Программа "Спасательное дело"
Источник: Библиотека экстремальных ситуаций
Справочно-методический сборник в 35 томах
Редактор и составитель Лучанский Григорий
Москва, ФГУНПП «Аэрогеология», 1995 г.
Одним из направлений деятельности Учебно-методического центра «Готовность» является обучение населения по программе «Спасательное дело». Эта программа не предназначена для подготовки людей, ориентированных на работу с использованием специального снаряжения в заданных условиях (например, подготовка спасателей в угледобывающей промышленности или работы под водой). Мы готовим специалистов, население к использованию подручных и легко доступных средств и инструментов. Мы готовы обучать Вас использованию того снаряжения, которым Вы располагаете. Если у Вас нет ничего, мы предложим Вам выбор минимального комплекта снаряжения, достаточного для условий, которые Вы ставите. С этим комплектом мы и будем проводить для Вас выбранный Вами курс обучения.
Программа «Спасательное дело» ориентируется на общедоступное снаряжение, используемое в альпинизме и спелеотуризме.
Программа «Спасательное дело» включает несколько подпрограмм, ориентированных на подготовку разных категорий населения.
Подпрограмма 1.
Спасработы в городской черте.
Подпрограмма ориентирована на подготовку широких слоев населения и специальных подразделений (пожарников, милиции, спасателей, бригад скорой помощи и т.д.) к действиям по спасению людей в городской черте. Подготовка охватывает аварийные ситуации, связанные с разрушением зданий (пожары, взрывы, землетрясения и пр.) и авариями на транспорте (автомобили, поезда, самолеты и др.). Подпрограмма состоит из трех блоков:
- поиск и спасение пострадавших из полуразрушенных, горящих, задымленных зданий, лифтовых шахт, колодцев и т.д. Охватываются ситуации, предполагающие подъем-спуск спасателей и пострадавших. Этот блок подготовки ориентирован на обучение приемам подъема и спуска пострадавшего в носилках и без них, с учетом специфики городской зоны и степенью повреждений пострадавшего;
- поиск и спасение пострадавших в завалах, подвалах, трубопроводах и др. Проводится обучение по разбору завалов, транспортировке пострадавшего в узких проходах на носилках и без них;
- извлечение пострадавших из автомобиля, поезда, самолета и др. Проводится обучение по быстрому доступу к пострадавшему (вскрытие дверей, корпуса и др.), а также изучаются приемы использования аварийных и запасных выходов.
Подпрограмма 2.
Спасработы в полевых условиях.
Проводится подготовка специальных подразделений (спасотрядов, милиции, военных и др.) к действиям в условиях глобальных катастроф (землетрясение, крушение поездов и пр.), аварий и катастроф вдали от населенных пунктов, а также подготовка к действиям по спасению людей, терпящих бедствие (поиск пропавших, спасение в горах, пещерах и др.). Подпрограмма включает четыре блока подготовки:
- поиск и спасение пострадавших при глобальных катастрофах. Этот блок подготовки ориентирован на поиск и спасение людей в локальной зоне с большим числом пострадавших. Приемы транспортировки те же, что и в подпрограмме 1. Обучение методике сортировки пострадавших по оказанию первой помощи. Учитывается необходимость средств жизнеобеспечения спасателей и пострадавших;
- поиск и спасение в полевых условиях. Проводится обучение методике организации поисковых мероприятий на больших территориях. Обучение по обеспечению и связи поисковых групп, взаимодействию с транспортными средствами, выживанию с пострадавшими в экстремальных условиях. В этот блок входит также обучение по транспортировке пострадавшего на подручных средствах по простым формам рельефа.
- спасработы на сложном рельефе. Проводится обучение приемам поиска в лавинах, пещерах и транспортировке пострадавшего на сложном рельефе (вытаскивание из трещины, пещеры, транспортировка по стенам);
- спасработы малыми группами. Обучение ориентированию на экстремальную ситуацию, т.е. когда спасатель остался один. Проводится обучение приемам по подъему и спуску пострадавшего в одиночку на сложном рельефе, вытаскивание партнера из трещины и др.
В целом вся программа «Спасательное дело» ориентирована на действия двух спасателей, которые в большинстве случаев могут достаточно быстро добраться до пострадавшего, оказать помощь и транспортировать его, при этом обеспечивая взаимную страховку, а также связь с другими парами спасателей для привлечения их на помощь в сложной ситуации.
