и, не выпуская из рук веревки, упал на нижнюю полку, проскользнув по скале не более полутора метров. Сделанная из оплетки основной веревки петля его самостраховки оборвалась, и он улетел вниз по стене более чем на 500 м (перед выходом на восхождение инструктор подобные петли самостраховки сделал для каждого участника группы).

Еще пример подобного типа. На спуске с пика Гермогенова, 2Б к. с., инструктор учебного отделения при перестежке в месте блокировки перильных веревок не сделала самостраховки, сорвалась и погибла.

К сожалению, приведенный перечень далеко не исчерпывает печальных примеров травмирования и гибели альпинистов.

Что же следует делать для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие ситуаций, которые могут привести к несчастному случаю? Альпинизм - это такая область деятельности человека, где невозможны советы и рекомендации на любой случай альпинистской практики. Но, тем не менее, выполнение определенных правил помогает избежать неприятных ситуаций задолго до выхода на маршрут восхождения:

- разрабатывая тактический план восхождения, выделить все, что может быть опасным или неудобным при движении на спуске; определить ориентиры на случай работы в тумане; продумать и определить меры безопасности при движении в зонах повышенной опасности - буквально: что и как делать в ситуации каждому участнику группы;

- в группе должна быть определена основная установка: наиболее опасная часть пути - это спуск. Достигнув вершины, еще раз проиграть все возможные варианты спуска и учесть вероятные факторы опасности. Такую ситуацию надо поддерживать (если хотите - подкачивать) весь спуск, до травы;

- экономия веса на снаряжении и предметах экипировки, как правило, заставляет группу работать в рамках жесткого прессинга на всем протяжении пути, невзирая ни на какие объективные и субъективные обстоятельства - пропадает всякая возможность маневра при непогоде, даже самой кратковременной. Например: отсутствие кошек в группе исключает безопасное движение в изменившейся ситуации на маршруте, когда внезапно (до появления здесь группы) на участке маршрута открылся лед. Только тщательная проверка готовности группы может помочь избежать подобных ситуаций. Особенно это недопустимо в учебных отделениях, которые следует не только тщательно готовить к выходу, но и жестко проверять каждого участника: все ли он взял из необходимого снаряжения;

- предвидя необходимость организации спуска по закрепленной веревке, убедиться в умении каждого участника группы выполнять необходимые меры безопасности; организуя спуск, уделять первоочередное внимание блокировке точек закрепления спусковой веревки, наличию отдельных точек самостраховки для каждого участника - особенно при продергивании веревки или в конце спуска;

- начиная спуск, объяснить всей группе необходимость постоянного контроля за действиями последнего, которым, как правило, должен идти самый сильный и технически подготовленный участник группы (ни в коем случае замыкающим не ставить девушку); предусмотреть для него меры страховки; не оставлять его в роли догоняющего. Если говорить прямо, выбор последнего для спуска - это такая же тактическая задача при подготовке группы к восхождению, как и определение лидера на день работы, на ключевой участок или даже на длину веревки;

- появляющаяся в конце восхождения естественная усталость должна быть компенсирована волевым настроем, психологической настороженностью группы, каждого участника и, в первую очередь, самого руководителя группы;

- отклонения от маршрута спуска (кроме названных необходимостью обеспечения дополнительных мер безопасности), направленные на сокращение времени спуска за счет безопасности, вне всякой зависимости от последствий должны пресекаться самым решительным образом;

- темп движения при спуске определять по самому слабому (уставшему) участнику группы и там, где это необходимо, делать для него персональную страховку, вытаптывать ступени, в нужный момент оказаться рядом.   




Возврат к списку



Пишите нам:
aerogeol@yandex.ru