«Спасательное дело» - это должен знать каждый! Если за свою жизнь Вы спасете хотя бы одного человека - наша работа окажется оправданной. Приходите к нам.
Спецкурс «Спасательное дело»
№ п/п
|
Наименование темы
|
Кол-во часов
|
лекция
|
практика
|
всего
|
1.
|
Курс «Спасательное дело». Вводное занятие. Теоретическая беседа. Узлы, технические приемы, используемые при проведении спасательных работ.
|
3
|
-
|
3
|
2
|
Узлы, закрепление веревки, технические приемы. Приемы страховки спасателей и пострадавших.
|
-
|
8
|
8
|
3
|
Техника подъема пострадавшего.
|
-
|
8
|
8
|
4
|
Техника спуска пострадавшего:
а) по стене;
б) по наклонной переправе;
в) навесная переправа;
г) «маятником».
|
-
|
8
|
8
|
5
|
Разбор завалов, средства, техника транспортировки.
|
-
|
8
|
8
|
6
|
Транспортировка пострадавших с использованием подручных средств.
|
-
|
2
|
2
|
7
|
Транспортировка пострадавших на носилках.
|
-
|
2
|
2
|
8
|
Извлечение пострадавшего из замкнутого пространства.
|
-
|
4
|
4
|
9
|
Личная безопасность спасателей и пострадавших; меры, направленные на ее обеспечение Основы радиодела.
|
3
|
-
|
3
|
10
|
Изучение руководства по радиосвязи. Работа с аппаратурой.
|
3
|
3
|
6
|
11
|
Ознакомление со спасательным оборудованием. Изучение и тренировка по его использованию.
|
-
|
3
|
3
|
12
|
Поисково-спасательные работы в природных карстах и горных выработках.
|
|
|
|
13
|
Поисково-спасательные работы на воде (реки, озера, болота).
|
|
|
|
14
|
Поисково-спасательные работы в зоне стихийных бедствий.
|
|
|
|
15
|
Поисково-спасательные работы в горах, пустыне, тайге, тундре.
|
|
|
|
16
|
Итоговые учения с использованием материалов курса «Спасательное дело».
|
|
4
|
4
|
|
Итого:
|
9
|
50
|
59
|
Программа «Спасательное дело».
Подготовка населения и специализированных отрядов к действиям по оказанию помощи в условиях аварий и катастроф.
Блоки подготовки: краткое содержание, время для ознакомления с приемами (начальный этап подготовки).
Блок 1. Транспортировка пострадавшего на подручных средствах:
Практическое занятие
а) простейшие способы транспортировки (1-2 чел. на руках, в рюкзаке, петлях и пр.);
б) средства транспортировки: волокуши, мягкие и жесткие носилки, варианты изготовления и использования.
8-10 чел. - Обучение: 4 часа
20-30 чел. - Соревнования: 8 часов
Всего: 10-12 часов.
Блок 2. Снаряжение для спасработ в городской черте и его применение:
Лекция, семинар
а) состав комплекта снаряжения и назначение каждого компонента. Формирование укладки спасательного снаряжения;
б) узлы и технические приемы для обеспечения спасработ.
Обучение: 3 часа.
Блок 3. Страховка и самостраховка спасателей и пострадавших:
Практическое занятие
а) взаимная страховка и самостраховка спасателей, сигнализация, техника передвижения в руинах и пр.;
б) страховка пострадавших, взаимодействие групп спасателей при организации эвакуации.
8-10 чел. - Обучение: 4 часа
20-30 чел. - Соревнования: 8 часов
Всего: 12 часов.
Блок 4. Подъем и спуск пострадавшего на сложных и опасных участках:
Практическое занятие
а) подъем пострадавшего без сопровождения и с сопровождением;
б) спуск пострадавшего без сопровождения и с сопровождением;
в) использование навесной переправы (накладной ( для спуска-подъема спасателей и пострадавшего);
г) маятник ( применение для проведения спасработ.
6-8 чел. - Обучение: 10 часов
20-30 чел. - Соревнования: 10 часов
Всего: 12 часов.
Блок 5. Поиск и транспортировка пострадавших в завалах.
Практическое занятие
а) разбивка на зоны поиска, разбор завалов;
б) транспортировка пострадавшего в узких проходах.
Обучение: 4 часа.
Блок 6. Транспортировка пострадавшего на носилках:
Практическое занятие
а) транспортировка в подвалах, узких проходах и пр.;
б) подъем пострадавшего на носилках;
в) спуск пострадавшего на носилках;
г) переправа пострадавшего на носилках.
6-8 чел. Обучение: 7 часов
30 чел. Соревнования: 10 часов
Всего: 17 часов.
Блок 7. Вытаскивание пострадавшего из замкнутого пространства:
Практическое занятие с теорией
а) обзор технических средств, используемых для разрезания и т.п. металлических конструкций (автомобиль, самолет и пр.);
б) способы доступа к пострадавшему с использованием инструмента «FORCE» и др. (на примере автомобиля).
Обучение: 3-5 часов.
Блок 8. Средства жизнеобеспечения при работе в полевых условиях:
Лекция + практическое занятие
а) сухой паек ( состав, весовые характеристики (в зависимости от условий спасработ);
б) снаряжение для жизнеобеспечения;
в) НЗ;
г) суточный полевой выход.
Обучение: 24 часа.
Блок 9. Индивидуальная техника передвижения в горах
Лекция по технике (по необходимости) - 8-10 чел. - 10 часов.
Практические занятия - 20-30 чел. - 24 часа (минимум)
Соревнования - 10 часов
Всего - 44 час (минимум)
Блок 10. Страховка и самостраховка в горах. Взаимодействие связок:
Лекции по страховке др.-6-8 чел. - 7 часов
Практические занятия-20-30 чел. - 30 часов
Соревнования - 10 часов
Всего - 47 часов (минимум)
Блок 11. Техника «соло» в горах.
Теория и практика - 8 часов.
Блок 12. Техника передвижения в пещерах.
Теория и практика - 8 часов.
Блок 13. Вытаскивание пострадавшего из трещины (пещеры, провала и пр.): 6-8 чел.
Теория и практика - 20-30 чел. - 8 часов
Соревнования - 6 часов
Всего-14 часов
Блок 14. Подъем и спуск пострадавшего в горах. Поглощает блок 4. Отличия - в организации точек закрепления веревок, пунктов пересадки, наращивании веревок.
Всего: 20 часов.
Блок 15. Транспортировка пострадавшего на носилках. Поглощает блок 6.
Всего: 17 часов.
Блок 16. Спасработы в связке-двойке: 6-8 чел.
Практические занятия - 10-20чел. - 8 часов
Соревнования - 8 часов
Всего-16 часов
а) практические занятия 8 часов. 10-20 чел.
в) соревнования 8 часов.
Всего: 16 часов.
Подбор программы обучения заказчиком осуществляется по блокам. При этом какая-то часть каждого блока может быть аннулирована или изменена:
- например, заказчик получает только инфетические знания по всем блокам (лекции);
- может убираться из всех блоков элемент «соревнования» или объединяться для всех или группы выбранных блоков.
Часть блоков перекрывают по содержанию друг друга и при выборе этих блоков могут поглощаться частично по времени.
Из программы «Спасательное дело» можно рекомендовать для:
1.Геологов:
min. - Блок 1.
max. - Блоки 1, 8, 13-15.
- возможно также обучение по блокам 9-12, 16.
2. РСО (Реутовский спасотряд):
min. - Блок 1-7.
max. - Блоки 1-16.
3. Фельдшеры скорой помощи:
- блоки 1, 7.
Выбор блоков - на усмотрение заказчика. Для геологов - это действия в условиях автономного существования. Для спасателей большая часть программы просто необходима - как минимальный набор знаний. Для фельдшеров - изготовление шин, средств транспортировки из подручных средств, использование подручных средств и специального инструмента для извлечения пострадавших - как правило, такими знаниями фельдшеры не владеют или знакомы только теоретически.
Комплекс спасательного снаряжения для бригады спасателей (2-4 чел.)
Веревка основная (аналог из кевлара, стропы) 10-12 мм.
|
- 40 м
|
Веревка вспомогательная (кевлар или стропа) 6-8 мм.
|
- 60 м
|
Карабины
|
10 шт.
|
Зажим-эксцентрик
|
2 шт.
|
Спусковое устройство
|
1 шт.
|
Тормозное устройство
|
1 шт.
|
Блок-тормоз универсальный
|
1 шт.
|
Ролики для перегибов
|
2 шт.
|
Лесенка универсальная для прохождения проемов
|
1-2 шт.
|
Носилки мягкие, универсальные
|
1 шт.
|
Сиденье транспортировочное
|
1 шт.
|
Фонарь
|
1-2 шт.
|
Бобина с тросом 1- 1.5 мм
|
40-60 м (1-2 шт.)
|
Крюк универсальный
|
2-3 шт.
|
Шест транспортировочный (телескопический или складной)
|
1 шт.
|
Спальник-коврик транспортировочный
|
1 шт.
|
Носилки жесткие, складные
|
1 шт.
|
Универсальный инструмент «FORСE»
|
1-2 шт.
|
Закладной элемент
|
1-2 шт.
|
Примеры методических разработок
Блок № 2. Снаряжение для спасработ в городской черте и его использование.
Цель - знакомство с основным снаряжением и основными техническими приемами для проведения спасработ.
Форма проведения - теория 1 час, практическое занятие - 4 часа.
Состав группы - 8-10 человек.
Место проведения - класс, спортзал, полигон.
Снаряжение - комплект снаряжения для спасработ.
I. Теоретическая часть.
Перечень состава комплектов снаряжения для спасательных работ в городской черте. Выбор комплекта для обучения. Знакомство со снаряжением и его назначением.
Перечень узлов (№ 1 - «булинь», № 2 - «восьмерка», № 3 - «штык», № 4 - схватывающий, № 5 - узел Гарда) и областей их применения. Перечень техсредств (рогатка или другие тормозные устройства, молоток, универсальный крюк, зажимы, блоки, лесенки, закладки, «якорь») и сфер их применения.
Перечень техприемов (полиспаст, «карабинный» тормоз, маятник, навеска). Краткий разбор ситуаций, в которых применяются данные техприемы, обзор элементарных схем.
Рассказать о различных способах крепления грузовой веревки (с помощью универсального крюка, «якоря», закладок, заглушки, непосредственного привязывания к опоре), а также о способах крепления пострадавшего при транспортировке (за транспортировочную систему, на петлях, за ноги, на подручных средствах и т. д.). Показать схему подвески пострадавшего с сопровождающим (на отдельном «треугольнике», на конце грузовой веревки).
Минимальный комплект снаряжения для спасработ. Действия в критической ситуации, в случае отсутствия спасательного снаряжения. Использование подручных средств (цепей, проводов, шлангов, пожарного оборудования).
II. Практическая часть.
1. Демонстрация и отработка узлов №№ 1-5.
Каждый участник на отдельном коротком куске веревки (3-5 м) отрабатывает каждый узел по 3-4 раза.
2. Опробовать надевание и крепление транспортировочной системы на пострадавшего и на себя.
3. Крепление пострадавшего к грузовой веревке различными способами. То же - с сопровождающим. Дать участникам возможность самим попробовать себя в роли подвешенного пострадавшего. Отрабатывать на высоте не более 2 м.
4. Крепление грузовой веревки на подручных опорах (арматура, колонны, лестничные перила, батареи и т. д.) с помощью универсального крюка, «якоря», закладок, заглушки на карабин, непосредственного привязывания к опоре. Предварительная подготовка рабочей точки (расчистка, опробование). Основное требование к закреплению - надежность и удобство. Указать на опасность перетирания веревки на перегибе и методы борьбы с перетиранием(прокладки, оттяжки).
Каждый участник осваивает 3-4 способа крепления веревки.
Контролировать правильность вязки узлов, надежность закрепления веревки.
5. Знакомство с основными техприемами.
Демонстрация двух схем полиспаста: «короткого», с закреплением блока на верхней точке и «длинного», с закреплением блока на пострадавшем.
Демонстрация работы «карабинного» тормоза (вместо карабинов могут быть использованы молотки, рогатка, «лесенка» и т. д.). Веревка, выходящая из тормоза, должна быть подстрахована схватывающим узлом (или заменяющем его зажимом).
Элементарный маятник. Крепление пострадавшего к маятниковой веревке на узел или к зажиму с помощью короткой самостраховки или непосредственно через карабин на системе. Указать на необходимость вытяжной веревки, один конец которой (на системе пострадавшего, другой (фиксируется спасателем. Обратить внимание на обязательное присутствие спасателя, как на стартовой, так и на приемной площадке, а также, что пристегивание и отстегивание производится всегда и только спасателем! Голосовые или дублирующие их сигналы.
Маятник с последующим спуском (подъемом). Применение тормоза или вытяжной системы.
Блок № 4. Подъем и спуск пострадавшего на сложном и опасном рельефе.
Цель - отработка быстрого и безопасного подъема (спуска) пострадавшего на сложном и опасном рельефе.
Форма проведения - практическое занятие: обучение -9 часов;
- контрольное занятие - 10 часов.
Состав группы: 8-10 чел. на одного обучающего инструктора.
Место проведения - спортзал, полигон, карьер.
Снаряжение - комплект снаряжения для спасателей.
1.Техника подъема пострадавшего.
1а. Подъем без сопровождающего.
«Пострадавший» и один из спасателей - на нижней площадке. Спасатель принимает сверху конец грузовой веревки, пристегивает «пострадавшего» одним из допустимых способов (на системе, бухте, петлях, рюкзаке, платформе, ремне). Он визуально следит за подъемом и подает голосовые или дублирующие их сигналы поднимающим. Остальные спасатели наверху организуют систему подъема:
1.Ручным усилием;
2.Полиспастом с закреплением блока на верхней точке;
3.Полиспастом с закреплением блока на пострадавшем (с использованием узла Гарда).
Показать организацию полиспаста с помощью отдельной веревки.
Особое внимание уделить прохождению перегиба: один из спасателей выходит на перегиб (на самостраховке) и за обвязку помогает подтянуть пострадавшего. Объяснить важность «приема» пострадавшего (сразу пристегнуть на самостраховку, либо вывести в безопасное место.
При наличии препятствий на пути подъема нижний спасатель работает с оттягивающей веревкой.
Контролировать безопасность подъема, правильность схемы полиспаста, правильность узлов. Работа в опасной зоне - только на самостраховке.
Отработать не менее 2 раз, с минимальным составом (2 человека) и оптимальным составом (3 человека).
1б. Подъем с сопровождением.
Показать крепление пострадавшего и сопровождающего:
с помощью системы «треугольник»;
на конце грузовой веревки.
Плечо, идущее к пострадавшему, на 10-15 см короче, чем плечо к сопровождающему. Самостраховки пострадавшего и сопровождающего сблокированы. Показать, что для удобства подъема возможны вспомогательные перила.
В остальном отрабатывается как в п. 1а, не менее 2 раз, с минимальным составом (2 спасателя) и с оптимальным составом (4 спасателя).
Контролировать правильное положение пострадавшего.
2.Техника спуска пострадавшего.
2а. Спуск без сопровождающего.
Организация «карабинного» тормоза (могут быть использованы рогатки, молотки и т. д.). Спасатели на верхней площадке пристегивают «пострадавшего» выбранным допустимым способом и начинают его спуск.
Один из спасателей должен находиться на перегибе и визуально контролировать спуск. Обратить внимание на недопустимость спуска на площадку без принимающего. В случае необходимости принимающий подтягивает пострадавшего отдельной веревкой (организуется заранее).
Отстегивать пострадавшего от веревок может только спасатель!
Оговорить голосовые или дублирующие их команды.
Контролировать правильность организации тормоза, узлов, скорость и безопасность спуска. Работа в безопасной зоне - только на самостраховке.
Объяснить необходимость психологической подготовки пострадавшего.
Отработать не менее 2 раз, с минимальным составом (2 спасателя), спуск на спасательной системе и спуск на люльке.
2б. Спуск с сопровождающим.
Крепление пострадавшего и сопровождающего - см. п. 1б.
Показать, что для удобства возможны вспомогательные перила, за которые сопровождающий придерживается при спуске (особенно при прохождении перегиба).
Для взаимодействия спасателей оговариваются голосовые или дублирующие их сигналы.
В остальном занятие проводить как в п. 2а, не менее 2 раз, с минимальным составом (2 спасателя) и с оптимальным составом (4 спасателя).
2в. Спуск с наращиванием.
Спасатели по команде приостанавливают спуск пострадавшего (пострадавшего с сопровождающим). Грузовая веревка при этом фиксируется (после тормоза) схватывающим узлом, конец которого закреплен таким образом, чтобы в нужный момент его можно было развязать под нагрузкой. Конец грузовой веревки пристегивается карабином или привязывается к новой веревке, пропущенной заранее через второй тормоз и подстрахованной схватывающим. Объяснить, что важно не допустить рывка при переносе нагрузки с одной веревки на другую и освобождении старого тормоза.
В остальном занятие проводить как в п. 2а и 2б.
Отработать не менее 2 раз.